Что способствует в классическом танце высоте прыжка

Прыжки (allegro)

Прыжки (allegro)

Прыжки — наиболее трудный раздел урока классического танца. В первом классе прыжки изучают после того, как уже выработаны сила, эластичность и выворотность ног в dcmi pile, а также правильно поставлен корпус.

Temps leve saute — прыжок с места.

Исходное положение — первая позиция, корпус подтянут, колени сильно вытянуты, руки в подготовительном положении, голова en face.

На раз и два ноги, усиливая выворотность, достигают в demi plie максимального сгиба голеностопного сустава, пятки плотно прижаты к полу, корпус прямой и подтянутый (во всех прыжках классического танца demi plie как перед прыжком, так и после выполняют строго по указанным правилам).

На и ноги сильно отталкиваются от пола, тотчас же вытягивают в прыжке колени, подъем и пальцы и, сдерживая инерцию падения, фиксируют в воздухе первую позицию. На три и прыжок заканчивается в demi plie; ноги переходят с носка на всю стопу. На четыре колени, сохраняя выворотность, медленно вытягиваются, и ноги возвращаются в исходное положение (рис. 31).

Что способствует в классическом танце высоте прыжка. Смотреть фото Что способствует в классическом танце высоте прыжка. Смотреть картинку Что способствует в классическом танце высоте прыжка. Картинка про Что способствует в классическом танце высоте прыжка. Фото Что способствует в классическом танце высоте прыжка

Рис 31. Temps leve saute

Temps leve saute изучают в первой, второй и пятой позициях.

Примечание. В demi plie перед прыжком пятки должны быть особенно плотно прижаты к полу при полной выворотности ног. Это исключает совершенно недопустимое двойное plie и сообщает ногам силу в прыжке. Ноги в воздухе должны быть предельно натянуты, фиксируя позиции. Корпус в момент отрыва от пола подтянут и спокоен. Руки свободно и спокойно сохраняют правильное подготовительное положение.

Тщательное выполнение правил при temps leve saute в позициях — основа для всех прыжков классического танца.

Сначала temps leve saute изучают лицом к палке в первой позиции. Однако, исполняя прыжок, следует сохранять его самостоятельность, не упираясь руками в палку. Усвоив натянутость ног в воздухе и эластичность demi plie в конце прыжка, упражнение переносят на середину зала.

Музыкальный размер 4/4. В музыке сочетаются два темпа: плавный — сопровождает demi plie, отрывистый, энергичный — подчеркивает прыжок.

Вначале temps leve saute исполняют на один такт. Впоследствии на один такт приходится два прыжка: на раз— demi plie, на и — прыжок, на два— demi plie, на и— прыжок, на три и — demi plie, на четыре — вытянуться в исходное положение.

CHANGEMENT DE PIEDS

Усвоив temps leve saute в позициях, следует перейти к изучению changement de pieds, то есть к прыжку в пятой позиции с переменой ног в воздухе.

Исходное положение — пятая позиция, правая нога впереди, руки в подготовительном положении, поворот головы направо.

На раз — demi plie. На и йоги сильно отталкиваются от пола и тотчас же вытягивают в прыжке колени, подъем и пальцы. Голова поворачивается en face. Натянутые ноги, сдерживая инерцию падения и усиливая выворотность, меняются раскрываясь настолько, чтобы одна не задевала другую. На два и changement de pieds заканчивается в demi plie пятой позиции, левая нога впереди, голова поворачивается налево. На три и ноги вытягиваются, возвращаясь в исходное положение. На четыре исходное положение сохраняется, и changement de pieds повторяется с левой ноги.

Сначала changement de pieds изучают лицом к палке.

Усвоив перемену ног в воздухе и эластичность demi plie в конце прыжка, движение переносят на середину зала.

В demi plie перед changement de pieds пятки плотно прижаты к полу, корпус и руки в прыжке спокойны.

Музыкальный размер 4/4. Changement de pieds исполняют, как и temps leve saute: сначала — один прыжок на такт, затем — два прыжка на один такт.

PAS ЁСНАРРЁ НА ВТОРУЮ ПОЗИЦИЮ

Прыжок echappe — прыжок с просветом. Его изучают на вторую позицию, усвоив temps leve saute на второй и пятой позициях. Исходное положение — пятая позиция, правая нога впереди, руки в подготовительном положении, поворот головы направо.

На раз— demi plie, голова поворачивается en face. На и йоги сильно отталкиваются от пола, фиксируя в высоком прыжке пятую позицию в воздухе. На два предельно вытянутые ноги, сдерживая инерцию падения и усиливая выворотность, раскрываются, опускаясь в demi plie на вторую позицию. На и ноги, не расслабляя мышц, сильно отталкиваются от пола, фиксируя в высоком прыжке вторую позицию в воздухе. На три предельно натянутые ноги, сдерживая инерцию падения и усиливая выворотность, соединяются, заканчивая прыжок в demi plie пятой позиции — левая нога впереди, поворот головы налево. На четыре ноги вытягиваются, и ёспаррё исполняется с левой ноги (рис. 32).

Что способствует в классическом танце высоте прыжка. Смотреть фото Что способствует в классическом танце высоте прыжка. Смотреть картинку Что способствует в классическом танце высоте прыжка. Картинка про Что способствует в классическом танце высоте прыжка. Фото Что способствует в классическом танце высоте прыжка

Рис. 32. Pas echappe

Примечание. Demi plie пятой и особенно второй позиции должно быть эластичным и непрерывным, пятки плотно прижаты к полу, при полной выворотности ног. Это исключает возможность двойного plie перед прыжком и сохраняет силу ног для прыжка. Корпус подтянут и спокоен, особенно в прыжке со второй позиции в пятую. Руки сохраняют спокойное подготовительное положение.

Сначала ёспаррё изучают лицом к палке. Усвоив правильность и точность перехода из позиции в позицию во время прыжка, движение переносят на середину зала.

Pas assemble — собранный прыжок — более сложен, чем предыдущие прыжки. Поэтому его проходят, уже усвоив положение вытянутых в воздухе ног.

Исходное положение — пятая позиция, правая нога сзади, руки в подготовительном положении, поворот головы налево.

На раз demi plie в пятой позиции, голова поворачивается en face. На и правая нога, скользя всей стопой по полу, броском открывается в сторону второй позиции, тотчас же левая нога, отталкиваясь от пола, сильно вытягивает в прыжке колено, подъем и пальцы. На два и обе ноги, сдерживая инерцию падения и усиливая выворотность, соединяются в воздухе в пятую позицию, правая нога впереди. Assemble заканчивается в demi plie пятой позиции, поворот головы направо. На три и колени медленно вытягиваются, и ноги возвращаются в исходное положение. На четыре положение сохраняется, после чего assemble исполняют с другой ноги (рис. 33).

Что способствует в классическом танце высоте прыжка. Смотреть фото Что способствует в классическом танце высоте прыжка. Смотреть картинку Что способствует в классическом танце высоте прыжка. Картинка про Что способствует в классическом танце высоте прыжка. Фото Что способствует в классическом танце высоте прыжка

Что способствует в классическом танце высоте прыжка. Смотреть фото Что способствует в классическом танце высоте прыжка. Смотреть картинку Что способствует в классическом танце высоте прыжка. Картинка про Что способствует в классическом танце высоте прыжка. Фото Что способствует в классическом танце высоте прыжка

Что способствует в классическом танце высоте прыжка. Смотреть фото Что способствует в классическом танце высоте прыжка. Смотреть картинку Что способствует в классическом танце высоте прыжка. Картинка про Что способствует в классическом танце высоте прыжка. Фото Что способствует в классическом танце высоте прыжка

Рис. 33. Pas assemble

Pas assemble в обратном направлении исполняют из пятой позиции, начиная движение ногой, стоящей впереди, и заканчивая его в пятую позицию назад.

Примечание. Обе ноги фиксируют пятую позицию в воздухе в момент прыжка, так как основа assemble — прыжок с двух ног на две. Нога, скользящая в сторону второй позиции, должна направляться точно по прямой. Прыжок заканчивается на месте, без продвижения вперед или назад. Пятки при исполнении assemble, как перед прыжком, так и после прыжка, плотно прижаты к полу. Корпус подтянут и спокоен, руки сохраняют подготовительное положение, особенно избегая напряжения в момент прыжка.

Pas assemble начинают изучать лицом к палке, вскоре перенося его на середину зала. Длительное изучение assemble у палки лишает его самостоятельности.

Характер музыкального сопровождения тот же, что и в предыдущих прыжках. Музыкальный размер 4/4. Assemble исполняется на один такт. По. мере усвоения — на такт 2/4. На раз demi plie, на и — прыжок, на два— demi plie, на а — вытянуться и т. д.

Pas balance — раскачивающееся движение; развивает свободу и непринужденность координации всего тела.

Исходное положение — пятая позиция, правая нога впереди, руки в подготовительном положении, поворот головы направо.

Усвоив основные правила pas balance, его исполняют с руками в третьей позиции.

За тактом левая нога открывается в сторону второй позиции, руки раскрываются на вторую позицию. На раз demi plie на левой ноге, правая рука закрывается в третью позицию, левая — остается на второй позиции, голова сохраняет поворот налево. На три, в то время как правая нога вытягивается в сторону, правая рука открывается на вторую позицию. На раз demi plie на правой ноге, левая рука закрывается со второй позиции в третью, правая рука остается на второй позиции, голова сохраняет поворот направо и т. д.

Примечание. Pas balance требует плавности исполнения, выворотности ног, правильных позиций рук и точных поворотов головы.

Pas balance сразу изучают на середине зала, но сначала девочки держатся пальцами за платье, сохраняя округлую форму рук, мальчики держат руки на талии.

Музыкальный размер 4/4. Характер музыкального сопровождения — вальс. Pas balance исполняют на один такт.

Sissonne simple — простой прыжок с двух ног на одну.

Исходное положение — пятая позиция, правая нога впереди, руки в подготовительном положении, поворот головы направо.

На раз demi plie, на и высокий прыжок по правилам temps leve saute, голова поворачивается en face: предельно натянутые ноги фиксируют в воздухе пятую позицию. На два и, сдерживая инерцию падения, demi plie на левую ногу, правая принимает положение условного cou-de-pied. На три и левая нога вытягивается, правая — открывается на вторую позицию носком в пол и на четыре закрывается по правилам battement tendu в пятую позицию назад, голова поворачивается налево. Затем sissonne simple исполняют с левой ноги (рис. 34). Sissonne simple исполняют с положением ноги на cou-de-pied сзади в конце прыжка.

Что способствует в классическом танце высоте прыжка. Смотреть фото Что способствует в классическом танце высоте прыжка. Смотреть картинку Что способствует в классическом танце высоте прыжка. Картинка про Что способствует в классическом танце высоте прыжка. Фото Что способствует в классическом танце высоте прыжка

Рис. 34. Sissonne simple

Вначале sissonne simple изучают лицом к палке, перенося его на середину зала, как только учащиеся усвоят эластичность demi plie и выворотность обеих ног в момент окончания прыжка (принцип battement fondu). Корпус и руки спокойны, как и в других прыжках.

Впоследствии sissonne simple исполняют с прыжком assemble: сначала лицом к палке, потом на середине зала. После sissonne simple нога, находящаяся на условном cou-de-pied, опускается в demi plie пятой позиции и, скользнув стопой, посылается в сторону в прыжке assemble назад. После sissonne simple в обратном направлении следует прыжок assemble вперед.

Музыкальный размер 4/4. Аккомпанемент подчеркивает плавность plie и четкость прыжка. Sissonne simple исполняют на один такт.

Sissonne simple с assemble исполняют также на один такт. На раз — demi plie, на и — прыжок, на два — demi plie, на и три — assemble, на и четыре — вытянуться.

Исходное положение — пятая позиция, правая нога сзади, руки в подготовительном положении, поворот головы налево.

На раз demi plie в пятой позиции, голова поворачивае en face. На и правая нога, скользя стопой по полу, броском открывается в сторону второй позиции, тотчас же левая отталкивается от пола, при этом сильно вытягиваются в прыжке колено, подъем и пальцы: в воздухе фиксируется натянутость и выворотность обеих ног. На два и правая нога опускается в demi plie на место левой ноги, которая сгибается на cou-de-pied сзади, голова поворачивается направо. На три и правая нога вытягивается, левая, соединяясь с нею, опускается в пятую позицию назад. На четыре положение сохраняется, после чего pas jete в обратном направлении начинают ногой, стоящей впереди, сгибая другую ногу на условное cou-de-pied.

Примечание. В pas jete нога скользит в сторону второй позиции точно по прямой (принцип battement tendu jete). Прыжок исполняют без продвижения вперед или назад.

Пятки в demi plie, как перед прыжком, так и после него, плотно прижаты к полу. Ноги в прыжке, особенно в момент его окончания, выворотны, корпус подтянут и спокоен, руки сохраняют спокойное подготовительное положение.

Сначала jete изучают лицом к палке, перенося его на середину зала, как только учащиеся усвоят эластичность demi plie и выворотность ног в окончании прыжка.

Музыкальный размер 4/4. Pas jete исполняется на один такт. Аккомпанемент подчеркивает плавность plie и отрывистый бросок прыжка.

Читайте также

Под псевдонимом «Allegro»

Под псевдонимом «Allegro» Об этой поэтессе, писавшей под звучным псевдонимом «Allegro», сегодня можно узнать главным образом из антологий, посвященных Серебряному веку (например, «Лирика русских поэтесс», 2004), хотя она выпустила несколько стихотворных сборников, ее стихи для

Под псевдонимом «Allegro»

Под псевдонимом «Allegro» Соловьев С.М. Воспоминания. М., 2003. С. 71–72.Белый А. Начало века. М., 1990. С. 150–154.Адресные книги Санкт-Петербурга за

Allegro Moderato — Библиотека как метатекст

Allegro Moderato — Библиотека как метатекст Это некая поразительная эстафета, которая как бы предваряется универсальным опытом Баха (у которого взято всё основное): Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Брамс, Вагнер, Малер, Шенберг, Берг, Веберн. Её можно представить себе как некоего

Источник

Статья «Основы техники исполнения прыжков в классическом танце»

Основы техники исполнения прыжков

в классическом танце.

Ольга Николаевна Сафронова

МКОУ ДО Доволенская детская школа искусств

Аннотация. В статье рассматриваются основные направления методики исполнения прыжков в классическом танце, соблюдение которых обеспечивает исполнителю предельно лёгкое, устойчивое и музыкальное исполнение прыжка, способствующего созданию художественного образа и передачи эмоционального состояния героя на сцене.

Современная хореография постоянно усложняется новой виртуозной техникой, как на п олу, так и в воздухе, обогащается сильными волевыми вращениями и полетами. Но какие бы новшества ни привносило в хореографию время, какие бы современные направления ни появлялись в танце, классический экзерсис является стержнем и давно доказал своё право на первое место в освоении танцевального искусства.

Система классического танца является наиболее разработанной, стройной и продуманной. Упражнения экзерсиса классического танца очень последовательны, каждое из них имеет свою определённую задачу.

Прыжок – это природная способность силой мышц ног вытолкнуть тело над опорой. Прыжки многочисленны и разнообразны по виду, высоте взлета, траектории, широте (амплитуде) исполнения, темпу и характеру.

Прыжки делятся на следующие группы:

— С двух ног на две (temps leve sauté, changement de pieds, pas echappe, pas assemble, sissonne fermee…);

— C двух ног на одну (sissonne simple, sissonne ouverte…);

Разнообразие прыжков в хореографии практически неограничено. Это объясняется и различием сценических образов, характеров, их национальным своеобразием, индивидуальностью испол нителя. Прыжки в балете это образно-эмоциональное состояние взлета, возвышения человека, п отому-то по форме внешне один и тот же прыжок в разных балетах, в разных танцах будет выглядеть по-разному.

Одним из наиболее трудных и сложных элементов прыжка является demi plie, при помощи которого осуществляется толчок, взлет и его завершение. При выполнении прыжков необходимо, чтобы вся ступня и особенно пятки плотно, с упором примыкали к полу, чтобы ступня отделялась от пола с силой, последовательно от пятки до кончика пальцев. Голеностоп и бедро активно участвовали в толчковом посыле и вся нога, отделяясь от пола, вытягивалась бы упруго в колене, подъеме и пальцах, иначе взлет окажется слабым, недостаточно устойчивым, эластичным и высоким.

Заканчивать прыжок следует в мягкое, легкое и эластичное demi plie, принимая тяжесть тела на собранные, а не на расслабленные мышцы ног и с кончика пальцев на пятки, которые должны плотно, но бесшумно примкнуть к полу. Голеностоп и бедро также должны активно участвовать в эластичном и мягком завершении прыжка, разумеется, по всем существующим правилам demi plie.

Если нет последовательного примыкания ступни к полу и непрерывно сливающего с ним demi plie, то прыжок будет завершаться тяжело и жестко. Поэтому в учебной работе развитию и укреплению прыжкового demi plie следует уделять самое пристальное внимание.

Осваивая технику прыжков, необходимо, чтобы завершающее demi plie и дальнейший толчок выполнялись слитно, с ходу используя силу инерции собственного тела как дополнительный «трамплин» для взлета.

Секрет техники исполнения прыжков — в правильно поставленном корпусе. Без свободного владения, управления корпусом нельзя говорить об освоении техники танца, о художественном его постижении. По словам Вагановой, «все движения исходят из корпуса». Если корпус «не собран», не подтянут и не строен в своем движении, он не может активно воспринимать работу ног и участвовать в сохранении устойчивости всего тела. Необходимо уметь точно и с достаточной силой посылать тело во время прыжка как по вертикали, так и по траектории.

Как корпус, работающая нога и руки участвуют в маховых дви жениях, способствующих толчку при отрыве от опоры, так и голова своими поворотами, переводами активно помогает общему движению или, наоборот, сбивает его с устойчивого положения при неверном, неточно направленном движении.

В момент прыжка следует держать ноги напряженными вытянутыми в колене, подъеме и пальцах, если прыжок делается двумя ногами. Если же он делается на одну ногу, другая принимается требуемое позой положение, причем надо строго соблюдать выворотность верхней части ноги и стройной спины.

В прыжках руки помогают активно поддерживать силу толчка, выполняемого ногами. Если во время прыжка руки двигаются на взлете, они должны это делать энергично, усиливая толчковый посыл всего тела. Такой прием в учебной практике образно называется «подхват». И чем выше и сложнее прыжок, тем точнее, сильнее и соразмернее должно быть выполнено движение рук.

Таким образом, прыжок зависит от силы мускулатуры ног, эластичности и крепости связок ступни и коленей, развитого ахиллова сухожилия, крепости пальцев ног и в особенности от силы бедра; необходимо уметь в момент отталкивания от пола с plie сохранить одновременность броска работающей ноги и толчка опорной, подтянуть корпус (что способствует увеличению прыжка), оказать помощь руками и ощутить собранность всего тела перед прыжком, в момент прыжка и в его заключении на demi plie.

Согласованная, скоординированная, целенаправленная работа ног, корпуса, рук и головы обеспечивают устойчивое и художественное исполнение прыжка.

Вместе с тем, техника прыжков имеет и свои особые исполнительские приемы. Один из таких приемов носит название элевации.

«Элевация» (от франц. elevation — подъем, возвышение) — природная способность танцовщика исполнять высокие прыжки с перемещением в пространстве и фиксацией в воздухе той или иной позы».

Элевация позволяет танцовщику прыгать эластично, мягко, высоко, легко и точно; прогнозировать должную степень высоты полета и продвижения своего тела в соответствующем направлении, темпе, ритме.

Кроме элевации танцовщику необходимо фиксировать кульминацию прыжка, что носит название баллона. «Ballon» (баллон, от франц. букв. — воздушный шар, м яч) составная часть элевации — способность во время прыжка задерживаться в воздухе, сохраняя позу».

Заключается баллон в том, что танцовщику следует делать толчок и посыл ногами сильнее, чтобы получился эффект парения в воздухе, иначе прыжок лишится своей виртуозности.

Хорошая элевация и баллон зависят от выносливости танцовщика, поэтому, отрабатывая все качества прыжка, необходимо тщательно готовить мышцы ног и дыхание исполнителя. Иными словами, исполнение прыжков с элевацией и баллоном требует координации поставленного, сильного корпуса, развитой силы ног, точно направленной в движении силы рук и переводов головы.

Согласованная, скоординированная, целенаправленная работа ног, корпуса, рук и головы обеспечивают устойчивое и художественное исполнение прыжка.

Все движения в классическом танце, и прыжки в том числе, исполняются в определённом темпе. Темп движения – это мера временная, связанная с частотой движения, обусловленной природой, структурой самого движения и характером музыки. Чем шире, протяжённее движение, тем меньше темп, и наоборот.

Темп прыжковых упражнений должен сохраняться до конца музыкальной фразы и устанавливается преподавателем в соответствии с требованиями программы данного класса и, естественно, должен быть различным в младших, средних и старших классах. Все новые прыжки разучиваются в медленном темпе, который ускоряется по мере усвоения движения. Музыкальное оформление играет значительную роль, так как музыкальный рисунок должен подчёркивать характер каждого прыжка.

Источник

Основные задачи и методика проучивания маленьких и средних прыжков на уроках классического танца

Сущность прыжков в классическом танце, методика их исполнения, особенности техники и проучивания. Два важных элемента прыжков: элевация и баллон. Последовательность экзерсиса и танцевальная наука аllegro. Примеры упражнения для отрабатывания приемов.

РубрикаКультура и искусство
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления12.07.2010
Размер файла38,3 K

Что способствует в классическом танце высоте прыжка. Смотреть фото Что способствует в классическом танце высоте прыжка. Смотреть картинку Что способствует в классическом танце высоте прыжка. Картинка про Что способствует в классическом танце высоте прыжка. Фото Что способствует в классическом танце высоте прыжка

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Тема: Основные задачи и методика проучивания маленьких и средних прыжков на уроках классического танца

1. Экзерсис. Allegro

3. Прыжки с двух ног на две ноги

4. Прыжки с двух ног на одну

5. Прыжки с одной ноги на две ноги

6. Прыжки с одной ноги на другую

Список использованной литературы

Прыжки классического танца крайне разнообразны по виду. При их разборе мы видим, что они делятся на две основные группы. К первой группе относятся прыжки воздушные: для такого прыжка танцующий должен сообщить движению большую силу, должен замереть в воздухе. Ко второй группе относятся движения, которые нельзя сделать, не отрываясь от земли, без прыжка, но они не устремлены вверх, а «как ползучие растения стелются по земле».

Как известно, прыжки слагаются из предварительно усвоенных элементов экзерсиса и адажио. Следовательно, очень важно, чтобы эти элементы были основательно и всесторонне освоены учащимися, прежде чем будут использованы в прыжках.

Вместе с тем, техника прыжков имеет и свои особые исполнительские приемы. Один из таких приемов носит название элевации, которая позволяет танцовщику прыгать эластично, мягко, высоко, легко и точно; прогнозировать должную степень высоты полета и продвижения своего тела в соответствующем направлении, темпе, ритме.

Кроме элевации танцовщику необходимо фиксировать кульминацию прыжка, что носит название баллона. Заключается баллон в том, что танцовщику следует делать толчок и посыл ногами сильнее, чтобы получился эффект парения в воздухе, иначе прыжок лишится своей виртуозности

Хорошая элевация и баллон зависят от выносливости танцовщика, поэтому, отрабатывая все качества прыжка, необходимо тщательно готовить мышцы ног и дыхание исполнителя.

В первом классе, прежде чем приступить к изучению прыжков, прорабатывается экзерсис, в котором, как говорилось выше, приобретается постановка корпуса, выворотность ног, эластичность приседания и т. д., после чего начинается работа над прыжками.

Лицом к палке разучиваются прыжки на I, II и V позициях (temps leve). Далее следуют changement de pieds, echappe, assemble и jete и т. д. Каждый новый прыжок изучается лицом к палке не более двух недель, затем он исполняется на середине зала.

Во всех классах первые прыжковые комбинации должны состоять из маленьких прыжков с двух ног на две, подготавливающих ноги к более трудным маленьким прыжкам на одну ногу. Переход от маленьких прыжков к большим должен быть постепенный; несложные большие прыжки комбинируются с маленькими.

Дальше следуют технически трудные большие прыжки: saut de basque, cabriole и т. д. (в старших мужских классах они усложняются заносками, двойными поворотами и tours в воздухе). Затем исполняются комбинации из маленьких прыжков с заносками.

Темп прыжковых упражнений устанавливается преподавателем в соответствии с требованиями программы данного класса и, естественно, должен быть различным в младших, средних и старших классах. Все новые программные прыжки разучиваются в медленном темпе; темп ускоряется по мере усвоения движения.

Все темпы, устанавливаемые для прыжковых комбинаций, сохраняются до конца фразы, даже если комбинация состоит из маленьких и больших разнородных прыжков. Музыкальное оформление играет здесь значительную роль, так как музыкальный рисунок должен подчеркивать различный характер прыжков.

Прыжки классического танца подразделяются на пять групп:

· прыжки с двух ног на две ноги;

· прыжки в двух ног на одну ногу;

· прыжки одной ноги на другую;

· прыжки с одной ноги на другую ногу

· прыжки с одной на ту же ногу.

1. Экзерсис. Allegro

В экзерсисе разносторонне развивается мускулатура ног, их выворотность, шаг и plie(приседание); постановка корпуса, рук и головы, координация движений. В результате ежедневной тренировки фигура приобретает подтянутость, вырабатывается устойчивость; будущий артист балета приучается к правильному распределению тяжести тела на двух и на одной ноге.

Экзерсис начинается у палки, затем, по мере усвоения движений, переносится на середину зала. За упражнениями на середине зала следуют adagio и allegro. Навыки, приобретаемые учащимися в экзерсисе, должны поддерживаться ежедневной тренировкой, основанной на строгих методических правилах.

Нагрузку в течение урока следует распределять равномерно во всех упражнениях. Если преподаватель находит необходимым увеличить количество повторений какого-либо движения, то следующее упражнение необходимо сократить, так как всякая физическая перегрузка вредна: она приводит к расслаблению мышечной системы и связок, в результате чего легко повреждаются ноги.

Последовательность экзерсиса не должна быть случайной. В зависимости от степени трудности, следует учитывать полезное и логическое сочетание движений, не соединяя их в комбинации только ради рисунка упражнения.

Allegro имеет особое значение по отношению ко всем уроку классического танца. В нем заложена танцевальная наука, вся ее сложность и залог будущего совершенства. Весь танец построен на allegro.

Кроме того, необходимо во время толчка, взлета и завершения прыжка правильно согласовать движения головы, рук, корпуса и ног. И если ученик не умеет воспроизводить точно рисунок исполняемого прыжка или целой танцевальной фразы, это означает, что он не обладает полноценной элевацией и баллоном.

Бесконечно легче было бы научить ребенка делать, например, balance, но как внушить ему при этом правильную манеру держать корпус, управлять мышцами? Вследствие легкости этого pas, ноги распускаются, расслабляются, и не приобретается выворотности assemble. Заложенные в assemble трудности приводят сразу к намеченной цели.

После assemble можно перейти на glissade, jete, pas de basque, balance последнее, желательно не вводить, пока мышцы недостаточно разработаны в основных прыжках и не дано прыжку правильной основы.

Затем, умея делать jete, не страшно перейти вообще к прыжкам на одну ногу (когда другая нога остается после прыжка sur le cou-de-pied или открывается), как, например sissonne ouverte. Попутно можно проходить pas de bourree, хотя оно делается и без отделения от земли, но нужно, чтобы в нем чувствовались твердо поставленные ноги.

Темп прыжковых упражнений устанавливается преподавателем в соответствии с требованиями программы данного класса и, естественно, должен быть различным в младших, средних и старших классах. Все новые программные прыжки разучиваются в медленном темпе; темп ускоряется по мере усвоения движения.

Все темпы, устанавливаемые для прыжковых комбинаций, сохраняются до конца фразы, даже если комбинация состоит их маленьких и больших разнородных прыжков. Музыкальное оформление играет здесь значительную роль, так как музыкальный рисунок должен подчеркнуть различный характер прыжков.

Прыжки классического танца делятся на следующие группы:

— прыжки с двух ног на две ноги, среди них: а) исполняемые непосредственно с V позиции: changement de pied, echappe, soubresaut; б) исполняемые с предварительным отведением ноги с V позиции в сторону и приведением ее обратно в V позицию: assemble, sissonne fermee, sissonne fondu, sissone tombee, pas de chat, failli, chasse, cabriole fermee, jete ferme fondu;

— прыжки с двух ног на одну имеют тоже разновидности: а) когда сначала отрываются на одну ногу (в позе), к ним относятся: sissonne ouverte, sissonne soubresaut, ballonne, rond de jambe en l’air saute; б) когда движение начинается выбрасыванием ноги (делается взлет), а кончается остановкой на той же ноге в позе, к ним относятся: jete c V позиции, grand jete, начинающееся с V позиции, jete с продвижением по полкруга, emboote;

— прыжки с одной ноги на другую: jete entrelace, saut de basque, jete passe, jete на attitude (когда оно исполняется с preparation IV позиции croisee);

Прыжки воздушные могут быть малые и большие, но, независимо от их степени, отрыв танцующего от пола должен быть всегда виден. При развитии прыжка следует руководствоваться следующими указаниями.

2. В момент прыжка следует держать ноги напряженными вытянутыми в колене, подъеме и пальцах, если прыжок делается двумя ногами. Если же он делается на одну ногу, другая принимается требуемое позой положение, причем надо строго соблюдать выворотность верхней части ноги и стройной спины, т. е. не выпячивать ягодиц.

3. Прыжки с двух ног на две ноги

Данное упражнение впервые знакомят учащихся с элементарной основой прыжка. С чего и начинают отрабатывать технику прыжка, то есть эластичность demi-plie, упругий толчок, легкий взлет и мягкое его завершение.

Petit temps saute заключается в том, что исходная позиция ног (I, II и V) на маленьком взлете выдерживается до завершающего demi-plie.

Выполняя упражнение, необходимо соблюдать эластичность начального и конечного demi-plie, легкость толчка и взлета, выворотность ног, которые на прыжке должны быть хорошо вытянуты в колене, подъеме и пальцах. Весь прыжок следует исполнять с подтянутыми бедрами и точным соблюдением заданной позиции ног.

Корпус надо удерживать прямо, мышцы спины собрать, плечи свободно раскрыть и опустить, поясницу не прогибать. Голова тоже сохраняет прямое положение, шея не напряжена.

Для temps saute будет хорошо усвоен у станка, приступают к его выполнению на середине зала. Руки во время всего упражнения делается несколько раз подряд с затактного demi-plie.

Changement de pied делается следующим образом: во время предварительного demi-plie в пятой позиции происходит толчок, затем маленький взлет, на котором ноги очень незначительно разъединяются и вновь соединяются к моменту завершающего demi-plie.

Данное упражнение изучается по той же ритмической схеме, что и grand temps saute.

Soubresaut по пятой позиции с продвижением по диагонали вперед. В момент взлета ноги плотно прижимаются одна к другой голеностопной частью и отбрасываются назад, при завершении прыжка вновь принимают отвесное положение. Корпус тела во время начального demi-plie слегка подается вперед и затем на взлете одновременно с ногами сильно откидывается назад. При этом по всему телу придается легкий посыл вперед с тем, чтобы завершение прыжка произошло не в той точке, где выполняется толчок, а несколько дальше. На заключительное demi-plie вся фигура ученика снова принимает прямое положение.

Pas eshappe состоит из двух прыжков, во время которых ноги переводятся из одной позиции в другую. В остальном техника прыжка не отличается от предшествующих упражнений. Так же точно необходимо сохранять позиции ног, выворотность, эластичность и мягкость demi-plie, стройное и подтянутое положение тела, четкие действия пук и головы.

4. Прыжки с двух ног на одну

На середине зала sissonne simple сначала изучается так же, далее в сочетании с petit ras assemble с другими прыжками, начинающимися с положения sur le cou-de-pied.

Руки на первом demi-plie из подготовительного положения переводятся в 1-ю позицию и сохраняют ее на взлете. В момент завершения прыжка руки, корпус и голова одновременно занимают положение, соответствующее исполняемой позе.

Выполнять petite sissonne следует с эластичного demi-plie, вытягивая на взлете колени, подъем и пальцы. Завершаться прыжок должен плавно, с мягким и четким раскрыванием ноги через правильное положение, соответствующее исполняемой позе. Корпус, руки и голова действуют по согласованию, по всем правилам выполняемой позы.

Далее можно приступить к раскрыванию ноги на 45 градусов с участием рук и головы, придерживаясь вышеуказанной схемы изучения. Если в пятой позиции спереди стоит правая нога, и она же на прыжке раскрывается в сторону, руки из подготовительного положения переводятся во 2-ю позицию, голова поворачивается от опорной ноги.

Закрывание ноги в пятую позицию выполняется также при помощи pas assemble. Руки опускаются в подготовительное положение, во время demi-plie голова поворачивается en face. Усвоив petit sissonne ouverte en face, можно изучать его в позах croisee, efface, ecartee. Руки в этом случае из подготовительного положения переводятся в 1 позицию, затем одна рука раскрывается вместе с ногой во 2-ю позицию, другая остается в первой. Голова и корпус действуют соответственно с правилами выполняемой позы, в том числе и arabesque. Вначале каждый прыжок делается с остановкой на demi-plie, затем слитно.

5. Прыжки с одной ноги на две ноги

Руки сохраняют подготовительное положение или во время взлета слегка приподнимаются во вторую пониженную позицию, в конце прыжка рука, соответствующая закрываемой ноге, переводится в первую пониженную позицию, другая остается во второй позиции. На следующем pas assemble рука на взлете из 1 позиции переводится во вторую, на окончании прыжка другая рука из 2 позиции переводится в 1-ю и т.д.

Корпус на прыжке меняет epaulement и удерживается прямо. Голова до и после прыжка повернута к выдвинутому вперед плечу, на взлете не проходит через положение en face. В обратном направлении petit pas assemble по четвертой позиции и выполняется тем же приемом с отведением ноги вперед или назад, на croise и efface. Все остальное детали движения ног сохраняются здесь полностью.

Руки находятся в подготовительном положении или переводятся в малые позы и arabesque. Корпус и голова при этом занимают положение, соответствующее выполняемой позе. Существует еще один вариант выполнения этого движения, который называется double assemble. В данном случае прыжок выполняется дважды с одной и той же ноги по второй или четвертой позиции. Каждое petit pas assemble следует выполнять слитно и четко, но без завышенного отведения ноги и противовесного отклонения корпуса. Руки и голова удерживаются свободно, с апломбом. Все упражнение следует повторить четыре раза вперед, затем обратно.

В заключение следует изучать double assemble по второй позиции. Оба прыжка выполняются здесь слитно, на один такт в 2/4 с последующей остановкой в целый такт. Затем double assemble можно выполнять подряд. Руки вначале рекомендуется удерживать в подготовительном положении, в дальнейшем переводить их из 1 позиции во 2-ю на втором прыжке, поворачивая корпус и голову согласно правилам epaulement.

Далее можно перейти к изучению petit pas assemble по IV позиции, сначала на croise вперед и назад, затем также на efface. В данном случае прыжок можно сразу выполнять затактно, с последующей остановкой в demi-plie на 1/ 4 такта, в дальнейшем слитно.

Руки вначале следует удерживать в подготовительном положении, затем в маленьких позах, варьируя соответственно положение головы и корпуса.

После этого можно приступать к изучению double assemble по ШМ позиции вперед и назад, croise и efface, удерживая руки в подготовительном положении или в маленьких позах с соответствующими поворотами корпуса и головы.

6. Прыжки с одной ноги на другую

Petit pas jete. Исполняется эта форма на малом прыжке, в малых позах с броском ноги по II позиции так же, как petit pas assemble, но с окончанием в положение sue le cou-de-pied, то есть во время demi-plie по V позиции стоящая сзади нога скользящим движением ступни по полу отбрасывается по II позиции на 45 градусов, другая нога одновременно и с силой делает прыжковый толчок. На взлете обе ноги вытягиваются, фиксирую четкость и законченность своего движения. На завершении прыжка нога, исполнявшая бросок по II позиции, мягко возвращается на место ноги, совершавшей толчок, другая нога в этот момент точно занимает положение sur le cou-de-pied сзади. Таким образом прыжок заканчивается на том же месте, где он начинался. В обратном направлении petit pas jete начинается ногой, стоящей спереди в V позиции, и завершается sur le cou-de-pied спереди.

Руки, голова и корпус в том и в другом случае двигаются, как при выполнении petit pas assemble по II позиции.

При исполнении petit pas jete подряд нога отводится на II позицию прямо с положения sur le cou-de-pied и, раскрываясь, легко скользит носком по полу. Весь прыжок, начинаясь с эластичного demi-plie, выполняется выворотными ногами; опорная ступня во время толчка должна плотно и неподвижно примыкать пяткой к полу; ногу нужно отводить легко и точно по направлению II позиции; на взлете обе ноги отчетливо и одновременно вытягиваются в коленях, подъеме и пальцах; прыжок завершается мягким и эластичным demi-plie; положение sur le cou-de-pied при этом выполняется правильно и одновременно с окончанием demi-plie.

Руки, голова и корпус, как уже говорилось выше, действуют, как при исполнении petit pas assemble, так же стройно и свободно фиксируя малые позы.

Когда учащиеся усвоят эластичность и выворотность данного прыжка, можно переносить его исполнение на середину зала в той же учебной форме.

Petit pas jete во многом подготавливается в petit pas assemble, поэтому особенно затягивать его изучение не рекомендуется, но усвоить эластичное, точное и устойчивое завершение прыжка на одну ногу при положении другой sur le cou-de-pied необходимо основательно и детально.

Pas glissade. Данное движение исполняется на минимальном скользящем прыжке с продвижением в сторону, вперед или назад.

На взлете руки из подготовительного положения слегка приподнимаются во 2-ю позицию, на завершающем demi-plie они опускаются в исходное положение. Корпус и голова удерживаются в положении epaulement.

Данная форма pas glissade может выполняться с переменой epaulement (в этом случае ноги меняются местами в V позиции, голова поворачивается к противоположному плечу, руки и корпус сохраняют то же положение) или начинаться ногой, стоящей сзади в V позиции, с сохранением всех вышеуказанных правил движения рук, головы и корпуса.

Кроме того, pas glissade выполняется с продвижением вперед и назад в малые позы croisee и efface. Ноги двигаются здесь по IV позиции так же, как было указано выше. Корпус удерживает epaulement. Руки на первом demi-plie из подготовительного положения поднимаются в 1-ю позицию; в момент взлета одна из них переводится во 2-ю позицию; на завершающем demi-plie руки опускаются в исходное положение, соответствующее выполняемой позе.

Руки на взлете поднимаются в первую позицию, в момент завершения прыжка рука, соответствующая выдвинутому вперед плечу, раскрывается во вторую позицию, другая остается в первой. Голова на взлете поворачивается в направлении прыжка и так остается до конца движения. Корпус на взлете удерживается подтянуто и слегка подается вперед.

Прыжок состоит собственно из двух важных элементов: элевации и баллона. Элевация есть взлет: человек отделяется от земли и делает прыжок в воздухе, но не акробатический и бессодержательный, а танцевальный. Танцевальность прыжку придает баллон. Под баллоном имеется ввиду способность танцовщика замирать в воздухе в определенной позе. И вот, когда мы имеем дело с прыжком, соединенным с баллоном, когда речь идет о классической танцевальной элевации. Она развивается целым рядом движений: для развития прыжка, оканчивающего на две ноги служит changement de pied, для развития прыжка трамплинного типа с движением вперед, назад и в сторону служит pas ballonne. Необходимо во время толчка и взлета правильно согласовать движения ног, головы, рук и корпуса. И если исполнитель не может воспроизвести это, то его нельзя считать виртуозом.

Список использованной литературы

1. Захаров Р. Беседы о танце, М., 1976

2. Захаров Р. Записки балетмейстера, М., Искусство, 1976

3. Карп П. Младшая муза, М., Современник, 1997

4. Русский балет: Энциклопедия, М., 1997

5. Сергеев К. Сборник статей, М., Искусство, 1978

6. Тарасов Н. Классический танец, М., Искусство, 1981

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *