Что такое dark store приведите пример
Почему следует задуматься о реализации формата «dark store» и что для этого потребуется
Пока Panasonic не научил свой умный холодильник самостоятельно ходить за продуктами, приходится находить более тривиальные решения, среди которых и «dark store».
«Dark store» – магазин без продавцов, среднее между складом и обычным супермаркетом с модерновым интерьером. Вроде те же полки, заставленные продуктами, только вместо множества людей, обмотанных списками покупок, между стеллажей курсируют профессиональные сборщики заказов. Технологии помогают им эффективно и быстро собирать заказанные онлайн продукты, сканируя коды товаров. Далее потребители просто забирают уже укомплектованные продуктовые наборы.
Формат «dark store» отличается гибкостью, ресурсоемкостью, доступностью расположения, скоростью обслуживания, а также характерно высоким уровнем потребительской лояльности.
Нет, это не так. В большинстве случаев огромные распределительные склады располагаются за городом, поэтому доставка товаров зачастую просто физически не может быть осуществлена в сжатые сроки. Преимущество формата «dark store» в том, что магазины расположены в черте города. Кроме того, за счет упрощения логистики, в дарксторах получается без проблем приобрести свежие, скоропортящиеся товары и продукты, требующие особых температурных режимов хранения, например, мороженое.
Также, стоит оговориться, на сегодняшний момент формат дарксоторов выбирают преимущественно FMCG компании, но он отлично подойдет и для иных сфер ритейла.
Второе отличие «dark store» заключается в его размерах. В крупных распределительных центрах из-за их бесконечных площадей, на сборку одного заказа тратится уйма времени. Совсем другое дело «ламповый» «dark store», где каждая продуктовая корзина собирается с огромной любовью, ну или просто быстро.
Отсюда, клиент может ускоренно: без длительного ожидания доставки или бесконечных очередей, приобрести все необходимые продукты и отпраздновать удачный поход в магазин порцией мороженого. Экономия времени формирует потребительскую лояльность. А, как известно, лучше лояльного клиента может быть только 2 лояльных клиента.
Это высказывание также нельзя назвать однозначным. Чаще всего в дарксторах продаются продукты питания и товары повседневного спроса, для которых важны скорость доставки, комплектации и условия хранения. Именно поэтому интерьер «dark store» больше походит на обычный супермаркет, только более эргономичный. Кроме того, в «магазинах без продавцов» для определенного набора продуктов поддерживаются необходимые условия хранения, а зачастую в них можно встретить и собственную кулинарию или пекарню.
Формат «dark store» позволит:
Очевидные преимущества формата:
Бесспорно, «dark stores» удобны тем, что ритейлеры фактически запускают привычный супермаркет, только не несут издержек, связанных с обслуживанием потока клиентов в нём. Считается, что магазины такого формата выгоднее запускать в небольших регионах, где крупные распределительные центры себя не оправдают.
За счёт скорости комплектации заказов и размещения магазинов вблизи жилых зон, «dark stores» также решают проблему «последней мили» для продуктового ритейла.
Магазины «dark stores» требуют достаточно развитой цифровой структуры. Рассмотрим предполагаемые изменения, со стороны:
Доработка алгоритма собственной доставки.
Разработка алгоритма самовывоза.
Обработка новых процессов доставки.
Доработка операций колл-центра.
Учет остатков в магазинах.
Рост интернет-шопинга снизит влияние эпидемии на спрос. Люди начинают привыкать к шопингу во всемирной паутине и меняющимся форматам торговли. Консервативные паттерны потребления не уйдут в небытие, но ряды «ритейлинговых старообрядцев», по прогнозам экономистов, поредеют.
«Dark stores» доказали свою эффективность и оправданность во многих европейских странах, представители российского ритейла также начинают чувствовать высокую перспективность данного формата.
Нынешние условия лишь одна из причин задуматься, что мир трансформируется гораздо быстрее, чем нам кажется и тот, кто не поспеет за переменами сегодня, завтра может уже никуда не торопиться.
Dark Store: что это такое и зачем нужен, форматы дарксторов в России
Мир все еще не отошел от шока, вызванного пандемией. И он сказывается прямым образом на всех сферах бизнеса. В первую очередь пострадали ритейлеры, а также кластер развлечений. Поэтому развитие новых дистанционных трейдинг-технологий выходит на первый план. Об одной из них и пойдет речь в обзоре. Мы узнаем все про dark store магазин, что это, как работает обозначенный механизм, какими выгодами обладает и как организовать его работу.
Общие сведения
До сих пор новые покупатели, да и предприниматели полагают, что это отрасль как-то коррелирует с теневым интернетом. На самом деле это не так. Общего у них только то, что оба процесса работают удаленно. Фактически эта модель реализации товаров – это типовая онлайн-продажа (не через Даркнет), но имеющая несколько своих исключительных особенностей.
По сути – это крупный склад. На нем расположились полки с ценностями удобным для сортировки и подбора, а не для хранения. Ведь этот склад предназначен как раз для сбора ТМЦ, только обращаться к ним будут не покупатели, а работники. Ведь в первую очередь – это все же маркет, а не склад. Если разбирать, что это такое — дарксторы (dark store), перевод подскажет – темный магазин. То есть, место, где для приобретения продукции не нужны живые граждане. Все покупки заказывают удаленно.
Тогда возникает другой законный вопрос, чем эта система отличается от обычных онлайн ритейлеров. Разница есть:
Темный магазин: особенности
У подобного рода бизнеса есть масса своих нюансов. Пробежимся по основным моментам:
Вы уже заметили, какое значение для описанной модели бизнеса имеет правильное программное обеспечение. Да и стоит отметить, что многие программы не совсем корректно работают в условиях российской законодательной реальности. Поэтому выбирать ПО нужно исходя из множества факторов. Это и эффективность, и скорость, и объемы, и адаптивность.
Если вы хотите, чтобы система отвечала всем указанным выше аспектам, то отличным выбором станет «Клеверенс».
Dark store: вы уже думаете над этим?
Предполагаю, что после окончания карантина, введенного во многих странах в связи с пандемией, формат dark store станет развиваться намного быстрее, чем эксперты прогнозировали еще в начале этого года. Почему? Давайте разберемся.
От теории к практике: dark store и его нужность
Онлайн-заказы лежат в основе данной технологии. Суть dark store заключается в том, что покупатель в интернет-магазине формирует свою потребительскую корзину, а собирают ее работники склада. Затем укомплектованный и оплаченный товар ретейлер отправляет по указанному покупателем адресу.
Еще одна разновидность dark store, когда покупатель в онлайне собрал нужные товары в «корзину», оплатил, а потом просто физически забрал их в магазине. Другими словами, воспользовался функцией «click-and-collect» («нажми и забери»).
Впервые идею «магазина без покупателей» супермаркет Sainsbury’s пробовал внедрить в Великобритании в начале двухтысячных, но тогда количество заказов было довольно небольшим и данный формат пришлось ретейлеру закрыть.
Однако последние несколько лет супермаркеты по всему миру сталкиваются с новой проблемой: торговые площади «живого» магазина не позволяют одновременно обслуживать и реально пришедших покупателей, и онлайн-заказы, поскольку последних становится все больше.
Нюансы: детально о формате dark store
Магазин, который работает в таком варианте, напоминает склад обычного супермаркета. На его территории находятся только сотрудники — они собирают онлайн-заказы.
В 2009 году в торговле снова была сделана попытка запустить dark store: недалеко от Лондона Tesco рискнула не только воплотить такой принцип торговли в жизнь, а и закрепила само название формата.
Сейчас dark stores развивают крупные сети в Европейском Союзе, США и других странах.
«Мы внимательно изучали принцип работы британских коллег, и, если сравнить наши dark stores, они будут очень похожи. Нам в принципе нравится бизнес-модель Tesco, мы много у нее переняли. И тот путь эволюции, который она проходила за 10 лет, мы проходим быстрее», — говорит директор по электронной коммерции торговой сети «Перекресток» Денис Васильев.
Подобные магазины, скорее, можно отнести к сегменту FMCG, где есть продовольственные товары и те, что входят в перечень товаров первой необходимости.
Внутреннее пространство dark store организовано так, чтобы комплектовщики максимально быстро собрали заказ. Здесь выдерживают необходимый товарам температурный режим и соблюдают все нюансы по хранению.
Другие ниши для магазинов без покупателей
В Восточной Европе до недавнего времени еду и ежедневные товары онлайн покупали примерно 0,3—1,7 % потребителей. Однако, учитывая последние события, очень вероятен довольно большой скачек этих показателей, конечно, в сторону увеличения.
Диджитализация — будущее торговли?
Walmart, Albertsons, Stop&Shop, Meijer, Hy-Vee и многие другие в последние годы начали активнее инвестировать в автоматизированные мини-склады внутри своих магазинов и открывать dark stores.
Не отстают от маркетов и бакалейные лавки. По словам Билла Бишопа, соучредителя консалтинговой компании по розничной торговле и торговле продуктами Brick Meets Click, для таких магазинов работники, которые собирают, упаковывают и доставляют вручную товары, обходятся дорого. Поэтому бакалейные лавки обращаются к технологиям, позволяющим сократить расходы и не допустить перегрузки торговых площадей, где присутствуют покупатели.
Walmart в Салеме, штат Нью-Гемпшир (США), запустил пилотный проект с автономными тележками, которые собирают заказы клиентов и доставляют их работникам супермаркета, а те уже готовят содержимое для отправки.
Также ретейлер недавно открыл Walmart Pickup Point площадью 3 700 кв. м за пределами Чикаго, в одном из продуктовых магазинов. Клиенты подъезжают туда и останавливаются на парковке, а работники Walmart загружают их заказ в багажник. Кроме того, Walmart отсюда осуществлять адресную доставку. Внутренняя часть локации выглядит как обычные супермаркеты торговой сети, но покупатели не могут зайти внутрь.
Некоторые эксперты говорят, что подобные модели имеют преимущество перед большими централизованными складами, поскольку расположены ближе к потребителям, нежели классические складские площади.
«Микроформат помогает ритейлерам решить проблему трудовых затрат и затрат на последнюю милю», — пояснил аналитик Jefferies Кристофер Мандевилл.
По его оценкам, стоимость доставки продуктов из центральных складов обычно примерно в два раза выше, чем при использовании dark store в составе крупного магазина.
«Dark stores в продуктовом магазине — это новая тенденция», — уверен Майкл Демко, основатель консалтинговой компании Locai Solutions.
По итогам 2019 года, к примеру, в США лишь около 5 % покупателей приобретали продукты в Интернете, но уже тогда аналитики прогнозировали, что в ближайшие годы это число возрастет. Правда, в тот момент, скорее всего, они и предположить не могли, как ситуация в мире поменяется буквально через несколько месяцев.
e-Commerce в цифрах
В то же время, Сьюзан Мейер обращает внимание, что конкуренция в Интернете жестче, рекламные тарифы немалы, а количество информации очень большое. Соответственно, потребители меняют свои принципы при выборе ретейлера, у которого действительно сделают покупку. И потому диджитализация играет всю большую роль в увеличении конкурентоспособности магазина в e-Commerce, собственно, как мы видим на примере dark stores.
«15 лет назад мы спрашивали друг друга: ˮЧто такое e-Commerce? В чем его польза для малого бизнеса?ˮ. Я надеюсь, что 15 лет спустя люди вообще не будут задумываться о e-Commerce, так же, как мы сегодня не задумываемся об электричестве», — Джек Ма, основатель Alibaba, один из самых богатых бизнесменов мира.
Что такое dark store и почему это удобно
Онлайн торговля получила гигантский толчок в развитии. Особенно это касается товаров первой необходимости: продукты, медикаменты и т.п. Но не стоит ошибочно полагать, что до 2020 года в этом направлении никто и не думал. Что же такое dark store’s? Расскажем в этой статье.
Дословно с английского это переводится как «тёмный магазин». Но так понятней не стало. На самом же деле это супермаркет без покупателей. Точнее все покупки делаются дистанционно. Сам по себе darkstore представляет собой огромное помещение, одновременно напоминающее и склад, и обычный магазин. Только вместо покупателей там ходят специально обученные сотрудники, которые самостоятельно комплектуют ваш заказ.
В некотором роде такой формат можно сравнить с обычным онлайн ритейлером, как AliExpress и другие. Разница в том, что dark store’s находятся в черте города и заказ не нужно долго ждать. Кроме того, они специализируются именно на FMCG-ритейле, то есть на товарах повседневного спроса.
Первыми такой формат продуктовых магазинов попытались применить в Лондоне в начале нулевых. Это была компания Sainsbury’s. Но тогда это не увенчалось успехом. А уже в 2009 году всё в том же Лондоне компания Tesco запустила свой первый «тёмный магазин». Сейчас на их онлайн-продажи приходится 47,5% рынка Великобритании.
В России первооткрывателями такого формата стали супермаркеты «О’Кей» в 2015 году. Через 2 года их примеру последовал ведущий российский ритейлер X5 Retail Group. Для своей сети «Перекрёсток» они запустили dark store’s в Москве, Санкт-Петербурге и ещё некоторых региональных центрах.
Процедура заказа максимально проста, вам нужно зайти на сайт Перекрёстка, выбрать всё необходимое и указать куда это доставить. Но учтите, что на момент написания статьи такая возможность есть не во всех регионах нашей страны. Ознакомиться с их актуальным перечнем вы можете на том же сайте. X5 RetailGroup активно развиваются и открывают всё новые «тёмные магазины». В след за ними, наученные горьким опытом корона-кризиса, свои darkstore’s открывают и другие ритейлеры.
В первую очередь такой формат позволяет нам экономить время. Больше не нужно идти в магазин, самому искать нужные продукты, стоять очередь на кассе и тащить тяжёлые пакеты. Теперь мы можем выбрать всё необходимое даже на своём телефоне и заказать доставку прямо домой.
В условиях пандемии это дополнительно позволяет нам защититься от нежелательного контакта с окружающими. Особенно это важно для пожилых людей, которые находятся в группе повышенного риска.
Кроме того, dark store позволяет создавать для продуктов необходимые условия хранения. А тот факт, что находятся они рядом с домом и доставка занимает мало времени, позволяет получить нам товары отличного качества.
Конечно же такие магазины выгодны и самим ритейлерм. Они позволяют:
· Уже существующие магазины использовать под заказы для самовывоза и доставки
· Повышают лояльность клиентов и сотрудников
· Исключают возможность воровства со стороны покупателей
· Позволяют обеспечить лучшие условия хранения для продуктов
· Открывают новые возможности для развития
· Позволяют сэкономить на обслуживании клиентов в обычных магазинах
Нужно понимать, что это не обычный склад, а современная продуманная система. Всеми процессами управляет компьютер, работники только выполняют его команды. Всё помещение поделено на зоны в зависимости от условий хранения продуктов. У всех товаров есть своё определённое место, имеющее свой номер. Все сотрудники получают портативные терминалы, в которых они быстро могу посмотреть где находится нужный им товар.
Траектория движения сборщиков заказов продумана таким образом, чтобы им не приходилось бегать с одного конца склада на другой и обратно. Это позволяет существенно экономить время и ресурсы. Работники двигаются к ближайшему товару, а последний берут максимально близко к упаковочной зоне.
В сети «Перекрёсток» продукты складывают в пакеты 4-х различных цветов:
· В зелёный – охлаждённые продукты
· В синий – замороженные
· В жёлтый – заменённую продукцию. Если нужного наименования не оказалось в наличии, то кладётся товар-заменитель, а клиент сам решает брать его или нет.
· В красный – то, что не соответствует стандартам магазина. Так, например, X5 Retail Group обещает своим клиентам доставку продуктов, срок годности которых истёк не более, чем на 50%. Но если такого товара на складе нет, они могут доставить продукцию со сроком годности, например, 45%, а вы опять же сами решите брать вам её или нет.
Красный и жёлтый пакеты, кроме того, обозначены надписью: «Обратите внимание».
Как устроен dark store
X5 Retail Group первой в России начала развивать формат dark store для сбора интернет-заказов сети «Перекресток». MarketMedia разбирался, как устроен «темный магазин» лидера рынка и какие цели он ставит перед собой в онлайн-торговле.
Термин dark store с английского переводится как «темный магазин». Темный — потому что нет обычных покупателей, а магазин — потому что визуально похож: те же стеллажи, проходы между ними, товар на полках. Только вместо ценников штрихкоды. По ним сборщики заказов быстро находят нужный товар благодаря специальным терминалам, которые крепятся на руку.
По сути это тот же склад, но рассчитанный только на сбор онлайн-заказов. В отличие от распределительного центра, где товар хранится упаковками либо паллетами, в dark store все процессы оптимизированы под штучную сборку. А сам термин dark store ввел британский ретейлер Tesco. Кроме него, сегодня такие форматы развивают Ocado, Amazon, Waitrose.
«Мы внимательно изучали принцип работы британских коллег, и, если сравнить наши dark store, они будут очень похожи. Нам в принципе нравится бизнес-модель Tesco, мы много у нее переняли. И тот путь эволюции, который она проходила за 10 лет, мы проходим быстрее», — говорит директор по электронной коммерции торговой сети «Перекресток» Денис Васильев.
Dark store в России
В России формат dark store первым стал развивать лидер продуктовой розницы X5 Retail Group для сети супермаркетов «Перекресток», которая с весны 2017 года запустила онлайн-торговлю. До 1 октября этого года заказать продукты по Интернету могли только жители Москвы и ближайшего пригорода. Теперь интернет-магазин заработал и в Петербурге. Кстати, X5 Retail Group стала вторым ретейлером, запустившим онлайн-торговлю продуктами питания в России среди федеральных игроков. Первой стала сеть «О’Кей», предложившая эту услугу покупателям в 2015 году.
Dark store — это большой склад прямоугольной формы площадью 3,7 тыс. м 2 в Москве и 6,9 тыс. м 2 в Петербурге. Он поделен на две части: зону обычного хранения (сухая зона), где находятся товары, не требующие специального температурного хранения, и зону для охлажденных продуктов (мясо, рыба), в которой поддерживается температура 2-4 градуса. Склад работает по такому же принципу, как любой розничный магазин Х5: 60% товара везется в него с РЦ, а 40% привозят поставщики.
В результате этого процент подбора товара из того, что заказал клиент на сайте «Перекрестка», составляет 99,5%, а у коллег по рынку — 70%.
«Мы очень внимательно подошли к хранению охлажденных и fresh-продуктов, потому что добавленная стоимость того сервиса, который мы хотим оказывать, — это как раз сложная температурная доставка. И колоссальные инвестиции, которые были сделаны в dark store, пошли на построение в целом холодной цепочки доставки товаров в холодильники. У нас холодная цепочка не прерывается нигде. Поставщики нам привозят товар в термофургонах, они тут же попадают в большой холодильник, и все процессы, которые происходят с товаром, происходят в холодильнике. И, когда осуществляется доставка, товар тоже помещается в термофургон», — говорит Денис Васильев.
Система управления dark store знает, какой товар на какой полке лежит, сколько заказов на конкретный товар уже есть, при необходимости система подсказывает, какого товара не хватает. В рознице это более сложная система, так как нет адресного хранения, в отличие от склада. В результате этого процент подбора товара из того, что заказал клиент на сайте «Перекрестка», составляет 99,5%, а у коллег по рынку — 70%, подсчитали в Х5.
Как устроена работа dark store
Несмотря на то что Х5 построила dark store всего лишь первого поколения, но и в нем за сотрудника все решает компьютер. Всей работой управляет система управления складом, а сборщики-комплектовщики, по сути, выполняют ее команды. Кстати, одни и те же сотрудники занимаются и выкладкой товаров на полки, и сбором онлайн-заказов.
Весь склад поделен на аллеи. Например, в петербургском dark store их 40: первые 20 аллей предназначены для хранения товаров, не требующих специальных условий (бакалея, средства гигиены, зоотовары и т.д.), а аллеи 21-40 находятся в зоне охлажденных товаров (мясо, рыба, колбасы и т.д.).
Каждый товар имеет свой адрес хранения, который можно узнать через специальный терминал. Индивидуальный терминал сбора данных выдается каждому сотруднику dark store. Например, забив в поиске «мука «Макфа», получаешь на экране номер аллеи, места, полки и ячейки. Каждая ячейка имеет свой штрихкод, отсканировав который можно узнать, какой товар здесь должен храниться.
При сборе онлайн-заказа передвижения сборщиков также продуманы. Маршрут сбора товара построен таким образом, что сотрудник идет зигзагом и последний товар берет с полки уже перед зоной упаковки.
Таким образом, сортировщики знают, куда поставить товар, когда он прибыл на склад и откуда взять при сборке онлайн-заказа. Причем каждое действие сотрудника просчитано с точки зрения эффективности и временных затрат буквально до мелочей. Например, когда сборщик занимается приемом товара и выкладкой его на полки, сначала он собирает весь товар в большую тележку (ролл-кейдж), а потом развозит в ней товар по полкам. Система делает так, чтобы в этой тележке был товар только с одной аллеи, а не разных, чтобы при размещении товара сортировщику не пришлось обходить весь склад.
При сборе онлайн-заказа передвижения сборщиков также продуманы. Маршрут сбора товара построен таким образом, что сотрудник идет зигзагом и последний товар берет с полки уже перед зоной упаковки. Там есть пост, на котором специально обученный человек закрывает коробку заказа крышкой, сканирует штрихкод ящика и распечатывает наклейку с номером маршрута и адресом клиента.
Пакеты четырех цветов
Сборщики «Перекрестка» упаковывают товары в пакеты разного цвета, всего их четыре. Зеленый пакет предназначен для доставки охлажденной продукции, в синий кладется замороженный продукт, который надо сразу переложить в холодильник.
Цель Х5 выйти в следующем году на 15-16 заказов в рамках одного рейса в Петербурге. Средний чек сегодня и в Москве, и в Петербурге одинаковый — 3,5 тыс. рублей. Цель компании — выполнять 3 тыс. заказов в день.
В желтый пакет с надписью «Обратите внимание» кладется товар-замена, если заказанной позиции не было в данный момент на складе и клиент решает, брать или не брать. Красный пакет тоже идет с надписью «Обратите внимание». В нем могут оказаться товары, которые в принципе соответствовали заказанному, но выбиваются из стандартных рамок магазина. Например, сеть гарантирует доставку товара клиенту со сроком годности не менее 50%, а оказалось, что на момент заказа осталась позиция со сроком годности 45%.
«Это является нарушением наших договоренностей с клиентом, поэтому мы кладем товар в красный пакет, для того чтобы клиент обратил внимание и решил, брать или нет. Или, например, в пакете может оказаться товар с мятой коробкой», — говорит Денис Васильев, уверяя, что на любом этапе, вплоть до момента доставки товара домой, клиент может от заказанной позиции отказаться.
В настоящее время московский dark store обслуживает 120 грузовиков, петербургский — 20. Одна машина в Петербурге везет шесть-семь заказов за один рейс, в Москве — 13-14 заказов. Цель Х5 выйти в следующем году на 15-16 заказов в рамках одного рейса в Петербурге. Средний чек сегодня и в Москве, и в Петербурге одинаковый — 3,5 тыс. рублей. Цель компании — выполнять 3 тыс. заказов в день.
Однако следующий dark store X5 может открыть раньше, не дожидаясь этих показателей. Так, в Москве это может произойти в 2019 году, в Петербурге — в 2020-м. Также компания прорабатывает вопрос открытия онлайн-магазина в крупных городах России.
Компания пошла по пути децентрализованной модели: чем больше складов по городу, тем лучше будет эффективность доставки, так как машины будут ездить не по всему городу, а только по конкретным районам.
Выручка интернет-магазина «Перекресток» в 2017 году составила 200 млн рублей, в этом году компания планирует выйти на оборот 1 млрд рублей, в 2019 году — вырасти в несколько раз.
«В идеале хотим иметь четыре склада в городе — на севере, юге, западе и востоке. Но если число заказов будет расти, то изменим количество необходимых dark store на один город. Например, они могут появиться и в центре, но тогда мы будем использовать вертикальное хранение и площадь dark store сократится, так как в центре найти большую площадь невозможно», — говорит Денис Васильев.
Сегодня на сайт «Перекрестка» заходит 2 млн посетителей в месяц, из них 3,5% клиентов делают заказы. На момент запуска, в апреле 2017 года, заказы делали только 0,2%. Для сравнения: у британского Tesco конверсия 6-7%.
Выручка интернет-магазина «Перекресток» в 2017 году составила 200 млн рублей, в этом году компания планирует выйти на оборот 1 млрд рублей, в 2019 году — вырасти в несколько раз. Цель Х5 Retail Group довести в среднесрочной перспективе онлайн-продажи до 2% от общего оборота сети «Перекресток».
Большой брат следит за тобой
В dark store установлены сотни видеокамер с высоким разрешением для расследования инцидентов. Компания решила исповедовать принцип предотвращения наказания. «Сотрудники должны понимать, что их действия всегда будут расследованы до конца и истина установится. Все действия сотрудника оцифрованы. В любой момент времени мы можем посмотреть, в какую ячейку и сколько он положил товара. Если вдруг приходит какая-то претензия от клиента, что ему что-то не довезли или брак, то, зная, во сколько сборщик сделал те или иные действия, мы проверяем по видеокамерам его действия», — говорит Денис Васильев.
Международные сети Ocado и Tesco уже открывают «темные магазины» второго поколения, в них часть функций вместо людей выполняют роботы. И X5 Retail Group внимательно изучает опыт зарубежных коллег, чтобы лучшие практики внедрить в свои будущие dark store. Например, это может быть механизация зоны маршрутизации, когда собранные ящики будут грузить не люди, а автомат и в зону загрузки они будут попадать через транспортные желоба.
В России рынок продуктов питания огромный, но онлайн-продажи продуктов питания мизерны, по России — 0,2%. Так что потенциал велик, правда, компаний, готовых инвестировать такие многомиллионные суммы в онлайн-торговлю, не много. В настоящее время из федеральных игроков к этому рынку присматривается «Лента», работающая с компанией по доставке продуктов питания на дом iGoods. В сентябре прошлого года Auchan начал тестировать online-продажи некоторых групп товаров в своем интернет-магазине.
За последние 2 года на российском рынке начали активно развиваться сервисы по доставке продуктов питания из крупных сетей. В Петербурге заметным игроком является iGooods, в Москве — Instamart.
Онлайн-рынок продуктов питания в настоящее время растет динамичнее других сегментов розничной торговли. В 2017 году его емкость в России приблизилась к 25 млрд рублей. К 2022 году емкость рынка оnline-торговли FMCG в России может увеличиться в 10 раз, подсчитали специалисты INFOLine.