Что стучит в электричке
Почему у поезда стучат колеса по рельсам
Поезд остается одним из самых популярных видов транспорта. Некоторым любителям поездов особенно нравится засыпать под равномерный звук стука колес. Но задумывались ли вы когда-то, какова природа этого звука? Почему он настолько громкий, ритмичный, а главное — откуда он вообще берется?
Казалось бы, круглые колеса не должны стучать настолько сильно. Но это, тем не менее, происходит. Причиной возникновения звука можно назвать не только простые физические процессы, но и… климат.
Откуда возникает звук
Причин возникновения стука колес несколько. Главные из них:
Иными словами, возникновение стука обусловлено рядом причин, которые, хоть и очевидны на первый взгляд, известны далеко не всем. Возможно, потому что об этом мало кто задумывался.
Бывают ли поезда, колеса которых не стучат?
Да, такие существуют. Их можно встретить в тех странах, где не бывает больших перепадов температуры. Рельсы там называют «бесстыковыми», для них не используется термозазоры. Фактически, железная дорога там — это целиком ровное полотно. А значит, при передвижении поезда, он не будет издавать таких привычных нашему уху громких, ритмичных, иногда даже убаюкивающих звуков.
Иными словами, поезда, например, в Австралии, можно назвать практически бесшумными, в сравнении с железнодорожным транспортом на постсоветском пространстве. И причины этого, в первую очередь, кроются в климатических особенностях.
Что стучит в электричке
> А почему в моторных вагонах этого нет?
Компрессор в вагоне один, сразу на всё, который «громкий» и периодически включающийся (по мере падения давления в пневмомагистрали). А постоянно и потихоньку тарахтит мотор-генератор, преобразующий напряжение контактной сети в низкое напряжение для зарядки аккумуляторов и работы бортовой электросети (с полупроводниками на ж/д традиционно хреново, предпочитают электромеханику).
Однако в ЭР2-12** (с мягкими сиденьями) компрессор просто замолкал.
но всеравно Я ВСЕГДА ПРЕДПОЧИТАЛ ПРИЦЕННЫЕ.
Да, пищит именно он. Но несколько лет назад начался выпуск новых преобразователей, которые уже не пищат. Они стоят на самых новых 714/717 (можно встретить на Сокольнической линии), а также на всех Скифах и большинстве Яуз.
> Ехал на дачу с Павелецкого, 8-го числа. В вагоне электропоезда
> стоял характерный шум как в метропоездах: гудение с частотой ок
> 400 Гц. Марку эл.поезда не успел прочитать, точно не ЭД или ЭР,
> помню что бело-синий.
Значит Спецремонтовское творение, ЭМ2.
> Может быть это статический преобразователь слышен был?
Угу, встречаются там такие.
Виталий Шамаров писал(а):
> «Ой, моторный вагон!!» Восклицали
> (да и сейчас восклиц ают) дамочки в годах.
Забавно, что именно так в народном фольклоре их называют. На самом-то деле они не моторные, а прицепные. В разговорной речи пассажиры употребляют ещё «долбёжный вагон»: в их числе и я.
Да. Еще он есть на модернизированных Еж3 и Ем-508т
> Михаил, да, именно тот свист я имел ввиду. Обратите внимание,
> вагоны типа Еж, Е (те, у которых салон освещается лампами
> накаливания), находясь на остановке, его не издают. А вот
> компрессор есть во всех. Он не вибрирует, но тарахтит,
> периодически включаясь и отключаясь.
Частота этого писка 400 Гц. Так, по крайне мере, написано на дросселях ламп дневного света в метропоездах.
>>> воздушные пробелы на перегонах
Нейтральные вставки.
Зачем рабочие стучат по колёсам поездов на станциях
Этот ритуал крайне важен и необходим
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к особенностям конструкции колёсных пар, на которых стоят вагоны. Изготавливают их из стали, а оси колёсной пары также вращаются во время движения вместе с колёсами – это сделано для повышения надёжности конструкции, к примеру, для сокращения риска слёта колеса с оси. Однако несмотря на все меры предосторожности, колёсные пары могут приходить в негодность и ломаться.
В целях предотвращения разрушения колёсных пар и возможного схода поезда с рельсов рабочие и ходят вдоль поездов после их остановки и стучат по колёсам. Это своего рода акустическая диагностика: трещина делает звук глухим, и по этому признаку можно узнать о наличии в колёсной паре дефектов. После этого дальнейший поиск дефектов ведётся уже визуально. Заодно осмотрщики стучат и по креплениям колёсных пар.
Если рабочие выявляют какой-либо настораживающий звук, то затем они проверяют состояние смазки и определяют тип повреждения: от срыва головки у болта до разрушения подшипника. Звонкий лязг при постукивании свидетельствует об отсутствии проблем с колёсной парой. При выявлении у вагона проблем с колёсами его отцепляют от состава и отправляют на более детальную проверку, а при необходимости – на ремонт в депо.
Ж/Ди меня
Пока до отправления электрички в сторону Нары с Киевского вокзала еще остается немного времени, Алексей показывает нам свое рабочее место. Специальным ключом открывается дверь электропоезда. В электричке приборов, конечно, поменьше, чем в самолете. Однако функционал все равно впечатляет! Вот, например, бортовой самописец.
Что делать, если.
. впереди сломался локомотив?
Некоторым поездам можно оказать помощь. Можно прицепиться к нему сзади и вытолкать состав со станции. После этого дежурный и диспетчер примут решение, что делать с составом.
. машинист заболел и не может выйти в рейс?
Всегда есть сотрудники на подмене. Они проходят медосмотр и всегда готовы выйти в рейс, если вдруг случится что-то непредвиденное с локомотивной бригадой.
. предстоит рейс в 5 утра. Как приехать на работу?
Зачем гудят электрички?
Не просто так. Железнодорожные регламенты предусматривают ряд случаев, когда нужно подавать сигнал. Например, рядом с переездом. Или при разъезде со встречным поездом.
Для чего путейцы держат перед поездом флажок?
Так бывает, если на дороге ведется ремонт. Путейцы держат развернутый флажок, если машинисту надо снизить скорость. Если флажок свернут, можно ехать как обычно.
О чем спрашивают пассажиры машиниста по связи из вагонов?
Почему электричка дёргается. Эльфийский длиннопост
Не раз мне задавали вопрос: «Почему при трогании и следовании электричка дёргается? Это стажёр за управлением или поезд неисправен?»
Отвечаю этим постом, чтобы, если что, ссылаться на него, ну и вас просветить, дорогие пикабушники.
Речь будет идти о классической «электричке» серии ЭР и ЭД.
Для начала картинка и немного матана:
Итак, с первой причиной рывков и толчков разобрались. Это неисправность одного или нескольких моторных вагонов, когда они не тянут состав.
Но иногда реакции могут возникать и при, казалось бы, исправных моторных вагонах. Происходит это из-за разрегулировки блоков, отвечающих за набор скорости. В каждом моторном вагоне стоит один такой блок. При разгоне он регулирует ускорение, считывая силу тока, проходящего через тяговые электродвигатели вагона. Эти блоки должны быть отрегулированы на одинаковые величины, но иногда это не так. И в таком случае один из моторных вагонов, где стоит такой разрегулированный блок, может разгоняться быстрее, чем остальные. То есть он при разгоне «рвёт под себя». Это тоже сопровождается толчками и рывками.
На каждом моторном вагоне есть аппараты защиты, которые могут разобрать тягу (то есть обесточить тяговые электродвигатели) или отключить высоковольтные выключатели. И когда это происходит при разгоне, возникает сильная реакция по поезду. Представьте, что один из моторных вагонов, который разгоняется и тащит поезд на пределе своих возможностей, внезапно становится «прицепным». Это и есть третья причина. Отключение тяги на одном или нескольких моторных вагонах в момент разгона.
***
Часто причиной реакций при разгоне, торможении и выбеге поезда может быть износ поглощающего аппарата автосцепного устройства.
На картинке его корпус окрашен в синий цвет. Внутри него находятся резинометаллические элементы, которые поглощают продольные силы сжатия и растяжения. Без поглощающего аппарата автосцепки перемещались бы туда-сюда без какого-либо сопротивления, что вызвало бы очень сильные реакции по поезду.
При износе поглощающего аппарата он начинает недостаточно выполнять свои функции, и езда в вагоне с ним перестаёт быть комфортной. Это есть четвёртая причина.
Мы разобрались с причинами толчков при разгоне поезда.
Теперь поговорим о торможении.
Разрегулировка блоков управления электродинамическим тормозом.
Та же причина, что и №2, но наоборот. То есть при электродинамическом торможении (это торможение, при котором тяговые электродвигатели переводятся в режим работы генератором, за счёт чего и происходит уменьшение скорости) один (или несколько) моторный вагон тормозит сильнее или слабее, чем остальные. Это пятая причина.
Отключение пневматического тормоза на одном из вагонов.
Грубо говоря, один или несколько вагонов у электропоезда не тормозят вообще. При торможении они наталкиваются на тормозящих собратьев, что вызывает толчки и продольные удары. Это шестая причина.
Торможение производится автоматическими пневматическими тормозами.
При торможении на остановках машинист обычно пользуется электродинамическим и/или электропневматическим тормозами. Но при их неисправности торможение производится автоматическими тормозами. У них есть две особенности:
— наличие тормозной волны. То есть вагоны тормозят не одновременно, а от кабины к хвосту с некоторой задержкой. Это вызывает продольные реакции.
— невозможность ступенчатого отпуска тормозов. При электропневматическом торможении машинист может сначала увеличивать тормозное нажатие, а затем потихоньку снижать, чтобы останавливать поезд более плавно. При торможении пневматикой это невозможно, нажатие можно только увеличивать. Поэтому при автоматическом торможении сначала возникают реакции по поезду из-за тормозной волны, а потом в момент остановки состав останавливается как вкопанный, что ощутимо менее комфортно и вызывает вопросы у пассажиров.
***
Это и есть основные причины, почему в пути следования электричка постоянно дёргается, что снижает комфорт поездки.
Машинист учится водить поезда ещё будучи помощником, перед утверждением в должность проходит различные обкатки, поэтому практически исключена возможность, что электропоездом управляет товарищ, настолько не умеющий это делать, что пассажиры по салону летают.
Железная дорога
2.9K пост 5.5K подписчиков
О, сколько нам открытий чудных.
Вот оно что. А я думал там есть специальный блок «дергания и шатания» для такого эффекта.
СА-3 нежёсткая сцепка, там по-любому зазоры, поэтому используется в комплекте с буферами в пассажирском движении
(бабка mode on)
Как дрова возят! Понаберут по объявлению.
(бабка mode off)
а как дела у Ласточек и Иволг?
не дергаются потому что пока новые?))
А матан-то обещанный где? Ожидал какие-нибудь многоэтажные дифуры зависимости силы дергания от чего-то там, а оказалось, что всё из-за того, что что-то там разъёбано )))
на сериях ЭР-1 и ЭР-2 есть электрическое торможение или только пневматическое? Ибо насколько знаю, первенцем здесь была ЭР2Р.
А товарные составы почему громыхая вздрагивают?
А про переход с одной тяговой подстанции на другую?
Могут же быть разные напряжения в разных ветках.
Вечер на городском вокзале
Другие мои картинки можно посмотреть в инстаграм
Ответ на пост «Почему к дверям электропоезда нельзя прислоняться»
Не открываются, не закрываются, можно раздвинуть руками.
Опасно проходить через двери, которые открываются руками.
Ночь. На вокзале поезд готовится к отправлению. Дверная магистраль истощена, давления нет, двери можно свободно руками шевелить.
Какой-то уникум в третьем вагоне распахнул двери с противоположной стороны и вылез курить половиной туловища за габарит вагона.
За минуту до отправления машинист заряжает дверную магистраль.
Двери, которые должны быть нормально закрытыми, и в которых курит тело, начинают резко закрываться. Не плавно, а моментально, за менее чем 1 секунда.
Курящего придавило «гильотиной».
Пострадавшего чувака вытащили с насыпи и увезли на скорой с переломом рёбер и чего-то еще. Дальнейшая его судьба неизвестна.
Пока шли разборки, поезд задержали на 1,5 часа.
У вас плохое было плохое настроение 7 декабря?
У вас что то не получалось и вы чувствовали себя неудачником?
Пффф, подержите пинту этих джентельменов.
Вчера, 7 декабря, гениальное руководство железной дороги Great Western Railway, это та, что ездит из Лондона на запад страны временно вывело из эксплуатации аж 3 электрички-дизельпоезда. А могли бы только 1.
113км/ч). Участок железной дороги из-за сложного рельефа идет прямо вдоль побережья.
Новенький(по сравнению с бабушками Эр2 различных модификаций) следует в сторону Лондона. На часах 9.32 по Гринвичу. На подъезде к городку Dawlish из-за морской воды этот пепелац японского происхождения и отверточной английской сборки отказывается ехать. С чем собственно и встает по платформе.
10.15 по Гринвичу. На этот же участок закатывается встречный поезд той же самой фирмы. Но он оказывается еще ближе к воде, ибо англичане и на железке ездят слева. Исессна, морская вода и его доводит до отказа оборудования, с чем он и встает чуть далее платформы.
А теперь внимание! Что предпринимает компания и диспетчер для спасения этих двух бедолаг?
Правильно, посылает и третью японскую посудину на колесах для спасения. Итог- закономерен. 3я капризная цаца встает в 10.50 на подлете к первому бедолаге.
И до 13.42 это все ребята весело стоят и ждут конца шторма. После чего по крайне мере 2 из 3 уезжают своим ходом под тихонькое шебуршание волн Ла Манша.
Если да, то рад за Вас, они очень старались:)
Зы. Для тех кому интересно-данные пепелацы это Class 800, он же Azuma, он же IET. DEMU, то есть имеет как питание от Кс 25kv
, так и 5 дизелей на 9 вагонах под бортом. Заменил собой HST, который жрал исключительно соляру на всем протяжении пути.
Прогресс по-китайски
Один и тот же китайский машинист, разница в 26 лет.
45-летний Хань Цзюньцзя – машинист высокоскоростного поезда пекинского локомотивного депо. Он стал свидетелем трансформации китайских поездов от «паровоза» до нынешнего скоростного подвижного состава «Фусин»
За 26 лет он получил восемь различных удостоверений на право вождения, сегодня является одним из самых известных машинистов в Китае.
Мёрзнущая бабка, мужичок-«инженер» и просьба остановиться
Похолодало. Начались жалобы от пассажиров на отопление. Всё это рутинно и не достойно внимания, но иногда бывают исключения.
Мы, конечно, не объясняли бабке, что в тот самый город, где живёт её сестра, ходят те же электропоезда под управлением тех же локомотивных бригад. Ей, видимо, виднее.
До отправления осталось минут двадцать. Стою на платформе у кабины, кофеёк потягиваю. Мужик из первой двери вышел. Спрашивает:
— Интересно, а как двери работают? Как они открываются и закрываются?
— Мне как инженеру интересно.
— Привод пневматический у дверей. Ничего особенного.
— С этого и нужно было начинать. Нечего.
Сижу в кабине, скоро отправляться и следовать скоростным поездом, без многих остановок. Стук в кабину. Открываю форточку. Стоят трое чётких пацанчиков. Видно, что подвыпившие. В руках баклажки с пивом. Спрашивают:
Неплохое начало разговора.
— Ну, а нам хотелось бы, чтобы остановился. Договоримся? Цена вопроса?
— Ну давай хотя бы миллион.
— Ты чё, ё. нутый? Мы же у тебя нормально спросили.
— Так я ответил. У меня такой ценник.
Я не успел им объяснить, что в цену я заложил полугодовой поиск новой работы для меня и моего помощника на тот случай, если остановка в неположенном месте приведёт к серьёзным последствиям.
Мини-обзор состава ЭР2
Сегодня мы увидим состав ЭР2-582, который вот уже 55 лет исправно возит пассажиров!
Мы рассмотрим внешний вид, пройдемся по салону и узнаем небольшую историю каждого из вагонов.
Глазами машиниста
Записки машиниста электропоезда-45. Продавцы, музыканты и попрошайки
Основных видов несколько:
— продавцы всяких безделушек. Схема простая: человек покупает на алике какую-нибудь дребедень за сущие копейки, чтобы потом продавать с нехилой наценкой. Особенно любят они торговать в дачный сезон. Предлагают дачникам всякие ножи для чистки овощей, лейкопластырь, бинты, перчатки и т.п. В период новогодних праздников могут пытаться втюхать соответствующие игрушки, светящиеся шары, гирлянды, фигурки животного, год которого наступает согласно восточному гороскопу.
— «профессионал». Это человек, хорошо владеющий своим музыкальным инструментом. Обычно это гитара, баян/аккордеон/гармонь. Помимо инструмента музыкант таскает с собой микрофон, усилитель, колонку, короче, полный комплект. Срубает кассу Завоёвывает сердца публики годным исполнением. Как правило работает в одиночку (зачем половинить доход?), но бывают исключения.
— «студенты музыкальных учебных заведений». Не факт, что они действительно учатся в подобных местах, но производят такое впечатление. Топ-инструменты: скрипка, флейта, прочие духовые, та же гитара. Часто сбиваются в «бэнды» из двух-пяти человек. Не так профессионально подходят к оборудованию, как типаж выше, но по качеству исполнения могут показывать аналогичный уровень. Люди охотно дают деньги «бедной молодёжи».
Попрошайки. Несколько видов:
Немного о проектировании ЖД
Железная дорога в идеале должна быть прямой и без уклонов. То есть поезд должен идти по горизонтальной площадке прямо, не поворачивая в кривых. Это позволяет:
а) свести к минимуму затраты на топливо;
б) свести к минимуму затраты на ремонт пути, подвижного состава, так как кривые изнашивают колёса и рельсы, спуски приводят к повышенному износу тормозных колодок и т.п.;
К сожалению, матушка Земля не была обеспокоена этим вопросом и поэтому наделала гор, равнин, холмов, рек, озёр и прочего, что всячески мешает нам сделать идеальную железную дорогу. Поэтому приходится ухищряться.
Приведу вам простой пример. Нарисовал в Paint картинку продольного профиля:
Итак, мы можем провести железную дорогу по имеющемуся профилю, не заморачиваясь.
Мы получаем американские горки. Поезд сначала несётся с горы по участку АВ с уклоном 27%, сжигая тормозные колодки, а потом карабкается в гору с уклоном в 1,9% до точки Г, а дальше вообще не знает, как подняться в гору с уклоном в 34%. То есть такая железная дорога не сможет существовать в принципе. Нужно как-то выравнивать профиль.
Есть три основных способа: сверхдорогой, дорогой и дешёвый.
1. Сверхдорогой. Какой и был представлен в посте Железная дорога Hao-Ji Railway
Тупо «закапываем» «яму». Проводим железную дорогу на специальных столбах:
Всё круто, поезд идет по железной дороге на горизонтальной площадке. Экономия топлива, минимальные расходы, максимальная пропускная способность. Один только минус: это строительство стоит овердохрена. Настолько дохрена, что экономика далеко не каждой страны может потянуть такой проект. Поэтому у нас пока что это не применяется.
2. Дорогой. Как строится ЖД в развитых странах и на некоторых участках было сделано при СССР.
То есть мы получаем железную дорогу не идеально горизонтальную, но почти. Ограничения по весу поезда минимальны, пропускная способность чуть ниже, чем при сверхдорогом строительстве, но зато само строительство дешевле.
3. Дешёвый. Как строили при Российской империи и СССР, и как это делается сейчас.
Отводим железную дорогу в стороны, тем самым искусственно уменьшая уклон. Проводим земляные работы. Получаем:
Модель старинной электросекции серии Св образца 1929 года в масштабе 1:32. Колея 45 мм. Именно такие электрички открывали движение на первом в РСФСР электрифицированном участке Москва-Мытищи.
Несмотря на межсезонье и сырость, я вывез свою электросекцию на обкатку. Необходим был тест после замены шестерен в редукторах моторных тележек.
Что сказать? Впервые с 2005 года моторный вагон откатал час без перерыва безо всяких нареканий. Потребовалось всего лишь каких-то 16 лет, чтобы довести его до ума 😁
Овал раскладывал на скорую руку, используя доски и кирпичи для выравнивания по горизонтали.
Фото и ссылка на ютуб для желающих посмотреть.
Длиннопост-ликбез о беспилотных поездах
Чуть ли не в каждом посте приходится отвечать на одни и те же вопросы. «Motormaniac, а у вас что, автопилота нет?», «Хм, самолёты уже давно сами летают, а поезда не могут?», «Пф, Тесла уже давно сама пассажиров возит, так это автомобиль! Поезд вообще по рельсам ездит, почему не сам?»
Чтобы дать ответ на все вопросы, пилю этот пост. Буду копипастить его в комментарии, если опять будут спрашивать.)
Для начала разберёмся в терминологии. Многие путают автоведение с беспилотными поездами, нужно разобрать эти понятия.
УСАВП умеет разгоняться, тормозить перед светофорами, кривыми, знает, какие скорости разрешены, но не умеет останавливаться на остановках, это делает машинист.
Проблема в том, что по ЖД-путям постоянно шляются посторонние. Есть железнодорожные переезды. Тот же самолёт-беспилотник в небе не встречает перебегающих дорогу бабулек. Нужно как-то решать эту проблему. Какие есть решения?
Машинное зрение. Навешать на локомотив кучу камер, лидаров, радаров, датчиков и т.п., подключить к этому нейросети, прочие IT-штуки, как это было сделано с беспилотными маневровыми локомотивами.
Минусы: машинное зрение пока не научилось уверенно и надёжно видеть дальше
И на этом проблемы беспилотных поездов не заканчиваются.
Разработки в этой сфере ведутся. Технологии идут вперёд. Но пока что всё очень далеко от реализации.
З.Ы. Когда я поступал на помощника машиниста в нулевых, мне один родственник говорил: «Зачем ты туда идёшь? Год-два, и машинистов уберут. Будут сами поезда ездить». До сих пор ему напоминаю об этом.)
Надеюсь, я достаточно раскрыл тему, и вопросов не будет.)