Что такое dark store в ритейле
Почему следует задуматься о реализации формата «dark store» и что для этого потребуется
Пока Panasonic не научил свой умный холодильник самостоятельно ходить за продуктами, приходится находить более тривиальные решения, среди которых и «dark store».
«Dark store» – магазин без продавцов, среднее между складом и обычным супермаркетом с модерновым интерьером. Вроде те же полки, заставленные продуктами, только вместо множества людей, обмотанных списками покупок, между стеллажей курсируют профессиональные сборщики заказов. Технологии помогают им эффективно и быстро собирать заказанные онлайн продукты, сканируя коды товаров. Далее потребители просто забирают уже укомплектованные продуктовые наборы.
Формат «dark store» отличается гибкостью, ресурсоемкостью, доступностью расположения, скоростью обслуживания, а также характерно высоким уровнем потребительской лояльности.
Нет, это не так. В большинстве случаев огромные распределительные склады располагаются за городом, поэтому доставка товаров зачастую просто физически не может быть осуществлена в сжатые сроки. Преимущество формата «dark store» в том, что магазины расположены в черте города. Кроме того, за счет упрощения логистики, в дарксторах получается без проблем приобрести свежие, скоропортящиеся товары и продукты, требующие особых температурных режимов хранения, например, мороженое.
Также, стоит оговориться, на сегодняшний момент формат дарксоторов выбирают преимущественно FMCG компании, но он отлично подойдет и для иных сфер ритейла.
Второе отличие «dark store» заключается в его размерах. В крупных распределительных центрах из-за их бесконечных площадей, на сборку одного заказа тратится уйма времени. Совсем другое дело «ламповый» «dark store», где каждая продуктовая корзина собирается с огромной любовью, ну или просто быстро.
Отсюда, клиент может ускоренно: без длительного ожидания доставки или бесконечных очередей, приобрести все необходимые продукты и отпраздновать удачный поход в магазин порцией мороженого. Экономия времени формирует потребительскую лояльность. А, как известно, лучше лояльного клиента может быть только 2 лояльных клиента.
Это высказывание также нельзя назвать однозначным. Чаще всего в дарксторах продаются продукты питания и товары повседневного спроса, для которых важны скорость доставки, комплектации и условия хранения. Именно поэтому интерьер «dark store» больше походит на обычный супермаркет, только более эргономичный. Кроме того, в «магазинах без продавцов» для определенного набора продуктов поддерживаются необходимые условия хранения, а зачастую в них можно встретить и собственную кулинарию или пекарню.
Формат «dark store» позволит:
Очевидные преимущества формата:
Бесспорно, «dark stores» удобны тем, что ритейлеры фактически запускают привычный супермаркет, только не несут издержек, связанных с обслуживанием потока клиентов в нём. Считается, что магазины такого формата выгоднее запускать в небольших регионах, где крупные распределительные центры себя не оправдают.
За счёт скорости комплектации заказов и размещения магазинов вблизи жилых зон, «dark stores» также решают проблему «последней мили» для продуктового ритейла.
Магазины «dark stores» требуют достаточно развитой цифровой структуры. Рассмотрим предполагаемые изменения, со стороны:
Доработка алгоритма собственной доставки.
Разработка алгоритма самовывоза.
Обработка новых процессов доставки.
Доработка операций колл-центра.
Учет остатков в магазинах.
Рост интернет-шопинга снизит влияние эпидемии на спрос. Люди начинают привыкать к шопингу во всемирной паутине и меняющимся форматам торговли. Консервативные паттерны потребления не уйдут в небытие, но ряды «ритейлинговых старообрядцев», по прогнозам экономистов, поредеют.
«Dark stores» доказали свою эффективность и оправданность во многих европейских странах, представители российского ритейла также начинают чувствовать высокую перспективность данного формата.
Нынешние условия лишь одна из причин задуматься, что мир трансформируется гораздо быстрее, чем нам кажется и тот, кто не поспеет за переменами сегодня, завтра может уже никуда не торопиться.
Что такое dark store и почему это удобно
Онлайн торговля получила гигантский толчок в развитии. Особенно это касается товаров первой необходимости: продукты, медикаменты и т.п. Но не стоит ошибочно полагать, что до 2020 года в этом направлении никто и не думал. Что же такое dark store’s? Расскажем в этой статье.
Дословно с английского это переводится как «тёмный магазин». Но так понятней не стало. На самом же деле это супермаркет без покупателей. Точнее все покупки делаются дистанционно. Сам по себе darkstore представляет собой огромное помещение, одновременно напоминающее и склад, и обычный магазин. Только вместо покупателей там ходят специально обученные сотрудники, которые самостоятельно комплектуют ваш заказ.
В некотором роде такой формат можно сравнить с обычным онлайн ритейлером, как AliExpress и другие. Разница в том, что dark store’s находятся в черте города и заказ не нужно долго ждать. Кроме того, они специализируются именно на FMCG-ритейле, то есть на товарах повседневного спроса.
Первыми такой формат продуктовых магазинов попытались применить в Лондоне в начале нулевых. Это была компания Sainsbury’s. Но тогда это не увенчалось успехом. А уже в 2009 году всё в том же Лондоне компания Tesco запустила свой первый «тёмный магазин». Сейчас на их онлайн-продажи приходится 47,5% рынка Великобритании.
В России первооткрывателями такого формата стали супермаркеты «О’Кей» в 2015 году. Через 2 года их примеру последовал ведущий российский ритейлер X5 Retail Group. Для своей сети «Перекрёсток» они запустили dark store’s в Москве, Санкт-Петербурге и ещё некоторых региональных центрах.
Процедура заказа максимально проста, вам нужно зайти на сайт Перекрёстка, выбрать всё необходимое и указать куда это доставить. Но учтите, что на момент написания статьи такая возможность есть не во всех регионах нашей страны. Ознакомиться с их актуальным перечнем вы можете на том же сайте. X5 RetailGroup активно развиваются и открывают всё новые «тёмные магазины». В след за ними, наученные горьким опытом корона-кризиса, свои darkstore’s открывают и другие ритейлеры.
В первую очередь такой формат позволяет нам экономить время. Больше не нужно идти в магазин, самому искать нужные продукты, стоять очередь на кассе и тащить тяжёлые пакеты. Теперь мы можем выбрать всё необходимое даже на своём телефоне и заказать доставку прямо домой.
В условиях пандемии это дополнительно позволяет нам защититься от нежелательного контакта с окружающими. Особенно это важно для пожилых людей, которые находятся в группе повышенного риска.
Кроме того, dark store позволяет создавать для продуктов необходимые условия хранения. А тот факт, что находятся они рядом с домом и доставка занимает мало времени, позволяет получить нам товары отличного качества.
Конечно же такие магазины выгодны и самим ритейлерм. Они позволяют:
· Уже существующие магазины использовать под заказы для самовывоза и доставки
· Повышают лояльность клиентов и сотрудников
· Исключают возможность воровства со стороны покупателей
· Позволяют обеспечить лучшие условия хранения для продуктов
· Открывают новые возможности для развития
· Позволяют сэкономить на обслуживании клиентов в обычных магазинах
Нужно понимать, что это не обычный склад, а современная продуманная система. Всеми процессами управляет компьютер, работники только выполняют его команды. Всё помещение поделено на зоны в зависимости от условий хранения продуктов. У всех товаров есть своё определённое место, имеющее свой номер. Все сотрудники получают портативные терминалы, в которых они быстро могу посмотреть где находится нужный им товар.
Траектория движения сборщиков заказов продумана таким образом, чтобы им не приходилось бегать с одного конца склада на другой и обратно. Это позволяет существенно экономить время и ресурсы. Работники двигаются к ближайшему товару, а последний берут максимально близко к упаковочной зоне.
В сети «Перекрёсток» продукты складывают в пакеты 4-х различных цветов:
· В зелёный – охлаждённые продукты
· В синий – замороженные
· В жёлтый – заменённую продукцию. Если нужного наименования не оказалось в наличии, то кладётся товар-заменитель, а клиент сам решает брать его или нет.
· В красный – то, что не соответствует стандартам магазина. Так, например, X5 Retail Group обещает своим клиентам доставку продуктов, срок годности которых истёк не более, чем на 50%. Но если такого товара на складе нет, они могут доставить продукцию со сроком годности, например, 45%, а вы опять же сами решите брать вам её или нет.
Красный и жёлтый пакеты, кроме того, обозначены надписью: «Обратите внимание».
Dark Store: как успеть сесть в первый вагон нового формата ритейла
Пандемия внесла существенные коррективы в продуктовый ритейл. И если в 2020 году офлайновый бизнес массового развивал омниканальность, интернет-продажи и доставку, то уже в 2021 году основной тренд перехватили дарксторы. В России новый формат активно продвигает сеть магазинов Вкусвилл, которая верит в неизбежное и стремительное развитие этого направления. Давайте же рассмотрим, что же такое даркстор и как бизнесу успеть вскочить в первый вагон отправляющегося к успеху поезда.
Постпандемийные тенденции ритейла
Когда дела идут плохо, предприниматели проявляют творческий подход. В прошлом году мы были свидетелями этого в самых разных контекстах: отельеры превратили пустые комнаты в коворкинги, а рестораны начали предлагать еду на вынос и доставку на дом.
Карантинные правила заставили обедать «в ресторане» дома
Но как же месяцы изоляции и карантинных мер изменили потребительские предпочтения покупателей? Рассмотрим результаты недавнего социологического опроса в городах-миллионниках:
Но если розничная торговля растет, почему тогда закрываются офлайновые магазины и куда уходят их покупатели? Да-да, они переходят на удаленные покупки! Как раз на этом фоне и получили развитие дарксторы – «темные» офлайновые магазины онлайновой торговли.
Что такое темный магазин?
Дарксторы – это бывшие физические торговые точки, представляющие собой сейчас склады электронной коммерции. Название «темные» они получили по двум причинам:
От типичных складов дарксторы отличает то, что продукты находятся не в запечатанных коробках, а аккуратно выложены на стандартных многоуровневых стеллажах или в холодильных витринах. Практически как в обычной торговой точке, только без учета мерчандайзинга. Кроме того, темные магазины преимущественно расположены в пределах жилых районов, чтобы иметь возможность быстрого сбора заказа и доставки его покупателю.
Внутреннее обустройство даркстора
Естественно, что оборотной стороной медали даркстора является интернет-магазин, на котором и делаются заказы. Для малого и среднего бизнеса оптимальной платформой для создания сайта для темного магазина является InSales. Этот движок предоставляет возможность интеграции интернет-магазина со всеми необходимыми сервисами e-commerce: 1С, кассовой программой, службами доставки, системами управления заказами.
Концепция даркстора не нова. Фактически, она существует уже более десяти лет. Оригинальные магазины Dark были запущены в Великобритании компанией Tesco ещё в 2009 году. Но только пандемия дала этому формату действительно сильный толчок, позволивший выбиться в тренды.
Специфика бизнес-модели
Чтобы открыть даркстор, необходимо четко понимать бизнес-модель этого формата. Она строится на двух особенностях:
Различия между даркстором, складом и магазином
Расходы на оформление, маркетинг и ремонт магазинов, зарплату кассирам и консультантам идут в дарксторе на аренду помещения, зарплату менеджерам интернет-магазина и курьерам. Приоритетной становится автоматизация процедуры доставки товаров и контроль качества отгружаемой продукции. В зависимости от размера инвестиций и масштаба бизнеса, автоматизация может покрывать практически все рабочие процессы.
Почему выгодно открыть даркстор: разбираем преимущества
Перечислим преимущества, которые имеют дарксторы перед классическими супермаркетами.
Снижение затрат
В целом, темные магазины более доступны в управлении и обслуживании, чем классические торговые точки. В дарксторах не нужно тратить деньги на эстетику и заботиться о дизайне, ведь покупатели вообще не будут видеть интерьер!
В дарксторе внешний вид стеллажей не имеет значения
Стеллажи и холодильное оборудование можно купить б/у и без претензий на внешнюю красоту. Приоритетом являются практичность и низкая стоимость оборудования. Все что нужно – создать удобную планировку, чтобы сборщики могли быстро формировать заказы.
Кроме того, дарксторы не претендуют на цокольные этажи зданий в проходных местах или торговых центрах. Поэтому и аренда площадей под такие магазины будет значительно ниже.
Расширение ассортимента
В дарксторах не нужно заботиться о широких и удобных проходах или о множественной выкладке товаров. Сэкономленное место можно использовать для расширения ассортимента, а значит и роста продаж.
За год концепция даксторов начала уходить от торговли исключительно продуктами питания. В ассортимент всё чаще добавляются средства гигиены и бытовая химия.
Экономия на доставке
Формат дарксторов позволяет экономить на доставке как покупателям, так и самому темному магазину. Ведь клиенту не обязательно заказывать курьера, покупатель может подойти к пункту выдачи и самостоятельно забрать заказ. Особенно востребован этот формат в районах многоэтажной застройки.
Ускорение работы персонала
В темных магазинах нет толкучки, а сотрудникам с тележками не нужно объезжать покупателей и постоянно отвлекаться от выкладки товара. Рабочие процессы выполняются в более комфортной и производительной обстановке. Это позволяет более эффективно использовать трудовые ресурсы и сократить расходы на зарплату.
Покупатели экономят время
Еженедельные закупки в супермаркетах нередко занимают пару часов времени, а если за ними необходимо ехать за город – даже больше. Темные магазины позволяют покупателям экономить своё время и вместо шоппинга заниматься более важными делами.
Яндекс сделал экономию времени главным преимуществом своего темного магазина
Человек может сделать заказ из дома в вечернее время и заказать доставку на следующий вечер. В результате товары привезут точно в срок. К тому же большие заказы дарксторы могут доставлять бесплатно.
Однако существует и другая концепция работы. Например, дарксторы Яндекс.Лавка и Самокат декларируют доставку заказа в пределах 15-40 минут. За такое короткое время покупатель как раз подготовит кухню к обеду или к приготовлению пищи.
Экономия на скоропортящихся продуктах
Довольно часто в дарксторах люди заказывают доставку продуктов на следующий день. Это позволяет магазинам более тщательно планировать закупки и продажи скоропортящихся продуктов.
Кроме того, можно перейти на более комфортный график работы собственных пекарен и цехов по приготовлению готовой пищи. В результате и покупатели будут получать более свежие блюда.
Продажа только качественных продуктов
Темный магазин вынужден идти по пути заботы о покупателе и тщательно контролировать свежесть и качество поставляемой продукции. Особенно это касается мяса, фруктов и овощей. Если клиенту пару раз доставят подгнивший лук или неправильно обрезанное мясо, то он вряд ли будет повторно заказывать в этом дарксторе.
Дарксторы повысят качество фруктов и овощей по всей цепочке поставок
С одной стороны, это усиливает конкуренцию между продавцами и увеличивает списания продуктов, а с другой – позволяет покупателю не переживать о качестве доставленной продукции. К тому же, многие люди готовы переплачивать за гарантированно хороший товар, на чем можно построить грамотную маркетинговую стратегию и компенсировать расходы.
Круглосуточная работа
Дарксторы могут без проблем работать круглосуточно. Если в обычном супермаркете ночью вместе с кассиром должна работать охрана и другие службы, то в темном магазине со всем может справиться и один человек.
Ночной график работы является важным преимуществом среди конкурентов, особенно в больших городах, где многие люди поздно приходят с работы и у них нет другого времени для возможности забрать заказ у курьера.
Как обеспечить прибыльность темного магазина
Начать планирование открытия даркстора следует с анализа существующего спроса. Составьте карту количества и ассортимента онлайн-заказов, которые в настоящее время удовлетворяются расположенными рядом магазинами. Выделите сферы, где есть достаточный спрос, чтобы забрать его из этих торговых точек.
Темные магазины по продаже пиццы и суши давно организовываются в квартирах
В то время, как некоторые крупные компании переоборудуют существующие супермаркеты в распределительные центры «темных» магазинов, это может быть нецелесообразно для малых и средних предприятий. Малому бизнесу следует искать места в близлежащих промышленных зонах, которые предлагают более низкую арендную плату и лучшую транспортную доступность.
Сделайте отделку помещений простой и удобной для навигации.
Внедрение эффективной автоматизации управления запасами также важно для контроля остатков и управления их пополнением в реальном времени. Используйте все преимущества сайтов на платформе InSales для учета продукции. С помощью InSales вы сможете вести единый учет в интернет-магазине, дарксторе и обычной торговой точке.
Какие проблемы возникают в Dark Stores при планировании запасов?
Доставка в даркстор является краеугольным камнем обслуживания клиентов. Например, бакалейные темные магазины предлагают сверхбыстрое выполнение заказа, при котором продукты могут быть доставлены к дверям покупателей в течение нескольких часов или минут. Чтобы сохранить свое обещание мгновенных поставок, продавцы вынуждены создавать целую сеть центров комплектования и доставки.
Всё это ведет к целому ряду проблем.
Обеспечение высокого качества обслуживания клиентов по невысокой цене
Управление запасами играет центральную роль в снижении операционных затрат. Для продуктовых розничных продавцов иметь высокие расходы от списания неликвида и одновременно быть лидерам по уровню сервиса может показаться нелогичным. Тем не менее, такое сочетание может принести значительную прибыль.
При размещении даркстора на окраине города возрастают логистические расходы
Благодаря эффективному размещению запасов, бакалейщики могут максимально эффективно удовлетворять потребности своих клиентов. Они могут начать выигрывать с точки зрения «клиентского опыта», будучи более предсказуемыми при удовлетворении потребительского спроса, обеспечивая большую доступность продукции и предлагая лучший сервис, цены и общий опыт.
Достижение максимальной точности прогнозов
Точное прогнозирование спроса жизненно важно для продуктовых магазинов, которые хотят идти в ногу с запросами клиентов. Существующие системы пополнения запасов и прогнозирования не обеспечивают точного, детального прогноза. Они лишь дают информацию для принятия решения сотрудниками.
В отличие от традиционных методов прогнозирования, система планирования поставок в продуктовом дарксторе должна генерировать высокоточные прогнозы, принимая во внимание рекламные мероприятия, спрос и конкуренцию. Без дорогостоящих IT-решений при автоматизации этой сферы не обойтись. Однако подобные уровни автоматизации нужны преимущественно крупным компаниям, малый бизнес без них обойдется.
Преодоление проблемы скоропортящихся продуктов
Задача состоит в том, чтобы каждый скоропортящийся товар доставлялся к порогу покупателя в первозданном, качественном виде. Тем не менее, это может легко стать обременительным для собственника продуктового магазина. Использование дарксторов для хранения скоропортящихся продуктов и управления ими – отличный способ решить подобную проблему.
Доставка мяса в летнее время требует соблюдения температурного режима
Как только у бакалейщиков темных магазинов будут достаточные складские площади, удобные стеллажи для комплектации и безупречные возможности управления запасами, они смогут поддерживать идеальный уровень свежести скоропортящихся продуктов и минимизировать время их доставки от холодильника до дверей клиента.
Подходят ли темные магазины для любого бизнеса?
Целесообразность открытия даркстора сильно зависит от ассортимента, расположения и концепции доставки. Например, для предпринимателей, желающих доставлять заказы в течение нескольких часов, темные магазины могут быть не лучшим вариантом. Особенно при расположении складов на окраине города и частых дорожных заторах.
Даркстор с мороженным можно открывать только рядом с потребителями
И поскольку потребительские привычки совершения покупок онлайн продолжают стремительно развиваться, многие недавно открывшиеся темные магазины могут столкнуться с невозможностью обеспечить приемлемое качество продуктов при доставке, особенно кулинарии.
Гораздо проще открывать даркстор с непищевым ассортиментом, не требующим немедленного исполнения заказа.
После глобальной пандемии формат темных магазинов начал проникать и в другие секторы. Спрос на онлайн-продажи и мгновенную доставку резко вырос в сферах бытовой химии, строительстве. Учитывая эту эволюцию, вполне вероятно, что дарксторы не только останутся, но и будут продолжать развиваться как концепция.
Что такое dark store в ритейле
В последний год сразу несколько российских ритейлеров заявили о запуске нового формата — dark store (англ. «тёмный магазин»), или магазина без покупателей. Неплохо известный в Европе, пока формат оказался не самым понятным для россиян. Разбираемся, что такое dark stores и для чего они нужны.
Что такое dark store?
Это магазин без покупателей — похожий на торговый зал обычного супермаркета склад, в котором собирают онлайн-заказы. Вместо клиентов со списками товаров между рядами здесь перемещаются профессиональные комплектовщики. Покупатели просто забирают заказ в пункте выдачи — который может находиться как около самого dark store, так и где-то в окрестностях — или получают товар на дом.
Впервые похожий формат появился в Лондоне в начале 2000-х годов в виде «центра дистрибуции» онлайн-покупок сети Sainsbury’s, но склад быстро закрылся из-за малого числа заказов. Рынок дорос до dark stores только к 2009 году, когда такие магазины неподалёку от Лондона запустила британская Tesco. Эта же компания и придумала термин «тёмный магазин» для магазинов без покупателей.
Сейчас формат развивают несколько крупных сетей — в первую очередь в Великобритании, Франции и странах Евросоюза. Экспериментируют с dark stores и российские ритейлеры.
Подождите: то есть это просто склад для онлайн-торговли?
Не совсем. Dark stores тяготеют к сегменту FMCG — продовольствию и товарам первой необходимости, для которого принципиально важны скорость комплектации и доставки заказа, а также условия хранения товара. Поэтому пространство в них организовано так, чтобы комплектовщики могли максимально быстро собрать заказ — из-за чего dark stores выглядят как супермаркеты без вывесок, покупателей, рекламы и касс. Также в магазинах без покупателей в отличие от складов выдерживаются определённые, более точные температуры хранения для разных категорий товаров, а сами dark stores находятся поближе к жилым и общественным зонам — в общем, местами очень похоже на обычный магазин. К тому же нередко встречаются гибридные dark stores, в которых предусмотрены небольшие пункты оформления и получения заказов для покупателей.
Я покупатель — есть ли разница, получу я товар просто со склада или из dark store?
Нет. Dark store — формат, в первую очередь удобный ритейлерам, которые фактически запускают стандартный супермаркет, работающий в режиме склада, и не несут издержек, связанных с обслуживанием потока клиентов в нём. При этом в любой момент компания может открыть магазин (целиком или только часть) для посетителей.
Ещё одно преимущество dark stores для ритейлеров — такие магазины выгодно запускать в регионах, где неэффективно размещать большие распределительные центры. Кроме того, формат не настолько требователен к помещениям, как крупный склад, что тоже снижает издержки розничных компаний. При этом покупатели вряд ли заметят разницу, откуда им доставили товар.
Какие товары продают в dark stores?
Основная ниша формата — онлайн-продажа продуктов и товаров первой необходимости. За счёт скорости комплектации заказов и размещения магазинов вблизи жилых зон dark stores решают проблему «последней мили» для фуд-ритейла: так, британские аналитики в 2013 году предсказали в ближайшее десятилетие рост онлайн-сегмента FMCG-ритейла в стране вдвое с тогдашних 5,5% — в первую очередь за счёт увеличения числа dark stores.
Ещё одна востребованная ниша для магазинов без покупателей — fashion-ритейл. С помощью этого формата ритейлеры одежды и обуви сокращают издержки и розничные цены. Другой ходовой сегмент — мебельные магазины; при этом чаще они используют гибридный формат (небольшие пункты заказа и выдачи покупок в составе крупных dark stores).
Я мало слышал о таком формате. Он непопулярен в России?
Да, в России dark stores только появляются. Одной из первых такой магазин запустила сеть по продаже электроники и бытовой техники «М.Видео» в 2013 году, однако позже компания отказалась от развития формата. «При росте онлайн-продаж в сегменте бытовой техники и электроники более эффективно иметь склады с промышленными логистическими решениями по учету товаров», — зимой 2018 года цитировал «Ъ» представителя компании. Кроме того, примерно в те же годы похожий формат тестировал онлайн-ритейлер «Утконос».
Вторая волна интереса к dark stores началась в России в 2017 году: тогда такой магазин открыл «Гиперглобус», спустя год начали экспериментировать «Перекрёсток» и «Леруа Мерлен»; об интересе к формату заявляли и другие ритейлеры. По мнению экс-президента АКИТ Алексея Фёдорова, бум dark stores в стране начнётся, когда законодательно разрешат торговлю алкоголем. На сегодняшний день, по его данным, на онлайн-сегмент приходится всего 0,01% продовольственного рынка России.
Говорят, именно за dark stores будущее — это правда?
В сегменте FMCG — во многом да: это эффективный формат для онлайн-торговли повседневными товарами. Это подтверждает опыт Франции, где уже работают больше 2 тысяч dark stores, а онлайн-составляющая FMCG-рынка выросла уже до 5,7%, и прародительницы формата Великобритании, где на онлайн-продажи товаров повседневного спроса приходится 7,5% рынка.
В Восточной Европе дела обстоят хуже: еду и ежедневные товары онлайн здесь покупают только от 0,3% до 1,7% покупателей. В том числе поэтому российские ритейлеры с оптимизмом смотрят на формат dark stores: так, «Перекрёсток» планирует открыть в России несколько магазинов без покупателей уже до конца года, а в перспективе трёх лет компания хочет довести долю онлайн-канала в структуре продаж до 2% — в том числе за счёт dark stores.