Что такое gain на сабвуфере

Как настроить усилитель (Gain, LPF, HPF)

Содержание:

Что такое gain на сабвуфере. Смотреть фото Что такое gain на сабвуфере. Смотреть картинку Что такое gain на сабвуфере. Картинка про Что такое gain на сабвуфере. Фото Что такое gain на сабвуфере

Настройка усилителя | основы

Настройка усилителя для сабвуфера и остальной аудиосистемы может поставить новичка в тупик. Утонченная настройка — дело не простое и требует большого опыта или помощи профессионала.

На этой странице мы разберем основные, базовые настройки — чтобы у вас ничего не сгорело, сабвуфер не пытался отыгрывать скрипку и все было на своих местах.

HPF / LPF (ФВЧ / ФНЧ)

Что такое gain на сабвуфере. Смотреть фото Что такое gain на сабвуфере. Смотреть картинку Что такое gain на сабвуфере. Картинка про Что такое gain на сабвуфере. Фото Что такое gain на сабвуфере

Hight pass filter (HPF), он же фильтр высоких частот (ФВЧ) — отфильтровывает (отсекает) низкие частоты, оставляя высокие.

При настройке сабвуферного усилителя установите регулятор примерно на 20 Hz, чтобы отсечь инфразвук и не тратить энергию, так как вы все равно его не услышите. Для среднечастотных динамиков HPF выставляется в районе 80 Hz, чтобы убрать диапазон низких частот, для которого динамик не предназначен и не сможет его отыграть. Если у вас выделены отдельные каналы или даже отдельный усилитель для твиттеров (пищалок) — HPF выставляется в районе 3000 — 5000 Hz в зависимости от модели, что бы не спалить их.

Все приведенные цифры являются примерными, для получения более точных и безопасных значений изучите характеристики ваших динамиков!

Low pass filter (LPF), он же фильтр низких частот (ФНЧ) — противоположен HPF и срезает верхние частоты, оставляя нижние.

Для сабвуферов устанавливается в районе 50-80 Hz в зависимости от типа оформления (ЗЯ, ФИ, и т.п.), чтобы отсечь частоты, для которых сабвуфер не предназначен. Аналогично и со среднечастотниками, для них режьте в районе 1400-1600 Hz.

Если есть возможность, то можно ограничить твиттеры на 20 000 Hz, но это не обязательно.

Gain \ Level

Что такое gain на сабвуфере. Смотреть фото Что такое gain на сабвуфере. Смотреть картинку Что такое gain на сабвуфере. Картинка про Что такое gain на сабвуфере. Фото Что такое gain на сабвуфере

Gain (чувствительность) часто путают с громкостью, но это не совсем правильно.

Gain (гейн) — это регулировка входной чувствительности усилителя для согласования с магнитолой. Но не будем забираться в дебри и рассмотрим эту настройку с точки зрения полезной для пользователя.

Иногда значение Вольт (V) указанное на регуляторе может ввести в заблуждение. Дело в том, что чувствительность измеряется в Вольтах. Чем меньше V — тем выше чувствительность — тем громче будет играть динамик и наоборот.

Для начала будет полезно посмотреть понятое видео про то, как работает гейн на усилителе:

Настройка гейна на слух (1 способ)

Имея хорошее сабовое звено, не пользуйтесь эквалайзером и различными басовыми улучшайзерами, забудьте про bassboost на усилителе — поэтому перед настройкой гейна проверьте чтобы все это было отключено!

Установите регулятор на минимум и включите музыку, которую вы обычно слушаете. Прибавляйте громкость магнитолы на 3/4 от максимума, услышав искажения в звучании саба раньше — остановитесь и убавьте громкость на пару делений. Переходите к усилителю. Попросите помощника медленно прибавлять регулятор гейна до появления новых искажений, а услышав их, остановите вращение и убавьте на 10 %.

Настройка гейна на слух (2 способ)

Если вы не доверяете своему слуху и боитесь во время не услышать изменения, тогда воспользуйтесь более точным способом — с помощью синусов.

Если вы настраиваете сабвуфер, то используйте 40 Гц, в случае если ваш корпус настроен выше 40 Гц или у вас закрытый ящик, тогда берите 50 Гц, (скачать синусы в разделе Загрузки). Для настройки гейна для усилителя мидбаса возьмите 315 Гц.

Синус или тон (в нашем случае) — тоновый сигнал определенной частоты, изменения в звучании которого вы легко услышите

Установите гейн на минимум, включите ваш синус и прибавляйте громкость магнитолы. При изменении звучания тонового сигнала остановитесь и убавьте на пару делений (выставьте ограничение максимальной громкости на это значение, если в вашей магнитоле есть такая функция). Переходите к усилителю. Аналогично первому способу прибавляйте гейн. При изменении звучания остановитесь и убавьте на 10%.

Настройка гейна с помощью мультиметра или осциллографа

Настройка уровня гейна с помощью приборов является грамотным и точным согласованием. При этом не напрягается ни динамик ни ваши уши. Подробно о такой настройке показано в видео на нашем Ютуб канале:

Обратите внимание, что при настройке с помощью мультиметра вы должны быть уверены в мощности, заявленной производителем усилителя.

Subsonic

Что такое gain на сабвуфере. Смотреть фото Что такое gain на сабвуфере. Смотреть картинку Что такое gain на сабвуфере. Картинка про Что такое gain на сабвуфере. Фото Что такое gain на сабвуфере

Subsonic — это тот же фильтр высоких частот (HPF) на сабовых усилителях (часто на моноблоках) — отрезает инфразвук. Устанавливайте его по умолчанию примерно на 20-25 Hz. При углубленной настройке, сабсоник выставляется для предотвращения чрезмерного хода диффузора. Поочередно включаются синусы ниже частоты настройки корпуса сабвуфера и по наблюдению за величиной хода диффузора выбирается нужное значение.

Bassboost

Что такое gain на сабвуфере. Смотреть фото Что такое gain на сабвуфере. Смотреть картинку Что такое gain на сабвуфере. Картинка про Что такое gain на сабвуфере. Фото Что такое gain на сабвуфере

Bassboost — повышает громкость на определенной частоте, как правило это 40-45 Hz. При использовании басбуста шанс спалить сабвуфер резко повышается, так как клипп наступает значительно раньше. В большинстве случаев bassboost не нужен и если вы новичек, то просто примите правило «Басбуст не трогать!»

Опытными людьми он может использоваться для увеличения полки АЧХ, чтобы вытянуть провалы в определенных частотах, но это уже глубокие настройки и эффект не всегда оправдает риск.

X-over

Что такое gain на сабвуфере. Смотреть фото Что такое gain на сабвуфере. Смотреть картинку Что такое gain на сабвуфере. Картинка про Что такое gain на сабвуфере. Фото Что такое gain на сабвуфере

X-over — переключатель фильтров. Присутствует в случае, когда у усилителя не предусмотрена регулировка для каждого фильтра в отдельности. HPF — режет снизу, LPF — режет сверху, Full / Flat — фильтры отключены.

Регулятор фазы (Phase)

Что такое gain на сабвуфере. Смотреть фото Что такое gain на сабвуфере. Смотреть картинку Что такое gain на сабвуфере. Картинка про Что такое gain на сабвуфере. Фото Что такое gain на сабвуфере

Регулятор фазы — является частью углубленной настройки — меняет фазу динамика. Бывает фиксированный переключатель 0 / 180° и регулятор 0° — 180°. Читайте отдельную тему: Фаза сабвуфера — правильная настройка.

Master/Slave

Что такое gain на сабвуфере. Смотреть фото Что такое gain на сабвуфере. Смотреть картинку Что такое gain на сабвуфере. Картинка про Что такое gain на сабвуфере. Фото Что такое gain на сабвуфере

Этот переключатель используется при мостовом подключения моноблоков. Master устанавливается на усилителе, к которому подходят RCA («тюльпаны») от магнитолы, Slave ставится на подсоединяемом моноблоке.

Видео

Что такое gain на сабвуфере. Смотреть фото Что такое gain на сабвуфере. Смотреть картинку Что такое gain на сабвуфере. Картинка про Что такое gain на сабвуфере. Фото Что такое gain на сабвуфере
Читать еще:

Полезный материал? Поделитесь, если так:Нажмите кнопку, чтобы поделиться материалом:

Источник

Как настроить усилитель для сабвуфера в машине

Что такое gain на сабвуфере. Смотреть фото Что такое gain на сабвуфере. Смотреть картинку Что такое gain на сабвуфере. Картинка про Что такое gain на сабвуфере. Фото Что такое gain на сабвуфере Что такое gain на сабвуфере. Смотреть фото Что такое gain на сабвуфере. Смотреть картинку Что такое gain на сабвуфере. Картинка про Что такое gain на сабвуфере. Фото Что такое gain на сабвуфере Что такое gain на сабвуфере. Смотреть фото Что такое gain на сабвуфере. Смотреть картинку Что такое gain на сабвуфере. Картинка про Что такое gain на сабвуфере. Фото Что такое gain на сабвуфере

HPF / LPF (ФВЧ / ФНЧ)

Что такое gain на сабвуфере. Смотреть фото Что такое gain на сабвуфере. Смотреть картинку Что такое gain на сабвуфере. Картинка про Что такое gain на сабвуфере. Фото Что такое gain на сабвуфере

Hight pass filter (HPF), он же фильтр высоких частот (ФВЧ) — отфильтровывает (отсекает) низкие частоты, оставляя высокие.

При настройке сабвуферного усилителя установите регулятор примерно на 20 Hz, чтобы отсечь инфразвук и не тратить энергию, так как вы все равно его не услышите. Для среднечастотных динамиков HPF выставляется в районе 80 Hz, чтобы убрать диапазон низких частот, для которого динамик не предназначен и не сможет его отыграть. Если у вас выделены отдельные каналы или даже отдельный усилитель для твиттеров (пищалок) — HPF выставляется в районе 3000 — 5000 Hz в зависимости от модели, что бы не спалить их.

Все приведенные цифры являются примерными, для получения более точных и безопасных значений изучите характеристики ваших динамиков!

Что такое gain на сабвуфере. Смотреть фото Что такое gain на сабвуфере. Смотреть картинку Что такое gain на сабвуфере. Картинка про Что такое gain на сабвуфере. Фото Что такое gain на сабвуфере

Low pass filter (LPF), он же фильтр низких частот (ФНЧ) — противоположен HPF и срезает верхние частоты, оставляя нижние.

Для сабвуферов устанавливается в районе 50-80 Hz в зависимости от типа оформления (ЗЯ, ФИ, и т.п.), чтобы отсечь частоты, для которых сабвуфер не предназначен. Аналогично и со среднечастотниками, для них режьте в районе 1400-1600 Hz.

Если есть возможность, то можно ограничить твиттеры на 20 000 Hz, но это не обязательно.

Как не допустить распространённых ошибок

Многие владельцы авто считают, что если диффузор активно движется и чуть ли не «выпрыгивает» из динамика, то это свидетельствует о правильной настройке басов. На самом деле всё совсем не так. Это значит, что у вас имеются проблемы с настройкой фильтра низких частот. Если его отрегулировать, звучание станет намного более чётким и «упругим», пропадёт гудение.

Ещё одна ошибка — расположение овальных динамиков и сабвуфера в задней части машины. В этом вопросе важно не переусердствовать. Овальные динамики и сами по себе издают довольно низкие звуки, так что если расположить их рядом с сабвуфером, вы сильно потеряете в «сочности» басов.

Что такое gain на сабвуфере. Смотреть фото Что такое gain на сабвуфере. Смотреть картинку Что такое gain на сабвуфере. Картинка про Что такое gain на сабвуфере. Фото Что такое gain на сабвуфере

Не настраивайте савбуфер таким образом, что слушать музыку в машине будет вредно для здоровья

Трудно дать универсальную инструкцию по регулировке акустической системы авто — все слишком сильно зависит от личных предпочтений. Однако, следуя вышеизложенным правилам, вы добьётесь хорошего звучания и уже потом сможете настроить акустику своими руками под индивидуальные требования.

Сабвуфер является хорошим дополнением к акустической системе автомобиля. Но стоит учесть, что покупка дорого сабвуфера не гарантирует качественное звучание, т. к. это устройство нуждается в правильной настрйоке. Чтобы подключить и настроить сабвуфер должным образом, необходимо не только обладать хорошими слухом, но и глубокими знаниями теории автозвука.

Конечно, перед тем, как настроить сабвуфер в машине, лучше всего обратиться за помощью к специалистам, а тем автолюбителям, которые хотят сделать это самостоятельно будет полезна эта статья.

Gain Level

Gain (чувствительность) часто путают с громкостью, но это не совсем правильно.

Gain (гейн) — это регулировка входной чувствительности усилителя для согласования с магнитолой. Но не будем забираться в дебри и рассмотрим эту настройку с точки зрения полезной для пользователя.

Иногда значение Вольт (V) указанное на регуляторе может ввести в заблуждение. Дело в том, что чувствительность измеряется в Вольтах. Чем меньше V — тем выше чувствительность — тем громче будет играть динамик и наоборот.

Для начала будет полезно посмотреть понятое видео про то, как работает гейн на усилителе:

Настройка гейна на слух (1 способ)

Имея хорошее сабовое звено, не пользуйтесь эквалайзером и различными басовыми улучшайзерами, забудьте про bassboost на усилителе — поэтому перед настройкой гейна проверьте чтобы все это было отключено!

Установите регулятор на минимум и включите музыку, которую вы обычно слушаете. Прибавляйте громкость магнитолы на 3/4 от максимума, услышав искажения в звучании саба раньше — остановитесь и убавьте громкость на пару делений. Переходите к усилителю. Попросите помощника медленно прибавлять регулятор гейна до появления новых искажений, а услышав их, остановите вращение и убавьте на 10 %.

Настройка гейна на слух (2 способ)

Если вы не доверяете своему слуху и боитесь во время не услышать изменения, тогда воспользуйтесь более точным способом — с помощью синусов.

Если вы настраиваете сабвуфер, то используйте 40 Гц, в случае если ваш корпус настроен выше 40 Гц или у вас закрытый ящик, тогда берите 50 Гц, (скачать синусы в разделе Загрузки). Для настройки гейна для усилителя мидбаса возьмите 315 Гц.

Синус или тон (в нашем случае) — тоновый сигнал определенной частоты, изменения в звучании которого вы легко услышите

Установите гейн на минимум, включите ваш синус и прибавляйте громкость магнитолы. При изменении звучания тонового сигнала остановитесь и убавьте на пару делений (выставьте ограничение максимальной громкости на это значение, если в вашей магнитоле есть такая функция). Переходите к усилителю. Аналогично первому способу прибавляйте гейн. При изменении звучания остановитесь и убавьте на 10%.

Настройка гейна с помощью мультиметра или осциллографа

Настройка уровня гейна с помощью приборов является грамотным и точным согласованием. При этом не напрягается ни динамик ни ваши уши. Подробно о такой настройке показано в видео на нашем Ютуб канале:

Обратите внимание, что при настройке с помощью мультиметра вы должны быть уверены в мощности, заявленной производителем усилителя.

Настройка пассивного сабвуфера или как правильно настроить Ваш любимый саб

Что такое gain на сабвуфере. Смотреть фото Что такое gain на сабвуфере. Смотреть картинку Что такое gain на сабвуфере. Картинка про Что такое gain на сабвуфере. Фото Что такое gain на сабвуфере

О настройке сабвуфера в общих чертах

Настройка пассивного сабвуфера — дело не столько сложное, сколько ответственное. От правильной настройки саба зависит общее качество звучания аудиосистемы в Вашей машине. При хорошей настройке мы получим глубокий и чёткий бас без посторонних шумов и не мешающий звучанию остальных компонентов акустической системы машины. В противном же случае нас ждут помехи, кривой АЧХ, мешающий звуковую картину всей аудиосистемы, а то и перегрев и выход из строя самого сабвуфера. Естественно, что все сабвуферы разные и общих настроек для всех попросту нет. Но есть некоторые условия настройки, понимая которые Вы сможете настроить любой сабвуфер, даже различные сабы созданные для разных целей. В данном материале обратим наибольшее внимание на настройку пассивных сабвуферов, так как активные сабы довольно хорошо подготовлены производителем и настраивать там практически ничего не нужно, а те настройки, которые можно там подкрутить, будут нами рассмотрены в отношении к пасивным сабам и применимы в той же мере и к активным.
Начиная рассуждение о настройке сабвуферов невозможно не коснуться темы коробов, хоть сегодняшний материал посвещен не ей, всё же стоит упомянуть, что для пассивного сабвуфера очень хорошим, а возможно даже и лучшим вариантом короба является фазоинверторный короб. Он, в отличии от ЗЯ (закрытого ящика) позволяет добиться гораздо больше КПД от сабвуфера. У bandpass — исполнения короба он выиграет простотой реализации, т.к. качественный бандпасс-короб иногда не удаётся сделать даже фирмам, производящим сабвуферы. Среди фазоинверторных коробов предпочтение стоит отдать коробу с фазоинверторной трубой, а не щелевому, т.к. щелевой короб невозможно перенастроить в последствии. Такой вариант фазоинверторного короба для саба изготовляется исключительно профессионалами, знающими заранее как будет играть сабвуфер в таком коробе и проделывают отверстия в определённом и чётко выверенном месте. Фазоинверторная труба же может быть удлинена или укорочена, подогнана в зависимости от необходимости и имеет хоть какую-то гибкость в изменении параметров короба.

Далее уделим внимание цели, для которой установливаем и настраиваем наш пассивный сабвуфер. Основной упор предлагаемых настроек будет сделан на качество баса, а не на давление, или как его еще называют «ветер». Которого, в принципе, добиться не так уж и сложно, достаточно иметь пару 15 или даже 12 дюймовых сабвуферов и гармонично разместить их в «стенке». Главное в этом деле, как не трудно догадаться, диаметр окружности, или попросту говоря размер диффузора сабвуфера. А чтобы получить качественную музыку от сабвуфера, которую приятно было бы слушать в режиме повседневного использования, следует правильно настроить саб в машине, а именно разобраться с настройками магнитолы (головного устройства), кроссовера и усилителя.

Что такое gain на сабвуфере. Смотреть фото Что такое gain на сабвуфере. Смотреть картинку Что такое gain на сабвуфере. Картинка про Что такое gain на сабвуфере. Фото Что такое gain на сабвуфере

Настройка на магнитоле, кроссовере и усилителе

Настройка сабвуфера на всех этих компонентах акустической системы заключается в фильтровании частот и настройке крутизны среза, которые будет воспроизводить саб. Прелесть здесь заключается в том, что настроив фильтры частот и крутизну среза на одном элементе, скажем, на магнитоле, уже можно не трогать настройки ни на кроссовере, ни на усилителе. Но не всегда так получается и зачастую, приходится экспериментировать на слух и подкручивать параметры где-то еще. Итак, на магнитоле нам необходимо будет в настройках найти такой параметр как LPF или ФНЧ или как угодно еще, ведь при русификации магнитолы его могли обозвать как угодно. Но если он у вас есть, это уже очень хорошо, ведь если Вы его нашли, значит магнитола у Вас с уже встроенным в неё активным кроссовером! Поэтому внешний кроссовер Вам, по крайней мере для сабвуфера, уже не понадобится. LPF или low pass filter — называется фильтром низких частот (ФНЧ), потому что ограничивает устройство (сабвуфер, в нашем случае) в воспроизведении более высоких частот. Можно так же встретить и такой фильтр как HPF (high pass filter). Он ограничивает динамик в воспроизведени низких частот, не давая динамику играть «на понижение», но на сабвуфере он нам совершенно ни к чему, так как сабвуфер воспроизводит самые низкие частоты. По сути, начиная их играть с самого начала, от 20Гц. Ниже наше ухо услышать уже не может, поэтому и фильтровать там абсолютно нечего. Этот фильтр нужен для других динамиков.

Чтобы было понятнее, разберем на примере — наш саб способен играть частоты от 20 Гц и выше, но выше, допустим, 63 Гц нам уже не нужно. Ибо там его у нас подхватывает мидбасс. В этом случае мы выставляем ФНЧ на 63 Гц. Это не значит что сабвуфер резко перестанет воспроизводить частоты выше установленной границы, нет, он плавно перестанет играть их после 63 Гц, постепенно отдавая инициативу мидбасовому динамику (в значении HPF для которого мы установим так же 63Гц, но сделаем это уже на кроссовере или усилителе). А вот насколько постепнно он будет отдавать эту инициативу зависит уже от крутизны среза, которую мы установим, или которая будет являться неизменным значением в случае использования пассивного кроссовера. В настройках магнитолы она обозначается как slow или что-то связанное с дБ/окт, потому как измеряется в децибелах деленых на октаву. Базовым параметром является 12дБ/окт. (Рассчет параметров кроссовера и таблица базовых значений крутизны среза для каждого из элементов акустики) — это плавный переход в воспроизведении частот от одного динамика к другому, есть так же 24дБ/окт — переход происходит значительно резче, и 48дБ/окт — резкий переход, особенно сильно ограничивает динамик в воспроизведении частот на высокой громкости. Применеие каждого из этих значений субъективно и имеет место при той или иной аппаратуре и тех или иных пристрастиях слушателя. На внешнем активном кроссовере мы встретим те же самые настройки, а на внешнем пассивном кроссовере мы ничего настроить не сможем, так как он производится с уже предустановленными неизменяемыми параметрами.

Если же магнитола у Вас процессорная и в ней имеется качественный эквалайзер, то в отведенном фильтрами промежутке частот, воспроизводимых сабвуфером (еще этот промежуток называют «полкой»), есть возможность понизить мощность воспроизведения тех частот, которые Вам не особо-то необходимы. Это позволит снять нагрузку с сабвуфера и значительно уменьшит шанс его выхода из строя. Правда, понять, какие частоты Вам более необходимы, а какие — менее, можно только путем замеров, на каких же из них сабвуфер выдаёт наибольшее давление. Но стоит этим заморачиваться только в том случае, если вы достигаете какого-то спортивного интереса. Во всех остальных случаях, если вы не насилуете свой сабвуфер сверхнагрузками, этими манипуляциями можно не озадачиваться.

Итак, настройки на усилителе. В принципе, они в основном идентичны, здесь — параметр «Gain» прирост мощности. Можно крутить как угодно, он влияет лишь на громкость. LPF — если настроен на магнитоле, то можно его не трогать. HPF — его часто не встретить на магнитоле, поэтому, если используем его для сабвуфера, то… точно так же не применяем его, ибо отрезать снизу у самого низкого в воспроизводимой линейке частот звена, коим является саб, попросту негечего. В качественных усилителях мы так же можем получить возможность настраивать крутезну среза, так как в них установлен активный кроссовер. Здесь нам усилитель может предложить использовать очень и очень плавную крутизну среза в 6дБ/окт. Необходимости в ней нет, так как в подавляющем большинстве случаев нам более пригодятся базвые 12дБ/окт. С крутилками разобраться будет не сложно, но станет сделать это еще легче, посмотрев видеоролик в конце статьи. На этом, пожалуй, с принципами вправильной настройки сабвуфера от магнитолы, усилителя и кроссовера мы разобрались

В завершении хотелось бы только отдельно коснуться подключения сабвуфера от усилителя мощности. Здесь нужно обратить внимание на мощность как сабвуфера, так и усилителя. И мощность последнего должна быть обязательно выше. Должен быть некоторый запас мощности у усилителя. Особенно если Вы подключаете к нему сабвуфер путём параллельного соединения да еще и если коммутируете пару сабов и подключаете их к усю. Усилитель должен быть способен выдерживать потребляемую сабвуфером(-ами) мощность! Обратите на этот момент особое внимание, иначе обязательно спалите саб либо усилитель. На этом всё. Посещайте чаще inmu3.ru и приятного просмотра видеоролика!

Bassboost

Bassboost — повышает громкость на определенной частоте, как правило это 40-45 Hz.

При использовании басбуста шанс спалить сабвуфер резко повышается, так как клипп наступает значительно раньше. В большинстве случаев bassboost не нужен и если вы новичек, то просто примите правило «Басбуст не трогать!»

Опытными людьми он может использоваться для увеличения полки АЧХ, чтобы вытянуть провалы в определенных частотах, но это уже глубокие настройки и эффект не всегда оправдает риск.

Наиболее распространённые модели низкочастотного динамика

Автомобильный «саб» включает в себя динамик для низких частот с резиновым подвесом и диффузор (полипропиленовый). Головку динамика помещают в корпус, чаще всего деревянный. Всю эту конструкцию располагают обычно в багажнике, так как конструкция очень громоздкая.

Сегодня основная масса современных автомобилей оснащены штатными аудиосистемами, в комплектацию которых входит и сабвуфер.

Для того чтобы почувствовать весь объём и глубину звучания музыкальных треков, «саб» необходимо правильно акустически оформить. Для этой цели динамик помещают в специальный короб. Сегодня существует несколько вариантов оформления. Наиболее распространёнными являются:

Зачем нужно настраивать сабвуфер в салоне автомобиля

В комплектацию качественных аудиосистем входят сабвуферы, которые могут самостоятельно подстраиваться под магнитолу в автомобиле. Но существуют так называемые «пассивные» сабы, которые требуют индивидуальной настройки.

Необходимость правильной настройки можно почувствовать, оказавшись в салоне с некорректно работающим низкочастотным динамиком — в машине будет явно ощущаться слишком большой диапазон музыкальных частот, который приводит к резонированию обшивки и дребезжанию всех пластиковых деталей салона. Поездка при громко включенной музыке будет не доставлять удовольствие, а только обеспечит дискомфорт. Чтобы избежать такой ситуации, сабвуфер необходимо настроить индивидуально.

Процесс настройки

Вся настройка сабвуфера в автомобиле будет состоять из нескольких этапов.

1-й этап – настройка фильтра для нижних частот

Самое первое, что необходимо сделать, приступая к настройке «саба» в автомобиле, — это сбросить всё в головном устройстве на нулевые настройки, а именно ослабить высокие и средние частоты, оставив только низкие. Для этих целей предназначен частотный фильтр – ФНЧ (фильтр нижних частот) или LPF/LF (Low Pass Filter). Его функции заключаются в ослаблении всего, что выше установленной частоты и пропускает без изменений низы. Фильтр может стоять на усилителе и на головном устройстве. Иногда он устанавливается одновременно на обоих.

Для достижения нужной цели находим переключатель и переводим его в позицию LPF.

2-й этап – произведение настройки частоты и громкости сабвуфера

Находим на усилителе переключатель фильтра настройки частоты – обычную «крутилку», которую часто обозначают как Frequency. Нам нужно временно поставить её на частоту 80 Гц. При такой настройке будут пропускаться звуки, находящиеся в диапазоне ниже установленного уровня, а все остальные будут значительно ослаблены.

С чего начать настройку сабвуфера?

Что такое gain на сабвуфере. Смотреть фото Что такое gain на сабвуфере. Смотреть картинку Что такое gain на сабвуфере. Картинка про Что такое gain на сабвуфере. Фото Что такое gain на сабвуфере

Настройка сабвуфера начинается с момента изготовления короба. Изменяя характеристики короба (объём, длину порта) можно добиться разного звучания. При этом нужно заранее знать, какие аудиофайлы будут преимущественно воспроизводиться в машине, а также какой усилитель будет подключаться к аудиосистеме. Когда сабвуфер уже поставляется в корпусе производителя, то гибкость настройки, конечно, ограничена, хотя при наличии необходимых знаний желаемого качества звука добиться вполне возможно.

Один из важных факторов влияющий на качество звука это усилитель, советуем ознакомиться со статьей «Как выбрать усилитель».

Настройка LPF (lowpassfilter) фильтра

Для начала необходимо настроить низкочастотный фильтр (LPF). Каждый сабвуфер на сегодняшний день имеет встроенный LPF-фильтр. Фильтр позволяет выбрать порог, при котором он начинает блокировать высокие частоты, что позволяет естественно смешать сигнал сабвуфера с сигналом других динамиков.

Установка фильтра, как и настройка активного сабвуфера, состоит из множества экспериментов – определенной правильной «формулы» попросту не существует.

Что такое gain на сабвуфере. Смотреть фото Что такое gain на сабвуфере. Смотреть картинку Что такое gain на сабвуфере. Картинка про Что такое gain на сабвуфере. Фото Что такое gain на сабвуфере

Сабвуфер предназначен для воспроизведения низких частот, петь он не умеет это задача динамиков. Благодаря фильтру низких LPF частот мы можем заставить сабвуфер играть тока басс. Вам нужно удостовериться в том, чтобы значение фильтра не был установлено слишком высоко, и сабвуфер не перекрывал вуферы ваших полно диапазонных динамиков. Это может привести к излишнему акценту на одном диапазоне частот (скажем, около 120 Гц) и нечеткости звучания акустической системы. С другой стороны, если вы установите фильтр слишком низко, т. к. в таком случае может быть слишком большая разница между сигналом сабвуфера и сигналом динамиков.

Диапазон воспроизведения сабвуфера как правило от 60 до 120. Попробуйте для начала установить LPF-фильтр на частоте 80 Гц, а затем протестировать звучание. Если оно вам не понравится, регулируйте переключатель, пока динамики не зазвучат так, как вы хотите. На самой магнитоле фильтр необходимо отключить.

Настройка сабсоника

Дальше необходимо привести в действие инфразвуковой фильтр, который называется «сабсоник». Сабсоник блокирует сверхнизкие частоты, которые естественным образом возникают в некоторых песнях. Вы не можете услышать эти частоты, так как они существуют ниже порога восприятия человеческого слуха. Но если они не обрезаны, сабвуфер будет тратить дополнительную энергию на их воспроизведение. Блокируя инфранизкие частоты, устройство сможет более эффективно воспроизводить именно те частоты, что находятся в пределах слышимого диапазона. Более того, в таком случае исключается выход из строя катушки сабвуфера из-за ускоренного движения диффузора.

Что такое gain на сабвуфере. Смотреть фото Что такое gain на сабвуфере. Смотреть картинку Что такое gain на сабвуфере. Картинка про Что такое gain на сабвуфере. Фото Что такое gain на сабвуфере

Для чего нужен Bassboost?

Многие усилители также включают переключатель Bassboost, которые может увеличить мощность сабвуфера за счет выставления определенной частоты. Некоторые автомобилисты используют переключатель, чтобы сделать звук более «насыщенным», хотя, как правило, его применяют для равномерного распределения басов. Если поставить переключатель на максимальное значение, то сабвуфер может сгореть, однако, выключать Bassboost, полностью также не стоит, т. к. в таком случае басов совсем может быть неслышно.

Настройка входной чувствительности (GAIN)

Некоторые автомобилисты не понимают, как правильно настроить входную чувствительность. Входная чувствительность показывает, какой сигнал можно подать на вход, чтобы получить номинальную мощность на выходе. Ее необходимо отрегулировать для нормализации напряжения входного сигнала.

Параметры, по которым можно определить правильность настройки

Правильно или неправильно проведена настройка, каждому придётся определять самому, так как вкусы в музыке у нас совершенно разные, да и автомобили с шумоизоляцией тоже разные. Кроме того, отличается конструкция сабвуферов, что тоже не маловажно. Несмотря на то, что ощущение музыки дело совершенно субъективное фильтры всё же необходимо хорошо отладить и можно быть совершенно уверенным, что басы звучат если и не идеально, то вполне качественно. Основным показателем можно считать тот факт, что на водительском сидении вы слышите всю музыку как целое произведение, звучащее из передних колонок и можете услышать каждый инструмент в отдельности.

Для установки и для контроля корректности настройки желательно использовать музыку, в которой максимально отчётливо звучат живые инструменты, а не электронные. Это обусловлено тем, что мы все знаем, как такие инструменты звучат вживую и будем стремиться получить такое звучание в своём салоне автомобиля. С электронной музыкой же всё будет гораздо сложнее.

Какой должна быть правильная настройка сабвуфера в машине?

Настройкой сабвуфера нужно заниматься ещё на этапе проектировки короба для динамика. Во время этого учитывается множество различных параметров: музыка, которую чаще всего будет слушать владелец, усилитель, который будет работать с динамиком и автомобиль, в котором будет стоять сабвуферный корпус.

Читать дальше: Шумоизоляция автомобиля киа рио

Что такое gain на сабвуфере. Смотреть фото Что такое gain на сабвуфере. Смотреть картинку Что такое gain на сабвуфере. Картинка про Что такое gain на сабвуфере. Фото Что такое gain на сабвуфере

При проектировании короба важную роль играют и параметры динамика, которые определяют, в каком акустическом оформлении он сможет работать. Например, если динамик способен хорошо играть в фазоинверторном корпусе, его порт можно настраивать как выше, так и ниже, в зависимости от предпочитаемой музыки.

Конечно, если вам достался сабвуфер в заводском корпусе, возможности его настройки ограничены. Но при грамотном подходе добиться приемлемого звучания вполне реально. С чего начать настройку сабвуфера?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *