Что строят в кронштадте
Обитаемый остров: что не так с мегапроектом в Кронштадте
На Петербургском экономическом форуме был представлен проект АНО «Кронштадт. Остров фортов», курируемый Ксенией Шойгу, дочерью министра обороны. Проект, координатором которого выступает Газпромбанк, предусматривает создание в Кронштадте туристического кластера. Главная идея состоит в объединении трех фортов — «Александр I» («Чумной»), «Пётр I» и «Кроншлот». Помимо этого, планируется создание исследовательских лабораторий, детского технопарка, океанариума, дайвинг-центра, гостиниц, музеев и мощной инфраструктуры общепита. За счёт этого инициаторы проекта рассчитывают за 5 лет увеличить туристический поток в Кронштадт с нынешних 1,5 млн до 5 млн человек в год.
Как сообщил РБК Петербург заместитель министра обороны РФ Тимур Иванов, проект «Кронштадт. Остров фортов» планируется реализовать «с задействованием одновременно организационных, технических и других необходимых ресурсов на федеральном, региональном и бизнес уровнях». «С учетом же огромного опыта у военного ведомства и Газпрома в успешной реализации инфраструктурных макропроектов по всей стране, создание туристического кластера в Кронштадте просто не имеет серьезных проблем», — отметил он.
По словам Тимура Иванова, «все вопросы по земельным участкам решаются планово, и в строгом соответствии с законодательством». Он также добавил: «Жители и администрация Кронштадта, насколько мне известно, поддерживают данный проект».
Отметим, что это не первый мегапроект по развитию Кронштадта. Ранее предлагалось создание в городе судоремонтного завода, переезд в Кронштадт всех военно-морских учебных заведений Петербурга. Однако до реализации ни один из этих проектов не дошел. РБК Петербург попросил экспертов назвать причины неудач и рассказать о недостатках новой концепции.
Наталья Трунова, вице-президент Центра стратегических разработок:
Однако любой крупный проект сталкивается с рядом организационно-финансово-юридических проблем, а в Кронштадте эти проблемы гипертрофированы. Одна из главных — наличие разных форм собственности на этой территории (федеральной, региональной и частной), поэтому вопросы передачи земельных участков от одного собственника к другому решаются очень долго. Большинство из объектов — объекты культурного наследия федерального и регионального уровня. Это тоже усложняет и делает очень дорогим любой проект.
Любой крупный проект сталкивается с рядом организационно-финансово-юридических проблем, а в Кронштадте эти проблемы гипертрофированы.
Одним словом, процедура устроена таким образом, что люди успевают устать еще до того, как пройдут половину пути к реализации проектов. Только ногу занесли — а уже кажется, что полная безнадёга. Именно поэтому большинство крупных проектов заканчиваются еще на начальном этапе.
Отдельный вопрос — как жители Кронштадта отнесутся к идее сделать его крупным туристическим центром. Недавний опрос населения, который проводил социологический центр «Платформа», показал, что сейчас это не туристический город. Поэтому если очередной мегапроект дойдет до стадии реализации, у жителей вполне может возникнуть вопрос: «А почему нас не спросили?» И этот риск тоже надо учитывать.
Тем не менее экономические предпосылки для таких проектов, безусловно, есть. Сейчас там главной точкой притяжения для туристов там является Морской собор. И по разным подсчётам сейчас Кронштадт посещает ежегодно чуть более миллиона туристов (это туристы-однодневки). Это иллюстрация потенциала Кронштадта: если в городе появятся новые точки притяжения, туристический поток значительно усилится.
Обычно комплексные проекты туристических кластеров начинают окупаться лишь через 10-15 лет. Ожидать окупаемости за 3-5 лет бессмысленно. Поэтому сложно оценить экономическую эффективность такого проекта. На такой срок ни один банк денег не даст, потому что банкиры тоже понимают, что за 5 лет проект не окупится. А на 10-15 лет денег никто не даст.
В то же время веский аргумент в пользу проекта — в том, что Петербургу обязательно нужно развивать новые направления в пригородах, так как в рамках ранее утвержденной стратегии будет происходить увеличение потока. Уже сейчас более 8 млн туристов в год. У нас пригороды, которые являются обязательными к посещению — Петергоф, Пушкин и др. — уже работают на пределе своих возможностей. Не случайно ни один житель Петербурга в июле месяце в эти парки не поедет, поэтому вопрос о новых туристических направлениях стоит очень остро».
Олег Паченков, директор Центра прикладных исследований Европейского университета:
Нет его и в новой концепции. Она, например, не учитывает, что фортов около двадцати и все они являются уникальными инженерно-архитектурными сооружениями, плюс у каждого есть своя история. Однако в новом проекте всё вертится вокруг фортов «Александр I» и «Кроншлот».
Игнорируют авторы концепции и то, что в Кронштадте есть заповедник «Западный Котлин» (государственный природный заказник регионального значения на острове Котлин — ред.), который тоже имеет туристический потенциал, но иного рода. Тысячи туристов, которые будут приезжать в историческую часть города, где находятся основные достопримечательности, могут представлять угрозу для заказника. Фактически у нас есть два Кронштадта: один — активный, культурный и туристический, а другой — тот, в котором больше природы, тишина и шикарные закаты. Я считаю, что эти две части должны дополнять одна другую, составлять альтернативу одна другой. Их развитие следует планировать по-разному. Но в новом проекте о западной части вообще не идёт речи. А если ее развитие с учетом ее особенностей не спланировать, оно пойдет хаотично и территория может пострадать от наплыва туристов
Мне кажется, что проект «Кронштадт.Остров фортов» придуман в Москве, и ни с кем не обсуждён в Кронштадте — ни с арендаторами фортов (большая их часть передана в аренду частным структурам на 49 лет), ни с администрацией города, ни с местными жителями. Сейчас это выглядит странно: каждый пытается пролоббировать свою идею и получить под нее огромные федеральные деньги.
Осуществляя подобные проекты, мы влезаем в жизни тысяч людей, которые там живут. Однако авторы концепции делают вид, что Кронштадт — это необитаемый остров.
С местными жителями — отдельная проблема. Нужно понимать, что, осуществляя подобные проекты, мы влезаем в жизни тысяч людей, которые там живут. Однако авторы концепции делают вид, что Кронштадт — это необитаемый остров. А ведь вполне возможно, что жители Кронштадта не горят желанием жить в туристическом кластере, они хотят жить просто в нормальном, полноценном городе. И то, что их интересы не учитываются, — это варварство, с точки зрения городского планирования. Потому что планировать надо жизнь города в целом, а не одну узкую отрасль.
Чтобы соблюсти баланс интересов, нужно иметь чёткую схему поэтапного развития. Нужно начинать с мелких шагов и наблюдать, какой эффект они дают. И тогда миллиардные бюджеты не потребуются. Концептуально я бы начинал с плана на 15 лет с детальным пониманием того, что произойдёт в первые пять лет, потому что экономический контекст меняется и продумать план развития на 10 лет вперёд сложно».
Справка:
Учредителем автономной некоммерческой организации «Кронштадт. Остров фортов» выступает Министерство обороны России. Координатором проекта — «Газпромбанк», советником заместителя председателя правления которого является дочь министра обороны России Ксения Шойгу. Она же — член рабочей группы по вопросу развития Кронштадта.
Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции.
В Петербурге назвали первого инвестора мегапроекта в Кронштадте
«ГК Алькор» (входит в компанию «Главстрой Санкт-Петербург») вложит 16 млрд руб. в объекты инфраструктуры туристско-рекреационного кластера «Остров фортов». Соответствующее соглашение подписали генеральный директор АНО «Остров фортов» Константин Чамилович и генеральный директор «Группы компаний Алькор» Виталий Лазуткин на Петербургском экономическом форуме. ГК Алькор — первый крупный инвестор проекта, уточнили РБК Петербург в пресс-службе АНО «Остров фортов».
По соглашению, «Алькор» построит яхтенный порт, поликлинику, два дошкольных образовательных учреждения, гостиницу «Гранд Отель» с номерным фондом 200 номеров, а также апарт-отель, объекты торговли и общественного питания. Помимо этого, инвестор построит в Кронштадте комплекс жилых зданий общей площадью 126,4 тыс. кв. м. в двух жилых кварталах — «Центральный» и «На набережной». Всего, как сообщает пресс-служба АНО «Остров фортов», жилой фонд квартала пополнится на 1430 квартир.
Как пояснил РБК Петербург Виталий Лазуткин, жильё будет малоэтажным. «Мы ограничены по этажности регламентом об исторических зданиях — это не больше 15 метров, поэтому у нас высота зданий будет четыре этажа. Сейчас идёт проектирование, согласование проектно-архитектурных решений с городской администрацией», — сказал он. Как добавил Лазуткин, в строящемся квартале будет представлена разная категория жилья, «но не «бизнес» и не «элита».
Архитектурный облик жилого квартала ещё не определён, среди рассматриваемых вариантов есть современные стили архитектуры, отметил собеседник РБК Петербург. «Сейчас мы рассматриваем несколько вариантов. Есть варианты современного вида зданий, есть фасады более близкие по стилю к исторической застройке. Сейчас идёт дискуссия с архитекторами», — сказал Лазуткин.
По словам Виталия Лазуткина, проект жилой застройки ещё не получил разрешительную документацию. Если она будет получена, то, по плану компании, реализация проекта начнётся в 2021-2022 годах, построить объекты планируется к концу 2024 года.
В пресс-службе АНО «Остров фортов» РБК Петербург ранее сообщали, что жилой квартал в туристско-рекреационном кластере необходим для того, чтобы привлечь в проект инвестора. «У проекта есть социальная составляющая, есть составляющая по сохранению истории, у него должна быть и коммерческая составляющая. Жилая инфраструктура — единственный блок окупаемых объектов, который здесь есть», — отметил собеседник РБК Петербург.
Соорганизатор «Острова фортов» Марика Коротаева говорила в интервью РБК Петербург, что расчетный период окупаемости туристско-рекреационных инвестпроектов в Кронштадте составляет в среднем 25 лет, но никто из инвесторов пока не отказался от участия. «Все наши договоренности с инвесторами были заключены до пандемии. И вот убедить, что Кронштадт — это по-прежнему территория мечты, что надо вкладываться в туристическую отрасль, которая только временно в тяжелом положении, — это сложная задача. Вложить сегодня деньги в строительство гостиницы — это подвиг», — отмечала она.
Справка:
По данным информационной системы «СПАРК-Интерфакс», ООО «ГК Алькор» зарегистрировано в конце декабря 2020 года и принадлежит компании ООО «Алькор», которая последние два года является убыточной (в 2020 году убыток составил 3,7 млн руб.). ООО «Алькор» через другие компании принадлежит ООО «Главстрой-СПб специализированный застройщик». Владельцем ООО «Главстрой-СПб специализированный застройщик» является ООО «Главстрой инвест», которое в свою очередь принадлежит АО «Сиена Инвест» и Юрию Чечихину.
Стало известно о планах застройки Кронштадта
Новые здания появятся в городе вместе с модернизированием дорожной сети, которое ведется по поручению президента Владимира Путина и губернатора Петербурга Александра Беглова.
Детали стали известны 5 августа во время пресс-тура по транспортным объектам Кронштадта. О развитии города рассказали глава администрации Кронштадтского района Олег Довганюк и заместитель председателя комитета транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга Александр Богданов.
Вместе с новыми дорогами город получит и новые жилые дома, социальные и спортивные объекты. По словам Олега Довганюка, застройка будет идти в том числе на улицах Адмирала Грейга и Литке.
«Этот зеленый массив будут застраивать. Тут есть военные объекты, в том числе и наш участок, где будут социальные объекты, жилье, спортобъекты. Цитадельское шоссе подходит к КАД, но там выезд есть только в сторону Лисьего Носа. Въехать можно только со стороны Ломоносова. Там будет расширяться (шоссе), сейчас туда перенесена спасательная станция», — сообщил глава районной администрации.
Довганюк ответил и на вопрос о застройке 18-го квартала Кронштадта. По его словам, сейчас идет разработка плана территории, задача поставлена до 2025 года.
«Строительство жилья [будет] не за счет бюджета, это коммерческое. Бюджет — только социальные объекты. Планируется малоэтажное жилье. У нас ограничения в исторической части 12 метров, в остальной части — 15, поэтому вот эти башни по 25–30 этажей построить в Кронштадте невозможно, и мы застройщикам в этом плане неинтересны. Это хорошо.
Эта дорога не состоит ни у кого на балансе. Она оформляется установленным порядком, все это планируется, и потом будут выделяться деньги. Этим будет заниматься комитет по развитию транспортной инфраструктуры, комитет по градостроительству и архитектуре, комитет по охране памятников, комитет по инженерному обеспечению», — пояснил Довганюк.
НЕВСКИЕ НОВОСТИ ранее писали: глава администрации Кронштадта рассказал о проекте дорожной сети. Инициатором проекта выступает губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов.
Кронштадт превратят в самый большой в мире остров-музей истории морской славы России
Этим летом в Кронштадте начнут реализацию масштабного проекта. Планируют создать туристско-рекреационную зону — самый большой в мире музей истории ВМФ под открытым небом с океанариумом, дайвинг-центром, гостиницами, маринами для яхт и катеров, портом для дирижаблей, различными научными и образовательными площадками, технопарками, театрами, историческими реконструкциями. Авторы презентовали свой проект журналистам и показали места, которые станут обновленными «точками притяжения» для туристов.
Презентация проекта
В ближайшие годы Кронштадт ожидает впечатляющее преображение. По крайней мере так обещают авторы проекта «Кронштадт. Остров фортов». В эти выходные его представили журналистам, устроив пресс-тур по основным локациям, которые станут «точками притяжения» будущего туристско-рекреационного кластера. Большая официальная презентация проекта состоится на Петербургском международном экономическом форуме. «Кронштадт. Остров фортов» покажут на стенде города. Участники мероприятия не только увидят макеты, но и смогут «перенестись» в будущий Кронштадт благодаря ВР-экскурсии.
Грандиозная задумка
Согласно задумке, в колыбели русского флота создадут туристско-рекреационный кластер. Кронштадт намерены сделать самым большим островом-музеем в мире, посвященным истории ВМФ. Музейная экспозиция будет масштабной, инновационной, с различными форматами и возможностями погружения в атмосферу места и времени. Дополнят ее развлекательные, образовательные и туристические составляющие — для гостей с самыми разными запросами и потребностями.
На территории площадью 80 гектаров расположится исторический парк. Для сравнения — по размеру это как два Ватикана. Там появятся образовательные маршруты, посвященные великим сражениям и военачальникам, кораблям и даже морским специальностям, а еще новые музеи, рестораны и гостиницы. Совместно с Российским географическим обществом разработают тропу, посвященную значимым географическим открытиям.
Туристы смогут подняться на борт действующих военных кораблей, которые будут заходить для проведения дней открытых дверей. Также организуют постоянный музей на борту первой советской атомной подводной лодки (третьей в мире) — «Ленинский комсомол».
Знаменитые форты Кронштадта станут открытой частью острова-музея. После реставрации они будут доступны не только для краткого экскурсионного посещения, как это происходит сейчас. Старинные крепости станут «точками притяжения» для событийного туризма, так как в них можно будет проводить различные мероприятия.
Форт «Петр I» примет исторические реконструкции, там будет воссоздан образ старого города XVIII века. Появятся аутентичные таверны со старорусской кухней, ярмарки и сувенирные лавки.
На «Александре I», куда гостей круглогодично будет доставлять фуникулер, появится возможность проводить спектакли, участниками которых смогут стать и сами зрители.
Первый форт Кронштадта «Кроншлот» позволит проводить торжества по канонам петровских времен. Там появится возможность переночевать в комнатах, оформленных в морском стиле и названных в честь выдающихся адмиралов.
Хотят построить в Кроштадте и самый большой в России океанариум. В нем можно будет увидеть редких обитателей глубин и шоу-программы на морскую тематику. Авторы проекта намерены это все дополнить научно-исследовательскими лабораториями, детским технопарком и дайвинг-центром с открытым бассейном. Внутренняя марина позволит заплывать на территорию форта «Кроншлот» прямо на яхтах и катерах.
Планируют и «воздушную» программу. Как уже указывалось выше, на форт «Александр I» можно будет попасть с помощью канатной дороги. Длина ее составит 1200 метров. Также увидеть весь парк и Финский залив с высоты птичьего полета туристы смогут, поднявшись в воздух на дирижабле.
Как сейчас выглядят кронштадтские крепости
Неприступная темная громада посреди свинцовых балтийских волн. Внутри — полуразрушенные помещения, треснувшие своды, стянутые досками, падающие периодически кирпичи и толстая паутина, как в фильмах ужасов. Все это — форт «Александр I», который также носит название «чумной». Так его прозвали из-за того, что в XVIII веке там работала лаборатория, в которой пытались изобрести вакцину против чумы.
Многое повидала на своем веку эта крепость, в том числе несколько разрушительных пожаров. Последние 100 лет форт мало использовался, а с середины 80-х годов и вовсе стоит полуразрушенным и лишь изредка принимает экскурсии. Объект сам по себе уникальный, нуждается в сохранении и скорейшей реставрации.
Практически все крепости, которые были построены на островах в Финском заливе, сегодня находятся в аварийном состоянии.
Не в самом приглядном виде сейчас и набережные, с которых отправляются экскурсии к фортам. Ржавые заборы, потрескавшийся асфальт на пристанях, конечно, не отбивают у туристов интерес посетить старинные крепости, но все же выглядят, мягко говоря, несовременно и непривлекательно.
На каком этапе реализация проекта
По поручению президента России создали автономную некоммерческую организацию для создания туристско-рекреационного кластера в Кронштадте. Проект реализуют при поддержке Министерства обороны, Министерства культуры и при использовании частных инвестиций.
Как рассказала заместитель председателя инвестиционного комитета целевого некоммерческого фонда туристстко-рекреационного кластера в городе Кронштадт Ксения Шойгу, среди последних как компании, которые рассчитывают на окупаемость своих вложений, так и бизнесмены-меценаты, которые просто решили поддержать проект и поучаствовать в восстановлении и сохранении кронштадтских фортов.
«Но тем не менее мы абсолютно четко понимаем, что основной задачей данного проекта является операционная безубыточность подобных инвестиций, — отметила Ксения Шойгу. — Ну и, конечно, третий источник финансирования – это не касающийся проекта финансово, но касающийся абсолютно точно Кронштадта и развития Кронштадта, это реставрация трех фортов, которая идет по линии Министерства культуры и будет реализована им же».
Пул инвесторов сформируют и представят к концу года.
«Мы имеем дело с разумной финансовой моделью, — объясняет член рабочей группы развития Кронштадта Марика Коротаева. — Первая часть денег — это федеральное финансирование, оно пойдет на реставрацию фортов и объектов культурного наследия. Вторая — частные инвестиции. И, в-третьих, мы рассчитываем также на помощь Петербурга в части создания инфраструктуры».
Однако общую стоимость проекта пока не раскрывают. По словам Марики Коротаевой, сейчас она находится на стадии оценки. Воплотить в жизнь все задуманное хотят в течение пяти лет, вводить будут поэтапно.
Чем Кронштадт интересен для туристов
Историк и петербургский краевед Лев Лурье называет Кронштадт мини Северной Венецией. По его словам, в городе много исторических домов на квадратный километр, здания разного времени – от петровского периода до модерна. Все это вместе с уникальностью «колыбели русского флота» и места военно-морской славы России обещает стать очень привлекательным для туристов.
Сейчас Кронштадт — это тихий город с размеренной жизнью. Создание туристско-рекреационного кластера сулит ему новые возможности и, по предварительным оценкам, порядка тысячи новых рабочих мест. В форты вернется жизнь, и в самом городе она забурлит с новой силой. Инфраструктура будет современной, а сам Кронштадт — благоустроенным и удобным для жителей и гостей.
«На примере порта «Севкабель» и «Новой Голландии» мы уже увидели, как ранее закрытые и недоступные локации могут стать очень востребованными», — отмечает Лев Лурье.
«Нужно показывать туристам не только классические достопримечательности, но и не менее интересные, но не настолько привычные новые маршруты. В этом плане мы рассматриваем Кронштадт как очень важный и интересный инструмент. Тем более что объемы турпотока в Санкт-Петербург ежегодно возрастают», — рассказывает Евгений Панкевич, глава комитета по туризму Петербурга.