Что спросить у риэлтора при первой встрече
Журнал Домклик
Недвижимость
Какие вопросы задать продавцу недвижимости перед покупкой
В статье расскажем, какие вопросы задать продавцу квартиры или дома перед покупкой — выясняли вместе с экспертом по недвижимости Феликсом Альбертом.
Почему важно задавать вопросы продавцу недвижимости
Покупка квартиры или дома для большинства людей — это серьезная сделка на сумму в несколько миллионов рублей. Мало кто из обычных людей часто покупает и продает недвижимость, для многих такие сделки являются редкостью.
Именно поэтому перед покупкой очень важно задать продавцу правильные вопросы. Все вопросы продавцу недвижимости можно условно разбить на три группы.
Вопросы о недвижимости
Цель этих вопросов — выяснить все важные характеристики недвижимости и решить, подходит ли она вам как будущему владельцу. Есть ли у нее критические недостатки? Ответ на этот вопрос поможет вам понять, сколько денег и времени понадобится вложить в недвижимость и найти причины для торга.
Феликс Альберт, эксперт по недвижимости
Вопросы о документах
Вторая группа вопросов — это вопросы про документы. Важно понимать, есть ли риски оспаривания прав собственности и, если они есть, как их устранить. Также следует помнить, что эти риски являются серьезным основанием для торга.
Проверьте недвижимость перед покупкой с помощью сервиса « Юридическая проверка недвижимости »
Вопросы о потребностях продавца
Это очень важная группа вопросов. Ведь если у продавца нет потребности продать недвижимость (такое действительно встречается), то первые две группы вопросов теряют всякий смысл.
Как вести переговоры риэлтору: 7 золотых правил
По данным ВЦИОМ, каждый четвертый россиянин планирует покупку жилья в ближайшие 5 лет. Для агентств недвижимости это миллионы потенциальных клиентов, и к каждому надо найти подход. Поможет в этом техника переговоров риэлтора. В чем она заключается, мы узнали у опытных агентов.
Содержание:
Этапы переговоров с клиентом
Работа риэлтора строится на умении договориться — с клиентом, контрагентом, банком. От этого зависит его доход. Давайте сосредоточимся на алгоритме ведения переговоров риэлтора с клиентом:
Быстрее и проще проходить по этим этапам помогает техника переговоров. В чем она состоит? Мы собрали советы опытных риэлторов и определили 7 правил общения с клиентами.
7 золотых правил переговоров
Задавайте правильные вопросы
От первого телефонного разговора с потенциальным клиентом зависит, станет он вашим или нет. Эта беседа не должна быть пространной и размытой. Сразу выясняйте подробности.
Светлана Муханова, гендиректор компании «Мэтр Роше Соло» (Москва):
— При первом звонке нужно выслушать клиента, выяснить его готовность к продаже объекта. Обязательно нужно обозначить конкретику: узнайте, сколько времени он уже пытается продать или сдать помещение, сколько было показов. Много, мало, давно – это не ответы. Нужно выяснить точные цифры.
В процессе разговора нельзя перебивать клиента. Но в то же время нужно взять инициативу беседы в свои руки. Не стоит произносить больше двух предложений подряд. Старайтесь вести лаконичный диалог: вопрос – ответ.
Расскажите, что вы будете делать
Чтобы продать недвижимость быстро и выгодно, нужна хорошая реклама. И о том, как вы собираетесь продвигать объект, стоит сообщить заранее.
Павел Степанченко, гендиректор компании «Мир недвижимости» (Серпухов):
— Чтобы клиент захотел заключить с вами договор, расскажите, как вы планируете продавать его объект. В идеале квартира продается за 2 недели. Но для этого надо вызвать хороший спрос с помощью рекламы. Расскажите, на каких ресурсах разместите объявления, какие инструменты для этого используете. На дворе 21 век, и в уважающем себя агентстве все процессы должны быть автоматизированы. Однажды мне попалось отличное объявление о поиске риэлтора. Там было написано: размещателям на AVITO и ЦИАН просьба не беспокоиться. Прямо в точку. Потому что в наше время риэлтор – это, в первую очередь, переговорщик, а не размещатель объявлений.
Автоматизировать работу риэлтора помогает профессиональное программное обеспечение. Самое популярное — CRM-система для риэлтора. Например, отраслевое решение SalesapCRM. С его помощью можно разместить объявление сразу на 213 сайтов недвижимости всего за 1 минуту.
Так выглядит автовыгрузка объявлений из SalesapCRM
Экономьте время: свое и клиента
Если отправить клиента на 20-30 неудачных показов, он устанет и начнет сомневаться в вашем профессионализме. Лучше меньше, да лучше 🙂 Поэтому на начальной стадии общения разузнайте у клиента максимум параметров, которым должно соответствовать жилье: определенный район, этаж, какой вид он хочет наблюдать из окна и т.д. Все это нужно изучить заранее.
Олеся Рудакова, брокер по недвижимости (Щелково):
— Квалифицируйте запросы клиента до показов. Нужно выяснить, чего хочет клиент, чего ждет от покупки недвижимости. Затем выбирайте несколько объектов, подходящих под запрос, и проводите показ. Так вы сможете сэкономить и свое время, и время клиента.
Когда риэлтор находит несколько подходящих объектов, их все же надо посмотреть. Объехать все подряд — значит потратить время. При этом можно так ничего и не выбрать. Как не перегрузить клиента объектами?
Для этого у риэлтора есть функциональный помощникв виде CRM-системы. Она позволяет заранее показать клиенту презентации объектов, чтобы он оценил варианты и выбрал, какие хочет посмотреть в живую. Это так просто: вместо того, чтобы по телефону перечислять клиенту адреса и характеристики объектов, можно просто нажать в CRM одну кнопку, и программа автоматически создаст аккуратную презентацию в PDF-формате — с указанием всех параметров квартиры и ее фотографиями. Еще один клик — и вы отправили презентацию на email клиента.
Так выглядит в SalesapCRM презентация объекта в PDF-формате
Полюбите возражения
Работа с возражениями – один из главных навыков любого продажника, будь то риэлтор или продавец мороженого. Порой кажется, что это поединок, в котором должен выжить сильнейший. На самом деле это не так.
Павел Степанченко, гендиректор компании «Мир недвижимости» (Серпухов):
— Возражения надо полюбить! Мы же торгуемся на рынке и считаем это нормальным. Здесь принцип такой же: продавец хочет дорого продать, а покупатель — дешево купить. Отнеситесь к этому этапу переговоров как к увлекательной игре.
Будьте честны, пунктуальны и выполняйте обещания
Честность и порядочность входят в Профстандарт для специалистов по работе с недвижимостью. Это свод этических норм, который разработали эксперты Торгово-промышленной палаты России в 2018 году. По данным Минтруда, документ ляжет в основу проверки квалификации риэлторов. Поэтому придерживаться его надо обязательно.
Юлия Плетнева, бизнес-тренер, эксперт, юрист по недвижимости (Москва):
— Это базовые качества агента по недвижимости. Здесь можно говорить не только о честности по отношению к клиенту или контрагенту, но и к самому себе. Только честная оценка ситуации и правильная стратегия переговоров позволят добиться успеха и избежать негативных последствий — например, если вы скроете факты.
Если вы хотите вызывать уважение и доверие клиентов, не позволяйте себе забывать о данных обещаниях или опаздывать на встречи.
Олеся Рудакова, брокер по недвижимости, (Щелково):
— Агент должен придерживаться правила: пообещал – сделай! Часто риэлторы боятся принести плохую весть, если что-то не так с объектом или с документами. Я советую: звоните сразу и говорите всё как есть. Так клиент будет больше вам доверять. И, конечно, нельзя опаздывать — цените время клиента.
Риэлтор – тоже человек, он может закрутиться в потоке дел, звонков и встреч. Этот поток можно структурировать и автоматизировать с помощью CRM. В системе есть функции, которые помогут соблюдать пунктуальность:
Сохраняйте нейтралитет
Когда агент по недвижимости является риэлтором сразу и для продавца, и для покупателя, при переговорах нужно быть особенно внимательным и дипломатичным.
Олеся Рудакова, брокер по недвижимости (Щелково):
— В таких случаях риэлтор должен сохранять нейтралитет между клиентами. Покажите, что защищаете интересы каждого из них. Тогда вам удастся оказывать влияние на обе стороны сделки.
Если покупатель не может решиться, схитрите: позовите подставного клиента. Пусть он скажет, что на днях увидел объект, который не решается купить ваш настоящий клиент, и срочно хочет его приобрести. Это может резко ускорить принятие решения.
Рассказывайте о выгодах и держите паузу
Во время каждого этапа переговоров риэлтор стремится к определенной цели: заключить эксклюзивный договор, отстоять размер своей комиссии и т.д. Но другие стороны сделки тоже должны знать о своих выгодах.
Александр Санкин, бизнес-тренер, президент Профсоюза риэлторов (Москва):
— Я называю это Правилом трансляции выгод. Постоянно рассказывайте всем участникам переговоров — будь то клиенты, оценщики или банковские служащие — их преимущества участия в вашей сделке. Количество выгод должно поражать их воображение. Стройте диалог примерно так: «Вы получите вот это и вот это, и еще вот это в придачу, если поможете мне получить всего лишь вот это».
После того, как вы расскажете партнерам о выгодах, дайте им время подумать. Впрочем, и сами не торопитесь с ответами.
Александр Санкин, бизнес-тренер, президент Профсоюза риэлторов (Москва):
— Это называется Правилом паузы. В переговорах выигрывает тот, кто может позволить себе взять более длительную паузу. Она придает значимость решению: раз предложение обдумывали, значит понимают, на что идут. В дальнейшем тот, кто брал паузу, получает в переговорах психологическое преимущество.
Если вы хотите не просто быть профи, но и обойти всех конкурентов, используйте все последние достижения в области IT. Зарегистрируйтесь в системе SalesapCRM, и протестируйте ее бесплатно в течение 7 дней. Этого хватит, чтобы понять, насколько проще работать, если бизнес-процессы автоматизированы. Освободите себя и своих сотрудников от рутины, направьте энергию на получение 100% результата.
Автор: Елена Зайцева
Хотите эффективнее работать с недвижимостью?
Оцените статью по пятибалльной шкале
Средняя оценка 4.1 / 5. Количество оценок: 12
Что спросить у продавца квартиры: топ-7 вопросов риелтора
По мнению авторов блога «Юрист по недвижимости», каждая сделка изначально считается рискованной. Однако с некоторыми объектами риск слишком высок, а с какими-то — минимальный. Мы решили разобраться, что риелтору нужно узнать у продавца квартиры, чтобы в будущем клиент-покупатель не остался без жилья и без денег.
Содержание
Какие риски несет покупатель
Самый серьезный риск при покупке квартиры — потерять ее уже после сделки. Это может произойти в следующих случаях:
Если первые два пункта риелтор обязательно проконтролирует, то с третьим все не так просто. «Третьим лицом» может оказаться неизвестный ранее наследник, бывший супруг (супруга) продавца, несовершеннолетний, чьи права были нарушены при приватизации, и т. д.
Полностью исключить такой вариант развития событий невозможно, но обезопасить покупателя нужно. Поэтому важно знать, какие вопросы нужно задать продавцу квартиры, чтобы убедиться, что объект не находится в зоне повышенного риска.
Покупка квартиры: 7 вопросов продавцу
Первое, что нужно спросить у продавца квартиры, — соответствует ли объект требованиям покупателя: количество комнат, этаж, тип дома, район, инфраструктура и т. д. Эти вопросы индивидуальны, поэтому рассматривать их тут мы не будем. Лучше перечислим, что спросить у продавца при покупке квартиры, чтобы максимально снизить возможные риски для покупателя.
Собственники
Спросите, кто является собственником продаваемой недвижимости.
Квартиру по доверенности часто продают мошенники. Если покупатели все же намерены приобрести такую квартиру, требуйте присутствия собственника при заключении сделки.
— Как обезопасить себя при проведении сделки по нотариальной доверенности:
1. Проверьте документы собственника;
2. Сверьте данные со свидетельством о государственной регистрации права.
Если собственник не может принять участие в сделке, убедитесь, что нотариальная доверенность подлинная. Найдите нотариуса, указанного в доверенности, обратитесь к нему и попросите подтвердить подлинность.
Доверенность можно также проверить с помощью сервиса проверки доверенностей на сайте Федеральной нотариальной палаты.
Кто зарегистрирован
Помимо тех, кто владеет правом собственности на жилье, есть и те, кто имеет право им пользоваться. Проще говоря, кто прописан в квартире.
В идеале к моменту выставления объекта на продажу все зарегистрированные жильцы должны выписаться из него. Но это не всегда возможно. Тогда в договоре купли-продажи оговаривается срок, к которому все жильцы должны сняться с регистрационного учета. При этом можно не доплачивать продавцу полную сумму, пока все не выпишутся.
Впрочем, выписать их можно по суду: закон на стороне приобретателя. Однако есть категории жильцов, которые имеют право пожизненного проживания даже после продажи недвижимости. Если они не выписываются добровольно, то их нельзя снять с учета принудительно, даже по решению суда:
Если есть хоть один зарегистрированный из этих категорий, то это квартира с обременением. Что делать в таком случае, мы расскажем ниже.
Для того, чтобы понимать, кто зарегистрирован в квартире сейчас и был зарегистрирован ранее, необходимо запросить у собственника расширенную выписку из домовой книги.
Обременения
Помимо ренты и зарегистрированных жильцов, на квартире могут быть следующие обременения, которые сильно усложняют ход сделки или вообще ему препятствуют:
Большинство обременений каждой конкретной квартиры отражено в Росреестре: рента, залог, аренда сроком от года, доверительное управление, арест.
Чтобы получить эту информацию, закажите выписку из ЕГРН. Получить ее можно самостоятельно на сайте Росреестра или в МФЦ. Документ предоставляют в течение пяти рабочих дней.
Если вы не хотите выплачивать долги прошлых владельцев квартиры, проверьте, не висят ли на квартире задолженности по коммунальным платежам и капремонту. Справку с этой информацией вы можете получить в ЖЭКе.
Каким образом была получена квартира
Обязательно спросите, на основании чего возникло право собственности. Помимо договора купли-продажи это может быть договор приватизации, ренты, дарственная, свидетельство о праве на наследство. Практически в каждом случае могут быть нюансы.
Длительность права собственности
Если квартира находится в собственности менее трех лет, обязательно уточните два момента:
1. Готов ли собственник указать в договоре полную сумму. Если владелец хочет уйти от налогов и указать в договоре купли-продажи только 1 млн рублей вместо 2 млн рублей, которые вы реально ему отдаете, а остальную сумму прописать в отдельном соглашении, то узнайте у покупателя, готов ли он на это.
2. По какой причине собственник продает жилье. Тут все зависит от конкретной ситуации и даже реакции продавца на вопрос.
Например, если человек спокойно отвечает, что получил квартиру в наследство от бабушки, сам показывает документ, объясняет, что в жилье не нуждается и хочет вырученные деньги, например, куда-нибудь вложить, то вероятно, никакого преступного умысла у него нет.
А если он начинает нервничать, документы показывает неохотно, явно торопится с продажей — тут впору насторожиться и поискать другой вариант: вполне возможно, квартира была получена им незаконно, и ваша сделка может быть расторгнута. Особенную дотошность стоит проявить, если наследство было получено не от родственника.
Как долго собственник владеет квартирой, вы можете узнать из выписки из ЕГРН. Если в течение года владелец квартиры стал наследником, получил свидетельство о собственности и тут же выставил квартиру на продажу, нужно с большой осторожностью отнестись к такому объекту.
Семейное положение собственника
На практике это чревато тем, что спустя время может объявиться бывшая жена (или муж) продавца и оспорить сделку. Если есть связь с супругом, то необходимо получить от него согласие на проведение сделки.
Частично обезопасить покупателя можно, включив в договор пункт о том, что все возможные споры с бывшими членами семьи (а также с другими наследниками) продавец решает самостоятельно. Это не исключает полностью риск расторжения сделки по суду, но поможет его снизить.
Вид продажи
Свободная продажа — собственник просто продает квартиру. Если все в порядке с документами, то выход на сделку возможен в ближайшее время. Поэтому часто покупатели предпочитают именно такой вариант.
Если съехать продавцу некуда, то ему нужно купить новую квартиру в тот же день, когда он продаст старую. Такая сделка называется альтернативой — когда и покупка, и продажа проводятся и регистрируются одновременно. Для покупателя такая сделка не несет рисков, но надо будет подождать, пока продавец найдет встречный вариант. Не всегда покупатели готовы ждать.
Поэтому, если у продавца альтернатива, то узнайте, подобраны ли уже какие-то варианты. По возможности предложите свою помощь — это не только дополнительный доход для вас, но и возможность контролировать сделку. Даже если продавец отказывается от вашей помощи, все равно задайте вопросы, которые помогут вам определить, насколько эта альтернатива легкая, и спрогнозировать, сколько времени понадобится, чтобы выйти на сделку. Разумеется, если покупатель готов ждать.
Бывает, что квартира продается «по лучшему предложению». Чаще всего это не оформлено как аукцион, но по сути именно им и является. Только покупателю решать, готов ли он связываться с аукционом — официальным или нет. Обязательно расскажите ему все тонкости и подводные камни такого вида покупки.
Автор: Анна Иванова, Дарья Милакова
Пользуйтесь S2 CRM семь дней бесплатно
За это время вы поймете, подойдет ли CRM для вашей компании: как работает IP‑телефония, e-mail и sms-рассылки, удобно ли ей пользоватся сотрудникам.
Оцените статью по пятибалльной шкале
Средняя оценка 4.6 / 5. Количество оценок: 31
Какие вопросы задавать риэлтору?
Есть у клиента потребность купить или продать, но не всегда при этом есть у него понимание в целесообразности присутствия риэлтора в процессе купли-продажи или аренды недвижимости.
Обращения клиентов можно разделить на несколько основных:
• Первое, простое обращение для решения задачи с объектом недвижимости (продажа, покупка, аренда) без опыта работы с недвижимостью (и/или с посредниками);
• Последующее (второе, эН-ное, …), уже с не положительным опытом общения и сотрудничества с посредниками и потребностью в поиске профессионала, который закроет вопрос для клиента по недвижимости;
• По рекомендации и отзывам, с предварительным ознакомлением методов работы и профессионализма конкретного риэлтора;
И возможные, другие, относительно редко-встречающиеся случаи…
Печально, когда у клиента не было понимания или мотивации на работу с посредниками, или же он изначально обратился не к совсем «специалистам», которые изначально зацепили его по высокой цене продажи, которую они сделают, но при этом затянули все приемлемые для клиента сроки и по итогу клиент, как правило «просел» еще и в деньгах. Но в данном случае сами клиенты в этом и виноваты, так как изначально несерьёзно отнеслись к выбору посредников, и получилось, как при затянутом заболевании – когда неправильно сделали выбор метода для лечения, или плохого врача.
Что спросить у риэлтора?
Для начала сделайте выбор, по какому критерию идет подбор специалиста. Желательно не по телефону, а на встрече узнайте: в чем разница и какие преимущества у конкретного риэлтора в предоставлении услуг. Так как в большинстве случаев, клиент изначально обращается к риелторам: или посетив агентство недвижимости, или сделав звонок по телефону. Но более продуктивно будет, если общение будет происходить в формате встречи.
Совет: меньше общаетесь по телефону, а все-таки уделите время для личной встречи. У обеих сторон должно появиться взаимное доверие, а для этого, поначалу необходим визуальный контакт. У заказчика услуги должно, появится понимание: какой посредник будет представлять их интересы и находить наилучшие предложения для своего клиента.
Какие вопросы задавать риэлтору при первой встречи
Узнайте, сколько риэлтор работает в данном сегменте бизнеса? Какой опыт работы, в каких агентствах работал? Какие последние сделки закрывал? Есть ли приоритет, с какими объектами работать и в каком сегменте (жилая или коммерческая недвижимость; дома, квартиры или офисы? И т.д.). Какие его основные отличия и преимущества в работе от других риелторов? За что и какую работу его должны вознаградить комиссией: за создание спроса или (как в большинстве случаев отвечают) за размещение в базе, за юридическое сопровождение и еще кучу непонятных услуг (какие не являются по сути риелторскими)? Клиенты должны для себя самих различать информационные услуги и услуги по купле-продаже конкретного объекта по конкретным, заранее оговоренным условиям.
Сможет ли специалист закрыть вопрос (продажа, покупка, аренда)? Какие ему для этого необходимы временные рамки (2-3 недели, месяц-два)? По какой сумме он сможет продать (купить, сдать или снять) объект? От чего он отталкивается в своих выводах по стоимости (или по цене за квадратный метр): делал ли он аналитику, срез рынка, есть ли у него статистика продаж аналогичных объектов за последнее время? Вообще, за какое время он сможет сделать анализ и показать стартовую цену для продажи?
Поинтересуйтесь, какие есть у риэлтора документы, которые позволяют ему вести предпринимательскую деятельность? Параллельно он может вас ознакомить с тем, где он учился (высшие учебные заведения), какие курсы, семинары и мастер-классы он проходил. Или вы поймете, что человек просто случайно оказался в этой профессии, тем самым можно предугадать какие будут предоставлены услуги.
Потом и сам посредник должен узнать о документах на объект недвижимости, готовы ли они для заключения сделки, есть ли какие-либо обременения или ограничения?
Своим клиентам я привожу несколько возможных сценариев развития событий, связанных с предоставлением моих услуг. Общаясь с ними, я привожу пессимистический, базовый и оптимистический. Узнайте, есть ли подобные «фишки» у риелторов, к которым вы обращаетесь? Так как при одном только оптимистическом сценарии, вы рискуете впоследствии, во время процесса, ознакомится еще с двумя. При этом, как показывает практика, возможна потеря времени и денег.
Какую затратную часть по деньгам несет клиент: налоги, комиссия, другие растраты?
Большой мотивацией к работе является эксклюзивный договор на предоставление услуг. Узнайте: по какому принципу работает риэлтор или агентство: по эксклюзивному договору, на устных договоренностях или в качестве информационного посредника?
Клиенты не всегда могут объективно оценить свою недвижимость и во многих случаях она им в разной степени дорога. Кто-то долго строил и вкладывал всю свою душу, кто-то потратил значительный бюджет, у кого-то с объектом связаны воспоминания. И поэтому может произойти переоценка объекта клиентом, которая может повредить дальнейшему процессу. Для этого попросите рекомендации у посредника, каким он видит процесс предпродажной подготовки, во сколько может быть оценено состояние объекта потенциальными покупателями?
Спрашивайте: где будет размещена информация об объекте, насколько быстро смогут найти клиенты информацию об объекте или он затеряется среди тысяч других? Или он будет размещен на топовых позициях? Перепроверьте написанный текст о своей недвижимости, посмотрите на качество фотографий. Уточните по внешней рекламе (баннеры, растяжки), будут ли они размещены на фасаде объекты или поблизости?
И главное, для создания хорошего спроса на объект, риэлтор просто обязан сотрудничать со своими коллегами, а не рассчитывать только на свои силы, поэтому уточните у риэлтора этот момент. Рекомендую еще проведение дня открытых дверей (ДОДа) для посредников, с расчётом на создание дополнительного спроса.
Очень хорошо для самого клиента будет, если он определит рамки предоставления услуг. Тем самым специалист будет находится в рабочем «тонусе» и не отвлекаться на пустяки. Он правильно организует маркетинговую и рекламную кампании, правильно спланирует показы и просмотры недвижимости. Переговорите с посредником по специалистам, которые смогут помочь в завершении всего цикла предоставления услуг (нотариус, юрист, маркетолог, фотограф, строители и т.д.).
Идеальных решений не бывает
Это если кратко и содержательно, то выше я попытался охватить возможные вопросы. Так как ситуации кардинально разняться, то уникального и единого способа общения с риэлтором не существует. Чем больше посредникам будет задано вопросов: зачем и почему, как и что? – тем лучше будет собственное понимание о роли и целесообразности обращения за услугами.
Какие вопросы задать риэлтору при продаже квартиры?
Если взять так и обобщить, то для начала можно спросить: Как продать квартиру? Выгодно, быстрее или дороже?
А потом начинать с деталей самого процесса, профессиональных «фишек». Главная задача риэлтора при продаже – продать дорого и быстро, а для этого необходимо создать максимальный спрос. Так вот, чтобы его создать, у посредника в этом должен присутствовать опыт. Узнавайте как можно больше информации о предыдущем опыте специалиста.
Какие вопросы задать риэлтору при покупке квартиры?
Главное задача риэлтора при работе на покупателя – это найти наилучший объект на рынке, во время поиска, то есть на момент предоставления услуг. И не всегда процесс связан с давлением на интересы собственника и опусканием цены на объект. Ведь при неправильном общении и подходе к сотрудничеству, можно потерять наилучшее предложение.