Что строят в шереметьево напротив терминала
F возведен к московской Олимпиаде 1980 г. ‒ это единственный терминал, сохранившийся в «Шереметьево» со времен СССР, остальные четыре пассажирских терминала построены в новейшее время: D ‒ в 2009 г., Е ‒ в 2010 г., В ‒ в 2018 г., С-1 ‒ в январе 2020 г. Получается, крупнейшие инвестпроекты аэропорта отложены на пять лет или больше.
Перенос проектов, естественно, связан с эпидемией коронавируса. Пропускная способность «Шереметьево» составляет 80 млн пассажиров в год, начинать строить новые мощности надо, когда трафик достигнет 70 млн человек, объяснил человек, близкий к «Шереметьево».
Казначейский пакет
Теперь 1,05% «Международного аэропорта «Шереметьево» принадлежит самому аэропорту, говорится в его годовом отчете. Ранее такой пакет принадлежал ВЭБу. Аэропорт действительно выкупил собственные акции у ВЭБа, это произошло еще в 2019 г., рассказали два человека, близкие к акционерам аэропорта. Размер сделки они не называют. 66,06% «Шереметьево» принадлежит ООО «Шереметьево холдинг» (принадлежит, в свою очередь, компании TPS Avia, в которой 65,22% у траста семей Александра Пономаренко и Александра Скоробогатко, 34,78% ‒ у Аркадия Ротенберга), 30,46% ‒ у Росимущества, 2,46% ‒ у «Аэрофлота».
В 2019 г. «Шереметьево» обслужило 49,9 млн пассажиров ‒ это лучший результат в России и восьмой в Европе. «На этот год прогнозы делать тяжело, итоги будут зависеть от эпидемической ситуации, а также от скорости восстановления базовых авиакомпаний, в первую очередь «Аэрофлота» и его «дочки» «России», ‒ продолжает источник «Ведомостей». Но сейчас аэропорт исходит из того, что трафик в 2020 г. составит около 20‒25 млн пассажиров, т. е. упадет по сравнению с прошлым годом в 2‒2,5 раза, добавил он.
В январе ‒ мае «Шереметьево» приняло 9,1 млн пассажиров ‒ это вдвое меньше, чем за аналогичный период прошлого года. А в апреле и мае (на эти месяцы в России пришлось наибольшее сокращение перевозок) крупнейший российский аэропорт обслужил соответственно 161 000 и 227 000 пассажиров ‒ в 24 и 18 раз меньше, чем в прошлом году.
Озвученные сроки строительства ‒ примерные и могут сдвигаться как вправо, так и влево, продолжает источник в «Шереметьево». На этой неделе гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев представил премьер-министру Михаилу Мишустину новую стратегию группы «Аэрофлот», по которой «Аэрофлот» и «Россия» к 2028 г. будут перевозить в сумме 65‒70 млн пассажиров. В 2019 г. они вместе перевезли 47,5 млн человек. Если эти планы будут выполняться и другие наши перевозчики будут расти быстро, то новые терминалы могут понадобиться и раньше, чем в 2030-е, добавляет человек, близкий к «Шереметьево». «Аэрофлот» и «Россия» в 2019 г. обеспечили «Шереметьево» около 80% всех пассажиров. «Аэрофлот» летает только из «Шереметьево», «Россия» примерно половину самолетов базирует в «Пулково», соответственно, примерно половина ее трафика минует Москву.
«Ввод новых терминалов в 2030-е означает, что «Шереметьево» консервативно прогнозирует как восстановительный рост рынка, так и его долгосрочное развитие. Хотя новая стратегия «Аэрофлота» подразумевает именно взрывной рост показателей. Если она окажется выполнимой, то аэропорту может понадобиться расширять мощности быстрее», ‒ говорит гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. «По моим оценкам, российский авиарынок будет восстанавливаться два года и выйдет на докризисные показатели 2019 г. где-то летом 2022 г.», ‒ добавляет Рыбак.
«Ведомости» направили запрос представителю «Шереметьево».
Железная дорога соединит южные и северные терминалы аэропорта Шереметьево
Аэропорт Шереметьево станет еще доступнее. От южных терминалов к северным, в том числе в направлении терминала B, сегодня начали возводить железную дорогу. Она позволит пассажирам «Аэроэкспресса» добираться к пунктам регистрации без лишних пересадок. И увеличит пропускную способность крупнейшего в России аэропорта.
Новая остановка «Аэроэкспресса» будет прямо напротив терминала B. Здесь появится вокзальной комплекс, из которого пассажиры через крытый наземный переход смогут попасть к стойкам регистрации. Для этого еще нужно достроить подкову — так называют железнодорожную ветку, которая свяжет северную и южную часть Шереметьева.
Строительство завершится в 2021 году. «Аэроэкспресс» по прежнему будет прибывать в южную часть аэропорта, то есть к терминалам D, E И F. Дальше, на том же поезде или пересев на шаттлы, пассажиры смогут доехать до терминала B и C.
Сейчас приехав на «Аэроэкспрессе» в Шереметьево добраться до северной части можно по подземному туннелю. Но напрямую — гораздо удобнее.
Рядом с терминалом B достраивают терминал C1, он начнет работать через год. Дальше появятся еще два новых терминала — C2 и G. В итоге пассажиропоток может увеличиться до 100 миллионов человек в год. Это в два раза больше чем сейчас. Понятно, что существующее мини-метро с таким потоком не справится.
«С учетом наших планов для обеспечения комфортного доступа пассажиров и роста траффика реализуется этот проект», — рассказал Сергей Папков, заместитель генерального директора по строительству аэропорта Шереметьево.
После 2024 года начнется строительство ещё одной железнодорожной ветки, которая свяжет северную часть аэропорта с Савеловской линией. Аэроэкспрессы смогут сразу из Москвы доставлять пассажиров к новым терминалам. То есть поезда будут отправляться с Белорусского вокзала, но на подъезде к аэропорту разъезжаться в разные стороны.
«Сегодня мы имеем объем движения в 38 пар поездов, в перспективе — 72, они будут поровну делиться между терминалами», — рассказал Андрей Макаров, заместитель генерального директора ОАО »РЖД’.
Чтобы пустить в два раза больше поездов на существующей ветке аэроэкспресса между Белорусским вокзалом и Шереметьево будут проложены дополнительные железнодорожные пути.
Железная дорога в северные терминалы «Шереметьево» заработает в 2022 году
РЖД планирует достроить ветку от южного терминального комплекса «Шереметьево» (терминалы D, E, F) в северный ( терминалы В, С1 м С2) в конце 2021 г., рассказал журналистам замгендиректора РЖД Андрей Макаров. Сообщение по ней откроется в начале 2022 г., добавил он. Стоимость ветки длиной 3,8 км, ж/д-терминала в Северном ядре, а также ветки длиной 4 км до железной дороги Савеловского направления (будет построена на втором этапе, сроки не называются) составит около 12 млрд руб., это на 100% инвестиции РЖД, добавил топ-менеджер.
На два года позже аэропорта
Таким образом, пассажиры смогут добираться по железной дороге и в северные терминалы «Шереметьево». Сейчас «Аэроэкспресс» ходит только в южные терминалы, в терминал В можно попасть на поезде по подземному тоннелю.
«Аэроэкспресс», который является перевозчиком в московские аэропорты, считает, что оптимальной схемой движения была бы следующая: везти пассажиров от Белорусского вокзала до южного терминального комплекса, который будет промежуточной остановкой, затем до северного комплекса, говорит представитель «Аэроэкспресса».
Макаров говорит, что по железной дороге между двумя терминальными комплексами могут быть запущены шаттлы: т. е. «Аэроэкспресс» едет только до южных терминалов D, E и F, все пассажиры выходят, а те, кому надо на север, пересаживаются в шаттлы. Они будут ходить с интервалом 10–15 минут, рассказал он. Впрочем, схема движения остается на усмотрение перевозчика, добавил Макаров.
«Шереметьево» просило, чтобы ветку на север открыли уже в 2021 г., рассказывали «Ведомостям» участники совещаний на эту тему. Из терминала В мощностью 20 млн пассажиров в год выполняются все внутренние рейсы «Аэрофлота». В I квартале 2020 г. «Шереметьево» достроит и запустит терминал С1 такой же мощности, куда будут переведены все международные рейсы «Аэрофлота», перевод может занять до полугода. Пропускная способность северных терминалов превысит южные (40 млн и 35 млн человек в год соответственно).
Подземные тоннели «Шереметьево» между терминальными комплексами рассчитаны в первую очередь на перевозку трансферных пассажиров, сейчас же ими также пользуются те, кто добирается до и из аэропорта поездом и летит из/в терминал В, говорят два участника совещаний на эту тему. Уже сейчас подземные тоннели перегружены, а это еще не введен терминал С1, добавляет один из них.
В 2018 г. ветка и терминал только проектировались, проект и сейчас уточняется, строительство развернуто в этом году, сообщил Макаров.
У «Шереметьево» существует возможность расширения пропускной способности подземных тоннелей, заявил замгендиректора аэропорта Сергей Папков. Сейчас пассажиров по тоннелю возят поезда из четырех вагончиков. Составы можно увеличить до шести вагончиков, подземные платформы имеют резерв удлинения, объяснил он.
Невыгодные перевозки
Перевозчиком в «Шереметьево», скорее всего, останется «Аэроэкспресс», выяснили «Ведомости». Хотя РЖД заявляла, что готова сама возить пассажиров на этом направлении.
В 2018 г. РЖД подсчитала, что инфраструктурная плата «Аэроэкспресса» за пользование путями слишком мала и не позволит окупить строительство ветки к северным терминалам «Шереметьево» (В, строящемуся С1 и проектируемому С2). При существующей плате за 30 лет нормативного срока службы путей РЖД получит от проекта 6,3 млрд руб. операционного убытка, а «Аэроэкспресс» – 90 млрд руб. операционной прибыли, считала монополия.
РЖД предлагала повысить плату за пользование путями на шереметьевском направлении в 4,3 раза – это позволило бы монополии получить за 30 лет 33 млрд руб. операционной прибыли, прибыль «Аэроэкспресса» тогда составила бы 50 млрд руб. Если плата не будет повышена, РЖД готова сама стать перевозчиком от Белорусского вокзала в «Шереметьево», заявляла компания.
Плата за пользование путями для «Аэроэкспресса» определена приказом Федеральной тарифной службы от 2010 г. и индексируется на размер инфляции. Абсолютный размер платежей стороны не раскрывают. Если принять предложение РЖД об увеличении в 4,3 раза платы на шереметьевском направлении, то в 2021 г. она на этом направлении вырастет на 831 млн руб., или на 143 руб. на каждого из 5,8 млн пассажиров (такой прогнозируется трафик в «Шереметьево»), считала РЖД.
Два «Аэроэкспресса»
Еще несколько месяцев назад на совещании у министра транспорта Евгения Дитриха было решено, что перевозчиком останется «Аэроэкспресс», рассказал участник совещания. Смены перевозчика, скорее всего, не будет, говорит человек, близкий к «Шереметьево».
Для перевозки пассажиров из Москвы в аэропорт РЖД надо было бы заключить с соглашение с мэрией Москвы – это было бы тяжело сделать в данном случае, ведь вице-мэр города по транспорту Максим Ликсутов до перехода на госслужбу был одним из создателей «Аэроэкспресса», говорит еще один участник совещаний на эту тему.
В планы «Аэроэкспресса» входит организация движения в Северный терминальный комплекс «Шереметьево», говорит представитель «Аэроэкспресса».
Право на перевозки из Москвы в аэропорты «Внуково», «Домодедово» и «Шереметьево» «Аэроэкспресс» получил по соглашению от 2015 г. с департаментом транспорта Москвы и министерством транспорта Московской области, добавляет собеседник. Соглашение было заключено по итогам конкурса, действует 15 лет, «Аэроэкспресс» полностью выполняет свои обязательства по нему, говорит представитель компании.
Уже в этом году «Аэроэкспресс» планирует запустить в «Шереметьево» двухэтажные вагоны.
Представитель РЖД тему не комментирует. Собеседники «Ведомостей» не говорят, какие достигнуты договоренности по поводу платы за пользование инфраструктурой. Переговоры идут и еще далеки от завершения, говорит человек, близкий к одной из сторон.
Строительство второй очереди терминала С (его название — С-2) отложено до «2030-х годов», — говорится в годовом отчете Шереметьево, опубликованном на сайте аэропорта. Реконструкция терминала F также отложена — до 2031 года, говорится в документе.
Еще в январе 2020 года аэропорт заявлял, что планирует запустить терминал С-2 в 2026 году. Но уже тогда председатель совета директоров Шереметьево Александр Пономаренко предупреждал, что сроки начала строительства могут быть сдвинуты в зависимости от пассажиропотока. По оценкам Пономаренко, терминал за год может принимать 10 млн пассажиров.
РБК направил запрос представителю Шереметьево.
Это не первый перенос сроков строительства крупных объектов аэропорта. Ранее C-2 планировали сдать к началу 2023 года, а к реконструкции терминала F, построенного к московской Олимпиаде 1980 года, Шереметьево планировало приступить в 2021 году. Терминал С-1 (его пропускная способность — 20 млн пассажиров) открыли 17 января 2020 года.
По данным отчета, Шереметьево также сдвигает сроки строительства второй очереди грузового комплекса, которым управляет его «дочка» — «Москва Карго». Сроки стройки первой очереди терминала запланированы на 2022 год, второй — после 2032 года. В январе Пономаренко в интервью «Ведомостям» говорил, что вторая очередь будет возведена в 2024 году.
Шереметьево — крупнейший аэропорт в России. Основная базовая авиакомпания — «Аэрофлот». Сейчас у аэропорта пять пассажирских терминалов: B и C, составляющие северный комплекс, а также D, E, F, которые располагаются в южной части. Их общая пропускная способность — 80 млн пассажиров в год. В 2019 году Шереметьево обслужило почти 50 млн человек. Но после пандемии COVID-19 пассажиропоток сильно упал: за первые пять месяцев 2020 года аэропорт обслужил 9,1 млн пассажиров.
Основной акционер Шереметьево — «Шереметьево холдинг» (66%), полностью принадлежащий кипрской TPS Avia Holding. В ней 65,22% у траста, действующего в интересах семей Пономаренко и Александра Скоробогатько, 34,78% — у Аркадия Ротенберга. Еще 30,43% акций Шереметьево владеет Росимущество.
Новый терминал Аэроэкспресса в Шереметьево
Пару месяцев назад я уже показывал как идут дела на строительстве железнодорожной ветки для поездов Аэроекспресс к северному терминальному комплексу аэропорта Шереметьево. Сегодня покажу насколько продвинулись строители за это время.
Напомню, что год назад этот проект был ещё на стадии обсуждения.
Западный устой эстакады полностью готов. За ним возвышаются горы песка для участка пути между двумя эстакадами, который пойдёт по насыпи.
Напротив здания МГТУ ГА в прошлый раз были смонтированы не все пролёты. Теперь эта брешь закрыта.
Более того, тогда тут лежали лишь центральные блоки, а монтаж консольных частей только начался. Сейчас практически вся смонтированные пролёты готовы к нанесению гидроизоляционного слоя.
Спешу успокоить — перед нанесением гидроизоляции всю «палубу» пролётных строений зачистят от ржавчины. Именно поэтому она не окрашивается на заводе.
Но не для всех пролётов ещё возведены опоры. Пара линий электропередач (одна с восточной и одна с западной стороны) немного тормозят процесс. Чтобы не терять время зря, было решено полностью собрать пролёты на земле.
Там, где два месяца назад строители раскапывали сваи, за которым густел лес, теперь видны опоры и армируется устой. На переднем плане заметны провода воздушной линии, мешающие строительству ещё одной опоры. На временных опорах будет вестись сборка 55-метрового двухпутного пролётного строения. Его невозможно смонтировать в собранном виде.
Кто сосчитает сколько болтов в каждом поперечном стыке? В каждом пролёте таких по два таких стыка. Каждый болт затягивается с нормированным усилием.
А ещё есть горизонтальные стыки.. Если любишь покрутить гайки, то не обязательно становиться автомехаником )
Пролёты и опоры обрастают конструкциями служебных проходов.
На эту опору слева ляжет 55-метровый пролёт, а справа два 27-метровых, поэтому у неё немного другая конфигурация: широкий ригель под два ряда подферменников и три столба.
Тут заканчивается армирование ригеля обычной опоры под 27-метровку.
И здесь же идёт армирование ростверка устоя.
Под «воздушкой» ждут своего часа пролёты, которые она мешает монтировать. Всего таких пролётов на первой эстакаде 8 (27 м.) + 1 (55 м.).
Признаюсь честно, идти дальше через лес смотреть как там идут дела со строительством насыпи у меня не было никаких сил. Вместо этого я открыл Flightradar, обнаружил там сразу несколько B-777 готовящихся к посадке, и занял место на пешеходном мостике над Шереметьевским шоссе. Хорошая точка 🙂 Улов покажу в следующем посте.
Возле терминала B теперь тоже кипит работа. Здесь сразу три буровые установки заняты на бетонировании свайного поля будущего терминала и платформ для Аэроэкспрессов. Всего предстоит пробурить какое-то неимоверное количество скважин, кажется 154.
Мне до этого момента не приходилось наблюдать работу буровых машин и честно признаться, я себе это представлял более быстрой.
Забурник со шнеком на телескопической штанге опускается в скважину, несколько минут штанга вращается пока шнек не зароется в землю, потом машинист установки поднимает инструмент из скважины, поворачивает в сторону и «стряхивает» грунт. После чего цикл повторяется. Повторяется бесконечное количество раз. Глубина скважины такова, что буровая машина делает одну скважину в сутки.
Вторая эстакада пройдёт над Шереметьевским шоссе, но работы по её возведению ещё не начались.