Что создал растрелли в 18 в

Гид по Петербургу

Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

Архитектор Франческо Бартоломео Растрелли. Биография

Архитекторы

Что создал растрелли в 18 в. Смотреть фото Что создал растрелли в 18 в. Смотреть картинку Что создал растрелли в 18 в. Картинка про Что создал растрелли в 18 в. Фото Что создал растрелли в 18 в

Краткое описание

Франческо Бартоломео Растрелли — один из главных строителей Санкт-Петербурга. Его гению принадлежат Зимний дворец, Большой дворец в Царском Селе, Смольный монастырь и Большой Петергофский дворец. История Северной столицы неразрывно связана с его именем.

Биография

Франческо Бартоломео Растрелли появился на свет в семье французского придворного скульптора итальянского происхождения в 1700 году. Юный Растрелли обучался в мастерской отца во Франции под его руководством. В возрасте 16 лет, после смерти французского короля, юношу вместе с отцом пригласил в Россию император Петр I.

Семья поселилась на нынешней Шпалерной улице, и молодой зодчий помогал отцу с заказами российского монарха и высшей знати. Известно, например, что он участвовал в итоговых работах над дворцами светлейшего князя А. Д. Меньшикова. После его посылали на учебу в Европу: во Францию, Италию и Германию.

Достоверно известно, что первой личной работой Франческо Растрелли стал дворец Дмитрия Кантемира. Здание было выполнено в духе петровского барокко с элементами северо-европейской архитектуры.

Проект оказался очень удачным: вдоль набережной находились парадные залы, а личные покои выходили окнами во внутренний двор. Благодаря дворцу Кантемира Растрелли стал популярен у знати и в 1730 году у него сделал заказ князь Иван Долгорукий.

С приходом к власти Анны Иоанновны, Растрелли стал одним из лучших архитекторов, работавших в стиле барокко. Он много строил для императрицы, желавшей укрепиться на троне и окружить себя богатством и роскошью. Зодчий возвел для Анны Иоанновны Анненгоф в Кремле и дворец в Лефортово, а также Манеж на пустовавшем участке земли, рядом с которым более чем через век появился Исаакиевский собор Монферрана.

Работы молодого архитектора императорский двор принял с воодушевлением, и в 1734 году он получил заказ от главного фаворита императрицы и фактического правителя России Бирона. Он поручил Растрелли построить Рундальский замок в Курляндии, где архитектор впервые использовал въездную башню-колокольню.

Спустя 3 года, когда Бирон получил титул герцога Курляндского, он заказал у Франческо Растрелли новую резиденцию в Митаве, богаче и пышнее предыдущей.

Строительство шло до 1741 года, пока Бирона не арестовали, а стройку приостановили. Растрелли, как главного архитектора Бирона, тоже хотели привлечь к делу о хищениях его заказчика, но когда начали проверять выплаты архитектору, то поняли, что за свою работу он не получил ни гроша из обещанного.

Более того, в смете было очень четко прописано, сколько и какого продовольствия должен был получать Франческо Растрелли в период работы на Бирона. И вряд ли на это можно было устроить пир или даже застолье.

Однако еще в 1738 году Бартоломео Франческо Растрелли получил звание обер-архитектора — главного архитектора при императоре и содержание в размере 1 200 рублей ежегодно. Но расцвет карьеры архитектора наступил с восшествием на престол Елизаветы I.

С воцарением новой императрицы от всего немецкого, что осталось после Анны Иоанновны и Анны Леопольдовны, отказались. И Франческо Растрелли входил в этот список. Выплату жалования архитектору приостановили, а звание обер-архитектора забрали. Он же ждал, когда новая императрица поймет, что кроме него никто не сможет построить те роскошные барочные дворцы, о которых она так мечтала. Так и случилось. Спустя некоторое время Растрелли вновь пожаловали звание обер-архитектора, жалование вернули в большем размере, и он начал творить для нового монарха с прежней силой. Именно с правлением Елизаветы Петровны связан золотой век барочной архитектуры и Растрелли, как лучшего архитектора, работавшего в этом стиле.

Несмотря на то, что при Елизавете Петровне Растрелли создал величайшие свои произведения, вознаграждение за свой тяжкий труд он получил от Петра III. От императора он получил чин генерал-майора и орден Святой Анны. При Екатерине II стиль барокко утратил свою востребованность. Растрелли был без работы. Его отправили на лечение в Италию, а через год был подписан указ об отставке Растрелли с ежегодной пенсионной выплатой 1000 рублей. Он уехал в Курляндию к помилованному Бирону достраивать его резиденцию, но вскоре и там ему нашли более молодую замену.

В последние годы жизни Франческо Растрелли зарабатывал покупкой итальянских полотен на родине и перепродажей их в российской столице

Академия Художеств пожаловала архитектора в ряды почетных вольных общников незадолго до его смерти. Никто не знает где и когда скончался Растрелли. Предположительно это произошло 29 апреля 1771 г. В этот день вышел приказ назначить пенсионное жалование архитектора его наследнику.

Стиль Растрелли

Стиль Растрелли является ярчайшим примером елизаветинского барокко. Его отличают полихромные — разноцветные — фасады зданий и элементы их отделки. Архитектор играл с тектоникой фасада и насыщал его декоративными колоннами и полуколоннами, расположенными попарно или пучками. Окна, дверные проемы и нишы венчаются полукруглыми навершиями, богато и разнообразно декорированными.

Во внутреннем расположении виден простор и размах, полный отказ от причудливых, криволинейных форм стен. Парадные залы занимают всю глубину здания, они насыщены окнами и зеркалами друг напротив друга, что делает пространство зала еще больше. Архитектура Растрелли производит впечатление невиданной роскоши и величия.

Бартоломео Франческо Растрелли также показал себя выдающимся инженером — в большинстве своих построек он использовал не ленточный фундамент, а каменные платформы — ростверки на свайях. Сваи уходили глубоко в землю и распределяли нагрузку на стены и каменные платформы равномерно, что позволяло возводить здания любого масштаба и любой высоты на болотистых петербургских почвах.

Творчество Растрелли — гениальные творения зодчего

Дворцы

Церкви

Царское Село

Что создал растрелли в 18 в. Смотреть фото Что создал растрелли в 18 в. Смотреть картинку Что создал растрелли в 18 в. Картинка про Что создал растрелли в 18 в. Фото Что создал растрелли в 18 в

Памятники

Памятник Петру I — конный памятник первому российскому императору был начат Растрелли старшим еще при жизни Петра, но закончил его уже сын. Сразу же после смерти отца он подал запрос об окончании работ над памятником с той же командой мастеров, на что получил разрешение. Конную статую Петра неоднократно перемещали.В настоящее время она находится перед Михайловским замком.

Что создал растрелли в 18 в. Смотреть фото Что создал растрелли в 18 в. Смотреть картинку Что создал растрелли в 18 в. Картинка про Что создал растрелли в 18 в. Фото Что создал растрелли в 18 в

Память о Франческо Бартоломео Растрелли

Интересные факты

Растрелли не знал, что если «архитектора» заменить на «человека» — фраза не потеряет актуальности

Источник

Франческо Растрелли

русский архитектор итальянского происхождения

Что создал растрелли в 18 в. Смотреть фото Что создал растрелли в 18 в. Смотреть картинку Что создал растрелли в 18 в. Картинка про Что создал растрелли в 18 в. Фото Что создал растрелли в 18 вФранческо Бартоломео Растрелли

Бартоломео Франческо Растрелли (итал. Bartolomeo Francesco Rastrelli, в России его звали Варфоломей Варфоломеевич), знаменитый архитектор, крупнейший представитель русского барокко середины 18 века, родился в 1700 году в Париже (более точная дата рождения не известна), в семье известного итальянского скульптора и архитектора Бартоломео Карло Растрелли. Его отец в 1716 году вместе с семьей был приглашен Петром I на службу в Россию.

Таким образом юноша оказался на огромной стройке новой русской столицы – в Санкт-Петербурге, который по размаху строительства тогда превосходил все города Европы. Франческо стал ближайшим помощником отца в работе и учился у него мастерству. А в 1725-1730 годах проходил обучение в Европе.

В первое время он помогал отцу создавать модель Стрельнинского дворца, вместе с ним занимался отделкой интерьеров во дворцах Апраксина и Шафирова. Первой же самостоятельной работой Франческо стал дом А.Кантемира вблизи Потешного поля в Петербурге (1721-1727), который был построен в стиле североевропейской архитектуры. Уже тогда чувствовался талант молодого архитектора.

После смерти Петра I Растрелли остается в России и продолжает работать. В 1730-х годах он создает проект каменного дворца для князя Долгорукого и проект нового здания Арсенала в Москве. Тогда же архитектор женился на некой девице Уоллес. В этом браке у него родился сын Иосиф Яков, дочери Елизавета Катерина и Элеонора.

По-настоящему талант Растрелли как искусного зодчего раскрылся в царствование Анны Иоанновны, которая назначила его придворным архитектором в 1730 году. Для императрицы он спроектировал деревянный дворец на берегу Яузы (Анненгоф в Лефортово; не сохранился), а также новый Зимний дворец в Петербурге (1732–1736). Параллельно в эти же годы Растрелли построил вместительный и удобный манеж на пустыре между Невским проспектом и Большой Морской улицей, а также прекрасные дворцы в Курляндии – в Рундале и Митаве (ныне Елгава).

После переворота 1740 года, когда на престол взошла Анна Леопольдовна, Растрелли было приказано вернуться в Петербург. Наиболее значительной среди работ Растрелли этих лет была постройка деревянного Летнего дворца в Петербурге (впоследствии разобран при возведении Инженерного замка).

Стиль архитектора уже немного меняется – не отходя от архитектуры петровского времени в смысле умеренного декора, Растрелли усиливает свойственный ей пространственный размах. Традиции архитектуры европейского барокко были переосмыслены им под влиянием русской национальной художественной культуры. Это проявилось также в применении характерных для русского зодчества колоколен, глав, крылец, увлечении расцветкой стен, позолотой, растительными мотивами в декоре.

При восшествии на престол Елизаветы Петровны в 1741 году, Растрелли остался востребован. В 1746 году Елизавета решила расширить Петергофский дворец, сохранив при этом старый дом Петра I. Работы были поручены Растрелли. В 1747-1752 годах он работал над постройкой Большого дворца в Петергофе.

Вообще, при Елизавете архитектор выполнял огромный объем работ. Тогда же он построил многочисленные городские дворцы и пригородные усадьбы – дворец Воронцова, Строгановский дворец, завершил строительство Аничкова дворца и др. Это период наивысшего расцвета творчества Растрелли.

Ликующей мощью и величием проникнуты две его постройки, которые архитектор задумал как грандиозные, замкнутые в себе городские ансамбли, наиболее известные работы Растрелли – ансамбль Смольного монастыря, с жилыми корпусами и храмами, и Зимний дворец с его знаменитой Иорданской лестницей в Петербурге. Построенный на Дворцовой площади дворец стал самым заметным петербургским зданием в стиле елизаветинского барокко, символом этого стиля.

Помимо дворцовой архитектуры Растрелли обновил и русское церковное зодчество: в 1747–1750 годах он создал проект воссоздания Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря под Москвой, а также проект Андреевского собора в Киеве, строительство которого вел И.Мичурин.

Еще одна знаменитая работа архитектора – перестройка Екатерининского дворца в Царском Селе в 1752-1757 годах, который стал одним из самых уникальных дворцовых комплексов 18 века, отличающийся особой грандиозностью и великолепием. Отдельным пунктом в перечне своих работ Растрелли отметил и царскосельские павильоны Эрмитаж и Грот.

Именно в этих работах архитектора барокко достигает предельной пластической пышности в сложном чередовании колонн, оконных проемов, скульптур и архитектурного декора. Поразительна и роскошь внутреннего дизайна (с обилием зеркал, золоченой резьбы, декоративной живописи…), которая сочетается с необыкновенной масштабностью. Изыск и масштаб сливаются здесь воедино и в обустройстве парадных подъездов к зданиям и парковых территорий. Причем известно, что Растрелли зачастую не делал традиционных ленточных фундаментов, а создавал мощные платформы из камня и кирпича на свайных основаниях, что позволяло при необходимости частично перераспределять нагрузки и было просто универсально для слабых грунтов в условиях Петербурга.

Помимо глобальных строек Растрелли занимался и многочисленными частными заказами. Он строил дворец Чоглокова, дом Вильбоа, загородную дачу Сиверса, дом Шепелева, Гостиный двор на Невском проспекте…

Но в 1762 году на престол взошла Екатерина II. При новой императрице архитектору перестали давать важные заказы – его стиль барокко вышел из моды. Испытывая серьезные финансовые трудности, Растрелли просит об отпуске. И в августе 1762 года Екатерина II подписывает соответствующий указ об отпуске «для пользования болезни в Италию на год». Но по возвращении ситуация не улучшилась, и он подает прошение об отставке. Осенью 1763 года по высочайшему указу архитектор был уволен «в рассуждении старости и слабого здоровья» с назначением ему пенсиона – тысяча рублей в год.

В Петербурге у Растрелли заказчиков не осталось, но в Курляндию вернулся из ссылки Бирон, и архитектор с семьей уезжает к своему старому покровителю, где продолжает строительство Рундальского и Митавского дворцов.

Граф, академик архитектуры Императорской Академии художеств, наиболее яркий представитель русского барокко – Растрелли работал при нескольких императорах. Но только Петр III оказался единственным из всех государей и императриц, при которых творил архитектор, кто удостоил его наградой за труды. Он пожаловал Растрелли званием генерал-майора и орденом Святой Анны.

Франческо Бартоломео Растрелли умер 29 апреля 1771 года в Санкт-Петербурге.

Имя архитектора носит площадь в Санкт-Петербурге, ему установлен памятник в Царском Селе и в сквере Манежной площади Петербурга. Именем великого зодчего названа одна из галерей первого этажа Зимнего дворца, о нем сняты фильмы.

Источник

Архитектор Бартоломео Растрелли: 7 знаменитых проектов

Что создал растрелли в 18 в. Смотреть фото Что создал растрелли в 18 в. Смотреть картинку Что создал растрелли в 18 в. Картинка про Что создал растрелли в 18 в. Фото Что создал растрелли в 18 в

Флорентиец Бартоломео Франческо Растрелли — один из знаменитейших русских архитекторов, и здесь нет никакого противоречия. С юности проживая в России, Растрелли много путешествовал, и это помогло ему понять и прочувствовать страну во всем ее многообразии. Сегодня имя Растрелли — практически синоним елизаветинского стиля. На протяжении правления Елизаветы I именно Растрелли вел большинство крупных строительных проектов в России.

Русское узорочье органично сочетается в работах архитектора с французским рокайлем, а во дворцах Санкт-Петербурга благодаря ему проявились черты парижского Версаля.

Эксперт в этой статье

Александр Балабин, архитектор, основатель архитектурной практики «Северин Проект»

Краткая биография Бартоломео Растрелли

Карло Растрелли, отец Бартоломео, и сам был архитектором. Он работал во Франции — до того как в 1715 году Петр I пригласил его в Россию. Карло переехал в Петербург и привлек сына к работе над дворцами Александра Меншикова.

Первыми оригинальными проектами Бартоломео стали дворец в Митаве и Рундальский дворец. Эти «парные» (по требованию заказчика дворцы должны были походить друг на друга) объекты были возведены для Бирона, государственного деятеля и фаворита императрицы Анны Иоанновны, который впоследствии рекомендовал Растрелли на должность обер-архитектора. Сегодня Рундальский дворец открыт в качестве музея и используется для торжественных приемов, а в Митавском располагается Латвийский сельскохозяйственный университет.

Что создал растрелли в 18 в. Смотреть фото Что создал растрелли в 18 в. Смотреть картинку Что создал растрелли в 18 в. Картинка про Что создал растрелли в 18 в. Фото Что создал растрелли в 18 в

Профессиональный расцвет архитектора пришелся на елизаветинскую эпоху: за 20-летнее царствование Елизаветы I Растрелли построил для нее 12 дворцов, множество соборов и роскошных домов для придворных [1]. Он также возглавлял строительство Большого дворца в Петергофе, Андреевского собора в Киеве, Екатерининского дворца в Царском Селе. Грандиозными проектами Растрелли стали Смольный монастырь и Зимний дворец.

Когда на трон взошла Екатерина II, популярность архитектора сошла на нет, а финансовое положение ухудшилось. Новая императрица считала пышность и декоративность барокко излишней и грубой, а потому наняла другого зодчего, чтобы поменять внутреннее убранство Зимнего дворца. Растрелли уволили. Незадолго до смерти он стал академиком архитектуры в Императорской Академии художеств. Местонахождение могилы зодчего осталось неизвестным, по ряду предположений, его похоронили в Митаве рядом с женой. Во время Второй мировой войны захоронение было утрачено.

Рундальский и Митавский дворцы, Курляндия (Латвия)

В 1735 году Растрелли начинает строить поместье в Рундале для Бирона. Архитектор готовит подробный план здания и лично следит за ходом строительства, договаривается с подрядчиками и мастерами [2]. Именно на этой стройке впервые в Курляндии покрывают крышу луженой жестью — на солнце она блестит как драгоценный металл. Отделочные материалы готовятся в Петербургской императорской строительной канцелярии. Но Бирон приостановил стройку — он стал герцогом Курляндии и распорядился частично отправить отделку в Митаву, на другую стройку — для возведения своей главной резиденции. В 1738 году там началось строительство зимнего дворца.

Что создал растрелли в 18 в. Смотреть фото Что создал растрелли в 18 в. Смотреть картинку Что создал растрелли в 18 в. Картинка про Что создал растрелли в 18 в. Фото Что создал растрелли в 18 в

Митавский, а сегодня — Елгавский дворец (город переименован в Елгаву) стоит на берегу реки Лиелупе, которая дополняет общий ансамбль. Во дворце более 300 залов, над их оформлением работал Николай Васильев, коллега и помощник Растрелли.

Что создал растрелли в 18 в. Смотреть фото Что создал растрелли в 18 в. Смотреть картинку Что создал растрелли в 18 в. Картинка про Что создал растрелли в 18 в. Фото Что создал растрелли в 18 в

В 1740 году Бирон был арестован и сослан, строительство остановилось. Многие уже готовые детали интерьеров Рундальского дворца демонтировали и вместе со всеми оставшимися строительными материалами переправили в Россию. Когда Бирон, после помилования в 1764 году, распорядился возобновить строительство, главным архитектором проекта стал уже Иоганн Готфрид Зейдель, а Растрелли занял пост главного интенданта герцогских построек.

Большой Петергофский дворец, Петергоф

Небольшой дворец в Петергофе построен во время правления Петра I. В нем проходили праздники и приемы царских особ. Со временем дворец перестал вписываться в общую концепцию архитектурной барочной роскоши, которую предпочитала Елизавета Петровна. Растрелли было поручено перестроить дворец, учитывая пожелания императрицы. Перед ним стояла задача сохранить стены и осовременить внешний вид здания.

Что создал растрелли в 18 в. Смотреть фото Что создал растрелли в 18 в. Смотреть картинку Что создал растрелли в 18 в. Картинка про Что создал растрелли в 18 в. Фото Что создал растрелли в 18 в

Дворец стал трехэтажным, значительно расширилось его центральное пространство, появились одноэтажные галереи и боковые корпуса — Церковный и Корпус под гербом. Нетронутым остался Дубовый кабинет Петра I [3]. Самым пышным интерьером отличается танцевальный зал, занимающий все Западное крыло.

Главный вход в западном флигеле дворца выделяется богатой эклектичной отделкой. На лестнице расположены разные виды скульптур — статуи, барельефы, вазы, рокайли, а в ее верхней части — аллегорические изображения времен года, вензеля Елизаветы Петровны, двуглавые орлы. В оформлении дворца широко использована любимая Растрелли золоченая резьба по дереву.

Что создал растрелли в 18 в. Смотреть фото Что создал растрелли в 18 в. Смотреть картинку Что создал растрелли в 18 в. Картинка про Что создал растрелли в 18 в. Фото Что создал растрелли в 18 в

Во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало и было восстановлено только в 1964 году.

Андреевская церковь, Киев

Многие работы Растрелли не дошли до нас в первозданном виде, но Андреевская церковь в Киеве сохранилась достаточно хорошо. Церковь находится на Андреевской горке. Место, где строили здание, изначально было геологически сложным и размывалось грунтовыми водами, поэтому для строительства был создан инженерно-геологический комитет [4].

Что создал растрелли в 18 в. Смотреть фото Что создал растрелли в 18 в. Смотреть картинку Что создал растрелли в 18 в. Картинка про Что создал растрелли в 18 в. Фото Что создал растрелли в 18 в

При строительстве этой церкви Растрелли впервые применил в оформлении фасадов декоративные детали из чугунного литья, нехарактерные для культовых сооружений на территории Восточной Европы. Капители и орнаментальные украшения для фасадов отливались на тульских металлургических заводах, общий вес литья составил 97,85 тонны [4]. Церковь также знаменита своим иконостасом из липы, покрытым сусальным золотом. Он построен по чертежам Растрелли, а иконы писали живописцы Петербурга.

Смольный собор, Санкт-Петербург

Набожная Елизавета I хотела провести остаток дней в тихом и спокойном месте, поэтому в 1740 году распорядилась построить монастырь с домовыми церквями, колокольней и институтом для благородных девиц. Возглавить строительство она поручила Растрелли. Архитектор планировал построить центрический храм, напоминающий, например, Фрауэнкирхе в Дрездене. Но Елизавета предпочитала традиционный русский стиль с пятиглавием. Высота здания составляет 93,7 м, и увенчать ансамбль должна была колокольня, но ее возвели лишь частично и затем разобрали.

Хотя на этом объекте архитектору и не удалось воплотить свои идеи до конца, Смольный все же относят к его «фирменному» стилю елизаветинского барокко.

Что создал растрелли в 18 в. Смотреть фото Что создал растрелли в 18 в. Смотреть картинку Что создал растрелли в 18 в. Картинка про Что создал растрелли в 18 в. Фото Что создал растрелли в 18 в

Смольный собор — классический пример таланта Растрелли соединять разные архитектурные стили в рамках одного проекта.

Воронцовский дворец, Санкт-Петербург

В 1740 году граф Воронцов решил построить городскую усадьбу и приобрел земельные участки между Садовой улицей напротив Гостиного двора и Фонтанкой. Строительство началось лишь в 1749-м, и архитектором будущего Воронцовского дворца был назначен Растрелли.

Что создал растрелли в 18 в. Смотреть фото Что создал растрелли в 18 в. Смотреть картинку Что создал растрелли в 18 в. Картинка про Что создал растрелли в 18 в. Фото Что создал растрелли в 18 в

Этот дворец — классический пример стиля барокко. Внутри дворца более 50 парадных залов, само здание декорировано лепниной, резьбой в позолоте, коваными деталями. Главный фасад украшают три ризалита (часть здания, выступающая за пределы фасада), а за главным корпусом разбит сад с аллеями и фонтанами, простирающийся до Фонтанки. Со стороны Садовой улицы расположен парадный вход с ажурной решеткой из литого чугуна, сделанной по чертежам Растрелли. Сегодня Воронцовский дворец занимает Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Большой Екатерининский дворец в Царском Селе, Пушкин

Праздничный декор, торжественность, ослепительный блеск деталей делают Большой Екатерининский дворец одним из ярчайших образцов барокко. Купол со звездой на шпиле украшает южный корпус, над северным сверкают пять позолоченных глав Дворцовой церкви — на процесс золочения ушло около 100 кг червонного золота [5]. Апартаменты дворца смотрятся не менее роскошно. Парадная анфилада во всю длину здания, украшенная золоченой резьбой, получила звание «золотой».

Что создал растрелли в 18 в. Смотреть фото Что создал растрелли в 18 в. Смотреть картинку Что создал растрелли в 18 в. Картинка про Что создал растрелли в 18 в. Фото Что создал растрелли в 18 в

Дворец не раз менялся и перестраивался, а во время Великой Отечественной войны здание настолько пострадало, что работы по его реставрации до сих пор не закончены.

Зимний дворец, Санкт-Петербург

Первое деревянное здание Зимнего дворца построено в 1708 году, затем, во время царствования Петра I, дворец не раз перестраивался. Вступившая на престол Елизавета Петровна тоже решила обновить дворец и увеличить его высоту. В 1754 году появился проект нового здания, для работы было выделено около 4 тыс. человек [6]. За год до завершения строительства, Елизавета Петровна умерла, и дворец у Растрелли принимал уже император Петр III.

Что создал растрелли в 18 в. Смотреть фото Что создал растрелли в 18 в. Смотреть картинку Что создал растрелли в 18 в. Картинка про Что создал растрелли в 18 в. Фото Что создал растрелли в 18 в

Зимний стал самым высоким жилым помещением в Санкт-Петербурге того времени. Общая площадь составила около 60 тыс. кв. м, а число комнат превысило 1,4 тыс. Фасады дворца разделены по горизонтали на три части, а по вертикали — на три ризалита. Через три въездные арки можно попасть во внутренний двор, в центре северного корпуса расположен главный вход во дворец. В течение 150 лет Зимний дворец оставался парадной резиденцией императоров, а в 1917 году стал музеем.

Что создал растрелли в 18 в. Смотреть фото Что создал растрелли в 18 в. Смотреть картинку Что создал растрелли в 18 в. Картинка про Что создал растрелли в 18 в. Фото Что создал растрелли в 18 в

Александр Балабин, архитектор, основатель архитектурной практики «Северин Проект»:

— О Растрелли говорят, что он соединил европейскую архитектурную школу и российскую традицию в зодчестве, восток и запад. Но, на мой взгляд, в его работах нет выраженных восточных черт. Как и нет особенного новаторства: он — естественное продолжение развития отечественной архитектуры. Творчество Растрелли стало знаковым для Санкт-Петербурга: архитектор работал над императорскими заказами, на которые не жалели денег, и масштаб был соответствующий.

Работы Растрелли показывают его собственное миропонимание. С одной стороны — вычурность рококо, с другой — ордера, классические элементы. Растрелли выражал архитектурной пластикой то, что видел, и то, в чем жил. Он создал с нуля архитектурную среду, которой до него не было, среду, поражающую до сих пор.

Туристический образ Санкт-Петербурга и окрестностей появился благодаря Растрелли. Он построил Екатерининский дворец в Царском Селе, Петергофский дворец, Зимний и Строгановский дворцы в Санкт-Петербурге. За Растрелли настолько прочно закрепилась роль главного архитектора эпохи, что его авторству приписывали чуть ли не все парадные строения времен правления Елизаветы.

Любой архитектурный стиль проходит несколько этапов развития. Сначала он авангарден, потом становится классикой, а потом переживает трансформацию. У Растрелли ровно такая же история. Если с его пластичных фасадов ободрать всю «мишуру», получится архитектура Ренессанса, а еще глубже — «палладианский» стиль.

Растрелли вышел из моды вместе со смертью своей покровительницы Елизаветы. Петр III не успел обратить внимание на его архитектуру, а воцарившаяся в результате переворота Екатерина II стиль Растрелли не одобряла и называла «варварской безвкусицей». Он пытался найти себе покровителей в Европе, но оказался неактуальным и умер, забытый всеми.

На мой взгляд, работы Растрелли — не безвкусица, а своего рода вкус. Может ли быть у вкуса вершина? Египетские пирамиды — вершина вкуса? А однообразные триумфальные арки? В их основе — куски камня, решающие утилитарную, рекламно-политическую задачу. Какую задачу решает Зимний дворец? Императрица Елизавета не могла жить в более простом доме? Могла. Но украшения и помпезность подчеркивают статус. С практической точки зрения дворец не нужен, но для императорской власти — необходим. И он настолько великолепен, что по убранству был так же богат, как и церковь, потому как императоры — наместники Бога на Земле.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *