Что способствует развитию речи у детей раннего возраста средствами общения

Развитие речи детей раннего возраста в общении со взрослыми

Что способствует развитию речи у детей раннего возраста средствами общения. Смотреть фото Что способствует развитию речи у детей раннего возраста средствами общения. Смотреть картинку Что способствует развитию речи у детей раннего возраста средствами общения. Картинка про Что способствует развитию речи у детей раннего возраста средствами общения. Фото Что способствует развитию речи у детей раннего возраста средствами общения Елена Сикачева
Развитие речи детей раннего возраста в общении со взрослыми

Статья: Развитие речи детей раннего возраста в общении со взрослыми

Сикачева Елена Викторовна

Актуальность речевого развития детей раннего возраста определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и познавательной деятельности ребенка. Согласно взглядам отечественных психологов (Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисина, Е. О. Смирновой, Д. Б. Эльконина) развитие речи выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности.

Период раннего возраста является наиболее продуктивным и важным возрастным этапом речевого развития, в течение которого ребенок овладевает основными закономерностями языка, его словарный запас активно увеличивается.

В научных исследованиях Е. А Янушко [6] указывается, что развитие речи связано с развитием мышления ребенка. В первые годы жизни мышление и речь развиваются независимо друг от друга. К двухлетнему возрасту линии развития мышления и речи как бы встречаются друг с другом и совпадают. Становясь средством мышления, речь дает начало вербальному или речевому мышлению.

Леонтьев А. Н. [3] раскрыл психологическую природу речи и отмечал ее центральное место в процессе психического развития. Также автор указывал на полифункциональность речи, т. е. ей присущи коммуникативная функция, индикативная и интеллектуальная, сигнификативная функции. Процесс развития речи, по словам А. Н. Леонтьева, – это процесс действительного развития, который, будучи внутренне связан с развитием мышления и сознания, охватывает все перечисленные функции, стороны и связи слова [10, с. 64].

Предметом изучения А. Н. Гвоздева [2] являлся онтогенез детской речи. Основной авторский замысел заключался в том, чтобы через процессы овладения речью и языком в раннем возрасте проникнуть глубже в закономерности самого языка и понять перспективы его развития. Таким образом, А. Н. Гвоздев основал подлинно лингвистическое направление в изучении детской речи.

Общеизвестно, что наиболее полное развитие речи детей раннего возраста происходит в общении со взрослыми, которое способствует разностороннему развитию ребенка [4].

Существуют различные определения понятия «общения», прежде всего связанных с различными подходами и взглядами на эту проблему.

Лисина М. И. характеризует общение как процесс передачи и приёма вербальной и невербальной информации, одно из условий развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку себя посредством других людей [4, с. 15].

Речь детей раннего возраста развивается во времени и пространстве, обусловлена социальными условиями, психофизическими особенностями детей, предметно-практической деятельностью, спецификой пространства общения.

Исследования М. И. Лисиной показывают, что характер общения ребенка изменяется и усложняется на протяжении детства, приобретая форму то непосредственного эмоционального контакта, то контакта в процессе совместной деятельности, то речевого общения. Развитие различных форм общения способствует открытию перед ребенком новых возможностей усвоения от взрослых знаний и умений, что имеет важное значение для развития его психики и формирования личностных качеств [4].

В научных исследованиях Е. А. Аркина доказано, что речевое общение детей со взрослыми является источником познания ребенком окружающего мира. Автор прослеживает динамику словарного запаса и грамматического строя речи; обосновывая психофизиологические механизмы речи, природу первых голосовых реакций, показывая взаимосвязь развития речи и мышления [1].

Аркин Е. А. справедливо подчеркивал, что «культура речи, являясь одной из основных проблем воспитания в ранние годы, представляет собой сложнейшую задачу, требующую от педагога для своего правильного разрешения большого искусства и опыта». Он приходит к выводу о необходимости руководства развитием ребенка, определения его задач [1].

Речевое развитие ребенка происходит постепенно. В возрасте до 2 лет этот процесс носит по преимуществу неосознанный подражательный характер. Первоначально ребенок многое пропускает, переставляет, воспринимая то, что сильнее воспринимается на слух и легче произносится. В три-четыре года речь ребенка имеет некоторые особенности, связанные с психофизиологическими факторами. В целом, к этому возрасту речь почти сформирована.

Недостаток общения в раннем возрасте ведет к утрате эмоциональных контактов со взрослыми, к нарушениям функций речи, к трудностям установления взаимоотношений с окружающими.

Янушко Е. А. [6] указывает, что важной функцией речи является коммуникативная, ведь речь – это прежде всего средство общения: высказывания и понимания. Общение требует адекватной системы средств. Такой системой и является речь. Слово является тем «проводником», с помощью которого мысли одного человека могут быть переданы другому человеку. Именно поэтому развитие речи ребенка раннего возраста невозможно без участия взрослого. И от того, как ведет себя близкий взрослый, насколько сильно он хочет общаться с малышом, что он делает для этого, зависит развитие речи ребенка. Если взрослый постоянно, но при этом ненавязчиво, обращается к малышу, знает много интересных игр и предлагает поиграть в них, с радостью поддерживает любое стремление малыша общаться, с развитием речи проблем не будет.

Речь также выполняет функцию контроля. В данном контексте на первый план выступает способность ребенка выполнять речевую инструкцию взрослого.При выполнении речевой инструкции действия ребенка отличаются от непроизвольных движений: в основе действий лежат не врожденные потребности и не требования непосредственной ситуации. Выполнение словесной инструкции взрослого помогает ребенку овладеть своим поведением с помощью речевых знаков. То, что ребенок может выполнить по словесной инструкции взрослого сегодня, завтра он сможет выполнить в ответ на свой приказ, сформулированный в собственной внутренней речи. Можно говорить о том, что выполнение речевых инструкций взрослого – это первая форма произвольного поведения ребенка.

Все вышесказанное возможно благодаря тому, что ребенок осваивает грамматический строй речи, позволяющий связывать между собой отдельные слова и выражать словами отношения предметов. В раннем возрасте речь ребенка в основном выражена в форме простого диалога со взрослым.

Лисина М. И. выделяет несколько форм общения ребенка со взрослым. Первая такая форма была названа ситуативно-личностной (от одного до шести месяцев жизни) [4, с. 11].

Данная форма общения характеризуется потребностью во внимании и доброжелательности взрослого, и в первую очередь, личностными мотивами и экспрессивно-мимическими средствами общения.

На данном возрастном этапе происходит обогащение средств общения, т. к. ребенок самостоятельно передвигается, действует с предметами, может принимать различные позы. Следовательно, это приводит к тому, что экспрессивно-мимические средства общения активно обогащаются предметно-действенными – в раннем возрасте ребенок использует невербальные средства общения (жесты, мимику, позы).

Появление и развитие речи делает возможным следующий этап в развитии общения ребенка со взрослым. Вышеуказанные формы общения были ситуативными, т. к. в их содержании присутствует определённая ситуация. Развитие следующим форм общения не ограничено ситуативными рамками, а продолжается за ее пределами. В содержании общения ребенка со взрослым могут быть конкретные предметы и явления, которые нельзя ощутить во время взаимодействия (например, прошедший дождь.). Предметом общения также могут стать и собственные переживания, цели и планы, отношения, воспоминания.

В возрасте от 6 месяцев до 3 лет появляется ситуативно-деловая форма общения со взрослыми, которая отличается от первой генетической формы общения.

Общение со взрослыми входит в предметно-манипулятивную деятельность, являющуюся ведущей. Главную роль здесь играет деловой мотив общения, что объясняется целью речевого взаимодействия, а именно практическим сотрудничеством.

Внеситуативная форма общения возможно только тогда, когда ребенок овладеет активной речью, которая является средством создания образов и представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, отсутствующих перед глазами, а также средством действия с этими образами и представлениями, которые отсутсвуют ситуации общения. Эта форма общения, содержание которой выходит за рамки воспринимаемой ситуации, называется внеситуативный.

Таким образом, наиболее полное развитие речи детей раннего возраста происходит в общении со взрослыми, которое способствует разностороннему развитию ребенка.

1. Аркин, Е. А. Ребёнок в дошкольные годы / А. В. Запорожца, В. В. Давыдова. – Издательство «Просвещение». –Москва: 1998. – 167 с.

2. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи. Москва. – 1991. – 198 с.

4. Лисина, М. И. Изучение общения с окружающими людьми у детей раннего и дошкольного возраста // Советская педагогика. – 1990. – № 1. – С. 29-35

5. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. –Москва: Издательский центр «Академия», 2000. – 160 с.

6. Янушко, Е. А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5–3 лет: Теревинф;Москва: 2013. – 264 с.

Приобщение детей раннего возраста к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми Ребенок раннего возраста уже способен к деловым контактам со взрослым и предпочитает их всем другим коммуникативным ситуациям. Но дети еще.

Что такое развитие речи детей раннего возраста Язык – сложная знаковая система, естественно или искусственно созданная и соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание).

Консультация «Развитие речи детей в повседневном общении и в специально организованных играх» Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие Кто что услышит? Цель: Развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь, развивать.

Консультация «Развитие речи детей раннего возраста» В методике обучения языку приняты две основные формы работы над речью детей: обучение на занятиях и руководство развитием детей в повседневной.

Развитие познавательного интереса детей раннего возраста посредством совместного со взрослыми экспериментирования Работа по самообразованию Воспитатели: Сапцына Е. Н. Цепелева Л. К. Тема: «Развитие познавательного интереса и познавательной активности.

Материал для воспитателей групп раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» В возрасте от 2 до 3 лет происходит значительный скачок в развитии речи, внимании. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее.

Что способствует развитию речи у детей раннего возраста средствами общения. Смотреть фото Что способствует развитию речи у детей раннего возраста средствами общения. Смотреть картинку Что способствует развитию речи у детей раннего возраста средствами общения. Картинка про Что способствует развитию речи у детей раннего возраста средствами общения. Фото Что способствует развитию речи у детей раннего возраста средствами общенияКонсультация «Развитие речи детей раннего возраста» Одним из основных условий нормального развития ребенка является своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве. Овладение.

Развитие речи детей раннего возраста По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобного в последующие периоды. Я работаю.

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста» Речевое развитие детей раннего возраста. План 1. Дыхание и артикуляция. Значение. 2. Система появления звуков. 3. Развитие речи через.

Источник

Общение как средство речевого развития детей раннего возраста

Что способствует развитию речи у детей раннего возраста средствами общения. Смотреть фото Что способствует развитию речи у детей раннего возраста средствами общения. Смотреть картинку Что способствует развитию речи у детей раннего возраста средствами общения. Картинка про Что способствует развитию речи у детей раннего возраста средствами общения. Фото Что способствует развитию речи у детей раннего возраста средствами общения Юлия Шабалина
Общение как средство речевого развития детей раннего возраста

Общение детей раннего возраста со взрослыми и сверстниками привлекает пристальное внимание исследователей. Наиболее полно проблемы онтогенеза общения детей со взрослыми разработаны в концепции генезиса общения М. И. Лисиной.В рамках которой: «Общение рассматривается как взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата».

Общение имеет большое значение для формирования психики, её развития и становления человека как личности

Сфера общения является самым мощным источником, который определяет психическое состояние ребёнка, его здоровье.

взаимосвязь процессов общения и

развития речи детей раннего возраста.

общение как средство стимулирования

развития речевых навыков у детей раннего

возраста.

использование комплекса методик и

рекомендаций по речевому развитию детей

раннего возраста посредством общения со

сверстниками и взрослыми в условиях

дошкольного образовательного учреждения.

Изучить и теоретически обосновать понятие «общения», речь и речевое развитие.

Обосновать возможности использования общения для развития речи детей раннего возраста.

Проанализировать средства и методы развития речи детей раннего возраста в процессе общения.

Провести опытно-экспериментальную работу, направленную на выявление соотношения процессов общения и речевого общения.

Целенаправленное научно-обоснованное использование средств общения в работе с детьми раннего возраста приводит к увеличению эффективности речевого развития детей.

Прикреплённые файлы:

Развитие мелкой моторики рук, как средство речевого развития у детей раннего возраста Все нервные окончания отвечающие за речь, мышление, память, воображение, письмо расположены на кончиках пальцев рук. Поэтому важно развивать.

Дидактическая игра, как средство сенсорного развития детей раннего возраста Дошкольный возраст-время активного познания окружающего мира. Встав на ноги, малыш начинает делать открытия. Он знакомится с предметами,.

Что способствует развитию речи у детей раннего возраста средствами общения. Смотреть фото Что способствует развитию речи у детей раннего возраста средствами общения. Смотреть картинку Что способствует развитию речи у детей раннего возраста средствами общения. Картинка про Что способствует развитию речи у детей раннего возраста средствами общения. Фото Что способствует развитию речи у детей раннего возраста средствами общенияДидактическая игра, как средство сенсорного развития детей раннего возраста Одним из наиболее эффективных средств сенсорного развития является дидактическая игра. Она помогает ребёнку узнать, как устроен окружающий.

Игра-как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста Дидактическая игра «Поезд» Цели: развитие сенсорных способностей (цвет, величина) ; развитие любознательности,познавательной деятельности;.

Игровые технологии как средство познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста Игровые технологии, как средство познавательно-речевого развития детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы) Игровые технологии,.

Мастер-класс «Художественная литература как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Данный мастер-класс, я приготовила к конкурсу в своем городе, в данной презентации раскрывается актуальная тема развитие речи дошкольников.

Общение как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста Речь, являясь средством общения, возникает на определенном этапе развития общения. Формирование речевой деятельности представляет собой.

Общение ребенка со сверстниками и детьми другого возраста как средство развития речи Большое влияние на речь детей оказывает общение со сверстниками, особенно начиная с 4—5-летнего возраста. В общении со сверстниками дети.

Театрализованные игры как средство развития речи детей раннего возраста Театрализованные игры как средство развития речи детей раннего возраста. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного.

Источник

Выступление на РМО «Влияние общения на развитие речи ребенка в раннем возрасте»

Что способствует развитию речи у детей раннего возраста средствами общения. Смотреть фото Что способствует развитию речи у детей раннего возраста средствами общения. Смотреть картинку Что способствует развитию речи у детей раннего возраста средствами общения. Картинка про Что способствует развитию речи у детей раннего возраста средствами общения. Фото Что способствует развитию речи у детей раннего возраста средствами общения Наталия Николаевна Дегтярева
Выступление на РМО «Влияние общения на развитие речи ребенка в раннем возрасте»

Выступление на РМО.

Тема: «Влияние общения на развитие речи ребенка в раннем возрасте».

Подготовила: Дегтярева Н. Н. воспитатель I кв. категории. Новобурейский д/с «Искорка».

Общение – один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.

Первые три года жизни, когда дети в большинстве случаев воспитываются дома, являются решающими в развитии речи. Уже с грудного возраста малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ матери и отца, радуются, узнавая знакомые голоса. С самого первого дня они впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают слова. Так постепенно ребенок развивает свой пассивный запас слов, которым позднее начинает активно пользоваться.

В наше время развитие средств массовой информации сильно сократило общение друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие детские передачи или кассеты не могут заменить общения родителей со своими детьми. Оно было и остается важнейшим условием развития у ребенка нормальной речи.

Решающую роль в становлении речи и использовании ее ребенком играют факторы коммуникативного характера. Первая – межиндивидуальная – функция речи не только генетически исходная, но и основополагающая в становлении речи. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого партнера. Прежде всего это подтверждается практикой воспитания детей.

Процесс становления у детей первой функции речи, т. е. овладения речью как средством общения, в течение первых лет жизни проходит несколько этапов (в довербальный период, в момент возникновения и в дальнейшем ее развитии).

Aнализ поведения детей раннего возраста показывает – ничто в их жизни и поведении не делает для них необходимым употребление речи; лишь присутствие взрослого, который постоянно обращается к детям со словесными высказываниями и требует адекватной на них реакции, в том числе речевой («Что это?»; «Ответь!»; «Назови!»; «Повтори!», заставляет ребенка овладевать речью. Следовательно, только в общении со взрослым перед ребенком встает особая разновидность коммуникативной задачи понять обращенную к нему речь взрослого и произнести вербальный ответ.

Поэтому при рассмотрении каждого из трех этапов генезиса речевого общения особое внимание уделяется исследованию коммуникативного фактора как решающего условия появления и развития у детей речи.

Коммуникативный фактор влияет на развитие речи у детей в ее межличност-ной функции на всех трех этапах становления (в довербальный период, в момент возникновения и в дальнейшем ее развитии). Но по всей видимости, такое влияние неодинаково проявляется и сказывается на каждом из этапов. И это связано в первую очередь с тем, что сам коммуникативный фактор изменяется у детей в разные периоды дошкольного детства.

Различают несколько этапов развития потребности в общении ребенка со взрослым:

1. Потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Это достаточ-ное условие благополучия ребенка в первом полугодии жизни.

2. Нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Такое содержание по-требности в общении появляется у ребенка после овладения им произвольным хватанием.

3. Нужда в уважительном отношении взрослого. Она возникает на фоне познавательной деятельности детей, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. Дети стремятся к своеобразному «теоретическому» сотрудничеству со взрослым, выражающемуся в совместном обсуждении явлений и событий предметного мира. Только понимание взрослым важности для ребенка этих вопросов обеспечивает такое сотрудничество.

4. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. Эта потребность возникает в связи с интересом детей к миру человеческих взаимоотношений и обусловлена овладением детьми правилами и нормами их отношений. Ребенок стремится добиться общности взглядов со взрослым. Это позволит малышу использовать их как руководство в своих поступках.

В раннем возрасте у детей выделяются четыре формы общения со взрослым:

Ситуативно-личностная форма общения детей со взрослыми приходится на первое полугодие жизни.

Среди особенностей общения ребенка этого возраста можно выделить то, что ребенок начинает входить в мир социальных отношений. Это происходит благодаря изменению форм общения со взрослыми. В предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений.

Внеситуативно-познавательная форма общения возникает в период от 3-х до 5-ти лет.

Что же происходит с ребенком, в случае лишения его возможности об-щения с близким взрослым в этом периоде?

Основным «симптомом» здесь будет резкое замедление всех сторон развития ребенка.Это проявляется в: отсутствии сформированной речи; отставании в умственном развитии; трудностях установления прочных взаимоотношений со взрослыми; недостатке инициативности; замедлении развития эмоциональной деятельности, а также упрощении эмоциональной сферы; двигательной вялости.

В случае недостаточности контактов со взрослыми наблюдается снижение темпа психического развития, повышается сопротивляемость болезням (дети-воспитанники детских учреждений закрытого типа; дети, пережившие войны и др.) Полная же изоляция детей от взрослых не позволяет им стать людьми и оставляет их на положении животных (дети-маугли, волчьи дети).

Индивидуальное взаимодействие взрослого и ребенка эффективно для развития речи.

С помощью нехитрых способов взрослый привлекает внимание ребенка к предмету, для чего показывает на предмет, проделывает с ним те или иные манипуляции, протягивает ребенку, сам погружается в рассматривание предмета и т. д. При этом взрослый произносит слово, обозначающее предмет, и неоднократно это слово повторяет.

Таким образом, ребенокусваивает два основных элемента задачи: объект и его словесное обозначение в связи друг с другом. Кроме того, взрослый создает практическую необходимость для ребенка усвоить эту связь и научиться актуализировать ее.

Усвоение детьми пассивной речи и произнесение ими первых активных слов в решающей степени зависит от общения между взрослым и ребенком.

Таким образом,можно считать: практические контакты ребенка со взрослым в ходе совместных действий могут положительно влиять на становление речи благодаря тому, что организуют ориентировку ребенка, помогают ему выделить ключевые компоненты ситуации взрослого и предмет и увидеть в поведении взрослого его содержание обращенность к предмету и артикулирование обозначающего этот предмет слова.

Чем больше говорят с ребенком, тем быстрее и лучше развивается его речь. Если же с ребенком общаются мало, то его речевое развитие будет идти медленно, с запозданием.

Важно также, чтобы ребенок слышал в этот период ясную, четкую, пра-вильную речь. Вот почему нельзя с ним сюсюкать, подлаживаясь под его речь. Многократным повторением одних и тех же слов и соотнесением их с определенными предметами взрослые способствуют образованию у ребенка ассоциативной связи между словом и предметом. Таким образом, слово приобретает для него сигнальную функцию.

Дальнейшим этапом в развитии речи детей является овладение пра-вильными грамматическими и синтаксическими формами речи. В 2—3 года ребенок начинает широко применять в речевом общении с другими людьми уже не отдельные слова, а целые предложения. При этом наблюдаются отдельные ошибки в согласовании падежных окончаний, а также рода, числа, времени глагола и т. д. ; дети в этом возрасте часто допускают неправильные обороты речи. В основе этих ошибок лежит неточность дифференцировки уже не отдельных фонем, а сложных сочетаний слов в предложения по правилам родного языка. Эти неточности преодолеваются путем систематического упражнения в правильном построении речи. Большое значение при этом имеет грамматическая, в частности синтаксическая правильность речи взрослых и постоянные их указания, направленные на исправление речи детей (так, например, в школе за правильностью речи детей должны следить не только преподаватели родного языка, но и все другие учителя, а также систематические упражнения в письменной речи.

Речь воспитателя и педагогические требования к ней.

Речь педагога является условием и средством формирования речи его воспитанников. Поэтому в пределах детского сада к речи воспитателя предъявляются дополнительные требования, отличающие ее от разговор-но-бытовой, которой он пользуется в личном обиходе.

Речь педагога должна быть эталоном для детей.Речь воспитателя оценивается ее с трех сторон:

• содержательность (о чем и сколько говорит, что сообщает детям);

• безупречная правильность формы (как говорит);

возрастная и педагогическая направленность (умеет ли говорить с до-школьниками, убежденно и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым — родителям, коллегам).

Словарь воспитателя должен быть богатым и точным. Нужно чаще употреблять слова, которые медленно усваиваются детьми, точно обозначать оттенки цвета, материал, форму, величину предметов и др.

Речь должна быть безупречной грамматически, содержащей разнообраз-ные синтаксические конструкции. Большие требования предъявляются к звуковой стороне речи: чистое звукопроизношение, четкая дикция, орфоэпическая правильность.

«Стимуляция речевого развития детей раннего возраста»

Стимулирование развития речиидет в нескольких направлениях:

— провоцирование непроизвольного подражания действию, мимике, интонации взрослого

— провоцирование на эхолалии и непроизвольные речевые реакции на фоне эмоционального заражения

— провоцирование на просьбу, отказ, формальный диалог.

Провоцирование непроизвольного подражания является предпосылкой подражания произвольного, когда ребенок осознанно копирует звуки, звуковые комплексы, слова, интонацию речи взрослого. Убаюкивание, кормление, наказание, похвала сопровождаются соответствующей и легко узнаваемой интонацией взрослых. Растормаживание взрослым подражания может происходить только при поощрении ребенка и его поведения.

Например, увидев, что ребенок пытается убаюкивать куклу за ноги и издает звуки,мы его поощряем словесно: «Как замечательно! Ты молодец!», затем показываем, как надо брать куклу и баюкать,проговариваем: «А-а-а».Идем по лесенке и подговариваем: «Оп-оп-оп».Стучим кубиками и подговариваем: «Топ-топ-топ».

Стимуляция речи происходит и при диалоге,в сопровождении с жестом: «Хочешь эту игрушку?», «Будем рисовать

Игры –манипуляции: паровозик гудит – у-у-у; прятки – а-у; поиск предмета –ку-ку; гуси-га-га-га; мышки – пи-пи-пи приводят к появлению двойных слогов.

Стимулирование речипроисходит при манипуляции с предметами быта: мытье предметов, умывание, называние необходимых предметов и их качеств, как результат действия,сопровождаемое репликами: «Вот какие чистые руки», «Ах, как мыло пахнет», «Вот твое полотенце» и др.

Непременное условие – утвердительная, спокойная интонация реплик, создаю-щая позитивный речевой фон любой инициативы ребенка. Нельзя много задавать ребенку вопросов, не дожидаясь ответов на них.

Только в общении со взрослым перед ребенком встает особая разновидность коммуникативной задачи понять обращенную к нему речь взрослого и произнести вербальный ответ.

Много разговаривать с ребенком. Обучать речи путем совершенствования ее понимания, активизации подражания звукам, словам. Тренировать артикуляционный аппарат.

При общении комментировать происходящие, наблюдаемые действия и события. Активизировать речь ребенка посредством вопросов (что? кто? где).

Разговаривать с ребенком с помощью игрушек (включая игрушки бибабо). Разыгрывать различные несложные сценки из жизни (зайчик идет гулять и ищет теплые штанишки; мишка заболел, стал чихать и лег в кровать;кукла умывается: моет глазки, щечки, носик и др.).

Учить рассматривать реальные предметы (игрушки) и действовать с ними (одежда, обувь, мебель и др.) с последующим называнием их и своих действий. Учить рассматривать картинки с изображением реальных предметов и игрушек; находить знакомое изображение из трех, четырех, пяти предлагаемых картинок. Учить узнавать и называть различные действия и состояния животных и игрушек (кошка лежит, мишка сидит, собака ест и др.). Ближе к двум годам учить рассматривать и комментировать (с помощью взрослого) несложные сюжетные картинки (девочка кормит куклу, зайчик спит в кроватке, гусь плавает в воде, мальчик играет в мяч и др.).

Упражнять в умении отвечать звукоподражанием на вопросы: «Как лает собачка?», «Как кричит гусь?», «Как мяукает кошка?» и др. (с опорой на картинки и (или) игрушки и без наглядной опоры). В сценках с игрушками-животными наглядно показывать и называть повадки, голос соответствующих животных.

Учить рассматривать реальные предметы и игрушки (одежда, обувь, мебель и др.) и действовать с ними с последующим их называнием.

Задачи развития речи детей 2-3 лет

Много разговаривать с ребенком на понятные и близкие ему темы. Про-должать учить понимать и выполнять простые инструкции. Учить ребенка отвечать на вопросы, связанные с жизнью и практическим опытом («Что ты делал?», «Во что играли?», «Что ты ел?» и др.).

Во время игр с ребенком учить его правильно произносить звуки, разгова-ривать (используя речевые и внеречевые средства). Закреплять названия различных предметов (посуда, мебель, одежда, обувь, игрушки и пр.); не-которые действия и взаимоотношения; признаки, обозначающие величину, цвет, вкус. Учить использовать эти слова в речи.

Рассматривать предметные и сюжетные картинки. Слушать и понимать несложные рассказы по ним. Повторять рассказы по вопросам взрослого.

IV. Организация содержательного общения воспитателя с детьми в разных видах деятельности

В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, а также расширения зоны общения со взрослыми.

Основной формой педагогического процесса в детском саду являются занятия (в данном случае занятия по развитию речи). Здесь конкретизируются и уточняются знания детей, полученные ими практическим путём и которые они получили, действуя с предметами ближайшего окружения.

Но чтобы программные задачи организованного обучения решались более успешно, необходимо весь день пребывания ребёнка в детском саду сделать более содержательным в плане речевого развития. Чем богаче, содержательнее впечатления повседневной жизни, тем большие познавательные возможности имеются для занятий.

В процессе совместной деятельности педагог не ставит задач прямого обучения речи, как это делается на занятиях. Постановка проблемных языковых задач здесь носит ситуативный характер. Ребёнок говорит только то, что хочет сказать, а не то, что спланировал педагог. Поэтому организация и планирование совместной деятельности должны быть гибкими.

Педагог должен быть готовым к импровизации, к встречной активности ребёнка. В процессе совместной деятельности у ребёнка постепенно фор-мируется позиция младшего партнёра, ведомого взрослым и постоянно учитывающего инициативу последнего.

Какие формы совместной деятельности педагога с детьми по развитию речи можно выделить в раннем возрасте?

Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним некоторые особенности детей раннего возраста:

• им трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными;

• внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес;

• поведение ситуативно и почти всегда складывается из импульсивных поступков;

• детям раннего возраста свойственны подражательность, лёгкая внушаемость;

• преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление.

Таким образом, воспитатель должен помнить, что решая задачи развития речи детей раннего возраста, деятельность,которую он организует должна быть:

• событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);

• ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);

• процессуальная (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах).

Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию.

В работе по развитию речидетей используются следующие формы сов-местной деятельности:

• наблюдение и элементарный труд в природе;

• сценарии активизирующего общения;

• игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;

• слушание художественной литературы с использованием ярких красоч-ных картинок;

• инсценирование и элементарная драматизация литературных произве-дений;

• игры на развитие мелкой моторики рук;

• дидактические игры и упражнения;

• бытовые и игровые ситуации;

Разумеется, что в обычные дни организация совместной деятельности происходит по другому. Чтобы дети не переутомлялись, проводится какая-то одна из форм. Дети находятся в привычной,спокойной обстановке и воспитатель может действовать по ситуации: со всей группой детей, с подгруппой или вообще индивидуально.

Успех проведения совместной деятельности во многом зависит от профессиональных качеств воспитателя, от искреннего интереса к детям.

1. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками/ Л. В. Шипицина, О. В. Защиринская, А. П. Во-ронова и др. –СПб: Детство – Пресс, 2001. – 380с.

2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М. : Академия, 1997. – 400с.

3. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми и сверстниками/ Под ред. М. И. Лисиной. – М. : Педагогика, 1985. – 173-187с.

4. Максаков А. И. Речь воспитателя// Развитие речи детей дошкольного возраста/ Под ред. Ф. А. Сохина. – М., 1986. – 17-29с.

«Горе от ума». Консультация для родителей и воспитателей о возможных последствиях переразвития ребенка в раннем возрасте «В дошкольном возрасте намного полезнее развивать способности. А для развития способностей важнее всего игры, рисование, конструирование.

Консультация для родителей первой младшей группы «Трудовое воспитание ребенка в раннем возрасте» Чувство нравственности, чувство гуманности и любви к людям начинает формироваться у ребят еще в дошкольном возрасте. Одним из важнейших.

Консультация для родителей «Влияние стиля общения с матерью на формирование речи ребенка» Говоря о здоровьесберегающих технологиях, как правило, подразумевают деятельность образовательных учреждений. Роль семьи, и в частности.

Проблема общения ребенка со взрослыми в раннем возрасте Общение — взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения.

Развитие игры в раннем возрасте Одним из положений теории психического и личностного развития ребенка в отечественной психологии является признание ведущей роли деятельности.

Реализация ФГОС в раннем возрасте через дидактическую игру в разделе «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» Реализация ФГОС в раннем возрасте через дидактическую игру в разделе «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» (сенсорное.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи ребенка Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не даётся.

Выступление на педагогическом совете «Влияние музыки на эстетическое развитие ребенка» Выполнила студентка ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж»Карпычева Марина Георгиевна, куратор Каманина Татьяна Алексеевна. 2017год Современные.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *