Что такое ars nova

Ars nova

Что такое ars nova. Смотреть фото Что такое ars nova. Смотреть картинку Что такое ars nova. Картинка про Что такое ars nova. Фото Что такое ars nova

Что такое ars nova. Смотреть фото Что такое ars nova. Смотреть картинку Что такое ars nova. Картинка про Что такое ars nova. Фото Что такое ars nova

Ars nova, Арс но́ва (лат. новая техника [композиции], новое искусство [музыки] ) — период в истории западноевропейской (главным образом, французской и итальянской) музыки. Приблизительно совпадает с XIV веком.

Содержание

Общая характеристика

В узком смысле Ars nova — способ нотной записи, предложенный Филиппом де Витри (1291—1361) в трактате «Ars Nova» и давший композиторам новые возможности записи длительности нот и ритма, неизвестные в прежней технике многоголосной композиции, Ars antiqua. Уже в эпоху раннего Возрождения словами Ars nova стали обозначать французский и итальянский репертуар XIV века вообще, в противопоставлении многоголосию XII—XIII веков.

Книга Витри, вышедшая в свет между 1320 и 1325, в последующее десятилетие оказала влияние на французских авторов. Помимо трактата Витри сохранились трактаты учеников его школы. Вероятно, что сочинение Витри изначально состояло из двух частей, и первая из них, описывающая старую мензуральную школу, безвозвратно утрачена. Списки второй части, собственно Ars nova, имеют пробелы, которые пытались восполнить редакторы XIX века. Главные и бесспорные новации Витри, сохранившиеся во всех конспектах, — сочетание двоичного и троичного деления нот и системы записи длительности каждой ноты.

Кроме того, Витри приписывают около десяти мотетов, большей частью, изоритмических (см. Изоритмия).

Ранние сочинения Ars nova отвергались папой Иоанном XXII. Его преемник Климент VI, напротив, поощрял «новую» школу.

Важнейшие композиторы периода — Гийом де Машо и Франческо Ландини. Среди других — флорентийцы Джованни (Джованни да Кашья), Герарделло, Лоренцо, Донато, Андреа; Якопо Болонский, Бартолино Падуанский, Магистр Пьеро. Многие сочинения периода анонимны.

Арс нова — время появления первых многоголосных месс (на стандартный полный текст ординария). И всё же основные музыкально-поэтические шедевры периода сосредоточены в области светской музыки. Центральные по значению жанры музыки Арс нова во Франции — мотет, рондó, виреле, баллада; в Италии — мадригал, качча, баллата.

Сочинения после смерти Машо и Ландини (конца XIV и начала XV веков, преимущественно французские), отличающиеся исключительной изысканностью нотации, ритмики и гармонии, выделяют в период Ars subtilior (термин предложен в 1960 году Урсулой Гюнтер) и рассматривают их как феномен музыкального маньеризма.

В изобразительном искусстве

Источник

Ars nova

Литература : Иванов-Борецкий М., Музыкально-историч. хрестоматия, вып. 1, М., 1929, М., 1933; Грубер Р., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 2, М.-Л., 1941; его же, Всеобщая история музыки, ч. 1, М., 1956, М., 1965; Розеншильд К., История зарубежной музыки до середины XVIII века, вып. 1, М., 1963, гл. 3; Nеf К., Einfьhrung in die Musikgeschichte, Basel, 1920, 1945; рус. пер., M., 1930, 1938; Pruniиres A., Nouvelle histoire de la musique, t. 1, P., 1934; рус. пер., M., 1937, гл. 3; Einstein A., The Italian madrigal, v. 1-3, Princeton (N. J.), 1949; Fischer K. V., Studien zur italienischen Musik des Trecento und frьhen Quattrocento, Bern, 1956; Martinez М. L., Die Musik des frьhen Trecento, Tutzing, 1963; Hagopian V. L., Italian Ars Nova music. A bibliographic guide to modern editions and related literature, Berk.-Los Ang., 1964.

К. К. Розеншильд.

Полезное

Смотреть что такое «Ars nova» в других словарях:

Ars nova — was a stylistic period in music of the Late Middle Ages, centered in France, which encompassed the period roughly from the preparation of the Roman de Fauvel (1310 and 1314) until the death of Machaut (1377). Sometimes the term is used more… … Wikipedia

ARS NOVA — tel est le titre d’un traité que le compositeur et théoricien Philippe de Vitry (1291 1361) écrivit à Paris vers 1320. Plus qu’un manifeste, c’était la prise de conscience d’une évolution esthétique, dont les signes précurseurs apparaissaient da … Encyclopédie Universelle

Ars Nova — Pour les articles homonymes, voir Ars nova (homonymie). Ars nova est une période dans la musique médiévale occidentale. Historique L’époque de l’ars nova couvre à peu près les années 1320 à 1380; elle a pour centre Paris. Le nom donné à cette… … Wikipédia en Français

Ars nova — Saltar a navegación, búsqueda Expresión debida al teórico Philippe de Vitry que designa la producción musical, tanto francesa como italiana, después de las últimas obras del Ars antiqua hasta el predominio de la escuela de Borgoña, que ocupará el … Wikipedia Español

Ars nova — steht für: eine Epoche in der Musikgeschichte, siehe Ars nova (Musik) für einen Teil der Logik des Mittelalters, siehe Ars nova (Logik) Diese Seite ist eine Begriffsklärung zur Unterscheidung mehrerer mit demselben Wort bezeichneter Begriffe … Deutsch Wikipedia

ars nova — ars nò·va loc.s.f.inv., lat. TS mus. stile polifonico profano, iniziato in Italia e in Francia nella seconda metà del sec. XIV in contrapposizione alla polifonia duecentesca dell ars antiqua <> <> ETIMO: lat. ars nova propr. stile… … Dizionario italiano

Ars nova — Ars no|va [ no:va] die; <aus lat. ars nova »neue Kunst«> die neue Strömung in der franz. Musik (kontrapunktisch mehrstimmig) des 14. Jh.s; Ggs. ↑Ars antiqua … Das große Fremdwörterbuch

Ars nova — Page du manuscrit enluminé Le Roman de Fauvel, c. 1318, à l origine d un possible début de l Ars nova. Bibliothèque nationale de France, Paris[1] … Wikipédia en Français

Ars nova — Список Ars Nova Филиппа де Витри c фрагментами «витрийской» нотной записи Ars nova, Арс нова (лат. новая техника [композиции], новое искусство [музыки]) период в истории западноевропейской (главным образом, французской … Википедия

Ars Nova — Eine Seite der Abhandlung Ars nova Ars nova (lat. neue Kunst) wird eine Epoche der Musikgeschichte im Frankreich des 14. Jahrhunderts mit Zentrum in Paris genannt. In dieser Zeit entsteht eine hochentwickelte, zum großen Teil mehrstimmige… … Deutsch Wikipedia

Источник

Что такое ars nova

лат. — новое искусство

Богатое развитие А. n. получило во Франции, где оно сформировалось почти на полвека ранее итальянского. Идеологом А. n. во Франции был выдающийся поэт-гуманист, композитор, математик и теоретик музыки, друг Петрарки Ф. де Витри. Он первым применил наименование А. n., ввёл новую классификацию интервалов (терции и сексты были определены как консонансы), выступал в защиту хроматизма («musica falsa»), утверждал эстетич. равноценность трёхдольного и двухдольного размеров. Если в период ars antiqua отдавалось предпочтение органуму с преобладанием параллельного движения голосов, Ф. де Витри теоретически обосновал принцип противоположного движения голосов и требовал запрещения октавных и кварто-квинтовых параллелизмов.

По типу мелодики и приёмам голосоведения А. n. сохраняло связь с ars antiqua. Однако оно по-новому решало проблему взаимоотношения музыки и текста и явилось важным этапом развития муз. культуры, A. n. очень повлияло на дальнейшее развитие зап.-европ. музыки, хотя само оно оказалось недолговечным, просуществовав лишь до 15 в.

Литература: Иванов-Борецкий М., Музыкально-историч. хрестоматия, вып. 1, М., 1929, М., 1933; Грубер Р., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 2, М.-Л., 1941; его же, Всеобщая история музыки, ч. 1, М., 1956, М., 1965; Розеншильд К., История зарубежной музыки до середины XVIII века, вып. 1, М., 1963, гл. 3; Nеf К., Einfьhrung in die Musikgeschichte, Basel, 1920, 1945; рус. пер., M., 1930, 1938; Pruniиres A., Nouvelle histoire de la musique, t. 1, P., 1934; рус. пер., M., 1937, гл. 3; Einstein A., The Italian madrigal, v. 1-3, Princeton (N. J.), 1949; Fischer K. V., Studien zur italienischen Musik des Trecento und frьhen Quattrocento, Bern, 1956; Martinez М. L., Die Musik des frьhen Trecento, Tutzing, 1963; Hagopian V. L., Italian Ars Nova music. A bibliographic guide to modern editions and related literature, Berk.-Los Ang., 1964.

Источник

Ars nova (История музыки Европы)

История музыки Европы

В итоге, однако, музыка приходит к концу XVI века с большими творческими достижениями, неведомыми ей до эпохи Ренессанса.

По сей день не кончились академические споры о том, считать ли музыкальное течение XIV века, известное под названием “ars nova”, первой школой музыкального Возрождения или последним этапом средневековой культуры. Связи его с музыкальными течениями XIII века, с готической церковной полифонией и с искусством трубадуров столь очевидны и бесспорны, что доводы в пользу того, чтобы причислить его к средневековой школе, вполне убедительны. Не менее весомы соображения ученых, которые называют ars nova первым этапом ренессансной культуры. В самом деле, наравне с традициями XIII столетия в музыке ars nova ярчайшим образом выявлены те новые черты, которые в высшей степени характерны для музыки эпохи гуманизма. Наиболее приемлемой представляется точка зрения, согласно которой между средневековой и ренессансной культурой в музыке нельзя провести четкой грани. Если исследователь, занимающийся средневековой музыкой, рассматривает ars nova как ее последний этап, то для тех, кто интересуется музыкой Возрождения, нет никакого сомнения, что она ведет свое начало именно с этой школы.

Само название “ars nova” появилось довольно случайно. Так назвал свой трактат французский музыкальный теоретик Филипп дс Витри (1325), заметивший и новые выразительные приемы современной ему музыки, и отношение к ним со стороны тех кругов церковных музыкантов, которые были призваны канонизировать каждый шаг в развитии профессионального, то есть культового, творчества. Однако этот латинский термин, означающий в переводе “новое искусство”, потому и вошел в историю, что он отражал сущность происходящего в музыке в самом широком эстетическом плане. Когда мы оцениваем ars nova сегодня, нам важно не столько то обстоятельство, что интервал терции, ранее рассматривавшийся как диссонанс, был признан консонансом, или что наравне с трехдольным метром, безраздельно господствовавшим в церковной музыке Средневековья, равные права гражданства получил двудольный. Все эти теоретические положения сами по себе имеют второстепенное значение. Они приобретают острый интерес лишь постольку, поскольку перемены, узаконенные в музыкальном языке, отражали громадные сдвиги, происшедшие в самой музыкальной эстетике XIV века. Новые средства выразительности были связаны с новыми формами музыкальной жизни и — что особенно важно — с новыми перспективами, открывавшимися перед музыкальным творчеством той эпохи.

Какие же особенности ars nova заставляют нас рассматривать эту школу как первый этап Возрождения в музыке?

Самым важным ренессансным признаком ars nova можно считать появление первых светских произведений профессионального характера.

Оценить в полной мере переломное, революционное значение этого можно, только представив себе жесткие незыблемые законы, в рамках которых развивалось музыкальное творчество Средневековья. Начиная с VI века, когда в Риме была организована папская певческая школа, так называемая Schola cantorum, и вплоть до ars nova профессиональная музыка Западной Европы развивалась исключительно при церкви, как непосредственный элемент богослужения, Каждое песнопение, каждый выразительный прием были строго регламентированы церковными теоретиками. Всякое отступление от мелодий, канонизированных Римом (от так называемого грегорианского хорала), неизменно встречало мощное сопротивление со стороны церковников. И только после длительного периода борьбы с узаконенными и стойкими образцами церковного пения некоторые из чуждых новых приемов были приняты в обиход церковной службы. Таким путем, например, после долгой борьбы со светскими, влияниями, “засорявшими” чистоту грегорианского пения, был узаконен в культовой музыке орган. Совершенно так же пробило себе путь в церковный хор многоголосие, издавна распространенное в народной музыке. В дальнейшем каждый новый интервал в соотношении контрапунктирующих голосов встречался в штыки, ибо “совершенными” консонансами долгое время считались только кварта, квинта и октава, и т. д. и т. п.

Одной только церковной музыке посвящали средневековые теоретики свои схоластические трактаты. И до появления искусства трубадуров единственными нотными записями были церковные мессы. Если бы мы судили о состоянии музыки Средневековья только по сохранившимся материалам, то у нас должно было бы сложиться представление, что никакой другой музыкальной культуры эта эпоха и не знала. Около тысячи лет (с IV по XIV вв.) профессиональное музыкальное творчество всецело подчинялось церкви. Культовая эстетика господствовала в нем.

Светское музыкальное творчество, о котором мы судим главным образом по косвенным признакам — по литературным источникам, по политическим текстам народных песен, по явным следам влияний народной музыки на церковную, в частности, в литургической драме, наконец, по творчеству трубадуров, — это творчество лежало вне профессиональной сферы. Нет никакого сомнения в том, что оно было разветвленным и разнообразным. Если на основе светских музыкальных традиций Средневековья сложились и искусство трубадуров, и сама школа ars nova, то, очевидно, светская музыкальная культура к XII столетию достигла высокого художественного уровня. И тем не менее мы не вправе говорить о существовании профессиональной светской школы в ту эпоху. Нет никаких нотных памятников или других документов, которые могли бы свидетельствовать о ней. Даже искусство трубадуров при всей его художественной значимости не было школой композиторского мастерства. Трубадуры, создавшие самые развитые и художественно самостоятельные образцы светского искусства эпохи Средневековья, все еще писали в одноголосном бытовом стиле, когда в профессиональном, то есть церковном, творчестве уже расцвела двух- и трехголосная полифония, причем не элементарная (так называемая ленточная), а основывающаяся на относительной самостоятельности голосов. Первым трубадуром, который по уровню мастерства мог быть причислен к подлинно профессиональной школе, который разрабатывал жанры, сложившиеся в этой среде, и опирался на сложные конструкции готической полифонии, был Гийом Машо, уже принадлежащий к ars nova.

И вдруг мы встречаемся в XIV столетии с необычной, поражающей воображение картиной. До нас доходят сотни французских и итальянских рукописей, последовательно и подчеркнуто светского характера. Раньше профессиональная музыка выражала только идею одухотворенности, идею отречения от всего низменного, чувственного, человеческого. Теперь же импульс к возникновению новой музыки дают образы и настроения светской поэзии, стихи, написанные на родном языке (так называемом volgars) и воспевающие красоту и чувственную прелесть жизни. Вместо латинских текстов канонизированных молитв, с которыми профессиональное творчество было дотоле неразрывно связано, музыка ars nova использует поэтические тексты Данте и Петрарки, Саккетти, Боккаччо и многих других поэтов Возрождения. Расцвет поэтической лирики в эпоху Ренессанса в огромной степени определил судьбу новой музыкальной школы. Известно, что doles stil nuovo дантовских сонетов мыслился автором как предназначенный для пения. Характерно, что многие итальянские поэты того времени имели музыкальные прозвища, присвоенные им в соответствии с той музыкальной манерой, которая была характерна для музыкальных произведений, созданных на их стихотворные тексты. В некоторых случаях сами композиторы выступали и как авторы текстов своих произведений. В их числе был Ландини, один из самых прославленных музыкантов ars nova в Италии.

Et musiqus sst uns scisnes,

Qui vsut qu’on ric st chants st danse.

(“Музыка — это наука, которая стремится к тому, чтоб мы веселились, пели и плясали”) — в этих стихах, принадлежащих первому и ярчайшему представителю ars nova Гийому Машо, заключен вызов тысячелетней традиции. Музыка перестала быть божественной наукой, она стала выразителем земного (очень земного!) начала. Любовная лирика, созерцание природы, жанровые звукоизобразительные зарисовки находятся в центре внимания музыкального творчества XIV ‘века. И знаменательно, что композиторы, продолжающие работать для церкви, отныне заимствуют из светской музыки ее “ars nova”, ее новый выразительный стиль. Никогда до XVII века музыкальное творчество не было столь независимо от церкви, как школа ars nova. В этот период музыка безусловно господствовала, подчинив себе и художественные искания церковных композиторов.

Другим важнейшим признаком ars nova, связывающим ее с культурой гуманизма, было совершенно новое отношение к самому процессу творчества.

В XIV веке появляется множество композиторских индивидуальностей, связанных с ars nova. Ими были не только действительно выдающиеся творческие таланты вроде француза Гийома Машо или итальянца Франческо Ландини. И менее одаренные музыканты сочиняют новую музыку по вдохновению, которое отныне признано как некая таинственная сила, рождающая художественные идеи. В их числе ныне забытые, а в свое время широко признанные итальянские композиторы Пьетро Казелла, друг Данте и, вероятно, создатель первого музыкального мадригала, Якопо да Болонья, Гирарделло, Дзаккария, Лоренцо и множество других. Эти композиторы совершили шаг, значение которого непосвященному читателю трудно оценить. Отвергнув канонизированные мелодии хорала в качестве фундамента композиторского творчества, они стали сочинять свои собственные мелодии. Они смотрели на себя как на художников, конгениальных поэтам-гуманистам. Впервые в Западной Европе появился музыкант-профессионал, который был не теоретиком-схоластом и не безымянным ремесленником, а выразителем личного мироощущения. Громадное значение этого нового отношения к творчеству проявилось даже в церковной музыке. Отныне культовые композиторы, сочиняя традиционные мессы, начали пренебрегать грегорианскими мелодиями и в качестве опоры своих конструкций (так называемого cantus flrmus) использовали мелодии собственного сочинения. Музыкальное творчество получило могучий импульс к развитию, подобного которому не знала средневековая культура.

Все это ярчайшим образом отразилось на облике самой музыки. Новые светские жанры, новые принципы музыкального языка резко отделяют искусство ars nova от предшествующих школ.

Здесь необходима важнейшая оговорка. В отличие от изобразительных искусств, архитектуры, литературы и театра музыкальное творчество эпохи Возрождения ничем не обязано античности. Как известно, ни один из немногих сохранившихся образцов античной музыки не был тогда расшифрован. Влияние древнегреческой и древнеримской культуры в музыке проявлялось лишь в теории, которая не только в период Средневековья, но и на протяжении почти всей эпохи • Возрождения фактически не имела никакого отношения к самой музыкальной жизни. Вплоть до второй половины XVI века, когда проблема синтеза музыки и поэзии, характерного для античности, стала актуальной и для искусства Западной Европы, теоретические изыскания в музыке носили сугубо отвлеченный характер. Ни одной своей стороной они не влияли на развитие самого искусства. Ренессансно-гуманистические тенденции в музыкальном творчестве XIV века проявлялись отнюдь не в подражании классическим образцам (которых никто не знал), а в разработке новой образной сферы, в центре которой был эмоциональный мир человека; в утверждении творческой индивидуальности композитора; и, наконец, в появлении новых профессиональных жанров и новых выразительных средств, неведомых искусству грегорианской эпохи.

Господствующими жанрами в профессиональной музыке Средневековья были мессы и церковные мотеты. Вплоть до Баха (а в известном смысле и до Моцарта) они сохраняли свою актуальность. Ренессансная эстетика XV и XVI веков полнее всего воплощена в хоровой мессе. И в период ars nova месса как жанр продолжала развиваться, в особенности в более ранней, французской школе. Машо отдал дань и мессе и мотету. Однако наиболее интересное и характерное в музыкальном искусстве новой школы XIV века представлено новыми, чисто светскими жанрами — мадригалом, баллатой и каччей. Несомненно, истоками этих жанров ars nova служили рондо и виреле трубадуров. Создавая первые баллаты, Машо явно отталкивался от традиций искусства трубадуров. И итальянские композиторы ars nova также опирались на опыт светской рыцарской музыки Средневековья. Тем не менее мадригалы, баллаты и каччи ars nova отделены от светских жанров предшествующей эпохи целой пропастью. Небывалая масштабность формы, мастерство полифонической техники, широта художественного замысла, яркая чувственная выразительность, характерные для жанров ars nova, не имеют себе подобных в творчестве трубадуров. Композиторы новой школы XIV века как бы сплавили воедино возвышенный стиль, развитую профессиональную технику церковного искусства с выразительными чертами светской музыки. Этот сплав был той основой, на которой развились типичные жанры ars nova.

Главным из них стал мадригал (так называемый мадригал ars nova, в отличие от мадригала XVI века, с которым у него нет явной преемственной связи). Его господствующей темой было созерцание природы и любовная лирика в отвлеченном, философском преломлении. Баллата (впоследствии вытеснившая и мадригал, и каччу) не имела ничего общего с танцевальным жанром баллады, впоследствии получившим широчайшее распространение в бытовой музыке эпохи Возрождения. Это была песня, отталкивающаяся от традиций рыцарской лирики. И наконец, качча тяготела к жанрово-изобразительному началу, в частности к изображению охотничьих сцен. В рамках этих жанровых направлений и творили главным образом композиторы ars nova.

Переориентация на новые жанры — уже сама по себе ярчайший показатель перелома, происшедшего в музыкальном мышлении той эпохи. Однако еще более значительны совершившиеся в XIV веке перемены в самих средствах музыкальной выразительности, в конкретных деталях музыкального языка и конструкции целого.

Оценить их значение можно только ясно представив себе принципы готической полифонии.

Начиная с X столетия и вплоть до конца XVI — начала XVII века профессиональная музыка Западной Европы не допускала одноголосной музыки. Мессы и мотеты предназначались только для многоголосного хора (2-х и 3-х голосного в XII и XIII столетиях и 8—12—16-ти голосного в XIV—XVI вв.). Такое естественное на наш современный слух понятие, как верхний мелодический голос, не было узаконено в готической церковной полифонии, более того, оно противоречило бы всему ее облику. На пороге ars nova церковная — полифония опиралась на три равноправных, независимых друг от друга голоса, каждый из которых имел не только свой собственный ритмический рисунок, свое самостоятельное мелодическое движение, но даже и свой отдельный текст. В трех параллельных горизонтальных плоскостях одновременно шло — движение согласно законам, которые наш современный слух улавливает с трудом. Так называемая мелодическая линия колебалась между двумя типами. С одной стороны, господствовала застывшая, лишенная интонационной выразительности и гибкости мелодика грегорианского хорала, утратившая в период позднего Средневековья свои первоначальные связи с живой музыкальной речью. С другой стороны, в импровизированных “антигрегорианских” эпизодах она тяготела к ритмически расплывчатой, интонационно неорганизованной мелизматике восточного склада. Соотношение разных голосов определялось строгими законами. Допускались только определенные интервалы, называвшиеся консонансами, которые на слух, воспитанный в традициях классицистической и романтической музыки, воспринимаются как резкие, дисгармоничные, “пустые” — интервалы кварты и квинты. Ритмическая организация совсем не была выявлена и могла быть в разных голосах.

Быть может, важнейший вклад ars nova в музыкальную культуру заключается в том, что здесь впервые три важнейших музыкальных элемента — мелодия, гармония и ритм — были объединены и упорядочены в единой системе, которая по сей день служит основой европейской музыкальной речи.

Впервые в организации музыкальной ткани стало господствовать мелодическое начало. Гибкая, напевная, внутренне организованная мелодика, в которой ясно ощутимо плавное песенное начало, подчинила себе все другие элементы. При этом она оказалась перенесенной в верхний голос. Нет никакого сомнения в том, что принцип мелодического верхнего голоса был заимствован из бытовой светской культуры. Однако в произведениях ars nova (в отличие от светских источников) он существовал не как монодия, а в многоголосной (двух или трехголосной) системе. В отличие от мотета нижние голоса трактовались как аккомпанирующие (а не равноправные верхнему). Это восприятие нижних голосов как подчиненных верхнему мелодическому породило такой новый и характерный для ars nova прием, как инструментальное сопровождение к верхнему поющему голосу.

Не менее важным нововведением ars nova было ясно наметившееся чувство полифонии, причем намечались и неповторимые функции каждого голоса. Если в верхнем ‘было сосредоточено ведущее, мелодическое начало, то нижний, теноровый, стал играть роль фундамента. Его тоны стали опорными звуками, поддерживающими мелодическое движение. С этим моментом оказался неразрывно связан и новый ритмический склад, организованный и упорядоченный, объединивший движение всех голосов. И наконец, после того как тенденция к ритмической упорядоченности привела к одновременному восприятию всех голосов, наметилось предпочтение интервала терции, который в средневековой культуре рассматривался как диссонанс. Тяготение к терции, скорее чем к “совершенным” интервалам кварты и квинты, означало рождение трезвучной аккордовой гармонии, на основе которой выросло все музыкальное искусство XVII—XIX столетий.

Характерным нововведением ars nova, имевшим большое будущее, был новый полифонический принцип имитации, который придал многоголосному письму особенную организующую логику. На принципе имитации держится классическая полифония, вплоть до самой современной.

Разумеется, на наш слух эта музыка — еще очень “пустая” и жесткая в гармоническом отношении, мелодически мало выразительная и лишенная той плавности и гибкости, которую мы встречаем в позднейшем искусстве. Не случайно она привлекла симпатии модернистов нашего века, восставших против романтических представлений о музыкально-прекрасном. Но следует помнить, что именно в музыке ars nova впервые появились многоголосные приемы,. которые были не просто новыми, но принципиально антагонистичными готической церковной полифонии; что именно здесь выработалось то единство выразительных элементов, которое легло в основу всего музыкального творчества будущего; и, наконец, ars nova провозгласила господство мелодического начала, вне которого немыслима выразительность музыкального искусства классического и романтического периода.

Казалось бы, достижения ars nova непосредственно предвосхищают расцвет светского искусства, которым отмечена эпоха конца XVI — начала XVII века. И в самом деле, новейшие исследования констатируют, что между мелодией мадригалов и каччи ars nova, с одной стороны, и первыми оперными дуэтами начала XVII века — с другой, есть много общего. Очевидно, опера, которая знаменует собой итог и кульминацию музыкального Ренессанса, обобщила все светские тенденции в музыкальной культуре эпохи Возрождения, в том числе и те, на которые опиралась ars nova. Однако между рождением музыкальной драмы на рубеже XVI и XVII столетий и первой ренессансной школой в музыке — ars nova — нет прямой и непрерывной преемственности. Традиция и принципы ars nova уже в начале XV столетия ослабевают; затем они полностью сходят с основной колеи музыкального искусства и на долгое время теряются где-то в его глубинных слоях. Уже во второй четверти XV века светская профессиональная музыка уступает главенствующее положение церковной в развитии композиторского творчества. Принципы готической полифонии сливаются с выразительными средствами ars nova, впитывают их в себя и порождают новое искусство. Так рождается вторая ренессансная школа в музыке, так называемая франко-фламандская полифоническая школа.

[1] Опубликовано: История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала XX века. Искусство раннего Возрождения. Италия, Нидерланды, Германия / отв. ред. Е. Ротенберг. М., 1980. С. 67—73.

[2] Отход от этого идеала имел место постоянно, но был связан с теми свободными импровизационными моментами, которые не признавались церковью и не находили отражения в документах и нотной записи.

Связь с владельцем сайта возможна через мессенжер Фейсбука
Вы также можете написать мне на почту.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *