Что такое abc в паскале
Уроки Паскаль
Строка №7. Функция Abs вычисляет модуль числа, стоящего в скобках после функции. В данном случае вычисляется модуль переменной «A», которая имеет значение «-2». Так как модуль «|-2|» равен «2», то «2» и будет результатом операции Abs.
Строка №9. Функция Sqr возводит число, стоящее в скобках в квадрат. В данном случае в квадрат возводится переменная «B», т.е. число «2». Таким образом, результатом операции будет число «4».
Дополнение к материалу.
В примерах №6, 7, 8 мы использовали небольшие числа (-2, 3, 17 и т.д.). Для всех переменных, в которые эти числа записывались, мы указывали тип данных INTEGER. Следует сказать, что данный тип данных используется не для всех чисел, а только для целых, лежащих в диапазоне от – 32768 до 32767. И если мы будем использовать в наше программе числа, которые лежат вне этих пределов (например – 32987 или 36789), то мы должны использовать другой тип данных.
Диапазон значений для различных типов данных можно посмотреть в таблице.
Тип данных | Запись | Длина в байтах |
---|---|---|
integer | -32 768….32 767 | 2 |
byte | 0…255 | 1 |
word | 0…65 535 | 2 |
shortint | -128….127 | 1 |
longint | -2 147 483 648….2 147 483 647 | 4 |
Pascal: Занятие №1. Часть 3: Типы данных в Паскаль
Типы данных в Паскале
Паскаль — это типизированный язык программирования. Это означает, что переменные, в которых хранятся данные, имеют определенный тип данных. Т.е. программе напрямую надо указать, какие данные могут храниться в той или иной переменной: текстовые данные, числовые данные, если числовые — то целочисленные или дробные, и т.п. Это необходимо в первую очередь для того чтобы компьютер «знал», какие операции можно выполнять с этими переменными и как правильно их выполнять.
Например, сложение текстовых данных, или как это правильно называется в программировании — конкатенация — это обычное слияние строк, тогда как сложение числовых данных происходит поразрядно, кроме того, дробные и целые числа складываются тоже по-разному. То же самое касается и других операций.
Рассмотрим наиболее распространенные в Pascal типы данных.
Целочисленные типы данных в Паскаль
Тип | Диапазон | Требуемая память (байт) |
byte | 0..255 | 1 |
shortint | -128..127 | 1 |
integer | -32768.. 32767 | 2 |
word | 0..65535 | 2 |
longint | -2147483648..2147483647 | 4 |
Нужно иметь в виду, что при написании программ в паскале integer (в переводе с англ. целое) является наиболее часто используемым, так как диапазон значений наиболее востребуем. Если необходим более широкий диапазон, используется longint (long integer, в переводе с англ. длинное целое). Тип byte в Паскале используется, когда нет необходимости работать с отрицательными значениями, то же самое касается и типа word (только диапазон значений здесь значительно больше).
Примеры того, как описываются (объявляются) переменные в Паскале:
Pascal | PascalABC.NET | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Pascal | PascalABC.NET | |||||||||||||||||
ДЕЙСТВИЕ | РЕЗУЛЬТАТ | СМЫСЛ |
---|---|---|
2 + 3 | 5 | плюс |
4 — 1 | 3 | минус |
2 * 3 | 6 | умножить |
17 div 5 | 3 | целочисленное деление |
17 mod 5 | 2 | остаток от целочисленного деления |
Порядок выполнения операций
var a: integer; b: real; begin a := 1; writeln(‘a := 1; a = ‘,a); a += 2; // Увеличение на 2 writeln(‘a += 2; a = ‘,a); a *= 3; // Умножение на 3 writeln(‘a *= 3; a = ‘,a); writeln; b := 6; writeln(‘b := 6; b = ‘,b); r /= 2; writeln(‘b /= 2; b = ‘,b); end.
Стандартные арифметические процедуры и функции Pascal
Здесь стоит более подробно остановиться на некоторых арифметических операциях.
Пример операции inc:
Более сложное использование процедуры inc:
Inc(x,n) где x — порядкового типа, n — целого типа; процедура inc увеличивает x на n.
Пример использования функции odd:
begin WriteLn(Odd(5));
Пример использования процедуры sqr в Pascal:
var x:integer; begin x:=3; writeln(sqr(x)); <ответ 9>end.
Однако в компиляторе pascal abc возведение в степень осуществляется значительно проще:
Пример использования процедуры sqrt в Pascal:
var x:integer; begin x:=9; writeln(sqrt(x)); <ответ 3>end.
Основы PascalABC.NET
Содержание
Синтаксис программ [ править ]
Минимальная структура программы:
Константы [ править ]
В данной секции располагаются определенные пользователем константы. Синтаксис объявления констант выглядит так:
Секция «var» [ править ]
Данная секция предназначена для переменных и массивов. Переменные объявляются так:
Простейшие типы [ править ]
Тип строка [ править ]
Операция | Описание |
---|---|
s1 + s2 | Объединение строк |
s1*n | Дублирование строки n раз |
Тип целое число integer [ править ]
Тип вещественное число real [ править ]
Декларация переменной типа real:
Пример присваивания переменной данного типа:
Тип символ [ править ]
Тип символ или «char» используется в основном для хранения одного любого символа вне зависимости от того, является ли данный символ буквой или цифрой. Объявление переменной символьного типа:
Данный раздел программы содержит все команды, выполняемые при ее запуске. Данная секция программы выглядит так:
Комментарии [ править ]
Массивы [ править ]
P. S. Для работы с массивами существует учебный модуль Arrays.
Статические [ править ]
Статические массивы имеют фиксированный размер. Общий синтаксис объявления данных массивов выглядит так:
Матрицы [ править ]
Двумерные [ править ]
, где N, M количество строчек и столбцов соответственно.
Трехмерные [ править ]
Трехмерный матрицы обладают третьим измерением:
N-мерные матрицы [ править ]
Декларация N-мерной матрицы:
, где A..Z означают количество элементов в соответствующем измерении.
Статические и динамические массивы [ править ]
Динамические массивы позволяют управлять количеством элементом в каждом из их измерений во время выполнения программы.
Пример объявления массива: | Статический | Динамический | Вызов SetLength (для динамического массива) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Векторный |
N-мерный массив | Общий синтаксис указания элемента массива | Пример | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Векторный |
Операция | Эквивалент в Паскале |
---|---|
≤ (меньше или равно) | |
≥ (больше или равно) | >= |
> (больше) | > |
= (равно) | = |
≠ (не равно) | <> |
Общий синтаксис сравнения двух величин:
Оператор case [ править ]
Оператор case используется для сопоставления значения некоторого выражения с константными значениями:
Оператор цикла while [ править ]
Оператор цикла позволяет выполнять группу операторов (или один) циклически пока условие является истинным.
Счетчик [ править ]
Оператор break [ править ]
Для выхода из цикла можно использовать break:
Новая итерация цикла [ править ]
Для завершения текущей итерации цикла и начала другой используйте оператор continue.
Функции [ править ]
Общий синтаксис описания функции:
Можно устанавливать значение переменной Result для указания возвращаемого значения.
Знакомство со средой PascalABC
Среда программирования PascalABC используется в качестве начального обучения программированию школьников на языке программирования Паскаль. Среда содержит мощную справочную систему и встроенный задачник с автопроверяемыми заданиями. Это позволит вам быстро научиться писать программы на паскале.
Внешний вид интерфейса программы PascalABC
Окно среды программирования выглядит стандартно. В нем присутствует строка меню (1), ниже располагается панель инструментов быстрого доступа (2). Далее расположена рабочая зона редактора кода.
Вверху отображены ярлыки открытых файлов с текстами программ (3). Одновременная работа с несколькими текстами значительно упрощает создание программ. Можно копировать и переносить участки кода из одного файла в другой (4).
В режиме выполнения программы можно увидеть зону ввода данных и вывода результатов (5).
Работа с PascalABC
После набора текста программы необходимо выполнить ее сохранение и задать имя. Для этого можно воспользоваться командой Файл-Сохранить как или соответствующей кнопкой на панели инструментов.
Давайте имя отличное от предлагаемого по умолчанию. Это облегчит вам в дальнейшем поиск нужного кода.
Запуск
Курсор будет указывать место вероятной ошибки, но это не всегда совпадает с её описанием. Вот, например, на скриншоте выше курсор указывает на переменную Y, но ошибка содержится в строке выше. Там пропущен символ «точка с запятой», который обязательно должен быть по завершению каждой командной строки. После исправления ошибки, снова запускаем выполнение программы.
Остановка
Остановка программы происходит по ее завершению. Но возможны случаи, когда программу необходимо остановить принудительно. Для этого есть кнопка «Стоп» на панели инструментов или команда Программа — Завершить.
Настройка текстового редактора abc паскаль
По умолчанию в редакторе кода задан минимальный размер шрифта. Если вы испытываете дискомфорт при наборе текста, то зайдите в меню Сервис — Настройки редактора. Установите желаемый размер шрифта.
Работа с электронным задачником
Научиться писать программы pascal невозможно без практики. Система автоматического тестирования работы программы для паскаля поможет вам освоить программирование на языке pascal.
Зайдите в меню Сервис — Создать шаблон программы. У вас откроется следующее окно (смотрите ниже)
Здесь нужно написать название группы заданий. Смотрим на список и вписываем нужную группу в точности как она записана в списке окна. После указания имени группы заданий, подсказка поменяется.
Теперь будет указано количество доступных заданий в этой группе или будут перечислены номера конкретных заданий. Вы добавляете номер к названию группы без пробела. Нажимаем кнопку Загрузка. Откроется вкладка с выбранным заданием. В новом файле будет присутствовать автоматически сгенерированный код. Его удалять нельзя.
Теперь для просмотра текста задания нажмем на кнопку запуска программы.
Посмотрите на окно выше. Оно разделено на три части. В первой части дано условие задачи, для которой нужно написать код. Во второй части желтым цветом указаны числа. Это исходные данные, сгенерированные задачником. Они будут прочитаны командой Read. В третьей части отображается результат, который будет получен при выполнении вашей программы. Теперь закрываем окно и дописываем код.
Запускаем на выполнение. Если нет ошибок, то получим окно.
Нужно провести несколько повторных запусков программы, чтобы пройти все тесты. И только после прохождения всех тестов задание получит статус «Задание выполнено!» Теперь можно переходить к выполнению следующего задания.
Pascal abc все команды список
Вы находитесь в разделе материалов по пограммированию на Паскале. Перед тем как начать программировать, надо прояснить некоторые понятия, которые нам понадобятся в начале. Ведь просто так программировать нельзя. Мы не можем записать программу словами – компьютер кроме нулей и единиц больше ничего не понимает. Для этого в Паскале создана специальная символика – язык Паскаля, набор зарезервированных слов, которые нельзя использовать в своих программах больше нигде, кроме как по назначению. Перечислим основные понятия, которые нам понадобятся в начале:
✎ 1) program – по-английски «программа», пишется в самом начале кода, после чего идет название программы латиницей и точка с запятой. Например: program Summa; − программа под названием Summa. Но эту часть кода, называемую заголовком программы, можно и не писать − она присутствует только для наглядности и показывает, какую задачу решает данная программа. Здесь мы употребили слово «код» − так называется текстовая запись программы.
✎ 4) const – аналог англ. «constant», означающее «постоянная», «константа». В Паскале это величина, которая не может изменяться. Записывается так:
В действительности формат записи const немножко сложнее. По правилам мы должны были записать:
После объявления каждой величины указывается её тип, а потом присваивается значение. Но предыдущая запись тоже верна, поскольку компилятор Паскаля настроен так, что он автоматически определяет тип постоянной. Но этого нельзя сказать о следующем типе чисел – переменных.
✎ 5) var – происходит от англ. «variable» («переменная», или «изменчивый»), что в Паскале означает величину, которая в процессе программы может изменять свое значение. Записывается так:
✎ 6) begin – в переводе с английского означает «начинать» и Паскале означает начало основной программы, в которой записываются команды (операторы). После слова begin точка с запятой не ставится.
✎ 7) end – по-англ. «конец», и в языке Pascal означает то же (конец программы). После последнего слова end всегда стоит точка. Мы выделили слово «последнего», поскольку использование конструкции begin – end возможно ещё в одном случае: это так называемые операторные скобки, которые применяются для объединения нескольких операций под одним оператором. Но об этом потом. Таким образом, основная программа будет выглядеть так:
Здесь операторы в теле программы – это разные команды компилятору.
✎ 8) write – по-английски означает «писать». Этот оператор выводит на экран текст, помещенный в него, поэтому так и называется – оператор вывода. Текст, помещенный в него, выделяется синим и записывается так:
write( ‘этот текст выведен на экране’ );
Сообщение, находящееся в скобках и кавычках, будет показано в окне консоли (просто в скобках без кавычек нельзя). После выполнения этого оператора мы увидим на экране:
этот текст выведен на экране
В таком виде оператор write используется в том случае, когда надо показать подсказку, пояснение, комментарий и т. п. А от если необходимо вывести ещё и числовое значение, скажем, S = 50 кв. м, то используется формат:
В результате получим на экране результат:
Величина площади равна: S = 50
А при необходимости вывести единицы измерения, надо после S снова вставить текст в кавычках:
После выполнения последнего оператора вывода получим вывод на экран:
Величина площади равна: S = 50 кв.м
✎ 9) writeln – то же, что и write, но после выполнения курсор будет переведен на следующую строку.
✎ 10) read – в переводе с английского означает «читать», поэтому read называется оператором считывания, или ввода данных. Записывается как read(N), что означает необходимость ввода величины N, где N – любое число, или текст, или другой тип переменной. Например, если надо ввести возраст человека, которому 32 года, мы можем записать так:
В первой строчке этого кода программа выводит вопрос « Каков Ваш возраст? » и переводит курсор в следующую строку (окончание ln); во второй строке мы выводим « Year = » (в начале пробел); далее мы видим оператор readln(Year) означающий необходимость введения возраста Year (число 32); наконец, выводим сообщения « Мой возраст », « 32 » и « года. » поочередно. Необходимо внимательно следить за пробелами. В результате выполнения данного кода мы получим сообщение:
Каков Ваш возраст?
Year = 32
Мой возраст 32 года
✎ 11) readln – то же, что и read, только с переводом на новую строку. Действительно, в приведенном выше примере после введения числа Year мы только в следующей строке пишем: « Мой возраст 32 года ».
Это пока что все. На следующей странице мы напишем первую программу, и в программировании на Паскале это будут наши первые шаги.
Перед чтением данной статьи Вы должны быть уверены в том, что у Вас есть какие-либо знания по программированию.
Содержание
Программы в данной IDE строятся так:
Константы [ править ]
В данной секции располагаются определенные пользователем константы. Синтаксис объявления констант выглядит так:
Секция «var» [ править ]
Данная секция предназначена для переменных и массивов. Переменные объявляются так:
Простейшие типы [ править ]
Тип строка [ править ]
Тип строка — это тип переменных, который позволяет хранить в переменной любой текст. Объявление строковой переменной:
Строки могут быть не более 255 символов. Изначальное значение строковых переменных — это «пустая строка» — ».
Операция | Описание |
---|---|
s1 + s2 | Объединение строк |
s1*n | Дублирование строки n раз |
Тип целое число integer [ править ]
Операция | Описание |
---|---|
a + b | Сложение чисел |
a — b | Разность чисел |
a * b | Произведение чисел |
a div b | Целочисленное деление |
a mod b | Остаток от деления |
Тип вещественное число real [ править ]
Декларация переменной типа real:
Пример присваивания переменной данного типа:
Операция | Описание |
---|---|
a + b | Сложение чисел |
a — b | Разность чисел |
a * b | Произведение чисел |
a / b | Частное чисел |
Тип символ [ править ]
Тип символ или «char» используется в основном для хранения одного любого символа вне зависимости от того, является ли данный символ буквой или цифрой. Объявление переменной символьного типа:
Секция «begin — end» [ править ]
Данный раздел программы содержит все команды, выполняемые при ее запуске. Данная секция программы выглядит так:
Комментарии [ править ]
Комментарий — это часть кода, которую игнорирует компилятор. Он создается следующим образом:
Массивы [ править ]
Массивы — это именованный список элементов одного типа.
P. S. Для работы с массивами существует учебный модуль Arrays.
Статические [ править ]
Статические массивы имеют фиксированный размер. Общий синтаксис объявления данных массивов выглядит так:
, где N — длина массива.
Матрицы [ править ]
Двумерные [ править ]
Матрица — это n-мерный список значений, имеющий свой тип и ограниченный некоторыми значениями. Пока будем рассматривать только статические двухмерные и трехмерные матрицы. Перед тем, как перейти к их изучению вспомни таблицы в Excel. Каждая таблица имеет свой размер — ширину и длину. Возьмем за правило ассоциировать двухмерные матрицы с таблицами. Объявление матрицы:
, где N, M — количество строк и столбцов соответственно.
Трехмерные [ править ]
Трехмерный матрицы обладают третьим измерением:
N-мерные матрицы [ править ]
Декларация N-мерной матрицы:
, где A..Z означают количество элементов в соответствующем измерении.
Статические и динамические массивы [ править ]
Динамические массивы позволяют управлять количеством элементом в каждом из их измерений во время выполнения программы.
Пример объявления массива: | Статический | Динамический | Вызов SetLength (для динамического массива) |
---|---|---|---|
Векторный |
Понятие индекса массива [ править ]
Индекс массива — это номер элемента массива. Индекс может принимать значения [0, N — 1], где N — количество элементов некоторой размерности. Обращение к элементу одномерного массива с некоторым индексом:
Составим таблицу, которую следует запомнить:
Где i, j, k — индексы.
Индекс в виде значения элемента массива [ править ]
Индексом может быть значение элемента массива:
Операторы, стандартные процедуры и функции [ править ]
Вывода на экран [ править ]
Вывод текста [ править ]
Вывести текст — это значит отобразить текст на экране. Общий синтаксис для вывода текста выглядит так:
Вывод значений переменных [ править ]
Вывод значений произвольного количества переменных:
Для перехода на новую строку после вывода последнего значения используйте Writeln вместо Write.
Ввод данных с клавиатуры [ править ]
Чтение с клавиатуры — это процесс ввода данных с клавиатуры и запись в соответствующий элемент программы этих данных. Элементами программы являются как переменные, так и элементы массивов. Тип данных, вводимых с клавиатуры, должен соответствовать типу элемента, в который записываются данные с клавиатуры. Использование Readln для чтения с клавиатуры и перехода на новую строку:
Условный оператор [ править ]
Общий синтаксис условного оператора if:
Команды . будут выполнены только при истинности условия.
Сравнение [ править ]
Условные обозначения в программировании операций сравнения приведены в таблице:
Общий синтаксис сравнения двух величин:
Оператор case [ править ]
Оператор case используется для сопоставления значения некоторого выражения с константными значениями:
Если некоторое i-тое константное выражение совпадает с значением выражения, то i-ая группа операторов будет выполнена. Группа операторов после else будет выполнена, если значение выражения не совпало ни с одной из констант. begin — end не нужны, если после двоеточия только один оператор.
Оператор цикла while [ править ]
Оператор цикла позволяет выполнять группу операторов (или один) циклически пока условие является истинным.
Счетчик [ править ]
«Счетчик» — это оператор цикла for, выполняющий группу операторов определенное количество раз. Общий синтаксис оператора цикла for:
Если второе значение меньше первого — используйте downto вместо to.
Оператор break [ править ]
Для выхода из цикла можно использовать break:
Новая итерация цикла [ править ]
Для завершения текущей итерации цикла и начала другой используйте оператор continue.
Функции [ править ]
Общий синтаксис описания функции:
Можно устанавливать значение переменной Result для указания возвращаемого значения.
Пожалуй, нет ни одного современного человека, кто бы не знал язык Паскаль (основы программирования). И это не удивительно! Еще в учебнике по информатике для школьников расписаны самые основные понятия этой уникальной программы.
Сейчас, в век информационных технологий, каждый может провести для себя обучение по самоучителю онлайн (пройдя курсы «Изучение языков программирования с нуля»; «Паскаль для чайников» и другие).
История изучаемого языка не так проста: Паскаль претерпел множество изменений, прежде чем школьники увидели его в том виде, в каком его преподают на уроках. Это был самый первый простой язык (ord pascal) для программирования, помогающий решить множество практических задач прошлого столетия (1970 год). Он был разработан группой ученых.
С расширением платформ были созданы новые версии этой программы, а Паскаль стал классическим языком программирования.
Ниже разберемся: что такое Паскаль, каковы его основные инструменты. Рассмотрим операции и функции программы, ее специфические особенности. На примерах поймем, как она работает. Научимся писать и работать на языке Паскаль.
Что такое язык программирования Паскаль
Это базовая высокоуровневая программа. Она занимает первое место в учебных планах многих школ и вузов Российской Федерации.
Особенности системы PascalABC.NET
Всё познается в сравнении, поэтому преимущества этой программы рассмотрим в соотношении с другим языком BASIC.
Итак, что характерно для языка Паскаль и что не подходит для Бейсика:
Примеры программ на PascalABC.NET
Сумма вводимых целых чисел
Произведение целых чисел
Сколько нечетных среди n введенных
Защита от неверного ввода
Вывод 10 первых степеней двойки
Найти сумму цифр целого положительного числа m
Разложение числа на простые множители
Паскаль для начинающих – основные понятия
Разберем базовые понятия, помогающие правильно написать программу на данном языке.
Рабочая область
Как выглядит рабочее пространство?
Теперь рассмотрим основу: алфавит и структуру.
Алфавит Паскаль
Что нужно знать? Алфавит — это набор символов, необходимый при составлении программы.
Что к ним относится:
Структура программы
Итак, что же входит в «иерархию» данной программы?
По своей структуре этот язык делится на 3 раздела:
Действия начинаются с «begin» и заканчиваются «end» с точкой.
Структуру можно представить так:
Кстати, операторы между собой разделяются точкой с запятой.
Операторы write, writeln, read, readln
Выясним, как происходит вывод и ввод информации.
Вывод
Как таковых операторов вывода в этом языке нет, но есть специальные слова, которые помогают запустить необходимые функции. Это write, writeln.
В чем их главное отличие? При вводе или выводе последующей информации после них: в первом случае последующая информация будет выводиться на ту же строку, где и написан оператор. А вот во втором – на следующую.
Для ввода существуют тоже свои слова: read, readln (= readkey).
Они отличаются друг от друга точно так же, как и предыдущие операторы (при выводе).
Целый тип данных
Выделяют 3 основных вида:
С ними также проводят простые действия:
Кроме того, разрешено проводить отношения и сравнения (больше или равно — ˃ =).
Вещественные типы данных
К таким переменным относятся дробные числа (например, число пи). Здесь они называются real.
Что нужно помнить? Чтобы ввести формулу дробного числа, надо вместо запятой использовать точку. Для записи степеней (х * 10 у ) 10 заменяется Е и число имеет запись:
С ними можно выполнять как самые простые арифметические действия, так и более сложные:
Обработка данных
Помимо перечисленных выше функций (в предыдущих 2 пунктах), есть и другие:
Математические операции
Математические функции и операции были рассмотрены при разборе целых и вещественных данных.
Остановимся на типах констант и переменных. Какие они бывают?
Простые включают в себя подтипы:
Строковые записываются командой string. Ссылочные представлены соответствующей формой.
Структурированные делят на:
Для каждого типа характерны свои наборы операций.
Условия
Если есть альтернативные команды и функции, то с помощью операторов if, then, else можно записать необходимые команды для решения практической задачи.
Схема представлена на рисунке ниже.
Логические операции
Операции основаны на истине факта или его лжи.
Выделяют 3 вида таких функций:
Функции управления программой
Какие еще существуют процедуры:
Заключение
Таким образом, чтобы стать хорошим программистом, для начала нужно изучить основу. Паскаль для этого станет наилучшим выбором.
- Что такое abc в параллелепипеде
- Что такое abc в питоне