Что создал рафаэль санти
Рафаэль Санти
Фото Все
Видео Все
Рафаэль Санти / Мост над бездной / Телеканал Культура
Рафаэль. Принц искусства / Raffaello Il Principe delle Arti (2017)
Ярчайшая звезда итальянского Возрождения Рафаэль Санти.
Рафаэль Санти — биография
Рафаэль Санти – великий итальянский художник, скульптор и архитектор, яркий представитель Эпохи Возрождения. Автор нескольких десятков изображений Богоматери, среди которых знаменитая «Сикстинская Мадонна».
Эпоха Возрождения подарила миру множество великолепных мастеров изобразительного искусства, архитектуры и графики. В плеяду божественных гениев вошел и Рафаэль Санти – итальянский художник, ставший лучшим последователем умбрийской и римских школ. Его полотна, отражающие самую суть эпохи Ренессанса, стали символом перехода человечества от Средневековья к периоду Просвещения и Нового времени.
Детство и юность
Художник родился в восточном регионе Италии весной 1483 года. Родителями Рафаэля были Джованни Санти, служивший при дворе покровителя искусств Герцога Урбинского, и Марджи Чарла – домохозяйка. Мальчик рано потерял родителей – ему было около десяти лет, когда с разницей в три года они умерли.
Семья Санти была довольно обеспеченной, и могла себе позволить нанять кормилицу для Рафаэля. Но по настоянию отца, мать выкармливала детей сама.
Портрет Рафаэля Санти в юности
Творческие наклонности у мальчика проявились в раннем детстве. Отец заметил способности сына к рисованию, когда брал его с собой в замок к герцогу, который всегда был полон искусных живописцев. Среди художников, рисовавших портреты герцога и его домочадцев были такие мэтры, как Лука Синьорелли и Паоло Уччелло. Маленький Санти, как завороженный, наблюдал за работой великих мастеров, ловил каждое движение кисти. Когда мальчик начал пробовать свои силы на холсте, отец понял – его отпрыск затмит и его самого, и Синьорелли с Учелло.
После смерти супруги Джованни женился во второй раз. Мачехой Рафаэля стала Бернардина, которая не смогла полюбить сына мужа. Вскоре скончался отец, и мальчик остался один в окружении чужих людей.
В таланте юного Санти уже тогда никто не сомневался, поэтому его отдали на обучение к художнику Пьетро Перуджино. В мастерской Рафаэль был лучшим из учеников, его часто ставили перед классом в пример. Юноша не загордился, он продолжал впитывать наставления учителя и совершенствовать свое мастерство. Перуджино давал Рафаэлю писать копии собственных полотен, и вскоре ни один профессионал не мог отличить их от оригинала.
Искусство
В начале 16-го века начинающий живописец вслед за своим учителем отправился во Флоренцию – туда, где зародился Ренессанс. Благодаря этому переезду юноша многое приобрел, познакомившись с гениальными художниками, архитекторами и скульпторами. Здесь он встретил великих Леонардо да Винчи, Бартоломео делла Порта, Микеланджело и многих других флорентийских мэтров. Мир никогда не узнал бы о существовании утерянного полотна да Винчи «Леда и лебедь», если бы не копия Рафаэля.
Ту часть творческой биографии, которую художник провел на берегах Арно, теперь принято называть Флорентийским периодом. Здесь родилось два десятка мадонн с младенцами на руках, изображая которых молодой Санти передавал свою грусть от потери матери. Мадонн великий Рафаэль будет писать всю жизнь.
В первый же год жизни во Флоренции Рафаэль создал ряд полотен, ставших мировым наследием изобразительного искусства. Среди них знаменитые картины «Три грации», «Сон рыцаря», «Обручение Девы Марии» и «Мадонна Конестабиле». Первое полотно, изображающее богинь Невинности, Красоты и Любви, в настоящее время является экспонатом музея города Шантийи во Франции. В ранних работах Санти чувствуется подражание Перуджино, но уже через пару лет живописец выработал свой уникальный стиль.
В 1508 году художник по приглашению Юлия II переехал в Рим. Слава о молодом гении уже достаточно распространилась, и римский папа решил поручить ему роспись станцев – парадных помещений во дворце Ватикана. Рафаэль создал пробную фреску, увидев которую священник был восхищен. Он приказал удалить со стен все старые рисунки и все поверхности отдал в распоряжение Санти. С этого момента и до конца своих дней живописец не оставлял Вечный город, трудясь над фресками во дворце. Рафаэлевские станцы – это масштабная работа в четырех залах, каждый из которых украсили по четыре композиции. Он работал не один – помогали ученики, которые после смерти мастера закончили еще одну фреску по его эскизу.
Самой знаменитой фресковой композицией стала станца «Афинская школа», или как ее еще называют – «Философские беседы». На ней изображены древние философы, в лицах которых можно было узнать современников Санти. Так, Гераклита он писал с Микеланджело, а Платона – с Леонардо да Винчи.
«Афинская школа» Рафаэля Санти
В 1514 году Юлий II скончался, и римским папой стал Лев X. Он назначил Рафаэля на должность главного архитектора и хранителя реликвий. Мастер начал работу над возведением Базилики Святого Петра, усовершенствовав проект Доната Браманте. Помимо этого, Санти построил еще несколько храмов и переписал все памятники Древнеримской империи.
Галерея рафаэлевских мадонн продолжилась и здесь – из-под пера мастера в этот период вышло уже 42 полотна. Как и первые работы, римские картины пронизаны уважением к материнству, это выражается в каждом взгляде, жесте, линии одеяний. Однако, в этих мадоннах уже проглядывается индивидуальный стиль живописца, его уникальный почерк. Каждый женский лик несет чувственность и тревогу за свое дитя. Появились усложненные пейзажи на заднем плане, добавляющие смысловые ноты в полотно.
По мнению исследователей, в ранних мадоннах превалировал стиль кватроченто: художник изображал фигуры преимущественно фронтально, лица героев спокойными и торжественными. Во флорентийский период в кватроченто привнесена чувственность, а в римских мадоннах уже проглядывается зарождающийся стиль барокко.
«Сикстинская Мадонна»
В настоящее время дом в Урбино, где жил и творил мэтр, является музеем Рафаэля. Один из экспонатов – раннее полотно «Мадонна из дома Санти» вызывает у искусствоведов бурные дискуссии. Существует мнение, что работа написана не Рафаэлем, а Санти-старшим, который изобразил супругу с сыном. На полотне указана дата – 1498 год.
Самой загадочной картиной художника считается «Мадонна Грандука», хранящаяся в музее Уффици во Флоренции. Ее мастер создал в 1505 году. Сделав рентгеновский снимок, исследователи обнаружили наличие второго слоя, нанесенного через сто лет после создания картины. Ученые пришли к выводу, что темный фон был нанесен художником Карло Дольчи, который посчитал, что такое решение будет соответствовать религиозным обрядам.
«Мадонна Грандука»
«Мадонну Конестабиле» Рафаэль создал в Умбрии, будучи 20-летним юношей. Эту миниатюру художник завершить не успел в связи с переездом во Флоренцию. Второе название полотна – «Мадонна с книгой». На нем изображена богоматерь, нежно и с грустью смотрящая на своего сына, рука которого лежит на книге (скорее всего, Святом Писании).
«Мадонна Конестабиле»
В конце 19-го века русский император Александр II приобрел эту миниатюру в подарок супруге. Через несколько лет полотно решили перевести с деревянной основы на холст, при этом изображение повредилось. Но зато при реставрационных работах выявилась тайна полотна – верхний слой скрывал, что изначально мадонна держала в руке не книгу, а гранат, символизирующий пролитую Христом кровь. В этой картине есть еще одна ценность – это рама, которая является ровесницей полотна. Как предполагают ученые, над ее эскизом работал сам Рафаэль.
Еще одно гениальное произведение – «Мадонна с щеглом», ставшая плодом флорентийского периода. Ее мастер написал на заказ для знакомого купца, в подарок на свадьбу. Судьба деревянного полотна непростая – оно сильно повредилось, когда дома купца обрушился. Рентгеновское исследование показало, что картину собрали почти из двадцати элементов.
«Мадонна с щеглом»
В Дрезденской галерее хранится бесценный шедевр, созданный Санти в Риме. Натурщицей для «Сикстинской Мадонны» стала юная натурщица Маргарита Лути. На картине изображена Богоматерь, спускающаяся с небес держа в руках младенца, взгляд которого по-взрослому серьезен. На Земле мать и дитя встречают Святая Варвара и папа римский Сикст II. В нижней части полотна художник изобразил двух ангелов, бесстрастно смотрящих вдаль. Их видимым равнодушием живописец передал мысль о неизбежности божественного промысла.
К римскому творческому периоду Рафаэля относится еще одна картина – «Мадонна Альба». До 30-х годов прошлого века полотно хранилось в Эрмитаже, но в 1931 году ее продали Национальной галерее искусств Соединенных Штатов. В Российскую Империю картина попала в начале 19-го века – ее за 14000 фунтов приобрел государь Николай I.
Помимо работ религиозной тематики, Санти писал портреты. Его шедевр «Портрет папы Юлия II» настолько реалистичен, что зритель смотрит на изображение, как на живого человека.
«Портрет папы Юлия II»
В римскую галерею художника вошли картины «Портрет молодой женщины, или Форнарина» и «Дама с вуалью, или Донна Велата». Их Рафаэль рисовал со своей пассии – натурщицы Маргариты Лути. Искусствоведы заметили на пальце девушки колечко с рубином, которое являлось обручальным. То, что Маргарита была замужем, подтверждают и украшения на ее голове.
В музее Боргезе хранится полотно «Портрет дамы с единорогом», датируемое 1506 годом. В роли натурщицы выступила Джулия Фарнезе, которой приписывали любовную связь с папой Александром VI. Эта работа примечательна своей многослойностью — мастер несколько раз ее дорабатывал. Изначально Санти хотел изобразить собаку, но потом решил поменять ее на единорога.
Картина «Голова молодого апостола», созданная гением в 1519 году, стала одной из последних его работ. Это эскиз, который должен был стать фрагментом полотна «Преображение». На аукционе «Сотбис» в 2012 году это произведение было продано почти за 30 миллионов фунтов стерлингов. Это стало рекордом – до сих пор графические изображения за такую сумму не продавались.
«Голова молодого апостола»
Творения Рафаэля Санти бесценны, а интерес к его работам не иссяк и по сей день. В 2016 году Государственный музей им. А. С. Пушкина встретил в своих залах сокровища, созданные великим мастером. На выставке было представлено восемь полотен и три рисунка итальянского живописца.
Личная жизнь
Рафаэль жил в шикарном особняке, построенном по его проекту в античном стиле. Его мастерство было оценено при жизни: дабы не допустить, чтобы талантливого итальянца переманили за границу, покровители ему хорошо платили. Он был завидным женихом – многие состоятельные купцы и дворяне мечтали выдать за него своих дочерей. Но Санти не торопился обустраивать личную жизнь, отказывая самым высокопоставленным вельможам. Однажды кардиналу Биббиене удалось организовать помолвку именитого живописца со своей племянницей, но перед самой свадьбой Рафаэль жениться отказался.
Портрет Рафаэль Санти и Маргарита Лути
Единственной женщиной, которой мастер открыл свое сердце, стала Маргарита Лути. Она была дочерью булочника, за что в последствии Санти дал ей прозвище «Форнарина» (в переводе пышка или булочка). Юную Маргариту он встретил. Когда трудился над Амуром и Психеей в саду Киджи. Художниц дал отцу девушки вознаграждение за то, чтобы он позволил ей поработать натурщицей. Вскоре молодая красавица стала музой творца, и он выкупил ее у родителя за большие деньги.
На протяжении шести лет Маргарита позировала мастеру и вдохновляла его на новые шедевры. Когда любимый скончался, «Форнарине» в наследство остались дом и приличное содержание. Оставив все это, убитая горем девушка уехала в монастырь. Сохранившиеся монастырские записи свидетельствуют о том, что Маргарита считалась вдовой живописца.
Смерть
Точной причины смерти творца не знает никто. Существует версия художника Вазари о том, что виной всему стало распутство Рафаэля. Проведя бурную ночь с любовницей, Санти почувствовал резкое недомогание. Он позвал врача, который сделал кровопускание. Состояние еще больше ухудшилось, и Санти умер. По другой версии художник скончался от сильной простуды, которой заболел во время раскопок погребальных галерей.
Памятник Рафаэлю Санти
Дата смерти маэстро – 6 апреля 1520 года. Он был с почестями захоронен в одной из гробниц Римского Пантеона.
Картины
Ссылки
Рафаэль Санти
Рафаэль Санти (Raffaello Santi) – итальянский художник, мастер графики и архитектурных решений, представитель умбрийской живописной школы эпохи Возрождения.
Биография
Рафаэль Санти появился на свет в три часа ночи в семье художника и декоратора 6 апреля 1483 г. в итальянском городе Урбино (Urbino). Он является культурным и историческим центром региона Марке (Marche) на востоке Италии. Поблизости от места рождения Рафаэля расположены курортные города Пезаро (Pesaro) и Римини (Rimini).
Родители
Отец будущей знаменитости, – Джованни Санти (Giovanni Santi) работал в замке урбинского герцога Федерико да Монтефельтро (Federico da Montefeltro), мать Марджи Чарла (Margie Charla) занималась домашним хозяйством.
Отец рано заметил способности сына к живописи и часто брал его с собой во дворец, где мальчик общался с такими известными художниками как Пьеро делла Франческа (Piero della Francesca), Паоло Уччелло (Paolo Uccello) и Лука Синьорелли (Luca Signorelli).
Школа в Перудже
В возрасте 8-ми лет Рафаэль лишился матери и отец привел в дом новую жену Бернардину (Bernardina), которая не проявляла любви к чужому ребенку. В возрасте 12 лет мальчик остался круглым сиротой, потеряв и отца. Попечители отправили юное дарование на обучение к Пьетро Ваннуччи (Pietro Vannucci) в Перуджу (Perugia).
До 1504 г. Рафаэль получал образование в школе Перуджино, с энтузиазмом изучая мастерство учителя и стараясь во всем ему подражать. Дружелюбный, обаятельный, лишенный заносчивости молодой человек всюду находил друзей и быстро перенимал опыт учителей. Вскоре его произведения невозможно стало отличить от работ Пьетро Перуджино (Pietro Perugino).
Первыми знаменитыми шедеврами Рафаэля стали картины:
В работах ярко прослеживается влияние Перуджино, собственный стиль Рафаэль начал создавать немного позже.
Во Флоренции
В 1504 году Рафаэль Санти переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо д`Аньоло (Baccio d’Agnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). До наших дней сохранилась копия картины “Леда и лебедь” (“Leda and the Swan”) Леонардо да Винчи, принадлежащая Рафаэлю (уникальна тем, что сам оригинал не сохранился).
Под влиянием новых учителей Рафаэль Санти, во время проживания во Флоренции, создает больше 20 Мадонн, вкладывая в них свою тоску по недополученной от матери любви и ласке. Изображения дышат любовью, нежны и утонченны.
В 1507 г. художник берет заказ от Аталанты Бальоне (Atalanta Baglióni), у которой погиб единственный сын. Рафаэль Санти создает картину “Положение во гроб” (La deposizione), последнюю работу во Флоренции.
Жизнь в Риме
В 1508 г. папа римский Юлий II (Iulius PP. II), в миру – Джулиано делла Ровере (Giuliano della Rovere) приглашает Рафаэля в Рим для росписи старого Ватиканского дворца. С 1509 г. и до конца дней художник занимается станцами, вложив в работу все свое умение, весь талант и все знания.
Когда умер архитектор Донато Браманте (Donato Bramante) папа римский Лев X (Leo PP. X), в миру – Джованни Медичи (Giovanni Medici), с 1514 г. назначает Рафаэля ведущим архитектором возведения Базилики Святого Петра (Basilica Sancti Petri), в 1515 г. он еще становится и хранителем ценностей. Молодой человек взял на себя ответственность за перепись и сохранность памятников Древнего Рима. Для Храма Святого Петра Рафаэль составил другой план и закончил строительство двора с лоджиями.
Другие архитектурные произведения Рафаэля:
Папа Лев X боялся, что французы могут переманить к себе талантливого художника, поэтому старался давать ему как можно больше работы, не скупясь также на подарки и похвалы. В Риме Рафаэль Санти продолжает писать Мадонн, не отходя от любимой тематики материнства.
Личная жизнь
Картины Рафаэля Санти принесли ему не только славу выдающегося художника, но и большие деньги. Он никогда не испытывал недостатка как во внимании монарших особ, так и в финансовых средствах.
Во время правления Льва X он обзавелся роскошным домом в античном стиле, построенном по собственному проекту. Однако, множественные попытки женить молодого человека со стороны его покровителей ни к чему не приводили. Рафаэль был большим поклонником женской красоты. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой.
Единственной женщиной, которой удалось покорить сердце богатого ловеласа, стала Маргарита Лути (Margherita Luti), дочка булочника, прозванная Форнарина (La Fornarina).
Художник встретил девушку в саду Киджи (Chigi), когда искал образ для “Амура и Психеи”. Тридцатилетний Рафаэль Санти расписывал виллу Фарнезина (Villa Farnesina) в районе Трастевере в Риме, принадлежащую его богатому покровителю, а красота семнадцатилетней девушки как нельзя лучше подошла под этот образ.
Отец девушки за 50 золотых разрешил дочке позировать художнику, а впоследствии за 3000 золотых он позволил Рафаэлю забрать её с собой. На протяжении шести лет молодые люди жили вместе, Маргарита не переставала вдохновлять своего почитателя на все новые шедевры, среди которых:
После смерти Рафаэля юная Маргарита получила пожизненное содержание и дом. Но в 1520 г. девушка стала послушницей в монастыре, где впоследствии и умерла.
Смерть
Смерть Рафаэля оставила много загадок. По одной версии, утомленный ночными похождения художник вернулся домой в ослабленном состоянии. Врачи должны были поддержать его силы, но они сделали кровопускание, что погубило больного. По другой версии, Рафаэль простудился во время раскопок в подземных погребальных галереях.
6 апреля 1520 г. маэсто не стало. Его похоронили в Пантеоне (Pantheon) с подобающими почестями. Могилу Рафаэля можно увидеть во время индивидуальной экскурсии по достопримечательностям Рима на рассвете.
Мадонны
Подражая своему учителю Пьетро Перуджино (Pietro Perugino), Рафаэль написал галерею из сорока двух картин Богоматери с младенцем. Не смотря на разнообразие сюжетных линий, произведения объединены трогательной прелестью материнства. Недостаток материнской любви художник переносит на полотна, усиливая и идеализируя женщину, тревожно оберегающую ангелочка-младенца.
Первые Мадонны Рафаэля Санти созданы в стиле кватроченто (quattrocento), распространенному в период раннего Возрождения в XV веке. Образы скованы, сухи, человеческие фигуры представлены строго фронтально, взгляд неподвижен, на лицах спокойствие и торжественная отвлеченность.
Флорентийский период привносит в образы Богоматери чувства, проявляется тревожность и гордость за свое дитя. Усложняются пейзажи на втором плане, проявляется взаимодействие изображенных персонажей.
В более поздних римских работах угадывается зарождение барокко (barocco), чувства становятся сложнее, позы и жесты далеки от ренессансной гармоничности, пропорции фигур вытягиваются, наблюдается преобладание мрачных тонов.
Ниже приведены самые известные картины и их описания:
Сикстинская Мадонна
Сикстинская Мадонна (Madonna Sistina) – самое известное из всех изображений Богоматери размером 2 м 65 см на 1 м 96 см. Образ Мадонны взят с 17-летней Маргериты Лути (Margherita Luti), дочери пекаря и любовницы художника.
Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. У ангела слева одно крыло. Имя Сикст с латинского переводится как “шесть”, композиция состоит из шести фигур – три главные составляют треугольник, фоном для композиции служат лица ангелов в виде облаков. Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров.
Мадонна с младенцем
Другое название картины, созданной в 1498 г. – “Мадонна из дома Санти” (“Madonna di Casa Santi”). Она стала первым обращением художника к образу Богоматери.
Фреска хранится в доме, где родился художник, на улице Рафаэля (via Raffaello) в Урбино. Сегодня здание носит название “Дом-музей Рафаэля Санти” (“Casa Natale di Raffaello”). Мадонна изображена в профиль, она читает книгу, установленную на подставку. На руках у нее спящий младенец. Руки матери поддерживают и нежно поглаживают ребенка. Позы обоих фигур естественны и непринужденны, настроение задает контраст темных и белых тонов.
Мадонна Грандука
Мадонна Грандука (Madonna del Granduca) – самая таинственная работа Рафаэля, закончена в 1505 г. Её предварительный набросок четко обозначает наличие пейзажа на втором плане. Рисунок хранится в Кабинете набросков и этюдов в галерее Уффици (Galleria degli Uffizi), во Флоренции (Firenze).
Рентгеновский снимок готовой работы подтверждает, что изначально на картине присутствовал другой фон. Проведенный анализ краски указывает на то, что верхний слой на картину нанесен через 100 лет после ее создания. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец “Мадонны Грандука”, предпочитавший темный фон религиозных образов. В 1800 г. Дольчи продает картину Герцогу Франциску III (François III) уже в том виде, в котором она сохранилась до нашего времени. Название “Грандука” Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции.
Мадонна Бриджуотер
Впервые сходство Мадонны Бриджуотер (Madonna Bridgewater) со своей женой Натальей Николаевной А. С. Пушкин заметил летом 1830 г., увидев копию картины, созданной в 1507 г. в витрине магазина книг на Невском проспекте. Это еще одна загадочная работа Рафаэля, где пейзаж на втором плане закрашен черной краской. Она долго путешествовала по миру, после чего герцог Бриджуотер (Duke of Bridgewater) стал ее владельцем.
Впоследствии наследники более ста лет хранили работу в имении Бриджуотеров в Лондоне (London). Во Вторую мировую войну светловолосая Мадонна перевезена в Национальную галерею (National Gallery of Scotland) в Эдинбурге (Edinburgh), где и выставлена сегодня.
Мадонна Конестабиле
Мадонна Конестабиле (Madonna Connestabile) – финишная работа маэстро в Умбрии, написанная в 1502 г. До приобретения ее графом Конестабиле делла Стаффа (Conestabile della Staffa), она назвалась «Мадонной с книгой» (Madonna del Libro).
В 1871 г. Александр II выкупил ее у графа, чтобы подарить супруге. Сегодня это единственная работа Рафаэля, которая принадлежит России. Она выставлена в санкт-петербургском Эрмитаже.
Работа представлена в богатой раме, созданной одновременно с полотном. При переводе картины с дерева на холст в 1881 г. было обнаружено, что вместо книги Мадонна сначала держала при себе гранат – знак крови Христа. Во время создания Мадонны Рафаэль еще не владел техникой смягчения переходов линий – сфумато (sfumato), поэтому представил свой талант не разбавленным влиянием Леонардо да Винчи.
Мадонна Альба
“Madonna d’Alba” создана Рафаэлем в 1511 г. по просьбе епископа Паоло Джовио (Paolo Giovio) во времена творческого зенита художника. Продолжительное время, до 1931 г. полотно принадлежало санкт-петербургскому Эрмитажу, впоследствии было продано в Вашингтон (Washington), США и сегодня выставляется в Национальной галерее искусств (National Gallery of Art).
Поза и складки одежды Богоматери напоминают скульптуры античности. Работа необычна тем, что ее обрамлением является круг диаметром 945 мм. Название “Альба” Мадонне досталось в XVII веке в память о герцогах Альба (одно время картина находилась во дворце Севильи (Sevilla), принадлежавшему наследникам Оливареса (Olivares)). В 1836 г. российский император Николай I купил ее за 14000 фунтов и приказал перевести с деревянного носителя на холст. При этом оказалась утрачена часть природы справа.
Мадонна в кресле
“Madonna della Seggiola” создана в 1514 г. и выставлена в галерее Палатина (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti). Богоматерь одета в нарядную одежду женщин Италии XVI века.
Мадонна двумя руками обнимает и крепко прижимает к себе сына, как будто чувствуя, что ему придется испытать. Справа на них взирает Иоанн Креститель в образе маленького мальчика. Все фигуры нарисованы крупным планом и фона для картины уже не требуется. Здесь нет строгости геометрических форм и линейных перспектив, зато есть бескрайняя материнская любовь, выраженная использованием красок теплых тонов.
Прекрасная садовница
Большое полотно Рафаэля (1 м 22 см на 80 см) “Прекрасной садовницы” (La Belle Jardiniere), написанное в 1507 г., принадлежит к одним из самых ценных экспонатов парижского Лувра (Musée du Louvre).
Изначально картина называлась «Святая Дева в платье крестьянки» и только в 1720 г. искусствовед Пьер Мариетт (Pierre Mariette) решился дать ей другое название. Мария изображена сидящей в саду с Иисусом и Иоанном Крестителем. Сын тянет руку к книге и смотрит в глаза матери. Иоанн держит жезл с крестом и взирает на Христа. Над головами персонажей едва заметны нимбы. Умиротворение и спокойствие дарит бирюзовое небо с белыми облаками, озеро, цветущие травы и пухлые дети около доброй и нежной Мадонны.
Мадонна с щеглёнком
Mадонна с щеглёнком (Madonna del Cardellino) признана одной из наилучших творений Рафаэля, написана в 1506 г. Выставлена в галерее Уффици (Galleria degli Uffizi) во Флоренции.
Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). Он сделал все возможное, чтобы придать шедевру первоначальный облик, но следы повреждений полностью скрыть не удалось. На рентгеновском снимке видно 17 отдельных элементов, соединенных гвоздями, новую живопись и четыре вставки с левой стороны.
Малая Мадонна Каупера
Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Святая Дева, как и на многих других картинах Рафаэля, представлена в красных одеждах, символизирующем кровь Христа. Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины.
Портреты
В коллекции Рафаэля не очень много портретов, он рано ушел из жизни. Среди них можно выделить ранние произведения, выполненные в флорентийский период и работы зрелой поры, созданные во время проживания в Риме с 1508 г. по 1520 г. Художник много рисует с натуры, всегда четко обозначая контур, добиваясь наиболее точного соответствия образа оригиналу. Авторство многих работ подвергается сомнению, среди других возможных авторов указываются: Пьетро Перуджино, Франческо Франча (Francesco Francia), Лоренцо ди Креди (Lorenzo di Credi).
Портреты, созданные до переезда во Флоренцию
Портрет мужчины
Работа маслом на дереве (45 см на 31 см), выполненная в 1502 г. выставлена в римской галерее Боргезе (Galleria Borghese).
До XIX в. авторство портрета приписывалось Перуджино, но последние исследования указывают на принадлежность шедевра кисти раннего Рафаэля. Возможно, это изображение одного из герцогов, современников художника. Струящиеся локоны волос и отсутствие дефектов лица несколько идеализируют образ, это не соответствовало реалистичности художников севера Италии того времени.
Портрет Елизаветы Гонзага
Портрет Елизаветы Гонзага (Elisabetta Gonzaga), 1503 года создания размером 52 см на 37 см выставлен в галерее Уффицы.
Елизавета приходилась сестрой Франческо II Гонзаге (Francesco II Gonzaga) и супругой Гвидобальдо Монтефельтро (Guidobaldo da Montefeltro). Лоб женщины украшает подвеска скорпион, прическа, одежда изображены по моде современников автора картины. По предположению искусствоведов, портреты Гонзага и Монтефельтро частично были выполнены Джованни Санти. Елизавета была дорога Рафаэлю потому, что занималась его воспитанием, когда тот остался сиротой.
Пoртрeт Пьетро Бембо
Портрeт Пьетро Бембо (Pietro Bembo) – одна первых работ Рафаэля 1504 г., представляет юного Пьетро Бембо, ставшего кардиналом, практически двойником художника.
На изображении длинные волосы юноши мягко ниспадают из-под красной шапочки. Руки сложены на парапете, в правой ладони зажат листок бумаги. Рафаэль первый раз повстречался с Бембо в замке урбинского герцога. Портрет маслом по дереву (54 см на 39 см) выставлен в Музее изобразительных искусств (Szépművészeti Múzeum) в Будапеште (Budapest), Венгрия.
Портреты флорентийского периода
Донна Гравида
Портрет беременной женщины Донна Гравида (La donna gravida) исполнен в 1506 г. маслом на холсте размером 77см на 111 см и хранится в Палаццо Питти.
Во времена Рафаэля женщин, вынашивающих ребенка, изображать было не принято, но портретист писал близкие его душе образы без оглядки на догмы. Тема материнства, проходящая через всех Мадонн отражалась и в изображениях мирских обывателей. Искусствоведы полагают, что это могла быть женщина семьи Буфалини Чита ди Кастелло (Bufalini Città di Castello) или Эмилия Пиа да Монтефельтро (Emilia Pia da Montefeltro). На принадлежность к богатому сословию указывает модный наряд, украшения на волосах, кольца с драгоценными камнями на пальцах и цепь на шее.
Портрет дамы с единорогом
Портрет дамы с единорогом (Dama col liocorno) маслом по дереву 65 см на 61 см, написанный в 1506 г. выставлен в галерее Боргезе.
Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. VI). Работа интересна тем, что во время многочисленных реставраций образ дамы был многократно изменен. На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. Еще один более поздний слой краски увеличивает объем прически, изменяет рукава и дорисовывает собаку. Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще.
Автопортрет
Автопортрет (Autoritratto) размером 47,5 см на 33 см, исполненный в 1506 г. хранится в галерее Уффици, Флоренция.
Работа долгое время принадлежала кардиналу Леопольду Медичи (Leopoldus Medices), с 1682 г. вошла в коллекцию галереи Уффици. Зеркальное изображение портрета нанесено Рафаэлем на фреску “Афинская школа” (“Scuola di Atene”) в главной зале Ватиканского дворца (Апостольского дворца ( Palazzo Apostolico)). Художник изобразил себя в скромном черном одеянии, украсив его лишь небольшой полоской белого воротничка.
Портрет Аньоло Дони, портрет Маддалены Дони
Портрет Аньоло Дони и портрет Маддалены Дони (Portrait of Agnolo Doni, Portrait of Maddalena Doni) написаны маслом по дереву в 1506 г. и прекрасно дополняют друг друга.
Аньоло Дони был богатым торговцем шерстью и заказал написать себя и свою молодую жену (в девичестве Строцци (Strozzi)) сразу после их свадьбы. Образ девушки создан по подобию “Моны Лизы” (“Mona Lisa”) Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci): тот же поворот корпуса, то же положение рук. Тщательная прорисовка деталей одежды и украшений указывают на богатство пары.
Рубины символизируют процветание, сапфиры – чистоту, жемчужная подвеска на шее Маддалены – девственность. Ранее обе работы соединялись вместе шарнирами. С середины 20-х гг. XIX в. потомки семьи Дони передают портреты Палаццо Питти.
Немая
Картина Немая (La Muta) маслом на холсте размером 64 см на 48 см выполнена в 1507 г. и выставлена в Национальной галерее Марке (Galleria nazionale delle Marche) в Урбино.
Праобразом изображения считается Елизавета Гонзага (Elisabetta Gonzaga), супруга герцога Гвидобальдо да Монтефельтро (Guidobaldo da Montefeltro). По другой версии, это могла быть сестра герцога Джованна (Giovanna). До 1631 г. портрет находился в Урбино, впоследствии его перевезли во Флоренцию. В 1927 г. работа вновь возвращена на родину художника. В 1975 г. картину похитили из галереи, через год ее обнаружили в Швейцарии.
Портрет молодого человека
Портрет молодого человека (Portrait of a Young Man) маслом по дереву (35 см на 47 см), написанный в 1505 г. выставлен во Флоренции, в Уффици.
Представленный на изображении Франческо Мария делла Pовере (Francesco Maria della Rovere) был cыном Джованни дeлла Pовере (Giovanni Della Rovere) и Джулиaны Фeльтрии (Juliana Feltria). Дядя назначил юношу в 1504 г. своим наследником и незамедлительно заказал этот портрет. Юноша в красном одеянии представлен на скромной природе севера Италии.
Портрет Гвидобальдо дa Mонтефельтро
Портрет Гвидобальдo да Mонтефельтро (Ritratto di Guidоbаldо da Montefeltro) маслом по дереву (69 см на 52 см) исполнен в 1506 г. Работа хранилась в замке герцогов Урбинских (Palazzo Ducale), после чего была перевезена в город Пезаро (Pesaro).
В 1631 г. картина вошла в коллекцию жены Фердинандо II Медичи (Ferdinando II de Medici), Виктории делла Ровере (Vittoria della Rovere). Монтефельтро в черном одеянии помещен в центр композиции, которую обрамляют темные стены комнаты. Справа изображено открытое окно с природой за ним. Неподвижность и аскетичность изображения долго не позволяли признать автором картины Рафаэля.
Станцы Рафаэля в Ватикане
Cтанца делла Cеньятура
Дословный перевод “Stanza della Segnatura” звучит как “кoмната пoдписи”, её единственную не переименовали по теме исполненных фресок.
Рафаэль трудился над ее росписью с 1508 г. по 1511 г. В помещении монаршие особы ставили подписи на важные бумаги и тут же была библиотека. Это 1-я станца из 4-х, над которыми работал Рафаэль.
Фреска “Афинская школа”
Второе название “Scuola di Atene”, лучшей из созданных фресок, – “Философские беседы” (“Discussioni filosofiche”). Главная тема – спор Аристотеля (Aristotels) с Платоном ((Platon), написанным с Леонардо да Винчи) под сводами фантастического храма, призвана отражать философскую деятельность. Длина по основанию составляет 7 м 70 см, в композицию помещено более 50 персонажей, среди которых Гераклит ((Heraclitus), написан с Микеланджело), Птолемей (( Ptolemaeus), автопортрет Рафаэля), Сократ (Sokrates), Диоген (Diogen), Пифагор ( Pythagoras), Эвклид ((Evklid), написан с Браманте), Зороастр (Zoroastr) и другие философы и мыслители.
Фреска “Диспута”, или “Спор о святом причастии”
Размер “Спора о святом причастии” (“La disputa del sacramento”), символизирующего теологию, 5 м на 7 м 70 см.
На фреске небесные жители ведут богословский диспут с земными смертными (фра Беато Анджелико (Fra Beato Angelico), Августин Блаженный (Augustinus Hipponensis), Данте Алигьери (Dante Alighieri), Савонарола (Savonarola) и другими). Четкая симметрия в работе не угнетает, наоборот, благодаря Рафаэлевскому дару организации, представляется естественной и гармоничной. Ведущая фигура композиции – полукруг.
Фреска “Мудрость. Умеренность. Сила”
Фреска “Мудрость. Умеренность. Сила” (“La saggezza. La moderazione. Forza”) размещена на стене, прорезанной окном. Другое название работы, прославляющей законодательство светское и церковное, “Юриспруденция” (Giurisprudenza).
Под фигурой Юриспруденции на потолке, на стене над окном расположены три фигуры: Мудрость, смотрящая в зеркало, Сила в шлеме и Умеренность с поводьями в руке. Слева сбоку от окна изображен император Юстиниан (Iustinianus) и стоящий перед ним на коленях Трибониан (Tribonianus). Справа сбоку от окна изображение папы Григория VII (Gregorius PP. VII), вручающего постановления римских пап адвокату.
Фреска “Парнас”
Фреска “Парнас” (“he Parnassus”) или “Аполлон и музы” (“Apollo and the Muses”) расположена на стене напротив “Mудрости. Умеренности. Cилы” и изображает древних и современных стихотворцев. В середине изображения древнегреческий Аполлон с ручной лирой в окружении девяти муз. Справа находятся: Гомер (Homer), Данте (Dante ), Анакреон (Anakreon), Вергилий (Vergilius), справа – Ариосто (Ariosto), Гораций (Horatius), Теренций (Terentius), Овидий (Ovidius).
Cтанцaди Элиoдоро
Темой для росписи Станци ди Элиодоро (Stаnza di Eliodoro) выбрано заступничество высших сил за Церковь. Зал, работа над которым шла с 1511г. по 1514 г., получил название по одной из четырех фресок, нанесенных Рафаэлем на стену. Лучший ученик мастера, Джулио Романо (Giulio Romano), помогал учителю в работе.
Фреска “Изгнaниe Элиoдoра из Храма”
Фреска “Cacciata di Eliodoro dal tempio” изображает легенду, по которой верный слуга царской династии Селевкидов (Seleukid) военачальник Элиодор был послан в Иерусалим (Jerusalem), чтобы забрать из храма Соломона казну вдов и сирот.
Когда он зашел в зал храма, увидел мчащегося разъяренного коня со всадником ангелом. Конь принялся топтать копытами Элиодора, а спутники всадника, тоже ангелы, несколько раз ударили грабителя плеткой. Папа Юлий II представлен на фреске сторонним наблюдателем.
Фреска “Месса в Больсене”
Над фреской “Месса в Больсене” Рафаэль Санти работал один, не привлекая помощников. Сюжет изображает чудо, случившееся в храме Больсена. Священник немец собирался начать обряд причастия, в глубине души не веруя в его истину. Тогда из облатки (лепешки) в его руках потекли 5 струек крови (2 из них – символ пробитых Христовых рук, 2 – ступней, 1 – кровь из раны пробитого бока). В композиции звучат нотки столкновения с немецкими еретиками XVI века.
Фреска “Изведение апостола Петра из темницы”
Фреска “Изведение апостола Петра из темницы” (“la Delivrance de Saint Pierre”) также работа полностью Рафаэля. Сюжет взят из “Деяний апостолов”, изображение разделено на 3 части. В центре композиции изображен сияющий апостол Петр, заключенный в мрачную камеру темницы. Справа Петр с ангелом выходят из заточения, пока стражники спят. Слева третье действие, когда охрана просыпается, обнаруживает пропажу и поднимает тревогу.
Фреска “Bстреча Льва I Bеликого с Aттилой”
Значительная часть работы “The Meeting between Leo the Great and Attila” шириной более 8 м выполнена учениками Рафаэля.
Лев Великий имеет облик папы Льва X. По сказанию, когда предводитель гуннов подошел к стенам Рима, Лев Великий отправился на встречу с ним вместе с другими членами делегации. Своим красноречием он убедил захватчиков отказаться от намерений напасть на город и уйти. По легенде, Аттила увидел позади Льва священнослужителя, угрожавшего ему мечом. Это мог быть апостол Петр (или Павел).
Cтанца дeль Инчeндио ди Бoрго 1514-1517 гг.
Станца “Stanza dell’Incendio di Borgo” – финишная зала, над которой трудился Рафаэль с 1514 г. по 1517 г.
Помещение получило название в честь главной и лучшей фрески Рафаэля Санти “Пожар в Борго” (“Fire in the Borgo”) кисти маэстро. Над остальными картинами работали его ученики по заданным рисункам.
Фреска “Пoжaр в Борго”
В 847 г. в римском квартале Борго, прилегавший к ватиканскому дворцу, охватило пламя. Оно разрасталось, пока из Ватиканского дворца не появился Лев IV (Leo PP. IV) и не прекратил бедствие крестным знамением. На заднем плане изображен старый фасад собора Святого Петра. Слева наиболее удачная группа: атлетический юноша выносит старого отца на плечах из огня. Рядом пытается забраться на стену еще один юноша (предположительно, художник нарисовал самого себя).