Что способствует продвижению по социальной лестнице
Что способствует продвижению по социальной лестнице
Подробное решение Параграф § 13 по обществознанию для учащихся 8 класса, авторов Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. 2016
Вопрос 1. Что называют обществом? Какие сферы деятельности людей входят в структуру общества?
Общество – совокупность людей, объединённых способом производства материальных благ на определённой ступени исторического развития, определёнными производственными отношениями. Круг людей, объединённых общностью положения, происхождения, интересов и т. п.
Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.
Каждая сфера включает в себя:
• определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);
• социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь);
• сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).
Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:
• социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)
• экономическую (производительные силы, производственные отношения)
• политическую (государство, партии, общественно-политические движения)
• духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).
Вопрос 2. Известно ли тебе общество, в котором отсутствует социальное неравенство? Почему люди объединяются в группы?
Коммунизм — гипотетический общественный и экономический строй, основанный на социальном равенстве, общественной собственности на средства производства.
Наиболее частыми причинами, которые заставляют людей объединяться в группы, являются следующие потребности: достижение каких-либо целей, усиление власти, обеспечение безопасности, общение, самоуважение, получение определенного статуса и т. д.
Объединяясь в группы, люди чувствуют себя сильнее и увереннее в решении различных проблем. Объединение людей в группы может также увеличивать власть ее членов: то, чего трудно добиться одному, вместе добиться намного проще.
Вопрос 3. По каким признакам (критериям) выделяют в обществе различные страты?
Взаимосвязь основных элементов социальной сферы создаёт социальную структуру общества. Чаще всего такими элементами считаются большие социальные группы: классы, социальные слои, профессиональные группы и др.
Эти группы не просто различаются между собой. Они образуют иерархическую систему: высшие, средние, низшие классы. В естественных науках такая вертикаль получила название стратификации (страта — слой). Затем этот термин стал использоваться в обществознании для обозначения социального расслоения общества. Графической моделью общества может служить пирамида: небольшой по численности верхний слой, более многочисленные средние классы и количественно преобладающие низшие группы. Однако для современных экономически развитых стран графической моделью скорее выступает ромб: в них существенную долю населения (более 60%) составляют средние слои населения.
Такое расположение социальных групп свидетельствует об имеющемся в обществе социальном неравенстве. Социологи определяют его как неодинаковый доступ к основным ресурсам, которые, как известно, ограниченны.
Основными критериями разделения общества на страты социологи считают доход, власть, образование и престиж. Иными словами, различают группы: по уровню дохода, включая и накопленный доход (богатство); по возможностям влиять на принятие политических решений, контролировать деятельность людей; по степени образованности; по престижности — общественной оценке значимости, привлекательности тех или иных социальных позиций. Как правило, на верхних позициях социальной лестницы концентрируются богатство, власть, престиж, часто представители высших классов имеют и хорошее образование. Однако ранговые позиции могут и не совпадать.
Таким образом, основаниями стратификации могут служить только те показатели, которые позволяют построить I шкалу рангов: больше — меньше, лучше — хуже, престижно — непрестижно и т. д.
Вопрос 4. В чём выражается социальное неравенство? Каковы его причины?
Социальное неравенство — форма дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.
Проблема социального неравенства является в современном обществе одной из наиболее важных. Объяснения причин этого явления и его оценки различны. Согласно одной точке зрения в любом обществе есть особо важные и ответственные функции. Выполнять их может ограниченное число одарённых людей. Побуждая этих людей осуществлять данные функции, общество открывает им доступ к дефицитным благам. С этой точки зрения социальная стратификация неизбежна в любом обществе, более того, она полезна, поскольку обеспечивает его нормальную жизнедеятельность и развитие. Существует и другая позиция: социальное расслоение является результатом несправедливого общественного устройства, в основе которого лежит присвоение собственниками средств производства основных благ. Сторонники таких взглядов делают вывод: социальное расслоение должно быть ликвидировано, дорога к этому лежит через ликвидацию частной собственности.
Вопрос 5. Какой процесс получил название социальной мобильности?
Перемещения отдельных людей и целых групп в рамках социальной системы называют социальной мобильностью. Различают горизонтальную и вертикальную мобильность. Горизонтальная социальная мобильность связана с изменениями социального положения в пределах одной и той же страты. Например, учитель биологии переквалифицируется в учителя географии. Вертикальная социальная мобильность выражается в движении по ступеням социальной лестницы. Причём это может быть как восхождение — в этом случае говорят о восходящей мобильности, так и движение вниз — нисходящая социальная мобильность. Продолжая наш пример, можем сказать, что преподаватель вуза, ставший заведующим кафедрой, осуществил социальное восхождение, а переход с должности ректора на преподавательскую работу — это снижение социального статуса. Социальное падение, как и восхождение, могут совершать целые группы.
Вопрос 6. Что способствует продвижению по социальной лестнице?
Какие же механизмы, или, как их называют социологи, лифты, способствуют восходящей социальной мобильности?
Одним из них является брак с представителем более высокого социального слоя. Этот путь и сегодня считается многими одним из наиболее лёгких и коротких.
Наиболее надёжным в экономически развитых странах является продвижение, связанное с получением образования. Именно хорошее образование обеспечивает в дальнейшем престижную и высокооплачиваемую работу.
Существуют в обществе и политические механизмы социальной мобильности: вступление в правящую партию, активное участие в её работе, выдвижение на руководящие позиции, избрание в парламент или работа в правительстве.
Есть и другие каналы социальной мобильности. Их тем больше, чем более открытым, динамичным является общество. Но и личные усилия значат немало. Чтобы получить хорошее образование, овладеть нужной профессией, проявить себя на политическом или ином поприще, требуется много труда, настойчивости, инициативности.
Вопрос 7. Каковы основные признаки социальной группы?
В процессе взаимодействий между людьми возникают многочисленные социальные группы. В социологии даются различные определения понятия «социальная группа». Одни авторы определяют её как совокупность людей, занимающих одну и ту же позицию в обществе или выполняющих одну и ту же роль. Другие подчёркивают, что группа — это собрание людей, взаимодействующих определённым образом на основе взаимных ожиданий соответствующего поведения.
Таким образом, признаками социальной группы можно считать: наличие взаимодействия между некой совокупностью людей; регулирование отношений определёнными правилами, ожиданиями соответствующего поведения; осознание своей принадлежности к данной группе и признание этого другими.
Вопрос 8. Назови основные виды социальных групп.
В зависимости от положенного в основу различения групп критерия выделяют большие и малые, первичные и вторичные, формальные и неформальные группы.
По оценкам социологов, оптимальная численность малой группы — 5—7 человек. При этом состав её, как правило, стабилен. Примерами малой группы могут служить семья, ученики одного класса, члены спортивной секции. Некоторые исследователи выделяют глобальные социальные группы — общности (народность). В малой группе люди устанавливают непосредственные личные контакты (каждый с каждым), в то время как в большой группе преобладают опосредованные связи. По этому критерию — характеру взаимодействия — группы подразделяют на первичные и вторичные. В первичной группе люди не рассматриваются лишь в качестве носителей определённых функций. Здесь каждый воспринимается во всей своей полноте, со всей совокупностью присущих индивидуальных черт. Отношения здесь регулируются преимущественно групповым мнением, сложившимися оценками. Во вторичных группах люди выступают уже не столько в качестве персон, сколько в своих функциональных предназначениях. К первичным группам можно отнести коллег по работе, устойчивую дружескую компанию. А вот членство человека в профсоюзе, политической партии говорит о его принадлежности к вторичным группам.
Подобные группы (со своей конкретной общественной задачей, структурой, разделением функций, отделением руководства от непосредственных исполнителей) называются формальными.
Продолжим нашу тему на примере. Допустим, что на одном предприятии небольшая группа молодых рабочих увлечена рыбалкой. Они часто встречаются в нерабочее время, вместе выезжают за город. В этой группе нет начальников и подчинённых, каждому интересно мнение других. Здесь ценят не столько за производственные успехи, сколько за душевные качества. Такую группу социологи назовут неформальной. Её же мы можем считать малой и первичной.
Бывает, что формальная и неформальная группы совпадают, например дружный школьный класс, научная лаборатория, сотрудники которой поддерживают постоянные личные контакты.
Малые первичные неформальные группы очень важны для каждого человека: под их влиянием (в первую очередь семьи) начинается усвоение социальных норм. Взгляды, оценки, которые складываются в этих группах, существенно влияют на мировоззрение и поведение личности.
Вопрос 9. Какую роль в развитии общества играют социальные конфликты?
Различают конфликты локальные (затрагивающие отдельные стороны общественной жизни), масштабные (охватывающие значительные сферы или даже всё общество), глобальные (в них втягивается большинство государств мира). В рамках отдельного общества наиболее масштабным конфликтом является социальная революция. Изучая историю, вы узнали многое о социальных революциях: о причинах их возникновения, проявлениях и последствиях. Нередко они были разрушительными. Нарушают сложившийся уклад жизни и менее масштабные конфликты. Именно это обстоятельство приводит многих исследователей к выводу об отрицательной роли конфликтов в общественной жизни. Не конфликт, считают они, а согласие, гармония, сотрудничество необходимы для общественного развития. Без них общество не может сохранять устойчивость, накапливать и передавать новым поколениям материальные и духовные ценности.
Вместе с тем нельзя не учитывать и того, что конфликт несёт в себе не только разрушительное, но и конструктивное, положительное начало. Он сигнализирует о назревших противоречиях, при умелом его разрешении происходит улучшение ситуации, открываются возможности для дальнейшего развития.
Вопрос 10. Составь социальный портрет типичного представителя среднего класса в нашем обществе, используя следующие показатели: образование, семейное положение, источники и средний размер доходов, место проживания (город, село), жилищные условия, формы проведения досуга.
Типичный представитель среднего класса:
• сем. положение – женат, имеет 1-2 детей;
• источники и средний размер доходов – официальная работа + подработка; 30-40 тыс. руб.
• место проживания – город;
• жилищные условия – 2-х комн. квартира;
• формы проведения досуга – на даче, в деревне. редко за границу.
Вопрос 11. Представь себе общество, в котором главными критериями стратификации были бы возраст и уровень образованности. Какие группы населения, на твой взгляд, заняли бы более высокие позиции, а какие оказались бы в нижней части социальной лестницы?
Вопрос 12. Некоторые социологи считают, что образование сегодня можно купить, оно — производное от дохода и поэтому не может входить в число основных критериев социального расслоения. А как считаешь ты? Свой ответ поясни.
Социальные лифты: понятие, примеры, виды, значение
В этой статье мы разберемся с тем, что такое социальный лифт и откуда появилось это понятие. Узнаем, как работают социальные лифты. Рассмотрим классификацию социальных лифтов и их примеры. Начнём.
Что такое социальный лифт?
Социальный лифт — это отдельный механизм общества, с помощью которого человек может существенно изменить свой социальный статус. В большинстве случаев практическая реализация данного механизма связана с повышением общественного статуса человека, но нередко складывается и обратная тенденция, когда индивид теряет свои позиции в социуме.
Основная цель социальных лифтов — перераспределение социального статуса людей в соответствии с их внутренними качествами, личными достижениями и профессиональными успехами.
Термин был введен в научный оборот американским социологом Российского происхождения Питиримом Сорокиным в 1927 году. Исследователь получил уникальную возможность стать свидетелем одного из крупнейших социальных перемещений прошлого столетия – Октябрьской революции 1917 года. Результатом стала ликвидация богатых слоев населения, их позиции заняли представители среднего класса. В этом контексте революция стала тем механизмом, с помощью которого одни люди потеряли свое положение, а другие поднялись по социальной лестнице.
Социальная мобильность
С понятием «социальный лифт» тесно связано понятие «социальная мобильность». Согласно теории социальной мобильности общество делится на определенные слои, в рамках которых происходят постоянные перемещения (т.е. изменения социального статуса). Механизмом подобного перемещения служат социальные лифты. Основоположником теории о социальной мобильности так же является П. Сорокин.
В своих трудах Сорокин два вида социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная мобильность.
Разновидности и примеры социальных лифтов
По мнению Питирима Сорокина, существует три социальных лифта: армия, семья и церковь. Однако на современном этапе развития цивилизации на первый план стали выдвигаться другие социальные лифты. Рассмотрим всё по порядку.
Виды социальных лифтов по теории Сорокина:
Армия
Во все времена армия выступала в качестве одного из важнейших социальных лифтов, особенно это актуально для России. В любую эпоху находились представители низших классов, которые с помощью армии получали возможность занять высокие посты и присоединиться к высшему сословию. На данный момент времени данная ситуация не теряет своей актуальности, это проявляется в том, что на ведущие посты часто назначают людей, которые имеют много военных заслуг или в прошлом являлись представителями силовых структур.
Семья
Практическая реализация социального лифта возможно только тогда, когда у супругов разный социальный статус. В качестве примера можно рассмотреть браки между богатыми невестами и бедными представителями аристократии. В результате невеста становится обладательницей статуса, а жених получает возможность стабилизировать свое финансовое положение, обе стороны остаются в плюсе.
Церковь
Этот социальный лифт был актуален в средние века, когда решения Папы Римского оказывали большое влияние на жизнь всей Европы. Он решал вопросы с назначением первых лиц страны, организовывал походы против отступников, даровал простым людям прощение за совершенные грехи, его влияние не было ограничено никакими рамками. Важно отметить, что согласно религиозным канонам, католические священники не могли создавать семьи и заводить детей, что исключало вероятность формирования потомственной олигархии, в таких условиях ускорялась вертикальная мобильность.
Социальные лифты в современном мире
В современном мире набирают актуальность совершенно другие социальные лифты, обусловленных развитием технического процесса и усилением глобализации. Давайте рассмотрим наиболее распространенные социальные лифты на сегодняшний день:
Интернет
Развитие современных технологий, появление интернета, популяризация социальных сетей, переход бизнеса в дистанционный формат – эти факторы оказали большое влияние на становление нового социального лифта – цифрового. Для отдельных категорий пользователей интернет стал площадкой, с помощью которого они получили возможность продвинуть себя или свои услуги без привлечения третьих сторон. Решающим фактором в формировании успешного контента является талант и харизма автора. На данный момент времени пользователи, получающие больше всего лайков, являются представителями «цифровой элиты».
Средства массовой информации
Эта категория в основном представлена интернетом, который является площадкой с большими возможностями, их грамотное использование позволяет человеку продвигать себя или свои товары. Существует множество платформ, с помощью которых можно продвигать свой бренд.
Отдельного внимания заслуживают традиционные СМИ, к ним можно отнести прессу, телевидение и радио. Практика показывает, что опубликованные в них сюжеты могут принести героям этих сюжетов популярность и повысить степень их влияние в социуме.
Образование
В прошлом образовательные учреждения различного уровня выступали в качестве основного социального лифта, данная тенденция была актуальна для многих стран. Высшее образование позволяло человеку трудоустроиться на государственную службу или стать членом политических кругов, при этом фактор наследственной аристократии постепенно отодвигался на второй план. И хотя на современном этапе образование продолжает играть роль достаточно эффективного социального лифта, но всё же наличие у человека диплома о получении высшего образования не является гарантом дальнейшего продвижения по социальной лестнице.
Карьера
В данном случае речь идет не только о продвижении по карьерной лестнице, но и получении известности, что актуально для представителей творческих профессий или получении признания со стороны пользовательской аудитории.
Политические партии
В стандартном понимании социальные лифты политических партиях ориентированы на продвижение перспективных специалистов, что позволяет обеспечить сменяемость кадров и поддерживать конкуренцию между политическими деятелями. Исходя из этого, политическая партия как социальный институт может продвинуть человека от политического деятеля местного уровня до федерального руководителя, обязательным условием является наличие у него необходимых навыков и личностных качеств.
Экономические организации
Богатство выступает в качестве гарантии высокого социального положения, эта тенденция распространяется на времена без войн и революций, во время которых богатство может быть отобрано, что приведет к потере статуса в обществе. Основные инструменты повышение социального статуса в данном контексте – это создание крупного и успешного бизнеса, благотворительность и меценатство, развитие инновационных технологий.
Функции социальных лифтов
К числу основных функций социальных лифтов относится:
Заключение
Социальные лифты оказывают большое влияние на минимизацию вероятности проявления стагнации в обществе. Широкий спектр механизмов социальной мобильности дает возможность представителям низших слоев изменить свое положение, также с их помощью предотвращается консервация элит. Это обеспечивает стабильное функционирование социальных институтов, сменяемость власти и нахождение человека на том месте, которое он заслужил.
Социальный лифт
8 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Понятие социального лифта
Социальный лифт — это механизм общества или социальный институт, с помощью которого человек может изменить свой социальный статус.
Другими словами, социальный лифт — это:
Основные функции социальных лифтов:
Понятие социального лифта напрямую связано с понятием социальной мобильности.
Социальная мобильность — это изменение благосостояния и должности отдельных лиц или семей. Ее также можно использовать для оценки изменения состояния здоровья, уровня образования или других критериев между группами (классы, этнические группы, страны).
Понятие социального лифта в научный обиход ввел Питирим Сорокин. Он считал, что человеку для быстрого изменения своего статуса нужно найти удобный канал мобильности, то есть подходящий социальный лифт.
Горизонтальная мобильность предусматривает переход между группами без изменения социального статуса. Например, преподаватель уходит работать в другую школу, но остается на аналогичной должности.
Вертикальная мобильность — это повышение или понижение социального статуса. Например, тот же учитель может занять должность директора, тем самым повысив свой статус.
Основная цель социальных лифтов — перераспределение социального статуса человека в соответствии с его личными достижениями и/или профессиональными успехами.
Социальный лифт — это один из критериев гармонично развивающегося общества.
То, что у людей есть возможность повысить и понизить свой уровень, заставляет их стремиться к высоким целям и развивать свои лучшие качества. А это создает условия, при которых вершина социальной лестницы будет занята достойными и успешными представителями своих отраслей, а не обладателями «правильного» происхождения.
Виды социальных лифтов
Большой плюс современного общества заключается в том, что и отдельно взятый человек и целые группы людей могут свободно менять свои социальные статусы вне зависимости от их стартового положения (образование, карьера, родственные связи).
По мнению Питирима Сорокина, есть три социальных лифта — армия, семья и церковь. Рассмотрим каждый по отдельности.
Армия
В армии можно дослужиться с рядового до генерала — при усердии и определенном трудолюбии. А при призыве на службу не учитывается положение в обществе, доходы и прочие характеристики. Учитывается только пожелание по поводу выбора войск с учетом навыков и умений, которые имеются у призывника, а также его физическая подготовленность. Таким образом, служба в армии — отличная возможность изменить свой социальный статус.
Семья
Семья и брак — еще один пример социального лифта. Практическая реализация социального лифта возможна только тогда, когда у супругов разный социальный статус. Большинство русской и зарубежной литературы, от сказок до романов, нередко рисуют картину, где в брак вступают люди разных социальных статусов. Для одного из супругов с более низким статусом это восходящее продвижение.
Иногда брак приводит к понижению социального статуса. Несколько столетий назад брак с представителем низшего слоя общества приводил к социальному падению того, кто занимал более высокое положение.
Церковь
Церковь — самый востребованный социальный лифт в средние века, когда решения Папы Римского оказывали большое влияние на жизнь всей Европы. Он решал вопросы с назначением первых лиц страны, организовывал походы против отступников, даровал простым людям прощение за совершенные грехи, его влияние не было ограничено никакими рамками.
Согласно религиозным канонам, католические священники не могли создавать семьи и заводить детей, что исключало вероятность формирования потомственной олигархии, в таких условиях ускорялась вертикальная мобильность.
В современном мире есть и другие виды социальных лифтов. Рассмотрим некоторые их них: образование, политические партии, искусство, интернет.
Образование
Образование в современном обществе — самый доступный социальный лифт, который способен обеспечить вертикальное восхождение человека от низкого к более высокому социальному статусу. Однако стоит знать, что диплом о высшем образовании не является гарантией успеха.
Политические партии
Политические партии ориентируются на продвижение перспективных специалистов, что позволяет обеспечить сменяемость кадров и поддерживать конкуренцию между политическими деятелями. Поэтому политическая партия как социальный институт может продвинуть человека от политического деятеля местного уровня до федерального руководителя. Обязательным условием является наличие у деятеля необходимых навыков и личностных качеств.
Искусство
Искусство — нестандартный социальный лифт из-за требований к врожденным особенностям и талантам человека. Поэтому пользоваться им может небольшой круг людей. Однако работа этого социального лифта сильно зависит от среды. Например, в настоящий момент рынок искусства во всех его проявлениях (литература, музыка, кинематограф) кажется перенасыщенным. В этой ситуации вероятность продвижения по социальной лестнице по линии искусства не так высока, как может показаться.
Интернет
Развитие современных технологий, появление интернета, популярность социальных сетей, переход бизнеса в онлайн-пространство — эти факторы оказали большое влияние на становление нового цифрового социального лифта. Для отдельных категорий пользователей интернет стал площадкой, с помощью которой они получили возможность продвинуть себя или свои услуги без привлечения третьих сторон.
В современном обществе в большей или меньшей степени функционируют все перечисленные социальные лифты. Однако часть из них приобрела большее влияние, другая — утратила позиции по сравнению с прошлым.
Готовиться к ОГЭ на курсах по обществознанию в Skysmart — это увлекательно и эффективно!
Примеры социальных лифтов
Известные личности, которые повысили свое положение в обществе благодаря социальным лифтам: