Что строят на крытом рынке
Москвич
Рынок «Садовод» закроют окончательно — в 2022 году на его месте появится гигантский торговый центр
Интересно, как это отразится на жизни района, которая сейчас во многом завязана на жизнь этого рынка — правопреемника Черкизона.
Приметы прошлой жизни стираются из нашей действительности — как палатки сменили оптовые рынки, так теперь «торговые центры», наследующие Черкизовскому рынку, неминуемо сменяют современные моллы. «Садовод» на Верхних Полях (наряду с ТЦ «Москва»), в который переместились торговцы с Черкизона, уже давно собирались закрыть — об этом говорил даже мэр города. Но до сих пор разговоры были разговорами, а теперь «Ведомости» узнали, когда именно это произойдет. Итак, в 2022 году на месте «Садовода» появится огромный (200 тыс. кв. м) торговый центр, по своим размерам сопоставимый с «Авиапарком». Его построят нынешние владельцы торгового рынка — группа компаний «Киевская площадь» (хозяева «Депо», «Фуд Сити», ТЦ «Европейский» и других знаковых объектов). Понятно, что там ждут совсем других арендаторов, чем те, что есть сейчас — устроителей гастропространств, хозяев магазинов и торговых сетей.
Совершенно очевидно, что смена рынка на большой торгово-развлекательный центр вызовет сильные перемены в окружающем районе — описанная в упомянутом материале ситуация начнет трансформироваться. Интересно, насколько быстро здесь снова появится достаточно большое количество покупателей, чтобы сделать работу нового ТРЦ рентабельной. Но еще более интересно, куда денутся все те торговцы из Китая и Средней Азии. Одной пока не закрытой «Москвы» на всех не хватит.
ПИК может построить крупный торговый центр на юго-востоке столицы
Структура группы ПИК приобрела права на 3 га земли на Зеленодольской улице в Кузьминках, рассказали два консультанта, работавшие с участниками сделки. По их словам, на этой территории сейчас находится в том числе бывший филиал универмага «Москва» (5450 кв. м), он же ТЦ «Зеленодольская, 44».
На его месте компания планирует построить современный торгово-развлекательный центр, говорят собеседники «Ведомостей». По данным Росреестра, земля и расположенный на ней объект недвижимости принадлежал фирме «Афганец», которая еще в 2018 г. была признана банкротом.
Все ее имущество спустя год приобрела компания «Астрейд групп», заплатив за него чуть менее 400 млн руб. 10 февраля 2021 г. ее собственником стало АО «Альянс ФТК». Его гендиректор Максим Слабинский ранее руководил фирмой «Специализированный застройщик «Озерная, 44», которая выступает девелопером жилого комплекса «Мичуринский парк». Этот проект входит в портфель ПИК. Представитель группы от официальных комментариев отказался.
ПИК – крупнейший девелопер жилья в России. По собственным данным, в прошлом году компания ввела в эксплуатацию в общей сложности 2,4 млн кв. м недвижимости. Выручка группы за первое полугодие 2020 г. составила 138,5 млрд руб. Основные акционеры группы – Сергей Гордеев (59,3%) и ВТБ (23,1%).
У Гордеева есть собственные проекты в сегменте коммерческой недвижимости. Структурам бизнесмена принадлежат, к примеру, торгово-развлекательные центры Columbus (278 000 кв. м) около ст. м. «Пражская» и «Саларис» (310 000 кв. м) в новой Москве. Кроме того, бизнесмен строит на площади Павелецкого вокзала комплекс «Павелецкая плаза» на 73 000 кв. м. Впрочем, площадку в Кузьминках приобрела сама группа ПИК, уточняют источники «Ведомостей». Ее рыночную стоимость управляющий партнер Colliers International Николай Казанский оценивает в 1,2–1,3 млрд руб.
И покупает, и продает
Основной акционер ПИК Сергей Гордеев может продать ТРЦ Columbus, рассказывали осенью прошлого года консультанты по недвижимости. Основным претендентом на этот объект они называли компанию Malltech, которая специализируется на управлении торговыми центрами и складами и принадлежит топ-менеджерам «Росеврогрупп» и банку Goldman Sachs. Рыночная стоимость Columbus на тот момент оценивалась в 40–50 млрд руб. На какой стадии сейчас находится эта сделка, неизвестно.
У нового торгово-развлекательного комплекса уже есть несколько серьезных конкурентов в этом районе, отмечают опрошенные «Ведомостями» консультанты. Он будет находиться прямо между центрами «Будапешт» и «Высота». Однако их совокупная арендопригодная площадь в 2 раза меньше, чем у планирующегося комплекса, отмечает Малахатько. Она напоминает, что обеспеченность Кузьминок торговыми площадями сейчас составляет 400 кв. м на 1000 человек, тогда как в среднем по Москве этот показатель 511 кв. м. Кроме того, в зоне этого объекта сейчас проживает почти 500 000 человек, так что она считает, что комплекс будет востребован.
С ней согласна и директор департамента торговой недвижимости JLL Полина Жилкина, которая добавляет, что только в 15 минутах ходьбы от будущего центра проживает 70 000–80 000 человек и есть потенциал роста населения за счет нового строительства по программе реновации.
Казанский называет возведение нового крупного комплекса в Москве позитивным сигналом для рынка торговой недвижимости, особенно для инвесторов, которые на фоне пандемии коронавируса и сложной ситуации в ритейле в 2020 г. заняли выжидательную позицию.
Москвич
Почти в каждой мелодраме или очередном монологе Гришковца есть эта истертая до банальности тема насчет мелочей, значение которых мы понимаем только тогда, когда они исчезают из нашей жизни. Но то, что писателю риторический прием, то москвичу — боль.
Вспомнить хотя бы наши стенания по поводу собянинской зачистки Москвы от торговых палаток. Во времена своего расцвета они вызывали скорее раздражение: и продукция-то в них продается сомнительного качества, и темные личности роятся вокруг, и крысы размером с таксу под ними водятся. Но стоило их убрать, как над столицею пронесся многогласный стон: «Ах, теперь батон хлеба и бутылку воды по дороге с работы не купишь!», «Кошмар, теперь, чтобы взять пачку сигарет, придется отстоять очередь к кассе в супермаркете!», «Оставшись без конкуренции, сетевые магазины точно поднимут цены!», «Эти палатки были частью живой московской жизни, а без них площади вокруг метро превратились в мертвые пространства!». Под каждым постом на эту тему в соцсетях разгоралась настоящая война, а высказавший свое мнение невпопад рисковал быть разорванным в лоскуты. А потом все как будто привыкли к новой реальности и успокоились.
В разряд уходящей натуры попали и городские строительные рынки. А ведь были же еще недавно, помните? От небольшого ряда палаточек, приютившихся с краю обычного продовольственного рынка, где продавались шурупы, смесители, краска и даже автозапчасти, и до огромных лабазов на окраинах, где можно было достать буквально все. И вот они стали понемногу исчезать. Сперва убрали все палатки — нечего, мол, грязь разводить поверх благоустройства. Затем их стали поджимать конкуренты в лице гигантов OBI и «Леруа Мерлен». Потом нас как-то исподволь приучили к мысли, что делать что-то своими руками в XXI веке уже не комильфо — достаточно нажать пару кнопок в приложении «Профи», и через несколько часов к вам в дверь позвонит джинн, раб лампы, в новеньком комбинезоне, который сам закупит нужные материалы и быстро решит все проблемы — только заплати.
Но однажды вы переезжаете в съемный «бабушкин вариант», который, как ни крути, а требует ремонта быстрого и дешевого, потому что во что-то более капитальное нет смысла вкладываться. Или у вас хобби, которое требует нестандартной мебели — ну вот не продаются в «Икее» шкафы для демонстрации моделей кораблей в масштабе 1:200. Или просто что-то решило упасть прямо вам на голову, и для ремонта требуется всего-то приколотить пару досок. Вы кидаетесь искать эти доски, а заодно крепеж, а рыночка-то нет.
Хроники тихой трагедии быта
— В ноябре 2018 года я въехала в съемную квартиру на Кронштадтском бульваре, — рассказывает менеджер Ханна Николаенко. — Буквально через дом от меня находился строительный рынок «Стройдвор “Крона-парк”» — довольно большое крытое здание, внутри которого находилось множество павильончиков, все было чисто и цивилизованно. Продавалось там все, что имело отношение к ремонту, строительству или интерьеру, от гвоздей до сантехники и напольных покрытий. Еще там сидели местный «Бетховен» и груминг-салон для животных, словом, все что угодно. Словами не передать, насколько это было удобно — в одном месте можно было купить батарейки, краску, ламинат, инструменты, да еще и корм для кота захватить. Место было сверхпопулярным, в любое время суток там было полно народа, а значит, нельзя сказать, что оно не приносило прибыли.
Но в начале 2020 года этот «вкусный» кусок земли рядом с метро приглянулся застройщику, и они решили стройдвор снести, чтобы на его месте воздвигнуть жилкомплекс бизнес-класса. Всех торговцев оттуда вышвырнули, зоомагазин переехал в гипермаркет напротив, лавочки с товаром подороже переехали в магазин «Интерьер-центр» на Ленинградке, все остальные растворились в пространстве.
Как было раньше? Допустим, мне была нужна всего одна доска — скажем, сделать коту полочку на балконе. Я шла на стройдвор, где был павильончик, в котором два очаровательных грузина продавали все эти древесные штуки, говорила, какой мне нужен размер, и мне прямо тут же в ангаре на заднем дворе выпиливали эту доску. А сейчас надо звонить в «Леруа Мерлен», который может просто тебя послать, потому что у них какие-то проблемы на складе, может сказать, что продаст доски только оптовой партией, а потом придется еще и платить за доставку.
Недавно я заглянула в магазин, который нам оставили вместо стройрынка — «Интерьер-центр» на Ленинградском, 58. И знаете, там совсем нет людей. На первом этаже, куда переехали продавцы красок со стройдвора, еще более или менее роились, а по второму, где стояли унылые диваны по 100 тысяч, я и вовсе ходила одна. Потому что там нельзя, например, купить нормальный шкаф или унитаз не премиум-класса. Или нормальный карниз: «Ой, нет, у нас карнизы только под заказ, это вам в “Леруа” надо ехать или в “Икею”». То есть магазин «заточен» исключительно под обслуживание жителей этих будущих жилых комплексов, которые ничего не делают сами, а заказывают мастеров с «Профи» и покупают интерьеры по каталогам, а не нормального среднего класса.
Таких историй множество. Сценарий везде один и тот же: был рыночек, пусть местами неказистый, но удобный, продававший нужные москвичам вещи по доступным ценам, а потом исчез. Теперь на его месте уже построен или еще строится новый жилой комплекс, либо молл, а свои потребности в инструментах и материалах местным жителям предлагается удовлетворять при помощи крупных магазинов или заказывая все это в интернете. Тем, у кого есть машина, полегче, однако за каждой доской за МКАД не наездишься.
Впервые вопрос о судьбе московских строительных рынков начал обсуждаться в девелоперском сообществе еще в начале прошлого десятилетия. В профильных изданиях говорилось, что на смену «диким» рынкам должны прийти цивилизованные торговые комплексы, но с той же «начинкой». В это же время в Москву и область начал активно заходить «Леруа Мерлен» — сеть открывает уже шестой по счету магазин в регионе. Одновременно с этим началась волна закрытий. В 2011 году завершилась история рынка «Никулино+», на его месте построили базу хранения противогололедных реагентов, тех самых, которые каждую зиму портят нашу обувь. В 2012-м закрыли «Ювитек» на Новоостаповской, территорию которого передали под склады, выхинский «Альтаир», располагавшийся на улице Хлобыстова, и «Рынок на Березовой аллее». В 2013 году закрытия приобретают уже массовый характер: уничтожены «Тимирязевский» и «Феникс-М» на Аминьевском шоссе, располагавшиеся на МКАД «Синдика-О», «Мельница» и «Евроцентр», «Тракт-терминал» и «Садовод на Тайнинском» в Мытищах, химкинские «Левый Берег+» и «Балка-28». «Мельнице» позднее удастся открыться снова, на 41-м километре МКАД рядом с Теплым Станом.
В 2014-м властям наконец-то удалось уничтожить уже дважды воскресавший крупнейший стройрынок «Кунцево-2», последним прибежищем которого стала деревня Малая Сетунь — там нашли нецелевое использование земельных участков и незаконно торговавших мигрантов и с удовольствием зачистили территорию под новый офисный центр с парковкой. В 2014–2015 годах москвичи лишились любимого всем СЗАО Дмитровского стройрынка и «Каширского двора» — на сей раз уже навсегда. Тогда же началась реконструкция Москворецкого рынка с последующей джентрификацией, в ходе которой бесследно исчезли его строительные ряды на 80 павильонов.
Процесс этот продолжается по сей день и не собирается останавливаться. Присоединив территорию Новой Москвы, мэрия тут же занялась ее зачисткой. В августе этого года был решен вопрос о дальнейшем существовании рынка «Строймастер» в Дудкино — на его месте будет крупный жилой комплекс от девелопера МИЦ. В самой Москве аналогичная судьба ожидает «Каширский двор-2» в Нагатино-Садовниках. Его территория уже продана ФСК, и вскоре на этом месте появятся более 100 тыс. кв. м нового жилья с сопутствующей инфраструктурой.
Невидимая рука рынка в вашем кармане
«Наш орехово-борисовский стройрынок располагался на пустыре за известным всей Москве недостроенным небоскребом НИИ телевидения на улице Генерала Белова, — вспоминает звукорежиссер Михаил Волчицын. — Это был такой типичный “дикий” рыночек в стиле 1990-х, состоявший из палаток, вагончиков и контейнеров, назывался “Анди”. Торговали там в основном стройматериалами и всем, что нужно для ремонта, от водопроводных труб до электрики. В начале 2010-х и недострой, и территорию рынка выкупил “РГ-Девелопмент”, снес НИИ вместе с фундаментом и бахнул на этом месте три здоровенных корпуса и крытую шестиэтажную автостоянку. Все это называется жилым комплексом “Орехово-Борисово”. Не то чтобы я часто что-то делал у себя дома руками, но теперь, когда нужны стройматериалы, мне приходится мотаться за ними аж за МКАД, потому что ближайший к нам из оставшихся стройрынков “Каширский двор” сильно сократили как по площадям, так и по ассортименту, и цены там стали совсем не демократические. Когда я делал свою домашнюю студию, мне для обшивки стен понадобились доски, и на “Каширском дворе” уже не было ничего полезного. Пришлось заказывать в интернете, разумеется, втридорога — одна только доставка влетела мне в 2500 рублей».
Так что же происходит и куда деваются строительные рынки? С одной стороны, они становятся жертвами московского девелопмента, бессмысленного и беспощадного. Мэрия изо всех сил развивает транспортную инфраструктуру, и те участки, которые раньше не интересовали застройщиков, после открытия очередной станции метро или МЦК становятся «золотыми». Ну а поскольку поток желающих поискать счастья в столице и съехать от родителей все никак не оскудеет, то нужно строить, строить и еще раз строить. Рынкам и крупным торговым центрам родом из нулевых в такой ситуации приходится постоянно сдвигаться к МКАД, а потом они просто исчезают навсегда.
С другой стороны, у нас происходит передел московского ритейла в пользу крупных игроков и маркетплейсов. Неохраняемый государством малый бизнес всегда является не более чем планктоном для питания крупных игроков, точно так же происходит и в этом случае. Моллы не хотят иметь в Москве конкурентов даже в виде «цивилизованных» рынков-ТЦ, объединяющих под своей крышей все тех же мелких лавочников. Строительные рынки в этом отношении не уникальны — точно такая же ситуация происходит во всех сегментах торговли. Недавняя новость о продаже территории ТЦ «Экстрим», торговавшего всеми видами товаров для активного отдыха, от поводков для собак до легких вертолетов, говорит о том же самом. В 2022 году аналогичная судьба ожидает и рынок «Садовод» — наследника не только Черкизона, но и легендарного Птичьего рынка.
Если вам что-то нужно, у вас есть выбор между «Спортмастером» и «Озоном», а если там чего-то нет, то, значит, и вам не надо — по такому принципу будет устроена вся московская торговля примерно к 2030 году. Работа через маркетплейсы, с точки зрения потребителя, выглядит отличной альтернативой тематическим рынкам, если не знать о том, что интернет-агрегаторы являются настоящими пожирателями малого бизнеса. В условиях необходимости непрерывно поддерживать низкие цены, устраивать акции со скидками и отстегивать ежемесячную дань агрегатору за более или менее заметное место в поисковой выдаче мелкие торговцы разоряются пачками. Выживают и оказываются способными хоть что-то заработать на крупных интернет-площадках в лучшем случае 10% из них. Именно так рынок постепенно монополизируется и застывает в новой точке равновесия, только цены на этом новом витке будут уже гораздо выше.
А москвичи? Москвичи как-нибудь обойдутся. «Первое место, где я еще ребенком вместе с отцом покупал всякие вещи для мелкого ремонта — перестроечных времен магазин “Сделай сам” на улице Комдива Орлова, — рассказывает журналист Антон Размахнин. — Место это было совершенно гениальное: там можно было купить что угодно и в любом количестве, но только по случаю, слегка некондиционное и без всяких гарантий. Так крыша нашей дачной времянки оказалась покрыта офсетными металлическими листами — матрицами, на которых незадолго до этого в типографии печатали альбом Сальвадора Дали.
Когда открылись всем известные строительные супермаркеты, народ обрадовался. Кроме тех, у кого так и нет машины. Потому что это опять за МКАД или в любом случае довольно далеко, к тому же многих вещей там попросту нет. Попробуйте, скажем, в “Леруа” купить запчасти для ремонта смесителя! Не купите: консультанты посоветуют искать на стройрынках. А где, черт возьми, эти стройрынки, если их все посносили? Супермаркеты вещь, таким образом, хорошая, но не универсальная. Там не будет ни запчастей к старой электрике-сантехнике, ни плитки поштучно, ни тем более пригодной для поделок некондиции за копейки. Магазины “Сделай сам” тоже давно закрыты. Нынешняя городская среда как бы намекает: желающие что-то делать руками могут валить в деревню».
Как раз в тот момент, когда я заканчивал этот текст, один мой приятель написал в фейсбуке историю о том, как пытался найти в Москве банальный напильник. Ради этого ему пришлось обойти самые глухие закоулки Савеловского рынка, где он в конце концов обнаружил старого армянина, который продал ему древний инструмент, изготовленный еще в СССР.
Город в городе высотой с «Москву‑Сити»: как изменится промзона «Южный порт»
В Москве продолжается реализация программы комплексного развития территорий (КРТ). Одна из главных задач программы — застройка промышленных зон «ржавого пояса» столицы, которые практически не используют. РИАМО продолжает серию публикаций об изменении территорий бывших складов, заводов и фабрик. Сегодня мы расскажем, как преобразится промзона «Южный порт», которая расположена на юго-востоке Москвы.
Пространство для развития
Промзона «Южный порт» — одна из крупнейших в столице. Она расположена в районе Печатники и занимает площадь более 400 гектаров. Редевелопмент промзоны будет проходить в несколько этапов и, по оценкам экспертов, займет около 10-15 лет.
По данным председателя правления концерна «Русич» Александра Ванчуры, на первом этапе преобразований на площади 36 гектаров появятся жилые дома и необходимая для комфортного проживания инфраструктура: поликлиники, школы и детские сады, объекты стрит-ритейла. Он считает правильным решение начать изменение промзоны с возведения жилых кварталов — это оживит локацию и придаст ей современный облик.
«На втором этапе редевелопмента на участке в 52 гектара построят офисные центры, деловой квартал и дополнительные детские сады и школы. Эта локация с двух сторон ограничена железнодорожными ветками — логично, что здесь появятся и нежилые здания», — поясняет Ванчура.
На третьем этапе преобразований в промзоне появится торгово-развлекательный центр, гостиница, офисные здания, а также транспортно-пересадочный узел (ТПУ), в который войдет не только новая станция метро «Южный порт», но и станция канатной дороги, которая свяжет оба берега Москвы-реки, а также причал для речных судов, осуществляющих пассажирские перевозки.
Как отмечают в концерне «Русич», реорганизация промзоны «Южный порт» проходит в рамках реализации проекта «Индустриальные кварталы». Впоследствии бывшая промзона даст городу около 6,5 тысяч рабочих мест, а значит приведет к созданию новых бюджетных организаций в сферах образования и здравоохранения.
«Сама локация хорошо подходит для реализации жилых проектов комфорт-класса, а вот на территориях, которые примыкают к воде, успешными будут жилые комплексы бизнес-класса. Здесь можно создать досуговые объекты, к примеру, спортивные и физкультурно-оздоровительные комплексы, а также рекреационные объекты, используя возможности набережной», — добавляет Ванчура.
Живописная и многофункциональная
Партнер бюро Syntaxis Александр Стариков считает «Южный порт» одной из наиболее интересных промзон с точки зрения возможностей реновации и градостроительного потенциала.
«Рельеф местности идеально подходит для создания качественной многофункциональной среды. Это живописный изгиб реки с обширным заливом, на берегу которого можно очень выгодно разместить высотные доминанты многофункционального комплекса», — поясняет эксперт.
Также, по словам Старикова, высокоплотная застройка данной территории может стать драйвером развития всего округа и увеличить его привлекательность. Транспортная доступность локации находится на удовлетворительном уровне, но требует вдумчивого развития автотранспортных капилляров.
Город в городе
Генеральный директор агентства недвижимости «Бон Тон» Наталия Кузнецова называет «Южный порт» уникальным местом для застройки в столице. Главные достоинства территории — ее близость к центру и набережной Москвы-реки, удобная транспортная доступность.
«На территории промзоны планируют построить все, что необходимо для жизни. Можно сказать, что здесь появится новый комфортный город в городе. Здесь построят новые жилые комплексы, социальную инфраструктуру, деловой квартал, торговый центр, новую станцию метро. Сейчас в пешей доступности от промзоны отсутствуют парки, поэтому благоустроенные зеленые зоны будут здесь просто необходимы», — рассказывает эксперт.
На территории «Южного порта» построят одноименный ТПУ, куда можно будет попасть на метро, наземном транспорте или с причала, а, возможно, и с канатной дороги от «Острова мечты». Наталия Кузнецова считает, что будущие жильцы домов, построенных на месте промзоны, могут воспринять такое соседство по-разному. С одной стороны, ТПУ улучшит транспортную доступность локации, а с другой — станет точкой притяжения для толп людей.
«Индустриальные виды полностью не исчезнут: на набережной по-прежнему останется грузовой порт, который может стать источником шума, а построенные здесь дома еще долго будут окружены промышленными зонами», — отмечает эксперт.
Премиальная история
Бывшие промышленные территории около реки станут настоящим магнитом для девелоперов, считает руководитель группы компаний UNK Юлий Борисов.
«Жить у реки сегодня модно, а значит такие проекты крайне востребованы. Проект развития территорий, ранее занятых Южным речным портом, можно рассмотреть через призму развития Северного речного порта, где сегодня реализуют проект реновации. Здесь уже определили параметры застройки — она будет высокой и сверхплотной. Из-за близости реки дома можно поставить близко, при этом практически из всех окон будут открываться виды на воду. Это выглядит как премиальная история», — заявил эксперт.
Борисов также считает, что промышленные здания можно использовать для создания уникального облика района, его идентичности. Например, он предлагает подарить новую жизнь старым грузовым складам, где можно разместить общественные пространства или яхтенную инфраструктуру.
«Здесь задача девелопера — сфокусировать интерес покупателей на воде и всех ее преимуществах. Конечно, район должен застраиваться комплексно — с социальными объектами, спортивной инфраструктурой, рабочими местами, местами для прогулок и отдыха», — добавляет Борисов.
Река вернется к москвичам
Основатель проектного бюро «АрхПрофи» Федор Ляшенко отмечает: сейчас реорганизуют промзоны не только в Москве, но и во всем мире. При этом, как показывает практика, такие территории успешно переделывают под рекреационные зоны, например, под парки, набережные.
«Обычно такие зоны требуют больших площадей, которые можно выделить из сложившейся застройки только через реконструкцию гигантских объектов, таких как объекты производства. И в проекте «Южный порт» предусмотрено развитие набережной. Это хорошо — город не должен отворачиваться от реки. Производства отрезали города от рек, потому что им всегда нужна вода. Сейчас мы возвращаем реки городам», — рассказывает Ляшенко
Как отмечает эксперт, проекты по реновации «Южного порта» представили на закрытом конкурсе, но его результаты все еще не опубликованы в открытом доступе. Известно только, что в план застройки войдут жилые дома, поликлиника, детские сады, школы, общественно-деловой квартал, парк, объекты инфраструктуры.
Самый большой резонанс, по мнению Ляшенко, вызовет этажность застройки, так как ее планируют сделать на уровне «Москвы-Сити».
«Небоскребы у нас в стране не любят, но, как показывает практика, квартиры и офисы в них охотно покупают. Можно спорить о высотном строительстве, но в мегаполисе его не избежать. К тому же, модель жизни в небоскребе отвечает запросам крупного современного города: в одном здании — комплекс всей инфраструктуры», — отмечает эксперт.
Антирейтинг по экологии
Главный минус территории — экологическая ситуация в месте, где она находится, считает генеральный директор «Бон Тон» Наталия Кузнецова. Как отмечает эксперт, район Печатники, где находится большая часть промзоны «Южный порт», регулярно занимает высшие строки антирейтинга по экологии в Москве.
«Район находится в низшей точке столицы, где концентрируются выбросы с многочисленных производств и другие вредные вещества. В Печатниках, примерно в трех километрах от рассматриваемой территории, находятся Курьяновские очистные сооружения, которые хоть и были модернизированы, но все еще могут источать неприятные запахи», — добавляет эксперт.
Чтобы решить экологические проблемы, партнер бюро Syntaxis предлагает обустроить новые зеленые зоны и парки, что позволит сформировать сбалансированную городскую среду для устойчивого развития и раскрыть потенциал участка в полной мере.
Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите «Ctrl+Enter»