Что способствует вестибулярной устойчивости
Вестибулярная гимнастика
(комплекс составил д.м.н. Маркин С.П.)
Вестибулярная гимнастика – это комплекс гимнастических упражнений, направленный на укрепление вестибулярного аппарата. Регулярные занятия по этой программе позволят вам в значительной степени уменьшить ощущение головокружения и неустойчивости.
1. Повороты головы при фиксированном взоре
1.1 Сядьте в удобную для вас позу и зафиксируйте взор на неподвижном предмете (мишени), расположенном примерно на расстоянии 1-1,5 м перед вашими глазами. Поворачивайте голову в горизонтальной плоскости из стороны в сторону, далее в вертикальной плоскости. В последующие дни скорость движения головой постепенно увеличивайте.
Рис. Повороты головы в горизонтальной плоскости
Рис. Повороты головы в вертикальной плоскости
Через 5-7 занятий (при стабилизации состояния)
1.2 Усложните упражнение: мишень расположите перед отвлекающим ярким или движущимся фоном (например, наклейте мишень на стекло окна) и выполняйте упражнение стоя.
2. Слежение глазами за движущимся предметом
2.1 Сядьте в удобную для вас позу и зафиксируйте взор на кончике карандаша или ручки, вытянутой на длину руки (правой). Далее правой рукой постепенно приближайте карандаш к кончику своего носа, не сводя с него глаз, и далее возвращайте плавно назад в исходное положение и т.д.
Рис. Слежение глазами
2.2 Зафиксируйте взор на объекте (например, карандаше), расположенном на расстоянии вытянутой руки, и поворачивайте голову из стороны в сторону в горизонтальной плоскости. Одновременно с поворотами головы объект, на котором был зафиксирован взор, перемещается в противоположную направлению движения головы сторону (но глазами вы продолжаете следить).
Рис. Повороты головы с сохранением фиксации взора
Сядьте в удобную для вас позу и возьмите перед собой в руки книгу, расположенную на расстоянии, чтобы вы могли ее читать. Поворачивайте голову в горизонтальной плоскости из стороны в сторону, далее в вертикальной плоскости с одновременным чтением текста книги вслух.
Рис. Чтение книги при поворотах головы
Расположите перед собой на расстоянии 1-1,5 м две мишени (предмета). Расстояние между мишенями около 1 метра. Вначале посмотрите прямо перед собой. Далее одними глазами посмотрите на левую мишень, зафиксируйте взгляд на ней и только потом поверните лицо влево. Оставаясь в этом положении (лицо смотрит на левую мишень) переведите глаза на правую мишень, и только после фиксации взора поверните лицо вправо к мишени. Далее глаза переведите на левую мишень, потом лицо и т.д.
Рис. Перевод взгляда и головы с мишени на мишень
5. Упражнения с предметом (мяч, яблоко и т.п.)
5.1 Сядьте на стул, возьмите в правую руку предмет (мячик, яблоко и т.п.). Наклонитесь и положите предмет на пол сбоку от себя, затем вернитесь в исходное положение. Затем вновь наклонитесь и возьмите предмет в руку. Далее вновь наклонитесь и положите снова предмет и т.д.
Рис. Наклоны туловища с предметом
5.2 Сядьте на стул и перебрасывайте предметы из руки в руку выше глаз
Рис. Жонглирование мячиком
5.3 Наклонитесь вперед и перекладывайте мяч из одной руки в другую под коленями, при этом глаза должны быть открыты.
Рис. Передача мячика сзади колен
6. Упражнения на равновесие
6.1 Стоя ноги вместе, руки вытянуты вперед. Не спеша поворачивайте поочередно голову в разные стороны (влево, вправо)
Рис. Повороты головы в стороны
6.2 Стоя ноги вместе, руки вытянуты вперед. Закрывание и открывание глаз на счет. Например, считайте раз, два, три.
Рис. Стоя с открытыми и закрытыми глазами
6.3 Стояние поочередно на одной ноге с открытыми глазами (вначале по 10 секунд, доводя до 30 секунд). Руки можно держать вниз или в стороны, если трудно удержать баланс.
Рис. Балансирование на одной ноге
6.4 Стоя нога перед ногой, руки скрещены на плечевых суставах, глаза открыты. Меняйте положение (правая стопа впереди, потом левая). По 10 секунд в каждой позиции.
Рис. Балансирование в позиции «нога перед ногой»
6.5 Встаньте, поставьте ноги на ширине плеч, распределите вес равномерно. Руки расслаблены. Перенесите центр тяжести немного вперед, затем – немного назад. Не отклоняйтесь при этом слишком далеко. Перемещайте свой вес из стороны в сторону: сначала – направо, затем – налево. Не совершайте движений в тазобедренном суставе. Потом сделайте это упражнение с закрытыми глазами.
Рис. Отклонение туловища в стороны
Через 5-7 занятий (при стабилизации состояния)
усложните выполнение упражнений из серии 6:
— выполняйте упражнения в темных очках
— выполняйте упражнения на резиновом коврике с неровной поверхностью, поролоновом мате или невысокой маленькой подушке (имитация стабилоплатформы)
7. Ходьба
7.1 Начинайте упражнение с ходьбы вдоль стены, чтобы в случае потери равновесия не упасть. Скорость ходьбы должна быть обычной для вас. При ходьбе медленно (на три шага) поворачивайте голову из стороны в сторону, не опуская её.
Рис. Ходьба по прямой линии с поворотами головы
7.2 Ходите по прямой линии приставным шагом вперед и назад (спиной) в течение 1 минуты.
Рис. Ходьба приставным шагом
Правила выполнения вестибулярной гимнастики
Вестибулярную гимнастику нужно делать ежедневно 2-3 раза в день. Во время занятий дыхание произвольное и свободное. Каждое упражнение необходимо повторять 5-7 раз, постепенно увеличивая число повторений (до 10-15 раз). Продолжительность занятия должна составлять до 30 минут, после необходим отдых. Если во время упражнения появится чувство дурноты, то временно прекратите и примите таблетку драмины.
К комплексу вестибулярной гимнастики добавьте прогулки на свежем воздухе ежедневно до 1 часа (желательно в парковой зоне)
Что способствует вестибулярной устойчивости
При передвижении по паркету спортсмены-танцоры выполняют разнообразные сложноструктурированные связки – это параллельно или последовательно исполняемые движения как всем телом, так и отдельные движения рук и ног (вращения, волны, взмахи и т.д.), то есть элементы, связанные с вестибулярной устойчивостью 1. Имеющиеся в научно-методической литературе рекомендации, как правило, приводят общие положения о необходимости вестибулярной тренировки [2; 4].
Вместе с тем практически отсутствуют научно обоснованные средства и методы развития вестибулярной функции у танцоров на ранних этапах [1; 2; 5]. В то же время этап начальной специализации, охватывающий в танцевальном спорте возраст 8-9 лет, что соответствует возрастной категории «Дети-1», является важным не только для достижения высоких спортивных результатов, но и для становления спортивной карьеры. Поэтому представляется актуальным научный поиск и экспериментальное обоснование специализированных средств и методов формирования вестибулярной устойчивости в танцевальном спорте.
Цель исследования. Целью нашего исследования стало: разработать и обосновать эффективность методики формирования вестибулярной устойчивости у спортсменов-танцоров 8-9 лет.
Методы и организация исследования. Для достижения поставленной цели нами использовались следующие методы: анализ и обобщение данных научно-методической литературы; анкетирование; методы оценки развития координационных способностей; педагогический эксперимент; математико-статистический анализ экспериментальных данных. Нами был организован и проведен педагогический эксперимент. Исследования проводились в период с января по декабрь 2017 года в г. Волгограде на базе СШОР № 21 г. Волгограда.
Результаты исследования и их обсуждение. Для определения приоритетных направлений в развитии физических способностей занимающихся танцевальным спортом на этапе начальной специализации, был проведен анкетный опрос специалистов.
В нем приняло участие 20 тренеров-специалистов в избранном виде спорта с большим стажем работы (более 6 лет). Заметим, что обрабатывались данные вследствие подсчета идентичных ответов.
Большинство опрошенных (84%) считают, что для оптимального развития вестибулярной устойчивости танцоров на начальном этапе подготовки недостаточно применения общепринятых средств и методов. 16% тренеров относятся к этому отрицательно.
78% респондентов считают необходимым повышение уровня развития вестибулярной устойчивости у танцоров на этапе начальной специализации в связи с усложнением соревновательных программ спортсменов.
Также ведущими специалистами в области танцевального спорта было определено, что приоритетной физической способностью для успешной соревновательной деятельности является координация, в том числе вестибулярная устойчивость (рис. 1).
Рис. 1. Физические качества спортсменов-танцоров, развиваемые в процессе тренировочной деятельности на этапе начальной специализации (в % соотношении)
Причем среди респондентов нет единого мнения о необходимости уделять особое внимание развитию вестибулярной устойчивости начальных этапах обучения. Так, большинство специалистов (60%) рекомендуют развивать вестибулярную устойчивость в дошкольном и младшем школьном возрасте, который является благоприятным для развития этого качества. 25% тренеров считают, что стоит постепенно, по мере перехода на следующие этапы обучения, вводить комплексы на развитие вестибулярной устойчивости, 15% специалистов ответили, что стоит уделять внимание развитию данного качества в более позднем возрасте.
В результате проведенного исследования нами определены приоритетные направления в развитии вестибулярной устойчивости танцоров на этапе начальной специализации:
— целенаправленный поиск новых форм, средств и методов развития вестибулярной устойчивости танцоров, предусматривающих сопряженное воздействие на развитие данного качества;
— средства, применяемые для развития вестибулярной устойчивости танцоров должны иметь техническую трудность, включать элементы новизны, необычности и отличаться многообразием форм исполнения движений.
Полученные в результате проведенных исследований данные были использованы при разработке методики формирования вестибулярной устойчивости танцоров (рис. 2).
Рис. 2. Модель структурного содержания методики формирования вестибулярной устойчивости
Отличительной особенностью таких занятий было то, что на занятиях в экспериментальной группе мы использовали базовые шаги аэробики (8% от общего времени тренировки).
Структура тренировочных занятий у экспериментальной группы была традиционной и включала подготовительную, основную и заключительную части.
Непосредственно подобранные нами упражнения для формирования вестибулярной устойчивости были включены в первую и вторую части тренировочного занятия.
Подготовительная часть тренировочного занятия, помимо общепринятых в танцевальном спорте упражнений, также включала движения, которые позволяли воздействовать непосредственно на вестибулярный аппарат.
Это были несложные по своему характеру упражнения, которые успешно могли выполняться под музыкальное сопровождение, так как подготовительная часть тренировочного занятия танцоров проводится, как правило, под музыку. К ним относятся, к примеру, круговые и маятниковые движения всеми частями тела.
Также спортсмены-танцоры выполняли специальный комплекс базовых шагов и поворотов классической аэробики в течение 10 минут. Основная нагрузка приходилась на ноги, руки и корпус.
Разучивание комплекса разработанных упражнений проводилось поточным методом в три этапа:
1. Разучивание комбинации из базовых шагов без дополнительной координационной нагрузки (без рук, смен направления и т.д.) при музыкальном сопровождении 110–128 ударов в минуту.
2. К освоенной комбинации из базовых шагов добавлялись движения руками, темп музыкального сопровождения остается тот же.
3. К освоенной комбинации из базовых шагов, выполняемых с движением рук, добавлялись вращения, темп музыкального сопровождения увеличивался до 120–135 ударов в минуту.
В основную часть учебно-тренировочного занятия включались упражнения для тренировки вестибулярной функции как активного, так и статического характера. Эти упражнения выполнялись с удержанием в течение определенного времени различных положений и поз, в том числе и при работе в парах («позировки»).
Такого рода упражнения выполнялись спортсменами-танцорами равномерно в течение всей основной части тренировочного занятия (около двух-трех упражнений после каждого тренировочного задания).
Также стоит отметить, что от сложности упражнений для развития вестибулярной функций зависело количество их повторений. Так, среднее по уровню сложности упражнение дети выполняли по 6-8 раз.
Продолжительность выполнения заданий варьировалась в среднем от 15 до 20 секунд, а интервалы отдыха между подходами составляли от 15 секунд до 1 минуты.
Непременным условием успешной тренировки вестибулярной функции является постепенное повышение нагрузки или усложнение условий выполнения упражнения.
Поэтому по мере овладения определенными упражнениями мы не только увеличивали их дозировку, но и усложняли условия их выполнения путем выключения зрительного анализатора или уменьшения площади опоры при удержании равновесия.
Упражнения для развития вестибулярной устойчивости у юных спортсменов-танцоров проводились регулярно на каждом тренировочном занятии, так как перерыв в выполнении специальных упражнений влечет за собой существенное снижение уровня вестибулярной устойчивости.
В основу разработки комплексов упражнений для развития вестибулярной функции был положен анализ и обобщение научно-методической литературы. При составлении учитывался возраст испытуемых и степень подготовленности.
Контрольная группа детей тренировалась по традиционной методике. Суть ее заключается в использовании упражнения для тренировки вестибулярной функции как активного, так и статического характера только в заключительной части занятия. Также тренеры по танцевальному спорту не используют средства базовой аэробики в процессе тренировки по различным причинам.
Эффективность разработанной методики проверялась в условиях педагогического эксперимента.
В начале эксперимента у детей контрольной и экспериментальной групп был определен уровень проявления вестибулярной устойчивости. Полученные данные показали, что спортсмены не имели достоверных различий по уровню развития вестибулярной функции (Р>0,05).
Это давало нам право проводить основные действия по внедрению в тренировочный процесс разработанной нами методики.
После проведенного эксперимента было установлено, что показатели вестибулярной устойчивости изменились в обеих группах, но в экспериментальной группе (табл. 1) наблюдался более значительный прирост показателей, чем в контрольной (табл. 2).
Показатели вестибулярной устойчивости экспериментальной группы до и после эксперимента, n = 12
Что способствует вестибулярной устойчивости
Существующая в спорте тенденция к все возрастающим физическим нагрузкам может быть не единственным средством повышения спортивных результатов [7, 9]. Кроме того, нередко большие физические нагрузки не только не способствуют росту спортивных результатов, но и являются препятствием к физическому развитию, причиной возникновения травм [2, 4]. Прогресс в спорте требует неустанного поиска неиспользованных резервов, новых, более эффективных средств и методов подготовки. Одним из недостаточно изученных вопросов в спортивной практике является вопрос о значении и влиянии сенсорных систем на многолетнем этапе овладения спортивным мастерством.
Вместе с тем трудно переоценить роль анализаторов в развитии двигательных навыков, овладении техникой, в развитии физических качеств [2, 3, 8]. Известно, что в выполнении любого двигательного акта принимают участие все сенсорные системы, образуя сложный комплексный рецептор, а при выполнении упражнений роль анализаторов значительно возрастает [1, 3, 5]. В учебной программе ДЮСШ по баскетболу недостаточно уделено внимание специальной тренировке вестибулярного анализатора. Практически в тренировочном процессе этому вопросу не уделяется должного внимания [2, 6]. Таким образом, в процессе многолетней подготовки баскетболистов – от новичка до спортсмена высокого класса – практически отсутствует одно из важных направлений подготовки, которое может стать дополнительным резервом в повышении спортивного мастерства. Следовательно, совершенствование процесса спортивной тренировки учащихся детско-юношеской спортивной школы по баскетболу в возрасте 14-15 лет путем применения специальных комплексов физических упражнений, направленных на повышение функциональных возможностей вестибулярного аппарата, актуально и своевременно.
Материалы и методы исследования
В исследовании принимали участие две группы юношей 14–15-летнего возраста третьего года обучения в количестве 24 человек: экспериментальная группа – 12 человек; контрольная группа – 12 человек. Занятия проводились 3 раза в неделю. В соответствии с задачами исследования нами были разработаны, теоретически обоснованы и экспериментально апробированы специальные комплексы упражнений для баскетболистов экспериментальной группы. Баскетболисты контрольной группы занимались по существующей программе детско-юношеской школы без применения экспериментальных комплексов. Упражнения подбирались с учетом специфики данного вида спорта.
Тренировочные комплексы, составленные из разнообразных двигательных действий (ускорений, внезапных остановок, прыжков, вращений на месте и поворотов в движении, метаний, падений, кувырков), предусматривали целенаправленное воздействие на отолитовый аппарат, полукружные каналы вестибулярного анализатора. Примерный комплекс упражнений для тренировки функций вестибулярного анализатора, используемый в процессе занятий с баскетболистами 14–15 лет, представлен в табл. 1.
Комплекс упражнений для тренировки вестибулярного анализатора, используемый в основной части занятия
Что способствует вестибулярной устойчивости
Современная спортивная тренировка требует от спортсмена высокого уровня развития пространственной ориентировки, точности, быстроты, устойчивости и разносторонней координации движений во времени и в пространстве, большого, а иногда предельного напряжения всех физиологических резервов организма, в том числе и психических возможностей. Любое движение спортсмена является естественным раздражителем вестибулярной сенсорной системы (ВСС), поэтому для большинства видов спорта принципиально значимым двигательным качеством является равновесие. Постоянное влияние со стороны ВСС на вегетативные и соматические функции составляет основу развития неспецифической адаптации организма. Повышенная возбудимость вестибулярного аппарата, усиленные вестибуло-моторные и вестибуло-вегетативные рефлексы могут значительно снижать работоспособность спортсменов и препятствовать их деятельности. Среди вегетативных реакций, возникающих при вестибулярной стимуляции, наиболее информативными являются показатели реакции сердечно-сосудистой системы (ССС), так как изменения ее параметров в первую очередь определяют адаптацию организма к изменяющимся условиям среды.
Изучению роли вестибулярной тренировки в различных видах спорта и в профессиональной деятельности посвящены многие работы ведущих ученых в нашей стране: Ю.А. Тушкова, Ф.В. Зайцевой, И.В. Сотникова, П.В. Подгорнова, Т.Н. Бахтиной, Г.А. Гордеевой, В.С. Новикова, А.Т. Гречко, А.В. Соловьева, Р.И. Хуснуллиной. Тем не менее, четкие представления о взаимосвязи вестибуло-вегетативной устойчивости с индивидуальными психологическими особенностями спортсменов отсутствуют. В связи с этим характер и содержание изменений в функциональном состоянии ССС студентов-спортсменов, возникающих при возбуждении ВСС, продолжает оставаться одной из актуальных проблем.
Материал и методы исследования
Современные подходы к реабилитации пациентов с вестибулоатактическими нарушениями
Рассмотрена классификация головокружений, наиболее частые причины их возникновения, особенности дифференциальной диагностики и подходов к лечению. Описан опыт лечения больных в возрасте от 45 до 75 лет в раннем восстановительном периоде ишемического инсул
Vertigo classification, the most frequent reasons of their beginning, features of differential diagnostics and the approaches to their treatment were considered. The experience of the treatment of patients at the age from 45 to 75 years old in the early rehabilitation period of ischemic stroke in vertebrobasilar basin was described.
Головокружение — одна из самых частых жалоб пациентов на приеме врачей различных специальностей. В дифференциальном ряду причин головокружения могут быть сотни заболеваний и состояний. При этом головокружение — это всего лишь субъективное ощущение движения окружающего пространства вокруг собственного тела или тела в пространстве [4].
Довольно часто пациенты называют головокружением, интерпретируют как «головокружение» состояния, характеризующиеся, в первую очередь, неустойчивостью, нарушение равновесия, координации движений. Эти симптомы могут быть проявлением заболеваний нервной системы, связанных с экстрапирамидными, мозжечковыми и иными расстройствами, и не являются истинным головокружением [7].
В ряде случаев пациенты обозначают как головокружение чувство «дурноты», пустоты, приближающейся потери сознания, «тяжести в голове» или, наоборот, «необыкновенной легкости». Эти жалобы характерны для липотимического состояния и сочетаются с вегетативно-висцеральными проявлениями: бледностью кожных покровов, сердцебиением, тошнотой, потемнением в глазах, гипергидрозом. Подобные состояния наблюдаются при кардиологической патологии, других сердечно-сосудистых заболеваниях, сахарном диабете с присущей ему вторичной периферической вегетативной недостаточностью, проявляющейся ортостатической гипотензией и синдромом постуральной тахикардии, также при гиповолемии, метаболических нарушениях [1, 2, 6].
Другой вариант жалоб, определяемых пациентами как головокружение, — это ощущение тяжести «внутри головы», «внутреннего головокружения», состояния, подобного опьянению. Он наиболее характерен для психогенного головокружения, наблюдающегося при неврозах и депрессиях. По данным T. Brandt, психогенное головокружение — это вторая по частоте причина головокружения у больных, обратившихся за помощью к специалистам — отоневрологам [2]. Головокружение, развивающееся в связи с психическими нарушениями, характеризуется часто неопределенностью жалоб пациента, а также комплексом разнообразных ощущений (зрительных, слуховых и др.). Такое головокружение не похоже ни на одно из состояний (вестибулярное головокружение, обморок) и, как правило, возникает не приступообразно, а беспокоит пациента в течение многих месяцев и лет [5, 8].
По традиционной классификации головокружение делят на вестибулярное (истинное, системное), связанное с поражением вестибулярного анализатора, и невестибулярное (несистемное), которое возникает за пределами вестибулярного аппарата. В свою очередь вестибулярное головокружение подразделяют на три группы: периферическое (поражение лабиринта), промежуточное (возникает в вестибулярном нерве) и центральное (возникает в центральной нервной системе).
Из наиболее частых причин центрального головокружения следует отметить сосудистые нарушения (острая ишемия в области ствола головного мозга (инсульт, транзиторная ишемическая атака), хроническую ишемию головного мозга, хлыстовую травму шейного отдела позвоночника, травмы и опухоль головного мозга.
Из наиболее распространенных причин периферического головокружения следует отметить доброкачественное пароксизмальное позиционное головокружение, болезнь Меньера, вестибулярную мигрень, лабиринтиты, травмы головы (перелом пирамиды височной кости), фистулу лабиринта.
Поэтому дифференциальная диагностика причин головокружения требует комплексного подхода с участием врачей различных специальностей: неврологов, кардиологов, оториноларингологов, психиатров, ангиохирургов и др. Несмотря на появление новых технических возможностей для оценки функции вестибулярной системы, в основе дифференциальной диагностики причин головокружения по-прежнему лежит тщательный анализ жалоб, изучение анамнеза заболевания, клинико-неврологическое обследование пациента. Диагностические сложности могут возникать в связи с недостаточной компетенцией специалиста в вопросах головокружения, особенно при заболеваниях периферического вестибулярного аппарата и психических расстройствах.
Очень часто в типичной клинической практике переоценивается роль изменений шейного отдела позвоночника, выявляемых при рентгенологическом обследовании у большинства лиц пожилого и старческого возраста, и результатов ультразвукового исследования магистральных артерий головы (позвоночных артерий). Выставляется ошибочный диагноз «гипертонического церебрального криза», «гипертонического криза», осложненного головокружением, связанным с дисциркуляцией в вертебрально-базилярной системе и др. [4, 9].
Как показывает клинический опыт, применение дорогостоящих инструментальных методов обследования (МРТ/РКТ головного мозга, электронистагмография, компьютерная постурография и др.) необходимо только у части пациентов. Тогда как у 2/3 пациентов с большой долей вероятности верный диагноз можно поставить на основании жалоб, анамнеза заболевания, данных соматического, неврологического и отоневрологического обследования.
Лечение головокружения в первую очередь должно быть направлено на устранение причины, вызвавшей его развитие. Это приобретает особое значение при развитии головокружения при церебральном инсульте, который, как известно, является всего лишь синдромом, проявлением основного заболевания (артериальная гипертензия (АГ), атеросклероза, сахарного диабета и др.). Таким образом, при головокружении у пациентов с АГ лечение основывается на терапии основного заболевания, при этом, конечно же, нормализация АД не способна устранить головокружение в большинстве случаев. В то же время улучшение самочувствия, исчезновение или ослабление такого неприятного ощущения, как головокружение, способствует более строгой приверженности больных приему антигипертензивных средств и, вследствие этого, нормализации АД. Следовательно, основное значение в терапии больных с головокружением приобретает патогенетическое и симптоматическое лечение.
При развитии церебрального инсульта головокружение обусловлено преходящим или стойким нарушением кровоснабжения центральных или периферических отделов вестибулярной системы. Причем чаще всего головокружение возникает в результате ишемии вестибулярных ядер ствола мозга или их связей. При инсульте головокружение, как правило, сопровождается иными неврологическими симптомами, такими как атаксия, глазодвигательные нарушения, бульбарные расстройства, парезы, чувствительные нарушения.
Вестибулоатактические нарушения наблюдаются достаточно часто при церебральном инсульте. Наличие нарушений функции равновесия увеличивает возможность падений, травматизации пациентов, ограничивает их функциональную активность, снижая качество жизни. В связи с этим вестибулярная реабилитация, тренировка устойчивости, улучшение постурального контроля являются весьма важной задачей восстановительного лечения пациента при инсульте.
Комплексное реабилитационное лечение вестибулоатактических нарушений при инсульте включает в себя, помимо фармакотерапии, вестибулярную и глазодвигательную гимнастику, использование методов ЛФК, в частности биомеханотерапии, стабилотренинг с эффектом биологической обратной связи (БОС), занятия в костюме аксиального нагружения.
После купирования острого приступа головокружения, который обычно сопровождается бурной вегетативной симптоматикой, постепенно начинают проведение вестибулярной гимнастики, представляющей собой разновидность лечебной гимнастики, направленной на ускорение адаптации вестибулярной системы к повреждению, вызванному патологическим процессом, при инсульте — острой церебральной ишемией. При проведении данного метода реабилитационного лечения используется один из основных механизмов функциональной нейропластичности, то есть способности различных отделов ЦНС к реорганизации за счет структурных и функциональных изменений — габитуация (привыкание), который заключается в уменьшении рефлекторного ответа на повторные слабораздражающие стимулы. Пациенту предлагается выполнение ряда упражнений, оказывающих слабое раздражающее влияние на вестибулярные структуры. Повторное выполнение их приводит к тому, что пациент привыкает и головокружение ослабевает (табл.).
Обоснованным дополнением к вестибулярной гимнастике является включение в комплексную программу реабилитационных мероприятий стабилометрического тренинга, основанного на принципе биологической обратной связи (БОС). В основе методики лежит биоуправление, при котором в качестве сигнала обратной связи используются параметры проекции общего центра масс на плоскость опоры. Этот метод позволяет обучать больного в ходе специальных компьютерных «стабилометрических игр» произвольному перемещению центра давления с различной амплитудой, скоростью, степенью точности и направления движений без потери равновесия. Технической основой является компьютерное моделирование, позволяющее отображать на экране движение предметов. За счет данной технологии создается для конкретного больного «индивидуальное виртуальное пространство» в соответствии с имеющимися у него нарушениями двигательных функций, в частности, вестибулоатактическими расстройствами. В данном диапазоне пациент совершает перемещения, управляя курсором экрана, для усовершенствования процесса используются дополнительные опции, например стереоскопические очки [3].
Одним из наиболее часто применяемых тренингов является программа «Мишень». Больной должен, стоя на стабилометрической платформе перед монитором, посредством перемещения корпуса относительно стоп совмещать свой центр давления, демонстрируемый ему на экране в виде курсора, с мишенью и перемещать мишень в определенный участок экрана или удерживать центр давления (ЦД) в центре мишени. При этом врач может, изменяя масштаб, менять площадь опоры пациента, усложняя или упрощая задачу. В начале тренировки движения больного с вестибулоатактическими расстройствами, как правило, бывают избыточные и требуют затраты большого количества энергии. Однако, по мере восстановления равновесия, появления двигательного навыка, пациент будет выполнять более точные и своевременные движения, что приведет к изменению характеристик стабилометрии. Также во время занятий на стабилометрической платформе применяются другие тесты «Тир», «Цветок», «Яблоко», принцип которых аналогичен.
Весьма эффективным методом в комплексе реабилитации пациентов с вестибулоатактическими расстройствами при инсульте является использование костюма аксиального нагружения с системой нагрузочных элементов, основанного на восстановлении функциональных связей за счет потока афферентной информации и улучшения трофики тканей, находящихся под нагрузкой. Механизм действия связан также с ограничением гипермобильности суставно-связочного аппарата, компрессионным воздействием на стопу в виде противодействия ее патологической установки, растяжением мышц, способствующих нормализации мышечного тонуса.
Лечебный костюм состоит из системы эластичных нагрузочных элементов (жилет, шорты, наколенники, специальная обувь), которые распределены в соответствии с топографией антигравитационных мышц.
Перед началом занятий в костюме необходимо определить уровень категории функциональной мобильности, т. е. способности к передвижению (согласно классификации Perry J. et al., 1995). В зависимости от уровня мобильности выделяют два варианта программы занятий:
Важнейшим условием проведения занятий является использование методов контроля эффективности нагрузок, включающей оценку сатурации и показателей системной гемодинамики (АД, ЧСС). Курс лечения включает 10–12 занятий.
Немаловажной составляющей восстановительного лечения пациентов, перенесших инсульт, имеющих вестибулоатактические нарушения, является организация ухода и выхаживания. Нарушения координации движений при сохранной мышечной силе в конечностях могут быть причиной утраты способности к самообслуживанию, снижению функциональной активности больных.
С целью повышения качества жизни пациентов с вышеописанными расстройствами после инсульта на сегодняшний день внедряются новейшие технологии, используемые в уходе. Правильный уход не противопоставляется лечению, а органически входит в него как составная часть и предполагает создание благоприятной бытовой и психологической обстановки на всех этапах лечения.
В настоящее время активно используются у пациентов с церебральным инсультом, имеющих нарушение функции движения в связи с вестибулоатактическими расстройствами, абсорбирующие средства (подгузники MoliCare® Premium soft для малоподвижных пациентов и впитывающие трусы MoliCare® Mobile для сохранивших подвижность пациентов), которые необходимы не только при нарушении функции тазовых органов, но и при снижении общей функциональной активности больных.
Основными требованиями, предъявляемыми к современной специальной гигиенической продукции для пациентов с проблемами мочеиспускания (в силу разных причин: недержание мочи, отсутствие возможности мочеиспускания), являются: способность впитывать и удерживать мочу в течение нескольких часов; возможность длительного сохранения сухости поверхности (чтобы не вызывать раздражения кожи); анатомическое соответствие; удобство ношения, комфортность, незаметность под одеждой; препятствие росту бактерий и распространению неприятного запаха. Продукция данной марки полностью соответствует перечисленным требованиям, позволяет существенно снизить психоэмоциональную напряженность, повысить социальную активность и, соответственно, качество жизни пациента, расширяет возможности проведения реабилитационных мероприятий.
В клинике неврологии МОНИКИ им. М. Ф. Владимирского проведено обследование и комплексное лечение 65 больных в раннем восстановительном периоде ишемического инсульта в вертебрально-базилярном бассейне в возрасте от 45 до 75 лет (средний возраст 59,48 ± 8,63 года).
Все пациенты в исследовании были разделены на две группы. Основная группа включала 35 больных (17 мужчин и 18 женщин), которым проводилось комплексное лечение с использованием медикаментозной терапии бетагистином (Бетасерк), вестибулярной гимнастики, стабилотренинга с биологической обратной связью (БОС), занятий в костюме аксиального нагружения «Регент». Курс лечения составлял 10–15 занятий. Контрольная группа включала 30 больных и была сопоставима с основной по всем показателям. Пациентам контрольной группы проводилась фармакотерапия, согласно стандартам ведения больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения.
По окончании курса занятий в основной группе больных при клинической оценке степени устойчивости выявлено достоверное (р 0,05).
Таким образом, проведение комплексного реабилитационного лечения, включающего фармакотерапию, вестибулярную гимнастику, стабилотренинг, занятие в костюме аксиального нагружения, приводило к уменьшению интенсивности и продолжительности головокружения, регрессу координаторных расстройств, увеличению устойчивости вертикальной позы.
Литература
М. В. Романова
С. В. Котов, доктор медицинских наук, профессор
Е. В. Исакова, доктор медицинских наук, профессор
ГБУЗ МОНИКИ им. М. Ф. Владимирского, Москва