Что создают для сохранения многообразия видов растений и животных создают
Сохранение многообразия видов. 11-й класс
Разделы: Биология
Класс: 11
Цель: на основе изучения современного состояния видов, населяющих планету, формировать ценностное отношение у учащихся к рациональному природопользованию.
Тип урока: урок формирования новых знаний и умений.
Оборудование: компьютерная презентация, таблицы с названием групп, фломастеры, альбомные листы.
1. Ориентировочно-мотивационный этап
Создание эмоционального настроя, формирование начального интереса, подведение учащихся к самостоятельной формулировке темы и цели урока.
– Ребята, можете ли вы предположить, что мы будем изучать? (Ученики в затруднении, т.к. темы на доске нет). Конечно трудно представить, что мы будет изучать, потому что тема на доске не записана. Мы вместе должны ее сформулировать. Для этого я прошу вас быть очень внимательными, т.к. вы должны выявить ключевые слова темы.
Учащимся предлагается посмотреть небольшой видеофрагмент: «Природа родного края», а после просмотра ответить на вопрос: Какое отношение имеет этот видеоматериал?
(На доске вывешиваются ключевые слова темы «многообразие видов»)
– Но наша тема не сформулирована. И работа по выявлению еще одного ключевого слова продолжается.
На протяжении всей истории живой природы ее развитие идет от менее сложного к более сложному. Процесс эволюции организмов идет в направлении приспособления организмов к окружающей среды, а следовательно увеличение численности и расширения ареала данного вида. Это явление называется биологический прогресс.
Но есть и явление противоположное – биологический регресс.
– Как мы его можем охарактеризовать? (Уменьшение численности, сужение ареала)
– Многие виды растений и животных, которые, еще 40 лет назад были обыденны, а сейчас редки.
– Ребята, назовите основные причины уменьшения численности представленных в коллаже растений и животных. (Деятельность человека. Из-за распашки целинных земель, нерегулируемого выпаса скота, сбора в букеты, вырубки лесов, пожаров численность видов растений и животных резко сокращается.)
– Я предлагаю вам проанализировать данные таблицы, в которой приведены сведения по утрате видового разнообразия на планете после 1600 года. (Приложение 1, слайд 3) О чем говорят цифры этой таблицы? Прокомментируйте. (С 17 века рыб исчезло 23 вида, а под угрозой исчезновения еще больше видов – 320 и т.д.)
– То есть, наряду с развитием цивилизации, к сожалению, отрицательное её воздействие на природу только увеличивается, о чем свидетельствуют цифры этой таблицы. Если такое воздействие будет продолжаться, то жизнь навсегда исчезнет с нашей планеты.
– Чему надо научиться человеку, чтобы сохранить жизнь на планете? Ответьте 1 ключевым словом (Надо научиться сохранять!)
– Мы определили еще одно слово нашей темы – сохранять.
Вывешивается еще одно ключевое слова темы «сохранять».
– Итак, тема нашего урока «Сохранение многообразия видов». (Приложение 1, слайд 4) У нас возникла проблема (Приложение 1, слайд 5) – как сохранить существующее в природе многообразие?
2. Формирование нового знания
– Задача нашего урока предложить варианты решения проблемы. Для этого я предлагаю работу в группах:
1 группа – представители СМИ
2 группа – школьники
3 группа – представители правоохранительной сферы.
Выступление групп. Обсуждение. На доску крепятся варианты действий, предложенные группами.
– Как школьники и СМИ могут помочь правоохранительным органам в решении проблемы? (Зеленые патрули, сообщение в СМИ о факте правонарушения).
3. Рефлесивно-оценочная деятельность
– Ребята, а зачем нужно сохранять многообразие живого на планете? (Ответы учащихся)
Многообразие – это главное условие нормальной жизни людей, оно – источник пищи, топлива, строительного материала и т.д. дальнейшее сокращение биоразнообразия приведет к утрате целостности биосферы. В результате необратимого перехода биосферы в новое состояние может оказаться непригодной для жизни человека, а следовательно, мы можем лишить жизни наше будущее поколение. В 1992 году была принята Международная конвенция об охране биоразнообразия. И с 1992 года 29 декабря (а с 2002 года – 22 мая) – это Международный день биоразнообразия. Присоединение многих стран, в том числе и России к Конвенции о биологическом разнообразии, свидетельствует о том, что проблема сохранения многообразия осознана мировым сообществом. Существует Красная книга России, заповедники, у нас в Волгоградской области – Красная книга Волгоградской области, природные парки.
– Но может ли работа по решению данной проблемы быть успешной без участия в ней каждого человека? (Необходимо, что бы и СМИ, и школьники, правоохранительные органы, и каждый из нас задумался об этой проблеме, задумался о будущем своих детей). Цивилизация может успешно развиваться только в согласии с законами природы. Важно, сохранив многообразие жизни на планете не допустить заката разумной цивилизации.( слайд №6 с изображением заката)
– Урок наш подошел к концу. Спасибо за сотрудничество.
Домашнее задание: подготовить проектные задания («школьники» – проект благоустройства школьного двора с ландшафтными изюминками; группе «СМИ» – выпустить газету, отражающую проблему урока; группе «правооохранители» – разработать 5-7 законов по проблеме)
Литература:
1. Илларионов Э.Ф. Биология 6 (7) класс: Поурочные разработки. М.: Вако, 2003. –320с.
2. Миркин Б.М., Наумова Г.Л. «Биологическое разнообразие: состояние и перспективы// Биология в школе № 8, 2004.
3. Молис С.А. Книга для чтения по зоологии: Для учащихся 6-7 класса /сост. С.А. Молис. – 2-е изд., М.: Просвещение, 1986. – 224 с., ил
4. Основные положения Национальной Стратегии сохранения многообразия России./ Российская Академия Наук. Министерство природных ресурсов РФ. 2001 г.
5. Красная книга РФ.
Видеоролик был взят из видеофильма Попова А.В «Наша Земля. Природа Нижнего Поволжья». 2001г
Презентация по биологии на тему «Сохранение многообразия видов»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Жидкова Е.Б., учитель биологии 29 декабря Международный день биологического разнообразия
1.Найдите ошибки в тексте: 1. Микроэволюция – это процесс образования надвидовых таксонов. 2. Существуют три способа видообразования: филетический, гибридогенный, дивергентный. 3. Филетический способ благоприятствует увеличению многообразия видов 4.При географическом способе видообразования происходит пространственная изоляция 5.Экологическое видообразование возможно в пределах ареала исходного вида. 6.Образовавшийся новый вид всегда процветает
1.Найдите ошибки в тексте: 1. Микроэволюция – это процесс образования надвидовых таксонов. 2. Существуют три способа видообразования: филетический, гибридогенный, дивергентный. 3. Филетический способ благоприятствует увеличению многообразия видов 4.При географическом способе видообразования происходит пространственная изоляция 5.Экологическое видообразование возможно в пределах ареала исходного вида. 6.Образовавшийся новый вид всегда процветает
Выхухоль русская Эндемик, реликт Красная книга России Голубь сизый Какой вид процветает?
Одуванчик лекарственный Венерин башмачок настоящий Какой вид процветает? Красная книга России,
Показатели приспособленности вида Биологический прогресс Биологический регресс Увеличение численности Расширение ареала Появление популяций, подвидов Уменьшение численности Сужение ареала Уменьшение популяций, подвидов
«В эпоху вымирания динозавров один вид исчезал за 1000 лет, с 1600 по 1950 год один вид исчезал за 10 лет, а в настоящее время один вид исчезает за один год» Розанов Сергей Иванович. Общая экология: Учебник для вузов
Задание Каковы возможные причины вымирания видов? (приведите примеры)
Псилофиты Древовидные папоротники
Царство Растения Отдел Голосемянные Класс Гинкговые Вид Гинкго двулопастной
Стеллерова или морская корова
Вывод: Причины вымирания видов: Естественные Антропогенные Прямое уничтожение Нарушение условий обитания Засорение среды обитания бытовыми, радиоактивными отходами Изменение условий среды Неспособность к расселению Узкая специализированность к экологическим нишам
Исполнительный директор программы ООН по защите окружающей среды Ахим Штайнер «Темпы вымирания видов ускоряются из-за деятельности человека В ближайшие 50 лет с лица Земли исчезнут свыше 30 % существующих сегодня видов животных и растений».
Почему же так важно сохранять различные виды растений и животных?
«И грянул гром…» Рей Брэдбери, (р.1920г.) американский писатель, фантаст
Международный уровень: Всемирный фонд охраны дикой природы (1961г) Организация Гринпис (1971г.) Международная Красная книга
Государственный уровень Исследовательские программы по изучению многообразия видов Программы по сотрудничеству бизнесменов и экологов Организация Особо Охраняемых природных территорий (ООПТ): заповедников, заказников, памятников природы национальных парков и др. Статья 12 «Об охране окружающей природной среды»
КРАСНАЯ КНИГА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Для работы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю- лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину!» М.М. Пришвин
Красная книга Ярославской области Работа над Красной книгой Ярославской области началась в 2000 году в соответствии с постановлением Губернатора от 07.02.2000 № 95 «О Красной книге Ярославской области». С принятием Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» была утверждена новая редакция постановления Губернатора Ярославской области об учреждении Красной книги Ярославской области (от 08.12.2003 № 767 «О Красной книге Ярославской области».
Красная книга Ярославской области В 2004 году работа над Красной книгой была завершена ее изданием. Она стала официальным документом, служащим правовой базой для сохранения редких и исчезающих видов растений и животных на территории нашей области.
Красная книга Ярославской области Включены 173 вида растений, 172 вида животных, 14 видов грибов. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды, по тем или иным причинам не вошедшие в Красную книгу Ярославской области, оформлены в виде Списка таксонов, нуждающихся в постоянном контроле и наблюдении.
Красная книга Ярославской области Ведение Красной книги – это постоянная работа по мониторингу редких и исчезающих видов Ярославской области, которая проводится ведущими специалистами ЯГПУ им.К.Д.Ушинского ЯрГУ им.Демидова Института биологии внутренних вод РАН.
Венерин башмачок Среди растений, занесенных в Красную книгу Ярославской области, 26 видов семейства Орхидные. Венерин башмачок настоящий имеет международный ранг охраны, включен в Красные книги всех рангов. В нашей области встречается в Первомайском, Рыбинском, Ярославском, Тутаевском, Гаврилов-Ямском, Угличском и Переславском МО.
Ограничивающие факторы Влияние человека на изменения ландшафтов: вырубка лесов, осушение болот, сбор и выкопка цветущих растений.
Сон-трава Законом охраняется и другое красивоцветущее весеннее растение сон-трава, или прострел раскрытый семейства лютиковых. Это растение стало редким, потому что весной его собирают в букеты.
Ландыш майский Ландыш майский, пока не попал на страницы Красной книги, однако уже занял свое место в Списке редких и уязвимых видов, нуждающихся в охране. И если сбор этого красивоцветущего растения весной будет продолжаться, оно быть включено уже в следующее издание Красной книги.
Насекомые В Красную книгу внесены 76 видов насекомых, среди которых есть редкие бабочки (аполлон, мнемозина), жужелицы и другие насекомые, численность которых низка и продолжает сокращаться
Мнемозина или черный апполон
Насекомые Немало редких насекомых и их личинок погибает во время лесных пожаров, сжигания сухой травы, вырубки лесов, интенсивной рекреационной нагрузки территорий, обработка сельскохозяйственных культур химикатами, уничтожение определенных видов растений.
Птицы Среди позвоночных животных наиболее многочисленны в Красной книге птицы – их 73 вида. Из них в Красную книгу Российской Федерации внесены 20 видов, обитающих или встречающихся на территории Ярославской области.
Млекопитающие Млекопитающие представлены 10-ю видами, из которых русская выхухоль имеет международный ранг охраны и занесена в Красные книги всех рангов. Этот зверек обитает только в нашей стране, и мы несем ответственность за его сохранение перед всей планетой.
Северный олень Северный олень, обитавший в Ярославской губернии в середине XIX века, в настоящее время с территории области исчез, и из следующего издания Красной книги возможно будет исключен.
Именно от нас, жителей Ярославской области зависит, каким образом тот или иной вид растении или животных покинет страницы Красной книги – как исчезнувший, или наоборот, восстановивший свою численность в результате своевременно принятых мер охраны. И чем тоньше будет наша Красная книга, тем разнообразнее и богаче будет природа Ярославской области.
Человек должен стать настоящим другом всего живого на свете. И только тогда страниц в Красной книге станет совсем мало, и не будет так грустно осознавать, что самые большие катастрофы – дело рук самого человека
Личностный уровень: Что могу Я сделать для сохранения биоразнообразия планеты Земля
Вывод урока: Основная причина исчезновения видов является деятельность человека. Каждый, как гражданин планеты Земля, способен внести свой вклад в сохранение многообразия видов на планете.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Все человечество и каждый человек – часть природы. Их самочувствие, благосостояние и жизнедеятельность в значительной степени определяются состоянием природы. Вопросы охраны природы и сохранения ее видового многообразия превратились в одну из важнейших глобальных проблем, затрагивающих интересы всех государств.
Номер материала: ДБ-826516
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Госдуме проверят содержание учебников русского языка как иностранного
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Путин призвал повышать уровень общей подготовки в колледжах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Многообразие видов в биосфере. Биологический прогресс
Вопрос 1. Что такое биологический прогресс?
Биологический прогресс — это направление эволюции, в ходе которого таксон оптимально адаптируется к условиям окружающей среды, а его численность и ареал растут.
Биологический прогресс приводит к процветанию таксона и обычно сопровождается усложнением организации: появление теплокровности у птиц и млекопитающих, семени у цветковых растений и т.д. Однако упрощение организации также может способствовать биологическому прогрессу. Примером служат многие паразитические организмы, а также животные-биофильтраторы (двустворчатые моллюски и др.).
Вопрос 2. Что является показателями биологического прогресса? Регресса?
Показатели биологического прогресса:
• увеличение количества представителей соответствующей группы;
• расширение ареала распространения;
• активизация видообразования в роде, увеличение количества родов в семействе, семейств в отряде и т.д.
Показатели биологического регресса:
• уменьшение численности особей таксона;
• сужение ареала обитания;
• уменьшение числа подчиненных системаических групп. В настоящее время основным фактором, вызывающим биологический регресс множества видов, является антропогенное воздействие, т. е. влияние человека на биосферу. В состоянии же биологического прогресса находятся преимущественно виды, чье существование неразрывно связано с человеком (домашние животные и культурные растения, паразиты и сорняки, виды-квартиранты вроде тараканов и др.).
Биологический регресс — свидетельствует об угасании филогенетической группы, ведущем к ее вымиранию. Так же как и биологический прогресс, состояние регресса может длиться очень долго.
Вопрос 3. Как можно объяснить существование на Земле организмов разной степени сложности?
Вершинами эволюции на нашей планете, кроме человека, являются высшие растения, членистоногие, теплокровные позвоночные. Однако существует множество других гораздо проще организованных таксонов. Причина этого связана с тем, что усложнение строения вовсе не является обязательной целью эволюции. Цель состоит в достижении максимальной приспособленности к условиям окружающей среды, которая может наступить и на относительно низком уровне организации. Этому способствуют стабильные, «монотонные» условия обитания, наличие постоянного, не очень интенсивного источника энергии (пищи). Примерами служат многие организмы-редуценты (бактерии, черви, грибы), кишечнополостные и губки, бактерии-хемосинтетики.
Вопрос 5. Каковы причины вымирания видов?
Вымирание видов может происходить по нескольким причинам. Во-первых, вид может не выдерживать конкуренции со сходными видами (бычок ротан вытесняет других рыб из водоемов средней полосы России). Во-вторых, в результате адаптации вид может стать высокоспециализированным (приспособиться к экстремальным условиям обитания или строго определенной пище). При быстром изменении условий он может не успеть измениться, что особенно справедливо по отношению к видам-эндемикам. Вымирание может быть также результатом эпидемии или глобальных природных катаклизмов. В настоящее время основной фактор вымирания — антропогенные воздействия, приводящие как к изменению условий обитания, так и к прямому истреблению вида (дронт, морская корова).
Вопрос 6. Объясните, что такое генетическая эрозия.
Генетическая эрозия — это сокращение и обеднение генофонда вида. Она приводит к тому, что вид теряет возможность быстро реагировать на изменение условий окружающей среды. Кроме того, растет вероятность близкородственного скрещивания, а значит, проявления неблагоприятных рецессивных мутаций. В результате малочисленные изолированные популяции и даже целые виды могут исчезать.
Тест по биологии Важность охраны живого мира планеты 5 класс
Тест по биологии Важность охраны живого мира планеты 5 класс. Тест включает два варианта, в каждом по 5 заданий.
Вариант 1
1. Для сохранения многообразия видов растений и животных создают
1) зоопарки и ботанические сады
2) птицефермы и фруктовые сады
3) животноводческие и тепличные хозяйства
4) зверофермы и виноградники
2. Охраняемая природная территория, полностью выведенная из хозяйственного использования, называется
1) национальный парк
2) рекреационная территория
3) заповедник
4) заказник
3. Уничтожение насекомых приведет к
1) увеличению численности насекомоядных птиц
2) вымиранию насекомоопыляемых растений
3) увеличению численности насекомоядных млекопитающих
4) повышению сбора меда
4. Хищных птиц нельзя уничтожать, так как они
1) служат основной пищей более крупным хищникам
2) питаются, главным образом, рыбой
3) медленно размножаются
4) уничтожают грызунов — вредителей сельского хозяйства и больных животных
5. К редким животным нашей страны относится
1) бурый медведь
2) бобр
3) дальневосточный леопард
4) лось
Вариант 2
1. Для сохранения многообразия видов растений и животных создаются
1) зверофермы
2) тепличные хозяйства
3) заповедники
4) агроценозы
2. Основой устойчивого развития природного сообщества является
1) уничтожение насекомых-вредителей
2) сохранение биологического разнообразия
3) переселение видов на новые территории
4) уничтожение хищников
3. Растения необходимо охранять, так как они
1) поглощают воду из почвы
2) выделяют углекислый газ
3) поглощают из почвы минеральные соли
4) выделяют кислород и образуют органические вещества для питания животных
4. Пресмыкающихся — змей и крокодилов необходимо охранять, так как они
1) не опасны
2) участвуют в истреблении насекомых
3) участвуют в истреблении лягушек
4) являются звеном в цепях питания
5. Озеленение городов с развитой промышленностью необходимо для
1) задержания снега зимой
2) повышения производительности заводов
3) защиты от ветра
4) очистки воздуха
Ответы на тест по биологии Важность охраны живого мира планеты 5 класс
Вариант 1
1-1
2-3
3-2
4-4
5-3
Вариант 2
1-3
2-2
3-4
4-4
5-4
Сохранение многообразия видов
Разделы: Биология
Класс: 11
Оборудование: три компьютера, мультимедийный проектор, микроскоп, плакаты «Направления эволюции», учебник экологии, Красная книга Волгоградской области, рисунки, фотографии животных и растений, компьютерная презентация, видеофильм «Тропический лес. Загадочный мир тропических лесов Коста-Рики». National Geographic video, листовки.
Вступление – 8 мин.
Учитель или ученик читает стихи с одновременной демонстрацией фрагмента видеофильма «Тропический лес. Загадочный мир тропических лесов Коста-Рики». National Geographic video.
Учитель:
До теперешней нашей Земли
До её снегов, метелей
Бронтозавры не доползли.
Птеродактили не долетели.
Это личная их беда,
За неё никто не в ответе.
Заблудились, пошли не туда.
Смерть нашли в тупиковой ветви.
Древо жизни листвой шелестит.
Ветвь направо и ветвь налево.
Человек разумный сидит на вершине этого древа.
А над ним проносится век.
Повороты, круговороты.
Да неужто, и человек – тупиковая ветвь природы?
По подсчётам специалистов естественная скорость вымирания видов животных составляет – 1 вид за 1000 лет. С XVII века по XX скорость вымирания животных составила 1 вид за каждые 10 лет. В настоящее время ежегодно вымирает 1 вид. В Волгоградской области 269 видов живых организмов занесено в Красную книгу. Вот некоторые из них (ученики распознают виды растений и животных на слайдах). Дополните список (ученики называют известные им виды из Красной книги). Такие темпы снижения биоразнообразия могут стать катастрофическими (слайд). Почему? (ученики – биосфера будет неустойчива). Человечество должна волновать эта проблема? Вас волнует эта проблема? Сформулируйте её.
Сохранение биоразнообразие.
Тогда эта проблема и станет темой нашего урока.
Учитель: Результатом чего является многообразие видов?
Ученики: Результатом эволюции.
Учитель: Значит, нам нужно знать какие закономерности эволюционного процесса способствуют многообразию (1-я задача урока: Выявить закономерности эволюционного процесса, приводящие к многообразию видов.).
Но, тем не менее, как природа не старалась подарить нам биоразнообразие, виды вымирают. Чтобы предотвратить вымирание вида, что необходимо знать? (Причины вымирания видов. 2-я задача: Выяснить причины вымирания видов.) Представьте себе, что решение проблемы сохранения многообразия видов поручено вашему классу (на доске открыть третью задачу урока: Выявить способы сохранения биоразнообразия).
Итак, вы отправляетесь на поиски истины в составе своих команд экспериментаторов, теоретиков, аналитиков и художников. Вам предстоит открыть завесу великой тайны. Ваш путь будут освещать для вас ваши знания. Я думаю, вам понадобится вспомнить некоторые понятия: ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация (дают формулировки). В качестве напутствия возьмите этот эпиграф нашего урока:
Одно дело желать, чтобы истина была на нашей стороне, и совсем другое – иметь искреннее желание быть на стороне истины.
Условия работы команд следующие:
Необходимо выбрать капитана команды. У капитанов команд своя инструктивная карточка. Капитаны должны организовать работу в группе. Каждый из вас выполняет своё задание, вписывает краткий ответ в карточку, затем, обсудив результаты в группе, посовещавшись, вы все вместе делаете вывод, который и будет одним из правил эволюции, способствующих многообразию видов. На выполнение работы у вас 10 минут. Начнём.
Групповая работа – 10 мин.
Группа «экспериментаторов»
Предполагаемый общий вывод после обсуждения: эволюция необратима.
Группа «аналитиков»
Предполагаемый общий вывод после обсуждения: происхождение новых видов от наименее специализированных предков.
Группа «теоретиков»
Предполагаемый общий вывод: развитие происходит от простого к сложному.
Группа «художников»
Задание:
Рассмотреть плакаты, вывести правило о чередовании главных направлений эволюции. Как можно образно представить соотношение, порядок чередования главных направлений эволюции? Предложите и зарисуйте несколько идей-проектов.
Предполагаемый общий вывод: правило о соотношении главных направлений эволюции.
Обсуждение результатов (10 мин.).
Учитель: Время вышло. Приступаем к обсуждению полученных результатов. Сейчас наступает ещё один очень ответственный момент. Вы должны будете представить отчёт о работе ваших групп. И на этом нелёгком этапе пусть вас снова поддержат слова Ричарда Уэйтли (зачитать). Разнообразию видов кроме известных вам факторов эволюции (ученики называют) способствуют правила эволюции, которые вы должны были сформулировать.
1-я группа «экспериментаторов»: Отчёт о работе. Вывод.
Уверены школьники все до едина эволюция необратима (на доске параллельно формулировке закона, выведенного учениками открывается формулировка закона Л. Долло)
Запись в тетради.
Каким образом необратимость эволюции может влиять на биоразнообразие? (приводит к появлению в водной среде более высокоорганизованных животных и растений, а значит к разнообразию форм и разнообразию использования среды).
И так, мы выявили одно из условий многообразия.
2-я группа «аналитиков»: Отчёт о работе. Вывод.
Уверен каждый эволюционист – не способен к развитию узкий специалист (на доске параллельно формулировке закона, выведенного учениками открывается формулировка закона Э. Копа).
Запись в тетради.
Вопрос группе: Кто сидит в чёрном ящике? (Крыса)
3-я группа «теоретиков»: Отчёт о работе. Вывод.
Спесью, бросьте надуваться, лучше будем развиваться (открыть формулировку закона).
Думаю, не стоит спрашивать способствует ли развитие от простого к сложному биоразнообразию? Ответ очевиден.
4-я группа «Художников»: Отчёт о работе. Вывод.
Отчёт по своему проекту (проекты-образы: «дерево», «дорога», «трёхглавый дракон «Эволюшка» и др.).
Как видим, многообразие видов обеспечивается не только идиоадаптациями и ароморфозами, но и дегенерацией.
Учитель: Вопрос о прогрессивной эволюции органического мира является предметом давнего спора. Одни учёные считают, что никакого прогресса в органическом мире нет, так как прогресс совпадает с приспособлением. Поэтому амёба, например, так же хорошо приспособлена к среде, как и тигр или человек. Другие считают, что в природе действует закон прогрессивного усовершенствования. Кто из них прав? На чьей стороне истина?
Ответ: По мнению А.Н. Северцева, различие во взглядах зависит от смешения биологической и морфологической сторон эволюции. Он различает в природе два типа прогресса: биологический и морфофизиологический (тот самый, который мы называем эволюционным прогрессом, подразумевая развитие от простого к сложному). Объяснение биологического прогресса (понятие, слайд). И этого прогресса по Северцеву можно достичь тремя способами: с помощью ароморфоза, идиоадаптации или дегенерации.
Как видите дорога к истине терниста и сложна. И на этом пути можно многому научиться. Если принять цветок за символ истины. На чьей стороне сегодня была истина? Куда я должна поставить цветок? Отвечают. Давайте попробуем прочитать эпиграф ещё раз внимательно.
Истину невозможно вот так переносить куда нам вздумается. Хотим, чтобы она была на нашей стороне, взяли и перенесли. Мы можем только стремиться найти истину и встать на её сторону.
Удалось нам выполнить 1-ю задачу урока? Как вы считаете, какая из команд наилучшим образом справилась со своим заданием и почему? (Выразить своё мнение о работе групп).
Вторая задача урока (3 мин.).
Одна из причин вымирания кроется в выведенных вами закономерностях. Что это за причина? (ученики называют).
Итак, мы выяснили с вами, что узкая специализация может привести вид к вымиранию. А какие ещё причины могут привести вид к вымиранию?
(Изменения климата, растительности. Влияние человека.) В настоящее время многие виды страдают от так называемой генетической эрозии, т. е. сокращается и обедняется их общий генофонд.
Выполнили вторую задачу урока?
Третья задача урока (5 мин.)
Выявить способы сохранения биоразнообразия
Биоразнообразие является – основой устойчивости биосферы. Как же человек может сохранить многообразие видов? Перечисляют.
(Общий вывод – ответственное отношение людей к живой природе.)
А какие конкретные практические действия предпринимаете лично вы, ваш класс, ваша школа для решения поставленной проблемы? Перечисляют.
В нашей школе тоже проводится большая экологическая работа. Я хочу рассказать об акции «Жизнь без мусора». Рассказ о листовке. Домашнее задание: используя материалы урока, дополнительную литературу, составьте текст листовки в защиту биоразнообразия, найдите такие слова, которые могли бы «задеть» любого человека. Листовки раздаю.
Заключение
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все на век объединимся.
Давайте наши души вместе сохраним,
Тогда мы на Земле и сами сохранимся.