Что строят на силикатной в подольске
Громкая и «ядовитая» Силикатная‑2: как живут люди около промзоны
Промзона «Северная» на Силикатной-2 отравляет жизнь жителям соседних микрорайонов. За последние годы там открылось несколько предприятий, которые загрязняют воздух и шумят по ночам. Горожане неоднократно жаловались в различные инстанции, но пока проблема не решена. Как живется людям около промзоны и есть ли будущее у такого соседства, разбирался обозреватель «РИАМО в Подольске».
Возрождение промзоны
Промзона «Северная» расположена в микрорайоне Силикатная-2. В советское время там ударными темпами работал Цемзавод, о котором ходили зловещие легенды – будто трава была серой от цементной пыли, а из-за копоти не было видно солнца и неба.
После развала СССР вокруг промзоны активно велась жилая застройка. Выросли микрорайоны Восточный, Ново-Сырово, Силикатная-2, Родники и другие.
Несколько лет назад промзона снова «задымила», несмотря на близость к жилым домам. С 2013 года на Шамотной, владение 10 работает «АБЗ-Подольск-1». В мае 2016 года на Нефтебазовом проезде,12а заработал «АБЗ-Подольск-2». Летом того же года открылись еще два завода «ДС-168» на Шамотной, 8. В ноябре 2016 года на Нефтебазовом проезде, 10а ООО «Стройинвест-3» запустило новый мощный завод. Предприятия работают сезонно – с марта-апреля по конец декабря.
Жилые дома оказались в санитарно-защитной зоне этих заводов в нарушение СанПиНа. У предприятий нет утвержденного проекта обоснования СЗЗ. Например, у «АБЗ-Подольск-1» был разработан такой проект в апреле 2015 года, но он так и не был утвержден. Также заводы должны получить разрешения на выбросы вредных веществ в атмосферу, которые выдает Министерство экологии Московской области.
Нарушений не выявлено
В зависимости от направления ветра от выбросов промзоны страдают жители микрорайонов Быково, Ново-Сырово, Силикатная-2, Красная Горка, Парковый, Добрятино, а в эпицентре находится поселок Цемзавода. Иногда ветер сдувает выбросы на отделение восстановительного лечения детской поликлиники №1, находящейся в 750 метрах от асфальтового завода.
Жители соседних микрорайонов заказали анализ выбросов с заводов. В них обнаружили свинец и его неорганические соединения, оксиды азота, сажа, сернистый ангидрит, оксид углерода, неорганическую пыль и другие вызывающие тревогу вещества.
Местные жители неоднократно жаловались на заводы в различные инстанции. Так, ночью невозможно спать из-за шума моторов и сигналов машин. Люди несколько раз вызывали полицию, документы о зафиксированных нарушениях отправлены в Административный технический надзор №35 города Подольска.
Также жители письменно обращались в Госадмтехнадзор Московской области на имя его руководителя Татьяны Витушевой. В ответе сообщалось, что проверка прошла 10 января, нарушений не выявлено. Передали жалобу в Роспотребнадзор Подольска – там ответили, что завод работает только днем, а зимой не работает совсем. Но ведь полиция фиксировала факты нарушений в ночное время.
В связи с многочисленными жалобами Роспотребнадзор неоднократно проводил замеры воздуха на вредные вещества. По закону, предприятие необходимо заранее предупреждать об этом. В день проверки заводы никогда не работают, и замеры всегда в норме.
Штрафы не помогают
Согласно плану землеустройства и застройки (ПЗЗ), земля в промзоне «Северная» предназначена для размещения предприятий и производственно-коммунальных объектов 4-5 класса вредности (опасности). Но заводы, беспокоящие жителей, относятся ко 2 классу опасности.
Также проблема в том, что часть заводов в промзоне «Северная» мобильные. Согласно документам, они не являются недвижимым имуществом и не относятся к объектам капитального строительства, поэтому им не нужно оформлять разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию. Однако эти предприятия обосновались здесь надолго.
Жители много раз обращались в прокуратуру Подольска с вопросом о незаконном размещении асфальтовых заводов. Но всегда приходит ответ о законности их деятельности.
Осенью 2016 года вокруг промзоны стояла невозможная вонь. Жалоб было очень много. Люди вызывали МЧС, звонили и писали в администрацию города, Роспотребнадзор, Минэкологии, приезжал министр экологии Александр Коган. Несмотря на вонь, замеры воздуха опять оказались в норме, и в администрации Подольска ответили, что не имеют полномочий вмешиваться в деятельность предприятий.
Конечно, заводы неоднократно штрафовали за различные нарушения. Однако суммы штрафов приемлемы для владельцев, и заводы продолжают работать.
«Страдают наши дети!»
Павел Алатырев: «Во времена СССР Цемзавод реально дымил, как и все остальные заводы города – ПНИТИ, Химико-металлургический, Аккумуляторный, Микропровод, Кабельный, Мясокомбинат. Вот тогда была жесть как она есть».
Светлана Ковалькова: «Старожилы рассказывают, что много-много лет назад в нашем районе росли огромные сливы и яблоки, их никогда не повреждали вредители, и все благодаря Цемзаводу. Растения и плоды были покрыты слоем пыли, которая их защищала. Достаточно было смыть грязь и можно было «наслаждаться» фруктами. При мне, конечно, такого не было. Но не хотелось бы, чтобы эта ситуация повторилась».
Юлия Т.: «Вонь чаще всего появляется ночью и по выходным, когда проверяющие органы не могут проверить. От ядовитых веществ, попадающих в атмосферу в результате деятельности этих предприятий, жителям становится трудно дышать, першит в горле, появляется кашель, слезятся и краснеют глаза. В тяжелых случаях возникает аллергия, астма, бронхолегочные заболевания».
Юлия Васильева: «Мы уже много раз пытались дозвониться начальнику экологической службы. Никто не берет трубку. Этот едкий химический запах появляется с постоянной периодичностью. Самое неприятное – страдают наши дети».
Тамара Б.: «Дети по ночам просыпаются от ужасного шума и жалуются, что им снилась война».
Юрий Б.: «Мы подавали в суд на асфальтовый завод, но наши замеры, где есть превышение вредных веществ, признали сделанными незаконно, так как мы заранее не предупреждали предприятие, что будем их делать. Замеры официальных органов, когда они предупреждали предприятие, были в норме».
Светлана Ковалькова: «Трубы Цемзавода 25 июня около 10:00 начали выбрасывать в воздух какую-то гадость. Живу уже около 6 лет в районе проезда Авиаторов, но такого никогда не замечала. Безобразие! Страшно на улице гулять после такого дыма. Трубы Цемзавода видно у меня из окна, оттуда всегда идет белый дымок, а в этот раз дым оказался черным-черным. Хочется понять, что это было. Может быть, это какая-то технологическая операция, которая подразумевает выброс такого цвета? И ничего ужасного в этом нет? Просто когда видишь это из окна, то становится не по себе».
Надежда на новые ПЗЗ
После формирования городского округа Подольск власти разработали новые правила землепользования и застройки (ПЗЗ) территории. Сейчас проходят публичные слушания по ним. Всего с 13 по 29 июня запланировано более 90 публичных слушаний.
Основная цель слушаний – исключить соседство, которое может привести к снижению качества среды проживания, например, жилых микрорайонов с промпредприятиями, высоток с малоэтажным жильем.
Во вторник, 27 июня, слушания прошли по теме проблемой промзоны «Северная» и соседних микрорайонов Ново-Сырово и Силикатная-2 в границах: проспект Юных Ленинцев, улицы Маяковского, Быковская, Банная, Плещеевская, Цементный проезд, Тепличная, Подольская, Рязановское шоссе.
Ранее на встрече с властями жителям сообщили: согласно новым правилам, промзона должна стать местом жилой застройки. Горожане массово предложили, чтобы заводы перенесли. Их требования передали в комитет по архитектуре и градостроительству администрации Подольска.
После всех слушаний, подведения итогов и учета пожеланий жителей новые правила землепользования и застройки будет утверждать Совет депутатов Подольска. Горожане надеются, что после перевода назначения земель под жилую застройку промышленные предприятия уберут из черты города.
Генеральный план развития Подольска до 2039 года: самые острые вопросы
Совет депутатов Подольска принял генеральный план развития городского округа до 2039 года. Этому предшествовали дискуссии между представителями власти и общественностью. Обозреватель «РИАМО в Подольске» узнал, чего хотели активисты и что предприняла администрация.
Для чего нужен генплан
Генеральный план нужен для согласованного развития транспортной, инженерной и социальной инфраструктур, для создания рабочих мест, для строительства объектов рекреации, коммунально-бытового и ритуального назначения. Документ определяет градостроительную стратегию и условия формирования среды жизнедеятельности, устанавливает границы населенного пункта, определяет функциональное назначение территорий и размещение объектов.
Генплан направлен на создание условий для устойчивого развития территории на определенный срок. Он состоит из карты границ населенных пунктов, карты функциональных зон городского округа, карты планируемого размещения объектов местного значения.
В Подольске до объединения с Климовском и Подольским районом был свой генплан, но затем потребовалась разработать и внести изменения.
Генеральный план развития Подольска до 2039 года в течение полутора лет рассматривали на согласительных комиссиях. Перед его принятием совет депутатов Подольска на заседании профильной комиссии вместе с жителями рассмотрел ряд острых вопросов.
«Генплан – это наше желание видеть участки в перспективе. Все остальное должно решаться проектом планировки, условиями размещения того или иного объекта. В конце концов размещение любых новых объектов будет проходить через публичные обсуждения», – сказал глава округа Николай Пестов перед принятием генплана.
Застройка полей в микрорайоне Дубровицы
Планы по застройке многоэтажными жилыми домами полей возле деревень Докукино, Наумово, Кутьино и Акишево вдоль автодороги Дубровицы – Щапово, доставшихся Подольску после присоединения Подольского района, власти огласили во время публичных слушаний по проекту генплана в 2017 году. Жители выступили против «человеческого муравейника» рядом с уникальной церковью Знамения и заказником «Дубровицкий лес».
Глава Подольска Николай Пестов:
«Собственники участков обратились с предложением использовать их как зону для жилищного строительства. Вопрос, который мы задали и на который при развитии территории необходимо искать ответы, – это транспортная доступность. Но транспортные потоки через Дубровицы не очень-то и нужны. Западный обход Подольска с выходом на Калужское шоссе в схеме транспортного обслуживания существует, но еще не построен.
Жители боялись строительства 17-этажных зданий. Совет депутатов выступил с присвоением этой зоне статуса Ж-3 – смешанной жилой застройки. Это индивидуальное и малоэтажное строительство домов не выше девяти этажей. Участки, которые обсуждались, отнесли к этой зоне.
На сегодня после застройки Кузнечиков свободных земельных участков для жилищного комплексного строительства в Подольске практически нет. Объем ветхого и аварийного фонда очень велик. В существующую жилую застройку заходить некуда. В перспективе появилась возможность использовать территорию в Дубровицах для решения задач по ветхому и аварийному жилью, которые стоят перед нами сегодня. Отсюда и решение о включении этих участков в границы населенных пунктов».
Председатель ТОС «Дубровицы» Алексей Старчак:
«Вместе с активными жителями Дубровиц мы добились того, что совет депутатов и Мособлархитектура пересмотрели генплан в части застройки сельхозполей вблизи деревень Кутьино и Наумово. Ранее выдвинутое чиновниками и собственником земли предложение о застройке полей 17-этажным районом почти на 100 тысяч человек отклонено. Зона многоэтажной застройки Ж-1 заменена на зону смешанной жилой застройки Ж-3. Такое решение позволит существенно ограничить этажность и не допустить создания «человейников».
Это серьезная победа граждан в отстаивании своих интересов и прав на комфортную среду проживания и благоприятные условия проживания, ставшая результатом профессиональной и слаженной работы активных жителей. Досталась она нелегко: были коллективные обращения к президенту, в Генеральную прокуратуру и Следственный комитет. По нашей просьбе в ситуацию вмешался комитет Госдумы РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, направив обращение в прокуратуру Московской области.
Однако это еще не финал истории. Окончательные параметры этажности будут определены при утверждении правил землепользования и застройки. Напомню, что по проекту ПЗЗ Мособлархитектура и администрация Подольска также предложили 17-этажную застройку этих полей. Изменения в генплане, которых мы добились, не позволят этого сделать, однако какой именно будет застройка, пока непонятно. Глава округа Пестов заявляет о девятиэтажной застройке, однако ни одним документом это не подтверждается: в публично доступных документах фигурирует цифра – 17 этажей.
Да и непонятно, зачем администрация выдвигает инициативы по застройке сельхозполей многоэтажками. Считаю, что данные действия противоречат интересам жителей.
За последние годы накопилось недопустимое количество проблем с долгостроями, незавершенным строительством и обманутыми дольщиками.
Районы страдают от дефицита качественной социальной и инженерной инфраструктуры. Считаю, что чиновникам надо сначала разобраться с этими вопросами! А они думают об очередных авантюрных мегапроектах застройки сельхозполей.
Губернатор Московской области Андрей Воробьев публично высказался за ограничение высотного строительства в Подмосковье и дал железобетонные гарантии недопущения многоэтажной застройки бывших сельских территорий, включенных в городские округа.
Поэтому мы будем продолжать добиваться ограничения этажности застройки четырьмя этажами. Именно такие подходы к развитию территорий сегодня поддерживаются ведущими экспертами и профессионалами в градостроительстве и урбанистике и считаются научно обоснованными как с точки зрения создания комфортных условий для проживания, так и с точки зрения устойчивого перспективного развития в интересах будущих поколений.
Кроме того, мы будем добиваться правовой оценки фактов продажи администрацией этих земель по цене чуть больше 13 рублей за сотку. Проверка этой сделки по коллективному заявлению жителей ведется более года, но никакого ответа до сих пор нет. По моей жалобе председателю Следственного комитета РФ все материалы проверки, произведенной следственным отделом по Подольску, были истребованы Главным следственным управлением СК РФ по Московской области. Надеюсь, данное решение даст новый импульс расследованию и позволит вернуть в бюджет городского округа Подольск сумму порядка 3–5 миллиардов рублей.
Также я многократно обращал внимание чиновников на отсутствие законных оснований для изменения границ Подольска (в результате которых сельхозземли включили в городскую черту – ред.). В своих ответах чиновники уклоняются от прямых ответов о том, кто именно принял подобное решение, а инициативу этих изменений в буквальном смысле валят друг на друга. У меня есть прямо противоположные ответы: администрация Подольска указывает, что не знает, кто именно предложил изменить границы города, а Мособлархитектура пишет, что изменить границы для целей многоэтажной застройки предложила именно администрация Подольска. Сейчас по моему заявлению в данном вопросе разбираются прокуратура Подольска и прокуратура Московской области. При необходимости будем подключать федеральные органы власти и Следственный комитет».
Председатель инициативной группы «Силикатная-2», юрист Михаил Чириков:
«Пока нас, жителей, не услышали по поводу строительства домов не выше трех-четырех этажей возле деревень Кутьино и Наумово. Хорошо, что после утверждения генплана будут решать с землей для строительства новых домов для переселенцев из ветхого и аварийного жилья – это очень актуальный вопрос для жителей».
Земли около деревни Валищево
Собственник земли возле деревни Валищево собрался высадить плодово-ягодные деревья, а затем построить предприятие по переработке продукции. Для этого он попросил перевести земли сельхозназначения в промышленную зону.
«На сегодняшний момент оснований для отказа собственнику в данном вопросе нет. Собственником, который обратился за изменением вида разрешенного использования и категории земли, соблюдены все процедурные моменты. От зоны промышленности и рядом с жилыми домами предусмотрена 100-метровая зона комфорта», – сообщил замглавы администрации округа по строительному комплексу Петр Гапонов.
Зеленая зона должна оградить сельских жителей от непосредственного контакта с территорией, где планируется размещение предприятия.
«Речь идет о предприятии по переработке продукции. В принципе ничего плохого в этом для территории нет», – сказал Пестов.
Выделение земли многодетным
Администрация Подольска отметила, что два года понадобилось на то, чтобы убедить правительство РФ в неэффективном использовании трех земельных участков в районе деревни Матвеевское, находящихся в управлении компании «Дом.РФ». Это была большая работа по мониторингу и предъявлению фактов неэффективного использования земли.
Наконец 5 февраля 2020 года правительство Московской области дало поручение компании «Дом.РФ» передать земельные участки в муниципальную собственность для последующего предоставления многодетным семьям. Уже выработан регламент дальнейших действий.
На градостроительном совете Московской области было принято решение о переводе вида разрешенного использования трех земельных участков в районе деревни Матвеевское общей площадью около 75 гектаров. Планируется перевести их из федеральной в муниципальную собственность на основании постановления правительства РФ и в дальнейшем выделять там землю многодетным семьям.
Сельскохозяйственные поля вблизи деревни Матвеевское учтены в генплане в рамках бесплатного предоставления земли многодетным семьям.
«Приятно, что передают три участка в Матвеевском для многодетных семей», – сказал председатель инициативной группы «Силикатная-2», юрист Михаил Чириков.
«Это до конца проблемы не снимает, но существенный шаг вперед уже сделан», – подчеркнул Пестов.
Велодорожки и новые места отдыха появятся в Подольске в 2021 году
Парк культуры и отдыха имени Талалихина, территорию вблизи станции МЦД Силикатная и лесопарк у усадьбы благоустроят в Подольске. Жители увидят современные места отдыха, где будут велодорожки, зоны активного и спокойного отдыха.
Губернатор региона Андрей Воробьев, встретившись сегодня с жителями Подольска, подчеркнул, что часть работ завершат уже в 2021-м. А преображение лесопарка около усадьбы Дубровицы, например, начнется в следующем году.
Наша задача — сделать так, чтобы парков было много, чтобы они были комфортными
Министр благоустройства Московской области Михаил Хайкин уточнил, что в 2021 году преобразится парк Талалихина.
«Проект долгожданный. Это центральный городской парк — он основной в округе. Первым этапом станет набережная, а сейчас завершаются конкурсные процедуры. Появятся велодорожка и благоустроенный берег», — отметил Хайкин.
Здесь же обустроят новые площадки для отдыха, пункт проката, парковку, сухой фонтан, сцену для концертов. В парке появится видеонаблюдение, а его территорию озеленят.
Платформа Силикатная
Большое благоустройство коснется и станции МЦД Силикатная. По словам Михаила Хайкина, платформа работает, а подходов к ней нет.
У нас большая программа по благоустройству территории у МЦД. Это было ваше поручение, Андрей Юрьевич. Эта станция сделана, но нет подходов. Был большой запрос жителей на ее благоустройство
Он добавил, что здесь благоустроят площадь с видом на храм, сделают парковки, тротуары и наружное освещение. Появятся две остановки, туалеты и велодорожка.
«Отдыхать не дикарями»
Хайкин добавил, что особое внимание получит лесопарк около усадьбы Дубровицы.
«Отдельно, Андрей Юрьевич, вы поручили сделать программу по благоустройству лесопарков региона. Одна из территорий, на которую был большой запрос у лыжников, — это лесопарк в Дубровицах, он рядом с усадьбой. Проектируем и планируем благоустраивать его в следующем году», — рассказал министр.
Губернатор подчеркнул, что преобразится еще одна природная зона.
У нас был еще один важный давний запрос. Это большая территория, где сейчас любят жарить шашлыки. Там будет еще один парк. Это лес. И мы облагородим очень большую территорию. Начнем с того, что около воды, чтобы отдыхать цивилизованно, не дикарями
Ранее мы рассказали, что в Подмосковье заработает программа «Парки в лесу». По ней откроют еще 50 мест для отдыха.
Разгрузить центр Подольска: перспективы строительства Восточного обхода
В Подольске давно назрела реформа транспортной инфраструктуры. Центр города часто стоит в пробках, особенно страдает проспект Ленина, который водители используют для выезда в сторону Щербинки и Москвы. Но расширить его невозможно – нельзя сносить старинные купеческие дома, которые являются частью историко-мемориального музея-заповедника «Подолье». Исчерпал свою пропускную возможность и имеющийся мост через Пахру. Решением проблемы может стать Восточный обход. Обозреватель «РИАМО в Подольске» узнала, как обстоят дела с его строительством.
Транспортные планы
Строительство Восточного обхода Подольска позволит разгрузить проспект Юных Ленинцев и проспект Ленина, которые сейчас постоянно стоят в заторах, и создаст инвестиционную привлекательность микрорайона «Восточный».
Автодорога предусмотрена схемой территориального планирования транспортного обслуживания Подмосковья, утвержденной постановлением правительства Московской области № 230/8 от 25 марта 2016 года.
В проекте «Внесение изменений в генеральный план Городского округа Подольск Московской области» зарезервирован коридор под размещение Восточного обхода и отражены все транспортные связи, утвержденные схемой транспортного планирования Подмосковья.
Для строительства Восточного обхода необходимо провести ряд мероприятий. В том числе разработать и утвердить проект планировки и проект межевания, в которых будет тщательно проработана территория и определены землепользователи, которых затронет строительство. Заказчиком документации по планировке является Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области.
Далее необходимо разработать проектную документацию на строительство линейного объекта. В ней отразят стоимость строительства, потребность в установке защитных экранов и так далее. Сроки реализации объекта зависят от наличия финансирования в бюджете Московской области.
Как пройдет Восточный обход
Восточный обход Подольска будет состоять из нескольких участков и пройдет от места пересечения улицы Лобачева с Домодедовским шоссе, далее сделают новый мостовой переход через реку Пахру, затем до улицы Плещеевской, потом до улицы Быковской, по улице Вишневой до улицы Маяковского. То есть дорога приведет в Щербинку в Новой Москве.
Также в состав Восточного обхода войдет участок автомобильной дороги «Плещеево — М-2 «Крым» с выходом на скоростную автодорогу М-2 «Крым».
Восточный обход города Подольска будет состоять из четырехполосных участков дорог, длина которых составит 9,41 километра и 2,34 километра.
Что волнует жителей
После формирования городского округа Подольск власти разработали новые правила землепользования и застройки территории. В 2017 году в Подольске проходили публичные слушания по ПЗЗ, где жителям объяснили, что для Восточного обхода оставили коридор, который нельзя застраивать – он нужен для развития транспортной инфраструктуры.
На слушаниях жители микрорайона «Силикатная-1» попросили привести в порядок лес за промзоной, который может стать защитной полосой Восточного обхода Подольска. Также их волновал возможный снос строений.
Снос строений
Согласно информации, размещенной от имени председателя комитета по строительству и архитектуре администрации округа Сергея Цаплинского, на территории Подольска запланировано большое количество объектов под снос при строительстве Восточного обхода.
В частности, незаконно установленные гаражи на Художественном проезде в микрорайоне Ново-Сырово планируют снести до 21 октября 2020 года. Эти строения попадают под размещение новой транспортной развязки.
«Учитывая ограниченное финансирование работ по сносу самовольных построек, полагается целесообразным осуществить снос данных гаражных боксов по Художественному проезду в рамках строительства вышеуказанной дороги», – сказал Цаплинский.
На слушаниях по правилам землепользования и застройки говорилось и о том, что строительство Восточного обхода может затронуть частные дома на улице Вишневая.
Проект планировки территории
Мособлархитектура 18 марта 2019 года опубликовала распоряжение № 28РВ-110 «О подготовке проекта планировки территории для строительства автомобильной дороги «Восточный обход г. Подольска» в городском округе Подольск Московской области».
Согласно документу, разработка, проверка и подготовка проекта к утверждению правительством Московской области поручены отделу обеспечения подготовки документации по планировке территории линейных и нелинейных объектов регионального значения Управления подготовки проектов планировки и межевания линейных объектов, объектов регионального значения Мособлархитектуры.
Финансировать разработку проекта планировки территории для строительства Восточного обхода будут за счет средств бюджета Московской области, предусмотренных госпрограммой.
В своем распоряжении председатель комитета по архитектуре и градостроительству Московской области Владислав Гордиенко поручил территориальному управлению горокруга Подольск Мособлархитектуры обеспечить согласование проекта планировки территории с органами местного самоуправления. Также он рекомендовал главе Подольска Николаю Пестову оказать содействие в подготовке проекта.
Портал «РИАМО в Подольске» продолжит следить за ходом строительства Восточного обхода.