Что такое gain на усилителе для гитары

Что такое gain на усилителе для гитары

В процессе написания новой части статьи для начинающих музыкантов, посвященной уже непосредственно саундчеку, вышло так, что родился большой пласт материала, который не связан непосредственно с саундчеком, или концертом, или репетицией, и в то же время связан с ними всеми. Об этом можно было бы сказать в первой части данной статьи, посвященной подготовке, но и это было бы не совсем верно.

О настройке комбиков и эффектов

Независимо ни от чего, перед началом работы всегда обязательно следите, чтобы все регуляторы громкости (Volume) находились в минимальном положении, а сам комбик был выключен (ламповые ставят в положение Standby), только после этого можно начинать подключение!

Регуляторы обоих каналов обычно почти или полностью дублируются, потому описывать буду вперемешку.

Часто рядом с ручкой гейна есть переключатель, именуемый как-нибудь вроде «boost» или «hot» он, как правило увеличивает общий уровень гейна, что называется, для тех, кто любит по горячее, или в качестве усиления, например, на соло.

Еще порой добавляют эффект или блок эффектов, такие, как реверберация, задержка (delay), хорус и т.д. Их применяют крайне редко в силу негибкости управления (при необходимости, настраивают в процессоре или собирают цепь эффектов), потому стоит лишь проверить, чтобы эффекты комбика были выключены специальным выключателем, или убавлением ручки уровня эффекта на минимум (это один из немногих случаев, когда крайнее положение регулятора скорей необходимо).

Удачи Вам, на музыкальном поприще. Оставляйте свои комментарии. Увидимся в следующей части статьи.

Источник

Как настроить комбик? Руководство для гитариста

Что такое gain на усилителе для гитары. Смотреть фото Что такое gain на усилителе для гитары. Смотреть картинку Что такое gain на усилителе для гитары. Картинка про Что такое gain на усилителе для гитары. Фото Что такое gain на усилителе для гитары

В этой статья мы расскажем, как настроить комбик. Для начала рассмотрим, что это такое частично понятно из названия: комбинированный аппарат, совмещающий в себе полный усилитель, часто с эквалайзером и широкополосную акустическую систему. Имеет один или несколько входов, на которые можно подать сигналы с любых источников: микрофоны, электрогитары, синтезаторы. Так же подходят линейные выходы: TV, тюнера, DVD плеера или компьютера. Фирм выпускающих комбики десятки. Вот самые известные фирмы производители: Fender, Marshall, VOX, Laney, Peavey, Ibanez. В таком изобилии ничего страшного нет, главное знать переднюю панель, название всех органов управления и предназначение штекерных гнёзд, которые принято называть “джек”. Но следует знать, что многие фирмы загоняют в свои аппараты целую кучу гитарных эффектов, что увеличивает число органов управления. Музыканты эффектами практически не пользуются, так как ими в процессе игры управлять невозможно. Все предпочитают педали.

— На передней панели находятся все регуляторы, основные гнёзда, вкл/выкл питания.
— Питание включить – выключить – “Power”.
— Регулятор громкости –“ Volume”.
— Уровень искажений – “Gein”.
— Тембр низкие частоты –“ Bass”.
— Тембр средние частоты – “Middle”.
— Тембр высокие частоты – “Treble”.
— Вход чистый – “input” (normal, clean).
— Вход перегруженный – “drive” (hot, distortion).
— Вход оконечного усилителя – “return”, “poweramp input”.

• Middle – минимум.
• Bass – максимум.
• Gein – максимум.
• Treble – поэкспериментируйте.
Настройка на классический рок:
• Middle – 50%.
• Bass – 50%.
• Gein – 10-20%.
• Treble – 80-100%.
Не увлекайтесь большим уровнем Gain;)
, это может привести к возникновению обратной связи между гитарой и динамиками и будет слышен свист и вой.

Что такое gain на усилителе для гитары. Смотреть фото Что такое gain на усилителе для гитары. Смотреть картинку Что такое gain на усилителе для гитары. Картинка про Что такое gain на усилителе для гитары. Фото Что такое gain на усилителе для гитары Что такое gain на усилителе для гитары. Смотреть фото Что такое gain на усилителе для гитары. Смотреть картинку Что такое gain на усилителе для гитары. Картинка про Что такое gain на усилителе для гитары. Фото Что такое gain на усилителе для гитары Что такое gain на усилителе для гитары. Смотреть фото Что такое gain на усилителе для гитары. Смотреть картинку Что такое gain на усилителе для гитары. Картинка про Что такое gain на усилителе для гитары. Фото Что такое gain на усилителе для гитары

Источник

Как настроить усилитель для гитары

Что такое gain на усилителе для гитары. Смотреть фото Что такое gain на усилителе для гитары. Смотреть картинку Что такое gain на усилителе для гитары. Картинка про Что такое gain на усилителе для гитары. Фото Что такое gain на усилителе для гитары

Продолжительность урока 4 минуты.

Если вы хотя бы немного уже знакомы с гитарными усилителями (комбиками), должны быть в курсе, как в них много настроек и регуляторов.

Если ранее вы не работали со звуковой техникой, вероятно, не понимаете, на что влияют эти регуляторы.

Шаг 1: Настраиваем усилитель для гитары на базовые настройки

Прежде чем настраивать гитарный усилитель, мы должны произвести следующие манипуляции:

Это лучшая исходная позиция для настройки хорошего звука гитары.

Что такое gain на усилителе для гитары. Смотреть фото Что такое gain на усилителе для гитары. Смотреть картинку Что такое gain на усилителе для гитары. Картинка про Что такое gain на усилителе для гитары. Фото Что такое gain на усилителе для гитары

Рис. 1: Регуляторы усилителя в базовом положении

Шаг 2: Выбор канала усилителя

Твой гитарный усилитель имеет, вероятнее всего, несколько каналов или (например, в случае с усилителем Rolland Micro Cube) несколько моделей усилителей.

В данной статье мы различаем 3 принципиально разных типа каналов:

Чистый канал (Clean)

Он замечательно подходит для отдельных кусков роковых произведений, поп- и рок-баллад, а также для вступлений к песням. Многие его используют с сочетании с Overdrive- или Distortion-педалями.

Канал Overdrive

Канал Distortion

Шаг 3: Настройка искажения/перегруза (Гейна, Gain)

Регулятор Gain влияет на степень искажения/перегруза. Ты также заметишь, что при настройке этого регулятора меняется громкость.

Внимание: Дьявольские соблазны высокоперегруженного звука (High-Gain-Sound)

Очень заманчиво выкрутить этот регулятор на всю катушку, для того, чтобы сделать звук пожирнее. Но это грубая ошибка и ты добьешься противоположного: слишком много усиления испортят твой звук.

Кроме того, высокий уровень гейна сжимает до некоторой степени гитарный сигнал, что может привести к небрежной игре.

Установка оптимального уровня перегруза/гейна/искажения

Мой совет: Поворачивай регулятор гейна до тех пор, пока не получишь нужный тебе звук. А теперь немного проверни регулятор в обратном направлении и попробуй компенсировать потерю перегруза более жестким ударом по струнам (т.е. более жесткой атакой). Это делает твой звук жирнее, а технику лучше.

Эквалайзер служит для точной настройки звука. С помощью регуляторов Treble/High (высокие частоты), Middle/Mid (средние частоты) и Bass/Low (басы) ты можешь подчеркнуть те или иные частоты сигнала своей гитары.

Об экстремальных настройках эквалайзера усилителя

Не переусердствуй с настройками эквалайзера. Хотя бас и делает твой звук жирным и теплым, но при этом он становится настолько сырым, что он может потерять всю свою выразительность.

Источник

Устройство гитары и настройка оборудования. Часть 2: усилитель

Также коротко и тезисно об усилителях из прошедшего семинара:

— по возможности лучше играть (и учиться играть) на ламповом усилителе;

— на ламповом усилителе играть сложнее с точки зрения звукоизвлечения, синхронизации рук и чистоты игры, поэтому это то, что нужно;

— научившись играть на более сложном звуке вы всегда сможете с легкостью перейти на более простой в плане нюансов (транзисторные усилители/комбоусилители, цифровые процессоры/плагины);

— к сожалению в обратную сторону предыдущий принцип не работает;

— для усиления гитарного звука нужно понимать минимум 3 главных элемента его формирования: предусиление, оконечное усиление, динамик/динамики;

— главным образом звук строится в секции предусиления (его тембр, уровень входного сигнала (gain) и тд), в ней же находятся лампы предусиления;

— ручка GAIN это НЕ чувствительность (хотя иногда можно трактовать и так) и НЕ количество гейна в перегрузе; GAIN — это уровень ВХОДНОГО сигнала;

— Master/Volume уровень ВЫХОДНОГО сигнала;

— входной сигнал у каждой гитары (и даже звукоснимателя) свой, поэтому нужна очень адекватная отстройка именно этого параметра в первую очередь;

— ручка GAIN на усилителе сперва работает как громкость, затем звук начинает плавно подгружаться, пока не превращается в максимально насыщенный перегруз, после чего при увеличении GAIN громкость не меняется, но действительно просто становится больше перегруза (увеличивается сустейн, а вместе с ним и фон);

— пограничное состояние между чистым звуком и перегруженным во всей палитре и вариациях лучше всего передаёт именно ламповый усилитель;

— на транзисторном усилении такое звучание настроить крайне непросто, а иногда и вовсе невозможно;

— цифровое оборудование тоже не очень хорошо работает в этом режиме, при попытке создать эмуляцию этого явления, эмуляция так и остаётся копией оригинального лампового звучания. Те, кто любят оригинал, оценят;

— грамотно отстроив уровень входного сигнала, вы можете задать общий уровень громкости ручкой Master;

— в ламповых усилителях за общую громкость отвечает как раз MASTER, который находится в оконечном усилении, в котором свои лампы, поэтому MASTER не должен стремиться по громкости к 0, иначе выходные лампы не работают в нужном для них режиме;

— если MASTER на 11 часов и выше, звук получает дополнительное насыщение и обогащение, но и громкость становится совсем не домашней;

— положение эквалайзера EQ возможна как до параметра GAIN, так и после;

— в положении ДО эквалайзер работает на формирование характера перегруза (например ручкой TREBLE можно добиться не слабого перегружения усилителя, а ручкой BASS добиться фуззового звучания перегруза);

— в положении ПОСЛЕ эквалайзер обрабатывает финальный звук и здесь возможности по истине безграничные (главное, чтобы EQ был супер качества); здесь можно как заваливать/поднимать середину, подчёркивать низы для фирменного «дж-дж» на palm mute, так и подчеркивать/убирать медиаторную атаку;

— ручка PRESENCE располагается в конце цепи и дословно переводится как ПРИСУТСТВИЕ;

— по сути это область высоких частот (возможно верхняя середина+верха) и чем меньше её параметр, тем более тёмный и объёмный звук; чем больше, тем гитара всё больше начинает «прорезать» и «кричать», поэтому данный параметр крайне важен для получения звуков в разных стилях и работать с ним нужно аккуратно и грамотно;

— усиление сигнала именуется BOOST, это нужно чтобы раскачать входной сигнал усилителя (получив ещё более надутый звук, иногда более сильный перегруз, а иногда, чтобы компенсировать включение гитары со слабыми датчиками после гитары с сильными), но BOOST-ер можно ставить и в конце всей цепи для подъёма уровня всего сигнала;

— транзисторное усиление не так часто используется для профессиональных записей, как ламповое, однако для определённых целей и задач можно и нужно это делать, поскольку и в среде этих усилителей есть свои фавориты;

— цифровой звук порой проще и мобильнее, соответственно вполне хорош для демо-записей, для походных вариантов, для профессиональных задач, если цифра способна покрыть весь необходимый перечень требований к звуку;

— сегодня ламповые усилители очень доступны и по деньгам и по габаритам, которые зачастую пропорциональны мощности;

— для домашнего использования вполне хватит от 1 до 5 ватт мощности;

— если цифра 1 ватт у вас вызывало улыбку, значит вы ещё не слышали, что может ламповый аппарат мощностью в 1 ватт;

— также сегодня существует немало аппаратов с возможностью понижения мощности (для клубных концертов и домашних занятий);

— есть усилители, которые имеют встроенную нагрузку и их можно использовать без кабинета, подключая к микшерному пульту, аудио интерфейсам или просто используя наушники;

— выбор на сегодняшний день действительно огромный, поэтому конечный выбор нужно строить исходя из бюджета и функционала (кол-во каналов, наличие футсвича, петли для эффектов, реверба и так далее);

— гитарный кабинет выбирайте в последнюю очередь и поизучайте разные динамики, особое внимание обратите, кто из известных гитаристов на каких динамиках играет;

— кабинет с открытой стенкой лучше подходит для чистого звука, с закрытой — для мощного перегруза;

— комбоусилитель (комбик) — это предусилитель, оконечный усилитель и динамик в одном корпусе. Каждый из элементов в свою очередь может быть реализован отдельно (например предусилитель в рэковом или напольном форматах, оконечный усилитель чаще в рэковом и динамик в составе кабинетов с различным кол-ом динамиков);

— понимая общие принципы построения звука в ламповом усилителе, будет нетрудно реализовать их в любых других обстоятельствах (настройка транзисторного оборудования или цифрового процессора/компьютерных плагин), так как все они построены на базовых принципах, которые максимально реализованы в ламповых усилителях.

Источник

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Что такое gain на усилителе для гитары. Смотреть фото Что такое gain на усилителе для гитары. Смотреть картинку Что такое gain на усилителе для гитары. Картинка про Что такое gain на усилителе для гитары. Фото Что такое gain на усилителе для гитары

Часть III

Усилитель: Больше, чем просто громкость

В этой части…

Знакомство с основными типами усилителей

Взгляд «под капот». Что формирует гитарный саунд

Выбор усилителя соответствующего музыкальному стилю

Эксплуатация и обслуживание усилителя

Глава 12. Советы, хитрости, эксплуатация и обслуживание усилителей

В этой главе

Вы получите гораздо больше от своего усилителя, если поймете, как настроить регуляторы для достижения разного звучания. Самое замечательное во многих усилителях заключается в том, что их, казалось бы, простые элементы управления действительно могут сделать многое. Этими фишками могут быть вещи, которые вы можете в конечном итоге освоить самостоятельно методом проб и ошибок, но придерживаясь советов, содержащихся в этой главе, вы получите хороший результат и отличный звук намного быстрее.

Вы также получите лучший опыт работы с усилителем, если хотя бы немного будете знать о том, что иногда требуется для технического обслуживания и ремонта. Вы можете за всю свою музыкальную карьеру ни разу не столкнуться с необходимостью техобслуживания усилителя, но это маловероятно. Понимание того, что может пойти не так и как это можно исправить, скорее всего, избавит вас от недоразумений и разочарования в долгосрочной перспективе. Это также поможет вам узнать, когда действительно пора обратиться за профессиональной помощью.

И когда вы время от времени отдаёте свой усилитель в руки профессионала для необходимого обслуживания и ремонта, вы чувствуете себя намного увереннее, зная, что у вас уже есть поверхностное понимание того, в чём может быть проблема, и вам легче будет объяснить её и донести до мастера, не заставляя его терять время и искать проблему самостоятельно.

Осторожно! Высокое напряжение!

Узлы гитарных усилителей находятся под высоким напряжением, которое может привести к серьёзным травмам и даже смертельным жертвам. Никогда не пытайтесь проводить какие-либо внутренние работы по техническому обслуживанию или регулировке самостоятельно, если вы не являетесь квалифицированным профессиональным специалистом по ремонту, который полностью понимает безопасные методы работы с этими компонентами.

Настройка и использование усилителя

В некотором смысле, многие усилители настолько просты, насколько и выглядят: вы включаете их, подключаете гитару и поворачиваете регуляторы в соответствии с их надписями, чтобы получить нужный звук. Однако более глубокая истина заключается в том, что внутри коробки происходит множество разных процессов, и даже самые простые усилители с несколькими базовыми регуляторами могут оказаться сложными в работе, если вы недостаточно знаете немного о том, каков на самом деле функционал этих элементов управления.

Часто различные регуляторы громкости и эквализации (всё подробно обсуждаются в главе 8) понятны на интуитивном уровне, а иногда и загадочны, и без хорошего понимания, как они работают вместе, сложно догадаться, как себя поведёт конечный звук. Этот раздел поможет вам разобраться.

Даже очень крутые гитаристы, как правило, используют свои усилители несколькими различными способами:

В идеале, независимо от того, придерживаетесь ли вы одного или другого из этих принципов, лучше всего попробовать все три способа с вашим собственным усилителем: найти самый лучший конкретный звук для большей части вашей музыки, точно отрегулировать этот звук при необходимости, и добиваться различного звучания, когда ваши обстоятельства требуют чего-то нового.

Включи его!

Прежде чем прикоснуться к элементам управления вашего усилителя, вы должны знать, как правильно его включить. Это по большей части относится к ламповым усилителям, но даже с полупроводниковыми усилителями необходимо немного подумать, прежде чем нажать кнопку включения. Некоторые из следующих шагов могут показаться очевидными, но есть большая вероятность, что некоторые из них для вас новы или, по крайней мере, заслуживают внимания.

Для безопасного усилителя, ламп и ушей, следуйте этой процедуре включения каждый раз, когда вы собираетесь играть на гитаре:

Время прогрева в шаге 6 необходимо для сохранения срока жизни ваших ламп, а подключение гитары до включения усилителя предотвращает появление хлопков в динамике. ТО же самое касается и выдёргивания шнура из гитары при работающем усилителе. Особого ущерба это не должно нанести, но при этом вы можете получить громкий щелчок или треск в динамике.

Чтобы выключить усилитель, выполните процедуру, описанную выше в обратном порядке. Многие рекомендуют сперва выключить переключатель стэндбай и подождать несколько секунд, прежде чем выключить основное питание.

Настройка регулировок усилителей винтажного стиля

Если вы впервые сталкиваетесь с усилителем винтажного стиля (без регулятора мастер-громкости), или хотите испытать на что он способен, эти шаги являются хорошей отправной точкой для его настроек:

Если идеальный тембр, которого вы сейчас достигли (надеюсь!), слишком громкий для вашей игровой ситуации, попробуйте одно из решений, описанных в главе 9, или попробуйте уменьшить громкость до приемлемого уровня и, при необходимости, чтобы добиться идеального дисторшна для вашего стиля музыки, прибегните, если необходимо к примочкам бустер, овердрайв, фузз или дисторшн, включив их между гитарой и усилителем (как описано в Главе 13 и Главе 15). Обратите внимание, что усилители этого типа, какими бы простыми они ни были, могут быть чрезвычайно чувствительны к типам и качеству используемых в них ламп. Глава 10 может помочь вам получить от них максимум пользы.

С некоторыми двухканальными усилителями винтажного стиля, имеющими по два входа на каждый канал, вы можете соединять их входы перемычкой, чтобы смешивать воедино драйв и тембр каждого из них, раскачивая усилитель немного сильнее, и часто добиваясь более плотного звука. Это работает со многими твидовыми Fender (и их репликами), а также усилителями в британском стиле Vox и Marshall, но в некоторых усилителях (яркие примеры – Fender блэкфейс и сильверфейс ’60х и ’70х) два канала часто находятся в противофазе друг с другом, и соединение их вместе приводит к странному пустому звучанию и падению громкости. Чтобы объединить два канала, как показано на рисунке 12-1, просто подключите гитару к входу № 1 одного канала; подключите короткую перемычку между входом № 2 этого канала и входом № 1 следующего канала; и отрегулируйте громкость обоих каналов по вкусу.

Что такое gain на усилителе для гитары. Смотреть фото Что такое gain на усилителе для гитары. Смотреть картинку Что такое gain на усилителе для гитары. Картинка про Что такое gain на усилителе для гитары. Фото Что такое gain на усилителе для гитары

Рисунок 12-1:

Соединив два канала вместе, вы можете добиться жирного плотного саунда от большинства винтажных усилителей

Настройка регулировок усилителей с мастер-громкостью

Многие усилители с регулятором мастер-громкости также имеют ряд других современных функций, но другие по своим характеристикам очень похожи на усилители в винтажном стиле, только с дополнительной ручкой для регулировки уровня громкости на выходе (более подробно эта конструкция описана в Главе 8). Обычно вы можете использовать эти «мастера» для достижения на низкой громкости псевдо-хайгейнового звука или овердрайва, присущего усилителям винтажного стиля.

Вот некоторые хитрости, для получения хайгейнового дисторшна от не слишком злого усилителя с мастер-громкостью:

Если, с другой стороны, вы хотите, чтобы ваш усилитель, оснащенный мастер-громкостью, работал как традиционный или винтажный усилитель, это довольно просто: уменьшите гейн до нуля, а затем максимально увеличьте мастер-громкость. Затем постепенно увеличивайте гейн до желаемого уровня.

Настройка регулировок многоканальных (Lead/Rhytm) усилителей

Многие многоканальные усилители ведут себя во многом как винтажный усилитель (чистый канал) и современный хайгейновый усилитель (канал лид), объединённые вместе. (В данном случае я имею в виду усилители с переключаемыми каналами для чистого звука и овердрайва, а не просто два низко-гейновых канала винтажного стиле). И хотя существует слишком много различных инженерных решений, чтобы я мог подробно осветить здесь все детали, получить от каждого канала несколько вариантов хорошего звука обычно не так сложно, как может показаться на первый взгляд.

Прежде всего, я рекомендую вам переварить мои советы в предыдущих разделах «Настройка регулировок усилителей винтажного стиля» и «Настройка регулировок усилителей с мастер-громкостью», и подойти к своему ритм-каналу (чистый звук) и лид-каналу (овердрайв/дисторшн) соответственно, как будто они представляют собой эти отдельные типы усилителей.

Использование эффектов с вашим усилителем

В идеале, ваши примочки или рэковые эффекты и ваш усилитель работают совместно, как часть единого цельного органичного тон-генератора. Вы можете достичь этого несколькими способами. Я расскажу об использовании эффектов более подробно в Главе 15, но здесь тоже дам представление об их непосредственном взаимоотношении с вашим усилителем.

Способ подключения эффектов к усилителю зависит от двух вещей:

Если ваш разрыв имеет регуляторы уровня, установите его (в соответствии с руководством по эксплуатации усилителя и соответствующих эффектов), чтобы сигнал посыла не перегружал эффекты по входу, и не заставлял вносить их собственные искажения. Если этого не произойдёт, вам придется идти методом проб и ошибок и, возможно, отказаться от эффекта, который сильно искажает в петле, или переместить его в цепь между гитарой и входом усилителя.

Большинство других эффектов включается между гитарой и входом усилителя. Те примочки, чья работа основана на усилении (буст, овердрайв, фузз, дисторшн, компрессор), а также вау-вау и некоторые другие, должны использоваться до преампа, даже если у вас есть разрыв. Эффекты, основанные на усилении, предназначены для взаимодействия с усилителем и влияния на его собственные настройки гейна. То есть звучание овердрайва, подключенного к усилителю настроенному на стерильно чистый звук, отличается от звучания с усилителем настроенным на кранч или собственного дисторшна канала лид. По сути, они работают вместе, чтобы сформировать уровень гейна определённого канала преампа. Поэкспериментируйте с примочками, чей эффект основан на усилении, с различными настройками гейна/громкости преампа вашего усилителя, чтобы понять, как отличаются результаты этого взаимодействия.

Основной уход за усилителем

Вы можете самостоятельно выполнять множество безопасных и простых задач, чтобы ваш усилитель нормально работал и великолепно звучал. Как объяснялось в предыдущем разделе «Осторожно! Высокое напряжение!» Не пытайтесь самостоятельно проводить какие-либо внутренние работы по техническому обслуживанию или ремонту, если вы не являетесь квалифицированным специалистом (в нашем случае вы уже это знаете!). Но это не мешает вам успешно проводить множество практических действий, направленных на поддержание вашего усилителя в отличной форме.

В дополнение к знаниям о том, как сохранить лампы в рабочем состоянии и обеспечить их долговечность, во многих случаях вы можете легко заменять собственно сами лампы, заменять динамики, а также производить чистку и незначительное техническое обслуживание, обеспечивающее бесперебойную работу.

Замена ламп

Лампы – это детали с различными внутренними компонентами, зависимыми от чистоты вакуума, подверженными воздействию высоких температур и напряжению электрического тока в несколько сотен вольт во время работы, поэтому со временем они неизбежно выгорают. К счастью, вы можете заменить большинство ламп самостоятельно, а те, которые требуют технической помощи (см. в этом разделе), обычно не требуют слишком высокой платы за работу.

Если у вас появилась необходимость в замене ламп, обратитесь к Главе 10 за подробным обзором различных типов, что они делают и как их заменить. Но вы должны всегда следовать советам из руководства по эксплуатации вашего усилителя и заменять подобное подобным, за исключением случаев (многие из которых подробно описаны в Главе 10), когда различные типы служат в качестве прямых замен друг для друга, и дают вам возможность изменить звук и производительность вашего усилителя.

Обратите внимание, что выходные лампы, вероятно, будут нуждаться в замене чаще, чем лампы преампа (изнашиваются, в два или три раза чаще, или возможно больше, в зависимости от того, как интенсивно вы гоняете усилитель).

Многие лампы могут быть заменены без необходимости настройки смещения (балансировки тока холостого хода ламп для оптимизации их производительности), хотя некоторые требуют этого. (Будет рассказано ниже в разделе «Фиксированное смещение против автоматического»). В любом случае, обратитесь к руководству пользователя, или, если вы не уверены, обратитесь к производителю или спросите квалифицированного специалиста, но вот краткое руководство:

Фиксированное смещение против автоматического

Выходные каскады ламповых гитарных усилителей придерживаются двух основных схем: фиксированное смещение и автоматическое. Эти определения могут сбивать с толку, поскольку смещение в большинство усилителей с фиксированным смещением фактически являются регулируемыми (поэтому, при правильном описании они являются регулируемыми усилителями с фиксированным смещением), тогда как смещение в усилителях с автоматическим устанавливается постоянным с помощью фиксированного резистора. Технические причины, стоящие за их именами, связаны со сложностями, о которых вам не нужно здесь беспокоиться; важно знать, что есть что.

В дополнение к различным требованиям при замене выходных ламп, усилители с фиксированным и автоматическим смещением имеют несколько разный характер звука в широком смысле. Говоря в общем и целом, усилитель с фиксированным смещением (Классические примеры: Fender Bassman и Twin Reverb, Marshall Plexi и Mesa/Boogie Mark) имеют сравнительно более плотными низами и более жестким, более резким звуком. Усилители с автоматическим смещением (например, Vox AC15 и AC30, твидовый Fender Deluxe, Matchless DC-30 и т.п.) отличаются более мягким откликом, особенно на низких частотах, но легче входят в перегруз с большим присутствием гармонических обертонов. Никто из них не лучше другого в абсолютном смысле, поэтому ваши предпочтения должны быть продиктованы характером звука, который ближе подходит вашему стилю игры и тем, что вам нравится в конкретном усилителе, когда вы играете на нём сами. Многие усилители с фиксированным смещением требуют регулировки при замене выходных ламп. Усилителям же с автоматическим смещением этого обычно не требуется; просто вставьте новый подобранный набор выходных ламп и играйте.

Несмотря на то, что вы заменяете лампы, чтобы добиться наилучшего звучания усилителя, имейте в виду, что во многих случаях оно не достигнет цели, пока лампы не прокалились в течение нескольких часов, иногда нескольких десятков часов. Совершенно новые лампы иногда могут быть немного холодными и жесткими (то есть они не передают всю глубину звука и объём) и часто раскрывают весь свой потенциал после того, как на них поиграли в течение довольно долгого времени.

Сохранения жизнеспособности ламп

Вы можете выработать несколько привычек в повседневном использовании лампового усилителя, которые помогут продлить срок службы и максимизировать производительность самих ламп. Обратите внимание, что большинство из них касается минимизации температурных перепадов (в пределах разумного) и вибраций, которые являются двумя главными врагами выживаемости ламп. Конечно, лампы очень сильно нагреваются, такова их природа, и они также немного вибрируют, когда подвергаются воздействию грохочущей акустической системы, на которой (или в которой) сидит усилитель, но вы можете легко избежать ненужных перегибов в этих крайностях, следуя советам:

Выполнение основного ухода и чистки

Дабы избежать необходимости прибегнуть к чистке, не мешало бы приобрести кофр, защищающий усилитель от пыли и грязи или мягкий чехол, который также поможет защитить его от мелких ударов, если вы собираетесь перевозить его из клуба на репетиционную базу или в студию и обратно. Как и в случае с любой бытовой электроникой, пыль, грязь и влага являются врагами стабильной и бесперебойной работы, и это первое из того, что вы можете сделать, это лучшее, что вы можете сделать, чтобы сохранить электронные компоненты усилителя в хорошем состоянии.

Протирка мягкой, слегка увлажненной тканью также может помочь сохранить чистоту доступных углублений усилителя, но никогда не касайтесь диффузора динамика, особенно чем-то влажным. Если внутри корзины динамика скопилась излишняя пыль, вы часто можете удалить большую её часть осторожно продув эту область (с закрытыми глазами, и не вдыхайте снова, пока ваша голова не вернется на свежий воздух!). В большинстве случаев, вы можете также очистить внешнее покрытие слегка влажной тканью, но избегайте растворителей или жестких чистящих средств, которые могут вступить в реакцию с винилом, возможно, расплавить или деформировать его.

Гитарные усилители никогда не следует хранить во влажном, чрезмерно теплом или чрезмерно холодном месте, так как эти неблагоприятные условия окружающей среды могут привести к повреждению корпуса, диффузоров динамиков и других важных компонентов.

Хрустящие или залипающие элементы управления, которые издают шум при повороте, не обязательно заменять. Их часто можно надлежащим образом очистить изнутри, хотя это работа для профессионала (см. «Выполнение мелкого ремонта»). Однако если у вас хрустят или отходят гнёзда ламп, вы часто можете безопасно очистить их, не углубляясь в корпус. Просто снимите лампу и взбрыздните её контакты подходящим чистящим средством для контактов, не содержащим смазки, таким как DeoxIT. Затем немедленно вставьте лампу, осторожно покачивая ее в гнезде, чтобы рассеять очиститель и улучшить соединение. Если лампа всё еще трещит, когда вы гоняете усилитель, то это работа для профессионала.

Замена динамиков

Вы должны быть в состоянии выполнять большинство операций по замене динамиков самостоятельно, при условии, что для доступа к динамика не требуется извлекать шасси или другие критически важные компоненты усилителя, что иногда встречается в тесных комбиках. Также обратите внимание, что, если провода от выхода усилителя в комбике или от входа на задней панели внешнего кабинета припаяны к контактам динамика, вам необходимо освоить технологию пайки, чтобы смело и безопасно сделать замену. У большинства комбиков и кабинетов, соответствующие клеммы просто надеваются на контакты динамика без пайки с чем легко справится любой гитарист.

Если вы рассматриваете возможность замены динамика для изменения звука вашего усилителя или замены перегоревшего или поврежденного динамика, сначала обратитесь к информации о типах и характеристиках динамиков в Главе 11. Обратите внимание, что в некоторых усилителях установлены динамики с четырьмя крепежными элементами, а у других с восемью, тогда как у некоторых марок динамиков (Celestion, в первую очередь) всего четыре монтажных отверстия. Вы не всегда сможете установить динамик с четырьмя отверстиями на восемь шпилек, без доработки профессиональным специалистом по ремонту.

Выполните следующие шаги, чтобы безопасно и легко заменить динамик(и):

Что такое gain на усилителе для гитары. Смотреть фото Что такое gain на усилителе для гитары. Смотреть картинку Что такое gain на усилителе для гитары. Картинка про Что такое gain на усилителе для гитары. Фото Что такое gain на усилителе для гитары

Рисунок 12-2:

Лучший доступ к динамику обеспечивается снятием задних стенок

Не поддавайтесь соблазну сразу играть на полную громкость с новым динамиком! Динамики должны разыграться. Чаще всего они раскрываются и начинают звучать лучше всего после нескольких часов игры, когда низы начинают заполнять всё пространство, а верха становятся более музыкальными и менее резкими. Выполните следующие действия после установки новых динамиков:

Диагностика и устранение неполадок

Любой внутренний ремонт должен быть работой профессионала, но вы можете самостоятельно проводить диагностику, выявлять многие неисправности, э проводить элементарное техническое обслуживание. Вы даже можете сделать некоторые простых процедур, чтобы ваш усилитель работал наилучшим образом. Как и в случае регулировки смещения, чистки и других задач, описанных в этой главе, все эти работы выполняются снаружи, и ни одна из них не сталкивает вас с высоким напряжением, гуляющим внутри усилителя.

Прежде чем выполнять какие-либо из этих диагностик или исправлений, отключите усилитель от розетки и дайте ему остыть, чтобы не столкнуться внутри с горячими лампами. Также снимите все задние стенки, которые ограничивают ваш доступ к лампам и нижней части корпуса.

Выполнение мелкого ремонта

Вы можете самостоятельно проверить и при необходимости подтянуть следующие компоненты:

Обратите внимание, что некоторые производители предпочитают, чтобы крепежные болты шасси были не слишком плотно затянуты, чтобы свести к минимуму передачу вибрации от динамика к лампам. Затягивайте их, чтобы шасси не болталось, но не чересчур плотно.

Выявление неисправной лампы

Ламповые усилители на то и ламповые, что в конечном итоге какая-нибудь из ламп, в конце концов, откажет. Иногда вы можете самостоятельно на непрофессиональном уровне обнаружить неисправную лампу как источник плохого звука, потрескивания, странных шумов или полного отсутствия сигнала. Однако для этого необходимо иметь под рукой хотя бы одну исправную замену для каждого типа ламп усилителя, то есть, по крайней мере, по одной исправно запасной лампе преампа, оконечника и выпрямителя. Такую лампу можно взять из заведомо исправного усилителя, в котором вы уверены, что он работает должным образом (если их типы ламп совместимы), или взять новую, проверенную, гарантированно рабочую запасную лампу от надёжного поставщика.

Если вы с помощью покачивания не выявили проблему контактов, выключите усилитель, дайте лампам адекватно остыть, а затем замените первую лампу преампа на заведомо рабочую альтернативу. Включайте, играйте и слушайте. Если это не решило проблему, продолжайте проверять каждую следующую лампу таким же образом. Этот процесс может занять много времени, потому что вам необходимо выключать усилитель и давать лампам остыть, прежде чем снимать и заменять их, производить процедуру по одной лампе по очереди, но это стоит усилий, когда вы найдете неисправную лампу.

Если усилитель с ламповым выпрямителем включается и загорается контрольная лампа, но нет звука, стоит попробовать сначала заменить выпрямительную лампу перед проверкой ламп других типов. Неисправная выпрямительная лампа часто является источником таких симптомов. Кроме того, быстрый выход из строя предохранителей также часто является признаком неисправной выпрямительной лампы.

Когда пора отнести усилитель в ремонт

Обычно вы можете найти профессионального специалиста по ремонту, спросив о нём в любом местном гитарном магазине, загуглив в интернете по вашему району, или, в случае неудачи, разместив запрос на онлайн-форуме гитаристов.

Многие специалисты по ремонту бытовой электроники теоретически способны работать с ламповыми усилителями, и возможно даже кто-нибудь из них способен справиться с работой (я не имею в виду айтишников и специалистов по компьютерам, а тех, кто ремонтирует аудио и видео аппаратуру и хорошо дружит с паяльником и мультиметром). Но я рекомендую поискать мастера, специализирующегося на ремонте именно гитарного оборудования. Иногда между пониманием функционала и звучания бытового и гитарного усилителей такая пропасть, что разницу понимает только специалист с большим опытом работы с гитарными усилителями.

Признаки серьезных проблем

Если у вас возникнет какая-либо из следующих проблем (в дополнение к проблемам, описанным в этой главе выше), вам следует немедленно отключить усилитель, отсоединить его от розетки и отнести его к профессионалу для проверки.

Описание наиболее частых видов ремонта

Ниже приведен выбор наиболее распространенных мелких и крупных ремонтных работ в приблизительном порядке затрат и серьезности. См. Рисунок 12-3 для ознакомления с названиями некоторых компонентов, которые могут быть вовлечены в такой ремонт.

Если усилитель стоит того, ни одна из этих работ не покажется настолько дорогой, что вам будет проще выбросить его вместо ремонта. Если конечно это не дешевый усилитель, который вы все равно собирались заменить, или небольшой домашний усилитель, который не стоит стоимости запчастей и работы в первую очередь.

Что такое gain на усилителе для гитары. Смотреть фото Что такое gain на усилителе для гитары. Смотреть картинку Что такое gain на усилителе для гитары. Картинка про Что такое gain на усилителе для гитары. Фото Что такое gain на усилителе для гитары

Рисунок 12-3:

Не исследуйте эти внутренние компоненты самостоятельно, но вы можете чувствовать себя более уверенно, общаясь со своим ремонтником, если вы знаете, как называются некоторые из них.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *