Что изображено на барельефе петровских ворот

Выделите ее мышкой и нажмите

Что изображено на барельефе петровских ворот. Смотреть фото Что изображено на барельефе петровских ворот. Смотреть картинку Что изображено на барельефе петровских ворот. Картинка про Что изображено на барельефе петровских ворот. Фото Что изображено на барельефе петровских ворот

Описание произведения

На главном барельефе Петровских ворот Петропавловской крепости«Низвержение Симона-волхва» запечатлено, как апостол Петр силой своей молитвы свергает с небес чародея-язычника Симона в присутствии народа. По центру изображена трехглавая церковь, вокруг которой собрались люди. Дивясь увиденному, они указывают пальцами на падающую фигуру Симона, их взгляд при этом обращён на зрителя. Сам барельеф воплощен в технике резьбы по дереву. Все изображённые фигуры находятся в движении.

О Симоне волхве повествует новозаветная книга Деяний святых апостолов. Симон был обманщиком, принимал на себя разные виды, обольщая и уловляя волхвованиями народ. Приняв крещение от апостолов, и узнав, что через возложение рук они подают Духа Святого, Симон захотел получить этот дар за деньги. Но услышал грозный ответ Апостола Петра: «Серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом. Итак, покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего; ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды» (Деян. 8: 20-23).

История создания

Над аркой Петровских ворот в центре помещен деревянныйбарельеф, выполненный Конрадом Оснером в 20-30-х годах XVIII века, который украшал еще старые ворота. Он называется «Апостол Петр низвергает Симона волхва». Это одно из самых ранних произведений монументально-декоративной скульптуры Санкт-Петербурга.

Скульптура на этих воротах выполняет не только декоративную роль; в аллегорической форме в ней отражены значимые исторические события того времени.

Согласно преданию, волхв силой волшебства вознесся на небо, однако молитва апостола Петра низвергла его вновь на землю. Апостол Петр, которому придано портретное сходство с Петром I, изображен стоящим в толпе и никак не выделен из группы. Гораздо понятнее смысл этой композиции был при деревянных воротах, когда над их аркой стояла не сохранившаяся ныне фигура апостола Петра.

В 20-30-х годах XVIII века Петровские служили главным входом в крепость. Обилие скульптурных украшений, общий парадный характер выделяют их среди прочих ранних построек первой четверти XVIII века.

Отношение автора к вере

Оснер Иоганн Конрад воспитывался в католической христианской традиции, что заметно отразилось во всём его творчестве. Среди его работ, посвящённых религиозной тематике, выделяют панно «Коронование Богоматери», выполненное в 1705-м году. Лицо Девы Марии выражает тихую спокойную радость. Голову Богоматери торжественно венчают огромной короной два апостола, а сверху на нее исходят направленные от Святого Духа, изображенного в виде голубя, божественные лучи. В барочном духе, т.е.крупно и живописно на панно изображены облака, из-за которых виднеются головки маленьких ангелочков.

Вера автора в существование души и загробной жизни уже свидетельствуют о его религиозности.

Биография

Оснер Иоганн Конрад родился в 1669 году в Нейендорфе (у Нюрнберга и Висснаха). Получил начальное образование в Ульме и там же начал своё творчество:научился лепить из глины и резать по дереву.

В 1697 году Оснер был нанят на службу для исполнения декоративных работ в московских и подмосковных церквях. Ему приписывается большое горельефное панно «Коронование Богоматери» (1704-1705, алебастр), расположенное в Верхней церкви Богоявленского монастыря в Москве, в скульптурном убранстве которой он участвовал с бригадой мастеров-иностранцев: П. Джемми, Г. Квадро, Д. Руско и Д. Феррара.

Отправившись затем, по приглашению, в Санкт-Петербург, Оснер работал в императорском дворце и в знатнейших домах. Он приготовил много деревянных и гипсовых статуй, а также выполнил множество лепных и резных по дереву украшений.

Император Петр Великий во внимание к замечательному трудолюбию Оснера возвел его в звание придворного скульптора. Как придворный скульптор императора Петра Великого Конрад Оснер и получил мировую известность.

В Петербурге, Конрад Оснер создал статуи для украшения грота Летнего сада со стороны Фонтанки, которые не сохранились. Самым известным его произведением является исполненный им в 1708 году большой барельеф «Низвержение Симона-волхва» (дерево), украшающий центральную часть аттика Петровских ворот Петропавловской крепости.

В 1739 году Оснер по проекту архитекторов И. Бланка и И. Давыдова делает для каскада «Шахматная гора», находящегося в восточной части Нижнего парка Петергофа, деревянные фигуры трех крылатых драконов.

О своем пребывании в Петербурге Оснер оставил любопытные сведения, касающиеся его профессиональной деятельности, в книге Potta VaterlandischeBlatter, Niirenberg, вышедшей в 1791 году.

Умер скульпторв апреле 1739 года. Сын его Иоганн был также скульптором и служил в России при дворе императрицы Елисаветы Петровны.

Автор текста: Сарра Биллер

Источник

Петровские триумфальные ворота – символ непоколебимости Санкт-Петербурга

Наименование объекта. Петровские триумфальные ворота.

Маршрут следования к объекту. Пройти к центру Петровской куртины.

Место остановки. Остановиться на площадке перед Триумфальными воротами.

Элементы показа. Показать общий вид Триумфальных ворот, поочерёдно две скульптуры греческих богинь, герба России с двуглавым орлом и барельефного украшения в тимпане аттика.

Из «Портфеля экскурсовода» показать изображение апостола Петра.

Триумфальные ворота возникли как символ непоколебимости Санкт-Петербурга и его неприступности для врагов.

В 1708 году на этом месте появились первые деревянные ворота, названные в честь апостола Петра, фигуру которого тогда установили над ними.

Эти ворота не были единственными в молодой столице России, так как все важнейшие события того времени и особенно победы в сухопутных и морских сражениях над шведскими войсками отмечались возведением триумфальных арок.

Но из множества построенных тогда триумфальных ворот сохранились только эти, являющихся наиболее ценным памятником русской истории в Петербурге.

Самое раннее упоминание о них относится к 17101711 годам, когда неизвестный автор описал их так: «…Крепостные ворота деревянные, очень красивой резной работы. Над ними возвышается статуя (апостола) Петра в человеческий рост с двумя большими ключами в руке, тоже деревянными. Внизу выставлен год именно 1703, а на портике по правую руку вделана жестяная доска с русской надписью, гласящая об основании крепости. Внутри крепости прикреплён резной из дерева и выкрашенный чёрной краской русский орёл с короной на обеих головах и со скипетром и державою в руках».

Создание и перестройка их в камне к лету 1716 года была поручена архитектору Доменико Трезини, который так же выполнил и рисунки скульптурного убранства ворот, включавшие в себя три барельефа, горельеф герба и девяти статуй.

Внешний архитектурный облик петровских ворот в целом напоминает виды западноевропейских барочных триумфальных ворот и главных фасадов церквей.

Для прославления Санкт-Петербурга и увековечивания памяти первых русских побед стали использоваться несовместимые друг с другом любые художественные и идеологические средства, где рядом с христианскими образами святых можно увидеть изображения языческих богов и светских символов.

Гравюра А. Зубова «Петровские ворота» за 1716 год изображает их первоначальный вид, несколько отличный от того вида, который мы можем увидеть сейчас. В частности, ныне отсутствуют над воротами три установленные в рост человека скульптуры: в центре – апостол Пётр, а по бокам фигуры «Веры» и «Надежды», необходимые для прояснения идеи.

Пристальнее всмотримся в этот исторический памятник очень нарядных для крепости ворот. Архитектурное построение памятника строится на выделении верхнего и нижнего горизонтальных ярусов.

Нижний ярус, рустованный по уровню стены-куртины уступчатыми лопатками, разделён на три вертикальные плоскости, где центральная часть прорезана аркой, а боковые выявляют небольшие ниши с установленными скульптурами.

Это редчайшие образцы монументальной скульптуры первой четверти XVIII века, исполненные так называемым намазным способом, в котором на кирпичный остов нанесли гипсовый состав, промоделировавший скульптурные формы.

Они, исполненные спокойствия и внутренней силы, олицетворяют собой античную богиню Афину, которая некогда украшала Акрополь древнегреческой столицы, названной её именем.

Искусствоведы предполагают, что статуя, находящаяся в правой нише и облачённая в воинские доспехи, является изображением богини Афины Паллады, победоносной воительницы. Об этом свидетельствуют шлем и доспехи с наплечным украшением.

Скульптор одевает Афину в кольчугу, что ближе русскому восприятию и несвойственно античной скульптуре.

На кольчуге изображена маска побеждённого Афиной гиганта Палата и латы с изображением горгоны Медузы. На шлеме Афины вместо принятых классическими канонами конской гривы или сфинкса приютилась ящерица саламандра. По преданию она была способна жить и в огне, и воде, гасила своим холодным телом пожары и никогда не тонула в водной стихии.

В геральдике саламандра означает храбрость.

Все эти элементы, отображённые в скульптуре, олицетворяли военные победы России, достигнутые в огне и на воде.

Статуя в длинном платье, возможно, являлась изображением греческой богини Афины Полиады, покровительницы городов. На ней длинная свободная одежда – пеплос. В левой руке она держит небольшое круглое зеркало, направленное в сторону Невы.

Повернув голову влево, богиня с его помощью наблюдает за иностранными кораблями, подплывающими к крепостным стенам. В правой руке у Полиады змея – символ её мудрости.

Появление Афины у главных ворот крепости должно было рождать мысль, что строящийся город станет новыми Афинами – крупнейшим политическим, торговым и культурным центром.

Афина символизировала процветание наук, труда и художеств, всего того, что так важно было для эпохи петровских преобразований.

Так или иначе, но в образах богинь представлен символ победоносной войны, прославлявший в аллегорической форме военный гений и государственную мудрость Петра I.

Автором этих изваяний, возможно, был скульптор петровского времени Н. Пино, с которым дружил Трезини.

Исключительную художественную ценность представляет собой и горельеф герба России с двуглавым орлом, держащим в своих когтях скипетр и державу и установленный над аркой ворот в августе 1720 года.

Он был отлит из свинца весом более 86 пудов скульптором-литейщиком французом Франсуа Вассу, который трудился над отливкой и чеканкой этой огромной декоративной скульптуры более года.

Каждая часть герба отмечена совершенством отделки, где чётко выявлены фигура самого орла с двумя головами и коронами на них, эмблемы скипетра и державы.

Особенно выразителен помещённый на груди орла щит с рельефным изображением Георгия Победоносца на коне, поражающего копьём дракона.

Летом 1723 года живописец Александр Захаров и позолотчик Иван Уваров покрасили и вызолотили его, подчеркнув тем самым значимость крепости для молодой столицы.

Верхний ярус ворот, расположенный над антаблементом, выделяет аттик, высокую стенку над карнизом, получивший своё название от Аттики, одной из областей Древней Греции.

Аттик Петровский ворот, завершаемый лучковым фронтоном, представляет собой большую прямоугольную раму, используемую для главенствующего деревянного барельефа, по бокам которого отображены рустованные вертикальные пилястры.

К ним примыкают две большие волюты – завитки, в плоскости которых помещены выполненные из дерева воинские доспехи.

В лучковом фронтоне помещено изображение бога Саваофа.

Главная идея триумфальных ворот Петропавловской крепости заключена в центральном барельефе под названием «Апостол Пётр низвергает Симона-волхва». Вся остальная скульптура служит дополнением в раскрытии главной идеи возведения здесь Триумфальных ворот.

Что изображено на барельефе петровских ворот. Смотреть фото Что изображено на барельефе петровских ворот. Смотреть картинку Что изображено на барельефе петровских ворот. Картинка про Что изображено на барельефе петровских ворот. Фото Что изображено на барельефе петровских ворот

Горельеф «Апостол Пётр низвергает Симона-волхва»

Попробуем раскрыть смысл центрального барельефа, созданного в 1708 году известным тогда мастером скульптурного и резного дела немцем Конрадом Оснером.

Сложная многофигурная композиция изображает сверху окружённого ангелами бога Саваофа, нижелетающих крылатых демонов и падающего вниз головой на крепостную церковь бородатого языческого жреца Симона.

Тогда существовала легенда о том, как языческий жрец Симон порочил и оскорблял апостола Петра и в подражание ангелам поддерживаемый демонами даже пытался летать. Однако святой апостол Пётр своей молитвой развеял демонов, а Симон без демонской опоры с позором и «великим шумом» был низвергнут на землю при наблюдавших за этим позором людях.

Этот сюжет и лёг в основу содержания барельефа.

В самом низу изображена церковь и собравшихся возле неё зрителей, наблюдавших за зрелищем позорного падения язычника.

Среди людей на барельефе выделяются необычными позами и одеждами, с одной стороны, безбородый мужчина в одеянии древнеримского полководца и с вытянутой в сторону крепости рукой, а с другой стороны, оказавшаяся перед крепостью коленопреклонённая женщина.

Петербуржцы начала XVIII века воспринимали этот большой барельеф не изолированно, а как часть единого целого, куда входили и скульптурные изображения, не сохранившиеся до настоящего времени.

Смысл всей этой композиции можно определить исходя из «Описательской похвалы» видного писателя петровской эпохи иеромонаха Александро-Невского монастыря Гавриила Бужинского.

В 1716 году в Санкт-Петербургской типографии напечатали громадную гравюру, изображавшую молодой русский город на Неве. Почти в самом центре гравюры поместили изображение крепости с её главным украшением Петровскими воротами.

В 1717 году гравюру преподнесли Петру I, подклеив к ней внизу специальный пояснительный текст, позднее озаглавленный как «Описательная похвала граду Санктпетербурху и притом Петру Великому яко создателю онаго града».

В «Описательной похвале» говорилось о том, что под защиту Саваофа и апостола Петра отдана крепость, основанная «на твёрдом камени благочестия» и «проименована Санктпетербургом».

Говорилось и о том, что сам Санкт-Петербург – это тоже камень, которым апостол Пётр поразит всех, кто будет покушаться на эту крепость, и что «горделивый Симон», оскорбляющий великого защитника крепости, апостола Петра, «падет и разбиется о камень».

Греческое слово «пэтрос» может служить как собственным мужским именем, соответствующим русскому Пётр, голландскому Питер и немецкому Петер, так и нарицательным существительным, обозначающем «камень» или «скалу».

Из этого смысла становится понятным, почему Бужинский в «Описательной похвале» постоянно соотносит идею «камня» с именем «Пётр» и названием «Санкт-Петербург».

По всей видимости, изображения на Петровских воротах тесно связаны с основными идеалами «Описательной похвалы». Можно предположить, что в тимпане изображён на скале не просто Саваоф, а Саваоф, защищающий Санкт-Петербург.

Возгордившийся языческий волшебник Симон с позором низвергается на землю молитвами апостола Петра. Здесь же очень картинно предстаёт перед нами молодой безбородый мужчина в одеянии древнеримского полководца, изображающий, скорее всего, царя Петра I. Коленопреклонённая женщина является, судя по всему, символом благочестия, упоминаемого в «Описательной похвале».

Таким образом, скульптурно-барельефная композиция «Апостол Пётр низвергает Симона-волхва» осмыслялась как «похвала» новому русскому городу, как символ непоколебимости этого города и его неприступности для врагов.

Религиозный сюжет использовался в иносказательной форме для отражения важнейших событий того времени.

Аллегорически здесь показано единоборство России в образе Петра и Швеции в образе жреца Симона, не признававшего православную веру.

Для полного выявления смысла содержания барельефа имели и несохранённые скульптуры «Веры» и «Надежды», убеждавшие петербуржцев в непоколебимой вере в победу и выражавшие надежду на скорейшее завершение очень тяжёлой для русского народа войны.

Мы знаем, что Северная война тогда только начиналась и закончилась триумфальной победой России только в 1721 году.

Празднование по случаю окончания Северной войны торжественно начиналось здесь у Петровских ворот.

4 сентября 1721 года в первом часу дня со стен крепости раздался двадцать один пушечный выстрел, а в четвёртом часу из Петровских ворот выехал в сопровождении литаврщика, двух трубачей и шести гренадёров гвардеец-лейтенант с белым знаменем, на котором были изображены две лавровые ветви под венком.

Они объявили об окончании двадцатиоднолетней войны подписанием Ништадского мирного договора, по которому Россия возвратила себе исконные земли невской дельты и прилегающих к ней территорий.

С этого момента наступил новый период в истории Петропавловской крепости.

Пройдём через Петровские ворота далее вглубь крепости.

Проходя под аркой, можно заметить, как надёжно была защищена крепость, толщина стен которой составляла около 20 метров.

Обратим также внимание на сохранённую сверху в воротах широкую щель, через которую опускалась мощная решётка черса, служившая ещё одним элементом дополнительных укреплений в крепости.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Петровские ворота

Петровские ворота Петропавловской крепости — первые и самые старейшие триумфальные ворота нашего города.

Что изображено на барельефе петровских ворот. Смотреть фото Что изображено на барельефе петровских ворот. Смотреть картинку Что изображено на барельефе петровских ворот. Картинка про Что изображено на барельефе петровских ворот. Фото Что изображено на барельефе петровских воротОбщий вид Петровских триумфальных ворот

Были названы так поскольку в самом начале их венчала фигура апостола Петра, не сохранившаяся до наших дней. Представляют собой монументальную композицию высотой около 16 метров, декорированную барельефами и статуями. Толщина стены через которую ведут ворота около 20 метров.

Верхняя часть ворот выделена аттиком с фронтоном. Во фронтоне помещен горельеф с изображением бога Саваофа, который в руке держит сферу-символ вселенской власти.

В средней части — огромный барельеф, изображающий событие «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром». В средней части барельефа-изображение Петропавловской крепости.

Что изображено на барельефе петровских ворот. Смотреть фото Что изображено на барельефе петровских ворот. Смотреть картинку Что изображено на барельефе петровских ворот. Картинка про Что изображено на барельефе петровских ворот. Фото Что изображено на барельефе петровских воротЦентральный барельеф «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром»

Ниже барельефа, над пролетом арки, прикреплен отлитый из свинца герб России-двуглавый орел, сжимающий в когтях скипетр и державу.

Что изображено на барельефе петровских ворот. Смотреть фото Что изображено на барельефе петровских ворот. Смотреть картинку Что изображено на барельефе петровских ворот. Картинка про Что изображено на барельефе петровских ворот. Фото Что изображено на барельефе петровских воротГерб России

По бокам арки, в нишах, расположены две женские скульптуры. Это античная богиня Афина в двух образах: Полиады — покровительницы города и Паллады — победоносной воительницы.

Что изображено на барельефе петровских ворот. Смотреть фото Что изображено на барельефе петровских ворот. Смотреть картинку Что изображено на барельефе петровских ворот. Картинка про Что изображено на барельефе петровских ворот. Фото Что изображено на барельефе петровских воротСкульптура «Афина Полиада» Что изображено на барельефе петровских ворот. Смотреть фото Что изображено на барельефе петровских ворот. Смотреть картинку Что изображено на барельефе петровских ворот. Картинка про Что изображено на барельефе петровских ворот. Фото Что изображено на барельефе петровских воротСкульптура «Афина Паллада»

Современному человеку сложно понять суть изображенного на вратах.
Однако в петровское время вся эта композиция легко читалась современниками императора.

Это была своеобразная картина-рассказ: Петр I низверг Карла XII с высоты ложной непобедимости (в этом аллегорический смысл центрального барельефа) и основал город с крепостью; помогала ему с этом богиня Афина. Примечательно, что изображение Петропавловской крепости покоится на огромных каменных глыбах — указание на фундаментальность и непоколебимость крепости и города на Неве.

Немного истории

16(27) мая 1703 года на Заячем острове состоялась торжественная закладка Петропавловской крепости. 13 августа 1704 года русская армия освободила Нарву — древний славянский город Ругодев. Это было огромное событие для России и Петра, ведь четырьмя годами ранее русские полки потерпели горькое поражение при попытке взять город.

Петр повелевает построить триумфальные ворота при въезде в Нарвскую крепость, что было сделано по проекту Д.Трезини. В эти же годы архитектор возглавил строительство Петропавловской крепости и собора.
Петр поручает ему возвести триумфальные ворота, повторяющие Нарвские.

В 1708 году деревянные триумфальные ворота были возведены и стали украшать въезд в крепость, впоследствии их перестроили в камне. Их облик по большей части сохранился до сегодняшних дней.

Что изображено на барельефе петровских ворот. Смотреть фото Что изображено на барельефе петровских ворот. Смотреть картинку Что изображено на барельефе петровских ворот. Картинка про Что изображено на барельефе петровских ворот. Фото Что изображено на барельефе петровских воротЦентральная часть триумфальных ворот

В первоначальном варианте ворота украшались девятью статуями — были фигуры апостолов Петра и Павла, статуи «Вера» и «Надежда», статуи трубящих гениев Славы.
До нашего времени сохранились только статуи Афины в нишах.

Центральный барельеф был выполнен из дерева и имеет внушительные размеры — 4,9 х 3,35м. Вырезан он был в 1708г. известным мастером скульптуры и резного дела Конрадом Оснером, тем самым, кто впоследствии принимал участие в оформлении фонтанов и каскадов Петергофа.

Что изображено на барельефе петровских ворот. Смотреть фото Что изображено на барельефе петровских ворот. Смотреть картинку Что изображено на барельефе петровских ворот. Картинка про Что изображено на барельефе петровских ворот. Фото Что изображено на барельефе петровских воротНизвергнутый Симон, фрагмент центрального барельефа

Деревянные барельефы с изображением воинских доспехов (по бокам арки) были изготовлены по эскизам Д.Трезини позднее- в 1730г. резчиком Петром Федоровым — помощником скульптора Николо Пино.

Главный элемент ворот, пожалуй, горельеф двуглавого орла. Именно он в первую очередь притягивает взор. История его тоже интересна. Долгое время, более 10 лет, ворота украшал лепной алебастровый герб, раскрашенный «под дуб».

Лишь в августе 1720 года над пролетом арки прикрепили горельеф орла, вылитый из свинца, весом более 86 пудов (1376 кг.). Его исполнил скульптор-литейщик Франсуа Вассу, который работал над отливкой и чеканкой более года.

Летом 1723г. живописец Александр Захаров и позолотчик Иван Уваров окрасили и вызолотили барельефный герб.

Что изображено на барельефе петровских ворот. Смотреть фото Что изображено на барельефе петровских ворот. Смотреть картинку Что изображено на барельефе петровских ворот. Картинка про Что изображено на барельефе петровских ворот. Фото Что изображено на барельефе петровских воротГерб России. Фрагмент (Георгий Победоносец, поражающий дракона)

Свидетели основания города, Петровские ворота всегда оставались памятником особого значения.В дни празднеств их нарядно иллюминировали — было это в честь Полтавской виктории, побед при Гангуте и Гренгаме, заключения долгожданного почетного Ништадтского мира.

Во время блокады Ленинграда фасад был серьезно посечен осколками фашистских снарядов, но барельефы и статуи сохранились. В 1951г. ленинградские реставраторы воссоздали утраченные части архитектурного декора.

Источник

Петровские ворота

Что изображено на барельефе петровских ворот. Смотреть фото Что изображено на барельефе петровских ворот. Смотреть картинку Что изображено на барельефе петровских ворот. Картинка про Что изображено на барельефе петровских ворот. Фото Что изображено на барельефе петровских ворот

Осенью 1707 года Пётр I приказал: «В будущем 708 году ворота делать подобные Нарвским». Государь имел ввиду строительство въездных ворот в Санкт-Петербургскую крепость. За прототип были взяты ворота, которые были построены архитектором Доменико Трезини в Нарве. Ему же было поручено создание и этого памятника.

К лету 1708 года уже были готовы в кирпиче Меншиков и Головкин крепостные бастионы, куртина (стена) между ними. Проезд в стене также должен был быть сделан из камня. Большинство историков считает, что быстро найти строительный материал не получилось. А Пётр I требовал соорудить их быстро. Поэтому в 1708 году первые Петровские ворота были построены из дерева. Это опровергает К. В. Малиновский, который в книге «Санкт-Петербург XVIII века» объясняет такой «факт» лишь ошибкой в переводе немецкого текста. Он цитирует написанный лично Петром I документ: «В будущей 708-й год делать в Санктпитербурхе каменною работою. 4. Вороты делать подобны Нарвским и зделать оные в три года» [Цит. по: 2, с. 58, 59]. То есть и отводимый царём срок тоже свидетельствует о том, что Петровские ворота изначально строились из камня. Предположение об использовании дерева происходит от того, что из этого материала была выполнена фигура святого апостола Петра с двумя большими ключами в руке, установленная с наружной стороны ворот. Предположительно, её создал немецкий резчик Франц Людвиг Циглер.

4 апреля 1714 года Пётр I повелел изменить скульптурный декор Петровских ворот, что в 1716-1717 годах было исполнено Трезини. Высота и ширина памятника составили около 16 метров. Арка ворот даёт проход через всю толщину стены Петропавловской крепости.

Что изображено на барельефе петровских ворот. Смотреть фото Что изображено на барельефе петровских ворот. Смотреть картинку Что изображено на барельефе петровских ворот. Картинка про Что изображено на барельефе петровских ворот. Фото Что изображено на барельефе петровских ворот

В нишах ворот по сторонам от арки стоят фигуры олицетворяющие мудрость (со змеёй и зеркалом) и власть (в воинских доспехах).

Над аркой укреплён свинцовый двуглавый орёл. В петровское время он являлся не только гербом России, но и служил символом победоносной русской армии. Считается, что первоначально орёл был деревянным, раскрашенным «под дуб». Историк К. В. Малиновский считает, что первая фигура орла были гипсовой. В книге «Санкт-Петербург XVIII века» он приводит ссылки на документы, согласно которым Канцелярия городовых дел выплачивала деньги «Ивану Прокофьеву с товарыщи четырём человеком у Петровских ворот в городе за починку двух фигур штукаторною работою, за подделку орла внов штукаторством» [Цит. по: 2, с. 107].

Двуглавый орёл из свинца был укреплён на Петровских воротах в августе 1720 года. Её вес более 86 пудов (немного более тонны). Автор двуглавого орла скульптор-литейщик Франсуа Вассу трудился над ним более года. В 1723 году художник Александр Захаров и позолотчик Иван Уваров покрасили фигуру в чёрный цвет и позолотили короны, скипетр, державу, детали щита.

Барельефы Петровских ворот Трезини задумывались свинцовыми. Их отливку он собирался осуществить в 1722 году, но спустя три года Трезини докладывал: «ежели оные басорлевы и фигуры ныне выливать из свинцу не будут то надобно вместо двух фигур у тех ворот стоячие в нишах которые деланы были с ысвестью и от морозов повредились вырезать деревянные и выкрасить и во оные ниши поставить до того времени как будут вылиты свинцовые» [там же]. К созданию деревянных статуй приступили в том же 1725 году. А в 1729 году на Петровские ворота установили не только готовые деревянные фигуры, но и деревянные же барельефы. То есть он их изготовления из свинца отказались окончательно.

В 1730 году резчиком Петром Фёдоровым были изготовлены деревянные барельефы украшающие волюты Петровских ворот.

В 1756 году часть скульптурных украшений Петровских ворот сгорела при пожаре.

Во время ленинградской блокады Петровские ворота были повреждены осколками снарядов. В 1951 году они были отреставрированы. По проекту архитекторов А. Л. Ротача и А. А. Кедринского были воссозданы утраченные детали скульптурного убранства памятника.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *