Что способствовало появления у человека речи и абстрактного мышления

Становление мышления и речи

Выше мы проследили общие условия, при которых возможно возникновение сознания. Мы нашли их в условиях совместной трудовой деятельности людей. Мы видели, что только при этих условиях содержание того, на что направлено действие человека, выделяется из своей слитности с его биологическими отношениями.

Теперь перед нами стоит другая проблема — проблема формирования тех специальных процессов, с которыми связано сознательное отражение действительности.

Мы видели, что сознание цели трудового действия предполагает отражение предметов, на которые оно направлено, независимо от наличного к ним отношения субъекта.

В чем же мы находим специальные условия такого отражения? Мы снова находим их в самом процессе труда. Труд не только изменяет общее строение деятельности человека, он не только порождает целенаправленные действия; в процессе труда качественно изменяется содержание деятельности, которое мы называем операциями.

Это изменение операций совершается в связи с возникновением и развитием орудий труда. Трудовые операции человека ведь и замечательны тем, что они

осуществляются с помощью орудий, средств труда.

Что же такое орудие? “Средство труда, — говорит Маркс, — есть вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда и которые служат для него в качестве проводника его воздействий на этот предмет”1. Орудие есть, таким образом, предмет, которым осуществляют трудовое действие, трудовые операции.

Необходимо, далее, учесть еще одно обстоятельство, которое характеризует орудие. Оно заключается в том, что орудие есть не только предмет, имеющий определенную форму и обладающий определенными физическими свойствами. Орудие есть вместе с тем общественный предмет, т. е. предмет, имеющий определенный способ употребления, который общественно выработан в процессе коллективного труда и который закреплен за ним. Например, топор, когда мы рассматриваем его как орудие, а не просто как физическое тело, — это не только две соединенные между собой части — та часть, которую мы называем топорищем, и та, которая является собственно рабочей частью. Это вместе с тем тот общественно-выработанный способ действия, те трудовые операции, которые материально оформлены, как бы кристаллизованы в нем. Поэтому-то владеть орудием — значит не просто обладать им, но это значит владеть тем способом действия, материальным средством осуществления которого оно является.

“Орудие” животных тоже осуществляет известную операцию, однако эта операция не закрепляется, не фиксируется за ним. В тот самый момент, когда палка выполнила в руках обезьяны свою функцию, она снова превращается для нее в безразличный предмет. Она не становится постоянным носителем данной операции. Поэтому, кстати говоря, животные специально и не изготовляют своих орудий и не хранят их. Наоборот, человеческие орудия — это то, что специально изготовляется или отыскивается, что хранится человеком и само хранит осуществляемый им способ действия.

Таким образом, только рассматривая орудия как орудия трудовой деятельности человека, мы открываем их действительное отличие от “орудий” животных. Животное находит в “орудии” только естественную возможность осуществить свою инстинктивную деятельность как, например, притягивание к себе плода. Человек видит в орудии вещь, несущую в себе определенный общественно выработанный способ действия.

Поэтому даже с искусственным специализированным человеческим орудием обезьяна действует лишь в ограниченных пределах инстинктивных способов своей деятельности. Наоборот, в руках человека нередко простейший природный предмет становится настоящим орудием, т. е. осуществляет подлинно орудийную, общественно выработанную операцию.

У животных “орудие” не создает никаких новых операций, оно подчиняется их естественным движениям, в систему которых оно включено. У человека происходит обратное: сама его рука включается в общественно выработанную и фиксированную в орудии систему операций и ей подчиняется. Это детально показывают современные исследования. Поэтому если применительно к обезьяне можно сказать, что естественное развитие ее руки определило собой употребление ею палки в качестве “орудия”, то в отношении человека мы имеем все основания утверждать, что сама орудийная деятельность создала специфические особенности его руки.

Итак, орудие есть общественный предмет, есть продукт общественной практики, общественного трудового опыта. Следовательно, и то обобщенное отражение объективных свойств предметов труда, которое оно кристаллизует в себе, также является продуктом не индивидуальной, а общественной практики. Следовательно, даже простейшее человеческое познание, совершающееся еще в непосредственно практическом трудовом действии, в действии посредством орудий, не ограничено личным опытом человека, а совершается на основе овладения им опытом общественной практики.

Наконец, человеческое познание, первоначально совершающееся в процессе трудовой орудийной деятельности, способно в отличие от инстинктивной интеллектуальной деятельности животных переходить в подлинное мышление.

Мышлением в собственном значении слова мы называем процесс сознательного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты. Например, человек не воспринимает ультрафиолетовых лучей, но он тем не менее знает об их существовании и знает их свойства.

Поэтому необходимым условием возникновения мышления является выделение и осознание объективных взаимодействий — взаимодействий предметов. Но осознание этих взаимодействий невозможно в пределах инстинктивной деятельности животных. Оно опять-таки впервые совершается лишь в процессе труда, в процессе употребления орудий, с помощью которых люди активно воздействуют на природу. “Но существеннейшей и ближайшей основой человеческого мышления, — говорит Энгельс, — является как раз изменение природы человеком, а не одна природа как таковая, и разум человека развивался соответственно тому, как человек научался изменять природу”1.

Этим мышление человека радикально отличается от интеллекта животных, который, как показывают специальные опыты, осуществляет лишь приспособление к наличным условиям ситуации и не может иначе как случайным образом изменить их, так как их деятельность в целом всегда остается направленной не на эти условия, а на тот или иной предмет их биологической потребности. Другое дело — у человека. У человека “фаза подготовления”, из которой и вырастает его мышление, становится содержанием самостоятельных, целенаправленных действий, а впоследствии может становиться и самостоятельной деятельностью, способной превращаться в деятельность целиком внутреннюю, умственную.

Наконец, мышление, как и вообще человеческое познание, принципиально отличается от интеллекта животных тем, что его зарождение и развитие также возможно лишь в единстве с развитием общественного сознания. Общественными по своей природе являются не только цели человеческого интеллектуального действия; общественно выработанными, как мы уже видели, являются также и его способы и средства.

Последний вопрос, на котором мы должны специально остановиться, — это вопрос о форме, в какой происходит сознательное отражение человеком окружающей его действительности.

Сознательный образ, представление, понятие имеют чувственную основу. Однако сознательное отражение действительности не есть только чувственное переживание ее. Уже простое восприятие

предмета есть отражение его не только как обладающего формой, цветом и т. д., но вместе с тем как имеющего определенное объективное и устойчивое значение, например, как пищи, орудия и т. п. Должна, следовательно, существовать особая форма сознательного отражения действительности, качественно отличающаяся от непосредственно чувственной формы психического отражения, свойственной животным.

Что же является той конкретной формой, в которой реально происходит сознание людьми окружающего их объективного мира? Этой формой является язык, который и представляет собой, по словам Маркса, “практическое сознание” людей. Сознание неотделимо поэтому от языка. Как и сознание человека, язык возникает лишь в процессе труда и вместе с ним. Как и сознание, язык является продуктом деятельности людей, продуктом коллектива и вместе с тем его “самоговорящим бытием” (Маркс); лишь поэтому он существует также и для индивидуального человека.

“Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание. ”1.

Возникновение языка может быть понято лишь в связи с появившейся у людей в процессе труда потребностью что-то сказать друг другу.

Как же формировались речь и язык? В труде, как мы видели, люди необходимо вступают в отношения друг к другу, в общение друг с другом.

В дальнейшем обе эти функции разделяются между собой. Для этого достаточно, чтобы опыт подсказал людям, что в тех условиях, когда трудовое движение не приводит по тем или иным причинам к практическому результату, оно все же способно воздействовать на других участников производства, например способно привлечь их к совместному выполнению данного действия. Таким образом, возникают движения, сохраняющие форму соответствующих рабочих движений, но лишенные практического контакта с предметом и, следовательно, лишенные также того усилия, которое превращает их в подлинно рабочие движения. Эти движения вместе с сопровождающими их звуками голоса отделяются от задачи воздействия на предмет, отделяются от трудового действия и сохраняют за собой только функцию воздействия на людей, функцию речевого общения. Они, иначе говоря, превращаются в жест. Жест и есть не что иное, как движение, отделенное от своего результата, т. е. не приложенное к тому предмету, на который оно направлено.

Вместе с тем главная роль в общении переходит от жестов к звукам голоса; возникает звуковая членораздельная речь.

То или иное содержание, означаемое в речи, фиксируется, закрепляется в языке. Но для того чтобы данное явление могло быть означено и могло получить свое отражение в языке, оно должно быть выделено, осознано, а это, как мы видели, первоначально происходит в практической деятельности людей, в производстве. “. Люди, — говорит Маркс, — фактически начали с того, что присваивали себе предметы внешнего мира как средства для удовлетворения своих собственных потребностей и т.д. и т.д.; позднее они приходят к тому, что и словесно обозначают их как средства удовлетворения своих потребностей, — каковыми они уже служат для них в практическом опыте, — как предметы, которые их “удовлетворяют”2.

Производство языка, как и сознания, и мышления, первоначально непосредственно вплетено в производственную деятельность, в материальное общение людей.

Непосредственная связь языка и речи с трудовой деятельностью людей есть то главнейшее и основное условие, под влиянием которого они развивались как носители “объективированного”, сознательного отражения действительности. Означая в трудовом процессе предмет, слово выделяет и обобщает его для индивидуального сознания именно в этом объективно-общественном его отношении, т. е. как общественный предмет.

Таким образом, язык выступает не только как средство общения людей, он выступает и как средство, как форма человеческого сознания и мышления, также не отделенного еще от материального производства. Он становится формой, носителем сознательного обобщения действительности. Именно поэтому вместе с происходящим впоследствии отделением языка и речи от непосредственно практической деятельности происходит также и абстракция словесных значений от реального предмета, которая делает возможным существование их только как факта сознания, т. е. только в качестве мысли, только идеально.

Рассматривая условия перехода от досознательной психики животных к сознанию человека, мы нашли некоторые черты, характеризующие особенности этой высшей формы психического отражения.

Мы видели, что возникновение сознания возможно лишь в условиях, когда отношение к природе человека становится опосредствованным его трудовыми связями с другими людьми. Сознание, следовательно, есть именно “изначально-исторический продукт” (Маркс).

Мы видели далее, что сознание становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу — в условиях трудовой деятельности посредством орудий, которая является вместе с тем и практической формой человеческого познания. Следовательно, сознание есть форма активно-познающего отражения.

Мы видели, что сознание возможно лишь в условиях существования языка, возникающего одновременно с ним в процессе труда.

Наконец — и это мы должны особенно подчеркнуть — индивидуальное сознание человека возможно лишь в условиях существования сознания общественного. Сознание есть отражение действительности, как бы преломленное через призму общественно выработанных языковых значений, понятий.

Эти черты, характеризующие сознание, являются, однако, лишь наиболее общими и абстрактными его чертами. Сознание же человека представляет собой конкретноисторическую форму его психики. Оно приобретает разные особенности в зависимости от общественных условий жизни людей, изменяясь вслед за развитием их экономических отношений.

Источник

Возникновение мышления и речи

Происхождение мышления и речи это сложная проблема в истории развития общества, трудность решения которой основана наличием только косвенных дан­ных, отображающих основные этапы этого процесса. Мышление и речь— две стороны одного и того же процесса в становлении человека, процесса происхожде­ния и развития трудовой деятельности, процесса развития производства и перестройки природы под нужды человека. Предполагают, что мышлениеи речь возникли одновременно. Появле­ние простейших сознательно изготовленных орудий тру­да, защиты или нападения уже ознаменовало возникновение простейших представлений, а они, в свою очередь, должны были передаваться либо от одного члена к друго­му, либо должны были переходить к следующему поколению в виде приобретенного опыта. Поэтому, наряду с возникновением простейших представлений воз­никла и простейшая форма передачи информации — зву­ковые символы для их обозначения и передачи.

Базой для возникновения таких звуковых сигналов стали сигналы обезьян — непосредственных предков человека. У современных человекообразных обезьян запас таких сигналов довольно велик и равен, на­пример, у шимпанзе, более чем 20 различным сигналам, выражающим эмоции и состояния организма. Однако по­мимо таких аффективных сигналов обезьяны очень часто издают звуки в эмоционально нейтральном спокойном со­стоянии, звуки, которые получили название «жизненных шумов». Некоторые ученые считают, что именно жизненные шумы и явились той основой, на кото­рой развивалась звуковая речь.

Дальнейшее развитие мышления и речи шло по вос­ходящей кривой параллельно развитию орудийного арсенала.

На слепках внутренней поверхности черепа синантропов обнаружены значительные вздутия в задней части височ­ной доли и в височно-теменно-затылочной области. В этой области мозга современного человека находятся центры, управляющие течением речи. При травмах этих цент­ров резко нарушается способность воспроизводить отдель­ные слова и, а также ухудшается понима­ние чужой речи. Таким образом, развитие задней части височной доли и височно-теменно-затылочной области мозга синантропа свидетельствует об относительно высо­ком уровне развития у них членораздельной речи, а значит, и мышления. Это предположение хорошо согласуется с результатами изучения остатков материаль­ной культуры синантропов, владевших огнем и коллек­тивной загонной охотой.

При изучении древних гоминид было показано, что по величине мозга некото­рые группы палеоантропов не только не уступали совре­менному человеку, но и превосходили его. Но структура мозга была гораздо более примитивной, в частности, лоб­ные доли отличались заметной уплощенностью. Имен­но в этих долях располагаются центры высших функций мыш­ления — ассоциаций, образования абстрактных понятий и т. д. Поэтому можно утверждать, что мышлениечеловека сделало существенный скачок при переходе от раннего палеолита к позднему, а вместе с ним прогрессивные преобразования претерпела и звуковая речь. Изменения выражались в полном овладении че­ловеком артикуляцией отдельных звуков и в значитель­ной дифференцировке слов вслед за дифференциацией понятий. Полное развитие членораздельной речи связано только с появле­нием человека современного вида. Именно с периода позднего палеолита можно говорить о системах языка, в плане эволюции не отличающихся от тех, которые мы знаем в современном обществе.

Источник

Возникновение и развитие речи. Проблема взаимоотношения мышления и речи.

В психологии принято разделять понятия «язык» и «речь». Язык — это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.Язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия. Язык, формируясь в процессе общения людей, вместе с тем является продуктом общественно-исторического развития.

В отличие от языка речью принято называть сам процесс словесного общения, который может осуществляться в форме сообщения, указания, вопроса, приказания. С психологической точки зрения, общение посредством языка — это не менее сложное явление, чем сам язык.

Таким образом, речевое общение — это сложный и многосторонний процесс.

Современному состоянию речи как универсальному средству общения предшествовал длительный процесс филогенетического развития человека. Следует отметить, что речь — это специфически человеческая деятельность. Речь, а вместе с ней и язык возникли впервые лишь в человеческом обществе. Возможно, возникновение речи было связано со способностью человека трудиться, так как в процессе коллективного труда возникла необходимость координировать совместные усилия участников трудового процесса.

У современной науки есть основание полагать, что первым средством общения была комплексная кинетическая речь. Предполагается, что эта форма речи, связанная с первобытным образным мышлением, существовала уже у людей второй межледниковой эпохи, т. е. примерно около полумиллиона лет тому назад. Под комплексной кинетической речью понимается простейшая система передачи информации с использованием движений тела. Эта форма общения очень близка к языку общения животных.

Дальнейший этап в развитии речи был связан с постепенным отделением речевых движений от трудовых действий и их специализацией в качестве средств общения, т. е. превращением их в жесты. Подобное разделение движений па речевые и трудовые было вызвано усложнением трудовой деятельности людей. В результате возник специализированный ручной язык и ручная (кинетическая) речь.

Таким образом, рука человека оказалась главным средством труда и общения. Ее господство сохранялось на протяжении сотен тысяч лет, пока человек не стал использовать для общения звук, а не жесты. Однако бесспорно, что на протяжении всего этого времени рука человека получила максимальное развитие и стала универсальным инструментом человека.

Переход к собственно звуковой речи, вероятно, начался более 100 тысяч лет назад, в четвертую ледниковую эпоху. Скорее всего, это было связано с развитием производства и первичным разделением труда. Возникла существенная потребность в речи, с помощью которой предметы и явления могли бы обозначаться гораздо более точно — в системе расчлененных понятий. Этому требованию ручная речь уже не могла соответствовать, поэтому все более стала возрастать роль связанных с ручными жестами звуков голоса.

Со временем речевые звуки смогли взять на себя все те функции, которые выполняла кинетическая речь, и более того, обеспечить дальнейшее развитие человеческой речи. В результате язык и речь поднялись на новую ступень развития — на ступень звуковой членораздельной речи, что стало подлинной революцией в развитии человечества, суть которой заключалась в том, что звуковая речь и мышление смогли отделиться от непосредственного действия.

Звуковая речь сразу не была столь совершенной, какой является сейчас. Скорее всего, после своего возникновения звуковая речь длительное время оставалась близкой но своему содержанию к кинетической речи.

Речь использовалась только для передачи какой-либо информации и не была связана с передачей эмоционального состояния говорящего. Затем под влиянием труда происходило развитие значений слов. Слова не только приобретали более конкретное смысловое значение, но и дифференцировались по грамматическим формам. Все это привело к формированию языка со сложной морфологией и сложным синтаксисом.

Следующим этапом развития речи явилось создание письменности. Письменная речь, как и устная, в своем развитии пережила ряд этапов. Вначале письменные знаки возникли и развивались под влиянием кинетической речи, а позднее, с возникновением звуковой речи, письменные знаки стали отражать смысл звуков, что привело к возникновению письма современного буквенно-фонетического типа.

Таким образом, человеческая речь, как и человеческое мышление, является продуктом общественно-исторического развития, в ходе которого речь стала выполнять ряд функций и заняла одно из самых значимых мест в психической и социальной жизни человека.

В настоящее время существует большое количество разнообразных теорий, пытающихся объяснить возникновение и развитие речи. Суть данной проблемы состоит в том, что сегодня достаточно трудно дать однозначный ответ в отношении того, является ли человеческая речь врожденной или она формируется в процессе развития человека. Кажется, что на этот вопрос существует только один ответ: речь не является врожденной, а формируется в процессе онтогенеза.

Речь является инструментом мышления. Проблема взаимосвязи речи и мышления постоянно интересовала и продолжает интересовать многих ученых. Выготский внес существенный вклад в развитие данной проблемы. Он показал значение слова для психического развития человека и его сознания. Согласно его теории знаков, на более высоких ступенях развития наглядно-образное мышление превращается в словесно-логическое благодаря слову, которое обобщает в себе все признаки конкретного предмета. Слово является тем «знаком», который позволяет развиться человеческому мышлению до уровня абстрактного мышления. Однако слово — это также средство общения, поэтому оно входит в состав речи. При этом специфической особенностью слова является то, что, будучи лишенным значения, слово уже не относится ни к мысли, ни к речи, но, приобретая свое значение, оно сразу же становится органической частью того и другого. Учитывая данную особенность слова, Выготский считал, что именно в значении слова заключается единство речи и мышления. При этом высший уровень такого единства — речевое мышление.

Мы должны отметить то, что речь и мышление не являются тождественными процессами, не сливаются между собой, хотя оба эти процесса неотделимы друг от друга. Мышление и речь имеют разные генетические корни.

Первоначально они развивались отдельно. Исходной функцией речи была коммуникация, а сама речь как средство общения, вероятно, возникла из-за необходимости организовать совместную деятельность людей. В свою очередь, есть виды мышления, которые в общем-то не связаны с речью, например наглядно-действенное, или практическое, мышление животных.

Но дальнейшее развитие мышления и речи протекало в тесной взаимосвязи. Более того, на различных этапах развития мышления и речи их взаимоотношения выступают в различных формах. Так, на ранних ступенях развития, когда мышление людей протекало в форме практической интеллектуальной деятельности по отношению к предметам, способным удовлетворить человеческие потребности, речь закрепляла знания об этих предметах, выражая их в виде наименований.

На этих ранних этапах исторического развития речь состояла из еще не дифференцированных по своей форме отдельных речевых единиц, обладающих весьма общими, широкими и одновременно несколько различными значениями. Поэтому речевое общение могло проходить только в конкретной ситуации, где практическое действие являлось тем процессом, в котором слова приобретали конкретные значения. Поэтому на данных этапах развития речь всегда была включена в практическую деятельность. Такая речь называется симпраксической.

В дальнейшем, с усложнением языка, мышление постепенно освобождается от своей непосредственной слитности с действием и все более приобретает характер внутренней, «идеальной» деятельности. В результате такой динамики развития наступает период, когда мышление полностью начинает протекать в форме внутреннего процесса отражения действительности, используя для этого словесные понятия. Такой уровень развития мышления потребовал другой, более развитой речи, соответствующей уровню развития мышления. Этот вид речи получил название внутренней речи. Таким образом, речь и мышление составляют друг с другом сложное единство.

Источник

Что способствовало появления у человека речи и абстрактного мышления

Что способствовало появления у человека речи и абстрактного мышления. Смотреть фото Что способствовало появления у человека речи и абстрактного мышления. Смотреть картинку Что способствовало появления у человека речи и абстрактного мышления. Картинка про Что способствовало появления у человека речи и абстрактного мышления. Фото Что способствовало появления у человека речи и абстрактного мышления

Что способствовало появления у человека речи и абстрактного мышления. Смотреть фото Что способствовало появления у человека речи и абстрактного мышления. Смотреть картинку Что способствовало появления у человека речи и абстрактного мышления. Картинка про Что способствовало появления у человека речи и абстрактного мышления. Фото Что способствовало появления у человека речи и абстрактного мышления

Что способствовало появления у человека речи и абстрактного мышления. Смотреть фото Что способствовало появления у человека речи и абстрактного мышления. Смотреть картинку Что способствовало появления у человека речи и абстрактного мышления. Картинка про Что способствовало появления у человека речи и абстрактного мышления. Фото Что способствовало появления у человека речи и абстрактного мышления

Что способствовало появления у человека речи и абстрактного мышления. Смотреть фото Что способствовало появления у человека речи и абстрактного мышления. Смотреть картинку Что способствовало появления у человека речи и абстрактного мышления. Картинка про Что способствовало появления у человека речи и абстрактного мышления. Фото Что способствовало появления у человека речи и абстрактного мышления

Что способствовало появления у человека речи и абстрактного мышления. Смотреть фото Что способствовало появления у человека речи и абстрактного мышления. Смотреть картинку Что способствовало появления у человека речи и абстрактного мышления. Картинка про Что способствовало появления у человека речи и абстрактного мышления. Фото Что способствовало появления у человека речи и абстрактного мышления

Что способствовало появления у человека речи и абстрактного мышления. Смотреть фото Что способствовало появления у человека речи и абстрактного мышления. Смотреть картинку Что способствовало появления у человека речи и абстрактного мышления. Картинка про Что способствовало появления у человека речи и абстрактного мышления. Фото Что способствовало появления у человека речи и абстрактного мышления

Что способствовало появления у человека речи и абстрактного мышления. Смотреть фото Что способствовало появления у человека речи и абстрактного мышления. Смотреть картинку Что способствовало появления у человека речи и абстрактного мышления. Картинка про Что способствовало появления у человека речи и абстрактного мышления. Фото Что способствовало появления у человека речи и абстрактного мышления

Что способствовало появления у человека речи и абстрактного мышления. Смотреть фото Что способствовало появления у человека речи и абстрактного мышления. Смотреть картинку Что способствовало появления у человека речи и абстрактного мышления. Картинка про Что способствовало появления у человека речи и абстрактного мышления. Фото Что способствовало появления у человека речи и абстрактного мышления

Мышление и речь тесно взаимосвязаны, так как мышление опирается на речь в процессе своего развития, то есть мышление развивается через речь и с помощью речи.

Мышление человека есть более высокая ступень отражения закономерностей и связей объективного мира.

Абстрактное мышление- это диалектический процесс отражения действительности в сознании людей.
Показать полностью.

Абстрактные понятия включаются в познавательную деятельность человека, направленную на раскрытие общих, существенных связей и отношений вещей. Анализируя и синтезируя уже образованные понятия, человек путем суждений, рассуждений и умозаключений познает новые для него связи и отношения объектов, расширяет и углубляет свои знания о них. Абстрактное мышление особенно тесно связано с языком, что является средством осуществления логических операций, фиксаций их познавательных результатов.

Прогресс и развитие человечества заставило людей пользоваться понятиями, которых по сути не существует. Ярким примером может оказаться язык, которым человек пользуется. В природе не существует букв, слов, предложений. Человек придумал алфавит, слова и выражения для упрощения выражения своей мысли, которую он желает передать другим людям. Это позволило людям находить общий язык, поскольку все понимают значение одного и того же слова, распознают буквы, строят предложения.

Здесь образовались понятия (языковые выражения), которые передают общую закономерность того или иного явления. Теперь каждому человеку не приходится выявлять то или иное понятие, поскольку он узнает о нем в процессе обучения

Мышление в понятиях является результатом не только непосредственного индивидуального опыта какого-то одного человека (переработка личных его впечатлений), но и совокупного опыта многих поколений людей, закреплённого при помощи речи и письма.

Что способствовало появления у человека речи и абстрактного мышления. Смотреть фото Что способствовало появления у человека речи и абстрактного мышления. Смотреть картинку Что способствовало появления у человека речи и абстрактного мышления. Картинка про Что способствовало появления у человека речи и абстрактного мышления. Фото Что способствовало появления у человека речи и абстрактного мышления

Добавлю, что мыслительная деятельность необходима для постановки и решения задач, для выявления и осознания новых проблем, усвоения знаний, понимания текста в процессе чтения.

В результате общественной истории язык и речь стали решающим орудием человеческого познания, благодаря которому человек смог выйти за пределы чувственного опыта, выделить признаки, сформулировать известные обобщения или категории.

По мнению П.П. Блонского, может быть речь без мышления, но не может быть мышления без речи. Мышление и речь имеют генетически один и тот же корень – действие, практическую деятельность.

Что способствовало появления у человека речи и абстрактного мышления. Смотреть фото Что способствовало появления у человека речи и абстрактного мышления. Смотреть картинку Что способствовало появления у человека речи и абстрактного мышления. Картинка про Что способствовало появления у человека речи и абстрактного мышления. Фото Что способствовало появления у человека речи и абстрактного мышления

Я хотела бы сказать о формы абстрактного мышления и их языковых соответствиях. Основные формы абстрактно-логического мышления: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие – форма абстрактного мышления, которая отражает совокупность общих существенных свойств класса однородных предметов.
Показать полностью.

В языке суждению соответствует простое предложение, причем двусоставное, хотя в обиходном мышлении жесткость логической схемы всячески нарушается. Это находит отражение в существовании различных типов простого предложения, в том числе односоставных и неполных.

Умозаключение – форма абстрактно-логического мышления, в котором устанавливается зависимость между двумя или несколькими суждениями, что и позволяет делать вывод.

В языке умозаключениям соответствует сложноподчиненное предложение с причинно-следственным, условным или уступительным отношением между главной и придаточной частями. Прочие типы сложноподчиненных предложений, а также сложноподчиненные предложения не соотносятся прямо с умозаключениями. Таким образом, и в этом случае мы видим соотношение, но не тождество формы мысли и форм языка: последние несравненно богаче в пределах одного языка и разнообразны по языкам. Например, такая яркая структурная примета немецкого синтаксиса, как позиция глагола-сказуемого в конце придаточного предложения, к логике не имеет никакого отношения.

Важно то обстоятельство, что предложение, и простое, и сложное, является языковой формой мысли, включенной в коммуникацию, а потому и на его структуру, и на его содержание оказывают влияние не только логические, но и психологические и коммуникативные факторы. Так, предложения с обратным порядком слов по сути своей нарушают требования логики во имя лучшей коммуникативной организации высказывания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *