Что такое cto в it
Кто такой технический директор (CTO)
Кто такой технический директор (CTO) в IT-компании
Именно такое определение дает нам википедия и остальной интернет. Но ведь это лишь очень поверхностное определение, которое не раскрывает настоящие должностные обязанности. Давайте посмотрим на этого специалиста с точки зрения IT-индустрии.
Это не программист или любитель хардкорно программировать днями и ночами. Это руководитель который может хорошо делегировать свои обязанности на других.
Это не самый лучший / умный / классный технический специалист в отделе. Нет, он, может быть, даже хуже MIDDLE-разработчиков понимает некоторые аспекты в программировании (но это крайне редко).
Чтобы окончательно понять суть работы CTO, давайте взглянем на его обязанности.
Обязанности и роль технического директора в компании
Технический директор будет иметь ровно такие обязанности, какие возложит на его плечи сама компания и генеральный директор на данном (абстрактно) этапе развития компании. Расплывчато? Но это так! За ним можно закрепить кучу разных задач, в которых нужна техническая подкованность.
По моему личному и опыту коллег по цеху, чаще всего, технический директор будет решать каких специалистов закрепить за тем или иным проектом, а также какие стеки технологий использовать при разработке приложения или же продумывать стратегию развития определенного продукта.
Давайте на простом примере. Возьмем нишу разработки веб-сайтов. Технический директор получает задачу на разработку простого сайта для малого бизнеса. Далее, он выбирает CMS (систему управления контентом) исходя из общения с клиентом, решает какие фреймворки (bootstrap, vue.js, uikit, laravel) и инструменты использовать, распределяет задачи по специалистами (seo, дизайнер, программист), а может вообще делегировать данную задачу проект-менеджеру или тимлиду (старшему разработчику).
Как видите, роль технического стратега отлично подходит техническому директору. Обязанности из этого вытекают следующие: постановка целей и задач, разделение большой задачи на мелкие кусочки, распределение задач по персоналу, контроль выполнения задач, найм сотрудников, поддержка и мотивирование коллектива разработчиков. Ну а далее все зависит от места работы. Где-то CTO может составлять отчеты, иногда общаться с клиентами, считать рабочие часы сотрудников и даже обучать.
Что такое cto в it
CTO (Chief technology officer) — один из руководителей компании, отвечающий за разработку новых сервисов или продуктов, а также за оптимизацию производительности производства: управление процессами разработки в проектных командах, обучение и повышение квалификации сотрудников, внедрение и поддержка различных процессов внутри компании.
Задачи и обязанности
Как и все топ-менеджеры, CTO отвечает за компанию в целом, а не за какой-то ее продукт или сервис. Но, если CEO / CFO определяет, что компания делает и для кого, то задача CTO — обеспечить эффективное использование и распределение ресурсов компании, превратить выполнение проектов в контролируемые процессы с предсказуемыми результатами.
Сфера внимания CTO — технический аспект продукта, его качество, производительность, эффективность, надежность и время жизни. Цель — следить за тем, чтобы технологические стратегии компании соответствовали бизнес-стратегиям.
«Я целый день занят вопросами постоянного улучшения наших продуктов и сервисов».
Главное отличие от других топ-должностей — упор на управление технической частью бизнеса и производственными ресурсами, вовлеченность в принятие технических решений. CTO — это обязательно технический специалист с опытом самостоятельного решения инженерных задач.
Что касается технической составляющей, то можно привести следующее высказывание одного из опрошенных технических директоров:
«В моем понимании CTO — это очень хороший архитектор, очень хороший team lead, хороший аргументатор и просто человек, который разбирается в людях и в бизнесе. Последний пункт — ключевое отличие от любой технической позиции. Технический архитектор обычно смотрит на задачу построения информационной системы с технической колокольни. CTO должен видеть в этом бизнес и уметь находить грамотный баланс между технологией и бизнесом».
Обязанности должности CTO могут сильно различаться в зависимости от размера и типа компании (сервисная или продуктовая). В общем случае chief technology officer — это исполнительный топ-менеджер, чья должность предполагает стратегическое решение научно-технических вопросов в организации и не предполагает участия в разработке конкретных задач и проектов.
В круг обязанностей CTO могут входить:
— Определение общих стратегий технического развития;
— Принятие глобальных технических решений;
— Внутренний технический арбитраж;
— Выбор технологий, которые будут использоваться в том или ином проекте;
— Оценка этих технологий в плане финансовых и временных затрат;
— Оценка длительности и трудоемкости проектов;
— Планирование и построение процессов разработки;
— Формирование команд разработчиков;
— Распределение задач между командами;
— Отслеживание продвижения проектов;
— Обеспечение темпа и качество разработки на максимально высоком уровне;
— Выбор и внедрение вспомогательных систем для разработки и администрации;
— Экспертные предложения по архитектуре или конкретным техническим решениям;
— Написание кода, обзоры кода, рефакторинг;
— Технический pre-sale ключевых проектов;
— Управление техническими рисками на проектах;
— Общение с другими отделами и топ-менеджерами компании (CEO, COO, CIO и др.);
— Координация работы департаментов;
— Технические собеседования с новыми сотрудниками;
— Оценка продуктивности сотрудников и решение об уровне их зарплат;
— Обучение сотрудников;
— Формирование рабочей атмосферы в коллективе, мотивация сотрудников;
— Разборы полетов с тимлидами:)
CTO является промежуточным звеном между бизнес-требованиями и их воплощением.
«Со стороны бизнеса я плотно работаю со всем топ-менеджментом и перевожу их желания, виденье и идеи в технологическую плоскость. То есть я отвечаю на все технические вопросы остальных топов: можем ли мы то, как сделать это, в чем проблема с этим?»
«Все стратегические технические вопросы выливаются из требований бизнеса. Так, к примеру, в ходе совещания сообщается о запуске долгосрочной рекламной кампании — в данном случае я должен понять, какую нагрузку эта кампания создаст на конкретную площадку, какие ресурсы нам нужны, чтобы обеспечить и разработать эту кампанию, и какие работы будут необходимы, помимо очевидных этапов разработки. И вывести из этого всего примерные сроки. В случае, если эта оценка приемлема, задача переходит в разработку, иначе мы коллегиально (с участием всех заинтересованных лиц из других отделов и, возможно, руководства) решаем, чем из функционала можно пожертвовать, понеся минимальные потери».
Типичный рабочий день CTO включает в себя:·
Анализ отчетов по текущим проектам и персоналу;
Телефонные митинги с ключевыми заказчиками и/или иностранным руководством;
Встречи с проектными менеджерами;
Совещания с рабочей группой;
Написание ТЗ и делегирование задач ответственным за них сотрудникам;
Консультации по аналитике;
Брейншторминг;
Занятие своими задачами по проектам.
А также периодически:
Интервью с потенциальными сотрудниками;
Общие сборы всех разработчиков;
Согласование порядка работы на будущее;
Обучение команды.
«60-80% времени — это работа с людьми».
«Обычно, если нет ничего горящего, день начинается с перекура с COO 🙂 Далее — обход всех руководителей и их отделов с приветствием и небольшой светской беседой. После чего уже иду на свое рабочее место. Все эти обходы и перекуры нужны только для одного — по большому счету это блиц-совещания, на которых я в неформальном порядке узнаю состояние актуальных задач, выслушиваю претензии/похвалы к сотрудникам своего отдела, узнаю о конфликтных ситуациях с участием, опять-таки, моего отдела, и, если они присутствуют, пытаюсь их исправить. Также это хорошо помогает поддерживать реноме Посла Программистов и заворачивать постановку задач и большую часть коммуникации на себя».
Достоинства и недостатки
Главное, что привлекает СТО в их должности — это наличие достаточного количества полномочий для принятия решений, а также ответственность за результат.
«Привлекает возможность построения проектов в отдельном мире (отдельной компании), анализ и тюнинг. Возможность в результате увидеть работающий механизм».
Еще одно преимущество — постоянное интенсивное личностное развитие:
«Позиция CTO открывает новые грани производственного процесса, заставляя думать не только о технической ценности какого-либо участка кода, но и о его качествах как продукта, и о предпосылках возникновения этого качества. Также многое в этой должности граничит с такими „тонкими“ областями интересов, как политика, психология, саморазвитие, мотивация, самодисциплина, философия, в конце концов».
«Став CTO, я забыл фразу „не знаю“. Совершенно. У меня обязанность — знать. „Когда будет готова эта функциональность?“ — ответ „не знаю“ тут не подойдет. „Почему лежит сайт, и когда вы его поднимите?“ — „не знаю“ тут быть не может в принципе. Всегда нужно дать какой-то ответ, т.к. если ты не знаешь, то кто знает? И, вместо того, чтобы рассыпаться в причинах и оправданиях, я иду исправлять проблему».
Также CTO нравится, что их должность как управляющая включает в себя работу с людьми, возможность принимать участие в формировании команды хороших специалистов (команда состоялась, если ее эффективность выше, чем просто суммарная эффективность отдельно работающих сотрудников).
Другие плюсы, касающиеся особенностей работы:
«Нравится, что не нужно зацикливаться на одной конкретной технологии и писать одни и те же проекты по несколько лет».
«Привлекает бесконечная возможность улучшения того, что мы создаем как компания».
Недостатки должности сосредоточены вокруг ее ответственности и незаменимости этой роли на проектах.
«Дезориентирует отсутствие четкого фокуса. Чем выше позиция, тем больше задач нужно выполнять, контролировать или просто держать в голове».
«Для меня главный недостаток — отсутствие возможности „с головой“ и на непрогнозируемое время погрузиться в решение интересной чисто технологической инженерной задачи. Постоянно нужно отвлекаться на решение организационных вопросов».
«Много процессов завязано на мне, а потому сложно взять отпуск больше, чем на 10 дней».
Общение с людьми также часто требует дополнительных усилий:
«Дискомфорт доставляет вечная, изнуряющая война с так называемым „узким местом архитектуры Фон Неймана“. Как и элементы любой ВС, люди могут работать быстрее и лучше, если коммуникация между ними будет проще. Наладить общение — самый психологически сложный момент».
«Работа вызывает необходимость воспитывать в себе цинизм. Необходимость иногда воспринимать людей как рабочую единицу, производящую N строк сложностью M в час».
«Много времени тратится на улаживание конфликтов между отделами».
Как стать CTO и куда идти дальше?
На практике картина такова: из 843 украинских СТО в поисковой базе LinkedIn по отраслям «информационные технологии», «разработка ПО», «телекоммуникации» и «Интернет-технологии» система находит 335 бывших PM’ов, 165 бывших Team Lead’ов, 90 человек, имевших как опыт PM, так и Team Lead, а также 129 бывших Architect и 42 бывших QA.
Чтобы стать CTO, нужно максимально широко развиваться в техническом направлении и обязательно следить за тенденциями в предметной области бизнеса. А также брать на себя инициативу в общении, организовывать команды, работу, коммуникации.
«Для CTO необходимы и хороший технический бекграунд, и soft skills».
Необходимо быть целеустремленным, ориентированным на результат, уметь общаться с людьми и говорить на языке бизнеса, обладать аналитическим мышлением, быть лидером, готовым принимать решения, и брать ответственность.
«Нужно любить людей. Абсолютно серьезно, всех. И уметь понимать их — программистов, QA, менеджеров, аналитиков. Уметь правильно преподнести каждому мысль. Помогать избежать и сгладить конфликты между командами и отделами».
«Браться за работу, которую никто не хочет делать. Постоянно совершенствовать свои рабочие инструменты, пытаясь сделать больше работы в более короткий срок. Отвлекаться на проблемы других, когда просят о помощи. Зарабатывать авторитет в коллективе. Если вы фактический лидер, то стать им официально — вопрос времени».
Также важно научиться быстрому переключению между задачами и между масштабами обзора с деталей до общей стратегии, быстрому реагированию на любые изменения ситуации.
Карьерное развитие CTO — это горизонтальный рост, работа с большими объемами данных и большой аудиторией. Это открывает доступ к новым подходам и новым технологиям.
CTO — это предел развития для инженера в рамках одной взятой компании. Не-технический рост — в СЕО. Другой вариант — консалтинг.
«Перспективы развития CTO — какие угодно. От основания собственной компании до полного познания дзен и выхода в нирвану».
Кто такой CIO и в чём разница между CIO, CDO и CTO
Кто такой CIO
Роль CIO в компании состоит в разработке информационной стратегии по управлению бизнесом на основе передовых цифровых технологий, а также в обеспечении ее ИТ-составляющих. Также CIO руководит сотрудниками ИТ-департамента, поддерживает рабочие связи с другими службами компании (единым проектным офисом,отделом бизнес-аналитики, подразделением информационной безопасности) и руководством. CIO:
учитывает материалы и оборудование;
контролирует подготовку автоматизированных рабочих мест;
сотрудничает с партнерами по вопросам заключения договоров, поставкам компьютерной техники, программного обеспечения, комплектующих, расходных материалов, различных услуг;
принимает технику, оборудование, материалы и контролирует их количество, качество и использование;
принимает технику, оборудование, материалы и контролирует их количество, качество и использование;
контролирует документооборот, оформляет техдокументацию и составляет отчетность по IT-подразделению;
занимается сопровождением разработанных и внедренных программ, созданием рабочих инструкций по ним;
контролирует своевременное устранение неисправностей работы компьютерной техники и программного обеспечения.
CIO собирает сведения о выборе технологий, партнеров и оборудовании и предоставляет их генеральному директору (CEO) с обоснованием своих решений по выгодам и стоимости того или иного варианта (например, использования аутсорсинга вместо труда собственных сотрудников).
Чем отличаются должности CIO, CDO, CTO и другие Chief
Помимо CIO в компаниях существуют различные связанные с ИТ руководящие должности. В их перечень входят:
директор по цифровым технологиям (CDO, Сhief Digital Officer). В задачи CDO входят: переориентация «аналоговых» компаний в цифровые с полным использованием потенциала современных технологий, мониторинг операций в различных цифровых продуктах и сферах (мобильных приложениях, социальных сетях и связанных с ними приложениях, виртуальных товарах), а также управление информацией и маркетингом на основе веб-технологий. CDO четко формулируют цифровые стратегии предприятия и определяют, как компания сможет экспериментировать в цифровой сфере;
В отличие от CIO, которые фокусируются на организацию внутренней ИТ-инфраструктуры, CTO и CDO ориентируются на клиентскую базу вне компании, а также на развитие бизнеса.
Получить все необходимые для работы по специальностям CIO, CTO и CDO знания и компетенции можно в рамках курсов по программам MBA IT, которые проводит ЦРК БИ (ЦЕНТР РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКЕ) НИУ ВШЭ. Записаться на курсы можно здесь.
О роли CTO (главного инженера / технического директора)
Меня часто просят определить роль СТО, и я решил поделиться своими мыслями по этому вопросу.
Начнём с того, кем СТО не является.
1) СТО – это не инженер. Это не верхушка технологической карьеры, не естественная позиция на пути роста инженера. Это позиция не для тех людей, которым нравится кодить, проектировать архитектуру и разрабатывать технический дизайн.
2) Из первого пункта следует, что СТО не обязательно будет лучшим инженером компании.
Так кто же такой СТО, если не лучший кодер и не венец карьеры инженера?
Проблема с определением СТО в том, что если рассмотреть обладателей этой должности, вы увидите много разных личностей. Некоторые – технические со-основатели. Другие – из первых инженеров. Некоторые начинали с неё, другие получили повышение. Одни стали СТО после того, как побыли заместителями по разработке. Кто-то сосредотачивается на людях и процессах разработки, найме. Другие – на архитектуре приложений или на развитии продукта. Кто-то – лицо компании для внешнего мира. Кто-то не занимается отчётами, а кто-то управляет всей разработкой.
Лучшее, что можно придумать: СТО – технический лидер компании на текущей стадии развития компании. Я думаю иначе – СТО должен быть стратегическим техническим исполнительным директором, который требуется компании на текущей её стадии.
Стратегическим: думающим далеко вперёд, и помогающим планировать будущее бизнеса и приобретение того, что сделает это возможным.
Исполнительным: превращать стратегические планы в реальность, разбивая задачу на кусочки и управляя людьми, которые будут её решать.
Так что же делает СТО?
Во-первых, он должен заботиться и понимать бизнес. У него должна быть возможность создавать стратегию в рамках технологии. СТО сначала исполнительный директор, а затем уже технарь. Если у СТО нет места там, где принимают решения, и не понимает, какие бизнес-проблемы стоят на пути у компании, он не сможет управлять технологией компании для их решения. СТО может определить те области, где можно использовать технологию для создания новых решений в бизнесе, которые соответствуют общей стратегии компании. Или же СТО может просто делать так, чтобы технология всегда развивалась, предугадывая и позволяя развиваться компании и продукту.
В любом случае СТО должен понимать, какие основные возможности и риски есть у бизнеса и концентрироваться на них. Если СТО занимается наймом, сохранением сотрудников, процессами, управлением людьми – значит, в данный момент эти вещи очень важны для команды технарей.
У правильных СТО есть ответственность и влияние. Это не значит, что они сильно вовлечены в ежедневное управление – но чтобы реализовывать бизнес-стратегию, нужно правильно расставлять людей для решения проблем. СТО должен оберегать команду технарей от того, чтобы она превратилась в простой инструмент для реализации идей других исполнительных директоров. Он должен заботиться об идеях и запросах самой этой команды.
Сложности начинаются, когда команда вырастает, и СТО начинают нанимать заместителей для управления людьми. Многие передают всю ответственность за управление заместителям, иногда даже отказываясь от отчётов с их стороны. Очень сложно сохранять влияния и эффективность, когда тебе не предоставляют отчёты.
На прошлом моём месте работы весь высший менеджмент из технарей состоял в должности СТО в своей области. Их очень уважали и они были весьма способными в техническом плане. Они понимали бизнес и технические задачи, которые стоят перед ним, и часто вдохновляли команду инженеров и помогали с наймом сотрудников.
Их проблема была в том, что они редко следили за работой команд, потому что технология воспринималась просто как инструмент. У них не было стратегического влияния.
Если вы – лидер без возможности влиять на бизнес-стратегию и размещать людей на важные задачи, вы в лучшем случае можете рассчитывать на своё влияние на других исполнительных директоров. В худшем же – просто занимаете номинальную должность. Нельзя отказаться от ответственности за управление, не отказываясь от власти.
Если у СТО нет прав на управление, ему придётся достигать целей только через влияние на организацию. Если менеджеры не будут ставить людей на задачи, которые кажутся ему важными, он будет бессилен. Если вы не занимаетесь управленческими делами, вы теряете самую важную власть над бизнес-стратегией. У вас остаётся только надежда на благие намерения организации и ваши руки.
Мой совет тем, кто стремится к должности СТО – помнить, что это работа, связанная с бизнес-стратегией и управлением. Если бизнес компании вам не интересен, если вы не хотите брать на себя ответственность за работу большой команды людей в направлении этого бизнеса, то работа СТО не для вас.
CTO от стартапа до корпорации и обратно
Гость нового выпуска подкаста «Сушите вёсла» — Android-разработчик, технический директор, автор Telegram-канала «Android в лицах» и создатель стартапа PapaJobs Саша Смирнов. В этот раз обсуждаем сразу несколько тем: чем полезны стартапы специалисту, кто такой CTO, а также ищем разницу между Developer и Software Engineer.
Железные разработчики Redmadrobot Артём Кулаков и Рома Чорыев регулярно находят интересных гостей и приглашают их в студию. На месте ребята обсуждают всевозможные стороны создания ИТ-продуктов, делятся опытом и шутят шутки разной степени сложности.
Гость седьмого выпуска — разносторонний специалист, имеющий опыт работы как в больших компаниях, так и в стартапах. Поэтому этот подкаст получился обо всём важном: о развитии разработчика в стартапе, о том, как стать CTO, что нужно качать в процессе и как нащупать разницу между «разработчиком» и «инженером».
Прикрепляем подкаст и ответы на несколько волнующих вопросов:
03:25 — Зачем люди идут работать в стартап?
10:04 — Какие есть плюсы и минусы?
20:42 — Карьерный рост в стартапе возможен ли?
22:38 — Как выглядит senior разработчик из стартапа на рынке?
28:50 — Не прошло ли время стартапов и стоит сейчас их запускать?
33:35 — CTO — что скрывается за этими буквами?
34:16 — Кто такой технический директор и чем он занимается?
39:20 — А CTO настоящий директор или так для красоты назвали?
41:22 — Нужно ли хотеть стать техническим директором обычному разработчику и как это сделать?
52:31 — Developer vs Software Engineer: большие компании любят говорить, что у них работают не разработчики, а инженеры. Это понты или что-то за этим все-таки стоит?
54:26 — В чем принципиальное различие между этими видами специалистов?
1:08:00 — Не кажется ли, что это просто «приличное» название fullstack-разработчиков?
Саша рассказал, что ему нравится делать продукт с нуля: придумывать, как и что будет работать, улучшать жизнь людей. Он считает, что в продуктовой компании сложнее повлиять на какие-то решения, а в стартапе в этом плане свобода, ведь ты не ограничен своей «песочницей».
Если говорить про крупные компании, то там ты сильно завязан на той «песочнице», которую тебе выделили, и идти куда-то дальше сложно. Когда ты находишься в стартапе, то ты создаешь продукт с нуля, и в этом случае impact может быть больше, чем при выпуске еще одной фичи в готовом продукте.
Минусы тоже есть, один из главных — вопрос денег. Если стартап «выстрелит», то заработать можно много. Но до этого момента высок шанс получать ниже рынка, а по опыту нашего гостя, даже быть без зарплаты какое-то время. Тут уже вступает в силу выбор каждого отдельного специалиста — что ему важнее в конкретный момент времени.
Саша объяснил, что карьерный рост в стартапе очень быстрый. Ты понимаешь, как всё устроено в проекте, поэтому, если появляется новая интересная позиция, скорее возьмут человека «изнутри». Но с другой стороны, в стартапе достаточно легко взять столько ответственности, что тебя может буквально «разорвать».
Психологический фон, наверное, это один из минусов. Особенно в нашей культуре. Допустим, чем хороша культура Сан-Франциско и почему Кремниевая долина случилась там? Там ты берёшь деньги у инвесторов, пробуешь сделать стартап, и он, например, сгорает.
Ты идёшь и пишешь другую идею, и получаешь деньги на снова. Ну, потому что ты можешь иметь право на ошибку — это нормально. Более того, тогда, когда ты ошибся, это более ценно, так как тогда ты больше не совершишь такой промах.
А у нас как считается? Ты не имеешь права на ошибку, то есть у нас мало денег, у нас мало возможностей, у нас нет права на ошибку — работайте. И вот когда у тебя нет права оступиться, то делать инновации сложно, потому что инновации — это про ошибки. Я сделаю их 100 штук, а 101 «взлетит» и даст мне х100.
CTO, или технический директор, или главный инженер — человек, отвечающий за технологическую часть производства: за развитие и разработку новых продуктов. Так говорит «Википедия», но в разговоре в студии выяснили, что конкретного объяснения этой позиции нет. Слово Саше Смирнову:
Это хороший вопрос, чёткого ответа не даст никто, а всё, что дают, это просто какой-то набор мнений. CTO — достаточно запутанная позиция, которая может за много чего быть в ответе. Чаще всего и лучше её понимать как должность человека, ответственного за технологии.
Опираясь на свой опыт, Саша поделился представлением о том, как должен выглядеть технический директор в идеальном мире:
В идеальной ситуации это специалист, который «оунит» все направления технологий. Он понимает «боли» бизнеса и задачи, которые ему предстоит решать, и понимает, как технологии будут этому помогать. Он может сказать, каких людей нужно нанимать, какие инструменты важно использовать, он может подсказать, сколько времени придётся потратить на принятие или изменение, и прочее.
Кроме того, по мнению гостя, идеальный CTO должен следить за стеком технологий: вовремя его обновлять. Человек на этой позиции принимает решения, отвечает за ресурсы и постоянно находится в контексте бизнес-стратегии компании.
Саша, Артём и Рома обсудили, что изначально такой специалист должен быть хорошим разработчиком. Второе по важности — умение управлять командой и понимание, какие технологии стоит использовать прямо сейчас.
Нужно понимать, что это обширный вопрос, когда мы говорим о CTO. В самом начале ты должен быть классным разработчиком либо просто уметь разрабатывать. Если мы говорим дальше, то ты должен уметь управлять командой: уметь попадать в сроки, понимать, как решать задачи, не зная абсолютно, как и что работает, и уметь коммуницировать.
Идем дальше, ты должен уметь нанимать, выбирать технологии — то есть, у тебя, получается, еще какое-то видение должно появляться, и, по сути, у тебя должна быть стратегия. То есть важно качать leadership, стратегическое мышление и подобные вещи.
В студии случилась настоящая дискуссия на этот счёт. У каждого участника свой опыт и взгляд на эти понятия и то, что на самом деле за ними стоит. Мнения — разные, но одинаково интересные. Поэтому лучше один раз услышать с 52:31, чем сто раз прочитать.
Слушайте подкаст на удобной платформе: Soundcloud, Apple, Google Podcasts.
QA для начинающих: как протестировать ракету или самолёт
Архитектор ПО: зачем он нужен и в чём его проклятие
Приходите обсуждать выпуск в Telegram-чат.
А если все три разработчика на разных направлениях: бек, мобайл и фронт?
50 %. Либо будет, либо не будет. Как и всегда
Далеко не все небольшие и средние компании используют должности вроде CTO просто от желания казаться круче. Есть сферы, где подобную должность в обязательном порядке требует (и согласовывает кандидата) центробанк страны (я сейчас говорю о ЕС). В частности, речь идёт о сфере финансов.
Зовите меня фаундером! 🙂
В своем CV на должность техдира (CTO/Team Leader/Software Engineer в отдел iOS&Android разработки) одним из пунктов своих способностей я указывал:
— На всех этапах разработки замещать любого из членов своей команды и мотивировать ее своим примером;
Часто вижу вакансии, в которых фаундеры пытаются самостоятельно (без СТО): выбрать стек технологий для своего стартапа, найти бэкендщика, фронтендщика, дизайнера и т.д. – т.е. самостоятельно «собрать» команду на проект. Потом удивляются, почему ничего не получается…
Собирать команду, выбирать стек технологий, устанавливать сроки, соблюдать сроки, самостоятельно писать качественный, чистый, читаемый код, рефакторить его, взаимодействовать с менеджерами, дизайнерами, девелоперами, тестировщиками – это все должен уметь делать СТО + решать какую часть работы можно делегировать команде.
Вам будет понятней, если я напишу, что кто-то из команды «заболеет и сдохнет» или решит сменить место работы?
Насколько мелкой должна быть компания, чтобы CTO в ней мог заменить любую другую позицию? Три с половиной человека? CTO — это уже давно не про разработку — это лидер лидеров. Никакому CTO в более или менее крупной компании не стоит лезть в какой-нибудь UI/UX, а оттуда прыгать в DevOps просто потому, что кто-то из членов команды заболел. У хорошего CTO вообще не должно существовать в команде bus factor’а, при котором в случае болезни одного из сотрудников случается остановка проекта. Решаются такие вопросы не нырянием CTO в отладку приложений. Когда вы из lead/head/architect позиции переходите в C-level, то стоит забыть уже о том, чтобы быть самым главным экспертом по технологиям, потому что заниматься вы будете не тем, чем привыкли заниматься, будучи технарём. На вас будут и бюджеты, и общение с бизнесом, и регулярные встречи с руководителями других отделов, и работа с другими лидами/хедами. В таких условиях вам будет банально не до чтения технических ресурсов, а опыт разработки будет постепенно утрачиваться. Именно поэтому многие не решаются идти в руководители, предпочитая продолжать оттачивать экспертизу на позиции архитектора.
Роли в маленьких стартапах очень перепутаны и нужно уметь заменять как можно больше функциональных областей. А если назначить себя — СТО всея стартапа, то боюсь на выходе получится ГОВНО ВСЕЯ РУСИ.