Что способствует развитию речи ребенка

Развитие речи малыша до 3 лет. Как развивать речь ребенка

Раннее детство и развитие речи

Ран­ний воз­раст (от рож­де­ния до 3 лет) — осо­бый период в жизни ребенка. По интен­сив­но­сти раз­ви­тия, по слож­но­сти задач, реша­е­мых на этом этапе, пер­вые годы жизни не имеют себе рав­ных. А еще это самый бла­го­при­ят­ный период для усво­е­ния основ род­ной речи. Что будет упу­щено сей­час, позже может потре­бо­вать двой­ных усилий!

Какие факторы влияют на развитие речи

Как формируется речь ребенка от рождения до 3 лет

Нормы развития речи у детей от 0 до 3 лет

Кто быстрее: мальчики или девочки

Как помочь развитию речи детей раннего возраста

Как правильно формировать речь

На что обратить внимание

Логопедические занятия по развитию речи у детей

Если вас что-то бес­по­коит в том, как ребе­нок осва­и­вает род­ную речь, не тяните, пого­во­рите с педи­ат­ром — при необ­хо­ди­мо­сти он напра­вит на допол­ни­тель­ные кон­суль­та­ции к нев­ро­логу, лого­педу, дефек­то­логу, пси­хо­логу, оку­ли­сту, ото­ла­рин­го­логу. Если неко­то­рые нару­ше­ния раз­ви­тия речи были обна­ру­жены, то ваша сов­мест­ная работа с этими спе­ци­а­ли­стами (при усло­вии сле­до­ва­ния их инструк­циям и выпол­не­ния домаш­них зада­ний) обя­за­тельно даст поло­жи­тель­ный эффект и при­ве­дет к наме­чен­ной цели.

Инфографика: «Этапы речевого развития ребенка до 3 лет»

Что способствует развитию речи ребенка. Смотреть фото Что способствует развитию речи ребенка. Смотреть картинку Что способствует развитию речи ребенка. Картинка про Что способствует развитию речи ребенка. Фото Что способствует развитию речи ребенка

Какие ошибки могут совершать родители при развитии речи ребенка?

Часто ребенка излишне опе­кают и бере­гут, ста­ра­ются преду­га­дать его жела­ния — конечно, из любви к нему. Но тогда у малыша не фор­ми­ру­ется стрем­ле­ние тру­диться само­сто­я­тельно, он не учится выра­жать свои мысли с помо­щью речи, и мно­гие про­цессы в его раз­ви­тии могут тормозиться.

• Понять ребенка бук­вально с полу­взгляда близ­ким помо­гает инту­и­ция и любовь. Но обще­ние с мало­зна­ко­мыми людьми в непри­выч­ных усло­виях будет для него затруд­ни­тель­ным, а в худ­шем слу­чае — остро дис­ком­форт­ным. Чтобы этого не про­изо­шло, по мере взрос­ле­ния нужно чаще всту­пать в раз­го­вор все с новыми и новыми собе­сед­ни­ками, и тогда ребе­нок про­сто будет вынуж­ден совер­шен­ство­вать навыки пони­ма­ния речи.

• Неко­то­рые роди­тели зани­жают, а дру­гие — завы­шают тре­бо­ва­ния к речи малыша. В пер­вом слу­чае от ребенка ничего не тре­буют, все его жела­ния уга­ды­ва­ются и сразу испол­ня­ются, во вто­ром — посто­янно при­стают: «Скажи!», «Повтори!». Ино­гда в одной семье исполь­зу­ется сразу два край­них под­хода: напри­мер, папа тре­бует, а бабушка опе­кает. Это очень небла­го­при­ятно ска­зы­ва­ется на рече­вом раз­ви­тии ребенка.

• Ста­рай­тесь исклю­чить сюсю­ка­нье, «дет­ский лепет», посто­ян­ные зву­ко­под­ра­жа­ния в обще­нии с малы­шом. Речь роди­теля — обра­зец для ребенка.

• Роди­тели могут гово­рить очень быстро или, наобо­рот, черес­чур мед­ленно, без пауз и раз­лич­ных инто­на­ций, моно­тонно. Важно исполь­зо­вать все богат­ство и раз­но­об­ра­зие языка при раз­ви­тии речи ребенка.

• Не ста­рай­тесь уско­рить ход есте­ствен­ного рече­вого раз­ви­тия малыша. Избе­гайте пере­утом­ле­ния от рече­вых заня­тий, заучи­ва­ния стихов.

Когда нужно обратиться к логопеду

Сле­дует обра­титься к лого­педу, если:

• до 2,5 лет у ребенка не появи­лась речь или сло­варь малыша состав­ляет не более 10 слов. Ква­ли­фи­ци­ро­ван­ный спе­ци­а­лист-лого­пед умеет не только кор­рек­ти­ро­вать зву­ко­про­из­но­ше­ние, но и сти­му­ли­ро­вать появ­ле­ние речи у него­во­ря­щих детей;

• ребе­нок в 1,5 – 2,5 года не про­из­но­сит нор­маль­ных, понят­ных слов типа «мама», «баба», «би-би», «кошка», «пить», «иди», а гово­рит на «своем» языке, при­чем много и активно (не нужно дожи­даться 3 лет — идите к лого­педу прямо сейчас);

• ребе­нок 4 – 5 лет смяг­чает все звуки: «кися», «щапка», «тяй­ник», «лям­потька»;

• ребе­нок 3 лет и старше иска­жает сло­го­вую струк­туру слова, про­пус­кает, пере­став­ляет слоги, добав­ляет новые: «пувица» — «пуго­вица», «геби­мот» — «беге­мот», «пепи­тан» — «капи­тан»;

• ребенку больше 6 лет и он не про­из­но­сит какие-либо звуки род­ного языка. В это время фоне­ти­че­ская система пол­но­стью сфор­ми­ро­вана, и малыш дол­жен гово­рить правильно;

• ребе­нок начал повто­рять пер­вые звуки, слоги, слова (появи­лись рече­вые запинки).

Также стоит быть вни­ма­тель­нее, если малыш изу­чает сразу несколько ино­стран­ных язы­ков: ино­гда в таких слу­чаях у него может раз­виться дис­гра­фия — нару­ше­ние овла­де­ния пись­мен­ной речью. Чтобы не было откло­не­ний, нужно зани­маться с малы­шом, как только он позна­ко­мится с бук­вами — обычно это уме­ние при­хо­дит в 4 – 6 лет.

Как создать правильную среду для развития речи?

С ребен­ком нужно посто­янно бесе­до­вать, про­го­ва­ри­вая ситу­а­ции: оде­ва­ние, раз­де­ва­ние, умы­ва­ние, купа­ние, еда, про­гулка и под­го­товка ко сну. Такую же работу сле­дует про­во­дить во время игр с игруш­ками и кар­тин­ками, при чте­нии и про­смотре мультфильмов.

Примеры проговаривания ситуаций

1) Умы­ва­ние. «Давай с тобой умо­емся, включи воду. Нет, сде­лай воду теп­лее. Вот мыло. Бери его и намы­ли­вай ручки. Клади мыло в мыль­ницу. Три руки хорошо, а теперь смоем мыло. Под­став­ляй ручки под воду. Теперь давай умоем лицо. Закры­вай кран. Моло­дец. А где поло­тенце? Бери его и выти­рай лицо и руки. Какой ты стал чистень­кий, умница!»

2) Сборы на про­гулку, когда все вещи уже под­го­тов­лены. «Сей­час мы пой­дем гулять. Где твои шта­нишки? Вот они. Давай наде­нем штаны, вот так: сна­чала на одну ногу, потом на дру­гую. Теперь надо застег­нуть их на пуго­вицу, где она, покажи. Пра­вильно. Неси кофту. Что на ней нари­со­вано? Уточка, пра­вильно. А это что на кофте? Кар­ман, моло­дец». И так далее.

3) На про­гулке. «Ничего себе, смотри, какая погода. Дож­дик идет, ты пра­вильно ска­зал. Как хорошо, что ты надел сапожки. Наде­вай капю­шон. А я рас­крою зон­тик. Теперь можно гулять. А что это на дорожке? Какая боль­шая лужа! А что это под дере­вом? Листики упали, и веточки тоже упали. А какого цвета листики? Крас­ного и жел­того. Много листьев. Покажи, как много листьев».

Ребе­нок слы­шит речь взрос­лого и узнает много новых слов и выра­же­ний. А так как речь сопро­вож­дает зна­чи­мую для него ситу­а­цию, зна­че­ния слов и их соче­та­ний лучше запо­ми­на­ются, крепче откла­ды­ва­ются в созна­нии малыша.

Анна Андре­евна При­тво­рова, логопед

Источник

Что способствует развитию речи ребенка

Чаще всего здоровые дети произносят свои первые слова в возрасте около года. Если этого не происходит, многие родители начинают бить тревогу.

Бесплатные занятия с логопедом

Чаще всего здоровые дети произносят свои первые слова в возрасте около года. Если этого не происходит, многие родители начинают бить тревогу. Однако эксперты в области раннего развития пришли к выводу, что запуск речи – это индивидуальный процесс, для которого нет четкого возрастного периода. Исследования речевого развития показывают, что появление у ребенка речи зависит как от созревания определенных отделов головного мозга, так и от среды, в которой растет ребенок. Зная особенности своего ребенка, родители могут создать для него благоприятное окружение и помочь преодолеть трудности в развитии речи вашего малыша.

Развитие речи в раннем возрасте

Иногда за «настоящие» слова мы принимаем детский лепет. Ребенок до года пытается повторить речь взрослого на своем, часто понятном только маме, языке. Уже полугодовалый малыш использует жесты и отдельные звуки, чтобы обозначить свою потребность. Также в этом возрасте ребенок учится соединять гласные и согласные звуки, то если произносить слоги.

Сам процесс развития речи не является планомерным у детей раннего и дошкольного возраста, очень часто можно наблюдать скачки в речевом развитии. Все дети начинают говорить в разное время. К году некоторые дети уже могут произносить до 15 отдельных слов. А по подсчетам детского психолога Ш. Бюллер, к 1,5 годам словарный запас ребенка может достигать 232 слов. В то же время есть здоровые дети, которые в возрасте двух лет не говорят ни слова. Такие «молчуны» могут внезапно начать говорить целыми фразами, догоняя и опережая своих сверстников.

Чтобы разговорить молчуна и стимулировать развитие его речи, нужно озвучивать свои действия, побуждать к диалогу с помощью вопросов, с интересом слушать и пытаться понять ответы малыша. Тогда вы непременно услышите то заветное первое слово.

Стадии развития речи ребенка

Как мы уже сказали, траектории речевого развития индивидуальны для каждого ребенка, в связи с чем психологи и другие специалисты в области раннего развития не устанавливают четких нормативов развития речи у детей.

Важно отметить, что показателем речевого развития является не только количество звуков и слов, который ребенок использует для общения, но и его пассивный словарь, то есть те слова, которые ребенок понимает. Пассивный словарь всегда больше, чем активный, поэтому если ребенок не разговаривает, но понимает вашу речь, скорее всего, нет повода для беспокойства.

Речевые навыки, характерные для условной нормы в раннем и младшем дошкольном возрасте, представлены в таблице.

Возраст

Развитие речи

1-3 месяца

3-6 месяцев

Гуление – протяжные звуки («а-гу», «а-гы», «бу-у» и т.п.).

4-5 месяцев

Визг, смех. Гуление в различных интонациях.

6 месяцев

7-8 месяцев

Увеличение количества произносимых звуков, звукоподражание («гав-гав», «пи-пи»), понимание простых слов и просьб.

9-11 месяцев

Простые слова («мама», «баба», «дай», «на»).

1–1,5 года

Простые фразы из двух слов («дай ням-ням», «там киса»).

2-3 года

Фразы из 2-3 слов, появление вопросительных слов. Называние известных цветов, предметов, частей тела. Разучивание простых стихов, рассказывание коротких историй.

3 – 4 года

Фразы из 4 и более слов. Речь ребенка способен понять посторонний человек.

При сильном расхождении уровня развития речи ребенка с возрастными нормами желательно обратиться за консультацией к специалисту (неврологу, логопеду, психологу), чтобы исключить задержку психоречевого развития.

Симптомами задержки речевого или психического развития ребенка могут являться следующие признаки:

Своевременное обращение к специалистам позволяет как можно раньше выявить причину замедленного речевого развития ребенка и разработать индивидуальный план коррекционно-развивающих занятий.

Первое слово

Каким должно быть первое слово малыша? Специалисты по раннему развитию считают, что оно совсем не обязательно должно быть нам знакомым и привычным. Любой узнаваемый набор звуков, который является обозначением человека, предмета или действия (например, «бака» вместо «собака», «ка» вместо «каша»), специалисты склонны считать своеобразным словом.

Обычно дети произносят первое слово в возрасте 8-9 месяцев. Чаще всего это звукоподражания или слова из двух повторяющихся слогов.

Как понять, что ребенок сказал именно слово, а не просто набор звуков? Если высказывания ребенка повторяются при одних и тех же обстоятельствах, пусть даже вы не можете их понять, будьте уверены, ваш малыш сказал слово, просто его речевой аппарат еще недостаточно развит, чтобы произнести это слово разборчиво. Чтобы развитие речи вашего ребенка не замедлялось, не стоит говорить с малышом на его «детском» языке. Если ребенок, указывая на машину, произнес «би-би», скажите: «Правильно, это машина». Гуляя во дворе, попросите ребенка показать машину. А чтобы перевести слово «машина» из пассивного словаря ребенка в активный, укажите на машину и спросите: «что это?». Тогда ваш малыш непременно выучит новое слово и научится правильно его произносить.

Существует миф, что первым словом ребенка обязательно должно стать слово «мама». Действительно, некоторые дети говорят «мама» уже в 4-5 месяцев. Также еще до года дети могут говорить «ляля», «баба» и т.д. Все это простые в произношении слова, которые образуются из повторяющегося лепета ребенка. Первыми становятся именно те слова, которые легко произнести.

Что способствует развитию речи ребенка. Смотреть фото Что способствует развитию речи ребенка. Смотреть картинку Что способствует развитию речи ребенка. Картинка про Что способствует развитию речи ребенка. Фото Что способствует развитию речи ребенка

Первые фразы

Важным этапом развития речи является овладение фразовой речью в дошкольном возрасте. К 1,5 – 2 годам в речи обычно появляются простые фразы из двух слов. Активно увеличивается словарный запас, в употребление входят глаголы, предлоги, наречия. В 2-3 года дети начинают использовать прилагательные. Возраст 3-5 лет часто называют возрастом «почемучек». В этот период дети всем интересуются, жадно познают окружающий мир и, соответственно, задают взрослым множество вопросов.

Если в этом возрасте у ребенка отсутствует фразовая речь, следует проконсультироваться со специалистом. Развивающие занятия помогут восполнить пробелы и заложить фундамент для дальнейшего развития речи вашего малыша.

Чтобы развить фразовую речь ребенка, можно делать следующее:

Также существует ряд игр и упражнений, которые способствуют развитию речи ребенка. К ним относятся:

Такие игры хороши тем, что их можно проводить дома самостоятельно. Они не только благотворно влияют на развитие речи, но и развивают внимание, память, мышление малыша. Выполняйте только те упражнения, которые вызывают у вас и вашего ребенка положительные эмоции, делайте это ненавязчиво и с неподдельным интересом. Самое важное – получать удовольствие от общения друг с другом.

Выводы

Развитие речи – это сложный процесс, у каждого ребенка он протекает по-разному. Специалисты выделяют несколько этапов развития речи у детей, на каждом из которых происходит освоение новых речевых навыков. Эти стадии не имеют строгих возрастных границ. Переход от одного этапа развития речи к другому может происходить как плавно, так и скачкообразно.

Если малыш здоров, речевое развитие происходит само собой, когда вы общаетесь с ним и рассказываете о мире вокруг. Ваш ребенок наблюдает за вами и старается скопировать вашу речь, поэтому важно следить за правильностью собственной речи. Необходимо создать для ребенка благоприятную среду, в которой он сможет реализовывать потребности, характерные для своего возраста. Можно предложить ребенку игры на развитие мелкой моторики, а также познакомить с артикуляционной и пальчиковой гимнастикой.

Если вы чувствуете, что малыш испытывает трудности и развитие его речи сильно отстает от условных границ нормы, необходимо проконсультироваться со специалистом, чтобы исключить проблемы со здоровьем и задержку психоречевого развития.

Источник

Развитие речи у детей

Как развивается речь ребенка до 3 лет, какие физические и психологические процессы происходят в этот период, как помочь малышу в развитии речи.

Раннее детство и развитие речи

Ранний возраст (от рождения до 3 лет) — особый период в жизни ребенка. По интенсивности развития, по сложности задач, решаемых на этом этапе, первые годы жизни не имеют себе равных. А еще это самый благоприятный период для усвоения основ родной речи. Что будет упущено сейчас, позже может потребовать двойных усилий!

Удивим ли мы вас, если скажем, что речевые способности ребенка начинают развиваться еще до его рождения? А это именно так. Давайте выясним, а что, собственно, влияет на становление речи у малыша.

Какие факторы влияют на развитие речи

Как формируется речь ребенка от рождения до 3 лет

Младенец учится общаться с внешним миром с самого момента появления на свет. Давайте взглянем, как протекает речевое развитие детей раннего возраста на протяжении первых 3 лет жизни ребенка.Нормы развития речи у детей от 0 до 3 лет

Редкий родитель может знать, какие признаки указывают на отклонения в развитии ребенка. Поэтому для профилактики обязательно посещайте детского невролога в 3, 6, 9 и 12 месяцев.

Кто быстрее: мальчики или девочки

Конечно, каждый малыш уникален и развивается своими темпами. На практике небольшая задержка в развитии речи может оказаться лишь индивидуальной особенностью. Более того, повлиять на темпы развития речи могут: болезнь, стресс, дефицит общения с окружающими взрослыми или мультилингвистическая среда, в которой растет малыш.

И все равно бывает очень сложно отказаться от искушения сравнить своего ребенка с другими. Почему некоторые дети в возрасте 2 лет уже читают на память отрывки из «Мойдодыра» и говорят целыми фразами, в то время как другим требуется еще 1,5 – 2 года, чтобы оказаться на том же уровне? Стоит ли беспокоиться по этому поводу?

В современной психологии выделяются два типа детей с нормально развивающейся речью: «говоруны» и «молчуны».

По статистике, у мальчиков речь начинает развиваться позже, чем у девочек. Одна из причин кроется в физиологии. Созревание головного мозга у девочек происходит быстрее. Это влияет на рост словарного запаса: к 2 годам у девочек он обычно вдвое больше, чем у мальчиков того же возраста. Плюс они эмоциональнее по своей природе и с радостью делятся всеми своими впечатлениями, а мальчики склонны проявлять большую вербальную сдержанность, высказываясь только «по делу».

Помимо этого, многочисленные исследования показали, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается речь. Вполне логично, что более активные малыши могут начать демонстрировать продвинутые речевые навыки раньше своих медлительных сверстников.

Что способствует развитию речи ребенка. Смотреть фото Что способствует развитию речи ребенка. Смотреть картинку Что способствует развитию речи ребенка. Картинка про Что способствует развитию речи ребенка. Фото Что способствует развитию речи ребенка

Игры с ребенком способствуют развитию речи. Стимулируйте его больше двигаться, и малыш с удовольствием подхватит игру.

Как помочь развитию речи детейраннего возраста

Что же мы, родители, можем делать с самого рождения ребенка для того, чтобы он заговорил естественным образом?

Напомним вам, что сенсорный канал восприятия информации о внешней среде (зрение, слух, вкус, обоняние и осязание) у детей в первые годы жизни основной. Поэтому ответ лежит на поверхности: необходимо давать ребенку как можно больше информации об окружающем мире, как можно больше любого рода сенсорных ощущений и стимулов. Поговорим об этом.

Когда наступает время первого прикорма, например из линии «Агуша Первая ложка», важно называть продукты, которые мама предлагает малышу. Творог, кефир, сок, фруктовое пюре — это возможность знакомить малыша с названиями фруктов, овощей, рассказывать о животных. Например, о корове, которая дает молоко, говорит «му» и пасется на лугу.

Речь — это продукт работы мышц и органов речевого аппарата, и, как и в случае тренировки любой другой мышцы, речь нужно развивать последовательными и регулярными занятиями. Поговорим об этих занятиях и об упражнениях, которые нужно включить в ежедневную «речевую зарядку» ребенка.

Что способствует развитию речи ребенка. Смотреть фото Что способствует развитию речи ребенка. Смотреть картинку Что способствует развитию речи ребенка. Картинка про Что способствует развитию речи ребенка. Фото Что способствует развитию речи ребенка

Как правильно формировать речь

Важно, чтобы у мамы (или другого заботящегося о малыше взрослого), несмотря на загруженность, сохранялся позитивный настрой на жизнь и общение. Поэтому берегите себя, мамы, старайтесь выкраивать минуты отдыха и переключаться на встречи с друзьями, любимые книги, походы в театр. Это нужно не только вам, но и вашему малышу!

На что обратить внимание

График развития речевых навыков был приведен выше. Дети развиваются по-разному, и даже самые талантливые говоруны могут освоить все необходимые навыки в своей возрастной категории, только когда достигнут ее верхней границы. Поэтому нормы своевременного развития не всегда служат надежными ориентирами для понимания того, правильно ли овладевает речью конкретный ребенок. Мы зайдем с другой стороны и подскажем, что должно стать поводом для обращения к специалистам:

Логопедические занятия по развитию речи у детей

Что способствует развитию речи ребенка. Смотреть фото Что способствует развитию речи ребенка. Смотреть картинку Что способствует развитию речи ребенка. Картинка про Что способствует развитию речи ребенка. Фото Что способствует развитию речи ребенка

Если вас что-то беспокоит в том, как ребенок осваивает родную речь, не тяните, поговорите с педиатром — при необходимости он направит на дополнительные консультации к неврологу, логопеду, дефектологу, психологу, окулисту, отоларингологу. Если некоторые нарушения развития речи были обнаружены, то ваша совместная работа с этими специалистами (при условии следования их инструкциям и выполнения домашних заданий) обязательно даст положительный эффект и приведет к намеченной цели.

Что может сделать логопед. Логопед — это, пожалуй, самый главный помощник родителей в данном случае. К логопеду нужно обращаться, даже если ребенок не выговаривает всего пару букв. Специалист не только выявит дефекты, но и начнет работать над исправлением произношения. Он владеет всеми тонкостями артикуляционной гимнастики и массажа и обязательно поможет, используя свой профессиональный опыт.

Обычно при обращении к логопеду назначаются регулярные занятия с применением различных техник для развития языковой подвижности, которые специалист считает эффективными в конкретном случае. Важно точно и ежедневно выполнять указания и регулярно посещать консультации. Только совместными усилиями можно в короткий срок успешно преодолеть логопедические проблемы при речевых нарушениях.

Можно делать некоторые упражнения и самим, но важно следить за тем, чтобы малышу было интересно: пусть занятия проводятся в игровой форме, не будут поначалу длиться больше 5 минут, и лучше делать их каждый день. Не забывайте хвалить ребенка.

Формирование речевых навыков происходит естественным образом, когда малыш растет в принимающей среде, в которой обеспечены возможности для его непрерывного развития. Задача родителей в период младенчества и раннего детства — обеспечить ребенка вниманием, поддержкой и общением.

Поэтому в заключение мы хотим вам напомнить о самом важном. Как бы ни развивался ваш малыш, какие бы игры, занятия, методики и упражнения вы для него ни подбирали, главное — помнить о том, что ребенку в первую очередь нужно простое ежедневное общение с вами. Не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания. Именно это будет основным импульсом для развития ребенка.

Если вы самостоятельно проводите с ребенком развивающие занятия, наберитесь терпения (возможно, результат не будет виден сразу) и не бросайте начатое дело. И вы с вашим малышом обязательно добьетесь успехов!

Источник

Как помочь ребенку заговорить? Практические советы родителям

Речь формируется до 5 лет. В этом возрасте ребенок должен разговаривать, почти как взрослый.

Как родителям помочь малышу заговорить? Как понять, что есть задержка речевого развития? Что делать в этом случае? И бывает ли поздно что-то предпринимать? Спросили логопеда и многодетную маму Дарью Сенькову.

Что способствует развитию речи ребенка. Смотреть фото Что способствует развитию речи ребенка. Смотреть картинку Что способствует развитию речи ребенка. Картинка про Что способствует развитию речи ребенка. Фото Что способствует развитию речи ребенка

логопед, специальный психолог, автор блога @senkova.daria

Что нужно ребенку для развития речи?

Чтобы речь появилась, обязательно необходим фундамент:

Кроме того, у ребенка должна быть потребность учиться говорить и совершенствовать средства общения.

Для этого необходимы:

Что способствует развитию речи ребенка. Смотреть фото Что способствует развитию речи ребенка. Смотреть картинку Что способствует развитию речи ребенка. Картинка про Что способствует развитию речи ребенка. Фото Что способствует развитию речи ребенка

Что могут сделать родители для запуска речи у ребенка?

Что способствует развитию речи ребенка. Смотреть фото Что способствует развитию речи ребенка. Смотреть картинку Что способствует развитию речи ребенка. Картинка про Что способствует развитию речи ребенка. Фото Что способствует развитию речи ребенка

Как распознать задержку речевого развития?

За речью ребенка нужно следить в любом возрасте, даже когда этой речи как таковой еще нет.

При нормальном речевом развитии до появления словесной, звучащей речи ребенок уже «разговаривает» со взрослым с помощью жестов, взглядов, криков, звуков. Так он усваивает структуру диалога – «скелет» общения, который потом обрастает речью. Если этот этап не пройден, дальнейшее развитие речи нарушается.

Нужно обращать внимание на отклонения от нормы.

В 3–6 месяцев ребенок обычно пробует артикуляционный аппарат в действии и произносит много звуков. Малыш гулит, кряхтит, поет, прислушивается, реагирует на голос, интонацию, узнает знакомые голоса.

В 6–9 месяцев – лепет: слоги и цепочки слогов; пытается повторять услышанные звукосочетания и только ситуативно связывает их с предметами или действиями.

В 10–12 месяцев – длинные цепочки слогов сворачиваются в первые слова, которые могут выражать целую мысль или ситуацию. Ребенок понимает названия знакомых предметов, выполняет простую инструкцию, например, «дай мяч!». В год ребенок должен знать свое имя, легко вступать в коммуникацию и взаимодействие с родителями и детьми на площадке.

В 12–18 месяцев – количество простых слов растет, ребенок соотносит слова с конкретными предметами или действиями, находит их на картинках.

В 2 года ребенок понимает двухступенчатую инструкцию «сходи… и принеси…», говорит простую фразу из 2 слов, начинает формироваться грамматика.

Речь – это функция мозга, а мозговые структуры созревают в определенные сроки. До 2 лет активизируются те участки мозга, которые отвечают за понимание и воспроизведение речи.

Если у ребенка в 2 года нет фразовой речи, возможно, у него дисфункция речевых зон мозга или более серьезная причина задержки развития.

Что способствует развитию речи ребенка. Смотреть фото Что способствует развитию речи ребенка. Смотреть картинку Что способствует развитию речи ребенка. Картинка про Что способствует развитию речи ребенка. Фото Что способствует развитию речи ребенка

Что делать, если ребенок не говорит в 2 года?

Можно начать с осмотра специалистов:

Сурдолога нужно посетить для проведения аудиологического скрининга новорожденному, то есть исследования слуха.

Развитие у ребенка способности понимать речь и говорить, развитие мышления основано на его возможности слышать речь окружающих людей. Даже небольшое снижение слуха у ребенка приводит к трудностям восприятия речи, нарушению формирования слуховых и речевых центров мозга.

Эти процессы особенно интенсивны в первые 2 года жизни, поэтому всем новорожденным показана оценка слуховой функции.

Чем раньше будет выявлено снижение слуха, тем больше возможности для восполнения «недостающих» звуков, звукоподражаний, слов, а также легче привыкание малыша к слуховым аппаратам.

При грамотном слухопротезировании до 1 года и занятиям с сурдопедагогом к 5-летнему возрасту слабослышащий ребенок не отстает в развитии от сверстников без нарушения слуха.

Что способствует развитию речи ребенка. Смотреть фото Что способствует развитию речи ребенка. Смотреть картинку Что способствует развитию речи ребенка. Картинка про Что способствует развитию речи ребенка. Фото Что способствует развитию речи ребенка

К неврологу при нарушении речи можно и нужно обратиться, если ребенок:

Желательно проверять ребенка у нескольких врачей-неврологов.

Редко, но иногда нужен генетик – для исключения генетических болезней, которые вызывают задержку речевого развития, а также для проверки обмена веществ.

Психиатр нужен, если, кроме проблем с задержкой речи, у ребенка наблюдаются:

Психолога следует посетить, если наряду с отсутствием речи есть и другие особенности поведения у ребенка:

Психолог может помочь оценить общее развитие ребенка. С ним в некоторых случаях надо начинать занятия перед тем, как посещать логопеда.

Логопед – это специалист, который может не только выявить задержку в развитии речи, но и с раннего возраста проводить сенсорные занятия, направленные на запуск речи.

Что способствует развитию речи ребенка. Смотреть фото Что способствует развитию речи ребенка. Смотреть картинку Что способствует развитию речи ребенка. Картинка про Что способствует развитию речи ребенка. Фото Что способствует развитию речи ребенка

Когда поздно что-то предпринимать?

Если до 6-летнего возраста ребенка родители бездействовали, последствия уже невозможно компенсировать, поскольку пластичность мозга наиболее активна именно до 6–7 лет.

Если вы подозреваете, что ваш ребенок на его возрастном этапе в чем-то отстает, важно как можно скорее обратиться за консультацией к специалистам.

Помните, что речь – существенный механизм в формировании интеллекта, коммуникативных навыков, а развитие ребенка до 3-х лет во многом определяет его будущую жизнь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *