Что такое абсолютные преимущества в международной торговле

Абсолютные и относительные преимущества стран в процессе торговли

Вы будете перенаправлены на Автор24

Мировая экономика и торговля в целом основана на главном принципе – финансовая, либо товарная выгода. Этот принцип касается и торговых отношений между государствами. Фундаментальный принцип выгоды состоит в том, что, продавая избыток своего товара, страна приобретает нужный ей товар другого государства. То есть осуществляются экспортно-импортные отношения между странами.

В международной практике каждая из стран намерена эффективно реализовывать свои преимущества в процессе торговли. Такие преимущества делятся на «абсолютные преимущества» и «относительные преимущества».

Абсолютные преимущества

Наличие в стране абсолютного преимущества, даёт право быть этому государству практически монополистом, по предоставлению услуг, реализации той или иной продукции. Абсолютное преимущество автоматически даёт стране международную специализацию в определённой сфере торговле.

Примеры абсолютного преимущества:

Относительные преимущества

Относительные преимущества – это преимущества, которые характеризуются наличием в стране уникальных условий. В данном случае идёт сопоставление величин альтернативной цены на идентичный товар в разных странах. Относительные преимущества часто называют «сравнительными преимуществами».

Готовые работы на аналогичную тему

Как пример относительного преимущества, рассмотрим то, с чем сталкиваются многие жители из разных стран – туризм.

Туристические продукты достаточно сложны, в каждой стране свои преимущества и разнообразие.

На туристический тур могут влиять множество факторов:

В свою очередь, на транспорт может повлиять цена на топливо, заработная плата транспортного персонала.

Очень важный элемент, который напрямую влияет на цену туристического продукта – это стоимость проживания, которая в свою очередь зависит от налоговой политики государства и других немаловажных факторов. Так, например в 80-х годах двадцатого века, во Франции был увеличен налог на добавленную стоимость. Отели премиум класса были вынуждены поднять стоимость проживания, что повлияло на снижения спроса на проживание в них. Также, туристические туры с «участием» этих отелей подорожали.

Каждая из стран пытается снизить стоимость туристических услуг путём применения различных новых экономичных технологий и даже путём снижения заработной платы обслуживающего персонала. Таким образом, страна, применяющая различные меры по снижению цены получает сравнительное преимущество перед другими странами.

Однако, стоит остановиться на очень важном моменте. Для поддержания сравнительного преимущества не только низкая стоимость играет важную роль. Следует огромное внимание уделять и качеству предоставляемых туристических услуг. Это касается многих стран. Так, к примеру, Англия, Швейцария, Германия, Австрия – уделяют большое внимание именно качеству, несмотря на высокие цены. И это тоже является их относительным преимуществом, ведь многие туристы, путешественники или дипломаты, в первую очередь, обращают внимание на уровень и класс отеля или тура в целом, а не на низкую стоимость.

Приведём ещё один, достаточно простой, но подробно описывающий суть относительного преимущества пример.

Для наглядного примера сведём данные в таблицу:

Что такое абсолютные преимущества в международной торговле. Смотреть фото Что такое абсолютные преимущества в международной торговле. Смотреть картинку Что такое абсолютные преимущества в международной торговле. Картинка про Что такое абсолютные преимущества в международной торговле. Фото Что такое абсолютные преимущества в международной торговле

Это достаточно простой пример, но всё же он даёт понять принцип действия относительного преимущества в международной экономике. Рассмотрим ещё один пример сравнительного преимущества.

Что такое абсолютные преимущества в международной торговле. Смотреть фото Что такое абсолютные преимущества в международной торговле. Смотреть картинку Что такое абсолютные преимущества в международной торговле. Картинка про Что такое абсолютные преимущества в международной торговле. Фото Что такое абсолютные преимущества в международной торговле

Итак, мы видим, что все исходные данные, для производства товара, в каждой из стран идентичны, кроме количества работников и незначительного отклонения в себестоимости.

А теперь давайте посмотрим на общую себестоимость товара в каждой из стран:

СТРАНА «B».

Вывод. Страна «$A$» имеет относительное преимущество перед страной «$B$» касательно себестоимости, тем самым страна «$A$» сможет устанавливать более низкую цену на товар. Но, всё же, страна «$B$» имеет количественное преимущество и, в случае чего, сможет поставить большее количество товара по слегка большей цене.

Абсолютные и относительные преимущества определяют выбор специализации различных стран. Специализация в производстве тех товаров и услуг, в которых страна имеет абсолютные и сравнительные преимущества, позволяет, во-первых, увеличить мировое производство, мировой экономический рост, эффективность использования ограниченных ресурсов, а во-вторых, получить большее количество товаров и услуг по меньшим ценам для потребителей каждой из этих стран.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 22 04 2021

Что такое абсолютные преимущества в международной торговле. Смотреть фото Что такое абсолютные преимущества в международной торговле. Смотреть картинку Что такое абсолютные преимущества в международной торговле. Картинка про Что такое абсолютные преимущества в международной торговле. Фото Что такое абсолютные преимущества в международной торговле

Эксперт по предмету «Внешнеэкономическая деятельность»

Источник

Что такое абсолютные преимущества в международной торговле

Знание основ макроэкономики позволяет менеджерам более глубоко и детально судить о состоянии рынка со стороны спроса и предложения. Это дает им дополнительные ресурсы и для прогнозирования важных макроэкономических событий, например резкого падения реального обменного курса, и для своевременной реакции.

Конечно, менеджеры могут добиться успеха, не понимая в полной мере сути макроэкономических показателей. Однако, включив их в арсенал управленческих приемов, они обретают дополнительный шанс обойти конкурентов — увидеть скрытые возможности, избежав ненужных (иногда дорогостоящих) ошибок.

В книге «Краткий курс макроэкономики» даны основные макроэкономические концепции с упором на основные принципы и взаимосвязи вместо математических формул и моделей. Цель — показать основы макроэкономики, базовые концепции, причем в доступной форме и одновременно научно.

Краткий очерк теории сравнительных преимуществ

Один из самых важных в экономической теории — принцип сравнительного преимущества, впервые сформулированный британским политэкономом Давидом Рикардо в 1817 г. Рикардо решил доказать колоссальную роль торговли как стимула роста мирового объема производства, а следовательно, потребления и уровня жизни.

Что такое абсолютные преимущества в международной торговле. Смотреть фото Что такое абсолютные преимущества в международной торговле. Смотреть картинку Что такое абсолютные преимущества в международной торговле. Картинка про Что такое абсолютные преимущества в международной торговле. Фото Что такое абсолютные преимущества в международной торговле

На примере простой модели с участием лишь двух стран и двух видов товаров он показал, что каждая из стран, даже если одна из них имеет абсолютное преимущество в производительности труда по обоим товарам, выиграет от специализации на товаре, обеспечивающем большую производительность.

Вино и сукно

Например. В течение года Португалия способна произвести определенное количество вина (скажем, 8000 галлонов), наняв всего лишь 80 работников. Для производства такого же количества вина в Англии придется нанять 120 работников. Аналогично Португалия может произвести определенное количество сукна (например, 9000 ярдов) с участием лишь 90 работников — по сравнению со 100 работниками, привлекаемыми для производства такого же количества сукна в Англии.

Иными словами, производительность труда виноделов в Португалии составляет 100 галлонов вина, а ткачей — 100 ярдов сукна на одного работника в год. В Англии эти показатели составляют 66,67 галлона вина и 90 ярдов сукна на одного работника в год.

Что такое абсолютные преимущества в международной торговле. Смотреть фото Что такое абсолютные преимущества в международной торговле. Смотреть картинку Что такое абсолютные преимущества в международной торговле. Картинка про Что такое абсолютные преимущества в международной торговле. Фото Что такое абсолютные преимущества в международной торговле

Если Португалия обладает преимуществом в производительности труда по обоим товарам, то с чего бы ей соглашаться на закупку вина или сукна в Англии?

Рикардо дал удивительный ответ: обе страны выиграют от взаимной торговли, если каждая из них будет специализироваться на товаре, в производстве которого имеет сравнительно более высокую производительность труда. В примере Рикардо, хотя у Португалии преимущество в производительности труда по обоим товарам, но по вину оно больше.

Рикардо сделал вывод: если каждая страна сосредоточилась бы на производстве только того продукта, по которому имеет сравнительное преимущество, — то есть Португалия производила бы только вино, а Англия только сукно, — а затем организовали бы торговлю друг с другом, то каждая страна могла бы потреблять больше вина и сукна, чем если бы производила оба товара самостоятельно.

Чтобы представить себе ситуацию более наглядно, предположим, что каждая страна располагает 1200 работниками, причем 700 из них занимаются изготовлением вина, а 500 — сукна. Значит, Португалия производит 70000 галлонов вина и 50000 ярдов сукна ежегодно, в то время как Англия производит 46667 галлонов вина и 45000 ярдов сукна. Однако если бы каждая страна заняла бы всех 1200 работников в производстве того товара, по которому имеет сравнительное преимущество в производительности, то Португалия произвела бы 120000 галлонов вина, а Англия — 108000 ярдов сукна. Далее, если бы они обменяли, скажем, 48000 галлонов вина на 55000 ярдов сукна, то Португалия получила бы в свое распоряжение 72000 галлонов вина и 55000 ярдов сукна, а Англия — 48000 галлонов вина и 53000 ярдов сукна.

Иными словами, обе страны получают в свое распоряжение большее количество обоих видов товаров в результате разделения труда и взаимной торговли. По сути дела, чтобы произвести такое количество товаров самостоятельно, Португалии потребовалось бы 1270, а Англии — 1309 работников — как если бы обе страны получили произведенный дополнительными работниками продукт бесплатно.

Что такое абсолютные преимущества в международной торговле. Смотреть фото Что такое абсолютные преимущества в международной торговле. Смотреть картинку Что такое абсолютные преимущества в международной торговле. Картинка про Что такое абсолютные преимущества в международной торговле. Фото Что такое абсолютные преимущества в международной торговле

Теория в жизни

Лауреат Нобелевской премии экономист Пол Самуэльсон как-то заметил, что «это предельно упрощенная теория, но при всей упрощенности она дает наиболее верную картину. Политическая экономия сформулировала не так уж много столь же верных истин. Нация, пренебрегающая сравнительными преимуществами, заплатит высокую цену замедлением экономического роста и снижением жизненных стандартов».

Примечательно, что большинство из нас, включая тех, кто никогда не изучал теорию сравнительных преимуществ, в повседневной жизни обычно действуют в соответствии с ее принципами.

Например, возьмем инвестиционного банкира. Даже если он лучше красит дома, чем любой профессиональный маляр в городе, все равно ему наверняка хватит ума (с экономической точки зрения) сосредоточиться на инвестиционном банкинге и заплатить профессионалам за покраску своего дома, вместо того чтобы красить его самостоятельно.

Он поступает так потому, что его сравнительное преимущество касается инвестиционного банкинга, а не малярного дела. Трата на покраску дома времени, предназначенного для высокооплачиваемой профессиональной деятельности в сфере инвестиционного банкинга, обойдется банкиру довольно дорого, если учесть потерю заработка и соответственно продуктов, купленных на полученные деньги.

Иными словами, чтобы максимизировать объем производства, имеет смысл специализироваться на том виде деятельности, в котором у нас есть сравнительное преимущество, а все остальное приобретать.

Источник

Абсолютные и сравнительные преимущества

АБСОЛЮТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО (absolute advantage)— пре­имущество, которым обладает страна, способная, используя дан­ный объём ресурсов, производить больше, чем другие страны, располагающие тем же количеством ресурсов. Это понятие можно проиллюстрировать на примере двух стран (А и В) и двух благ (X и У).

Рассмотрим физический выпуск благ X и У на данный рас­ход факторов:

Страна А может произвести либо 100Х, либо 100У; страна В при тех же затратах производит либо 180Х, либо 120У. Очевид­но, что производство страны В абсолютно более эффективно, чем производство страны А, так как страна В выпускает оба блага в большем количестве.

На первый взгляд торговля меж­ду этими странами лишена смысла. Однако целесообразность международной торговли определяется сравнительными пре­имуществами, а не абсолютными, поскольку, даже если стра­на В в состоянии произвести оба блага в большем объёме, она может извлечь выгоду из специализации на выпуске продук­та X, где она обладает большим преимуществом.

ТЕОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ (theory of international trade) — часть экономической теории, посвященная иссле­дованию факторов, определяющих международную торговлю, специализацию и выгоды, получаемые от них.

Теория рассма­тривает способы влияния различий между странами (с точки зрения затрат производства и структуры спроса) на объём, про­дуктовую и территориальную структуру международной тор­говли, а также на размер и распределение выгод торговли.

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО (comparative advantage) — преимущество, которым обладает участвующая в международ­ной торговле страна, если она может произвести данный товар с меньшими относительными затратами, чем другие страны. Другое название — принцип сравнительных затрат. Эта кон­цепция иллюстрируется ниже для случая двух стран (А и Б) и двух товаров (X и У).

Одинаковый объём ресурсов в обеих странах позволяет им производить либо товар X, либо товар У. Из таблицы видно, что страна Б абсолютно более эффективна, чем страна А, так как она может произвести большее количество как товара X, так и товара У. Однако именно сравнительные преимущества, а не абсолютные преимущества определяют, выгодна торговля или нет.

Сравнительные преимущества возникают потому, что пре­дельные альтернативные затраты одного товара, выраженные в единицах другого товара, различны в разных странах (см. теория соотношения факторов производства хекшера —олина ).

В таблице показаны физический выпуск товаров X и У при данных затратах факторов производства и альтернативные за­траты производства X, выраженные в единицах У. Альтерна­тивные затраты производства дополнительной единицы X в стране А равны 1У, а в стране Б равны 2 / 3У. Альтернативные затраты производства дополнительной единицы У в стране А равны IX, а в стране Б равны 1 1 / 2Х.

Соотношение альтернативных затрат

Страна Б имеет сравнительное преимущество в производ­стве товара X, так как она в состоянии произвести его с мень­шими затратами факторов производства, чем страна А, ведь аль­тернативные издержки производства дополнительной едини­цы товара X составляют лишь 2 /зY в стране Б, тогда как в стране А они равны 1У.

Зато страна А имеет сравнительное преимущество в произ­водстве товара Y, так как она способна производить его с мень­шими относительными затратами факторов производства, чем страна Б: альтернативные затраты производства дополнитель­ной единицы товара Y равны всего лишь 1X, тогда как в стра­не Б они составляют 1 1 / 2 Х .

Поэтому обе страны повышают своё экономическое благосо­стояние в том случае, если они специализируются (см. специа­лизация) на выпуске того товара, в производстве которого они имеют сравнительное преимущество (см. выгоды торговли как иллюстрацию этого важного положения). Величина выгод от торговли для каждой из стран будет зависеть от реальных усло­вий торговли, при которых они согласны обмениваться товара­ми X и У.

Основная посылка данной концепции заключается в том, что объём факторов производства, а отсюда и сравнительные пре­имущества, «фиксированы». Однако в динамике сравнительные преимущества могут значительно изменяться. К этим измене­ниям могут привести многие обстоятельства, в частности:

(а) реализация правительством страны структурных про­грамм, приводящих к перераспределению ресурсов. Например, страна, которая, на первый взгляд, обладает сравнительным пре­имуществом в предложении первичных продуктов (вроде хлоп­ка и пшеницы), может, несмотря на это, отказаться от них или сместить акценты в экономическом развитии, осуществив ин­дустриализацию и получив сравнительное преимущество в про­изводстве промышленных товаров с высокой добавленной стои­мостью;

(б) перелив капитала между странами, передача технологий и перемещение производства транснациональными компания­ми. Например, Малайзия получила сравнительное преимуще­ство в производстве натурального каучука лишь после того, как британские предприниматели создали там плантации каучу­ковых деревьев, вложив в них свои средства.

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ (specialization) — форма разделения труда, при которой каждый индивид или фирма концентрирует свои производственные усилия на одном или ограниченном числе видов деятельности. Если индивид специализируется на одной работе, то он, вероятно, добьётся гораздо большей эффектив­ности, чем при попытке быть мастером на все руки. Специа­лист может сконцентрироваться на работе, которую он лучше всего выполняет: знание предмета деятельности и повторение одних и тех же рабочих операций повышают профессиональ­ную квалификацию. Кроме того, не теряется время при перехо­де от одной работы к другой. По этим причинам произво­дительность работника благодаря специализации становится выше.

На макроуровне специализация позволяет экономической системе использовать ограниченные ресурсы более эффективно и вследствие этого производить и потреблять большее количе­ство товаров и услуг, чем при отсутствии специализации.

Этот фундаментальный принцип можно проиллюстрировать, ради простоты полагая, что в экономике действуют всего два человека, А и Б, которые производят и потребляют только два блага, X и У. Допустим, что А имеет границу производственных возможностей, представленную на рис. 118 отрезком между точками (12, 0) и (0, 6). Таким образом, для А производство X вдвое эффективнее, чем производство У (коэффициент альтерна­тивных затрат ∆У/∆Х равен 1/2). Допустим, что он желает потреблять блага в одинаковых количествах. В таком случае он выберет точку А pc = (4, 4) на границе производственных возмож­ностей.

Для В, наоборот, границей производственных возможностей служит отрезок от (6, 0) до (0, 12). Продукт У он производит вдвое эффективнее, чем продукт X (коэффициент альтернатив­ных затрат равен 2). Допустим, что он также желает потреблять блага в одинаковых количествах и выбирает точку В рс = (4, 4) на своей границе производственных возможностей.

Теперь предположим, что между А и В возможен обмен и каждый из них может специализироваться на производстве того блага, которое он производит более эффективно. На рис. 118в представлена граница производственных возможностей новой производственной системы. Теперь А может произвести 12 еди­ниц блага X, а В — 12 единиц блага У, и каждый из них может потреблять по 6 единиц каждого из благ (ранее недоступные точки А с на рис. 118а и В с на рис. 1186).

Таким образом, специализация приводит: (а) к выигрышу в производстве , так как теперь производится 12 единиц каждого блага, а не 8, как было до специализации, и (б) к выигрышу в потреблении , так как в результате специализации и обмена А и В могут потреблять теперь большее количество обоих благ. Так, А потребляет 6 единиц блага X, которые он сам произвёл, и обменивает оставшиеся 6 единиц X на 6 единиц блага У. По­добно этому, В потребляет 6 единиц блага У, которые он про­извел, а остальные 6 единиц блага У обменивает на равное ко­личество блага X.

РИКАРДО, ДАВИД (1772-1823) (Ricardo, David) — английский экономист, который в своем главном труде «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817) утверждал, что ценность продуктов определяется количеством труда, необходимого для их производства, и разработал теорию распределения, объясняющую, как эта ценность разделяется между различными классами общества (трудовая теория ценности). Рикардо предполагал, что какой бы ни была процветающей экономика, заработная плата никогда не поднимется выше стоимости средств существования. Если рабочие становятся более обеспеченными, они имеют больше детей, и после того, как эти дети вырастают, это дополнительное предложение труда понижает заработную плату («железный закон заработной платы»).

Рикардо считал, что капиталисты также много не выигрывают от экономического прогресса, так как конкуренция снижает цены их продуктов и выплата заработной платы урезает их прибыль. Он рассматривал землевладельцев в качестве единственных пожинателей плодов экономического прогресса, так как в условиях ограниченного количества плодородной земли и растущего населения, которое необходимо накормить, доход землевладельцев в виде ренты будет увеличиваться, а ценность их земли будет расти. Растущая рента увеличивает затраты на производство продуктов питания, и рабочие для приобретения этих продуктов нуждаются в большей заработной плате, которая уничтожает прибыль капиталистов. Теория Рикардо использовалась нарождающимся промышленным классом в борьбе за свободную торговлю и уничтожение высоких тарифов на импортируемое зерно, чтобы снизить цену продовольствия и заработную плату.

ТЕОРИЯ ПОДОБИЯ ПРЕДПОЧТЕНИЯ (preference/similarity theory) — объяснение международной торговли промышленными изделиями, в основе которого лежит потребительский спрос на разнообразие товаров. Примером может служить экспорт автомобилей из Великобритании с одновременным импортом автомобилей из Германии в Великобританию.

Теория постулирует, что отечественные производители специализируются в производстве продуктов, пользующихся спросом у большинства отечественных потребителей, но они также способны поставлять свою продукцию в другие страны, где она пользуется спросом у меньшего количества потребителей. С другой стороны, спрос на те продукты, которые требуются меньшинству потребителей страны, может быть вполне удовлетворён импортом из тех стран, в которых на эти изделия предъявляет спрос большинство потребителей. Так как класс товаров, пользующихся спросом, зависит от уровня дохода на душу населения, большая часть обменов промышленными изделиями происходит между странами со сходной отраслевой структурой, каждая из которых экспортирует и импортирует в основном схожие товары. Разнообразие готовых изделий, доступных потребителям, благодаря торговле увеличивается, и выгоды, получаемые от торговли, растут, но не из-за снижения цен, как предполагается теорией сравнительного преимущества, а вследствие расширения свободы потребительского выбора.

ВНУТРИОТРАСЛЕВАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ (intra-industry specialization) — специализация различных фирм на определённых продуктах внутри одной отрасли (см. специализация ). Например, в текстильной промышленности одна фирма может специализироваться в производстве дорогих мохеровых костюмов, а другая — в производстве дешёвой рабочей одежды. Специализация даёт возможность обеим фирмам использовать экономию от масштаба в производстве, понижая таким образом цены, и удовлетворять потребительский спрос на большое разнообразие продуктов.

ВНУТРИОТРАСЛЕВАЯ ТОРГОВЛЯ (intra-industry trade) — ситуация, когда фирмы действуют внутри одной отрасли, но в разных странах, специализируясь на производстве (см. специализация ) определённых продуктов и участвуя в международной торговле. Например, в текстильной промышленности британская фирма может специализироваться в производстве и экспорте дорогих мохеровых костюмов, в то время как другая фирма на Тайване может специализироваться на производстве и экспорте дешёвой рабочей одежды. Таким образом, Великобритания может экспортировать текстильную продукцию на Тайвань и в то же время импортировать текстильную продукцию из Тайваня.

Источник

Тема 2. Теории международной торговли

2. Теория абсолютного и сравнительного преимущества

Основы классической теории международной торговли были заложены в конце XVIII – начале XIX в.в. английскими экономистами Адамом Смитом и Давидом Рикардо.

Исходным этапом в развитии классической теории международной торговли стали идеи либерализации торговли Смита. В отличие от меркантилистов он утверждал, что как в импорте, так и в экспорте каждое государство имеет абсолютное преимущество. Смит попытался ответить на вопрос, какие товары выгодно экспортировать, а какие – импортировать. Главной в работе А. Смита была идея о том, что основой богатства нации и народов служит разделение труда.[2]

Смит в своей работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776г.) показал, что страны заинтересованы в свободном развитии международной торговли, т.к. могут выигрывать от нее независимо от того, являются ли они экспортерами или импортерами. Он создал теорию абсолютного преимущества.

Какая-либо страна обладает абсолютным преимуществом, если есть такой товар, которого на единицу затрат она может производить больше, чем другая страна.

Эти преимущества могут, с одной стороны, порождаться естественными факторами – особыми климатическими условиями, наличием природных ресурсов. Естественные преимущества играют особую роль в сельском хозяйстве и в отраслях добывающей промышленности.

С другой стороны, преимущества могут быть приобретенными, т.е. обусловленными развитием технологии, повышением квалификации работников, совершенствованием организации производства. В условиях, когда внешняя торговля отсутствует, каждая страна может потреблять только те товары и только то их количество, которое она производит.

Относительные цены товаров на внутреннем рынке определяются относительными издержками их производства. Относительные цены на один и тот же товар, производимый в разных странах, различны. Если эта разница превышает затраты на транспортировку товаров, то имеется возможность получать прибыль от внешней торговли.

Чтобы торговля была взаимовыгодной, цена товара на внешнем рынке должна быть выше, чем внутренняя цена в стране-экспортере, и ниже, чем в стране-импортере.

Пример 1. Аргентина и Бразилия производят 2 товара – зерно и сахар. На единицу затрат Аргентина может производить 50 т зерна или 25 т сахара, или любую комбинацию объемов этих продуктов. Бразилия на единицу затрат – 40 т зерна или 100 т сахара, или любую их комбинацию.

В этом случае максимальные объемы потребления зерна и сахара в странах будут заданы кривыми производственных возможностей (рис.2.1). Аргентина обладает абсолютным преимуществом по зерну, а Бразилия – по сахару.

Что такое абсолютные преимущества в международной торговле. Смотреть фото Что такое абсолютные преимущества в международной торговле. Смотреть картинку Что такое абсолютные преимущества в международной торговле. Картинка про Что такое абсолютные преимущества в международной торговле. Фото Что такое абсолютные преимущества в международной торговле

Рис.2.1. Теория абсолютного преимущества

Найдем относительные цены на зерно, сопоставив издержки производства:

1 т зерна в Аргентине = 0,5 т сахара (25/ 50);

1 т зерна в Бразилии = 2,5 т сахара (100/ 40).

Относительные цены на зерно различны. Если эта разница превышает затраты на транспортировку товаров, то имеется возможность получать прибыль от внешней торговли.

В Бразилии 1 т зерна стоит дороже, чем в Аргентине в 5 раз (2,5/ 0,5).

Этот пример показывает, что после установления торговых отношений между странами направления внешнеторговых потоков будут определяться разницей в соотношениях издержек производства. Аргентине будет выгодно экспортировать зерно и импортировать сахар, а Бразилии – наоборот.

Чтобы торговля была взаимовыгодной, цена товара на внешнем рынке должна быть выше, чем внутренняя цена в стране-экспортере, и ниже, чем в стране-импортере. Допустим, что на мировом рынке цена 1 т зерна = 1 т сахара.

Выгода, получаемая странами от внешней торговли, будет заключаться в приросте потребления, который может быть обусловлен 2 причинами:

— изменением структуры потребления;

В первом случае сложившаяся в странах структура производства, определяемая, прежде всего, структурой спроса, остается неизменной (точки А и В). Но, продавая часть продукции, по которой страна обладает абсолютным преимуществом, она в обмен получает больше других товаров. Изменяя структуру потребления, страна увеличивает его общий объем, выходя за пределы границы производственных возможностей.

Еще больший выигрыш получает страна от специализации на производстве того товара, по которому обладает абсолютным преимуществом (на графике жирная линия торговых возможностей). В этом случае обе страны могут увеличить объемы потребления и зерна, и сахара (например, точка А’ для Аргентины и точка В’ для Бразилии). Это можно показать на простом цифровом примере (таблица 2.1).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *