Что спросить у инвестора

Деньги из будущего. Как отвечать на вопросы инвесторов

Вы — владелец бизнеса, которому необходимы инвестиции, и полагаете, что привлечь их очень сложно. Вы правы, но российский рынок частных инвестиций в бизнес преодолел стагнацию и в прошлом году впервые за несколько лет продемонстрировал рост. По оценкам краудинвестинговой площадки StartTrack, за 2017 год частные венчурные инвесторы вложили 1,9 млрд рублей в 68 компаний, инвесторы краудплощадок — 1,8 млрд рублей в 871 компанию. Несмотря на то, что одни инвестируют преимущественно в капитал, а другие — по договору займа, обе категории инвесторов сталкиваются с похожими проблемами. Практически всегда инвесторам приходится проверять активы, аффилированность и репутацию фаундеров, задавать вопросы о том, на что были израсходованы ранее привлеченные инвестиции, общаться с командой, поставщиками и клиентами, просить показать контракты, даже под видом покупателя посещать точки продаж. Компаний много, а время инвестора ограничено, поэтому лучше как можно раньше задать самые острые вопросы и отсеять неинтересные компании во время интервью.

Обычно перед встречей инвесторы изучают презентацию и отчетность компании — это экономит время и помогает заранее сформулировать ключевые вопросы. Проблема, которую решает продукт, потенциал рынка, конкуренты, возврат и доходность инвестиций, а также условия выхода из бизнеса, если речь идет о покупке доли в нем, — всю эту информацию фаундер должен кратко изложить в презентации. Если она удовлетворит инвестора, готовьтесь отвечать на более сложные и порой неожиданные вопросы, которые многих ставят в тупик.

Вопрос №1. Вы разрабатывали продукт сами?

Будьте готовы к тому, что вас попросят представить инвестору разработчика продукта или технологии. Мы не инвестируем в стартапы, если среди основателей компании нет человека, который хорошо знает, как продукт или технология работает изнутри. Также желательно, чтобы в компании было трое учредителей: один — управленец, другой — опытный продажник, а третий — технический директор. Такой состав мы называем «идеальной тройкой».

Вопрос №2. Почему вы решили делать собственный бизнес?

Вопрос №3. Вы женаты? У вас есть друзья?

Не стоит удивляться, если инвестор спрашивает о личном. Для фаундеров велик риск выгорания. Работать в постоянном стрессе, режиме многозадачности, с грузом ответственности за команду и продукт, да еще в условиях ограниченного времени — это как прокладывать рельсы под идущий поезд. Поэтому учредителям так важна сбалансированная жизнь. Кризис в компании и развод с женой, случившиеся в одно и то же время, могут оказаться разрушительными как для основателя, так и для бизнеса в целом. Бен Хоровиц, сооснователь венчурного фонда Andreessen Horowitz, говорит, что инвестор должен стать для учредителя личным психотерапевтом. Хоровиц считает, что это основная роль, ведь если вы решили вложить свои деньги в проект, то инвестору нужно быть уверенным, что компанией управляет человек с крепкими нервами и устойчивой жизненной позицией.

Вопрос №4. Кто ваши конкуренты?

«У нас нет конкурентов!» — ответ неверный, в наше время это слишком громкое заявление. И, пожалуй, это лучшее, что может сказать основатель, чтобы остановить нас в желании инвестировать. Наивность или неинформированность непременно заведут проект в критическую ситуацию. Может быть, вы удивитесь, но фраза: «У нас очень сильные конкуренты, но мы знаем их слабые места и знаем, как отхватить у них 5% рынка» — звучит гораздо лучше.

Вопрос №5. Зачем вам нужны инвестиции?

Говорить: «Мы не можем выжить без этого раунда» — не для сильного предпринимателя. Инвесторы не любят быть последней надеждой стартапа. «Мы знаем, как расти гораздо быстрее с инвестициями» — вот что мы хотим услышать от стартапа.

Вопрос №6. У вас были кризисы?

Пережитые неудачи иногда важнее, чем взлеты. Не стоит скрывать от инвестора правду. Каждый стартап имеет три или четыре «долины смерти». Когда все идет хорошо, сильная команда работает лучше, но и рядовая может добиваться результатов. А вот в кризис одни продолжают бороться и выкарабкиваться, а другие — сдаются. Просто расскажите, как все было, и докажите, что из кризиса вышли с достоинством (если, конечно, так оно и было).

Вопрос №7. Каких целей хотите достигнуть?

Основатель должен чувствовать себя неуютно, пока не достигнет конечной цели проекта. Промежуточные результаты вроде инвестиционного раунда или выхода на самоокупаемость не повод для отдыха, назначения себе рыночной зарплаты или кэшаута. Пока проект находится на стадии развития, зарплата основателей должна быть ровно такой, чтобы ее хватало на самые необходимые жизненные потребности. Мы приветствуем, когда у фаундера остается солидная доля в бизнесе, и на поздних раундах именно она должна с лихвой компенсировать все тяготы и лишения построения компании.

Источник

Что следует спрашивать у инвесторов, прежде чем они выпишут чек

Что спросить у инвестора. Смотреть фото Что спросить у инвестора. Смотреть картинку Что спросить у инвестора. Картинка про Что спросить у инвестора. Фото Что спросить у инвестора

Ex-редактор направления «Истории».

Привлечение инвестиций – важный шаг в процессе построения компании. Это знаменует собой начало долгосрочных отношений, которые могут продлиться дольше десяти лет. Инвестор Стив Шлафман рассказал в своей колонке на Medium, что следует спрашивать у инвесторов, прежде чем они выпишут чек.

Развитие компании – это не конфетки и единороги. На вашем пути будут невзгоды, испытания и проблемы. Поэтому важно найти правильных инвесторов, которые будут поддерживать вас в хорошие и плохие времена.

Следует рассматривать привлечение инвестиций как двусторонний диалог. Каждая сторона должна присматриваться ко второй. Я понимаю, что хочется как можно быстрее привлечь инвесторов и вернуться обратно к работе, однако выстраивание отношений – очень важно. Это касается обеих сторон.

Тест: привлечёт ли твой стартап финансирование?

Поэтому стоит сначала понять, кем являются ваши инвесторы, прежде чем они выпишут чек. Как это сделать? Задавайте вдумчивые и целенаправленные вопросы. Проявите любопытство. Ваша цель – найти правильного партнера для бизнеса. Прогуляйтесь с ним. Договоритесь встретиться за чашкой кофе или обедом. Узнайте его получше.

Что спросить у инвестора. Смотреть фото Что спросить у инвестора. Смотреть картинку Что спросить у инвестора. Картинка про Что спросить у инвестора. Фото Что спросить у инвестора

Я составил список вопросов, на который вы можете ссылаться во время кампании по привлечению ресурсов. Большинство вопросов актуальны для общения с институциональными инвесторами.

Источник

Встреча с инвестором: какие вопросы вас ждут

Что спросить у инвестора. Смотреть фото Что спросить у инвестора. Смотреть картинку Что спросить у инвестора. Картинка про Что спросить у инвестора. Фото Что спросить у инвестора

Редактор «Истории» RB.RU.

Для того чтобы привлечь инвестиции, мало сделать эффектную презентацию. Важно уметь отвечать на вопросы инвесторов. Создатель сервиса About.me и венчурный капиталист Тони Конрад рассказывает о том, что больше всего волнует инвесторов, когда речь заходит о стартапе. Подготовившись к этим вопросам, вы повысите шансы для привлечения капитала.

У вас есть крупная идея, есть видение. По своему опыту привлечения капитала, могу сказать, что инвесторы обычно задают схожие вопросы по поводу команды, рынка, продукта, охвата потребителей, бизнес-модели и капитализации. По моему мнению, можно задавать вопросы получше (но об этом позже). Ниже приведены 6 категорий, на которые стоит обратить пристальное внимание во время презентации проекта инвесторам. Прежде чем мы рассмотрим весь список, я бы хотел сделать шаг назад и поговорить о двух должностях, которые мне довелось занимать.

Итак, вот основные вопросы, которые интересуют инвестора во время презентации проекта:

Как я уже говорил выше, я не поклонник вышеперечисленных вопросов. Разумеется, они крайне важны, но наш фонд (True Ventures), в основном, интересуют две вещи:

1. Вы создаёте компанию или задаёте тенденцию?

Почему вы это делаете? Мы хотим понять, чем руководствуется создатель стартапа. Хотим докопаться до эмоциональных мотивов основателя/основателей, чтобы понять, как претворить их идею в жизнь. Очень важно выяснить, есть ли у них определённая мотивация для создания компании, а что ещё важнее, есть ли у них заразительная энергия для того, чтобы привести механизм в действие. Именно по этой причине мы инвестировали, например, в Джеймса Фримана, создателя Blue Bottle Coffee, одного из основателей движения крафтового кофе. Когда мы познакомились с Джеймсом, мы сразу поняли, что Blue Bottle Coffee была не обычной компанией по приготовлению кофе, она была чем-то большим. Мы заметили (и именно поэтому занялись проектом), что Джеймс и его команда задают целую тенденцию. Дело не только в том, что они по-особому обжаривают и подают кофе в Blue Bottle, мы обратили внимание на его ценности. Руководствуясь своими убеждениями, он находил ингредиенты, помогал фермерам в развивающихся регионах мира выращивать чистейшие органические зёрна высокого качества, что способствует устойчивому развитию. Его ценности выражались в том, как он выбирал расположение магазинов, доверяя развивающимся районам, в том, как страстно он подходил к оформлению мелких архитектурных деталей, которые делали каждое кафе особенным, в том, как они подавали продукт (в каких чашках, из какого материала, при какой температуре, отдельные сорта кофе против смешанных и т.д.). Продумывать всё до мельчайших деталей, чтобы привносить красоту в нашу повседневность, — такая философия привела к возникновению особой культуры вокруг процесса приготовления кофе.

Джеймс Фриман на дегустации кофе. Источник: oreginlive.com

2. Будоражит ли ваш продукт воображение?

Мы поняли, что самые вдохновляющие основатели не просто создают компании, они рисуют в воображении образ жизни, видение того, каким будет мир в будущем, а не того, как люди что-то делают сейчас. Помните, как совсем недавно мы ещё ходили с бумажными картами. В сознании таких основателей идеи обретают смысл. Они знают, как люди будут использовать их продукт, как он изменит их жизни, и именно эти мысли делают стартап провидческим. Мы хотим поддержать эту категорию основателей, предоставив им возможности действовать. Возьмите, к примеру, Криса Андерсона, основателя 3D Robotics, бывшего главного редактора журнала Wired. Его дрон не просто будоражит наше воображение, он совершенно потрясает его. Сидя с детьми за кухонным столом, Крис решил по-новому использовать конструктор Lego и сделать так, чтобы он взлетел. Перемотаем несколько лет вперёд, и увидим, как 3D Robotics становится лидером в коммерческом применении дронов. О дронах ходит много слухов, касающихся проблем конфиденциальности и защиты данных. Но нам не доводилось слышать о том, что эти технологии применяются в сельском хозяйстве, что фермеры используют их для наблюдения и ухода за урожаем и скотом, что дроны применяются в спортивных репортажах, в индустрии кино, недвижимости. Диапазон применения этой технологии безграничен — он настолько горизонтален, настолько глубок, и именно поэтому будоражит наше воображение.

Крис Андерсон. Источник: drone.blog

Когда вы готовитесь представить проект, подумайте о том, как вписывается ваша мотивация в настрой всей команды. Аналогичным образом, до запуска остановитесь и расскажите историю о продукте, который изменит жизнь людей. Если у вас получится это сделать хорошо, то вы на полпути к тому, чтобы привлечь высококачественных инвесторов.

Источник

Семь вопросов, которые вы должны задать себе перед встречей с инвестором

Что спросить у инвестора. Смотреть фото Что спросить у инвестора. Смотреть картинку Что спросить у инвестора. Картинка про Что спросить у инвестора. Фото Что спросить у инвестора

CEO хостинговой компании Timeweb Александр Бойков с недавних пор занялся венчурными инвестициями. За год он отсмотрел около пятисот проектов и понял, что большинство из них просто не готовы ко встрече с инвестором.

Внимание, каждый фаундер должен ответить на эти 7 вопросов, и только потом привлекать деньги.

Интересные проекты не готовы к встрече с инвестором

Я 10 лет в бизнесе. За это время скопилось достаточно опыта и знаний, захотелось новых горизонтов. Поэтому я занялся венчурными инвестициями. Мне интересны проекты с потенциалом роста в 16+ раз в течение 4–7 лет. Это могут быть XaaS/IT-проекты c использованием lean startup подхода к развитию, VR/AR, AI, Medtech.

Таких проектов в этом году я отсмотрел около пятисот. И часто сталкивался с тем, что интересные проекты просто не готовы к встрече с инвестором.

В чем главная проблема недопонимания между инвесторами и фаундерами?

Для каждого фаундера его стартап уникален. Он заражён идеей и видит свой проект в розовом свете. Это нормально. Без энтузиазма в отношении своего бизнеса мы не увидели бы тех компаний, которые прямо сейчас меняют нашу реальность.

А что со стороны инвестора?

Для него венчурный рынок — один из инструментов роста капитала. Поэтому инвестиции в стартапы видятся как совокупность доходности, ликвидности и рисков.

Если вдруг появится инструмент, который позволит получать такую же доходность с меньшими рисками — венчурное инвестирование умрёт.

Естественно, что инвестор стремится уменьшить риски. А в стартапе их целая пачка: риски на команду, продукт, рынок и его отсутствие, конкуренцию и даже кражу идеи или IP (интеллектуальной собственности). Поэтому инвестор всегда пытается предусмотреть все возможные варианты событий и рассчитать свои риски наперёд.

У венчурных инвесторов есть несколько вопросов, ответы на которые хочется знать с самого начала. Я взял на себя смелость и составил небольшой список для фаундеров, которые хотят привлечь инвестиции.

Задайте себе эти вопросы перед встречей с инвестором

Что спросить у инвестора. Смотреть фото Что спросить у инвестора. Смотреть картинку Что спросить у инвестора. Картинка про Что спросить у инвестора. Фото Что спросить у инвестора

Вопрос 1. В чём ваше «нечестное преимущество»?

Что даст вам возможность получить мощный отрыв от конкурентов? Может, у вас есть доступ к целевой аудитории, которого нет и не может быть у конкурентов. Или вы можете снизить операционные затраты и за счёт этого держать цену в два раза меньше?

«Нечестным преимуществом» пользуются все крупные компании, выводящие свой продукт на рынок.

У них уже есть аудитория, которая может частично пересекаться с ЦА нового продукта. Это позволяет им при прочих равных выигрывать борьбу за рынок. Подумайте, есть ли у вас дружественные компании, при помощи которых вы сможете получить доступ к вашей ЦА? Или может быть эта компания проинвестирует в ваш стартап с дисконтом, получив большую долю, но предоставив возможность оторваться от конкурентов.

Хороший вариант «нечестного преимущества» — это тайное знание о рынке, которое можно получить проведением глубинных customer interview.

Главное не задавать вопросы в лоб, как это делают большинство стартапов. Существует готовая методика, описанная в книге «Спроси маму» Роба Фицпатрика. Изобретать велосипед не нужно.

Вопрос 2. Есть ли у вас стратегия?

Хорошо, если у вас есть «нечестное преимущество». Но, знаете ли вы, как вы будете удерживать преимущество в сегменте? Как будете растить долю? Что защитит вас от прихода крупных игроков? Ответы на эти вопросы даёт стратегия выхода на рынок или go-2-market стратегия.

Кажется, что раз рынок такой большой, то уж такую микроскопическую долю может захватить любой. Но здесь как раз и подвох. Когда я задаю вопрос: «Как ты будешь это делать?», в ответ получаю: «Ну, как. Рекламироваться в Яндексе, Гугле». Такая стратегия обречена. Крупные компании на быстрорастущих рынках заливают рынок деньгами. Это значит, что вы будете работать себе в убыток.

Вопрос 3. Что же делать?

Например, вы можете начать завоёвывать рынок с тех сегментов, которые проще всего защитить. На каждом рынке есть сегменты, недолюбленные крупными игроками. Начните с них. Если вы никогда не строили стратегию, обратитесь к ментору. Это не самая сложная задача в бизнесе, но нужно иметь бенчмарк, чтобы иметь возможность оценить её качество.

Имея хорошую стратегию, вы сможете двигаться сегмент за сегментом до тех пор, пока не получите лидерство на рынке. Это атака рынка снизу. Если же вы будете работать во все стороны одновременно, то просто растратите ресурсы и не займете никакой доли.

Вопрос 4. К чему вы идёте?

Это один из основных вопросов инвестора. Так он определяет, каким образом получит свой возврат на инвестиции. Существует несколько вариантов и каждый из них может быть интересен.

Чего точно не рекомендую — это указывать в питче то, что выход для инвестора будет через IPO. Как правило, решение об IPO принимается уже в зрелой компании, когда выясняется, что это самый подходящий компании инструмент.

Вопрос 5. Сбалансирована ли команда?

Редкий стартап вырастает из одного основателя. Почти все крупные компании на слуху начинались с двух и более людей. Существует несколько методик, по которым проверяется сбалансированность команды.

В команде должны быть технический специалист и маркетолог. Очень редко эти две сущности хорошо уживаются в одном человеке.

Один создаёт продукт, обеспечивает технологии, а другой — занимается продвижением продукта на рынок. Для быстрого роста оба эти человека должны быть профи в своих направлениях. Вообще, от первых 10 человек в стартапе зависит успех всей компании.

Я инвестирую в людей, поэтому для меня это важнейший пункт.

Вопрос 6. Проанализированы ли риски?

Это самая недооцененная часть презентации проекта, но она одна из самых важных для инвестора. Мало кто из стартапов занимается системным риск-анализом, в то время как наличие такого анализа является показателем зрелости предпринимателя.

Как анализировать риски? Совсем необязательно делать талмуд с перечислением всех возможных и невозможных событий. Достаточно проанализировать 5-10 основных. Всё равно отработает риск, который вы не учли. Так зачем тогда это делать?

Начиная анализировать эти риски, ты автоматически уменьшаешь вероятность их возникновения. Например, мы анализируем риск нехватки инвестиций в оборудование из-за скачка курса доллара. Мы оцениваем этот риск весьма вероятным и его влияние на наш стартап очень серьёзное.

Что мы можем сделать с этим риском? Как минимум мы можем вместо закупки оборудования использовать аренду. Либо мы можем заранее закупить валюты на весь раунд, чтобы снять этот риск.

Оценка рисков способна заставить нас принимать креативные решения, оберегающие бизнес, о которых раньше мы бы не подумали.

Вопрос 7. Готов ли стартап к инвестиции?

Если у вас ещё нет подтверждённой бизнес-модели и product-market fit, привлекать инвестиции рано. В поисках ЦА и первых продаж стартапу предстоит проверить десятки гипотез и, возможно, сделать несколько пивотов. Гораздо дешевле для вас же делать это на свои деньги. Если вы спалите те же 30% стартапа на поиск бизнес-модели, у вас останется совсем небольшая доля для его последующего масштабирования.

В России инвесторы за редким исключением не будут инвестировать на раннем этапе.

Так когда привлекать инвестиции? Когда стало понятно, какие конкретно действия позволят стартапу вырасти. Гипотезы и масштабирование каналов проверены, договорённости с партнёрами достигнуты и остаётся только залить денег. Такой стартап идеален для венчурного инвестирования и принесёт всем участникам хорошую отдачу.

Конечно, нельзя предусмотреть все вопросы, которые можно получить на презентации проекта. Но это — основные, вы можете оттолкнуться от них, чтобы привлечь и удержать интерес инвестора.

Источник

Что хочет увидеть инвестор в стартапе, в который собирается вложить деньги

Что спросить у инвестора. Смотреть фото Что спросить у инвестора. Смотреть картинку Что спросить у инвестора. Картинка про Что спросить у инвестора. Фото Что спросить у инвестора

Исполнительный директор AYM Commerce, UAE и член жюри Visa’s Everywhere Initiative

Исполнительный директор AYM Commerce, UAE и почетный член жюри конкурса идей Visa’s Everywhere Initiative Пол Кенни делится секретами, как привлечь инвестиции в стартап на втором раунде финансирования, почему важно говорить с инвесторами на одном языке и не бояться выходить из зоны комфорта.

Как только стартап проходит начальную фазу становления и ищет средства для дальнейшего роста, наступает момент для раунда серии «В» – это второй раунд переговоров с инвесторами, результатом которого должно стать привлечение инвестиций на развитие и рост бизнеса. К этому моменту в рамках «посевного» и первоначального инвестирования венчурные капиталисты увидели, что бизнес что-то из себя представляет, и теперь пришло время конкретизировать его миссию, видение и даже корпоративную культуру.

Сколько денег получит стартап и сколько времени займет этот раунд, зависит не только от конкретного бизнеса и его инвесторов, но и от того, как создатели проекта смогут его подать своим инвесторам. Безусловно, каждый случай стоит рассматривать индивидуально, но есть определенные моменты, я бы назвал их качественными характеристиками, которые стоит отметить.

Не скупитесь на сильную команду

Для меня жизненно важным фактором является наличие качественной команды, cтоящей за стартапом. Это должны быть люди, дополняющие друг друга и знающие сильные и слабые стороны каждого, ибо в конечном итоге именно от их совместных усилий зависит успех бизнеса.

Команда вообще краеугольный камень любого сильного и успешного проекта. Один из самых известных примеров на эту тему – это рассказ Марка Цукерберга Рейду Хоффману из LinkedIn об уроках работы с Шерил Сандберг и «самом важном», чему она его научила: когда наступает время масштабирования бизнеса, рядом с основателями должны быть самые лучшие специалисты, каких только можно найти.

Дело в том, что по мере развития бизнеса всегда усиливается энтропия, и без сплоченных сотрудников стартап может просто развалиться. Подобных примеров мы знаем немало.

Еще отмечу – предприниматель не может знать всего наперед, и не нужно бояться в этом признаться. Если вы молодой стартапер, вы точно не можете знать все об управлении персоналом. Когда я представлял инвесторам свой первый стартап Cobone, в результате я получил финансирование, но при этом был ошеломлен происходящим. На тот момент у меня не было команды, не было опыта управления ею, не было опыта привлечения капитала. Но вы будете удивлены тому, как быстро можно научиться справляться со всем этим, если возникает необходимость. Умный предприниматель – тот, кто вокруг себя собирает тех, кто может сделать работу лучше него. Так я поступал в рамках любого своего проекта. Это законы умного бизнеса.

Найдите место для юмора

Еще скажу, что помимо высокой квалификации команды очень важна тональность взаимоотношений, так называемая chemistry.

Команда может состоять из сотрудников очень высокого уровня, но если у них нет повода повеселиться вместе или шутить в присутствии друг друга, вероятно, им очень сложно будет доводить проекты до финиша.

Все предприятия, которые я создавал, преуспевали благодаря людям, которые получали удовольствие от работы вместе и всегда оставляли место для шуток, особенно для самоиронии. Задать тон таким отношениям вы можете на самом первом собрании команды, это сильно сплотит людей и мотивирует их работать вместе.

Докажите, что ваша бизнес-модель – не фантазия

Помимо кадрового вопроса, на втором этапе инвестирования решающее значение имеет демонстрация способности эффективно управлять денежным потоком и, более того, возможность защитить свою бизнес-модель перед инвестором. Второй раунд — это в первую очередь демонстрация жизнеспособной бизнес-модели, которой требуется капитал для резкого усиления своего потенциала.

Чем больше интереса вы вызываете у инвесторов, чем грамотнее отвечаете на их вопросы, тем в более выгодном положении находитесь.

А еще я на собственном опыте убедился, что на этом этапе инвесторы часто хотят увидеть, что ваше предприятие может нести пользу местному сообществу. Для них инвестиции в такой проект – не только возможность зарабатывать деньги, но и улучшить свою репутацию, а это уже двойная победа.

Будьте убедительны в доводах, почему вам нужны деньги

Если вы можете наглядно показать, почему для масштабирования вам нужны дополнительные средства, все получится. Если же инвестор почувствует, что вы не подготовились и колеблетесь, даже самая светлая идея обречена на провал. Я всегда советую предпринимателям посещать семинары и конференции инвесторов. Только так можно лучше узнать психологию тех, кто может заинтересоваться вашим проектом, научиться говорить на их языке, быть осведомленным относительно текущего инвестиционного ландшафта. Только в этом случае у вас появляются дополнительные рычаги воздействия на инвестора.

В случае если создатель стартапа не уверен в своих ораторских способностях и умении быстро анализировать ситуацию я бы советовал привлечь юридического консультанта. Обычно подобного рода контроль необходим на первом этапе инвестирования, но и на втором он тоже бывает нелишним, тем более, если вы планируете подписывать важные документы.

Я встречал многих молодых предпринимателей, чьи идеи были далеки от совершенства, при этом на встречи они приходили словно «на коне». Они были настолько убеждены в своем будущем успехе и уровне способностей, что я просто не мог не дать им шанс. Уточню – уверенность сама по себе не есть гарантия привлечения инвестиций, но это часто залог того, что предприниматель имеет внутренние ресурсы и способности для реализации своего плана. Если не можете «продать идею» во время встречи с инвесторами в конференц-зале, как же понять, получится ли у вас продать на реальном рынке и гарантировать прибыль?

Я знаю это на собственном опыте. По природе я очень застенчив, но как только захожу в комнату к людям, которым необходимо рассказать о своем бизнесе, я кардинально меняюсь – большинство думают, что перед ними чрезвычайно общительный и легкий на подъем человек. Такое впечатление о себе нужно оставлять в любой коммуникации, в любой презентации или беседе.

Помните, что венчурный бизнес – это движение и риск

Помните, что бизнес-модель, с которой вы начинаете, в долгосрочной перспективе может и даже должна меняться. Cobone не был бы успешен, если бы мы не перестроили его модель в нужное время. Такие решения надо уметь принимать в моменты, когда бизнес сталкивается с трудностями.

Венчурный бизнес сложен, и даже опытные переговорщики порой совершают дорогостоящие ошибки.

Некоторые сделки могут обернуться притоком значительных ресурсов, причем не только финансовых, а иногда, наоборот, мы видим, как предприниматели жертвуют перспективами компании из-за нежелания отказываться от акций.

Такой подход, в зависимости от того, что предлагает инвестор, может оказаться ошибочным. Однако любой предприниматель должен быть готов рисковать и выходить из зоны комфорта. Это все часть игры, далеко не всегда можно сразу подвести итоги и сказать, кто в ней победил, а кто проиграл.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *