Что такое абсолютное преимущество
Discovered
О финансах и не только…
Абсолютное преимущество
Что такое абсолютное преимущество?
Абсолютное преимущество — это способность страны или компании производить продукт или оказывать услугу с более низкими затратами по сравнению с конкурентами. Другими словами, это производственные процессы, технологии, доступные ресурсы или что-либо иное, что позволяет компании производить продукцию гораздо более эффективно с точки зрения затрат по сравнению с другими компаниями.
Абсолютным преимуществом является способность отдельного предпринимателя, компании, региона или страны производить большее количество товаров или услуг при одинаковом количестве используемых ресурсов за определенную единицу времени или производить одинаковое количество товаров или услуг, используя меньшее количество ресурсов или затрачивая меньше времени на производство такого же товара или услуги. Предприятие с абсолютным преимуществом может производить продукт или услугу по более низкой абсолютной стоимости за единицу, используя меньшее количество ресурсов или применяя более эффективный процесс, чем другой производитель, производящий тот же товар или услугу.
Концепция абсолютного преимущества была обнародована Адамом Смитом, она также может относиться и к способности человека выполнять задачу более эффективно по сравнению с другим человеком.
Происхождение теории абсолютного преимущества
Концепция абсолютного преимущества принадлежит Адаму Смиту, изложенной в его публикации «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.), в которой он противостоял идеям меркантилизма. Смит утверждал, что все нации не могут одновременно стать богатыми, следуя меркантилизму, потому что экспорт одной нации является импортом для другой нации. Вместо этого он заявил, что все нации выиграют одновременно, если будут заниматься свободной торговлей и специализироваться в соответствии со своим абсолютным преимуществом. Смит также заявил, что богатство наций зависит от товаров и услуг, доступных их гражданам, а не от их золотых резервов.
Поскольку Смит сосредоточился только на сравнении производительности труда для определения абсолютного преимущества, он не разработал концепцию сравнительного преимущества. Безусловно, возможны выгоды от торговли с абсолютным преимуществом, однако выгоды могут быть не взаимовыгодными. Сравнительное преимущество фокусируется на диапазоне возможных взаимовыгодных обменов.
Что означает абсолютное преимущество?
Абсолютное преимущество используется для сравнения эффективности нации, компании или отдельного лица с другим. Страна с абсолютным преимуществом стремится экспортировать продукт или услугу, которые она может производить по самой низкой цене, и импортировать товары или услуги, которые другая страна производит по самой низкой цене. При этом страны используют свои природные ресурсы, тем самым снижая издержки производства.
Кроме того, издержки производства различны в разных странах. Как правило, страна имеющая более низкие затраты на оплату труда работникам имеет и более низкие издержки производства, что усиливает ее абсолютное преимущество.
Пример абсолютного преимущества
Китай и Италия вовлечены в международную торговлю. Китай производит текстиль по более низкой цене, чем любая другая страна, в силу отсутствия жесткого законодательного регулирования трудовых отношений. Италия, с другой стороны, производит вино по более низкой цене, чем любая другая страна, из-за ее обширных виноградников и благоприятного климата.
Если предположить, что рабочее время равно некоторой денежной единице в обеих странах, то цены на производство текстиля в Китае и Италии составляют 100 и 150 долларов США соответственно, тогда как цены на производство вина в Китае и Италии составляют 130 и 70 долларов США соответственно.
Каждая страна стремится экспортировать продукт, который она производит по самой низкой цене, и импортировать товар, который другая страна производит по самой низкой цене. Очевидно, что Китай стремится экспортировать текстиль и импортировать вино, в то время как Италия стремится экспортировать вино и импортировать текстиль. Абсолютным преимуществом для каждой страны является продукт, который она производит при минимальных затратах труда и производства. В данном случае Китай — текстиль, а Италия — вино.
Компании функционируют аналогично: производя и продавая то, что имеет меньшие издержки, и покупая товары, которые они не в состоянии производить эффективно.
Абсолютное преимущество и сравнительное преимущество
Абсолютное преимущество можно противопоставить сравнительному преимуществу, когда производитель имеет более низкие альтернативные издержки для производства товара или услуги, чем другой производитель. Абсолютное преимущество приводит к однозначным выгодам от специализации и торговли только в тех случаях, когда каждый производитель имеет абсолютное преимущество в производстве какого-либо товара.
Если у производителя нет абсолютного преимущества, то аргумент Адама Смита может оказаться недееспособным. Тем не менее, производитель и его торговые партнеры могут по-прежнему иметь возможность получать выгоду от торговли, если вместо этого они могут специализироваться на основе своих соответствующих сравнительных преимуществ.
Абсолютное преимущество
Способность экономического агента производить большее количество продукта, чем его конкуренты
Что такое абсолютное преимущество?
В экономике абсолютное преимущество относится к способности любого экономического агента, отдельного лица или группы, производить большее количество продукта, чем его конкуренты. Представлен шотландским экономистом Адамом Смитом в его работе 1776 года «Исследование природы и причин богатства народов», в которой абсолютное преимущество описывается как внутренняя способность определенной страны производить больше товара, чем ее мировые конкуренты.
Смит также использовал концепцию абсолютного преимущества для объяснения выгод от свободной торговли на международном рынке. Он предположил, что абсолютные преимущества стран в отношении различных товаров помогут им одновременно получить выгоду за счет экспорта и импорта, что сделает неограниченную международную торговлю еще более важной в глобальной экономической системе.
Теория абсолютного преимущества Адама Смита
Меркантилистская экономическая теория, которой широко придерживались в период с 16 по 18 века, подверглась серьезной критике с появлением таких экономистов, как Джон Локк и Дэвид Хьюм. Меркантилизм отстаивал национальную экономическую политику, направленную на максимизацию торговли страны и ее золотовалютных резервов. Меркантилизм приобрел влияние благодаря появлению колониальных держав, таких как Великобритания и Португалия, до того, как Адам Смит, а затем Даниэль Рикардо, оба стойкие критики этой концепции, предложили свои собственные теории противодействия меркантилизму.
Смит был первым экономистом, который выдвинул концепцию абсолютного преимущества, и его аргументы относительно этого же поддерживали его теории о невмешательстве в жизнь государства. В «Богатстве наций» Смит сначала отмечает, что за счет альтернативных издержек правила, благоприятствующие одной отрасли, отбирают ресурсы у другой отрасли, в которой они могли бы быть более выгодно использованы.
Во-вторых, он применяет принцип альтернативных издержек к отдельным людям в обществе, используя конкретный пример сапожника, который не использует обувь, которую сделал сам, потому что это было бы пустой тратой его производственных ресурсов. Таким образом, каждый человек специализируется на производстве товаров и услуг, в которых он или она имеет какое-то преимущество.
В-третьих, Смит применяет те же принципы альтернативных издержек и специализации к международной экономической политике и принципу международной торговли. Он объясняет, что лучше импортировать товары из-за границы, где их можно производить более эффективно, потому что это позволяет стране-импортеру вкладывать свои ресурсы в свои наиболее производительные и эффективные отрасли. Таким образом, Смит подчеркивает, что разница в технологиях между странами является основным фактором, определяющим международные торговые потоки по всему миру.
Допущения теории абсолютного преимущества
Достижение абсолютного преимущества
Абсолютное преимущество достигается за счет невысокой стоимости производства. Другими словами, это относится к человеку, компании или стране, которые могут производить с более низкими предельными издержками. Такое преимущество устанавливается при (по сравнению с конкурентами):
Преимущества преимущества
Абсолютное преимущество по стоимости
Абсолютное преимущество по стоимости является результатом специализации труда, предложенной Смитом в его теории. Специализация труда или разделение труда приводит к значительно более высокой производительности на единицу труда и, в свою очередь, к более низким издержкам производства. Смит также использовал концепцию «эффекта масштаба» для объяснения снижения производственных затрат, поскольку более высокий выпуск за счет диверсификации рабочей силы значительно снизил бы производственные затраты.
Естественное преимущество
Страна должна производить те товары, которые естественным образом благоприятствуют ее климатической среде. Тип производимых товаров также будет зависеть от наличия природных ресурсов. Наличие большого количества природных ресурсов даст такой стране значительное преимущество при производстве товаров.
Приобретенное преимущество
Приобретенное преимущество включает преимущества в технологиях и уровне развития навыков.
Абсолютное преимущество перед сравнительным преимуществом
Абсолютное и сравнительное преимущество — это часто неправильно понимаемые понятия. Абсолютное преимущество заключается в финансовых затратах на производство, а сравнительное преимущество — в альтернативных издержках производства. Два термина сравниваются ниже:
Полное преимущество
Возможность производить больше товара или услуги при использовании меньшего количества ресурсов по сравнению с конкурирующим предприятием.
Сравнительное преимущество
Возможность производить товар или услугу по более низкой альтернативной цене.
Критика абсолютного преимущества
Теория абсолютного преимущества предполагала, что между странами может иметь место только двусторонняя торговля и только двумя товарами, которые подлежат обмену. Это предположение было значительно оспорено, когда торговля, а также потребности стран начали расти. Таким образом, эта теория не учитывала многостороннюю торговлю, которая могла иметь место между странами. Эта теория также предполагала, что между странами существует свободная торговля. При этом не учитывались протекционистские меры, принимаемые странами. Эти протекционистские меры включали количественные ограничения, технические барьеры в торговле и ограничения торговли по соображениям защиты окружающей среды или государственной политики.
Позже Рикардо выступил с собственной критикой теории Адама Смита. В работе Рикардо 1817 года «О принципах политической экономии и налогообложения» была представлена теория, которая впоследствии получила известность как теория сравнительных преимуществ, которая ставит альтернативные издержки в центр производственных решений агентов.
Дополнительные ресурсы:
Спасибо, что прочитали это руководство с абсолютной пользой. Finansistem — глобальный провайдер программы сертификации специалистов по финансовому моделированию и оценке (FMVA) ™ и ряда других курсов для специалистов в области финансов. Чтобы помочь вам продвинуться по карьерной лестнице, ознакомьтесь с дополнительными ресурсами Finansistem ниже:
Абсолютное преимущество перед сравнительным: в чем разница?
Опубликовано 22.05.2021 · Обновлено 22.05.2021
Абсолютное преимущество перед сравнительным: обзор
Абсолютное преимущество и сравнительное преимущество – два важных понятия в экономике и международной торговле. Они во многом влияют на то, как и почему страны и предприятия тратят ресурсы на производство определенных товаров.
По отдельности, абсолютное преимущество описывает сценарий, в котором одно предприятие может производить продукт более высокого качества и более быстрыми темпами с большей прибылью, чем может достичь другой конкурирующий бизнес или страна.
Сравнительное преимущество отличается тем, что оно учитывает альтернативные издержки, возникающие при выборе производства нескольких типов товаров с ограниченными ресурсами.
Ключевые выводы
Абсолютное преимущество
Различие между различными способностями компаний и стран эффективно производить товары является основой концепции абсолютного преимущества. Абсолютное преимущество смотрит на эффективность производства одного продукта.
Этот анализ помогает странам избегать производства продуктов, на которые не будет или не будет спрос, что приведет к убыткам. Абсолютное преимущество или недостаток страны в конкретной отрасли может играть важную роль в том, какие виды товаров она выбирает для производства.
Например, если Япония и Италия могут производить автомобили, но Италия может производить спортивные автомобили более высокого качества и более быстрыми темпами с большей прибылью, то считается, что Италия имеет абсолютное преимущество в этой конкретной отрасли.
В этом примере Японии может быть лучше использовать ограниченные ресурсы и рабочую силу для другой отрасли или других типов транспортных средств, таких как электромобили, в которых она может получить абсолютное преимущество, вместо того, чтобы пытаться конкурировать с Италией по эффективности.
Краткий обзор
В то время как абсолютное преимущество относится к превосходным производственным возможностям одного предприятия по сравнению с другим в одной области, сравнительное преимущество вводит понятие альтернативных издержек.
Сравнительное преимущество
Сравнительное преимущество предполагает более целостный взгляд с точки зрения того, что страна или бизнес обладают ресурсами для производства разнообразных товаров. Издержки данного варианта равно конфискованные выгоды, которые могут быть достигнуты путем выбора доступной альтернативы в сравнении.
Как правило, когда определяется прибыль от двух продуктов, аналитики рассчитывают альтернативные издержки выбора одного варианта по сравнению с другим.
Например, предположим, что у Китая достаточно ресурсов для производства смартфонов или компьютеров. Китай может произвести 10 компьютеров или 10 смартфонов. Компьютеры приносят более высокую прибыль.
Следовательно, альтернативная стоимость – это разница в стоимости, потерянной при производстве смартфона, а не компьютера. Если Китай зарабатывает 100 долларов за компьютер и 50 долларов за смартфон, то альтернативная стоимость составляет 50 долларов. Если Китаю придется выбирать между производством компьютеров вместо смартфонов, он выберет компьютеры.
История абсолютного преимущества и сравнительного преимущества
Адам Смит помог сформировать концепции абсолютного и сравнительного преимущества в своей книге«Исследование природы и причин богатства народов». Смит утверждал, что страны должны специализироваться на товарах, которые они могутпроизводить наиболее эффективно, и торговать теми товарами, которые они не могут производить.
Смит описал специализацию и международную торговлю как абсолютные преимущества. Он предположил, что Англия может производить больше текстиля за час труда, а Испания может производить больше вина за час труда, поэтому Англия должна экспортировать текстиль и импортировать вино, а Испания должна делать наоборот.
Следуя исследованиям Адама Смита, британский экономист Дэвид Рикардо развил свои концепции, в более широком смысле представив сравнительные преимущества в начале 19 века.
На протяжении всей истории Рикардо прославился своими размышлениями о сравнительных преимуществах. Основываясь на исследованиях Адама Смита и Роберта Торренса, Рикардо объясняет, как страны могут получить выгоду от торговли, даже если одна из них имеет абсолютное преимущество в производстве всего.
Другими словами, страны должны выбрать диверсификацию товаров и услуг, которые они производят, что требует от них учета альтернативных издержек.
Абсолютные и сравнительные преимущества
АБСОЛЮТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО (absolute advantage)— преимущество, которым обладает страна, способная, используя данный объём ресурсов, производить больше, чем другие страны, располагающие тем же количеством ресурсов. Это понятие можно проиллюстрировать на примере двух стран (А и В) и двух благ (X и У).
Рассмотрим физический выпуск благ X и У на данный расход факторов:
Страна А может произвести либо 100Х, либо 100У; страна В при тех же затратах производит либо 180Х, либо 120У. Очевидно, что производство страны В абсолютно более эффективно, чем производство страны А, так как страна В выпускает оба блага в большем количестве.
На первый взгляд торговля между этими странами лишена смысла. Однако целесообразность международной торговли определяется сравнительными преимуществами, а не абсолютными, поскольку, даже если страна В в состоянии произвести оба блага в большем объёме, она может извлечь выгоду из специализации на выпуске продукта X, где она обладает большим преимуществом.
ТЕОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ (theory of international trade) — часть экономической теории, посвященная исследованию факторов, определяющих международную торговлю, специализацию и выгоды, получаемые от них.
Теория рассматривает способы влияния различий между странами (с точки зрения затрат производства и структуры спроса) на объём, продуктовую и территориальную структуру международной торговли, а также на размер и распределение выгод торговли.
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО (comparative advantage) — преимущество, которым обладает участвующая в международной торговле страна, если она может произвести данный товар с меньшими относительными затратами, чем другие страны. Другое название — принцип сравнительных затрат. Эта концепция иллюстрируется ниже для случая двух стран (А и Б) и двух товаров (X и У).
Одинаковый объём ресурсов в обеих странах позволяет им производить либо товар X, либо товар У. Из таблицы видно, что страна Б абсолютно более эффективна, чем страна А, так как она может произвести большее количество как товара X, так и товара У. Однако именно сравнительные преимущества, а не абсолютные преимущества определяют, выгодна торговля или нет.
Сравнительные преимущества возникают потому, что предельные альтернативные затраты одного товара, выраженные в единицах другого товара, различны в разных странах (см. теория соотношения факторов производства хекшера —олина ).
В таблице показаны физический выпуск товаров X и У при данных затратах факторов производства и альтернативные затраты производства X, выраженные в единицах У. Альтернативные затраты производства дополнительной единицы X в стране А равны 1У, а в стране Б равны 2 / 3У. Альтернативные затраты производства дополнительной единицы У в стране А равны IX, а в стране Б равны 1 1 / 2Х.
Соотношение альтернативных затрат
Страна Б имеет сравнительное преимущество в производстве товара X, так как она в состоянии произвести его с меньшими затратами факторов производства, чем страна А, ведь альтернативные издержки производства дополнительной единицы товара X составляют лишь 2 /зY в стране Б, тогда как в стране А они равны 1У.
Зато страна А имеет сравнительное преимущество в производстве товара Y, так как она способна производить его с меньшими относительными затратами факторов производства, чем страна Б: альтернативные затраты производства дополнительной единицы товара Y равны всего лишь 1X, тогда как в стране Б они составляют 1 1 / 2 Х .
Поэтому обе страны повышают своё экономическое благосостояние в том случае, если они специализируются (см. специализация) на выпуске того товара, в производстве которого они имеют сравнительное преимущество (см. выгоды торговли как иллюстрацию этого важного положения). Величина выгод от торговли для каждой из стран будет зависеть от реальных условий торговли, при которых они согласны обмениваться товарами X и У.
Основная посылка данной концепции заключается в том, что объём факторов производства, а отсюда и сравнительные преимущества, «фиксированы». Однако в динамике сравнительные преимущества могут значительно изменяться. К этим изменениям могут привести многие обстоятельства, в частности:
(а) реализация правительством страны структурных программ, приводящих к перераспределению ресурсов. Например, страна, которая, на первый взгляд, обладает сравнительным преимуществом в предложении первичных продуктов (вроде хлопка и пшеницы), может, несмотря на это, отказаться от них или сместить акценты в экономическом развитии, осуществив индустриализацию и получив сравнительное преимущество в производстве промышленных товаров с высокой добавленной стоимостью;
(б) перелив капитала между странами, передача технологий и перемещение производства транснациональными компаниями. Например, Малайзия получила сравнительное преимущество в производстве натурального каучука лишь после того, как британские предприниматели создали там плантации каучуковых деревьев, вложив в них свои средства.
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ (specialization) — форма разделения труда, при которой каждый индивид или фирма концентрирует свои производственные усилия на одном или ограниченном числе видов деятельности. Если индивид специализируется на одной работе, то он, вероятно, добьётся гораздо большей эффективности, чем при попытке быть мастером на все руки. Специалист может сконцентрироваться на работе, которую он лучше всего выполняет: знание предмета деятельности и повторение одних и тех же рабочих операций повышают профессиональную квалификацию. Кроме того, не теряется время при переходе от одной работы к другой. По этим причинам производительность работника благодаря специализации становится выше.
На макроуровне специализация позволяет экономической системе использовать ограниченные ресурсы более эффективно и вследствие этого производить и потреблять большее количество товаров и услуг, чем при отсутствии специализации.
Этот фундаментальный принцип можно проиллюстрировать, ради простоты полагая, что в экономике действуют всего два человека, А и Б, которые производят и потребляют только два блага, X и У. Допустим, что А имеет границу производственных возможностей, представленную на рис. 118 отрезком между точками (12, 0) и (0, 6). Таким образом, для А производство X вдвое эффективнее, чем производство У (коэффициент альтернативных затрат ∆У/∆Х равен 1/2). Допустим, что он желает потреблять блага в одинаковых количествах. В таком случае он выберет точку А pc = (4, 4) на границе производственных возможностей.
Для В, наоборот, границей производственных возможностей служит отрезок от (6, 0) до (0, 12). Продукт У он производит вдвое эффективнее, чем продукт X (коэффициент альтернативных затрат равен 2). Допустим, что он также желает потреблять блага в одинаковых количествах и выбирает точку В рс = (4, 4) на своей границе производственных возможностей.
Теперь предположим, что между А и В возможен обмен и каждый из них может специализироваться на производстве того блага, которое он производит более эффективно. На рис. 118в представлена граница производственных возможностей новой производственной системы. Теперь А может произвести 12 единиц блага X, а В — 12 единиц блага У, и каждый из них может потреблять по 6 единиц каждого из благ (ранее недоступные точки А с на рис. 118а и В с на рис. 1186).
Таким образом, специализация приводит: (а) к выигрышу в производстве , так как теперь производится 12 единиц каждого блага, а не 8, как было до специализации, и (б) к выигрышу в потреблении , так как в результате специализации и обмена А и В могут потреблять теперь большее количество обоих благ. Так, А потребляет 6 единиц блага X, которые он сам произвёл, и обменивает оставшиеся 6 единиц X на 6 единиц блага У. Подобно этому, В потребляет 6 единиц блага У, которые он произвел, а остальные 6 единиц блага У обменивает на равное количество блага X.
РИКАРДО, ДАВИД (1772-1823) (Ricardo, David) — английский экономист, который в своем главном труде «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817) утверждал, что ценность продуктов определяется количеством труда, необходимого для их производства, и разработал теорию распределения, объясняющую, как эта ценность разделяется между различными классами общества (трудовая теория ценности). Рикардо предполагал, что какой бы ни была процветающей экономика, заработная плата никогда не поднимется выше стоимости средств существования. Если рабочие становятся более обеспеченными, они имеют больше детей, и после того, как эти дети вырастают, это дополнительное предложение труда понижает заработную плату («железный закон заработной платы»).
Рикардо считал, что капиталисты также много не выигрывают от экономического прогресса, так как конкуренция снижает цены их продуктов и выплата заработной платы урезает их прибыль. Он рассматривал землевладельцев в качестве единственных пожинателей плодов экономического прогресса, так как в условиях ограниченного количества плодородной земли и растущего населения, которое необходимо накормить, доход землевладельцев в виде ренты будет увеличиваться, а ценность их земли будет расти. Растущая рента увеличивает затраты на производство продуктов питания, и рабочие для приобретения этих продуктов нуждаются в большей заработной плате, которая уничтожает прибыль капиталистов. Теория Рикардо использовалась нарождающимся промышленным классом в борьбе за свободную торговлю и уничтожение высоких тарифов на импортируемое зерно, чтобы снизить цену продовольствия и заработную плату.
ТЕОРИЯ ПОДОБИЯ ПРЕДПОЧТЕНИЯ (preference/similarity theory) — объяснение международной торговли промышленными изделиями, в основе которого лежит потребительский спрос на разнообразие товаров. Примером может служить экспорт автомобилей из Великобритании с одновременным импортом автомобилей из Германии в Великобританию.
Теория постулирует, что отечественные производители специализируются в производстве продуктов, пользующихся спросом у большинства отечественных потребителей, но они также способны поставлять свою продукцию в другие страны, где она пользуется спросом у меньшего количества потребителей. С другой стороны, спрос на те продукты, которые требуются меньшинству потребителей страны, может быть вполне удовлетворён импортом из тех стран, в которых на эти изделия предъявляет спрос большинство потребителей. Так как класс товаров, пользующихся спросом, зависит от уровня дохода на душу населения, большая часть обменов промышленными изделиями происходит между странами со сходной отраслевой структурой, каждая из которых экспортирует и импортирует в основном схожие товары. Разнообразие готовых изделий, доступных потребителям, благодаря торговле увеличивается, и выгоды, получаемые от торговли, растут, но не из-за снижения цен, как предполагается теорией сравнительного преимущества, а вследствие расширения свободы потребительского выбора.
ВНУТРИОТРАСЛЕВАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ (intra-industry specialization) — специализация различных фирм на определённых продуктах внутри одной отрасли (см. специализация ). Например, в текстильной промышленности одна фирма может специализироваться в производстве дорогих мохеровых костюмов, а другая — в производстве дешёвой рабочей одежды. Специализация даёт возможность обеим фирмам использовать экономию от масштаба в производстве, понижая таким образом цены, и удовлетворять потребительский спрос на большое разнообразие продуктов.
ВНУТРИОТРАСЛЕВАЯ ТОРГОВЛЯ (intra-industry trade) — ситуация, когда фирмы действуют внутри одной отрасли, но в разных странах, специализируясь на производстве (см. специализация ) определённых продуктов и участвуя в международной торговле. Например, в текстильной промышленности британская фирма может специализироваться в производстве и экспорте дорогих мохеровых костюмов, в то время как другая фирма на Тайване может специализироваться на производстве и экспорте дешёвой рабочей одежды. Таким образом, Великобритания может экспортировать текстильную продукцию на Тайвань и в то же время импортировать текстильную продукцию из Тайваня.