Что такое edtech в образовании
Альтернативное образование: тренды развития EdTech
Мировая система образования сложилась в эпоху иного технологического уклада — у людей в индустриальном обществе были другие потребности. Сегодня человек по-другому относится к информации: добывает и анализирует ее новыми способами. Но сфера образования стала одной из последних, кого коснулась цифровая революция.
О том, какие тренды в образовании сегодня актуальны для России, можно судить по опыту работы EdTech-акселератора ED2, созданного в партнерстве с компанией GVA. Он фокусируется на поддержке стартапов, развивающих альтернативные образовательные технологии. «Мы сделали самый крупный специализированный акселератор на территории бывшего СССР и Восточной Европы», — говорит Павел Лукша, основатель инициативы Global Education Futures и партнер GVA. По его словам, подобных акселераторов в мире не очень много и, в основном, они сосредоточенны рядом с глобальными рынками вроде США или Китая.
Программа является бесплатной, чтобы принять участие в отборе, достаточно представить MVP («minimum viable product» — минимально жизнеспособный продукт) и бизнес-план по его развитию. Дальше акселератор предлагает свою поддержку по преобразованию стартапов в реальные бизнес-проекты с привлечением ключевых игроков EdTech рынка.
По данным исследования рынка образовательных технологий с участием ФОМ, Росстата, НИУ ВШЭ, ФРИИ, Нетологии, SkyEng и других игроков, к 2021 году рынок онлайн-образования вырастет более чем вдвое, до 53,3 млрд рублей и достигнет 2,6% образовательного рынка. Какие именно сегменты будут расти и какие сложности есть в развитии этого рынка? Вот несколько наблюдений из опыта акселератора ED2.
Учиться по-взрослому
Большая часть проектов акселератора нацелена на конечного потребителя — это образовательные приложения и сервисы для оптимизации процессов обучения как для маленьких детей и школьников, так и для взрослой аудитории. Сегмент взрослого дополнительного образования наименее лицензирован и почти не контролируется государством, поэтому здесь как раз происходят самые интересные инновационные сдвиги.
Как отмечает Замир Шухов, генеральный директор и партнер GVA, взрослым интересно практико-ориентированное образование, их главная цель — самореализация и саморазвитие, обучение скорее с целью повышения квалификации и продвижения по карьерной лестнице, чем для развлечения или досуга. «Они нацелены на конкретный результат, и чем раньше, тем лучше», — отмечает эксперт.
Для них создаются многочисленные сервисы по обучению новым прикладным профессиям. Взрослая аудитория заинтересована интересно как можно скорее применять полученные навыки и начать зарабатывать. Поэтому этот сектор коммерчески очень успешен.
Мобильные уроки
Свежий тренд — мобильность, быстрый и яркий контент в формате инстаграм-платформы, который достаточно удобен для просмотра и легок для восприятия. Люди предпочитают учиться в удобное время в любом месте, без привязки к тренинг-центрам или общим собраниям, и мониторить результаты онлайн. Формат мобильного обучения все чаще применяется и в больших корпорациях для обучения сотрудников — удобная система позволяет менеджерам добавлять готовые курсы от экспертов или создавать контент самостоятельно из любых форматов материалов в считанные секунды, вовлекая тысячи сотрудников в нужные уроки.
Корпоративное обучение
Если приложения для индивидуального обучения интересны в основном самим потребителям, то платформы для создания цифрового профиля навыков, их оценки и подтверждения значительно упрощают взаимодействие специалистов и работодателей: пользователь проходит бесплатный тест способностей и добавляет свой профиль в базу профессионалов будущего.
Когда несколько сторон заинтересованы в продукте, есть большая вероятность, что он будет коммерчески успешным. Поэтому многие участники акселератора изначально ориентировались на рынок b2b: создавали предложения, разрабатывали продукты и пакеты услуг для крупных партнеров и корпоративных университетов. Ряд проектов-участников программы существенно перестроил бизнес-процессы в своих компаниях: меняли отдел производства, запускали новые продукты, собирали курсы под новые целевые аудитории, меняли систему продаж. Так, стартапу VR Concept в течение трех месяцев акселерации удалось закрыть контракты на сумму 1,8 млн рублей (сравнимо с его годовым оборотом). Команда продала 21 лицензию вузам, 13 лицензий школам и сети детских технопарков «Кванториум», заключила 7 договоренностей о пилотах.
Индивидуальный подход
Если говорить о цифровизации обучения и внедрении инноваций и стартапов в образовательную систему, то в основном процессы все еще происходят без глобальных изменений парадигмы: то, что ранее было создано оффлайн, реализуется онлайн. Именно с этой идеей создавались МООK («Массовые открытые онлайн-курсы»), но революции в образовании не произошло: они не перевернули этот рынок. Восприятие и эффективность многочасовых видео-записей в интернете мало отличается от их оффлайн-аналога — преподавателя у доски. О методологии обращения с контентом рассуждает Павел Лукша: «Мы все смотрим в сторону индивидуальных траекторий, когда обучающийся ищет собственный путь получения знаний: у всех разные темпы, разные способы запомнить информацию, и это нужно учитывать. Все должно исходить от потребностей человека: знаете материал — сдайте тест, не знаете — давайте поучим еще. Образовательные компании должны не заставлять учиться, а предоставлять возможности для развития своих способностей. Мы полагаем, что именно EdTech стартапы могут поменять модель образования — с устаревшей, созданной 200 лет назад для совершенно других условий, на современную».
Симуляционные технологии
AR/VR и ИИ способны направить образовательные процессы в сторону индивидуального и адаптивного обучения. Одним из финалистов акселератора стал проект, который представляет собой онлайн-платформу психооценки и анализа коммуникативных возможностей с помощью искусственного интеллекта. Команда создала рекомендации, как работать с теми или иными психотипами и на развитие каких коммуникативных навыков нужно обратить внимание.
Сфера EdTech — не про дистанционное онлайн-образование, а про новые технологии, связанные со средствами доставки новых знаний до человека, аналитикой, замерами эффективности обучения и технологиями высокого порядка. В нашей стране пока недостаточно экспертов в этой области, которые могли бы правильно позиционировать эту высокотехнологичную отрасль EdTech на образовательном рынке.
Вход в систему
Современное образование невозможно без целеполагания. Учащийся готов платить за результат, за достигнутую цель, и привести к такому результату пока может только человек, а не роботы или отдельные онлайн-системы. Все вышеперечисленное невозможно без технологий Big Data: для того чтобы реализовать любой высокотехнологичный проект с искусственным интеллектом, нужна накопленная и структурированная база, ее аналитика и статистика. Реализация подобных проектов упирается в финансирование и базы данных, которых у нас в стране пока нет. Такие возможности могут предоставить только крупные компании с большим количеством трафика.
На данный момент одно из приоритетных направлений акселератора — подключать новые ресурсы со стороны государственных партнеров, чтобы изменить процессы и помочь новым проектам заходить в образовательную систему с помощью органов государственного управления. «Даже если предлагать школам очень хорошую инновацию, вопрос стоит не в том, насколько эта технология работает, а в возможности ее интегрирования в текущую государственную систему образования. Это сложная задача, которую мы намерены решать в 2019 году», — говорит Замир Шухов.
Следующим шагом в развитии акселератора может стать создание коммуникативной среды для взаимодействия всех участников проекта. «Для глобального успеха и прорыва нужно развивать альянсы, в том числе и между проектами, прошедшими акселератор, чтобы создавать своего рода экосистему и видеть возможности друг друга. Нужна перекрестная кооперация между участниками, связка между всеми игроками на новом рынке образования», — отмечает Павел Лукша.
EdTech: рынок, тренды, инвестиции
Глава отдела интервью и лонгридов
Команда RB.RU представила интерактивную карту российского рынка EdTech. Она включает более 200 технологичных проектов из сегментов b2b и b2c, а также десятки венчурных фондов, акселераторов и частных инвесторов, которые поддерживают EdTech-стартапы.
В материале — о тенденциях рынка, представленных на карте стартапах и инвестициях в российских EdTech.
Что такое EdTech
В медиа EdTech часто выступает синонимом онлайн-образования, однако на самом деле это понятие гораздо шире и включает весь набор цифровых инструментов, направленных на повышение эффективности образовательного процесса.
Помимо онлайн-школ, интерактивных курсов и образовательных приложений, на рынке представлены разработчики электронных систем для образовательных учреждений, обучающего оборудования, VR-тренажеров, платформ для корпоративного обучения и других продуктов.
Рынок EdTech
Ожидается, что пандемия COVID-19 и связанные с ней карантинные ограничения окажут долгосрочное влияние на образование, и к 2025 году рынок EdTech удвоится — мы увидим обновление инфраструктуры и появление новых цифровых бизнес-моделей.
EdTech в России
Российский EdTech наиболее активно развивается в сегменте онлайн-образования.По данным совместного исследования TalentTech и «Нетологии», в конце 2019 года объем российского b2c-рынка онлайн-образования составил 38,5 млрд рублей при среднегодовых темпах роста на уровне 20%.
В соответствии с прогнозом аналитиков, к 2023 году он должен достичь отметки в 60 млрд рублей. 2020 год стал прорывным для отрасли и значительно ускорил ее развитие — рост составил 30-35%. По оценке экспертов, тренд сохранится и в 2021 году.
Читайте о российских EdTech-стартапах, которые вышли на рынок в 2020 году, в материале RB.RU: 9 российских EdTech-стартапов, которые взлетели в пандемию
EdTech-компании
Более 40% от представленных в карте компаний работают в сегменте b2b — это вендоры ИТ-решений, разработчики платформ и вспомогательных сервисов для образовательных учреждений и бизнеса. Среди них:
Интерактивная карта российского рынка EdTech постоянно дополняется. Если вы хотите, чтобы ваша компания попала на карту, отправьте письмо на [email protected] с информацией по форме, указанной здесь.
Тренды EdTech
Редакция RB.RU обратилась к фаундерам технологичных проектов в индустрии образования с просьбой обозначить ключевые тренды на российском рынке EdTech.
Андрей Лобанов, СЕО «Алгоритмики»
Тренд 1: образование новый черный
В 2020 и 2021 годах только ленивый не занимается образованием. Все поняли, что за этой сферой большое будущее — ко мне в последнее время чуть ли не раз в неделю приходит какой-нибудь человек, который делает образовательный проект.
Когда «Алгоритмика» только начиналась, мне многие говорили: «На образовании не построишь бизнес, там нет денег, зачем тебе это». В 2021 году, если ты рассказываешь, что у тебя образовательная компания, ты слышишь совершенно другую реакцию: «Круто — это же так классно и перспективно!».
Так вышло, что как социально полезная сфера бизнеса оказалась в центре внимания, в тренде. Что из этого получится, прогнозировать рано. Рынок не настолько большой, как шум вокруг него. И есть вероятность, что многие новые проекты не выживут в такой конкурентной среде.
Тренд 2: консолидация рынка
В последние несколько лет крупные игроки, такие как Mail.ru Group и «Яндекс», активно начали вкладываться в образование. В то же время на рынке появились сильные EdTech-компании. Сейчас видно, что идет очень много разговоров о различных сделках, покупках, игроки начали «заходить» на территорию друг друга, расширяя зоны, в которых они работают.
Условно говоря, Skyeng занялся обучением навыкам и профессиям, «Алгоритмика» стала обучать детей не только программированию, но и математике. Это, как говорится, новый этап конкуренции. Скорее всего, сейчас крупные игроки начнут покупать маленьких. И если раньше каждый занимал какую-то одну нишу, то теперь, как мне кажется, компании будут работать сразу в нескольких нишах, таким образом конкурируя друг с другом.
Тренд 3: согласование офлайна и онлайна
Будем надеяться, что ковид потихоньку уходит. Для EdTech это значит, что скоро вернется офлайн-обучение. Заметно, что клиенты устали от онлайна.
Что будет? Технологии, которые выросли за время пандемии, и инвестиции, которые пришли в образование за это время, будут работать и на офлайн-обучение. Выход образования обратно в офлайн приведет, скорее всего, к появлению множества смешанных образовательных форматов и новых технологий в этих форматах.
Михаил Котлов, CEO IntellectoKids
Тренд 1: во время пандемии вырос спрос на детские образовательные приложения.
Не только в России, во всем мире родители оказались в условиях, когда работа стала удаленной, ребенок сидит дома на карантине, его нужно занять чем-то полезным. И в этом смысле обучающие приложения стали спасением для многих мам и пап.
Что происходит в 2021 году? Мы продолжаем наблюдать устойчивый интерес к образовательным мобильным продуктам для детей.
Тренд 2: у всех игроков дополнительного школьного и дошкольного онлайн-образования, предлагающих качественный продукт, будет расти число пользователей.
Если до пандемии основной поток учеников и денег шел к частным репетиторам, то теперь все познакомились с дистанционным обучением и гораздо больше родителей рассматривают его как полноценную альтернативу. Соответственно, доля онлайна в рынке дополнительного образования школьников и дошкольников будет увеличиваться.
Тренд 3: будет развиваться и приобретать популярность формат blended learning.
Blended learning — это смешанный вариант, когда часть обучения проходит дистанционно, а часть в офлайне. Поскольку и у онлайна, и у офлайна есть свои преимущества, было бы странно не использовать и те, и другие в обучении. Думаю, все больше офлайн-игроков будут пробовать применять онлайн-инструменты, и наоборот.
Наташа Флокси, СЕО Cerevrum
Много лет инновационные технологии пытались ворваться в обучение, но лишь пандемия дала шанс. Мы вошли в новую эпоху, где умение учиться станет одним из важнейших навыков.
Безусловно, искусственный интеллект и виртуальные люди будут помогать контролировать процессы получения знаний. В новом мире разработчики смотрят на синхронизацию носимых устройств с усвояемостью материалов.
Помимо этого, нельзя не отметить тренд на популяризацию машинного обучения и аналитики усвоения знаний, которые помогут традиционным методам улучшать сами процессы, предугадывать действия обучаемого и создавать адаптивный контент в реальном времени.
Инвестиции в EdTech
В соответствии с исследованием Агентства инноваций Москвы, в 2020 году на EdTech пришлось 15% от общего объема инвестиций, сделанных венчурными фондами и частными инвесторами в Москве. Число сделок выросло на 164% по сравнению с показателями 2019 года.
Наиболее часто инвесторы обращали внимание на образовательные продукты для школьников, сервисы дополнительного образования и платформы для учителей.
Заключение
Эксперты и аналитики в России и по всему миру сходятся во мнении, что онлайн-образование и другие сегменты EdTech продолжат экспоненциальный рост в течение ближайших пяти лет.
К изменениям индустрию подталкивают глобальные вызовы, и пандемия — не единственных из них. Так, известно, что к 2050 году в мире будет на два миллиарда больше выпускников школ, вузов и других образовательных учреждений, чем сегодня. Без фундаментальных изменений в области подходов, инфраструктуры и бизнес-моделей образовательная система не справится с растущей из года в год нагрузкой. Рынку предстоит решить проблему дефицита кадров и нехватки финансирования.
Не путать: в чем разница между EdTech и инфобизнесом
EdTech — молодой и перспективный рынок. По исследованиям Startup Barometer 2019, EdTech входит в топ-10 самых привлекательных областей для венчурных инвестиций. Еще пять лет назад эксперты не рассматривали эту нишу всерьез. Однако за последнее время несколько крупных проектов доказали, что EdTech может быть прибыльным и хорошо масштабируемым. В прошлом году емкость российского сегмента достигла 30 млрд руб., причем крупные игроки сгенерировали только треть. Это означает, что рынок еще не сконцентрирован, на нем есть место для начинающих компаний.
Учитывая тенденции, вероятно, что в ближайшее время Россию ждет «бум» цифровых образовательных проектов в поисках инвестиций. Перед инвесторами, в свою очередь, встанет задача оценки перспектив EdTech-стартапов. Это непросто, учитывая возраст ниши и отсутствие накопленной статистики по работающим бизнес-моделям. Кроме того, сегодня не существует безусловно принятых определений того, что такое EdTech (случается, что его приравнивают к онлайн-образованию).
Существует и такое понятие, как «инфобизнес». Оно приобрело негативную окраску в России, но за ее пределами есть информационные проекты, которые считаются перспективными, своего рода весьма доходными «звездами».
Поэтому стоит разобраться, в чем отличие EdTech-платформ от образовательных информационных проектов, где пролегает граница между ними и какие формы приобретают оба направления.
Терминология: два типа образования
Под EdTech мы понимаем нишу технологических решений для сферы образования. Она включает в себя создание оборудования и гаджетов (школьных досок, планшетов), разработку ПО (например, тренинговых 3D-симуляций для пилотов, врачей и нефтяников). При этом львиная доля EdTech — это онлайн-обучение. А эта сфера в свою очередь включает в себя не только технологические сервисы и платформы, но и чисто информационные (то, что и называется инфобизнесом).
На практике отличия между EdTech- и инфобиз-проектами проявляются в следующем:
Одним из самых известных практиков этой бизнес-модели на международном рынке является американский предприниматель и бизнес-тренер Энтони Роббинс.
EdTech-платформы предлагают непрерывный мониторинг обучения, и, в конечном итоге, делают достижение практических результатов частью своего торгового предложения: например, сдачу ЕГЭ, как у школы математики Mindset, или трудоустройство через партнерскую программу стажировки, как у Geekbrains.
Возьмем в качестве наглядных примеров разную деятельность в сфере обучения языкам.
Допустим, преподаватель английского записывает мини-курс и продает его на своем сайте. Это инфобиз-проект, успешные из них — единицы. Как правило, все продажи идут за счет силы бренда преподавателя. Пример EdTech-проекта в этой сфере — DuoLingo: это онлайн-платформа, которая также обучает английскому, но на которой автоматизированы процессы анализа ошибок, мониторинга обучения, непрерывно осуществляется измерение вовлеченности пользователей и ряда других параметров.
Инвестиционные возможности
Инфобизнес
Если говорить об информационном бизнесе, то в очень редких случаях они интересны инвесторам: привлекательны во многом те, кто сумел реализовать успешную маркетинговую стратегию. Например, школа, в которой учат выражать мысли посредством текстов Free Publicity School, — это сообщество единомышленников с постоянным потоком студентов.
Большинство же проектов в этой категории не обладают собственной технологической платформой и методикой обучения, что существенно сокращает их возможности к масштабированию. Кроме того, поскольку продуктом является именно контент, такие проекты легче копируются.
Плюсы инфобиз-проектов (скорее для создателей, чем для инвесторов):
EdTech
Что же касается EdTech-платформ, их перспективы расширяются, учитывая ускоряющуюся интеграцию классического офлайн-образования и цифровых сервисов. Инвестиции в них очень оправданы, учитывая текущие темпы роста российского и мирового рынка. Однако они предполагают «длинные» деньги, стратегические вложения инвесторов в следующие активы:
Запомнить
EdTech-проекты в отличие от информационного бизнеса предполагают методологическую основу и сильную технологическую составляющую. Они живут в режиме непрерывного улучшения себя как продукта, опираясь на обратную связь от пользователей.
Инфобизнес — это проекты человека или группы людей, делящихся контентом, своими знаниями в различных форматах за денежное вознаграждение. Чаще всего они ассоциированы с конкретной личностью, за которой может стоять команда, но носителем опыта и информации является, как правило, человек-бренд.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Что такое EdTech? Даже у представителей самого EdTech на этот счёт разные мнения
Что можно считать EdTech? Такой вопрос задал модератор дискуссии «Где границы EdTech?» на ММСО. Вот какие ответы дали эксперты.
Михаил Мягков
генеральный директор MAXIMUM Education
— В нашем понимании это организации и люди, которые пытаются с помощью технологии, технологических инструментов, внедряемых в той или иной мере, улучшить образовательный процесс или обеспечить образовательный процесс в местах, где его невозможно сделать без технологий.
Вот первая волна технологий просто создала доступ — доступ к преподавателю, который находится далеко. В обучении в Zoom или на какой-то другой платформе нет никакой инновации, нет никакого EdTech как такового, но тем не менее это предоставило доступ к чему-то, к чему раньше не было доступа у ученика. А [если брать] более глубокий фокус на улучшение (как улучшить процесс обучения, который был невозможен без технологий ранее), то, мне кажется, в этом плане мы находимся в самом начале EdTech.
Редакция «Образование» Skillbox Media
Онлайн-журнал для тех, кто работает или хочет работать в сфере образования. Рассказываем о трендах, теории и полезных практиках.
Макар Гончаров
— Для нас EdTech, для меня в частности (я, наверно, от себя сформулирую), — это всё-таки группа людей, компании, которые имеют свой продукт, [и этот] продукт отвечает каким-то цифровым либо технологическим вызовам, [при этом] компания существует на рынке минимум два года, имеет устойчивую бизнес-модель и показывает рост, и умеет довести ученика из пункта А в пункт Б, не потеряв при этом багаж знаний.
Валентина Куренкова
— Я считаю, что любой блогер-миллионник, который ведёт у себя курсы и занимается «инфоцыганством», как некоторые называют, или инфобизнесом, [если сказать] более прилично, то это уже EdTech в наши дни. Вопрос, конечно, к качеству и достоверности этого контента, к опасности и безопасности этого контента для ребёнка, например.
В целом я считаю, что EdTech сейчас — это очень широко. Любой эксперт в своём деле, который ведёт какие-то курсы, это уже EdTech.
Скриншоты: MMCO-2021 / YouTube
Контекст
Никакого официального определения понятия EdTech, конечно же, не существует. На практике это слово часто воспринимают и как синоним «онлайн-образования», и как собирательное понятие для любых технологий, с помощью которых осуществляется образовательный процесс. Это могут быть платформы для онлайн-обучения, LMS, различные приложения, VR-тренажёры и прочие инструменты. В том числе технологии, помогающие в офлайн-обучении, а не только онлайн. Например, интерактивные проекционные экраны и планшеты для обучения в классах.
Проще говоря, кто-то понимает под этим термином любое цифровое образование в широком смысле, а кто-то — только образовательные технологии (собственно, изначально смысл слова был именно таким, потому что EdTech — это комбинация слов education и technology — «образование» и «технологии» соответственно).