Что способствует профилактике профессионального здоровья педагога

Консультация для педагогов «Здоровье педагога как компонент профессиональной самореализации»

Проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов ДОО в современном мире является очень актуальной. Педагогические работники ДОО испытывают интеллектуальные, физические, эмоциональные нагрузки, они вынуждены подолгу работать за компьютером, все это приводит к переутомлению, нарушениям деятельности сердечно-сосудистой системы и режима бодрствования — сна.

Итак, все эти симптомы, указывают на наличие синдрома эмоционального выгорания и наличию «психологического нездоровья». Также хочется отметить, что в современном изменяющемся российском обществе повышаются требования к качеству жизни и профессиональной деятельности. Психические нарушения обусловлены депрессивными, соматоморфными и тревожными расстройствами. Подобного рода нарушения у такой категории работников, как педагоги, носят еще и трансформирующий характер. То есть психологическое нездоровье педагога отражается как на детях, так и на их родителях, а поэтому эта проблема приобретает еще более масштабный характер. И нынешней педагог оказался в условиях конкуренции, когда его труд оценивают дифференцированно, но по конкретным результатам. Ведь с ведением нового образовательного стандарта требования к уровню образованности, особенно к качеству образования, изменились существенно и принципиально. И требования эти применимы не только к самому ребенку, а в большей степени к самому педагогу.

Хочется отметить, что нам близки исследования Мокаевой М. А., которая считает, что среди основных факторов, обуславливающих психологическое нездоровье педагогов, эмоциональное выгорание, можно назвать следующие: ежедневную психическую перегрузку, самоотверженную помощь, высокую ответственность за детей, дисбаланс между интеллектуально-энергетическими затратами и морально-материальным вознаграждением, ролевые конфликты, поведение «трудных» детей, переполненность групп, работа воспитателя в две смены. Кроме того, большинство воспитателей ДОО — женщины, поэтому к профессиогенам добавляется и загруженность работой по дому, и дефицит времени для семьи и детей. Однако, современная система дошкольного образования в Российской Федерации находится на этапе преобразования, и это связано с тем, что был утвержден федеральный государственный стандарт дошкольного образования приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее — ФГОС ДО) [6]. Все эти преобразования также сказываются на профессиональную деятельность и психологическое состояние воспитателей ДОО. Таким образом, воспитателей ДОО по наличию психогенных факторов можно отнести к высокой группе риска. Термин «психологическое здоровье» мы рассматриваем как состояние душевного благополучия, характерное отсутствие болезненных психических проявлений, обеспечивающее адекватную условиями действительности регуляцию поведения и деятельности. Содержание понятия не исчерпывается только медицинскими и психологическими критериями, групповыми нормами и ценностями. Общей концептуальной основой решения проблемы психологического здоровья воспитателя ДОО можно считать положение И. В. Дубровиной о психологическом здоровье как о цели и критерии успешности психологической помощи, а также положение О. В. Хухлаевой о том, что эффективным средством сохранения психологического здоровья человека является психологическая поддержка развития его личности. Успешное осуществление воспитателями ДОО своей профессиональной деятельности предъявляет повышенные требования не только к личностным качествам педагога, но и к уровню физического и психологического здоровья. Так, как только здоровый физически и духовно воспитатель может получать удовлетворение от выполняемой работы, и способен обладать необходимым уровнем работоспособности, активности, креативности, желанием к постоянному совершенствованию. Профессиональный стандарт, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» датирован 18 октября 2013 года, говорит нам, что сегодня востребован педагог творческий, способный мобилизовать свой личностный потенциал, способный мыслить и действовать креативно. Все это предполагает смену позиции педагога с позиции «учителя» и «диагноста», организующего и содействующего развитию ребенка. Педагог сегодня — это человек, не ведущий за собой ребенка, а помогающий идти ему самому. Именно поэтому на современном этапе в науке сложились определенные теоретические предпосылки для изучения проблемы поддержки психологического здоровья педагогов, работающих в ДОО. Проблема психологической поддержки развития личности попала в орбиту научных интересов таких исследователей, как А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, Б. С. Братусь, О. С. Газман, И. В. Дубровина, Н. В. Муха. Ими разработаны основные подходы к решению проблем саморазвития и самоопределения личности, осуществлены исследования в области теоретических и практических вопросов, непосредственно связанных с осуществлением психологической поддержки развития личности человека. В исследованиях последних лет (С. А. Беличева, С. А. Бадмаев, А. И. Захаров, В. А. Худик, Л. И. Пожар, H. H. Загрядская) обозначенный феномен стал предметом научного осмысления в особой степени. Специфика подготовки педагогов предполагает пересмотр содержания процесса повышения квалификации с ориентацией на системно-деятельностый подход. Соответственно, первостепенной должна стать задача повышения профессионализма педагогов как фактор повышения качества образования, осуществляемого в системе непрерывного профессионального образования на основе индивидуализации. Педагогическая работа с «обычными» и «особыми» детьми требует особой ответственности и подготовленности соответствующих специалистов. При этом основная нагрузка в работе с особыми дошкольниками ложится на воспитателей ДОО, которые в условиях повышенной проблемности педагогического взаимодействия с «трудными» детьми находятся в состоянии длительного профессионального стресса. Частые и продолжительные стрессовые ситуации отрицательно сказываются на психологическом здоровье педагогов.

Поэтому психологическая поддержка личности воспитателя ДОО является одним из наиболее актуальных и перспективных направлений деятельности практического психолога в системе современного образования. Решая проблему по ведению ФГОС ДО в систему регионального дошкольного образования, необходимо искать формы, методы и критерии взаимодействия с педагогами по психолого-педагогическому сопровождению сохранения и укрепления психологического здоровья воспитателей ДОО.

Так как в качестве основных параметров психологического нездоровья выделяют такие проявления, как: высокая тревожность, нейротизм, мотивация избегания неудач, внутренний конфликт, низкие показатели актуализации. Поэтому в работе использование различных технологий, приемов, направленные на предотвращение «психологического нездоровья» воспитателей ДОО, являются: мастер-классы, дискуссионные и педагогические мастерские, тренинги, квестигры. Все это способствует снижению напряжения после рабочего дня, созданию системы улучшения психологического климата в коллективе, созданию системы личностной поддержки и развития, а также развитию открытости новому опыту и наличию четко поставленной профессиональной жизненной перспективы (смысла жизни).

Необходимо отметить, что на наш взгляд, психологическая поддержка предполагает содействие личности в саморазвитии. В след за А. Н. Евдокимовым считаею, что в рамках самоосуществления индивидуальности, в контексте субъектности личности психологическая поддержка результирует себя актами творческого саморазвития, в которых человек в контексте требований внешней жизненной ситуации внутренне мотивирован в конструктивном развитии процесса своей жизнедеятельности.

Психологическое здоровье воспитателя ДОО представляет собой целостное двухуровневое личностное образование. При этом нижний адаптивный уровень обусловлен психическим здоровьем воспитателя (профессиональная активность, адаптивные способности, отсутствие признаков профессионально-личностной деформации и симптомов эмоционального выгорания, которое является необходимой и достаточной основой его способности самоосуществления себя в качестве субъекта профессиональной деятельности. Достижение креативного уровня в развитии обусловливает выход личности педагога на уровень собственно психологического здоровья, основными показателями которого являются: осознание и принятие смысла жизни и профессиональной деятельности, креативность, способность к профессиональной саморегуляции, стрессоустойчивость.

Соответственно психическое здоровье воспитателя ДОО характеризуется балансом различных психических свойств и процессов, который детерминирует состояние душевного благополучия личности, выражающееся в бодром настроении, хорошем самочувствии, активности. При этом психологическое здоровье воспитателя ДОО представляет собой высший ценностно-смысловой уровень его психического здоровья. В этом контексте психологическое здоровье предполагает внутриличностную, смысловую согласованность, способность педагога к творческой саморегуляции в условиях своей профессиональной деятельности. Итак, профессиональный стресс — многоуровневый феномен, который выражается как в физиологических, так и психических реакциях. Именно, поэтому необходимо сохранять и укреплять психологическое здоровье педагогических работников дошкольных образовательных организаций.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога дошкольного учреждения с гиперактивными детьми» Гиперактивность– это особенность поведения человека, которая заключается в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних.

Источник

Здоровье педагога. Профилактика профессиональных заболеваний

Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда.
Конфуций

Цель: приобщить педагога к здоровому образу жизни, объяснить роль здоровья в жизни и деятельности педагога и развитии общества.

1. Введение
2. Проблема сохранения психологического здоровья педагога.
3. Восстановление профессионального здоровья педагога.

3.1. Выступления учащихся.

4. Заключение
5. Список использованной литературы.

“Здоровье является высшей ценностью общества, чем выше ценится здоровье человека в коллективном сознании общества, тем выше ресурс и потенциал развития самого общества”.

Еще в 19 веке немецкий ученый Артур Шопенгауэр говорил: “Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствия…”

Так что же такое здоровье?

До 1940 г. под здоровьем подразумевалось отсутствие заболеваний. Здоровым считали человека, у которого нет признаков заболеваний.

Но в 80-е годы 20столетия ВОЗ дает такое определение: “ Здоровье – это не только отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия”

Таким образом, наше здоровье можно представить в виде равностороннего треугольника: сторонами, которого являются физическое и психическое здоровье, а в основании лежит социальное благополучие.

В последние годы, как в нашей стране, так и за рубежом, в сознании людей активно формируется качественно иное отношение к понятию “здоровье”.

Здоровье формируется под влиянием сложного комплекса внутренних факторов и внешних воздействий. Учение провели многочисленные исследования и сделали вывод: от чего зависит наше с вами здоровье. Мы попробуем эти данные обобщить в виде формулы здоровья:

Здоровье 100%= 10%медицина+ 20%наследственность+ 20% окр среда +50% образ жизни.

Основная причина, побудившая взяться за данную тему – неблагополучное состояние здоровья современного педагога. Педагог в России, что бы ни говорили про него сегодня, всегда был и остается особенным, в чем-то иррациональным человеком, стремящимся, часто неосознанно, быть учителем жизни, для которого слово “долг” является ключевым.

Проблема здоровья учителя заслуживает большого внимания, так как от состояния здоровья педагога зависит успешность учебно-воспитательного процесса.

50% – образ жизни. Эта та составляющая формулы здоровья, которая зависит от самого человека. Но для большинства педагогов образ жизни – это школа и профессиональные обязанности.

“Работа съедает”, это признают многие педагоги. Работу на дом сейчас приносят, пожалуй, только учителя и бизнесмены, но последние, в отличие от первых, имеют материальную возможность полноценно отдохнуть и восстановиться, чего не скажешь об учителях. Даже наш продолжительный летний отдых не способствует полноценному восстановлению сил: мы проводим его дома, на грядках, ремонтируя школьные кабинеты, на все остальное нужны средства и немалые…

Если еще раз вспомнить, что в основе нашего физического и психического здоровья лежит социальное благополучие, то становится ясной такая схема: физическое здоровье – психическое здоровье – профессиональное здоровье. Ведь именно профессия должна обеспечить нам необходимое для здоровья социальное благополучие.

Под профессиональным здоровьем мы понимаем способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность педагогической деятельности и развитие личности учителя.

Проблема профессионального здоровья учителя в настоящее время настолько значима, что необходимо создание нового направления психолого-медико-социальной профилактики и восстановления здоровья педагога.

САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Профессию педагога можно отнести к “группе риска” по частоте нарушений здоровья и серьезности протекающих заболеваний.

По показателям 54% педагогов имеют нарушения массы тела, 70% нарушения опорно-двигательного аппарата. Нарушения в нервно-психическом здоровье имеют:

– после 10-ти лет работы более 35% педагогов;
– после 15-ти лет стажа – 40%;
– после 20-ти лет – более 50 % педагогов.

Постоянное перенапряжение приводит к ряду соматических заболеваний (язва желудка, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет, гипертония).

К основным профессиональным заболеваниям педагогов относятся:

– миопия (близорукость);
– ларингит;
– синдром хронической усталости;
– гиподинамия;
– остеохондроз.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГА

Здоровье начинается с попыток осознания своего места в жизни.

Вопросов может быть и больше. Ясно лишь одно – только ответив на них, человек приобретает мотивацию к тому, чтобы быть здоровым.

Зададимся вопросом, в чем же главная причина перечисленных заболеваний педагога? Ответ ясен: все, о чем мы говорили, вызывается стрессом и психическим перенапряжением…

Существуют две основные причины, разрушающие здоровье педагога: мировоззренческая и психическая, причем вторая вытекает из первой.

Человек сознательный, культурный, педагог в особенности, должен уметь владеть своими эмоциями и чувствами хотя бы ради двух целей:

– чтобы не болеть;
– чтобы принимать правильное решение. Надо научиться жить с хорошими эмоциями, противодействовать негативным эмоциям.

Каждая эмоция связана с болезнью или здоровьем, создает конкретную болезнь или является профилактической против конкретной болезни.

Чтобы сделать из себя здорового человека, нужно быть сильнее своих эмоций, но ни в коем случае не подавлять их.

Выделяют здоровье разрушающие эмоции:

гнев, ярость, уныние, озабоченность, печаль, страх, тревожность, грусть, отчаяние…

Бороться с негативными эмоциями надо с помощью специального тренинга (Приложение “Приручение эмоций”, см. Приложение 1).

Упражнение. Замена одной эмоции на другую

Возникшая эмоция “раскручивается” несколько секунд, а затем постепенно овладевает человеком. Представьте, что у Вас возникла нежелательная эмоция гнева. Вы сразу ее заметили и определили. И тут же, не давая ей “раскрутиться”, нужно “включить” другую эмоцию. Какую сочтете нужной (спокойствия, радости, великодушия, альтруизма…). Или ту “светлую” эмоцию, которая вызывается легче всего. Заменив одну эмоцию на другую, Вы не дали развиться в организме болезнетворному процессу.

Есть эмоции здоровьесоздающие:

интерес, радость, нежность, удовлетворение, спокойствие, сочувствие, удивление, восторг, умиление, восхищение…

Вот если бы создать такой эмоциональный климат на работе, чтобы все эти эмоции присутствовали у сотрудников. Какая бы это была бы работа, какая бы это была жизнь.

Для сохранения и поддержки здоровья педагога необходимо применять:

– лечебно-оздоровительные упражнения:– упражнения для позвоночника
– упражнения для осанки
– упражнения для шейного отдела позвоночника

следить за своим физическим здоровьем:

– полноценное питание– достаточный сон
– соблюдение правил личной гигиены
– режим труда и отдыха
– занятия спортом

соблюдать психоэмоциональное равновесие:

– позитивное мышление
– оптимизм
– управление эмоциями
– доброжелательное отношение к людям
– любовь к себе.

Не надейся на Бога
И не верь чудесам,
Есть одна лишь подмога:
Помоги себе сам.

Источник

Профессиональное здоровье педагога: как его сохранить и укрепить?

Профессиональный долг обязывает педагога в любых ситуациях принимать взвешенное решение, преодолевать вспышки гнева, возмущения, недовольства, отчаяния. Не справляясь с внутренним переживанием, педагог старается подавать хотя бы внешние проявления эмоции. Однако внешнее благополучие при внутреннем разладе обходится слишком дорого: разбушевавшиеся эмоции, обрушиваясь на организм, наносят удары, от которых человек не может оправиться. Постоянное сдерживание проявлений гнева (в мимике, жестах, словах) может способствовать развитию таких заболеваний, как гипертония, язва желудка, мигрень и прочие.

Профессия «педагог», иначе работа сердца и нервов, требует буквально ежедневного, даже ежечасного расходования огромных душевных сил.

Умение владеть собой, держать себя в руках – один из главных показателей деятельности педагога, от чего зависит и его профессиональные успехи, и психологическое здоровье.

Большая часть рабочего дня протекает в напряженной обстановке: эмоционально насыщенная деятельность, постоянная концентрация внимания, повышенная ответственность за жизнь и здоровье детей. Факторы такого рода оказывают отрицательное влияние на физическое самочувствие. Речь идет о нервозности, раздражительности, усталости, разного рода недомоганиях.

В отдельных случаях эмоциональное напряжение достигает критического момента – воспитатель теряет самообладание, что проявляется порой в агрессивной (окрики, гнев, раздражительность).

Можно выделить несколько факторов объективных:

— изменение в системе;

— повышенные психоэмоциональные нагрузки современной жизни;

— недооценка общественной значимости дошкольного образования;

— неудовлетворенность социальным окружением на работе;

— чисто женский коллектив.

2. Материально – бытовой (условия жизни, быта).

3. Фактор ответственности (повышенная ответственность за жизнь, здоровье детей).

4. Фактор взаимодействия – неблагоприятная психологическая атмосфера.

непродуманное введение новшеств

завышенные нормы от численности детей в группе.

Современная педагогика использует специальный термин – «эффективные учителя»: К важным особенностям эффективность относят уверенность в себе и великую самооценку, эмоциональную стабильность и стремление к максимальной гибкости.

Однако специальные исследования показали, что для значительной части педагогов характерна негативная. Я – концепция, низкая самооценка, неуверенность в себе.

Упражнение на развитие положительного восприятия, самоуважения.

1. Все равно ты молодец, потому что….

1 педагог «Мне не нравится в себе….

1. Подмечайте свои достижения, успехи и хвалите себя за них.

2. Не «пережевывайте» мысленно случившееся конфликты и допущенные ошибки. Осознайте их причину.

3. Если возникла проблема, конфликт, решайте их своевременно и обдуманно.

4. Рационально распоряжайтесь своим временем.

5. Формируйте активную жизненную позицию особенно по отношению к проф-ым стрессам.

Быстро и легко переходить от одного класса явлении к другим помогает интеллектуальная гибкость.

Управления на развитии интеллектуальной гибкости.

1. Назвать слова к которым приложимы три определения одновременно: «мягкий», «белый», «съедобный».

«Упало мыло в суп с лапшой…»

«Тонет мука в сладости…»

«Я сам в себя пальто одел»

«Гляжу с высоты на обод у»

Между дыханием и эмоциональным состоянием человека существует тесная связь.

Успокаивающее дыхание полезно для погашения избыточного возбуждения и нервного напряжения.

Мобилизующее дыхание как бы зеркальное отражение успокаивающего дыхания, но изменяются не выдохи, а вдохи. Такое дыхание помогает преодолеть вялость и сонливость, при утомлении, способствует быстрому переходу от сна к бодорствованию, мобилизация внимания.

Дыхательные упражнения с успокаивающим эффектом.

«Передышка»

Ип – стоя (сидя). В течении 3 минут дышать медленно, спокойно и глубоко. Можно закрыть глаза и наслаждаться глубоким неторопливым дыханием.

«Дыхание с облегчением»

Ип – сидя вспомнить о чем-нибудь приятном, досадном, раздражающем, затем начать дышать глубже, животом (выдох о – ох – х)

Дозировка 5 – 7 минут.

Эффективность влияния дыхательных упражнений на эмоциональное состояние увеличивается если их используют в сочетании с другими способами эмоциональной саморегуляции. Один из этих способов – визуализация.

Визуализация – это создание внутренних образом внутри человека, т. е. активизация воображения.

Упражнения на визуализацию

1. Рассмотреть в течении нескольких мгновений. Какой – либо предмет и представить его.

2. Вызов эмоции – вспомните и опишите самые чудесные переживания – восторга, радости, счастья.

Самый простой, эффективный способ эмоциональной регуляции – расслабление мимической мускулатуры.

На какой взгляд, предложенные упражнения и рекомендации помогут воспитателю в повседневной деятельности сохранять, рабочее самочувствие, снизит вероятность развития профессионального выгорания.

Будьте здоровы!

Как организовать математические игры с ребенком дома Как организовать математические игры с ребенком дома. 1. Прежде всего нужно заинтересовать ребенка, создав игровую ситуацию, предложив игровой.

Программа психологических тренингов по профилактике эмоционального выгорания современных педагогов «В гармонии с собой» Программа психологических тренингов по профилактике эмоционального выгорания современных педагогов посредством интерактивных технологий.

Источник

Педагогическая мастерская «Здоровье педагога как основа его успешной профессиональной деятельности»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №2 «Октябренок»

Витаминный коктейль «Здоровье»

для педагогов

по теме «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ«

Муз.рук-ль: – Смирнова М. В.

Воспитатель – Мельникова Ю. В.

Педагогическая мастерская

«Здоровье педагога как основа его успешной профессиональной деятельности».

Цель: Формировать осознанное отношение педагогов к собственному здоровью.

• Поделиться опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

• Познакомить педагогов с методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на здоровье воспитанников.

• Продемонстрировать на практике приёмы внутренней мотивации и настроя на работу.

Форма проведения: педагогическая мастерская.

Место проведения: музыкально-спортивный зал

Дата проведения: 08.02. 2016 г.

Время проведения: 9.30

Оборудование и атрибуты: проектор, ноутбук, столы, интернет.

«К вопросу об актуальности здоровьесбережения педагогов ДОУ»

Преобразования в педагогическом пространстве и обществе, произошедшие в нашей стране в последнее время, обусловили появление ряда проблем в сфере дошкольного образования. Образовательные учреждения и педагоги, в них работающие, выполняя социальный заказ, должны обеспечивать доступность качественного образования в условиях, гарантирующих психологическую и физическую безопасность воспитанников, что предъявляет высокие требования к компетентности и профессионализму воспитателей ДОУ в вопросах здоровьесбережения. Но для того чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, современному педагогу необходимо самому быть здоровым, сохраняя высокую работоспособность и творческое долголетие.

Вместе с тем, исследования последних лет свидетельствуют о неблагоприятном состоянии здоровьясубъектов образовательного процесса: воспитанников и педагогических работников дошкольного учреждения.

Все более ярко проявляющейся тенденции к вырождению генофонда нации. Вот почему нужен новый подход в области теории и практики организации сохранения здоровья человека. Это означает,что в центре внимания должны быть: здоровые мать, отец, ребёнок, педагог, здоровый образ жизни и деятельности.

Существует большое количество определений понятия «здоровье». В соответствии с трактовкой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

В последние годы широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни получил термин «здоровьесбережение». Под здоровьесбережением обычно понимают систему мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса (как воспитанников и учащихся, так и педагогов).

Исследования здоровья педагогов показывают, что педагоги как профессиональная группа отличаются крайне низкими показателями здоровья, которое снижается по мере увеличения стажа работы в образовательном учреждении. Педагогическая деятельность предполагает постоянное взаимодействие с людьми, что требует от педагога мобилизации всех ресурсов (физических, психологических и т. д.).

Современная социальная ситуация характеризуется высоким темпом жизни, большими скоростями, возросшей ответственностью в условиях модернизации образования, что ведет к увеличению нервно-психического напряжения педагогов. Постоянное напряжение может приводить к повышенной утомляемости, к снижению работоспособности, к снижению показателей психических процессов, к эмоциональному выгоранию, что напрямую отражается на результатах педагогической деятельности.

К негативным факторам воздействия на здоровье можно отнести также отсутствие у большинства педагогов осознанной ценности собственного здоровья.

Вместе с тем, изменения в физическом и психическом здоровье педагогов приводят к снижению мотивации профессиональной деятельности. Это в свою очередь непосредственно связано с качеством образовательного процесса и не может не отразиться на таких показателях, как формирование культуры здоровья у воспитанников ДОУ, взаимодействие педагога с ребенком и родителями.

Признаками профессионального выгорания педагогов: чувство безразличия, скуки, эмоционального выгорания, чувство постоянной усталости (синдром хронической усталости); полная или частичная бессонница; повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события, частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева, отказ от общения или уход в себя); ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее все труднее и труднее; продуктивная творческая деятельность сменяется формальным исполнением обязанностей; утрата чувства юмора, ухудшение качественных и количественных показателей работы и другие.

В качестве причин отмечается низкая удовлетворенность профессиональным и социальным статусом; переживание несоответствия между затратами сил на выполняемую работу и ее оплатой; хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность педагога; повышенная ответственность за исполняемые функции, увеличение трудового времени за счет работы на дому; нехватка положительной мотивации в работе.

Итак, актуальность создания условий для здоровьесбережения в профессиональной деятельности педагогическихработников ДОУ обусловлено рядом причин:

• состояние здоровья большинства педагогов нуждается в улучшении;

• только педагог, занимающийся сохранением и укреплением собственного здоровья и владеющий здоровьесберегающими технологиями, может успешно воспитывать здоровых детей;

• значительное число педагогов не готовы принять ответственность за собственное здоровье на себя, соблюдать правила здорового образа жизни;

• для получения устойчивых положительных результатов необходима система оздоровительно-просветительской работы.

Таким образом, в дошкольном образовательном учреждении необходимо создать достаточные условия не только для улучшения состояния здоровья педагогических работников ДОУ, но и осознания значимости, ценности здоровья, осознания личной ответственности за свое здоровье. А целенаправленная работа по здоровьесбережению педагогов в образовательном учреждении будет способствовать не только повышению эффективности профессиональной деятельности воспитателя, но и позволит сохранить и укрепить здоровье воспитанников.

План проведения программы:

1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО инструктора по ФВ

Сегодняшняя наша встреча, уважаемые коллеги, пройдет в форме витаминного коктейля,для приготовления которого нам всем понадобятся: знания, опыт, творческий подход, креативное мышление, позитивный настрой и активные действия.

Согласитесь, что мы не можем научить ребенка тому, чего сами не умеем. (Да). Сегодня мы предлагаем поучиться этому всем вместе.

2. Упражнение “Воздушный шар” (о ценности здоровья для человека).

Материал: листы бумаги и карандаши по количеству участников. Доска с маркером. Музыкальный фон.

Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?

Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то старший воспитатель ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место- семья и т. д.

3. упражнение “В детском саду”

Ведущий: Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы.

Януш Корчак писал: “Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься”.

С помощью каких технологий мы сможем это сделать? (здоровьесберегающих)

Давайте их перечислим.

Создание системы двигательной активности в течение дня:

— утренняя гимнастика (ежедневно);

— физкультурные занятия (3 раза в неделю);

— музыкально-ритмические занятия (2 раза в неделю);

— прогулки с включением подвижных игр;

— пальчиковая гимнастика (ежедневно на занятиях);

— зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях;

оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);

— физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях);

— эмоциональные разрядки, релаксация;

— ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение);

— спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз в месяц).

— Дни здоровья (с привлечением родителей) – 1 раз в квартал.

Сегодня мы поделимся опытом работы по использованию здоровьесберегающих технологий в нашем детском саду

Давайте перейдем к практике.

Главный секрет долголетия и красоты – это движение и правильное питание. Об этом всегда много говорили и говорят, но как мы все знаем, навечно молодым остаться нельзя. Но мы в силах приостановить механизм старения при помощи несложных ежедневных упражнений.

В данном случае поговорим о первом условии. Научимся делать смешную зарядку, которая поможет всегда оставаться в бодром расположении духа и отличной физической форме. Предлагаю начать утро с утренней гимнастики.

4. комплекс гимнастики «Позитивная»

Многим знакома УГ. А вот гимнастике после дневного сна, к сожалению, не всегда уделяется должное внимание. А ведь именно от настроя после пробуждения зависит его психическое и физическое состояние на оставшийся день.

— музыка для пробуждения (аудио) – в это время дети просыпаются, оставаясь в кровати.

— комплекс пробуждения (с включением самомассажа, дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз)

— закаливание (босохождение по дорожкам здоровья)

(показ видеоролика подъема детей после сна).

Такую гимнастику мы проводим с детьми в ДОУ. Но она показана и взрослым. Мы предлагаем вам комплекс упражнений, который может пригодиться лично вам.

К сожалению, на сегодняшний день телевидение оказывает большое влияние. Неправильное представление о ЗОЖ дает реклама. Сейчас мы предлагаем создать свою, полезную рекламу. Нужны 3 желающих. (уходят готовиться).

Реклама здорового образа жизни (3 педагога изображают бабушку, Фею и Красную Шапочку)

— Бабушка, бабушка, почему у тебя такое морщинистое лицо?

— Это потому, что я не любила умываться по утрам, внученька.

— Бабушка, а почему у тебя такие желтые зубы?

— Потому, что я не любила их чистить, моя внученька.

— Бабушка, почему у тебя такие тусклые глаза?

— Потому, что я не любила есть морковь, моя внученька.

— Бабушка, а почему ты вся дрожишь и медленно ходишь?

— Это потому, моя деточка, что по утрам я никогда не делала зарядку.

Фея: если не хочешь, чтобы тебя съел серый волк, как бабушку, веди здоровый образ жизни!

Красная Шапочка: (удивленно) здоровый образ жизни? Это как?

Чтобы быть здоровым,

5 правил соблюдать:

Можешь прыгать и скакать,

Можешь бегать и играть.

Доброй быть, весёлой быть.

Руки всегда с мылом мыть.

Зубы чисти в день два раза,

Чтоб не выпали все сразу.

Береги ты с детства уши

И не лезь ты, друг мой, в лужи.

Будешь спортом заниматься,

Тебе нечего бояться.

И зевать ты не будешь,

Если про зарядку не забудешь.

Мойся в бане, закаляйся.

Правильно всегда питайся.

Правильно всегда сиди,

7. Упражнение «Внутренний настрой»

Профессия педагога относится к группе риска, т. к. постоянное перенапряжение приводит к нервным заболеваниям, а как известно все заболевания от нервов. Чтобы уменьшить риск заболеваний педагоги должны заботиться о своем здоровье, начиная с самого элементарного, а именно, прогулок на свежем воздухе, здорового сна, физических упражнений, оптимистического взгляда на жизнь.

Показ фрагмента из к/ф «Самая обаятельная и привлекательная»

Предлагаем вам один из вариантов позитивного настроя на день.

Педагоги встают в круг

1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться и подмигивая левым,потом правым глазом повторить:«Я очень собой горжусь, я на многое пригожусь».

2. Положив на лоб левую ладонь,затем правую повторять: «Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удачи».

3. Потирая ладонь о ладонь,повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче».

4. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо,повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего».

5. Руки в стороны, кулаки сжать,делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды, все получится так, как надо».

6. Руки на поясе, делая наклоны вправо-влево,повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу»

7. Руки на поясе, наклоны вперед-назад,повторять: «Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен, и я прекрасна»

8. Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге,повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично».

9. Разводим руки в стороны. «Работу я свою люблю, всем радость и тепло дарю»

10. Положив руки в замок,делая глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается, и все у меня получается».

Наши участники уже готовы. Предлагаем посмотреть рекламу здорового образа жизни в исполнении наших коллег.

Вед: Видно, настроение у всех улучшилось. Прибавилось радости. Ведь не зря народ веками складывал о ней пословицы. Предлагаю вспомнить некоторые из них. Я начну, а вы продолжите.

Кто в радости живет… (того и кручина неймет).

Здоров будешь… (все добудешь)

От радости и старики … (молодеют)

Радость молодит… (а горе старит)

От радости кудри вьются… (в печали секутся).

Смех полезен для духовного и физического состояния человека. Когда человек смеется, усиливается приток крови к мозгу и клетки серого вещества получают больше кислорода. В результате уменьшается усталость, очищаются верхние дыхательные пути, улучшается циркуляция крови в сосудистой системе.

А если настроение пропало – помоги себе сам – посмотри веселый ролик.

(видеоролик “Когда тебе грустно”).

Наша встреча “Я здоровье берегу, сам себе я помогу» подошла к концу. Нам с вами было хорошо, пусть и вам будет жить здорово.

В заключение предлагаем всем поделиться положительными эмоциями и впечатлениями о встрече. Вам нужно выбрать камушек, сказать свое мнение и пожелания всем участникам тренинга и положить в сундучок.

12. «Сундучок пожеланий».

Педагогический совет с элементами деловой игры «Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога» Савленкова Галина Александровна ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОО «Внедрение стандарта профессиональной.

Характеристика профессиональной деятельности педагога-психолога Сведения о профессиональном образовании и дополнительном образовании Я, Кузнецова Раиса Владимировна имею высшее педагогическое образование.

Информационная компетентность как основа профессиональной компетентности современного педагога Информационная компетентность как основа профессиональной компетентности современного педагога ДОО. Вы никогда не сумеете решить возникшую.

Консультация «Инициатива педагога как залог успешной работы» В поселке Отрадное в конце 2017 открылся новый детский сад Ритм. Он располагает обширной материальной базой, которая сподвигла молодых инициативных.

Карта самоанализа профессиональной деятельности педагога Карта самоанализа профессиональной деятельности педагога ___ (Ф. И. О.) 1. Как Вы реализуете.

Консультация «Мотивация — основа успешной учёбы» Советы родителямМотивация – основа успешной учёбы!Чтобы ребёнок учился с интересом и выполнял задания педагога не «из-под палки», а ради.

План самообразования «Использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности педагога ДОУ» Цель: Повышение качества профессионального опыта в ДОУ путем внедрения в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий.

Личностные и профессиональные качества педагога, как залог успешной адаптации детей Тема «Личностные и профессиональные качества педагога,как залог успешной адаптации детей» Сегодня каждый из нас стремится к.

Взаимодействие педагога-психолога с музыкальным руководителем для реализации успешной социализации дошкольников Семинар-практикум для педагогов на тему: «Интеграция образовательных областей как средство повышения качества музыкального воспитания дошкольников.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *