Что такое g20 в политике страны
Что такое g20 в политике страны
Группа двадцати (G20) – форум, объединяющий высших лиц государств с наиболее развитой и развивающейся экономикой. Изначально создавался как площадка для встреч министров финансов и руководителей центральных банков с целью обсуждения вопросов мировой финансовой стабильности, однако в 2008 году формат встреч изменился – стал проводиться итоговый Саммит лидеров «Группы двадцати» на уровне глав государств, а G20 приобрел статус центрального форума по вопросам международного экономического взаимодействия.
Основным направлением работы G20 является координация политики стран-участниц с целью достижения глобальной экономической стабильности и устойчивого роста, продвижение финансового регулирования, которое бы снижало риски и предотвращало будущие финансовые кризисы, модернизация международной финансовой архитектуры.
G20 не имеет формального руководителя и постоянного секретариата, за организационную работу и повестку дня отвечает страна-председатель. Смена председательства происходит в конце года. В 2020 году председателем была Саудовская Аравия, в 2021 стала Италия, в 2022 председательство перейдет к Индонезии.
В G20 вопросами борьбы с коррупцией занимается специально созданная в 2010 году Рабочая группа G20 по противодействию коррупции.
Встречи группы проходят в рамках председательства каждой страны три раза в год. В своей работе группа руководствуется двухлетним Планом действий G20 по борьбе с коррупцией (в настоящее время группа ведет свою деятельность в соответствии с Планом действий на 2022-2024 гг.).
Эксперты группы также готовят раздел о противодействии коррупции в декларацию, которая ежегодно принимается лидерами стран-участниц «двадцатки» на итоговом Саммите.
Как таковой оценочный механизм в рамках «Группы двадцати» не предусмотрен. Рабочая группа G20 по противодействию коррупции готовит ежегодный мониторинговый отчет, содержащий информацию о результатах деятельности группы, а также о мерах противодействия коррупции, реализованных в странах «двадцатки».
«Группа 20»
Общие сведения
«Группа 20» — ведущий неофициальный форум международного сотрудничества по наиболее важным аспектам международной экономической и финансовой повестки дня.
Официальной датой создания «Группы 20» («двадцатка», G20) можно считать сделанное в сентябре 1999 года министрами финансов и управляющих центральными банками «Группы семи» (G7) заявление о своем намерении «расширить диалог по ключевым экономическим и финансово-политическим вопросам внутри развитых и наиболее успешно развивающихся стран и содействовать сотрудничеству между ними в целях достижения стабильного экономического роста в мире».
Возникновение «Группы 20» связано с осознанием значительных изменений, произошедших в мировой экономике. Возрастающее значение стран с формирующимися рынками вместе с продолжающейся глобализацией мировой экономики и финансовых рынков подчеркнули необходимость расширения международного экономического и финансового сотрудничества.
Основные причины создания «Группы 20»:
В состав «Группы 20» входят 19 стран из разных регионов мира и с разным уровнем экономического развития (Аргентина, Австралия, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Мексика, Турция, Россия, Саудовская Аравия, США, Франция, ЮАР, Республика Корея, Япония) и Европейский союз. Во встречах «Группы 20» также на постоянной основе в качестве наблюдателей представлены Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк 1, Совет по финансовой стабильности (СФС), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Всемирная торговая организация (ВТО), Организация объединенных наций (ООН) и Международная организация труда (МОТ).
Два раза подряд страна-председатель не может выбираться из одной группы. В 2010 году страной-председателем была Корея, в 2011 году ― Франция, в 2012 году ― Мексика, в 2013 году ― Россия, в 2014 году ― Австралия, в 2015 году — Турция, в 2016 году ― КНР, в 2017 году ― Германия, в 2018 году — Аргентина, в 2019 году ― Япония, в 2020 — Саудовская Аравия. В 2021 году страной-председателем является Италия, в 2022 году председательство перейдёт к Индонезии, в 2023 году — к Индии, в 2024 году — к Бразилии.
Обсуждаемые странами-участницами в рамках встреч основные вопросы включаются в итоговый документ «министерской» встречи — Коммюнике. Каждая страна в рамках своего председательства имеет возможность определить свои приоритетные темы на год.
Также с 2008 года проводятся саммиты лидеров (глав государств и правительств), которые являются завершающим этапом председательства. С 2010 года принято решение о проведении саммита лидеров государства только один раз в год.
Цели и направления деятельности
Основные мероприятия разделены на два направления: встречи шерп 2 и финансовая Двадцатка.
В 2020 году первостепенное внимание финансовой Двадцатки было обращено на вопросы реализации своевременных и эффективных мер для борьбы с последствиями пандемии COVID-19, поддержание финансовой стабильности, обеспечение устойчивого и уверенного восстановления экономики. Для этого был разработан План действий «Группы 20» (Action Plan) в условиях пандемии COVID-19 с ключевыми принципами и обязательствами по реализации мер для достижения указанных целей. План регулярно дополняется с учетом постоянного мониторинга ситуации и рисков в мировой экономике.
Сотрудничество Российской Федерации с «Группой 20»
Начиная с 1999 года Россия активно участвует в мероприятиях «Группы 20». В рамках своего участия Россия вносит предложения в проекты итоговых документов, предпринимает конкретные действия в целях выполнения принятых решений и обязательств в рамках Группы.
Сотрудничество Банка России с «Группой 20»
Банк России на постоянной основе участвует во встречах министров финансов и управляющих центральными банками и их заместителей, а также в деятельности рабочих групп и организуемых «двадцаткой» семинарах и конференциях. Во встречах министров финансов и управляющих центральными банками принимает участие Председатель Банка России Э. С. Набиуллина, во встречах заместителей министров финансов и управляющих центральными банками — первый заместитель Председателя Банка России К. В. Юдаева.
Помимо основных заседаний «Группы 20» Банк России также участвует в деятельности рабочих групп «двадцатки».
Глобальное партнерство по расширению доступа к финансовым услугам (Global Partnership for Financial Inclusion ― GPFI) ― инклюзивная платформа для регуляторов, монетарных и надзорных властей. В настоящее время она объединяет 118 организаций из 94 стран. В GPFI осуществляется обмен наилучшими практиками урегулирования ситуаций, связанных с рисками, их концентрацией, регулятивными мерами, которые могут содействовать бедным слоям населения в получении доступа к финансовым услугам. Деятельность партнерства организована в форме комитетов и рабочих групп. Совместные решения для продвижения идеи Глобального партнерства за финансовую доступность реализуются с использованием современных технологий. GPFI занимается также вопросами повышения финансовой грамотности населения, защитой прав потребителей финансовых услуг. Для этого партнерство осуществляет сбор информации и статистических данных по национальным стратегиям финансовой доступности. В структуре партнерства есть и подкомитет, который работает только с международными стандартами. В частности, он оценивает степень воздействия глобальных международных стандартов на финансовую доступность в разных странах и осуществляет обмен информацией в этой области. Данный подкомитет организует взаимодействие развитых стран и стран с развивающимися рынками в вопросах предоставления эффективных решений обеспечения финансовой доступности. Россия принимает активное участие в его работе.
1 От МВФ и Всемирного банка в форуме принимают участие Директор-распорядитель МВФ и Президент Всемирного Банка, а также председатели комитетов этих организаций: Международного валютно-финансового комитета (International Monetary and Financial Committee) и Комитета по развитию (Development Committee).
2 Шерпа — доверенное лицо руководителя страны-члена «Группы двадцати». Шерпы выполняют важные задачи планирования, ведения переговоров на протяжении всего процесса подготовки саммита, координируют повестку дня, занимаются поиском консенсуса на самом высоком политическом уровне, готовят проекты декларации и другие сопутствующие документы для лидеров.
Что такое g20 в политике страны
«Группа двадцати» (The Group of Twenty, G20) – ведущий форум международного сотрудничества по наиболее важным аспектам международной социально-экономической и финансовой повестки дня.
«Группа двадцати» объединяет ведущие развитые и развивающиеся экономики мира, на которые приходится 80% мирового ВВП, мировой торговли, выбросов парниковых газов, а также 2/3 населения планеты.
Основные направления работы «Группы двадцати»
В 2020 году на фоне пандемии COVID-19 в портфель задач «Группы двадцати» вошли также поддержка глобальной системы здравоохранения (Всемирная организация здравоохранения, ВОЗ) и ее устойчивости к будущим пандемиям.
Статус постоянного члена форума имеют 19 стран – Россия, Аргентина, Австралия, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Мексика, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, ЮАР, Южная Корея и Япония, а также Европейский союз.
В работе форума на равноправной основе также традиционно участвуют текущие страны-председатели АСЕАН, Африканского союза и Нового партнерства для развития Африки (НЕПАД), а также пять приглашенных стран, в число которых на постоянной основе входит Испания и Сингапур.
Партнерами в проработке повестки дня «Группы двадцати» и практической реализации его решений выступают профильные международные организации – МВФ, Всемирный банк, ОЭСР, ООН, ВТО, МОТ, ВОЗ, ФАО, а также, при необходимости, ряд других экспертных, региональных и финансовых институтов.
Широкое признание решений «двадцатки» обеспечивает, в том числе, диалог с негосударственными игроками, которые готовят рекомендации для лидеров форума. Так, под эгидой форума функционируют самостоятельные сетевые «группы взаимодействия»: «деловая двадцатка» (B20), «женская двадцатка» (W20), «молодежная двадцатка» (Y20), «научная двадцатка» (S20), «гражданская двадцатка» (C20), «профсоюзная двадцатка» (L20), «экспертная двадцатка» (T20) и «городская двадцатка» (U20).
Политическое решение о создании «Группы двадцати» в формате встреч министров финансов и управляющих центральных банков стало реакцией на мировой финансовый кризис 1997-1998 годов и необходимость учета возросшей роли новых экономических центров. В дальнейшем глобальный финансовый и экономический кризис 2008-2009 годов, вскрывший системные проблемы и структурные дисбалансы в мировой экономике, побудил членов «двадцатки» начать собираться также на уровне глав государств и правительств для принятия более комплексных решений.
В целях подготовки к саммиту лидеров проводятся ежегодные встречи министров финансов и руководителей центральных банков, а также встречи шерп, которые координируют отраслевые рабочие органы форума, в том числе по торговле и инвестициям, здравоохранению, энергетике, климатической устойчивости, занятости, борьбе с коррупцией, цифровой экономике, международной финансовой архитектуре, развитию, инфраструктуре и другие.
«Группа двадцати» не имеет собственного секретариата. Каждая страна-участница форума занимает пост председателя в течение одного года (начиная с 1 декабря каждого года). Текущий председатель создает временный секретариат, работающий в течение срока председательства. Три последовательных председательства объединены в «тройку» с целью обеспечения последовательности в работе «Группы двадцати».
G20, или «Большая двадцатка». Справка
Более того, обычно на встречах G20 присутствуют представители различных международных организаций, среди которых Совет по финансовой стабильности, Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация, Организация Объединенных Наций и Всемирный банк.
Неудивительно, что в совокупности G20 представляет 85% мирового валового национального продукта, 75% мировой торговли и две трети населения мира.
Причиной появления «Большой двадцатки» стал азиатский финансовый кризис конца 1990-х годов, а также растущее сознание того, что страны с развивающейся рыночной экономикой не были адекватно представлены в мировых экономических обсуждениях и принятии решений. Тогда министры финансов G8 выступили с инициативой расширить круг стран для обсуждения вопросов финансовой политики, пригласив туда такие крупные государства, как Китай и Индию.
Впоследствии «кастинг» будущих участников G20 проводили США и Великобритания. В 1997 году была сформирована G33, на смену которой в декабре 1999 году пришла G22, просуществовавшая менее года и быстро уступившая место G20, о которой также забыли вплоть до общемирового экономического кризиса 2008 года.
О том, что ситуация в мировой экономике была критической, говорит то, что саммиты G20 собирались не раз в год, а как экстренные совещания. Первый, с названием «антикризисный», прошел в ноябре 2008 года в Вашингтоне, следующий — уже в апреле 2009-го в Лондоне, а в сентябре того же года «Большая двадцатка» собралась в Питтсбурге.
Впрочем, результаты эти «экстренные совещания» практически не приносили: участники G20 часто упрекали друг друга в невыполнении принятых решений.
После того как острота экономического кризиса спала, «двадцатка» фактически перешла на политический уровень. Сегодня саммиты G20 являются глобальным форумом для сотрудничества и консультаций по вопросам, относящимся к международной финансово-экономической системе.
Мир во всем Риме: о чем будут говорить лидеры G20
Синхронизация подходов
Саммит лидеров стран G20 пройдет в Риме 30–31 октября. Главы крупнейших экономик мира встретятся очно впервые с начала пандемии. Премьер-министр Италии Марио Драги заявил, что саммит «знаменует собой возвращение многосторонности после мрачных лет изоляции, связанных с кризисом в области здравоохранения». Итальянские власти готовятся к событию с особым вниманием — воздушное пространство над Римом в выходные будет закрыто. Особые меры примут во всем городе, чтобы предотвратить акции ковид-диссидентов. Только вот место встречи лидеров «большой двадцатки» было подобрано несколько непредусмотрительно. Саммит пройдет в конгресс-центре «Нувола», расположенном в квартале всемирной выставки со сложным прошлым. Это место в свое время было построено по инициативе фашистского диктатора Италии Бенито Муссолини. Тем не менее на повестке саммита — темы по спасению мира: изменение климата, борьба с пандемией и восстановление от нее экономики, а также энергетический кризис и ситуация в Афганистане.
— Если посмотреть на историю встреч G20, практически каждая из них включала в себя две повестки: реакция на острые проблемы и разговор о долгосрочных тенденциях в глобальной политике. Так будет и сейчас, — заявил «Известиям» генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов.
По его словам, на сегодня к первой группе тем относится урегулирование ситуации в Афганистане и сотрудничество в преодолении последствий пандемии. Из стратегических проблем страны G20 должны обсудить переход к устойчивому развитию в рамках 15-летней программы ООН, энергетический переход с учетом отдельных решений стран и противостояние тенденций к регионализации мировой экономики.
Исполнительный вице-президент Института международных отношений IAI (Италия) Этторе Греко заявил «Известиям», что саммит предоставит лидерам возможность подтвердить свои обязательства в отношении наиболее актуальных глобальных проблем, в частности пандемии и изменения климата.
— Однако по-прежнему существует огромный разрыв между заявленными целями и их фактической реализацией. Об этом свидетельствует очень ограниченный доступ к вакцинам, особенно в Африке и других неблагополучных регионах. Есть надежда, что будут объявлены новые механизмы для обеспечения более высокого уровня координации между членами G20 по вопросам управления сферой здравоохранения, — заявил эксперт.
Как заявил «Известиям» немецкий политолог Александр Рар, пандемия подсказала человечеству, что работать надо вместе, однако Европа привилась сама, США закрыли границы на 1,5 года, а страны третьего мира остаются со своими проблемами наедине. «Будет много разговоров, но нужны решения. А они могут быть достигнуты, когда появится единый механизм. Сейчас мультилатеральные схемы расшатаны, нужно начинать их строить заново», — подчеркнул политолог.
Председатель совета фонда международного дискуссионного клуба «Валдай» Андрей Быстрицкий также отметил в беседе с «Известиями», что проблема пандемии очень показательна, поскольку у стран — участниц G20 до сих пор не сформирован единый подход в вопросе признания вакцин и национальных сертификатов о прививках.
— Здесь необходимы подвижки. Быть может, на саммите удастся их достигнуть, — подчеркнул политолог.
Пир трансатлантистов
«Отмечу также, что ни Китай, ни Россия не будут участвовать в саммите в очном формате на уровне лидеров стран. В основном это, судя по всему, связано с COVID-19. США и Европа будут там. Они будут там энергичны и едины, и на G20, и на COP-26 (конференция сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата. — «Известия»), продвигая повестку, формируя повестку применительно к этим важным международным вопросам», — подчеркнул помощник Джо Байдена, хотя и заявил о надежде американской администрации на конструктивный диалог с КНР и РФ.
— Решение лидеров России и Китая принять участие в саммите онлайн было интерпретировано некоторыми как знак выхода из формата G20, что отражает растущую напряженность между крупнейшими державами. Несомненно, на работу саммита негативно повлияла эта напряженность. Однако в интересах Италии и ЕС сохранить G20 как особую группу, которая может взаимодействовать с малыми западными форматами, такими как G7, — подчеркнул в беседе с «Известиями» Этторе Греко.
Джо Байден — президент США
Как заявили опрошенные эксперты, превратить саммит «большой двадцатки» в пир трансатлантистов в любом случае не удастся.
— Недосчитаются не только лидеров Китая и РФ, будут и другие выпадающие участники. Трудно сказать, какой будет окончательный очный состав. Однако воспроизвести в рамках G20 G7 не получится, поскольку в таком случае выполняться принятые решения просто не будут, — заявил «Известиям» Андрей Кортунов.
Как отметил Андрей Быстрицкий, участники G20 — это страны, которые себя уважают и достаточно самостоятельны.
— «Большая двадцатка» — уникальное объединение, поскольку она представляет 3/4 населения [планеты] и еще большую часть мировой экономики. В ней принимают участие абсолютно разные страны, и я не думаю, что повестку перехватят на себя страны условного Запада, — добавил политолог.
В любом случае лидерам придется обсудить совместный подход к ситуации в Афганистане. Как отметил Андрей Быстрицкий, может состояться продуктивный обмен мнениями по вопросу признания «Талибана» (запрещенного в РФ движения).
— Какие-то консультации в этой сфере ведутся, но пока сформировать единую логику странам не удается. Необходимо как предпринять разумные шаги в области гуманитарной помощи жителям Афганистана, так и создать некие рычаги давления на новые власти республики, — уверен эксперт.
Как отметил в беседе с «Известиями» профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ и ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Алексей Портанский, в Афганистане до сих пор не сформированы структуры, которые необходимы для оказания помощи государству.
— Это по-прежнему failed state (англ. несостоявшееся государство), где совершаются бессудные казни и расправы. Странам G20 необходимо обсудить единый подход, — заключил эксперт.
В тупике
Между тем эксперты отмечают, что и «зеленая» повестка «расколола» страны G20 перед саммитом. И хотя глобальное потепление будет одной из главных тем встречи, не все государства поддерживают отказ от угля для производства электроэнергии.
Италия надеется, что G20 коллективно поддержит цель ООН по ограничению глобального потепления 1,5 градуса Цельсия выше доиндустриального уровня. Однако члены G20 по-прежнему расходятся во мнении, когда мир сможет сократить выбросы парниковых газов до нуля и стать климатически нейтральным. В то время как Европа ставит целью 2050 год, Россия и Китай — 2060-й, а Индия как развивающаяся страна вовсе не берет на себя подобные обязательства.
— Риск состоит в том, что те страны, которые сильно отстают от графика, могут оказаться в тупике. В частности, это относится к Китаю, но и в самих западных странах некоторые меры, направленные на смягчение последствий изменения климата, встречают растущее сопротивление, — заявил «Известиям» Этторе Греко.
По его словам, итальянское председательство при поддержке ЕС упорно работало над тем, чтобы убедить членов G20 увеличить свою финансовую поддержку наименее развитым странам и сподвигнуть их тем самым к активным действиям.
По мнению Андрея Быстрицкого, странам «большой двадцатки» будет важно обсудить, как можно достичь единой климатической цели с учетом региональных особенностей стран. Как отметил Андрей Кортунов, хотя рассчитывать на консенсус по всем вопросам климатической повестки пока не стоит, страны все-таки движутся к сближению.
— Необходимо сделать шаг в этом направлении — обсудить синхронизацию сроков перехода к углеродной нейтральности и механизмы международного сотрудничества, — заявил политолог.
Не менее сложным для стран-участниц станет обсуждение энергетики в период переходного этапа. Как подчеркнул Александр Рар, с учетом газового кризиса в ЕС власти ФРГ поставят эту тему во главу угла. Ранее уже экс-канцлер Германии Ангела Меркель отмечала, что страны G20 должны рассмотреть вопрос потребностей в энергоресурсах при трансформации их экономических моделей.
Продолжить эту тему мировым лидерам придется на COP-26, которая будет проходить в шотландском Глазго с 31 октября по 12 ноября. Председатель саммита Алок Шарма уже обратил внимание, что итоги встречи лидеров G20, на долю которых приходится 80% мировых выбросов, будут «решающим фактором» для достижения успеха встречи в Глазго.