Что создал рафаэль санти история 7 класс
Рафаэль Санти творчество и основные идеи
Особенности творчества Рафаэля Санти (1483—1520), итальянского художника, мастера графики и архитектуры, представителя живописной умбрийской школы изложены в этой статье.
Рафаэль Санти творчество и основные идеи
Творчество Рафаэля Санти кратко
Творчество Рафаэля Санти воплотило светлые и возвышенные идеалы гуманизма Возрождения. Он прожил короткую, но насыщенную жизнь. И за это время содержание творчества Рафаэля Санти расширилось до создания идеала гармонически развитого, прекрасного человека, находящегося в окружении величавого пейзажа и архитектуры. Обучаясь у Перуджино, будущий художник перенял свободу постановки фигур, плавность линий.
В 17 лет он уже создал ряд картин, полных душевной ясности, гармонии и зрелости – «Мадонна Конестабиле», «Сикстинская Мадонна», «Обручение Марии».
Приехав во Флоренцию, он впитывал в себя знания местных художников, как губка. Основные идеи Рафаэля Санти флорентийского периода были пронизаны лирической темой материнской любви (художник потерял мать в 8 лет). Здесь он создал такие картины: «Мадонна со щегленком», «Мадонна в зелени», «Прекрасная садовница». Все они имели одинаковый тип композиции из фигур младенца Христа, Марии и Крестителя на фоне сельского пейзажа. Мазки художника мягкие, певучие и естественные.
В 1508 году папа Юлий II приглашает его в Рим для росписи Ватиканского дворца. Работал художник над дворцом целых 8 лет, что позволило выдвинуть его в тройку крупнейших мастеров монументального искусства. Отличительная черта Санти – декоративная система фресок с аллегорическими фигурами. Римский период был насыщенный не только на фрески, но и на портретные картины.
Рафаэль Санти достижения в области портретной живописи: он нарисовал портреты папы Льва X, Юлия II, кардинала Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи. Они были острохарактерными и полны жизни.
Но самым величайшим творением мастера остается «Сикстинская мадонна». Это очень глубокий образ, идущей по облакам, Марии на руках с младенцем. Картина излучает безупречную гармонию, динамичное равновесие, плавные линейные очертания, свободу и естественность движений.
Что сделал Рафаэль Санти для искусства?
Он создал свое мировоззрение в искусстве, базировавшееся на его идеях. Последние же были сформулированы на основе трактатов Платона. Его картины из цикла «Мадонны» передают изящество матерей и красоту, а портреты – величие и достоинство, неся в себе печать одухотворенности. Художнику удалось синтезировать два мира: христианский и классический греческий. В этом историки видят основную заслугу Санти перед искусством. «Эллинизированное христианство» вместило в себе опыт предшественников автора, который досконально изучил его. Мастер кисти утвердил новый идеал в искусстве Запада. Ему удалось преобразовать гуманистические идеи в ясные и простые образы, передававшие философские и повседневные понятия.
Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какой вклад Рафаэля Санти в искусство.
Рафаэль
Рафаэль Санти (1483-1520) – итальянский живописец, график и архитектор умбрийской, а затем римской, школы. Один из самых выдающихся представителей эпохи Высокого Возрождения, или римского классицизма начала 16-го столетия.
За свою недолгую биографию Рафаэль стал одним из самых знаменитых и богатых художников Италии. Наряду с Микеланджело и Леонардо да Винчи составляет традиционную троицу великих мастеров того периода. Его картина «Сикстинская Мадонна» относится к числу наиболее узнаваемых в истории.
В биографии Рафаэля есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.
Итак, перед вами краткая биография Рафаэля Санти.
Биография Рафаэля
Рафаэль появился на свет 26 или 28 марта, или 6 апреля 1483 г. в итальянском городе Урбино. Его отцом был Джованни Санти – придворный художник и поэт герцога Урбинского, а мать – Марджи Чарла.
Еще в детские годы у Рафаэля начал проявляться талант к рисованию. Когда это заметил отец, он стал брать сына в мастерскую, в которой тот смог сделать первые шаги в искусстве.
Рафаэль рано лишился родителей и к 11-летнему возрасту уже был круглым сиротой. Любопытно, что к тому моменту биографии он уже смог зарекомендовать себя как подающего высокие надежды художника. В результате, он начал оттачивать свое мастерство у живописца Пьетро Перуджино.
Живопись
Рафаэль Санти быстро прогрессировал, что позволило ему не только обойти всех учеников Перуджино, но и превзойти своего наставника. В 1502 г. он написал свою первую мадонну – «Мадонну Солли». Стоит заметить, что изображать на холсте мадонн художник будет до конца творческой биографии.
С каждым годом манера исполнения работ Рафаэля становилась все более совершенной, вследствие чего у него выработался собственный стиль. В 1504 г. он представил свои первые крупные картины – «Обручение Девы Марии» и «Коронование Марии».
Тогда же Рафаэль обосновался во Флоренции, где ему посчастливилось познакомится с такими мастерами, как Леонардо да Винчи и Микеланджело. Он был потрясен творчеством этих живописцев, поэтому начал скрупулезно изучать их технику и художественные приемы.
За годы биографии, проведенные во Флоренции, Рафаэль написал порядка 20 мадонн, а также получал массу заказов на библейские сюжеты. Примечательно, что каждая из рафаэлевских мадонн отличалась индивидуальностью и некоей материнской прелестью.
По мнению искусствоведов, это могло быть связано с ранней кончиной матери художника. В скором времени, Рафаэль приобретает признание в стране, получая еще больше заказов на мадонн. В этот период он создал такие шедевры, как «Мадонна Террануова», «Мадонна со щеглом», «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» и др.
В 1508 г. по приглашению папы Юлия II Рафаэль переезжает в Рим, в котором проживет до конца своих дней. По просьбе папы Санти предстояло расписать фресками некоторые залы (Станцы) Ватиканского дворца. Ознакомившись с эскизами мастера лидер Ватикана был настолько впечатлен увиденным, что предоставил ему поверхности ряда других помещений.
Станцы Рафаэля представляют собой 4 зала величиной 6×9 м, в каждом из которых по 4 фресковых композиции. Объем работ был настолько велик, что живописец решил прибегнуть к помощи учеников. К слову, четвертая Станца Константина – полностью расписана его учениками.
Отдельного внимания заслуживает фреска «Афинская школа» (500 × 770 см), на которой Рафаэль изобразил 50 философов, в облике которых узнаются черты лиц итальянских живописцев и мудрецов: Платон написан с да Винчи, Гераклит имеет сходство с Микеланджело, тогда как Апеллес похож на самого Рафаэля.
Данная фреска является одной из лучших произведений эпохи Возрождения. Занявший место усопшего Юлия II папа Лев X в 1513 г. также восхищался талантом художника. В связи с этим, он сделал его главным архитектором и хранителем ценностей.
«Сикстинская мадонна»
Позднее Рафаэль руководил постройкой собора Святого Петра, а также произвел перепись древнеримских памятников. Одновременно с этим, он продолжает создавать новых мадонн, количество которых перевалило за 4 десятка. Самой известной из них является «Сикстинская Мадонна».
Образ девы Марии, держащей в руках маленького Иисуса, Рафаэль писал с 17-летней Маргариты Лути. Женская фигура находится в центре композиции, а по обеим ее бокам располагаются папа Сикст II и Св. Варвара. В нижней части полотна находятся 2 маленьких ангела с задумчивыми взглядами.
Стоит заметить, что Рафаэль достиг больших высот и в области портретного искусства. Помимо этого, сохранилось порядка 400 его рисунков. Интересен факт, что в конце 2012 г. на аукционе с молотка ушел рисунок мастера – «Голова молодого апостола» (к полотну «Преображение»). Цена превысила 29,7 млн фунтов стерлингов, что стало абсолютным рекордом для графических работ.
Личная жизнь
Добившись большой славы и богатства, Рафаэль стал завидным женихом. Многие высокопоставленные религиозные и политические деятели мечтали выдать за него своих дочерей. Кардинал Биббиена добился того, чтобы его племянница обручилась с живописцем, но тот в последний момент отверг девушку.
В возрасте 30 лет у Рафаэля появилась возлюбленная и натурщица, которая была дочерью булочника. Маэстро прозвал ее «Форнариной» (булочка, пышка). С Маргаритой Лути, которой едва исполнилось 17 лет, он познакомился во время работы в саду.
Мужчина заплатил булочнику 50 золотых, чтобы дочь стала его натурщицей. Он настолько сильно увлекся юной девушкой, что выкупил ее у отца за 3 000 монет. На протяжении 6 лет Форнарина была музой Рафаэля. После его смерти она, получив в наследство роскошный особняк и содержание, отказалась от всего и ушла в монастырь.
Смерть
Врачи пытались сбить температуру посредством кровопускания, что является довольно опасным делом при заболеваниях такого типа. Рафаэль умер 6 апреля 1520 года в возрасте 37 лет. Его тело было похоронено в Пантеоне.
Чем прославился Рафаэль Санти: биография и интересные факты
Кто такой Рафаэль Санти и чем он прославился? Сегодня расскажу вам о великом художнике эпохи Возрождения — где он родился, как жил, чем занимался и что написал Рафаэль Санти. Все самые интересные факты из его биографии читайте в новой статье!
Знаменитый на весь мир художник, в отличие от других своих коллег по живописи, прожил не так много – всего 37 лет. Но даже за это время, Рафаэль Санти успел прославиться, успел сделать так много для мира искусства, что его имя вошло в историю.
Творчество Рафаэля многогранно, его работы можно анализировать годами, также, как и изучать подробности его биографии. Великий живописец, даже после стольких веков продолжает будоражить новые поколения художников, влюблять нас в свою живопись.
В этой статье я хочу рассказать вам о жизненном пути великого гения, а также, показать вам некоторые из его самых известных работ, и рассказать, почему же они стали такими известными, а сам художник – великим и вечным.
Биография Рафаэля Санти
Где родился художник и в какой семье вырос
Как вы, наверное, уже успели догадаться, Рафаэль Санти, как и многие известные мастера и художники эпохи Возрождения, родился в 1483 году, в солнечной Италии, стране по истине богатой на творческих и одаренных людей. Конечно, место, где родился Рафаэль Санти, безусловно, сыграло значимую роль в его судьбе.
Художник родился в восточной части Италии, в небольшом городке Урбино. Надо отметить, что его семья была не такой уж бедной, и ему в детстве не приходилось иметь лишения. Его отец, Джованни Санти, был придворным художником герцога Урбинского, который считался покровителем искусства.
Находясь рядом с отцом, который в прочем не имел репутацию выдающегося художника, но был умен и образован, Рафаэль с ранних лет постигал культуру и искусство, а также приобщался к нравам высокого света и дворцовым правилам.
Это, несомненно, сыграло большую роль для него в будущем, когда он сталкивался с богатыми и знаменитыми заказчиками. Ведь помимо таланта художника, тогда, как в прочем и сейчас, нужно было иметь хорошие способности к дипломатии и вести светскую жизнь. Рафаэль Санти благодаря своему опыту отлично с этим справлялся.
К сожалению, его детство с родителями было омрачено их ранней смертью. Сначала не стало матери. Маджиа Чарлы умерла в 1491 году. Через три года после этого, умер его отец, Джованни Санти, оставив Рафаэля на попечение дяде Бартоломео.
Так, в 11 лет будущий художник переехал жить к дяде-священнику. Вскоре дядя, увидев, как мальчик тянется к живописи и какой талант в нем кроется, отдал его в ученики к Пьетро Ваннуччи, по прозвищу Перуджино. Так для Рафаэля Санти началась новая глава в его жизни – творческая и более интересная.
В каких школах учился Рафаэль Санти
Первый учитель Рафаэля – Пьетро Ваннуччи, или Перуджино, как его называли в обществе, был выдающимся мастером и художником эпохи Возрождения. Стоит отметить, что он участвовал в декорировании Сикстинской капеллы, по приглашению самого папы римского.
Некоторые историки полагают, что Рафаэль познакомился с Перуджино уже в более сознательном возрасте, когда работал самостоятельно над своими произведениями. Мнения во многом расходятся, но то что художники были знакомы и даже работали вместе – это неоспоримый факт.
А то, что Перуджино был старше Рафаэля и на тот момент имел большой вес в мире искусства, говорит о том, что, скорее всего, Рафаэль многому у него научился.
После нескольких лет, проведенных в Перудже рядом с известным художником, Рафаэль, в 1504 году переезжает во Флоренцию. На тот момент ему был 21 год, и он познакомился с Леонардо да Винчи и Микеланджело, а также другими известными художниками Италии.
Так, в карьере художника Рафаэля Санти, начинается новый период – флорентийский.
Здесь он начинает изучать техники известных мастеров, чтобы научиться писать еще лучше, чем он может сейчас. Именно во Флоренции ему поступают первые заказы. Один из таких – портреты Аньоло Дони и его супруги. Портрет жены был написан под влиянием известной нам всем «Джоконды» да Винчи.
Помимо портретов Рафаэлю поступают заказы на образы святых, так, например, в этот период он написал «Мадонну с безбородым Иосифом» и «Святую Екатерину Александрийскую».
Флорентийская школа помогла раскрыть талант живописца в Рафаэле, а также показать нам его, как истинного мастера, который писал Мадонн. В тот период художник написал около 20 Мадонн.
Этот образ был очень близок Рафаэлю возможно еще и потому, что его матери не стало, когда он был еще ребенком. Обычно он изображал Мадонну с младенцем на руках, либо ребенок был рядом с ней. Несмотря на схожесть основного сюжета, каждая картина получалась непохожей на другую и имела свои особенности.
Где жил Рафаэль Санти
Пройдя флорентийскую школу живописи, Рафаэль отправляется жить в Рим, который станет его домом до самой смерти.
Не имея собственного дома во Флоренции, Рафаэль с радостью принимает приглашение папы римского и переезжает работать в Рим в начале 1509 года. Ранее он познакомился с Донато Браманте, который был известным и одним из крупнейших архитекторов эпохи Возрождения.
Рафаэлю было уже 26 лет, он был довольно известным и узнаваемым художником, но все еще не до конца раскрывшим свой талант и гений. Работа в Ватика и заказы от самого папы Юлия II, помогли ему прославиться и по-настоящему войти в историю мировой живописи, подобно тем художникам, у которых он учился во Флоренции.
В этот период Рафаэль расписывает фресками Станцу делла Сеньятура. По замыслу он должен был изобразить виды интеллектуальной деятельности человека: богословие, юриспруденцию, философию и поэзию. До этого Рафаэль не работал с фресками, но за эту работу взялся с энтузиазмом, понимая, что такой шанс выпадает не каждому художнику и им надо воспользоваться.
В итоге он создает четыре фрески: «Диспут», 1508-1509; «Мудрость, Умеренность и Сила», 1511; «Парнас», 1509-1510; «Афинская школа», 1510-1511.
Закончив с фресками Рафаэль, опять же, по заказу папы, приступает к реконструкции собора Святого Петра. В этой работе раскрывается его талант архитектора. Кроме работы над собором, художник создает проекты церкви и Палаццо, по которым их строят.
Несмотря на свою довольно короткую жизнь, Рафаэль очень много сделал для Рима, как для города.
Живопись Рафаэля Санти
Теперь, когда вы знаете как начинал свой творческий путь художник, давайте подробнее остановимся на его живописи и картинах, чтобы понять, чем же он все-таки прославился среди своих современников.
Что сделал Рафаэль Санти за 37 лет своей жизни и какике картины написал? Во-первых, его работы были в духе своего времени, своей эпохи – эпохи Возрождения. Но, несмотря на хорактерные черты этого времени, в картинах сложно не заметить авторскую манеру и стиль художника.
Эмоции на лицах изображенных им людей и святых, динамичность, мягкие формы и свет, рассеянный по фигурам – все это характеризует творчество Рафаэля Санти, отличает его от других живописцев того же периода. Его стиль очень хорошо узнаваем. Поэтому, если вы когда-нибудь окажетесь в музее, где есть его работы, то, наверняка, сразу поймете, картина чьей кисти перед вами.
Также, на живопись Рафаэля оказали значительное влияние люди, у которых он учился, за работами которых наблюдал в разные годы жизни. Так, у своего первого учителя Перуджино, он научился композиционным особенностям. Многому он научился и у Леонардо да Винчи, беря за основу его методы рисования. К ним можно отнести анатомию, динамику персонажей, а также ритмичность композиции, которая не дает зрителю так быстро отвести взгляд, заставляя рассматривать произведение часами.
Кроме картин, как вы помните из краткой биографии Рафаэля выше, художник также работал и над фресками, которые помогли ему стать самым известным художником Рима. Он создавал фрески для католической церкви, но интересны они будут прежде всего совей художественной особенностью и сюжетом не только католикоам, но и вообще всем, кто интеерсуется историей искусств.
Так, например, фреска «Адам и Ева», выполненная по библейским мотивам, соседствовала с другой фреской художника – «Победой Аполлона над Марсием». Раньше это было бы невозможно, так как в Средние века нельзя было смешивать Библию и языческих богов, но в эпоху Возрождения это стало возможным и Рафаэль блестяще совместил и то, и другое.
Рафаэль Санти был яркой и значимой фигурой не только для Рима и всей Италии, но и для всего мира в будущем. Он оставил значительный след в истории искусства, и даже смог своим творчеством раделить саму эпоху Возрожжения на «прерафаэлитовскую» и «пострафаэлитовскую».
Личная жизнь художника
Как мы уже знаем, Рафаэль рано лишился своих родителей, а своей семьи у него так и не появилось. Как вы могли заметить, почти все свое время он посвящал работе, иначе учпел бы он столько всего сделать за 30 с небольшим лет?
Но одна страсть, помимо рисования, у него все-таки была. И эта страсть – женщины. По одним данным, дошедшим до нас, Рафаэль все-таки хотел жениться на дочери кардинала, но что-то пошло не так и художник так и остался холостым.
Была еще одна женщина, связь с которой приписывают Рафаэлю. Это куртизанка Форнарина, портрет которой написал художник. Некоторые также сомневаются в реальности ее существования, считая, что это просто собирательный образ всех женщин, с которым у Санти были отношения.
Причина смерти Рафаэля Санти
Во многом, причина смерти знаменитого художника кроется в том, что в его время были врачи, которые не знали, как лечить и ставили ложные диагнозы.
Беспорядочные половые связи погубно сказывались на здоровье молодого художника, доведя его до лихорадки. Врачи не смогли толком разобраться, что с ним происходило, и вместо того, чтобы дать лекарство, просто применили кровопускание. Так, в 1520 году, художник скончался и его похоронили в Риме.
Чем прославился Рафаэль Санти
В какой интересной и богатой на таланты стране жил художник Рафаэль Санти! Годы жизни Рафаэля, пусть и не такие долгие, отмечены богатым периодом его творчества.
Основные его идеи заключались в том, что существует прекрасный и совершенный человек, который живет в гармонии с собой и с внешним миром.
Набравшись опыта у мировых мастеров живописи, он старался проявлять и воплощать в жизнь свои идеи через портреты и религиозную живопись, а также фрески, рисунки, архитектурные сооружения, и даже стихи!
К его достижениям можно отнести создание знаменитого цикла картин – флорентийских Мадонн, как их позже прозвали, работу над фресками в Ватикане, а также реконструкции собора Святого Петра.
Картина «Сикстинская мадонна» была написана для алтаря церкви по заказу папы римского Юлия II. Интересный факт об этой картине: художник использовал для работы над ней холст, а не доску, как это было положено. Возможно это было сделано потому, что картину хотели в дальнейшем использовать как хоругвь, а возможно и из-за достаточно большого объема полотна – 265х196 см. также эта картина служила заменой недостающему окну в церкви.
Вообще, эта картина была малоизвестна вплоть до XVIII века. Ее выкупили германские агенты и увезли в Дрезден, где она находится и по сей день в Галерее старых мастеров. В России эта картина прославилась благодаря тому, что русские путешественники начинали свой путь именно с этого места и видели работу Рафаэля самой первой, воспевая ей восторженные отзывы.
Заключение
Теперь вы знаете, кто такой Рафаэль Санти, чем он жил, как творил, и как прославился благодаря своим работам. Надеюсь, по фото, приведенным в статье, вы сможете проследить его основные идеи и характерные черты, присущие его живописи. А если будете в Петербурге, обязательно посмотрите на его картину в Эрмитаже!
В следующей статье я постараюсь наиболее подробно рассказать вам о его работах, а пока, вы можете написать в комментариях, какие у вас любимые работы у этого художника. Нравится ли вам вообще творчество Рафаэля Санти и эпоха Возрождения, или вам ближе какой-то другой период и художники?
Рафаэль Санти
Фото Все
Видео Все
Рафаэль Санти / Мост над бездной / Телеканал Культура
Рафаэль. Принц искусства / Raffaello Il Principe delle Arti (2017)
Ярчайшая звезда итальянского Возрождения Рафаэль Санти.
Рафаэль Санти — биография
Рафаэль Санти – великий итальянский художник, скульптор и архитектор, яркий представитель Эпохи Возрождения. Автор нескольких десятков изображений Богоматери, среди которых знаменитая «Сикстинская Мадонна».
Эпоха Возрождения подарила миру множество великолепных мастеров изобразительного искусства, архитектуры и графики. В плеяду божественных гениев вошел и Рафаэль Санти – итальянский художник, ставший лучшим последователем умбрийской и римских школ. Его полотна, отражающие самую суть эпохи Ренессанса, стали символом перехода человечества от Средневековья к периоду Просвещения и Нового времени.
Детство и юность
Художник родился в восточном регионе Италии весной 1483 года. Родителями Рафаэля были Джованни Санти, служивший при дворе покровителя искусств Герцога Урбинского, и Марджи Чарла – домохозяйка. Мальчик рано потерял родителей – ему было около десяти лет, когда с разницей в три года они умерли.
Семья Санти была довольно обеспеченной, и могла себе позволить нанять кормилицу для Рафаэля. Но по настоянию отца, мать выкармливала детей сама.
Портрет Рафаэля Санти в юности
Творческие наклонности у мальчика проявились в раннем детстве. Отец заметил способности сына к рисованию, когда брал его с собой в замок к герцогу, который всегда был полон искусных живописцев. Среди художников, рисовавших портреты герцога и его домочадцев были такие мэтры, как Лука Синьорелли и Паоло Уччелло. Маленький Санти, как завороженный, наблюдал за работой великих мастеров, ловил каждое движение кисти. Когда мальчик начал пробовать свои силы на холсте, отец понял – его отпрыск затмит и его самого, и Синьорелли с Учелло.
После смерти супруги Джованни женился во второй раз. Мачехой Рафаэля стала Бернардина, которая не смогла полюбить сына мужа. Вскоре скончался отец, и мальчик остался один в окружении чужих людей.
В таланте юного Санти уже тогда никто не сомневался, поэтому его отдали на обучение к художнику Пьетро Перуджино. В мастерской Рафаэль был лучшим из учеников, его часто ставили перед классом в пример. Юноша не загордился, он продолжал впитывать наставления учителя и совершенствовать свое мастерство. Перуджино давал Рафаэлю писать копии собственных полотен, и вскоре ни один профессионал не мог отличить их от оригинала.
Искусство
В начале 16-го века начинающий живописец вслед за своим учителем отправился во Флоренцию – туда, где зародился Ренессанс. Благодаря этому переезду юноша многое приобрел, познакомившись с гениальными художниками, архитекторами и скульпторами. Здесь он встретил великих Леонардо да Винчи, Бартоломео делла Порта, Микеланджело и многих других флорентийских мэтров. Мир никогда не узнал бы о существовании утерянного полотна да Винчи «Леда и лебедь», если бы не копия Рафаэля.
Ту часть творческой биографии, которую художник провел на берегах Арно, теперь принято называть Флорентийским периодом. Здесь родилось два десятка мадонн с младенцами на руках, изображая которых молодой Санти передавал свою грусть от потери матери. Мадонн великий Рафаэль будет писать всю жизнь.
В первый же год жизни во Флоренции Рафаэль создал ряд полотен, ставших мировым наследием изобразительного искусства. Среди них знаменитые картины «Три грации», «Сон рыцаря», «Обручение Девы Марии» и «Мадонна Конестабиле». Первое полотно, изображающее богинь Невинности, Красоты и Любви, в настоящее время является экспонатом музея города Шантийи во Франции. В ранних работах Санти чувствуется подражание Перуджино, но уже через пару лет живописец выработал свой уникальный стиль.
В 1508 году художник по приглашению Юлия II переехал в Рим. Слава о молодом гении уже достаточно распространилась, и римский папа решил поручить ему роспись станцев – парадных помещений во дворце Ватикана. Рафаэль создал пробную фреску, увидев которую священник был восхищен. Он приказал удалить со стен все старые рисунки и все поверхности отдал в распоряжение Санти. С этого момента и до конца своих дней живописец не оставлял Вечный город, трудясь над фресками во дворце. Рафаэлевские станцы – это масштабная работа в четырех залах, каждый из которых украсили по четыре композиции. Он работал не один – помогали ученики, которые после смерти мастера закончили еще одну фреску по его эскизу.
Самой знаменитой фресковой композицией стала станца «Афинская школа», или как ее еще называют – «Философские беседы». На ней изображены древние философы, в лицах которых можно было узнать современников Санти. Так, Гераклита он писал с Микеланджело, а Платона – с Леонардо да Винчи.
«Афинская школа» Рафаэля Санти
В 1514 году Юлий II скончался, и римским папой стал Лев X. Он назначил Рафаэля на должность главного архитектора и хранителя реликвий. Мастер начал работу над возведением Базилики Святого Петра, усовершенствовав проект Доната Браманте. Помимо этого, Санти построил еще несколько храмов и переписал все памятники Древнеримской империи.
Галерея рафаэлевских мадонн продолжилась и здесь – из-под пера мастера в этот период вышло уже 42 полотна. Как и первые работы, римские картины пронизаны уважением к материнству, это выражается в каждом взгляде, жесте, линии одеяний. Однако, в этих мадоннах уже проглядывается индивидуальный стиль живописца, его уникальный почерк. Каждый женский лик несет чувственность и тревогу за свое дитя. Появились усложненные пейзажи на заднем плане, добавляющие смысловые ноты в полотно.
По мнению исследователей, в ранних мадоннах превалировал стиль кватроченто: художник изображал фигуры преимущественно фронтально, лица героев спокойными и торжественными. Во флорентийский период в кватроченто привнесена чувственность, а в римских мадоннах уже проглядывается зарождающийся стиль барокко.
«Сикстинская Мадонна»
В настоящее время дом в Урбино, где жил и творил мэтр, является музеем Рафаэля. Один из экспонатов – раннее полотно «Мадонна из дома Санти» вызывает у искусствоведов бурные дискуссии. Существует мнение, что работа написана не Рафаэлем, а Санти-старшим, который изобразил супругу с сыном. На полотне указана дата – 1498 год.
Самой загадочной картиной художника считается «Мадонна Грандука», хранящаяся в музее Уффици во Флоренции. Ее мастер создал в 1505 году. Сделав рентгеновский снимок, исследователи обнаружили наличие второго слоя, нанесенного через сто лет после создания картины. Ученые пришли к выводу, что темный фон был нанесен художником Карло Дольчи, который посчитал, что такое решение будет соответствовать религиозным обрядам.
«Мадонна Грандука»
«Мадонну Конестабиле» Рафаэль создал в Умбрии, будучи 20-летним юношей. Эту миниатюру художник завершить не успел в связи с переездом во Флоренцию. Второе название полотна – «Мадонна с книгой». На нем изображена богоматерь, нежно и с грустью смотрящая на своего сына, рука которого лежит на книге (скорее всего, Святом Писании).
«Мадонна Конестабиле»
В конце 19-го века русский император Александр II приобрел эту миниатюру в подарок супруге. Через несколько лет полотно решили перевести с деревянной основы на холст, при этом изображение повредилось. Но зато при реставрационных работах выявилась тайна полотна – верхний слой скрывал, что изначально мадонна держала в руке не книгу, а гранат, символизирующий пролитую Христом кровь. В этой картине есть еще одна ценность – это рама, которая является ровесницей полотна. Как предполагают ученые, над ее эскизом работал сам Рафаэль.
Еще одно гениальное произведение – «Мадонна с щеглом», ставшая плодом флорентийского периода. Ее мастер написал на заказ для знакомого купца, в подарок на свадьбу. Судьба деревянного полотна непростая – оно сильно повредилось, когда дома купца обрушился. Рентгеновское исследование показало, что картину собрали почти из двадцати элементов.
«Мадонна с щеглом»
В Дрезденской галерее хранится бесценный шедевр, созданный Санти в Риме. Натурщицей для «Сикстинской Мадонны» стала юная натурщица Маргарита Лути. На картине изображена Богоматерь, спускающаяся с небес держа в руках младенца, взгляд которого по-взрослому серьезен. На Земле мать и дитя встречают Святая Варвара и папа римский Сикст II. В нижней части полотна художник изобразил двух ангелов, бесстрастно смотрящих вдаль. Их видимым равнодушием живописец передал мысль о неизбежности божественного промысла.
К римскому творческому периоду Рафаэля относится еще одна картина – «Мадонна Альба». До 30-х годов прошлого века полотно хранилось в Эрмитаже, но в 1931 году ее продали Национальной галерее искусств Соединенных Штатов. В Российскую Империю картина попала в начале 19-го века – ее за 14000 фунтов приобрел государь Николай I.
Помимо работ религиозной тематики, Санти писал портреты. Его шедевр «Портрет папы Юлия II» настолько реалистичен, что зритель смотрит на изображение, как на живого человека.
«Портрет папы Юлия II»
В римскую галерею художника вошли картины «Портрет молодой женщины, или Форнарина» и «Дама с вуалью, или Донна Велата». Их Рафаэль рисовал со своей пассии – натурщицы Маргариты Лути. Искусствоведы заметили на пальце девушки колечко с рубином, которое являлось обручальным. То, что Маргарита была замужем, подтверждают и украшения на ее голове.
В музее Боргезе хранится полотно «Портрет дамы с единорогом», датируемое 1506 годом. В роли натурщицы выступила Джулия Фарнезе, которой приписывали любовную связь с папой Александром VI. Эта работа примечательна своей многослойностью — мастер несколько раз ее дорабатывал. Изначально Санти хотел изобразить собаку, но потом решил поменять ее на единорога.
Картина «Голова молодого апостола», созданная гением в 1519 году, стала одной из последних его работ. Это эскиз, который должен был стать фрагментом полотна «Преображение». На аукционе «Сотбис» в 2012 году это произведение было продано почти за 30 миллионов фунтов стерлингов. Это стало рекордом – до сих пор графические изображения за такую сумму не продавались.
«Голова молодого апостола»
Творения Рафаэля Санти бесценны, а интерес к его работам не иссяк и по сей день. В 2016 году Государственный музей им. А. С. Пушкина встретил в своих залах сокровища, созданные великим мастером. На выставке было представлено восемь полотен и три рисунка итальянского живописца.
Личная жизнь
Рафаэль жил в шикарном особняке, построенном по его проекту в античном стиле. Его мастерство было оценено при жизни: дабы не допустить, чтобы талантливого итальянца переманили за границу, покровители ему хорошо платили. Он был завидным женихом – многие состоятельные купцы и дворяне мечтали выдать за него своих дочерей. Но Санти не торопился обустраивать личную жизнь, отказывая самым высокопоставленным вельможам. Однажды кардиналу Биббиене удалось организовать помолвку именитого живописца со своей племянницей, но перед самой свадьбой Рафаэль жениться отказался.
Портрет Рафаэль Санти и Маргарита Лути
Единственной женщиной, которой мастер открыл свое сердце, стала Маргарита Лути. Она была дочерью булочника, за что в последствии Санти дал ей прозвище «Форнарина» (в переводе пышка или булочка). Юную Маргариту он встретил. Когда трудился над Амуром и Психеей в саду Киджи. Художниц дал отцу девушки вознаграждение за то, чтобы он позволил ей поработать натурщицей. Вскоре молодая красавица стала музой творца, и он выкупил ее у родителя за большие деньги.
На протяжении шести лет Маргарита позировала мастеру и вдохновляла его на новые шедевры. Когда любимый скончался, «Форнарине» в наследство остались дом и приличное содержание. Оставив все это, убитая горем девушка уехала в монастырь. Сохранившиеся монастырские записи свидетельствуют о том, что Маргарита считалась вдовой живописца.
Смерть
Точной причины смерти творца не знает никто. Существует версия художника Вазари о том, что виной всему стало распутство Рафаэля. Проведя бурную ночь с любовницей, Санти почувствовал резкое недомогание. Он позвал врача, который сделал кровопускание. Состояние еще больше ухудшилось, и Санти умер. По другой версии художник скончался от сильной простуды, которой заболел во время раскопок погребальных галерей.
Памятник Рафаэлю Санти
Дата смерти маэстро – 6 апреля 1520 года. Он был с почестями захоронен в одной из гробниц Римского Пантеона.