Что символизирует солнце на гербе
Солнце
Солнце — источник жизни на нашей планете, поэтому с самой глубокой древности оно являлось прежде всего символом созидательной энергии. У многих народов солярные божества были самыми сильными и могущественными. Они изображались либо как антропоморфные существа с нимбом над головой или диском вместо нее, либо как солнечный круг с человеческим лицом. Также древнейшими солярными символами являются крест и колесо.
Поскольку солнечное тепло может не только давать жизнь, но и убивать, солярная символика имеет как положительные, так и отрицательные черты. В некоторых культурах Солнце выступает не только как основа жизни, но и как убийца. Мотивы черного, мертвого Солнца воплотились в мифологических образах Озириса и Гадеса. Годовой солнечный цикл лег в основу многих календарей и почти всех важных праздников земледельческих народов. В большинстве культур мира отмечаются 4 главные фазы Солнца: зимнее солнцестояние, весеннее равноденствие, летнее солнцестояние и осеннее равноденствие. Поскольку данные фазы являются переломными для сезонных циклов, это определило их огромное влияние на земледелие и, соответственно, календари.
В Римской империи бога Митру почитали как символ непобедимого Солнца. После принятия христианства этот образ распространился на Христа, которого также стали почитать как солярное божество.
Еще в конце III в. в Риме было введено празднование дня рождения Солнца, приходящееся на 25 декабря, и только в конце IV в., после официального принятия христианства, церковь решила отмечать в этот день Рождество Христово.
Некоторые исследователи считают, что образ триединого божества, развившийся в христианскую Святую Троицу, своими корнями уходит в солярную символику и воплощает восход, зенит и закат Солнца. Одновременно эти три солнечные фазы символизируют рост, зрелость и упадок.
Древние славяне поклонялись трем солярным божествам: Хорсу, Даждь-богу и Сварогу. Позднее Солнце представляли как колесо от колесницы Ильи-пророка, в которой он ездит по небу. Считалось, что днем Солнце следит за делами людей, а вечером докладывает о них Богу. Наши предки использовали солярную символику как мощный оберег, украшая свою одежду и предметы домашнего обихода свастиками, крестами, кругами и розетками.
В западной астрологии Солнце управляет активной жизненной энергией. Солярии — это люди, которые обладают привлекательной внешностью и развитым интеллектом. Они способны заряжать окружающих своей энергией, но сами не поддаются чужому влиянию.
Солнечный глаз
Древние часто считали Солнце оком Бога. Важнейшим сакральным символом Древнего Египта был глаз Гора, небесного божества, который в образе ястреба взирал на землю. Египтяне считали, что один его глаз — это Солнце, а второй — Луна. Эллины почитали Солнце как глаз Зевса, римляне — Юпитера, а древние германцы — Одина. В Древнем Иране Солнце считалось глазом Ахура-Мазды. Пророк Мухаммед называл Солнце оком Аллаха.
Солнце Древнего Египта
Солярная символика Древнего Египта достаточно сложна сама по себе и в некоторой степени даже трудна для понимания современного человека. Египтяне представляли Солнце в виде диска, который движется на барке днем по небу, а ночью — под землей. Они считали светило богом Амоном-Ра, которому поклонялись как основе жизни. Однако наряду с этим у Солнца существовали 4 главных ипостаси, которые совпадали с его дневными фазами. Восходящее светило считалось богом Кепти, которого представили в образе скарабея. Таким образом, священный скарабей был символом восхода. Ястреб Гор — это дневное солнце, тогда как светило в зените — это золотой диск Ра. Вечернее солнце представляли в образе бога Хмун, символом которого был баран. Закат же символизировал бог Озирис и яйцо.
Восходящее солнце Японии
Японию называют страной Восходящего Солнца не только из-за крайне восточного по отношению к Европе географического положения. Солярная богиня Аматэрасу является не только главным божеством пантеона местной традиционной религии синто, но и прямой прародительницей ныне правящей императорской династии. Считается, что первый японский император Дзимму был ее внуком. Поэтому солярная символика занимает главное место в японской геральдике на всем протяжении истории страны.
Древние символы Солнца
Круг появился от Солнца. И Земля наша во многом благодаря Солнцу стала такой, какой мы ее знаем. Да и люди живут на Земле благодаря Солнцу. Не удивительно, что его всегда обожествляли. Обоготворение и почитание неба и небесных светил занимает огромное место в системе религиозных верований древности.
Эти культы в той или иной степени свойственны всем без исключения земледельческим, скотоводческим и охотничье-рыболовческим племенам, конвергентно возникая на определенной стадии общественно-экономического развития.
В Западной Европе, на Кавказе, в Передней Азии развитие «небесных» культов в основном совпадает с началом разложения родового общества, что соответствует бронзовому веку.
Правда, четкие следы их в материальной культуре, в том числе и на территории СССР, прослеживаются уже в неолите, но только в бронзовом веке они распространяются повсеместно, зачастую принимая очень сложные и локально различающиеся формы.
Значение символа
Символ Солнца считается одним из символов власти. Он несет в себе энергию, точно так же, как небесное светило.
Еще солнце символизирует вечную молодость (ежедневно возрождается), ум, красоту, знания, мудрость, то есть, все качества, которыми может гордиться человек, и возвышаться над другими. У некоторых народов солнце связано с женским началом, у других – с мужским.
Один из древних знаков, символизирующих солнце – крест. Его часто заключают в окружность, добавляют другие детали.
Боги солнца
У многих народов были языческие боги солнца. У славян, как известно, это Ярило. Корень этого слова «яр» – «белый», «стремительный», «быстрый», «сильный», то есть ярый. По мнению некоторых ученых имя Ярило происходит от слова «яра» — «весна».
Ярило изображают молодым и старым — так он постоянно возрождается, и возраст у него меняется.
Весной славяне празднуют Масленицу — прощание с зимой. И здесь символом солнца становятся блины — круглые, горячие и желтые.
У Египтян бог солнца – Ра, у древних греков – Гелиос (у римлян, соответственно, Сол), у инков – Инти, у ацтеков был бог Тонатиу (неба, солнца и воинов).
У шумеров – Уту (Шамаш у вавилонян и ассирийцев) – хранитель истины и справедливости, у хеттов была богиня Ариннити, а у протохеттво она называлась Вурунсему.
У народов ханты и манси есть бог Нуми-Торум – владыка неба и повелитель дневного света, во дворе его дома стоит столб, вокруг которого кружится солнце.
На гербах
На гербах тоже часто встречается солнце. Самое первое, что приходит на ум — это гербы СССР и советских социалистических республик. Почти на всех присутствует солнце, символизируя рассвет нового светлого мира, и свет коммунистической идеи.
Чаще всего солнце изображают с восемью прямыми и восемью изогнутыми лучами. Солнце с прямыми лучами — сияющее, а с изогнутыми — пламенеющее. На солнечном диске изображают черты человеческого лица. У солнца может быть также 12 лучей. Так, 12 их на эмблеме Китая — (белое солнце на синем фоне).
Герб Уругвая с изображением солнца. Это не просто солнце, а символ бога Инти (Sol de Mayo) Еще один знаменитый и довольно древний символ солнца можно встретить на японском флаге.
Другие символические знаки солнца
Свастика – тоже символ солнца. Это слово – яркий пример того, как самое доброе и позитивное начало можно исковеркать и перевернуть в сознании. На санскритском наречии «свасти» означает пожелание удачи. Происходит слово от «су» — «добро» и «асти» — «быть». Изображение представляет собой крест с загнутыми под прямым углом концами (по часовой или против часовой стрелки).
Это довольно древний и очень распространенный символ. На протяжении многих тысячелетий этот символ ассоциировался с добром, светом, благополучием. И только после того как Гитлер в 20 веке использовал его в своих страшных целях, отношение к нему резко изменилось.
Между тем, этот древний солярный знак присутствует на многих украшениях, одежде, архитектурных сооружениях. По мнению ученых, скорее всего, это символ солнечной птицы – показывает движение солнца по небосклону.
У ацтеков диск с крестом обозначает день, а диск со свастикой – годовое движение солнца.
Этот знак также может означать связь земли с солнцем, плодородие. Такое значение берет истоки еще со времен неолита.
Узоры вышивки
Если рассматривать узоры вышивки различных славянских народностей, то неизменно встречаешь символ солнца. Многие украинские, русские узоры, а также узоры других славянских народностей схожи по значение.
Мало того, даже неславянские народы, как уже говорилось, вкладывали в такие символы похожее значение. Встречается похожее изображение на Кавказе, в Сибири, в Индии, в Южной Америке, Африке, у многочисленных народов Азии.
Влево или вправо
Существуют разногласия по поводу того, в какую сторону надо заворачивать концы креста – влево или вправо. Однако на древних символах, скорее всего, это не имело принципиального значения. Если рядом стоят два таких изображения, и в одном поворот вправо, а в другом – влево, то можно считать это женским и мужским началом (мужской – вправо, женский — влево).
Споры и расследования по направлению загибов ведутся до сих пор. Но здесь, как и во многих знаках, мне кажется, многое зависит от общепринятого мнения. Принципиального значения нет, в какую сторону загнуть концы.
Орнаменты солнца
Орнаментов, символизирующих солнце, большое количество. Рисовать их – несравненное удовольствие. Используют тредиционно краски желтого, красного, золотого цвета.
Можно залить весь лист желтой акварелью, а затем прорисовать на нем детали темно-коричневым цветом. Очень красиво смотрится. Мандала очень сильно тоже напоминает солнце. Вообще, окружность сама по себе с различными узорами — очень притягательный и красивый образ.
Солнце (герб)
В России гербы Мазараки (VIII, 129); Херасковых (II, 134); Щербачевых (II, 97); Беклемишевых (IV, 36); Бороздна (IX, 57)
Содержание
Описание
Герб используют
Примечания
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Солнце (герб)» в других словарях:
Герб Республики Македонии — Герб Македонии … Википедия
Герб Самоа — Детали Утверждён … Википедия
Герб Республики Македония — Детали … Википедия
Солнце (геральдика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Солнце (значения). Солнце одна из фигур, часто использующихся в геральдике. Является негеральдическаой фигурой и относится к естественным фигурам геральдики. Нередко применяется изображение… … Википедия
Герб СССР — Герб СССР … Википедия
Герб Елабужского сельского поселения — Детали Утверждён … Википедия
Герб Бавлинского района — Герб города Бавлы и Бавлинского района … Википедия
Герб Заинского района — Герб Заинского района … Википедия
Герб СР Сербии — Герб Социалистической Республики Сербия … Википедия
Герб Комсомольска-на-Амуре — Герб Комсомольска на Амуре … Википедия
murmia
Мурка
Герб (польск. herb от нем. Erbe — наследство) — эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству, на котором изображаются предметы, символизирующие владельца герба (человека, сословие, род, город, страну и т. п.). Изучением гербов занимается геральдика.
Гербы обычно состоят из следующих элементов: щит, шлем, намёт (выходящие из шлема украшения), корона, нашлемник, щитодержатели (изображения людей, аллегорических фигур или «геральдических зверей», стоящих на задних лапах), мантия и девиз
Список гербов в Википедии:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%B1#top
ДЕВИЗ – выразительное изречение, афоризм, имеющий прямое или аллегорическое отношение к гербовладельцу. Помещается на узкой ленте под или над щитом. Цвет ленты и букв должен соответствовать цвету или металлу герба.
ЩИТ – геометрическая фигура, на которой помещаются гербовые фигуры. В русской геральдике принят так называемый французский щит – четырехугольной формы с закругленными нижними углами, с заострением в средней части нижней кромки щита, с соотношением ширины к высоте, равной 7:8. Среди других форм щита выделяются треугольный (варяжский), круглый (английский), овальный (итальянский), фигурный (немецкий), плоский сверху и закругленный внизу (испанский) и многие другие.
ФЕНИКС – мифическая птица, возрождающаяся из огня и пепла. Символ возрождения и бессмертия.
2) Цвета на гербе:
ГОЛУБОЙ ЦВЕТ – символизирует красоту, величие, верность, доверие, безупречность, а также развитие, движение вперед, надежду, мечту. Изображается горизонтальными линиями.
КРАСНЫЙ ЦВЕТ – символизирует любовь, мужество, смелость, великодушие, а также кровь, пролитую за веру, государя, отечество.
ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ – символизирует изобилие, плодородие, радость, свободу, покой и мир. Изображается диагональными линиями справа налево.
ЗОЛОТО – символизирует справедливость, милосердие и смирение, а также богатство, знатность, самостоятельность.
СЕРЕБРО – геральдический металл, изображаемый белым цветом. Символ веры, чистоты, искренности, чистосердечности, благородства, откровенности и невинности.
ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ – символ образованности, скромности, осторожности, постоянства в испытаниях, скорби и печали. Изображается пересекающимися вертикальными и горизонтальными линиями.
ПУРПУРНЫЙ ЦВЕТ – символ достоинства, благочестия, умеренности, щедрости и верховного господства. Изображается диагональными линиями слева направо.
5) символы, заинтересовавшие меня при рассматривании гербов и показавшиеся мне любопытными:
Палка с надетой на нее «шапкой Свободы» (иначе, Фригийская шапка — головной убор древних фригийцев, имела форму высокого колпака, верх которого ниспадал кпереди, часто снабжена была двумя клапанами на ушах; встречается на многих древних статуях (особенно Париса). Послужила образцом для шапочки якобинцев во время великой французской революции; с тех пор — символ свободы), они символизируют желание стоять на страже свободы своей страны. (например, на гербе Аргентины)
герб РФ
из Федерального Закона о Государственном гербе Российской Федерации:
Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём змея.
История Российского герба:
Великий князь Московский Иван III (1462-1505) женился на византийской царевне Софье Палеолог. Чтобы завоевать уважение других государств, он принял родовой герб византийских царей — Двуглавого Орла. Византийский герб с изображением орла олицетворял независимость. Две головы символизировали власть над восточной и западной частью империи. На головах орла были изображены две короны, знак двойной власти. Когда Иван III превратился из Великого князя в царя Московского, он взял для своего государства новый герб — Двуглавого Орла. Иван III в 1472 году возложил на обе орлиные главы Цесарские венцы. В это же время на груди Орла появляется щит с изображением иконы Святого Георгия Победоносца. В 1480 г. царь Московский становится Самодержцем — независимым и самостоятельным главой государства, чья воля для всех — закон. А вот уже сын Ивана III, Василий III (1505-1533) возлагает на обе главы Орла одну общую самодержавную Шапку Мономаха.
В 1610 году впервые в лапе Орла появляется Скипетр — символ твердой власти. Слово происходит от соединения двух греческих слов: «палка» и «опираюсь». Это один из знаков монархической власти. Шекспир писал о скипетре так: «Он — атрибут величья и почета, внушающий пред царской мощью трепет». Жажда «скипетра» пробудила в народе волну патриотизма и привела к освобождению Москвы и избранию новой династии в лице Михаила Федоровича Романова (1613-1645), прозванного народом Тишайшим.
На протяжении 1472-1918 гг. русский Орел несколько раз меняет свои формы. На иконах Святой Георгий Победоносец всегда скачет слева направо, то есть с запада на восток, угрожая извечным врагам — монголо-татарам. Теперь же враг оказался на западе: поляки и Ватикан не оставляли своих надежд привести Русь в католическую веру.
другие примеры государственных гербов:
1. Республика Ирак. Ирак — государство в Западной Азии, на юго-востоке имеющее узкий выход к Персидскому заливу Индийского океана. Столица Багдад
Солнце
Точность | Выборочно проверено |
Полнота | базовая |
Читаемость | приемлемая |
Во многих древних цивилизациях Солнце, считалось либо самим Богом, либо видимым его образом / проявлением. Культ Солнца существовал у всех народов, перешедших от кочевого скотоводства к земледелию; он породил индуизм и ислам, сабеизм (культ небесных светил), эзотерическое учение Заратустры, суфизм, пантеизм, культы Ваала, Гелиоса, Саба (Всевышнего), Зевса, Аполлона, Юпитера, Амона, Гора, Осириса, Гарпократа, Тума, Мемнона, Кроноса, Антона, Шамаша, Гарактеса, Феба, Бела (что значит: Высокий, Главный, Царь, Повелитель, Хозяин), Ашура, Ануриса, Адода, Иеговы, Митры, Уиракочи и т. д.
— одним из воплощений тройственного бога: бога-отца и создателя, символами которого служили солнечные лучи — единым богом, чьи символы: само светило, нимб, вращающиеся фигурки, тонзура, солнечные кресты, диск (с крыльями, лучами или глазом) и его производные — розетка, хризантема, лотос, орденская звезда, шар.
Символ богов, могущественных героев: Вишну, Будды, Христа (12 лучей символизируют апостолов) и многочисленных царей, Солнце — хотя и довольно редко — бывает воплощено и в женских образах: в Южной Аравии — богини Илат, а в Японии — Аматерасу, чьим отдаленным потомком является Император, а сама богиня считается поэтому верховным существом японского космоса. Ту же цель преследовали и солнечные гулянья,— обряды, исполняемые египтянами, евреями, финикийцами и другими народами Востока во время равноденствий, солнцестояний и затмений, чтобы помочь Солнцу-Богу в эти трудные периоды его годичного цикла. Опираясь на палку, люди безостановочно ходили по кругу на протяжении всего времени затмения, надеясь таким образом помочь ослабленному Солнцу.» Находясь в зените, точке, расположенной прямо над храмом, в котором определяется время начала сезона дождей, Солнце может видеть всю Вселенную. Свет, излучаемый Солнцем,— это космический разум; он символизирует разум и знание, к которым стремятся все кандидаты на посвящение. Лучи Солнца оказывают на землю небесные воздействия. Солнечный луч, разжигающий домашний очаг, символизирует передачу божественной энергии материи мира; он служит осью, на которой вращаются небесные и земные колеса. Подобно радуге, этот луч — мост, по которому Бог нисходит к человеку, а человек восходит к Богу. Наблюдения за солнечным циклом (чередованием солнцестояний и равноденствий) породили праздники плодородия, сохранившиеся до наших дней. Празднование рождения Солнца 25 декабря, в тот день, когда оно начинает все выше подниматься в небе, стало христианским праздником, ведь Христа можно назвать новым духовным Солнцем; сохранилась очистительная ветвь, которую используют в ритуальном самобичевании и изгнании духов в день весеннего равноденствия, посвященный возрождению, а потом и вознесению бога Солнца; на праздник летнего солнцестояния также повсюду разжигают костры (огни святого Иоанна). Солнце предстает иногда и в своем разрушительном аспекте — палящим зноем, приводящим к засухе, последствия которой противоположны оплодотворяющему действию дождя. Это связывает Солнце со смертью: во всех религиях существуют представления о Солнце Мертвых, темном Солнце, и богах Солнца с черным ликом (Осирис, Гадес).
дневное светило, естественно, занимающее среди всех небесных светил первое место. Многочисленные религии связывают понятие бога с Солнцем в небе; бог Солнца носит среде множества имен имя уничтожителя мрака (вавилонское: «кто освещает темноту, просветляет небо, кто там, внизу, как и наверху, уничтожает зло… Все князья радутся, взирая на тебя, все боги выражают свой восторг тебе…»). В общественном устройстве, основанном на доминировании мужского начала, Солнце большей частью мужского рода, как это соответствует наивному пониманию самого божества (исключение составляет разве только японская богиня Солнца Аматэрасу-омиками, которая, однако, сама является творением бога неба Идзанаки). В областях, где существовала угроза засухи, Солнце со своим жаром могло принимать двойственное или даже негативное значение, или должно было благодаря крови принесенных ему в жертву людей усилить свою работу на небе. с тем чтобы, таким образом, влить во всё новые жизненные силы (Древняя Мексика).
Графическими символами Солнца наряду с известным нам кругом, окруженным лучами, традиционно является в основном знак круга с точкой в центре.
В иконографии солнце изображается целым рядом символов и знаков: золотым диском, диском с лучами и крыльями (часто встречается на Ближнем Востоке), полудиском с лучами (Нихон — «восходящее солнце» — японская императорская эмблема), кругом с точкой в центре (символ самопознания в астрологии), звездой, спиралью, кольцом, колесом, свастикой (или другими крестообразными знаками, передающими вращение), сердцем, розеткой, лотосом, подсолнечником, хризантемой. Солнце могут также символизировать бронза, золото, жел тый или красный цвет, алмаз, рубин, топаз, крылатая или оперенная змея, орел или орел со змеей, сокол, птица Феникс, лебедь, лев, баран, петух или бык. Часто повозку в которой едет солнце, тянут золотые или белые лошади, иногда лебеди. Символами Солнца являются: вращающееся колесо; диск; круг с центральной точкой; круг в окружении лучей; свастика; лучи, как прямые, так и волнистые, символизирующие как свет, так и жар Солнца; сияющие колесницы с солнечными богами, управляющими белыми или золотыми конями, или пересекающими мир в солнечных ладьях; лицо в окружении лучей; глаз; бронзовый Человек; паук в центре своей паутины с исходящими от него во все стороны лучами; солнечные птицы и животные, такие как орел, ястреб, лебедь, феникс, петух, лев, баран, белый или золотой конь, крылатый или хохлатый змей, китайский дракон.
Цикл обращения Солнца символизируют также вращающиеся фигурки: таково происхождение солнечного креста (свастики), четыре оконечности которого заканчиваются лапами или ногами, повернутыми в одном направлении. На нем могут быть изображены животные или руки, расходящиеся лучами от общей оси, что в Древнем Египте символизировало вездесущую тройственность в движении миров и свидетельствовало о стремлении египтян к гармонии с космосом.
Содержание
На доисторических наскальных изображениях в азиатских регионах нередко можно встретить человеческие фигуры с «солнечным колесом» вместо головы, окруженным зубцами, разделенным крестом, причем отдельные секторы состоят из точек (указание на календарное членение года?). В доисторическом наскальном искусстве Северной Африки встречаются картины с быками и баранами, похожими на египетские культовые изображения, у них на голове диск, и они называются «солнечными баранами» и «солнечными быками».
У некоторых племен Африки Солнце связано с женским началом, Матерью. У бушменов это высшее божество.
У шумеро-семитов солнечные боги Шамаш и Ашшур изображаются в виде крылатого солнечного диска.
Культ Солнца египетского Амона-Ра был превращен фараоном Аменхотепом IV (Эхнатоном, 1365—1348 до н. э.) в монотеистическую систему («Так прекрасно светишь ты, Солнце, на светлой поверхности неба, полное живой жизни, положившее вначале начало самой жизни…»).
В солнечной символике обнаруживается многогранность и сложность египетского мышления. Между внешним видом символа (солнце) и носителями символа (боги Солнца) имеются многочисленные связи (пересечения). Имя светила звучит как Ра. Так же называется олицетворяющий его бог. Наряду с ним имеются еще солнечные божества. Хорахти — бог утреннего солнца, к ним относится и Хепри в образе крылатого жука. Атум и боги с бараньими головами (например, Хнум) считаются хозяевами вечернего солнца. Три важнейших дневных образа солнца — это утром жук, в полдень — солнечный диск (то есть сам Ра), вечером — баран. В позднюю эпоху солнцу предоставлялся отдельный образ на каждый час: в первый и второй час — ребенок; в седьмой час обезьяна, пораженная стрелой (лучом солнца); в одиннадцатый и двенадцатый час — старый, опирающийся на палку человек. Изображение в гробнице Рамзеса IX указывает на первые часы по крокодилу, в основе его лежит представление, что бог Солнца по утрам появляется из небесного океана в облике крокодила. Солнечными животными являются также сокол, лев и гриф. Образ восходящего солнца часто связывается с коровьими рогами (небесная корова), с двумя сикоморами, с бантом жизни или со столбом джед.
Керпи — бог-скарабей восходящего солнца, Гор — дневного, Ра — солнца в зените, а Осирис — бог заходящего солнца.
Египетский миф описывает еженощное путешествие Солнца на барке через опасности загробного мира и ежеутреннее его появление из пасти змеи.
Египтяне поклонялись Солнцу в образе единого бога Амона-Ра, Первого, у которого нет второго, выступающего в трех ипостасях: Хепера утром, Ра днем и Тум вечером. Это Солнце-творец обладало тремя достоинствами, символически выражавшимися тремя знаками: Жизнь (крест в виде буквы Т, увенчанный петлей), Сила (скипетр богов и царей) и Стойкость (четыре столпа небес и солнечный луч). Заходящее Солнце иногда изображали в виде яйца (поскольку в момент касания горизонта оно принимает именно эту форму), проходящего через подземный мир, чтобы возникнуть вновь, уже с разбитой скорлупой, на следующее утро; его называли пламенем, рожденным из пламени.
Крылатый диск Солнца — символ солнечного могущества Ра, Атона и возобновления жизни.
У египтян восходящее Солнце — это Гор, Солнце в зените — Ра, а заходящее Солнце — Озирис. Правый его глаз — Солнце, а левый — Луна. Гор, сражающийся с Сетом, принявшим облик змея Апопа, это сила Солнца сражающаяся с тьмой.
По поводу Аполлона и Гелиоса, как богов-солнце, см. АПОЛЛОН.
В Древней Греции солнце представлял Гелиос, в то время как древнеримского Сола время от времени заменял Аполлон, представляя сияние солнечного света.
Согласно орфическому учению, Солнце, расположенное в центре Вселенной, поддерживает связь и гармонию между планетами, вращая их вокруг себя силой притяжения, и потоки солнечных лучей приводят в движение весь космос. В молитвах это светило называют цепью, соединяющей все сущее, притягательным и искупительным началом, освобождающим и вдохновляющим силы оплодотворенной им природы.
В Древней Греции солнце считалось глазом Зевса.
У платоников Солнце — «автор всего видимого. порождения, питания и роста». Тепло и свет Солнца — созидание и мудрость. У пифагорейцев десять солнц — циклическое совершенствование.
У греков Солнце — глаз Зевса. Аполлон в облике Солнца убивает Пифона тьмы. У орфиков Солнце — «Отец всего», «Великий Создатель и питатель всего сущего, правитель мира». Солнце — сердце, а Луна печень вселенной.
У кельтов — женское начало.
скандинавской легенде о смерти молодого красивого бога света Бальдра, но обе эти легенды основаны на символической теме солнечного затмения, его исчезновения в ночные часы или сезонного усиления и уменьшения силы его свечения.
В Скандинавии солнце считалось глазом Одина.
У народов Скандинавии — глаз Одина (Бодана), всевидение. Солнце изображается в виде солнечного змея.
У тевтонов: Солнце — женщина и Мать, а Луна — Отец.
У славян солнечный бог изображается в облике прекрасного юноши или, временами, как рождающееся ежедневно и ежедневно же умирающее; в символике славян Солнце и Луна могуть меняться полами.
У китайцев ян, «великое мужское начало», Небо, глаз дня, активная сила, оживляющая землю. Солнце — один из двенадцати символов власти. Десять Солнц на дереве символизируют конец цикла. Петух и трехлапый «красный» ворон живут на Солнце: три ноги символизируют восходящее, полуденное и заходящее солнце.
Японский миф предлагает несколько фарсовую трактовку этой темы: богиня солнца Аматэрасу пряталась в пещере, и потребовалась хитрость, чтобы выманить ее оттуда.
В Японии люди ходили вокруг Священной горы Фудзиямы, а в Осаке — сто раз обходили священную ограду, нараспев повторяя при этом молитвы.
У японцев Солнце — богиня женщин и змей Аматерасу; «та, что владеет великим солнцем», рожденная из левого глаза Идзанаги и от кого, как считается, происходит микадо — восходящее Солнце. Символ Японии.
Согласно мистическим представлениям чорти (майя), солнечные лучи распространяют материальный и духовный свет, озаряющий мир и человеческий разум, и наделяют предметы магической силой, исчезающей с заходом Солнца.
Находясь в зените, точке, расположенной прямо над храмом, в котором определяется время начала сезона дождей, Солнце может видеть всю Вселенную. Древние мексиканцы и майя называли эту точку глазом Солнца и изображали его в виде двойного кружка на месте глаза на фигурках бога дождя Тлалока.
Для американских индейцев движение Солнца по его дневной и годовой траектории служит символом цикла человеческой жизни. Это светило принимает человеческий облик, чтобы поднять горизонты человека до божественного уровня; оно — модель настоящего человека. Солнце олицетворяет собой закон вечного обновления.
Каждые 52 года, в момент совпадения дат солнечного в гадального календарей, майя и ацтеки, считая, что жизнь светила может угаснуть, и желая избежать конца света, проводили особые обряды, дабы умилостивить богов: это называлось праздником нового огня, в ходе которого приносились человеческие жертвы.
Верховный бог инков Виракоча, создатель и вдохновитель всего сущего,— Дух, могущество которого проявляется в Солнце, а земным воплощением служит царь, Сын Солнца. Мумии умерших правителей переносили на рыночную площадь в Куско и поклонялись им столь же ревностно, как и образам богов. В пышном храме Куско антропоморфный образ Виракочи, повернутый лицом к востоку, был окружен множеством сверкающих лучей.
Четырьмя солнцами ацтеки называли четыре эпохи существования человечества, которые предшествовали пятой (той, в которой мы живем). Эти эпохи связаны с четырьмя природными стихиями, странами света и божествами.
— Первое Солнце, науи-Оцелотлъ (четыре-Ягуар), связанное с Землей, Севером и богом Тецкатлипокой, символизирует ночное движение Солнца. — Второе, науи-Эхекатлъ (четыре-Ветер), связанное с Воздухом, Западом и богом Кетцалькоатлем, изображаемым в виде обезьяны с надутыми щеками,— это заходящее Солнце. — Третье, науи-Квиауитлъ (четыре-Дождь, или Солнце Огненного Дождя), связанное с Огнем, Югом и богом Тлалоком, уступило место — науи-Атлю (четыре-Вода), соответствующему Востоку, богине воды Кальчиуитлики, а затем — пятому Солнцу, науи-Оллину (четыре-Движение), посвященному Тонатиу,— это Солнце погибнет в результате землетрясения.
Символом Солнца, находящегося в зените, выступает бог Уицлипочтли.
Ацтеки верили, что для придания Солнцу энергии, необходимой для движения и, главное, ежедневного возрождения, светило следует кормить. Отсюда и пошел обычай ритуальных жертвоприношений — ведь насытить Солнце можно только человеческой кровью (драгоценной водой).
Древние инки особо подчеркивали, что являются «детьми Солнца»; перуанский бог Солнца изображался в виде человека с дискообразным золотым лицом. В ацтекском культе Пятого Солнца бог войны Уицилопочтли требовал новых и новых жертв для поддержания сил солнца — защитника человеческой расы. … обе эти легенды основаны на символической теме солнечного затмения, его исчезновения в ночные часы или сезонного усиления и уменьшения силы его свечения.
У ацтеков: чистый дух, воздух, Кетцалькоатль; орел символизирует восходящее Солнце и небесное начало, а тигр или падающий орел — заходящее Солнце и земное начало. Хохлатая змея — солнечный символ. Ацтеки и инки были «детьми Солнца».
У инков солнце изображается в форме человека с лицом в виде испускающего лучи золотого диска и считалось «предком».
Солнце почитается как свет Будды у буддистов, Великого Духа — у индейцев Северной Америки, Бога-Отца — в христианстве.
У индейцев Америки Солнце — всеобщий дух, сердце Неба. В некоторых племенах Солнце становится женским началом, Матерью, в других Солнце и Луна считаются мужчиной и его женой или братом и сестрой. Танец Солнца(см.) — один из важнейших ритуалов.
Важнейшим культурным регионом, в котором почиталось Солнце, является, без сомнения, Древнее Перу, где Солнце рассматривалось в качестве родоначальника и покровителя народа инков. Инка Гарсиласо де ла Вега (1539—1616) описывает солнечный храм столицы Куско так: «Все четыре стены сверху донизу были покрыты золотыми плитами и брусками. В передней части, что над главным алтарем, стояла фигура Солнца, состоящая из золотой плиты, которая была вдвое толще по сравнению с плитами, какие покрывали стены. Фигура с ее круглым лицом и ее огненными лучами и пламенем была изготовлена из цельного куска точно так, как она изображалась художниками. Она была так велика, что занимала всю переднюю часть храма от одной стены до другой… По обеим сторонам от изображения Солнца располагались как его сыновья тела мертвых царей, набальзамированных таким неизвестным никому образом, что они выглядели как живые. Они сидели на своих, поставленных на золотые балки, золотых стульях, на каких они имели обыкновение сиде ть… Врата храма были выполнены в виде покрытых золотом порталов. По стенам храма с внешней стороны проходили карнизы, сделанные из золотых, свыше локтя толщиной, досок, которые охватывали все здание словно венцом». Отождествление Солнца с золотом в южноамериканских Андах осуществлялось с такой последовательностью, как, очевидно, ни в каком другом месте, и символическая идеальная связь неизменности «благородного металла» с мумифицированием также бросается в глаза, как и в древнеперуанских храмах Луны, где женские предки главы рода облекались в серебро и почитались.
Небесные явления не занимают в австралийской мифологии столь большого места, как в развитых мифологиях. Немногочисленные сказания о небесных светилах включаются в круг тотемических мифов. Луна (месяц) представляется мужчиной, первоначально принадлежавшим к тотему опоссума. С каменным ножом месяц поднимается на небо, бредет на запад,/за тем спускается по дереву на землю. Наевшись опоссумов, месяц увеличивается в размерах (полнолуние), утомленный, принимает вид серого кенгуру; в этом виде его убивают юноши, но один из них сохраняет кость кенгуру, из которой снова вырастает месяц (новолуние). Солнце представляется девушкой, поднявшейся по дереву на небо, плеяды — девушками из тотема бандикута, ставшими свидетельницами церемонии посвящения юношей и по этой причине превратившимися в камни, а затем в звезды. (из ст. Австралийская мифология)
Этот антропогонический и одновременно тотемический миф сплетен с мифом космогоническим: в начале времен была тьма, и постоянная ночь давила на землю, как непроницаемая завеса, затем появилось солнце и разогнало тьму над Илбалинтья (тотемный центр бандикутов). (из ст. Австралийская мифология)
В мифах северных и юго-восточных племен Австралии наряду с тотемными предками есть и более обобщенные и, по-видимому, развившиеся позднее образы «надтотемных» мифических героев.
Мать и отец могут принадлежать к различным, иногда сразу к нескольким тотемам (каждая часть их тела может иметь свой тотем) и, соответственно, являться общими предками (то есть носителями и первоисточниками душ) различных групп, людей, животных, растений.
В мифах фигурируют обычно не одна, а несколько «матерей», иногда две сестры или мать с дочерью. Эти сказания и соответствующий им ритуал связываются с одной из «половин» (фратрий) племени, что допускает и предположение о частичном генезисе образов матерей из представлений о фратриальных прародительницах.
Сестры Ваувалук (так их называют юленгоры и некоторые другие племена) представляют собой своеобразный вариант тех же матерей-прародительниц, воплощающих плодородие. В образе змея-радуги, широко известном на большей части территории Австралии, объединяются представления о духе воды, змее-чудовище (зародыш представления о «драконе»), магическом кристалле (в нем отражается радужный спектр), употребляемом колдунами. Проглатывание и выплевывание змеем людей связано (как и у других народов) с обрядом инициации (символика временной смерти, обновления). Р. М. Берндт находит в проглатывании змеем сестер также эротическую символику, связанную с магией плодородия.
У маори Солнце и Луна — глаза Неба. У народов Океании чаще всего Солнце считается Матерью всего, Луна — Отцом, а звезды — детьми; в некоторых частях Океании Солнце и Луна считаются детьми первых мужчины и женщины. Солнце — «великое глазное яблоко».
В Иране солнце считалось глазом Ахуры Мазды (иногда называемого Ормуздом.
У митраистов Митра — солнечный бог. Сол, его квадрига и Кауто обычно изображаются справа, а Луна и Каутопат слева от Митры.
У иранцев Солнце — глаз Ормузда. «Тот, кто чтит Солнце, которое бессмертно, правит быстрыми конями… чтит Ормузда, чтит Архангелов, чтит свою собственную душу». Крылатый диск Солнца символизирует также Ормузда (Ахура Мазду).
В Индии эти лучи сравнивают со стрелами или волосами Шивы, и Солнце считается началом и концом всех явлений.
В Индии олицетворением восходящего Солнца являются прекрасная и юная богиня Усас, которая рассеивает тьму и блистает в облачении из света, и бог зари Аруна. Два образа Солнца, пассивный и активный, представляют Суръя (ее символы — птица, лошадь, колесо или колесница), сияние которой рассеивает тьму, болезни и злые Силы, прекращает дождь; и Савитар, божественная сила, сообщающая импульс движению всей природы.
глаз Варуны. Индра — солнечный бог и побеждает дракона хаоса и тьмы, Вритру. Шива — Солнце, чьи лучи являются созидательной Шакти, несущей жизнь в мир. Солнце — это «мировая дверь», вход для знания и бессмертия. Строенное дерево с тремя солнцами символизирует Тримурти. Дерево с двенадцатью солнцами означает Адитьев, знаки Зодиака и месяцы года. Эти двенадцать форм солнца будут появляться одновременно, как одно в конце цикла проявления.
Солнце почитается как свет. У буддистов Солнце — свет Будды.
У даосов Солнце — это «ян» и великая небесная сила; Солнце и Луна вместе символизируют сверхъестественное существо, все сияющее.
Тепло Солнца, согревающего тело человека, и свет, который оно излучает, превратились в Библии в символы Божественного Духа, воспламеняющего сердце и открывающегося разуму.
В Книге Бытия Солнце символизирует откровение и учение. Останавливающееся Солнце означает явление Бога, а заходящее — отсутствие Божественного Духа: И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня (Амос, VIII, 9). —• Лежит в изнеможении родившая семерых, испускает дыхание свое; еще днем закатилось солнце ее, она постыжена и посрамлена (Иер. XV, 9)*
В Библии символика Солнца иногда имеет отрицательное значение всепожирающей страсти, ярости, эгоизма (Иов хвалит себя за то, что не поклонялся Солнцу и Луне, то есть не верил в собственную мудрость).
У евреев: божественная воля и водительство. Только в Ветхом завете Библии — в противоположность культу Солнца «язычников» — Солнце рассматривается всего лишь как одно из двух «светил», которым Бог определил место на небосводе.
Гностики считали, что Солнце двойственно…— Солнце белое и Солнце черное, Михаил и Самуил… что это астрономический и космический символ двух противоположных видов света и двух змеев, означающих хорошее и дурное, добро и зло, Бога и Сатану. Эти представления они воплощали в образе переплетенных добрых и злых лучей Солнца.
Теологи считают его субстанцией святой силы и видимым образом ее духовного бытия.
В христианском образном мире восходящее все снова и снова на востоке Солнце является символом бессмертия и воскресения, и Христос на мозаике 4 в. отождествляется с Гелиосом в лучезарном ореоле на солнечной колеснице либо выступает судьей мира, окруженный солнцеобразным нимбом. Так как Христос также является властелином времени, то он связывается с установлением продолжительности дня по Солнцу, что особенно часто отображается в романском искусстве.
У христиан Солнце — Бог-Отец, правитель и опекун вселенной, излучающий свет и любовь, Христос, «Солнце праведности», Логос, божественное начало в человеке. Солнце и Луна, изображенные вместе с распятием, означают двойственную природу Христа и силы природы, поклоняющиеся Господу Вселенной. Солнце — местопребывания архангела Михаила, а Луна — Гавриила. Фому Аквинского изображают с Солнцем на груди.
Христос — «Солнце правды» — занял место популярного в поздней Римской империи бога Митры — символа возрождения Непобедимого Солнца.
Солнце, луна и звезды были созданы на четвертый день СОТВОРЕНИЯ МИРА. Иосиф (1), сын Иакова, видел сон о том, что они поклоняются ему. Солнце и луна изображаются в сцене РАСПЯТИЯ ХРИСТА (II). Жена Апокалипсиса, «облаченная в солнце», — см. ДЕВА МАРИЯ (4).
Солнце — символическое выражение Христа. Это толкование восходит к пророчеству Малахии 4:2, где говорится: «А для вас, благоговеющие перед именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его…» Солнце и луна изображаются в качестве атрибутов Девы Марии, ибо в Откровении 12:1 говорится: «…жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна». Солнце и луна часто присутствуют в сценах распятия: здесь они служат выражением скорби всего сотворенного о смерти Христа. Св. Фому Акви-нского иногда изображали с солнцем на груди.
В Древней Греции солнце считалось глазом Зевса, в Скандинавии — Одина, в Иране — Ахуры Мазды (иногда называемого Ормуздом), в Индии — Варуны, Мухаммад называл его глазом Аллаха. Солнце почитается как свет Будды у буддистов, Великого Духа — у индейцев Северной Америки, Бога-Отца — в христианстве.
Солнце почитается как свет Бога-Отца.
«Это видимый образ Божественной Благодати… трансцендентный архетип Света» (Дионисий). «Нет ничего доступного взору во всем мире, что было бы более достойно служить символом Бога, нежели Солнце, которое проливает свет видимой жизни сначала на себя, а затем и на все небесные и земные тела» (Данте).
Мухаммад называл его глазом Аллаха.
У мусульман это всевидящий, всезнающий Глаз Аллаха. «Это Солнце есть отражение того Солнца, что скрыто завесой» (Руми). Сердце Вселенной и «знак Бога на Небесах и Земле».
В астрологии Солнце, как и в античности, рассматривалось в качестве одной из движущихся «планет», по зримому обращению которой вокруг Земли определялась продолжительность года. Как и Луна, Солнце считалось «главным светилом» со свойствами: «мужской, горячий, господствующий». Положение Солнца в зодиаке (см. Звезды) определяло, под каким «знаком» рождался человек. Солнце имело в созвездии Льва свой «дневной дом» и, возвышаясь, достигало Овна, а снижаясь, попадало в созвездие Водолея. В астрологии Солнце — это жизнь, живучесть, воплощенный характер личности, сердце и его устремления. Сердце мира, центр управляемой им системы, Солнце находится в середине круга зодиака и играет первостепенную роль в катальном гороскопе человека. Астрологи считают, что его свойства — тепло, сухость, мужское и положительное начала.
В алхимии Солнцу соответствует блистающее золото («Солнце земли, король металлов»), астрологически оно сопряжено с созвездием Льва.
«Черное солнце» — алхимический символ необработанного, первичного состояния вещества.
У алхимиков это разум. Sol et Luna — это золото и серебро, король и королева, душа и тело, и т. п. Sol niger est prima materia. Планетарный знак Солнца, круг с центральной точкой, — символ завершения «Великой Работы».
В качестве солнечного цвета ценился оранжево-желтый, а из драгоценных камней сопряженными с Солнцем считались алмаз, рубин, топаз, хризолит и гиацинт. Согласно традиционной символике Солнце отвечало за царский и отцовский авторитет, за положение человека в мире, за славу и победу, за сердце, а также за силу воли и жизненную силу.
Его цвет — золотой, металл — золото, день — воскресенье, положение на небе — Зенит, возраст — начало возмужания, цветок — цикорий или молочай-солнцегляд.
Солнце и Луна, два физических мировых светила, в масонской символике — образы первого и второго наставника и надзирателя, они обозначают, что «каждый истинный свободный каменщик и брат как днем, так и ночью должен искать свет истины и никогда не впадать во мрак порока и нечистоты» (Баурнёпель, 1793).
Солнце было эмблемой Людовика XIV, короля Франции.
На гербах Солнце изображалось в виде либо лица, либо диска в окружении прямых или прерывистых (мерцающих) лучей.
Солнце, испускающее свои лучи из-за туч. //Мой блеск невозможно скрыть. Достоинство и великолепие, сопутствующие добрым деяниям, на некоторое время могут быть затемнены. Но полностью спрятать их так же невозможно, как и солнце. [СЭ-II,таб.56-11,с.342]
Солнце, садящееся в море. //Солнце еще прекрасно, хотя уже готово уйти с небосклона. символ показывает нам, что добрый и благочестивый человек, как бы он ни, был расстроен, и в каком бы подавленном настроении или униженном положении он ни находился под воздействием неблагоприятных обстоятельств или превратностеп судьбы, тем не менее, он достоин восхищения и похвалы, и в свое время он снова поднимется и преуспеет в почестях и славе. [СЭ-II,таб.36-15,с.258]
Солнечное затмение. //Теперь обо мне больше думают и лучше замечают. символ означает, что испытания и несчастья побуждают нас к размышлениям о Боге и наших судьбах, тогда как в другое время мы склонны этим пренебрегать. Пословица. На солнце обращают внимание, лишь когда наступает его затмение. Иными словами — неудачи склоняют наши очи и уста к горнему миру. [СЭ-II,таб.22-13,с.197]
Солнце над деревом с густой листвой. //Зима прошла. символ означает возвращение лета или периода процветания, наступившего после периода бедствий и безутешности. [СЭ-II,таб.40-6,с.276]
Солнце//Оно сияет не для себя одного, но для всей Вселенной. символбескорыстности. [Эмблемата-2; табл.4-7, с.122]
Солнце, изливающее свои лучи на циферблат солнечных часов. //Во тьме мы никому не нужны. символ демонстрирует, что до тех пор, пока наши поступки не освещены сиянием солнца праведности, они не принесу г никакой пользы ни нам, ни окружающим. [СЭ-II,таб.43-1,с.289]
Солнце, сияющее в полную силу. //Только оно одно. символ Творца, в котором больше блеска, энергии и полезности, чем в любом другом существе. Прекрасная эмблема причины всех вещей. Она столь прекрасна, Что заблудшие народы падают ниц, Принимая копию за оригинал. [СЭ-II,таб.52-11,с.327] Полуденное солнце над спокойным морем.//Меня невозможно иссушить. символ на истинное благо возможно нападать, но невозможно победить. [Эмблемата-2; табл.15-8, с.166]
Солнце, сияющее в полную силу. (См. рис.12 в табл. 52.) [СЭ-II,таб.41-1,с.280]
Солнце, сияющее сквозь облака. символ угнетенного достоинства и его грядущего сияния во время, когда развеются облака и омрачения. [Эмблемата-2; табл.15-10, с.166]
Заходящее солнце. //Не без сожаления. Свет небесный почти закончил свое ежедневное движение и, устремившись к цели, опускается все ниже и ниже. Кажется, что он находится на самой последней грани, отделяющей ночь ото дня. Его шар в точке заката становится все больше и больше, тени удивительно удлиняются, чтобы затем совсем потеряться в неразличимой темноте. символ тех благодеяний, которые мало ценишь, пока ими обладаешь, но когда приходит пора расставаться с ними, вдруг начинаешь осознавать их подлинную ценность, а безнадежно потеряв, горько жалеешь об их утрате. [СЭ-II,таб.52-4,с.326]
Солнце за облаками. //Оно скрыто, но тем временем готовит свои громы. Это символ возмездия, которое в тайне готовит все необходимое для сокрушения порочных людей, обрушиваясь на них неожиданно, невидимо и в тот-самый момент, когда об этом меньше всего подозревают. [СЭ-II,таб.34-13,с.248]
Солнце, сияющее сквозь облака. //Мои страдания — моя слава. символ мученика за веру, чьи боли и страдания оборачиваются его славой. [СЭ-II,таб.27-9,с.216]
Солнце. //Оно повсюду сеет благо. символ благочестивого и доброго христианина или благословенного Спасителя нашего, который посвятил свою жизнь всецело творению добра. Его жизнь всегда будет примером для подражания тем, кто идет тем же путем. [СЭ-II,таб.47-3,с.306]
Солнце. //Оно сияет, повсюду распространяя свои лучи. Когда восходит солнце, розовеет восток. Возвышенности, расположенные на западной стороне, золотятся в потоках сияния и блеска. Холодные северные местности радуются его приятному теплу. Южные же территории изнывают от его огня. Таким же образом влияние Солнца Праведности является расплывчатым и не имеет определенных границ. Прежние поколения уже ощутили его влияние, и поколения, которые еще не родились, насладятся им в будущем. Блага, принесенные его смертью, распространяются на прошлые, настоящую и грядущие эпохи существования человечества. [СЭ-II,таб.51-10,с.322]
Солнце. //Я слишком яркое, чтобы на мне задерживать взгляд. символ Бога. Со вершенство Всевышнего делает его непостижимым Он неведом нам, потому что слишком велик, чгобы мы смогли его познать. Так лее и солнце как бы невидимо для нас вследствие своего мощнейшего ослепляющего света. [СЭ-II,таб.50-3,с.317]
Солнце II луна. //Я преуспеваю, когда вы обращаете на меня свой взгляд. символ, что пока мы находимся под наблюдением и воспитующим надзором Божественной Власти, и она удостаивает нас своим вниманием и заботой, мы будем на подъеме. До тех пор, пока будет сохраняться взимное общение и связь между нами и этой властью, пашей судьбе будет сопутствовать удача и успех. [СЭ-II,таб.46-13,с.303]
Солнце в Зодиаке. //Я не скиталец и никогда нс уклоняюсь от курса. символ праведного и доброго человека, который, подобно солнцу, постоянно придерживается путей благочестия и святости, и никогда не уклоняется от этого пути, а являет миру блистательные образцы своей непогрешимости. [СЭ-II,таб.46-14,с.303]
Солнце. //Его доброта не имеет пределов. символ божества. Неиссякаемый источник тепла, Чьими лучами изукрашен лик природы, символ всего доброго и великого, Прекрасного или благодатного, Чьи божественные отеческие лучи Изливают жизнь и сеет на все, Что находится под ним. [СЭ-II,таб.46-15,с.303]
У герметиков «Солнце — божественный оживитель всего»
Солнце Таро внутри треугольника — первой геометрической фигуры — служит в геральдическом искусстве символом творящего первоначала, которое раскрывается людям в трех ипостасях.
В иконографии Солнце изображалось большей частью как солнечное божество с лучезарным нимбом вокруг головы или в виде лучезарного диска с человеческим лицом.
Атрибут персонифицированной ИСТИНЫ, поскольку в его свете все становится ясным. Она держит его в руке. Аналогичным образом оно высвечивает любовные связи Марса и Венеры (8). аллегорическая фигура Правды в западном искусстве часто изображается с солнцем в руках