Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко

3. Русское государство и общество: трудности роста

ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ГДЗ. История России 7 кл. Андреев◄

Вопросы к пунктам § 3. Русское государство и общество: трудности роста

1. Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости Московской Руси?
2. Какую роль играли «неказистая соха и неутомимый топор» русских тружеников в укреплении централизованного государства?
1. Какой смысл был заложен в титулы «государь всея Руси» и «самодержец»?
2. Почему представление о Москве как о Третьем Риме было важно и для церкви и для государства?

Надежды Василия 3 на то, что он обеспечил политическую стабильность государства, не оправдались. Существовала реальная опасность того, что государство может окунуться в период борьбы за власть, ослабление и даже развал.

Правительство Елены Глинской осуществило целый ряд важных начинаний. Главным из них стала денежная реформа (1535), в результате которой утвердилась единая общегосударственная система счета. Основой её стал рубль, состоявший из 100 копеек. Многочисленные старые деньги были запрещены.

Новый монетный набор состоял из трёх единиц: серебряные копейка, деньга (0,5 копейки) и полушка (0,25 копейки). Монеты чеканили только на государевом монетном дворе. На них были выбиты имя и титул Ивана IV: «Великий князь Иван всея Руси». На самой большой по номиналу монете был изображён всадник е копьём, отсюда полилось её название — копейка.

Кроме того, вводилась единая система мер. Смысл этих шагов понятен: страна не могла нормально развиваться экономически при сохранении разных систем денежного счёта и мер. Правительство Елены Глинской попыталось ограничить власть наместников, от насилия и произвола которых страдали жители городов и уездов.

На местах появились избираемые из детей боярских губные старосты, в ведение которым передавались уголовные дела. Это отвечало интересам населения: губные старосты были кровно заинтересованы в наведении порядка на местах и, главное, они зависели от своих избирателей и были подконтрольны Боярской думе. Однако довести до конца губную реформу в 1530-е гг. не удалось.

1. Какую цель ставили перед собой боярские группировки, захватившие власть после смерти Елены Глинской? 2.Что заложили в сознание малолетнего великого князя Ивана его регенты, хранители трона?

Итоги боярского правления были печальны. Представители кланов, оказавшись у власти, стремились к личному обогащению, Каждый мечтал получить в управление богатые города и земли Наместники, не сдерживаемые центральной властью, бесчинствовали и беззастенчиво грабили местных жителей Великокняжеская власть ослабевала. Это прямо отразилось на правопорядке в стране.

Росло число разбоев, неповиновение властям стало заурядным делом. Во всплесках непослушания, несомненно, проявлялось и недовольство «низов» своим положением В душе мальчика рано возникло чувство ненависти к «супротивникам» и «похитителям власти».

Придворные в интересах своих партий стали поощрять самые тёмные стороны души Ивана. Но, расхваливая мальчика за жестокие проделки — «о храбр будет сей царь и мужествен!», — бояре, сами того не подозревая, накликали беду на свои головы, Иван ожесточился и стал получать наслаждение от вида мучений и казней.

1. Прочитайте эпиграф (с. 16), ответьте на вопросы и выполните задание.
2. Рассмотрите иллюстрацию (с. 20), ответьте на вопросы и выполните задания.

1) Составьте словесный портрет Елены Глинской. 2) Как вы думаете, чем привлекла Василия III Елена Глинская помимо внешнего облика? 3) В чём ошиблись внешние и внутренние противники Елены Глинской, когда она стала править государством? 4) Подготовьте сообщение на тему «Реформы Елены Глинской», используйте материалы учебника, а также дополнительные источники.

2. 1) Елена Глинская – была красивой женщиной. Большой открытый лоб, правильные черты лица, высокие скулы, выразительные глаза и открытый взгляд привлекает взгляд.

2) Молодая княгиня отличалась не только красотой, но и сильным характером, была честолюбива.

3) Став вдовой в 25 лет, она не опустила руки; властная и честолюбивая правительница прежде всего расправилась с братьями своего мужа — Юрием Дмитровским и Андреем Старицким, которые могли бы угрожать ей и её сыну Юрия схватили и уморили «страдальческой смертью». Андреи был обвинён в мятеже и тоже погиб.

Соседи Руси полагали, что смуты и бессилие государства, руководимого женщиной, позволят им отторгнуть территории от Московского царства. Однако они обманулись в расчётах. Со Швецией русское правительство заключило выгодный торговый договор Военное столкновение с польско-литовским государством завершилось победой войск Елены Глинской.

4) Сообщение: «Реформы Елены Глинской»

В 1535 году княгиня проводит первую реформу, которая касалась финансов. В итоге реформы вводи гея общая для русских земель государственная монетная система, имеете с этим принимается
несколько указов по укреплению мощи некоторых больших городов, которые находились близ границ западных государств.

Всего за полдесятка правления Елены Глинской было проведено несколько значительных для государства реформ, что, безусловно, укрепило авторитет на Западе Русской земли. Княжну очень любили народные массы, называя её «матерью».

Елена Глинская правила для народа и ради народа. В качестве её основной реформы историки выделяют денежную, когда унификации подверглись не только изображения, но и весовые соотношения по
видам, что существенно облегчило обиход монет и смогло значительно уменьшить шансы фальшивомонетчиков.

3. Соотнесите даты, указанные на ленте времени, и следующие события:
4.Выберите ответ на главный вопрос урока. Обоснуйте свой выбор. Какая власть была необходима Русскому централизованному государству — самодержавие или боярское правление?

В. Сильная княжеская власть нужна была Московской Руси в переломные моменты её развития: сначала для избавления от иноземного ига и собирания русских земель, затем для государственного строительства и возвращения в Европу.

Для эффективного противостояния внешним врагам (коих и в те времена, и сейчас хватает с избытком) необходима была сильная самодержавная власть.

Это чувство заставило работать и мысль маленького Ивана. Учась по церковным книгам, читая часослов, псалтирь. хронографы и летописи, он с жадностью стал ловить и запоминать те места, где говорилось о величии и полноте царской власти, о её Божественном
происхождении и высоком служении.

Впоследствии он мог в любое время сыпать выдержками, цитатами в защиту царской власти, не справляясь с книгами, а прямо наизусть. Преисполняясь высокими представлениями о себе, юный великий князь всё более и более проникался враждой к окружавшему его боярству, которое стесняло и оскорбляло его.

Источник

Школе NET

Register

Do you already have an account? Login

Login

Don’t you have an account yet? Register

Newsletter

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!

Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко. Смотреть фото Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко. Смотреть картинку Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко. Картинка про Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко. Фото Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко

Таня Масян

что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси

Лучший ответ:

Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко. Смотреть фото Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко. Смотреть картинку Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко. Картинка про Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко. Фото Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко

Васян Коваль

Московская Русь сильно отличалась от Древней, это было уже совсем иное государство, с совершенно новыми ценностями и приоритетами. В быту всё ещё оставалось много пережитков прошлого. Некоторые стороны жизни регулировались по старым правилам, но в игру вступили и нововведения, которые так же коснулись всех уровней бытия. Этому способствовало объединение многих, до этого разрозненных, земель.

Оно давало возможность стереть границы не только территориальные, но и правовые различия.

Государство стало подчиняться единым законам, и соответственно в каждом из присоединенных регионов это привело к смене ценностей.

Русские люди получили новый виток в своем развитии, осваивали новые ремесла, торговлю и новые социальные роли.

Соответственно, смешение нововведений с законами Древней Руси привело к мощному развитию экономики того времени. Торговля вышла на новый уровень, появлялись всё более надежные торговые связи за границей, и это стало избавлять Русь от хозяйственной замкнутости.

Строились новые внешнеполитические отношения, появлялось всё больше новинок иностранного ремесла. Все эти процессы помогли стране показать себя на новом уровне, и доказать иностранным соседям свою независимость и значимость.

Источник

Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси

Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко. Смотреть фото Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко. Смотреть картинку Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко. Картинка про Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко. Фото Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко

Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко. Смотреть фото Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко. Смотреть картинку Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко. Картинка про Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко. Фото Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко

Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко. Смотреть фото Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко. Смотреть картинку Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко. Картинка про Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко. Фото Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко

1)Бальбоа в 1513 г(открытие Тихого океана)
2)7 октября 1571г(поражение. )
3)12 декабря в 1474г(вступление. )
4) 7 июня в 1494 г( договор. )
5)1492-1493г(открытие Америки )
6)1555(освободительная война. )
7)1517(начало реформации)
Ты подожди пожалуйста я чай попью и допишу

Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко. Смотреть фото Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко. Смотреть картинку Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко. Картинка про Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко. Фото Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко

Постепенно варвары превращались в полноправных хозяев Римской империи. В 401 г. племена вестготов во главе с Алларихом напали на Италию. К варварам присоединились десятки тысяч рабов и колонов. Овладев северными территориями Италии, вестготы сломили сопротивление римской армии, подошли к Риму и взяли его в осаду. Столица империи имела сильные укрепления, но это её не спасло. Ночью рабы отворили городские ворота, и готы ворвались на улицы Рима. Произошло это в 410 г. Со времён галльского нашествия во главе с Бренном Рим был впервые захвачен вражеской армией. Готы подвергли столицу империи полному уничтожению. Это событие произвело ужасное впечатление на очевидцев. «Вечный» город, властелин половины мира, теперь стал добычей племён дикарей.

Через несколько дней Алларих двинулся на юг, но на десятый день внезапно умер. Готы похоронили своего вождя вместе со всеми сокровищами на дне одной из итальянских рек. Место его погребения и пребывание огромных сокровищ 252 императорского Рима и до сих пор остаётся тайной.

Во времена царствования Аттилы (434-453 гг.) произошло возвышение племён гуннов. Воспользовавшись ослаблением Византии и Западной Римской империи, гунны напали на их территории. Византийцам удалось откупиться золотом и направить враждебные силы к соседней Западной Римской империи. Для отпора гуннам римляне заключили союз с местными варварами — франками, аланами, бургундами, вестготами. Объединённым войском командовал полководец Флавий Аэций. Ранее Аэций охотно набирал гуннов в свои легионы и имел с ними добрые отношения. Теперь им пришлось встретиться на поле боя. В июне 451 г. между римлянами и гуннами состоялась грандиозная битва на Катала- унских полях (возле города Труа). По свидетельству готского историка Иордана, с обеих сторон сражалось 165 тыс. воинов (по другим сведениям — около 300 тыс.). В этой битве гунны потерпели поражение. Их огромное, но непрочное государственное образование начало распадагься, а после смерти Аттйлы в 453 г. развалилось окончательно. После исчезновения угрозы со стороны гуннов распался союз Римского государства с варварами. Вестготы возобновили свои завоевания в Южной Галлии и Испании.

Аттила царь гуннов, пришёл к власти в 434 г., убив своего двоюродного брата и многих родственников. Ему подчинились не только все гунны, но и немало германских племён.

Царь гуннов, кровожадный и жестокий варвар, посланный небом подвергнуть наказанию грешных, развращённых правителей, стал настояшим «наказанием Божьим». Римляне верили, что только Божье чудо спасло христиан. Так, легенда рассказывает, что Пана Лев 1 в 452 г., вооружённый только одним крестом, выехал навстречу Аттиле и убедил жестокого завоевателя отказаться от намерения захватить и ограбить Рим.

Источник

Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси?

Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси.

Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко. Смотреть фото Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко. Смотреть картинку Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко. Картинка про Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко. Фото Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко

Ответ : Московская Русь сильно отличалась от Древней, это было уже совсем иное государство, с совершенно новыми ценностями и приоритетами.

В быту всё ещё оставалось много пережитков прошлого.

Некоторые стороны жизни регулировались по старым правилам, но в игру вступили и нововведения, которые так же коснулись всех уровней бытия.

Этому способствовало объединение многих, до этого разрозненных, земель.

Объяснение : Оно давало возможность стереть границы не только территориальные, но и правовые различия.

Государство стало подчиняться единым законам, и соответственно в каждом из присоединенных регионов это привело к смене ценностей.

Русские люди получили новый виток в своем развитии, осваивали новые ремесла, торговлю и новые социальные роли.

Соответственно, смешение нововведений с законами Древней Руси привело к мощному развитию экономики того времени.

Торговля вышла на новый уровень, появлялись всё более надежные торговые связи за границей, и это стало избавлять Русь от хозяйственной замкнутости.

Строились новые внешнеполитические отношения, появлялось всё больше новинок иностранного ремесла.

Все эти процессы помогли стране показать себя на новом уровне, и доказать иностранным соседям свою независимость и значимость.

Источник

История России

§ 3. Русское государство и общество: трудности роста

«И тогда великая наша Русская земля освободилась от ярма и гнёта басурманского и начала обновляться, подобно тому, как зима переходит в тихую весну. И обрела она снова прежнее своё величие и благочестие и богатство, как и при первом великом князе Владимире преславном».

«История о Казанском царстве». Середина XVI в.

● «Москва — Третий Рим»

Какая власть была необходима Русскому централизованному государству — самодержавие или боярское правление?

Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко. Смотреть фото Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко. Смотреть картинку Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко. Картинка про Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко. Фото Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко

1. Освоение пространства. Создание в XV — начале XVI в. единого Русского государства стало важнейшим событием в истории Восточной Европы. На карте появилось обширное и мощное политическое образование, коренным образом изменившее межгосударственные отношения в этом регионе. На землях, которые западноевропейские учёные ранее связывали с именами могущественных золотоордынских правителей, раскинулось независимое православное государство, всё настойчивее и громче заявлявшее о своих интересах. Объединение земель вокруг Москвы и образование единого государства создали условия для формирования великорусской народности.

Московская Русь мало походила на Русь древнюю. Старое и новое причудливо уживались между собой. Страна продолжала жить по законам натурального хозяйства. Однако политическое объединение стирало не только границы, правовые и иные различия. Развитие ремесла и торговли способствовало преодолению хозяйственной замкнутости.

Историки насчитали в русских городах того времени более 200 различных ремесленных специальностей. Это означало, что ремесленник сосредоточивался на определённых операциях. Такое возможно, когда мастер начинает работать не только на заказ, но и на рынок, будучи уверен, что всегда сможет сбыть своё изделие.

В XVI столетии целые районы страны стали специализироваться на производстве продукции, необходимость в которой ощущалась повсюду. Так, Поморье снабжало солью северные и центральные города. Спрос на неё был очень высок — ведь в те времена соль была необходима для длительного хранения продуктов. В Вологде и Ярославле процветала выделка кожи. Калуга славилась искусно сделанной деревянной посудой.

Возникали новые города. Опасность, исходившая от соседей, придавала русскому городу полувоенный облик. Города-крепости постепенно обрастали небольшими посадами, а жители, даже те, кто призван был охранять границы, занимались мелкой торговлей, ремеслом, промыслами.

В XVI в. шло активное освоение земель как внутри страны, так и на её окраинах. Крестьяне-переселенцы распахивали земли по Оке, на севере и северо-востоке. В освоении земель участвовала и церковь. В лесные чащобы в поисках молитвенного уединения уходили монахи-подвижники. Они рыли «земляные норы» и устраивали кельи. С этих келий ведут свою историю многие знаменитые монастыри. Князья жаловали обителям земли.

Неказистая соха и неутомимый топор — вот что приумножало богатства страны, раздвигало освоенное пространство. Наступало время «великих расчисток» леса под пашню, энергичного освоения пустующих земель. Проезжавшие по дорогам России иностранцы удивлялись многолюдию страны.

Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко. Смотреть фото Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко. Смотреть картинку Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко. Картинка про Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко. Фото Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко

Русский город-крепость XV—XVI вв. Художник В. М. Измаилович

Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко. Смотреть фото Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко. Смотреть картинку Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко. Картинка про Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко. Фото Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко

Вологодский Комельский монастырь. Повседневная жизнь монахов. Миниатюра. XVI в.

Новые земли привлекали не только крестьян. Бояре и дворяне видели в них источник своего обогащения. Расширение частного землевладения — экономической основы могущества «верхов» общества — шло разными путями: земли покупали, обменивали, закладывали. Но главным способом оставалось пожалование земли за службу. В итоге быстро росли вотчинное и особенно поместное землевладение. Крестьяне, помимо уплаты налогов, работали на своих господ — несли оброк и трудились в их хозяйстве. Однако было бы ошибочно считать, что вся земля перешла в руки светских или духовных землевладельцев. В стране оставались обширные районы, заселённые свободными крестьянами. Они выполняли все повинности только в пользу государства.

1. Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости Московской Руси?

2. Какую роль играли «неказистая соха и неутомимый топор» русских тружеников в укреплении централизованного государства?

2. Особенности развития Русского государства в XVI в. Развитие Русского государства в этот период характеризовалось сочетанием единства страны и разнообразия укладов, унаследованных от удельной старины. Подобное положение являлось источником внутренней напряжённости, больших и малых конфликтов в обществе. Их преодоление требовало изменений во всех сферах, прежде всего во властных государственных структурах.

Для Русского государства централизация являлась потребностью: именно на пути к ней можно было преодолеть отсталость и отстоять самостоятельность. Однако централизация невозможна без сильной государственной власти. Вы уже знаете, что при Иване III произошло резкое усиление великокняжеской власти. Московский князь принял титул государя всея Руси. Величая себя государями всея Руси, Иван III и его преемники предъявляли права на всё древнерусское наследие, в том числе и на православные земли, находившиеся в составе Литвы и Польши.

Другой титул — самодержец — первоначально указывал на самостоятельный, суверенный характер власти московского князя. Тем самым подчёркивалось, что прошли времена, когда русские правители отправлялись в Орду за ярлыком на княжение.

Власть московских князей приобретала идеологическое обоснование. Иосиф Волоцкий в своих трудах подчёркивал её священный характер. Противиться воле великого князя означало противиться воле Бога, совершать греховный проступок. Получила распространение теория «Москва — Третий Рим». Эта теория была выражена в характерной для Средневековья религиозной форме. Она утверждала, что историческим преемником Римской и Византийской империй — Рима Первого и Рима Второго — стало Московское государство (Третий Рим). Произошло это потому, что Рим и Византия были «наказаны» Богом за уклонения от «истинной веры», тогда как Москва осталась хранительницей подлинного благочестия. «Два Рима падоша, а третий стоит, а четвёртому не бывати», — писал в своём послании Василию III один из создателей этой теории, псковский монах Филофей.

Теория не просто превращала Москву в новый политический и религиозный центр. Она возлагала на правителей Москвы мессианскую задачу защиты и охранения чистоты «истинного христианства» — православия. Книжники считали, что «благочестивые московские князья» несут ответственность за своё православное царство и за своих подданных единственно перед Богом, что они — правители богоспасаемого царства. Эта теория обосновывала полновластие московского князя и бесправие его подданных.

Первые шаги к формированию централизованного государства: политическое объединение земель, усиление княжеской власти, обоснование её идеологии — были сделаны. Но традиции удельной старины ещё давали о себе знать. Дальнейшее движение по пути централизации, включавшее создание соответствующего законодательства и органов управления, оставалось для власти первоочередной задачей.

Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко. Смотреть фото Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко. Смотреть картинку Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко. Картинка про Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко. Фото Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко

«Москва — Третий Рим». Икона. Фрагмент

1. Какой смысл был заложен в титулы «государь всея Руси» и «самодержец»?

2. Почему представление о Москве как о Третьем Риме было важно и для церкви и для государства?

Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко. Смотреть фото Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко. Смотреть картинку Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко. Картинка про Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко. Фото Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко

Елена Глинская. Реконструкция С. А. Никитина

3. Правление Елены Глинской. Великий князь Василий III умер неожиданно. Произошло это в 1533 г. Рана на ноге вызвала заражение крови. Василий причастился и принял постриг — стал монахом Варлаамом. Когда умирающему князю «положили Евангелие на грудь, отошёл дух его, словно дымок малый», — записал летописец.

Перед кончиной великий князь утвердил регентский совет, которому предстояло править государством в малолетство его сына и наследника, трёхлетнего Ивана Васильевича. Надежды Василия III на то, что он обеспечил политическую стабильность государства, не оправдались. В регентском совете начались распри. У власти оказалась мать великого князя, Елена Глинская (1533—1538).

Летописец записал, что Василий III выбрал Елену Глинскую «лепоты ради ея лица». Однако молодая княгиня отличалась не только красотой, но и сильным характером. Став вдовой в 25 лет, она не опустила руки: властная и честолюбивая правительница прежде всего расправилась с братьями своего мужа — Юрием Дмитровским и Андреем Старицким, которые могли бы угрожать ей и её сыну. Юрия схватили и уморили «страдальческой смертью». Андрей был обвинён в мятеже и тоже погиб.

Соседи Руси полагали, что смуты и бессилие государства, руководимого женщиной, позволят им отторгнуть территории от Московского царства. Однако они обманулись в расчётах. Со Швецией русское правительство заключило выгодный торговый договор. Военное столкновение с польско-литовским государством завершилось победой войск Елены Глинской.

Несмотря на острую борьбу боярских группировок, правительство Елены Глинской осуществило целый ряд важных начинаний. Главным из них стала денежная реформа (1535), в результате которой утвердилась единая общегосударственная система счёта. Основой её стал рубль, состоявший из 100 копеек. Многочисленные старые деньги были запрещены. Новый монетный набор состоял из трёх единиц: серебряные копейка, деньга (0,5 копейки) и полушка (0,25 копейки). Монеты чеканили только на государевом монетном дворе. На них были выбиты имя и титул Ивана IV: «Великий князь Иван всея Руси». На самой большой по номиналу монете был изображён всадник с копьём, отсюда родилось её название — копейка. Кроме того, вводилась единая система мер. Смысл этих шагов понятен: страна не могла нормально развиваться экономически при сохранении разных систем денежного счёта и мер.

Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко. Смотреть фото Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко. Смотреть картинку Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко. Картинка про Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко. Фото Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко

Копейка времён Елены Глинской

Правительство Елены Глинской попыталось ограничить власть наместников, от насилия и произвола которых страдали жители городов и уездов. На местах появились избираемые из детей боярских губные старосты, в ведение которым передавались уголовные дела. Это отвечало интересам населения: губные старосты были кровно заинтересованы в наведении порядка на местах и, главное, они зависели от своих избирателей и были подконтрольны Боярской думе. Однако довести до конца губную реформу в 1530-е гг. не удалось.

Активной была градостроительная политика правительства Елены Глинской. Были обновлены укрепления и возведены новые города-крепости на восточных и южных рубежах — Балахна, Темников, Пронск, Любим; на русско-литовском порубежье строились города Себеж и Велиж. В 1535—1538 гг. под руководством Петра Малого Фрязина — итальянского архитектора на великокняжеской службе — вокруг Московского посада была возведена мощная Китайгородская стена. Интенсивное строительство содействовало росту безопасности государства.

2. Какие факты говорят о том, что Елена Глинская управляла страной, исходя из государственных интересов?

4. Боярское правление. В 1538 г. Елена Глинская умерла. Мы теперь знаем, сколь драматичной была борьба за власть при московском дворе. Здесь не гнушались ничем — по-видимому, правительница была отравлена. Понятно, что после смерти матери восьмилетний Иван Васильевич не мог управлять страной. Наступила эпоха так называемого боярского правления (1538—1547).

Боярские группировки повели отчаянную борьбу за власть. Самыми могущественными среди них оказались две, возглавляемые Шуйскими и Бельскими. Они поочерёдно правили, воюя между собой. В их программах не было существенных различий — бояр интересовала только власть. Участники борьбы пытались опорочить, скомпрометировать противников. Однако ни один из соперничавших кланов не стремился к восстановлению удельной старины.

Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко. Смотреть фото Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко. Смотреть картинку Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко. Картинка про Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко. Фото Что способствовало преодолению хозяйственной замкнутости московской руси 7 класс кратко

Бояре в XVI—XVII вв.

Боярские группировки мало считались с подрастающим великим князем — Иван был необходим им скорее как символ власти. Времена боярского правления самым пагубным образом сказались на становлении личности будущего царя. От природы умный и впечатлительный, Иван IV рос в обстановке унизительного пренебрежения. Венценосных детей — Ивана и его глухонемого брата Юрия иногда даже забывали покормить. Но во время придворных и церковных церемоний бояре демонстрировали покорность и склонялись перед юным князем. Двуличие и притворство — вот что окружало мальчика.

Сильное впечатление произвели на Ивана IV сцены боярского своеволия. Он остро ощущал своё полное бессилие и беспомощность. Сын Василия III хорошо помнил, как бояре Шуйские, устроив очередной переворот, в поисках своих противников ворвались «к государю в постельные хоромы не по времени».

В душе мальчика рано возникло чувство ненависти к «супротивникам» и «похитителям власти». Придворные в интересах своих партий стали поощрять самые тёмные стороны души Ивана. Но, расхваливая мальчика за жестокие проделки — «о храбр будет сей царь и мужествен!», — бояре, сами того не подозревая, накликали беду на свои головы. Иван ожесточился и стал получать наслаждение от вида мучений, будь то расправа с животными или с неугодными царедворцами.

Уже в юные годы Иван много читал и размышлял. Несомненно, он был весьма образованным человеком. Однако присущее Ивану IV восприятие литературы было довольно своеобразным: он вынес из неё главным образом представления о высоте и неограниченности царской власти.

В мрачную эпоху боярского правления в сознании Ивана были посеяны зёрна, из которых позднее выросла политика кровавого террора. Именно тогда сформировалась неустойчивая психика деспота, то проливавшего потоки крови, то истово каявшегося в грехах.

Итоги боярского правления были печальны. Представители кланов, оказавшись у власти, стремились к личному обогащению. Каждый мечтал получить в управление богатые города и земли. Наместники, не сдерживаемые центральной властью, бесчинствовали и беззастенчиво грабили местных жителей. Великокняжеская власть ослабевала. Это прямо отразилось на правопорядке в стране. Росло число разбоев, неповиновение властям стало заурядным делом. Во всплесках непослушания, несомненно, проявлялось и недовольство «низов» своим положением.

В декабре 1543 г. Иван отстранил Шуйских от власти. «Плоды воспитания» будущего правителя в период «безвременья» проявили себя уже тогда. Андрей Шуйский по приказу 13-летнего Ивана был затравлен насмерть собаками. В течение следующих двух лет были отправлены в ссылку или казнены ещё с полтора десятка бояр. Гнев Ивана обрушивался и на людей незнатных. Однажды из Пскова в Москву приехали челобитчики с жалобами на несправедливость наместника. Иван жестоко обошёлся с ними: бил, мучил, «палил бороды и волосы».

Жестокие расправы с челобитчиками не решали проблем. Недовольство выказывало поместное дворянство, волновались жители городов — посадские люди. Необходимо было снять напряжённость в обществе, объединить и укрепить правящее сословие, упрочить правопорядок, восстановить авторитет власти. Словом, нужны были серьёзные преобразования.

1. Какую цель ставили перед собой боярские группировки, захватившие власть после смерти Елены Глинской?

2. Что заложили в сознание малолетнего великого князя Ивана его регенты, хранители трона?

1. Прочитайте эпиграф (с. 16), ответьте на вопросы и выполните задание.

1) О каком «ярме» и «гнёте басурманском» вспоминает летописец?

2) Докажите, используя текст учебника, что ключевым понятием эпиграфа являются слова «начала обновляться». 3) Почему для описания событий, связанных с началом создания Московской Руси, летописец использовал образ «тихой весны»? 4) Обрела ли Московская Русь такой же авторитет, как и Киевская Русь?

2. Рассмотрите иллюстрацию (с. 20), ответьте на вопросы и выполните задания.

1) Составьте словесный портрет Елены Глинской. 2) Как вы думаете, чем привлекла Василия III Елена Глинская помимо внешнего облика?

3) В чём ошиблись внешние и внутренние противники Елены Глинской, когда она стала править государством? 4) Подготовьте сообщение на тему «Реформы Елены Глинской», используйте материалы учебника, а также дополнительные источники.

3. Соотнесите даты, указанные на ленте времени, и следующие события:

4. Выберите ответ на главный вопрос урока. Обоснуйте свой выбор.

Какая власть была необходима Русскому централизованному государству — самодержавие или боярское правление?

A. Централизованному государству нужна была сильная экономика, при этом не имело значения, кто правил государством.

Б. Бояре были могущественны и богаты, они могли объединить страну и развивать её. Это была бы лучшая форма правления для России.

B. Сильная княжеская власть нужна была Московской Руси в переломные моменты её развития: сначала для избавления от иноземного ига и собирания русских земель, затем для государственного строительства и возвращения в Европу.

О воспитании Ивана Васильевича Грозного

Из «Лекций по древней русской истории до конца

XVI века» М. К. Любавского

1. Почему юный князь так старательно учился и что он хотел найти в книгах?

2. Как детство Ивана IV повлияло на его политику и личную жизнь?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *