Что строится в кронштадте
Стало известно о планах застройки Кронштадта
Новые здания появятся в городе вместе с модернизированием дорожной сети, которое ведется по поручению президента Владимира Путина и губернатора Петербурга Александра Беглова.
Детали стали известны 5 августа во время пресс-тура по транспортным объектам Кронштадта. О развитии города рассказали глава администрации Кронштадтского района Олег Довганюк и заместитель председателя комитета транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга Александр Богданов.
Вместе с новыми дорогами город получит и новые жилые дома, социальные и спортивные объекты. По словам Олега Довганюка, застройка будет идти в том числе на улицах Адмирала Грейга и Литке.
«Этот зеленый массив будут застраивать. Тут есть военные объекты, в том числе и наш участок, где будут социальные объекты, жилье, спортобъекты. Цитадельское шоссе подходит к КАД, но там выезд есть только в сторону Лисьего Носа. Въехать можно только со стороны Ломоносова. Там будет расширяться (шоссе), сейчас туда перенесена спасательная станция», — сообщил глава районной администрации.
Довганюк ответил и на вопрос о застройке 18-го квартала Кронштадта. По его словам, сейчас идет разработка плана территории, задача поставлена до 2025 года.
«Строительство жилья [будет] не за счет бюджета, это коммерческое. Бюджет — только социальные объекты. Планируется малоэтажное жилье. У нас ограничения в исторической части 12 метров, в остальной части — 15, поэтому вот эти башни по 25–30 этажей построить в Кронштадте невозможно, и мы застройщикам в этом плане неинтересны. Это хорошо.
Эта дорога не состоит ни у кого на балансе. Она оформляется установленным порядком, все это планируется, и потом будут выделяться деньги. Этим будет заниматься комитет по развитию транспортной инфраструктуры, комитет по градостроительству и архитектуре, комитет по охране памятников, комитет по инженерному обеспечению», — пояснил Довганюк.
НЕВСКИЕ НОВОСТИ ранее писали: глава администрации Кронштадта рассказал о проекте дорожной сети. Инициатором проекта выступает губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов.
В Кронштадте хотят построить два новых жилых комплекса
Они могут появиться в Каботажной гавани, которая сейчас предназначена для размещения военных и иных режимных объектов. Минобороны уже предложило изменить в правилах землепользования и застройки территориальную зону под строительство.
Один из жилых комплексов — «Центрaльный», как сообщают авторы проекта «Остров фортов», будет включать два жилых дома со встроенно-пристроенными торговыми помещениями, а также детсад на 140 малышей. Во втором комплексе — «На набережной» — помимо жилья предусмотрены детсад на 50 воспитанников, школа на 550 учеников и поликлиника на 80 посещений в смену. Последние учреждения обещают открыть в 2023 году.
Подробности проектов, как и стартовая стоимость жилья в них, пока не разглашаются.
Конкурентов новым проектам жилья в Кронштадте сейчас нет. На острове только два современных жилых комплекса — ЖК «Амазонка» и МЖК «Фортеция. Жизнь на побережье». Первый квартал ввели в эксплуатацию в 2016 году, второй — в 2020-м. В МЖК «Фортеция. Жизнь на побережье» осталась в продаже одна квартира по переуступке. За 5 млн рублей тут можно приобрести «однушку» площадью 30 кв. метров.
Напомним, что проект «Остров фортов», который призван сделать Кронштадт туристско-рекреационным кластером международного уровня. Помимо новостроек и социальной инфраструктуры там хотят возвести музей военно-морской славы с конгрессно-выставочным центром, океанариум, канатную дорогу к форту «Император Александр I» (его, а также «Кроншлот» и «Пётр I» отреставрируют). Запланированы два отеля в общей сложности на 400 номеров, яхт-клуб при котором появится эллинг площадью 6 тыс. кв. м и апартаменты — на 13,9 тыс кв. м.
Сейчас стартовали общественные обсуждения изменений в ППЗ. Они проходят онлайн и продлятся до 15 февраля 2021 года.
Градостроительная концепция развития Кронштадта
Кронштадт
Кронштадт территория, которая обладает особым символическим статусом, сложившейся четкой идентичностью. Образ территории тесно связан с драматичными событиями истории России, рождает целую цепочку ассоциаций: становление Санкт-Петербурга и российского флота, морские сражения, географические открытия, переломные моменты в судьбе страны, технические открытия и эксперименты.
В Кронштадте насчитывается около 300 памятников истории, архитектуры, культуры, техники, включая уникальные гидротехнические и оборонительные сооружения, здания и ансамбли: Морской собор, форт Кроншлот, первый в мире самосливной канал — Петровский док и др. Историческая часть города и Кронштадсткая крепость в 1990 г. включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (в составе объекта «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников»).
С учетом историко-культурной значимости Кронштадта, одним из ключевых принципов концепции его развития должно быть сохранение идентичности. Этот принцип требует бережного отношения к наследию, совместимости различных стилей и элементов, отсутствия резких диссонансов. Новые зоны притяжения и точки роста города должны обладать функциями, связанными с самоидентичностью Кронштадта, его уникальной историей. Прежде всего, это становление российского флота, морские сражения, военные подвиги, уникальные фортификационные сооружения, технические открытия и эксперименты. Именно поэтому исторический центр города необходимо восстановить и музеифицировать, наполнив его функциями, соответствующими духу города.
Общая направленность концепции развития города:
Существующая транспортная связь Кронштадта с Санкт-Петербургом
В настоящее время Кронштадт соединен с материком единственной автомобильной дорогой, пролегающей на комплексе дамб и смежных водопропускных и судопропускных сооружений. Для полноценного включения Кронштадта и фортов в основной туристический маршрут по достопримечательностям Санкт-Петербурга и окрестностей необходима скоростная железнодорожная связь, улучшение водной навигации, в том числе, развитие малых пристаней и портов и восстановление регулярного воздушного сообщения.
Предложение по транспортной интеграции Кронштадта
Транспортная интеграция Кронштадта и его фортов с Санкт-Петербургом и окрестностями предполагается при помощи восстановления и создания регулярных водных маршрутов, новых причалов, яхт-клубов. Планируется запуск скоростного железнодорожного сообщением Кронштадт- СанктПетербург, маршрутами из Финляндского, Витебского и Балтийского вокзалов. На территории Кронштадта предлагается внедрение маршрутов экологичного городского транспорта – электробусов.
Интеграция и связь основных культурных центров Кронштадта
Кронштадт и окружающая его цепочка фортов замыкают собой «золотое кольцо» архитектурных, природно-ланшафтных, деловых и спортивных центров Санкт-Петербурга. Новые транспортные связи должны улучшить доступность туристических и культурных объектов и поспособствовать полноценной интеграции морского города-крепости и его оборонительных сооружений в ряд наиболее посещаемых мест как для туристов, так и для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Схема транспортной связи фортов с Кронштадтом и Санкт-Петербургом
Для защиты Санкт-Петербурга с моря была построена цепочка оборонительных сооружений-крепостей — форты Кронштадта, состоящие из 21 укрепления, 17 из которых расположены в Финском заливе. Многие из фортов находятся в упадническом и заброшенном состоянии, однако объекты и постройки хранят в себе огромный туристический потенциал. Концепция предполагает реставрацию, консервацию и устройство музейных площадок, пристаней, налаживание туристических водных маршрутов. Помимо этого, предлагается объединение северного ряда фортов путем устройства подъемников на опорах, для организации круглогодичного доступа туристов на острова и создания новых видовых точек на Кронштадт.
Обитаемый остров: что не так с мегапроектом в Кронштадте
На Петербургском экономическом форуме был представлен проект АНО «Кронштадт. Остров фортов», курируемый Ксенией Шойгу, дочерью министра обороны. Проект, координатором которого выступает Газпромбанк, предусматривает создание в Кронштадте туристического кластера. Главная идея состоит в объединении трех фортов — «Александр I» («Чумной»), «Пётр I» и «Кроншлот». Помимо этого, планируется создание исследовательских лабораторий, детского технопарка, океанариума, дайвинг-центра, гостиниц, музеев и мощной инфраструктуры общепита. За счёт этого инициаторы проекта рассчитывают за 5 лет увеличить туристический поток в Кронштадт с нынешних 1,5 млн до 5 млн человек в год.
Как сообщил РБК Петербург заместитель министра обороны РФ Тимур Иванов, проект «Кронштадт. Остров фортов» планируется реализовать «с задействованием одновременно организационных, технических и других необходимых ресурсов на федеральном, региональном и бизнес уровнях». «С учетом же огромного опыта у военного ведомства и Газпрома в успешной реализации инфраструктурных макропроектов по всей стране, создание туристического кластера в Кронштадте просто не имеет серьезных проблем», — отметил он.
По словам Тимура Иванова, «все вопросы по земельным участкам решаются планово, и в строгом соответствии с законодательством». Он также добавил: «Жители и администрация Кронштадта, насколько мне известно, поддерживают данный проект».
Отметим, что это не первый мегапроект по развитию Кронштадта. Ранее предлагалось создание в городе судоремонтного завода, переезд в Кронштадт всех военно-морских учебных заведений Петербурга. Однако до реализации ни один из этих проектов не дошел. РБК Петербург попросил экспертов назвать причины неудач и рассказать о недостатках новой концепции.
Наталья Трунова, вице-президент Центра стратегических разработок:
Однако любой крупный проект сталкивается с рядом организационно-финансово-юридических проблем, а в Кронштадте эти проблемы гипертрофированы. Одна из главных — наличие разных форм собственности на этой территории (федеральной, региональной и частной), поэтому вопросы передачи земельных участков от одного собственника к другому решаются очень долго. Большинство из объектов — объекты культурного наследия федерального и регионального уровня. Это тоже усложняет и делает очень дорогим любой проект.
Любой крупный проект сталкивается с рядом организационно-финансово-юридических проблем, а в Кронштадте эти проблемы гипертрофированы.
Одним словом, процедура устроена таким образом, что люди успевают устать еще до того, как пройдут половину пути к реализации проектов. Только ногу занесли — а уже кажется, что полная безнадёга. Именно поэтому большинство крупных проектов заканчиваются еще на начальном этапе.
Отдельный вопрос — как жители Кронштадта отнесутся к идее сделать его крупным туристическим центром. Недавний опрос населения, который проводил социологический центр «Платформа», показал, что сейчас это не туристический город. Поэтому если очередной мегапроект дойдет до стадии реализации, у жителей вполне может возникнуть вопрос: «А почему нас не спросили?» И этот риск тоже надо учитывать.
Тем не менее экономические предпосылки для таких проектов, безусловно, есть. Сейчас там главной точкой притяжения для туристов там является Морской собор. И по разным подсчётам сейчас Кронштадт посещает ежегодно чуть более миллиона туристов (это туристы-однодневки). Это иллюстрация потенциала Кронштадта: если в городе появятся новые точки притяжения, туристический поток значительно усилится.
Обычно комплексные проекты туристических кластеров начинают окупаться лишь через 10-15 лет. Ожидать окупаемости за 3-5 лет бессмысленно. Поэтому сложно оценить экономическую эффективность такого проекта. На такой срок ни один банк денег не даст, потому что банкиры тоже понимают, что за 5 лет проект не окупится. А на 10-15 лет денег никто не даст.
В то же время веский аргумент в пользу проекта — в том, что Петербургу обязательно нужно развивать новые направления в пригородах, так как в рамках ранее утвержденной стратегии будет происходить увеличение потока. Уже сейчас более 8 млн туристов в год. У нас пригороды, которые являются обязательными к посещению — Петергоф, Пушкин и др. — уже работают на пределе своих возможностей. Не случайно ни один житель Петербурга в июле месяце в эти парки не поедет, поэтому вопрос о новых туристических направлениях стоит очень остро».
Олег Паченков, директор Центра прикладных исследований Европейского университета:
Нет его и в новой концепции. Она, например, не учитывает, что фортов около двадцати и все они являются уникальными инженерно-архитектурными сооружениями, плюс у каждого есть своя история. Однако в новом проекте всё вертится вокруг фортов «Александр I» и «Кроншлот».
Игнорируют авторы концепции и то, что в Кронштадте есть заповедник «Западный Котлин» (государственный природный заказник регионального значения на острове Котлин — ред.), который тоже имеет туристический потенциал, но иного рода. Тысячи туристов, которые будут приезжать в историческую часть города, где находятся основные достопримечательности, могут представлять угрозу для заказника. Фактически у нас есть два Кронштадта: один — активный, культурный и туристический, а другой — тот, в котором больше природы, тишина и шикарные закаты. Я считаю, что эти две части должны дополнять одна другую, составлять альтернативу одна другой. Их развитие следует планировать по-разному. Но в новом проекте о западной части вообще не идёт речи. А если ее развитие с учетом ее особенностей не спланировать, оно пойдет хаотично и территория может пострадать от наплыва туристов
Мне кажется, что проект «Кронштадт.Остров фортов» придуман в Москве, и ни с кем не обсуждён в Кронштадте — ни с арендаторами фортов (большая их часть передана в аренду частным структурам на 49 лет), ни с администрацией города, ни с местными жителями. Сейчас это выглядит странно: каждый пытается пролоббировать свою идею и получить под нее огромные федеральные деньги.
Осуществляя подобные проекты, мы влезаем в жизни тысяч людей, которые там живут. Однако авторы концепции делают вид, что Кронштадт — это необитаемый остров.
С местными жителями — отдельная проблема. Нужно понимать, что, осуществляя подобные проекты, мы влезаем в жизни тысяч людей, которые там живут. Однако авторы концепции делают вид, что Кронштадт — это необитаемый остров. А ведь вполне возможно, что жители Кронштадта не горят желанием жить в туристическом кластере, они хотят жить просто в нормальном, полноценном городе. И то, что их интересы не учитываются, — это варварство, с точки зрения городского планирования. Потому что планировать надо жизнь города в целом, а не одну узкую отрасль.
Чтобы соблюсти баланс интересов, нужно иметь чёткую схему поэтапного развития. Нужно начинать с мелких шагов и наблюдать, какой эффект они дают. И тогда миллиардные бюджеты не потребуются. Концептуально я бы начинал с плана на 15 лет с детальным пониманием того, что произойдёт в первые пять лет, потому что экономический контекст меняется и продумать план развития на 10 лет вперёд сложно».
Справка:
Учредителем автономной некоммерческой организации «Кронштадт. Остров фортов» выступает Министерство обороны России. Координатором проекта — «Газпромбанк», советником заместителя председателя правления которого является дочь министра обороны России Ксения Шойгу. Она же — член рабочей группы по вопросу развития Кронштадта.
Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции.
Золотой Кронштадт: как из города сделают остров мечты
Смольный не первый год говорит о развитии Кронштадта. Но на этот раз чиновники обещают — все серьезно: строить новую жизнь в городе будут за деньги федерального и городского бюджетов и инвесторов. За план развития Кронштадта отвечает проектный офис Управления стратегическим развитием Кронштадтского района. Его руководитель — спецпредставитель губернатора по экономическим вопросам и бывший глава комитета по экономической политике и стратегическому планированию Анатолий Котов не скрывает, что на изменение Кронштадта уйдет немало денег. По его мнению, потраченные средства окупятся благодаря туристам и инвесторам.
Пришли решать самые большие проблемы
«Самые большие проблемы с точки зрения показателей у нас в Кронштадте».
«Поверьте мне, как специалисту, самые большие проблемы с точки зрения показателей у нас в Кронштадте. Я обращаю внимание на показатели средней заработной платы, обеспечению жилой площадью. Простые показатели. Там показатели смертности выше. Это факт», — рассказал Анатолий Котов корреспонденту MR7.ru.
Низкие социальные показатели Кронштадта стали одной из причин того, почему власти затеяли этот масштабный проект. По словам Анатолия Котова, Кронштадт находится на последнем месте по большинству социально-экономических показателей в Санкт-Петербурге.
По данным Петростата, в первую половину 2018 года у жителей острова оказалась самая маленькая зарплата в сравнении с другими районами Петербурга. Если средняя зарплата среди жителей Петербурга составляет 69,4 тысяч рублей, то в Кронштадтском районе среднемесячная зарплата на одного человека 52 тысячи рублей. Показатель Кронштадта оказался последним в рейтинге среди районов Петербурга.
Котов уверен, что работа проектного офиса поможет городу избавиться от ярлыка худшего района.
«Мы из Кронштадта пытаемся сделать жемчужину. Мы должны сделать там очень лакомый и привлекательный кусочек [Петербурга]», — считает Котов.
Кронштадт пополнится военными
По мнению Котова, на лучшую жизнь кронштадтцы смогут рассчитывать по итогам притока туристов и перевода военных. Власти Петербурга в 2017 году решили перенести на остров из Ленэкспо Военно-морской салон (ВМС) — международную выставку в области кораблестроения, судостроения и морских вооружений. Но идею отложили из-за споров о точном месте проведения выставки.
Фото: Сергей Николаев/архив MR7.ru
По словам Котова, Военно-морской салон все равно перенесут в Кронштадт. Организаторы вновь обсуждают новое место для выставки, но в 2019 году ВМС пройдет на Васильевском острове.
Еще одна причина, почему город задумался решить проблемы Кронштадта, — перевод на остров нескольких военно-учебных и военно-научных учреждений морфлота.
По оценкам Анатолия Котова, в Кронштадте будут учиться и работать около 10 тысяч военных моряков.
Ни Анатолий Котов, ни пресс-секретарь администрации Кронштадтского района Андрей Краснобаев, ни в пресс-службе Западного военного округа не смогли назвать эти ВУЗы, предложив обратиться в Министерство обороны. Редакция MR7.ru направила запрос в Минобороны. На момент публикации ответ из ведомства не получен.
Кроме Военно-морского салона и перевода учебных заведений в Кронштадте открывают военно-патриотический парк Вооруженных сил РФ «Патриот». С 2015 года парк «Патриот» работает в Московской области.
Парк «Патриот» в Кронштадте, апрель 2019 года
Кронштадтский военный парк сейчас работает частично. В пресс-службе Западного военного округа рассказали корреспонденту MR7.ru, реконструкция объектов парка будет идти до конца 2019 года.
Неизвестно, откроют ли «Патриот» полностью в 2020 году. В ЗВО не скрывают, что одна из проблем затяжного ремонта — долгое согласование работ по объектам ЮНЕСКО.
Руководитель ФГАУ «ВППКИО «Патриот» ЗВО Андрей Кононов также не стал говорить о точных сроках, когда парк будет полностью готов. В комментарии корреспонденту MR7.ru Кононов сообщил, что территорию будущего парка пока не приняли.
«Мы ждем приказа Министерства обороны, департамента имущественных отношений о передаче территории. Идет анализ того, что мы будем принимать и что мы будем делать. Та концепция, которая была составлена раньше по развитию парка «Патриот», будет меняться», — рассказал Кононов.
Парк «Патриот» в Кронштадте, апрель 2019 г.
Источник: Игорь Руссак
Парк «Патриот» в Кронштадте, апрель 2019 г.
Источник: Игорь Руссак
Парк «Патриот» в Кронштадте, апрель 2019 г.
Источник: Игорь Руссак
Парк «Патриот» в Кронштадте, апрель 2019 г.
Источник: Игорь Руссак
Парк «Патриот» в Кронштадте, апрель 2019 г.
Источник: Игорь Руссак
Парк «Патриот» в Кронштадте, апрель 2019 г.
Источник: Игорь Руссак
Парк «Патриот» в Кронштадте, апрель 2019 г.
Источник: Игорь Руссак
Андрей Кононов сказал, что руководство «Патриота» тесно работает с проектным офисом по развитию Кронштадтского района. У коллег пока нет точных сроков по окончанию работы над проектом развития Кронштадта. Впрочем руководитель проектного офиса Анатолий Котов сообщил, что у «Патриота» пока тоже нет дат, когда парк заработает в полную силу.
«Денег не всегда хватает»
Власти надеются сделать из Кронштадта туристический центр. По словам руководителя проектного офиса по развитию Кронштадта Анатолия Котова, комитет по развитию туризма готов потратить 8 млн рублей из городского бюджета на оценку туристического потенциала Кронштадтского района. Конкурс должны объявить в ближайшее время.
Анатолий Котов видит как минимум три направления туризма в Кронштадте: экскурсии по памятникам, посещение фортов и православные круизы.
У проектного офиса есть примерный план круизов, которые власти хотели бы предложить петербуржцам и гостям города. Один из них «Православные святыни Северо-Запада»: «От Морского собора на кораблике в Петербург, потом в крепость Шлиссельбург, Иоановскую церковь, а там либо Валаам, либо Великий Новгород».
Кроме водных экскурсий в Кронштадте хотят пускать туристов на форты, часть которых относится к парку «Патриот». Но форты, по словам Котова, нужно ремонтировать, а сейчас они находятся в «неопределенном состоянии».
«Это проблема государства. Там не без проблем. Мы должны провести большую работу по восстановлению фортов. Именно на это денег не всегда хватает», — сообщил Анатолий Котов, уточнив, что часть средств на восстановление фортов попросят у Москвы.
Восстановить за деньги федерального бюджета хотят форты «Кроншлот», «Александр I», «Петр I», Южную стенку и Петровский док.
Кронштадту хотят подарить скоростной трамвай?
Улучшить транспортную доступность Кронштадта власти хотят уже не первый год. Смольный в 2016 году показал план с новой развязкой КАД и тремя новыми дорогами на острове. Пока жители Петербурга и туристы добираются до Кронштадта только по Кольцевой автодороге. Единственная на острове развязка КАД ведет на Кронштадтское шоссе, которое с 2020 года будут расширять на деньги города.
Фото: Игорь Руссак
Кронштадтское шоссе
Власти вновь обещают за счет петербургского бюджета продолжить строительство Цитадельского шоссе и сделать дорогу к экспонатам парка «Патриот» на западе острова.
По плану в восточной части Кронштадта должна появиться Северная дорога, которая будет вести к военным городкам. Власти ждут, что деньги на строительство трассы дадут из федерального бюджета.
Фото: gov.spb.ru
Проект транспортного развития Кронштадта от 2016 года.
Существующие планы хотят дополнить, пожалуй, фантастической идеей — построить скоростной трамвай или электричку. Железнодорожные пути предложили проложить по акватории Финского залива от «Лахта центра» с остановками на фортах.
По словам Анатолия Котова, построить железную дорогу смогут, если ее оплатят из федерального бюджета. Котов отметил, что проект только обсуждается. Пока рано утверждать, что скоростной трамвай появится от «Лахта центра» до Кронштадта.
Умный Кронштадт
На территории 18-го квартала в Кронштадте создадут пример «умного города». Одна из финских компаний хочет сделать подземную вакуумную систему по раздельному сбору мусора, — рассказал Анатолий Котов.
В 2022 году в Кронштадте построят «умную поликлинику». Конкурс на строительство здания новой больницы должны вот-вот объявить. По словам Котова, поликлиника будет работать по финским технологиям, которые позволят кронштадтцам забыть об очередях.
В Кронштадте обещают сделать современный арт-центр. Котов рассказал, что ранее были договоренности с Эрмитажем о создании экспозиции. Но здание, где планировалась выставка, забрали себе военные.
Районная администрация в 2019 году планирует открыть парк в корейском стиле «Ичхон» недалеко от КАД. Чиновники готовы заплатить около 80 млн рублей на создание парка.
Фото: Игорь Руссак
Парк «Ичхон»
Ни сроков, ни денег
«В чем проблема инвесторов? У них есть деньги. У нас денег в стране просто немерено. Просто бизнесу некуда их вложить. Бизнесу нужны проекты. Он [инвестор] видит проект и, если он видит там окупаемость, он придет. Если у нас не хватает денег, надо с ним [бизнесом] договариваться. Другого варианта нет. Деньги либо в бюджете, либо у бизнеса», — считает Котов.
Кроме того, городские власти хотят попросить часть средств из федерального бюджета.
Сколько времени потратят на полное изменение Кронштадта, тоже неизвестно. По словам Котова, власти пока определяют «объем функций», чтобы на примере города на острове показать «новую технологию управления».