Что создал аристотель фиораванти
Аристотель Фиораванти — один из самых просвещенных и образованных людей 15 века, архитектор и инженер, приехавший из Италии в Москву специально для возведения Успенского собора. У себя на родине и других странах он, после получения специального образования в военно-инженерной, литейной и чеканной профессиях, занимался строительством зданий, мостов, крепостей, и даже передвигал башни и колокольни (вместе с колоколами) на несколько метров.
Аристотель Фиораванти: биография и начало деятельности
Точная дата его рождения неизвестна, в летописях указывают обычно 1415-1420 гг. Рудольфо Фиораванти (его настоящее имя, а Аристостель — прозвище) родился и вырос в итальянском городке Болонья в семье архитекторов. Упоминания о строительной деятельности его отца встречаются в исторических хрониках 14 века, когда он занимался перестройкой Палаццо Коммунале (Болонского муниципалитета).
В этой же хронике в 1436 г. отмечен и сам Аристотель Фиораванти, вместе с литейщиком Г. Нади построивший и отливший колокол для башни Аринго. Еще один колокол в 1453 г. они отлили и подняли на башню с помощью специального подъемника, который разрабатывал Рудольфо, имеющий и инженерные знания.
Начиная с 1447 года, Фиораванти с отцом и дядей работали над неординарными проектами по передвижению колокольни Св. Марка (Болонья) и башни в Венеции. За заслуги перед городом совет Болоньи торжественно вознаградил его званием старшины ложи каменщиков, а также ему было пожизненно подарено материальное обеспечение.
Но после трагедии с венецианской башней, которая рухнула из-за плохого грунта в основании и задавила несколько рабочих, архитектор покинул Венецию и переехал в Павию для реставрации древнего моста и строительства Пармского канала.
Инженерная деятельность в Европе
С 1458 г. Фиораванти начал службу в Милане у герцога Фр. Сфорца, где применял свои инженерные навыки. Затем вернулся в родную Болонью (1464), а с 1467 г. по приглашению короля Венгрии М. Корвина переехал в эту страну, где Аристотель Фиораванти построил мосты через Дунай и крепости на реке. В качестве благодарности король даже разрешил архитектору печатать монеты со своим изображением.
Следующие годы его в качестве известного специалиста приглашали для разрешения инженерных строительных работ в различные города Италии. По его проектам были построены гидротехнические сооружения на каналах в гг. Кремоне и Парме, построен шлюз Виаренна в Милане.
Его инженерные проекты были смелыми, с использованием новейших технических решений, что снискало ему славу выдающегося специалиста, который был заслуженно наделен различными благами и вознаграждениями.
Полоса несчастий
В 1473 г. по ложному доносу Фиораванти был арестован как фальшивомонетчик. Произошло это при попытке расплатиться монетами с собственным изображением, за что его лишили всех привилегий. Позднее, после вмешательства венгерского посла, обвинения были сняты, и его оправдали.
Уже после освобождения он с радостью согласился на предложение русского посла, приехавшего в Италию для поисков хорошего архитектора, который бы сумел достроить Успенский собор в Москве.
С этим собором приключилась большая катастрофа: в 1474 г. он обрушился почти на стадии завершения строительства. Московский князь Иван 3-й повелел для постройки нового собора пригласить архитектора из Италии. В 1475 г. после заключения контракта Фиораванти Аристотель, итальянский архитектор, вместе со взрослым сыном Андреа и слугой направился в Московское княжество. Было ему тогда уже 60 лет.
Подготовка к строительству Успенского собора
После приезда в Москву Фиораванти начал работу с расчистки развалин рухнувшего собора, на что ушла всего неделя. При сносе использовалось дубовое бревно «баран», которым били стены. Рабочие с трудом успевали выносить обломки здания и камни.
Затем приступили к постройке основания храма. Здесь архитектор с успехом применил все свои инженерные знания и имеющиеся технические средства. В основание глубиной 4,5 м были забиты тяжелые дубовые сваи, для обеспечения крепости и устойчивости будущего здания рвы были засыпаны битыми камнями, а сверху залиты известью.
Специально для строительства был построен кирпичный завод недалеко от Андроникова монастыря под Москвой, который делал качественный кирпич по единому стандарту. Также для стен и основания был использован белый камень, привозимый из древних разработок в Мячкове.
Работа над проектом собора
Для того чтобы начать постройку русского собора, архитектор решил вначале ознакомиться с примерами русского национального зодчества и отправился в путешествие по России. По предписанию Ивана 3-го за образец для строительства был взят Успенский храм во Владимире, и потому Фиораванти приехал сюда для работы. Уже тут в сам проект были внесены некоторые изменения, которые позволили в будущем говорить о новизне архитектурного решения нового московского собора.
Особенность архитектуры Успенского собора состоит в том, что план сооружения разделен на одинаковые квадраты, а не сделан в крестово-купольном построении (что характерно было для предшествующих храмов Византии и России). За счет одинаковых размеров вертикальных промежутков между арками на фасаде стен собора подчеркивается выразительность и монолитность всего здания.
При создании плана собора зодчий Аристотель Фиораванти гармонично вписал сооружение в ансамбль Соборной площади Москвы, руководствуясь принципами градостроения эпохи Возрождения и рассчитывая на восприятие большой объемности всего собора. В последующем все здания, строившиеся на площади, и их декоративные элементы были выполнены в аналогичном стиле и даже с копированием некоторых архитектурных форм собора.
Строительство собора
При возведении здания собора Аристотель Фиораванти, уже как опытный инженер, применил множество нововведений, удивлявших и поражавших рабочих и всех москвичей. Техника возведения стен была смешанной, когда блоки из белого камня перемежались с кладкой из сверхпрочных кирпичей. Так были возведены столпы, своды храма и его 5 барабанов, что позволило уменьшить нагрузку верхней части на стены.
Архитектором был создан четкий план здания, вычерченный на бумаге, и проведены точные расчеты всех конструкций. Для поднятия тяжелых блоков на высокие стены храма была построена подъемная машина, состоящая из колес и блоков. С помощью веревок и машины блоки и кирпичи довольно быстро поднимались наверх и укладывались рабочими в стены.
К 1479 г., практически за 4 года, строительство Успенского собора было завершено. Здание было высокое, венчали его пять куполов-шлемов. Внутренняя часть храма поддерживалась четырьмя массивными столбами и представляла собой огромное пространство.
В этом сооружении соединились стилистические особенности различных национальных архитектур. В нем использованы некоторые образы городов Италии и архитектурные элементы русских деревянных и каменных церквей, которые посещал во время поездки по городам и весям России Аристотель Фиораванти. Успенский собор Московского Кремля — главный памятник русской архитектуры, в котором в единое целое были собраны черты храмового зодчества Новгорода, Владимира, Москвы, Италии и деревянных построек Русского Севера.
Белоснежные стены храма сделаны простыми, в стиле новгородских построек, их украшает только пояс из тонких колонок и арок (заимствованный из произведений владимирских зодчих), перевязанных по самой середине. Чисто итальянское широкое и высокое крыльцо-терраса выходит на площадь, приглашая все желающих посетить храм.
Внутреннее убранство собора
Внутри собор не разделялся на ограниченные пространства (как это делалось ранее в русских храмах), а, наоборот, имел огромной необъятное пространство, предстающее всем входящим в собор во всем великолепии и объеме. Создается впечатление огромного торжественного дворцового зала.
Отделка внутренних помещений Успенского собора велась 2 года до открытия его в 1479 г., живописное оформление было начато еще при жизни архитектора и завершилось к началу 16 века. Современный же интерьер собора (росписи и иконостас) был выполнен только в 17 веке.
За период 14-17 вв. Успенский собор стал усыпальницей, где были похоронены главы Русской православной церкви. Эти захоронения расположены внизу, под полом здания, над ними в 17 веке были поставлены надгробия с почетными эпитафиями.
Другая деятельность Фиораванти в России
Во время пребывания в России архитектор принимал участие в военных походах русских войск на Новгород (где Аристотель Фиораванти построил понтонный мост через Волхов, ставший первым таким сооружением в России), на Казань и Тверь (1482-1485 гг.). При этом он выполнял обязанности военного инженера и даже стал командиром артиллерии.
Затем, вернувшись в Москву, Аристотель занялся проектом и постройкой из красного кирпича стен Московского Кремля, которые уже на протяжении более 500 лет являются украшением главной площади столицы России. При возведении кремлевских стен были задействованы итальянские архитекторы Марк Руффо и Пьетро Солари (Фрязин), а также русские зодчие.
Формирование русского архитектурного стиля
Новизна архитектуры Успенского собора вдохновила русских зодчих на создание православных соборов в аналогичном стиле с добавлением национальных русских традиций (мотивы деревянной архитектуры Русского Севера). Московские талантливые архитекторы под руководством итальянских мастеров и с помощью новых технических средств того времени продолжили создание архитектурных памятников, сделанных с высоким художественным вкусом.
Первым примером стало строительство в 1529 г. храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в с. Дьякове под Москвой, который был выстроен по образцам деревянных церквей. Основной корпус храма сделан в виде восьмигранной башни с выступами в форме полукруга для алтаря в восточной части. По бокам располагались четыре башни меньшего размера, все они соединены между собой галереями с выходами и оконными пролетами.
Еще более усовершенствовал эту идею русский зодчий, который построил (руководствуясь архитектурные принципами, которые заложил Аристотель Фиораванти) Церковь Вознесения в селе Коломенском (1532). Это сооружение в плане представляет крест с равными концами, при этом основное здание — башня из 20 стен, которые увенчаны кокошниками с вырастающими из них меньшими восьмигранными башенками. Все здание венчает шатер с башенкой сверху, который заканчивается главкой и крестом. Прообразами всех архитектурных деталей и особенностей стали деревянные русские церкви.
Дьяковская и Коломенская церкви стали основополагающими при создании шатрового стиля в русской архитектуре, который был использован и при возведении храма Василия Блаженного в Москве русскими зодчими Бармой и Постником во второй половине 16 века.
Последние годы Фиораванти в России
После окончания строительства Успенского собора Аристотель Фиораванти, годы жизни которого были посвящены России, хотел вернуться на родину в Италию. Однако Иван 3-й не хотел его отпускать и, после попытки побега, даже посадил в тюремные застенки. Такова была «благодарность» русского правителя.
По некоторым данным, архитектор скончался в 1486 г. в Москве.
Роль Фиораванти в русской архитектуре
Итальянский архитектор Аристотель Фиораванти, приехав в далекую и незнакомую Россию, смог выполнить свою заветную мечту и построить свой главный собор в жизни — Успенский, ставший центром православной религии в Москве и впоследствии во всей России.
Сами жители Москвы тогда восприняли эту постройку как «чудное величество с высотою и звонкостью пространства» (цитата из летописей).
Вопрос о том, с каким сооружением связано имя Аристотеля Фиораванти в России, всегда имел однозначный ответ: с Успенским собором Московского Кремля.
Успенский собор стал прообразом нового архитектурного стиля в России и ознаменовал собой эпоху возведения большого количества прекрасных и величественных русских храмов по всей территории Российского государства, но уже не итальянскими, а русскими архитекторами.
Фиораванти, Аристотель
Содержание
Биография
Родом из итальянского города Болонья, из семьи потомственных архитекторов, упоминания о которых встречаются в хрониках города с середины XIV века. Отцу Аристотеля, Рудольфо Фиораванти, приписываются такие значительные работы, как перестройка Палаццо Коммунале (Дворца Общины) после пожара и укрепление башни Аринго над дворцом дель-Подеста (Болонского Муниципалитета).
Сам Аристотель Фиораванти впервые упоминается в хронике Болоньи в 1436 году, когда он и литейщик Гаспар Нади отлили колокол для городской башни Аринго и подняли его туда. Следующий колокол в 1453 году отлили те же мастера и подняли наверх при помощи специального подъемного устройства, разработанного Фиораванти, который был не только архитектором, но и инженером.
Работа в Италии
Карьера Аристотеля началась блестяще. С 1447 года продолжал работы отца, вместе с дядей-архитектором работал над рядом сложных инженерно-строительных проектов. Под его руководством в 1455 году была передвинута колокольня Св. Марка в Болонье, за что городской совет присвоил ему звание старшины ложи каменщиков родного города и назначил пожизненное обеспечение. Тогда же Фиораванти выпрямил колокольню в городе Ченто и башню при церкви Св. Ангела в Венеции. Последняя из-за слабости грунта простояла всего двое суток и рухнула, задавив нескольких человек. Из-за этой трагедии Аристотель немедленно покинул Венецию и больше не возвращался.
В 1458 году он отреставрировал древний мост в Павии, а в 1459—1460 гг. устроил Пармский канал. С 1458 года находился на службе у Миланского герцога Франческо Сфорца, и вернулся в Болонью только в 1464 году. Главным образом в это время Аристотель был востребован как инженер, так как в городах северной части Италии, в том числе в Милане, важном военном и политическом центре, требовались именно эти навыки. В Милане он работал с известным архитектором Антонио Аверелино по прозванию Филарете, автором бронзовых дверей собора Святого Петра в Риме. Филарете в трактате об архитектуре несколько раз с большой похвалой отзывался о Фиораванти.
Вскоре после возвращения в родной город, в 1465 году Фиораванти был приглашён ко двору венгерского короля Матьяша Корвина, но городская ложа каменщиков отпустила его в Венгрию только в 1467 году. При дворе венгерского короля Аристотель строит в основном мосты через Дунай.
«Деятельность Аристотеля в Италии — это деятельность не архитектора (возможно, за некоторыми исключениями), а инженера, причем инженера выдающегося, осуществившего ряд смелых технических решений, намного опередивших практику того времени. Как прославленного инженера его приглашали во многие города для решения самых трудных задач — в Венецию, Флоренцию, Мантую, Рим, Неаполь» (С. С. Подъяпольский [1] ).
Работа в России
По возвращении в Италию Фиораванти работает в Риме и Болонье, и в 1473 году случается событие, вероятно, подтолкнувшее архитектора к отъезду в Россию по приглашению русского посла.
В июне 1473 года Аристотель Фиораванти был неожиданно арестован и обвинён в сбыте фальшивых монет, за что его лишили всех имевшихся привилегий. Обвинение оказалось ложным, и в 1474 году состоялась встреча его с русским послом Семёном Толбузиным, присланным в Италию на поиски архитектора для работы в Москве.
Ивану III срочно необходим был опытный и талантливый архитектор, так как в 1474 году в Московском Кремле произошла катастрофа — рухнул почти достроенный новый Успенский собор. Псковские мастера, осматривавшие обрушившееся здание, сделали вывод, что «известь не клеевита да камень не тверд», но сами за постройку нового собора не взялись, и Семён Толбузин был по совету Софьи Палеолог немедленно отправлен в Италию за подходящим специалистом.
Вероятно, встреча Фиораванти с Толбузиным состоялась в Риме, и после подписания контракта в 1475 году шестидесятилетний архитектор с сыном по имени Андреа и слугой по имени Пьетро в составе посольства отправился в Московское княжество.
О прибытии итальянского архитектора в Москву свидетельствует Первая Софийская летопись, где значится, что он приехал «на Велик день» (на Пасху), и не один, а «взят же с собою тот Аристотель сына своего Андреем зовут, да паробка, Петрушею зовут».
Работа Аристотеля Фиораванти в Москве началась с разборки развалин Успенского собора Мышкина и Кривцова. Расчистка места для нового собора заняла всего неделю — за 7 дней было полностью убрано то, что строилось три года. Снос остатков стен вёлся при помощи «барана» — дубового бревна, окованного железом, которое подвешивалось к «пирамиде» из трёх брусьев и, раскачиваясь, било в стену. Когда этого было мало, в нижнюю часть оставшихся обломков стен вбивали деревянные колья и поджигали их. Разбор стен окончился бы и раньше, если бы рабочие успевали быстрее выносить камень со двора. Однако зачинать стройку архитектор не торопился. Фиораванти понимал, что он не может не считаться с обычаями и вкусами русского народа, не должен искусственно переносить сюда привычные ему формы западной архитектуры. Поэтому, закончив закладку фундамента, Аристотель отправился путешествовать по стране для знакомства с древнерусским зодчеством.
Строительство Успенского собора
Для возведения нового собора необходим был материал — белый камень, кроме оставшегося от разрушившегося храма. Древние разработки белого камня в Мячкове под Москвой были сочтены пригодными, и оттуда Аристотель начал получать материал. Кроме того, нужен был кирпич. Тот, что делали прежде, был плохого качества и фактически представлял собой древнюю плинфу, поэтому Фиораванти предварительно, до начала стройки, поставил кирпичный завод у Андроникова монастыря на берегу Москвы-реки; кирпич этого завода был качественнее старого и имел единый стандарт.
Фундамент Успенского собора был заложен на глубине двух саженей (то есть около 4,5 м), и предварительно в грунт были вбиты дубовые сваи, что для московского строительства было новшеством.
Собор был закончен к 1477 году, хотя оставалась ещё внутренняя отделка, которая заняла еще около двух лет. 15 августа 1479 года состоялось торжественное освящение собора.
Внешне Успенский собор очень близок к одноимённому собору во Владимире, который и был взят за образец, хотя отличается рядом архитектурных особенностей. Внутри же, впервые в русской архитектуре, огромный собор не был разделен на небольшие пространства, а, напротив, представал во всем объеме.
Роскошная живопись в основном была завершена ещё при жизни архитектора, а к 1515 году собор был полностью расписан изнутри. Росписи многократно поновлялись, а в 1914 году началась их реставрация под руководством учёных-исследователей.
Дальнейшая жизнь
Кроме Успенского собора, Фиораванти не строил других зданий в России, но есть основания полагать, что именно ему, знаменитому мастеру фортификационных работ, был заказан генеральный план новых стен и башен Кремля, которые планировалось возвести вместо старых, обветшавших белокаменных. Также Аристотелю приписывают устройство Пушечного двора (на месте нынешней Пушечной улицы). Также молвой ему приписывалось создание тайного подземного хранилища на территории Московского Кремля для легендарной Библиотеки Ивана Грозного.
В 1482 году Фиораванти в качестве начальника артиллерии участвовал в походе Ивана III на Новгород, и во время этого похода навёл очень прочный понтонный мост через реку Волхов. После этого похода мастер хотел возвратиться в Италию, но Иван III не отпустил его, а, напротив, арестовал и посадил в тюрьму после попытки тайно уехать. Но долго держать Фиораванти в тюрьме он не мог себе позволить, так как в 1485 году намечался поход на Тверь, где инженер был необходим. После этого похода имя Аристотеля Фиораванти больше не встречается в летописях; нет и свидетельств о его возвращении на родину. Вероятно, вскоре он умер.
Аристотель Фиораванти — мастер, прославившийся в России только одним произведением, но произведением, достойным множества любых других. Однако нельзя сказать, что кроме Успенского собора он не создал ничего выдающегося. Множество инженерных решений, предложенных им, оказали большую услугу строительству не только Москвы, но и — намного лет раньше — Италии, где также сохранилось лишь одно его произведение.
Аристотель Фиораванти. Успенский собор. Проклятие зодчего
Возведение нового Успенского собора
Предыстория
1472 год — по велению Великого князя Московского Ивана III Васильевича на месте обветшавшего кремлевского храма, который был построен в 1326–1327 гг. при Иване Калите, начали строить новый Успенский собор. Однако возводимые русскими мастерами каменные стены постоянно разваливались как карточный домик, а когда до завершения строительства уже вроде бы оставалось совсем немного, собор рухнул полностью.
Мастера лишь сокрушались и пытались оправдаться, что им мешает проклятие, нависшее над местом строительства – Боровицким холмом. Ранее холм назывался Ведьмина гора, и складывалось такое впечатление, что нечистая сила противится строительству православного храма. Но жена князя Софья Палеолог уверяла, что дело тут не в проклятиях и что следует пригласить настоящих мастеров из-за границы.
Русский посол в Италии Семен Толбузин смог уговорить зодчего Аристотеля Фиораванти поехать в далекую холодную Московию. На своей родине архитектор прославился тем, что каким-то невероятным образом выправлял покосившиеся башни и перемещал целые здания с места на место. К примеру, в 1455 г. он смог передвинуть колокольню Святого Марка в Болонье со всеми колоколами, за что городским советом ему было присвоено звание старшины ложи каменщиков Болоньи и назначил пожизненное обеспечение.
Однако такого рода деяния лишь укрепляли репутацию зодчего как мага и чернокнижника. Неудивительно, что инквизиция собирала на него материал, дабы судить за колдовство. Вначале он был неожиданно арестован и обвинен в сбыте фальшивых монет, за что его лишили всех имевшихся привилегий. Как выяснилось обвинение было ложным, но все эти неприятности привели к тому, что Аристотель Фиораванти весьма быстро согласился на предложение русского посла.
Фундамент на костях
60-ти летний зодчий прекрасно знал, что устойчивость здания зависит от качества его фундамента. Потому остатки стен он велел снести, а после того как обследовал местность приказал выкопать глубокие рвы в основании будущего собора и забивать туда дубовые сваи. Во время раскопок рабочие нашли множество костей и несколько каменных языческих идолов. Это служило подтверждением слухов о том, что на Ведьминой горе ранее было языческое святилище, где практиковали человеческие жертвоприношения, а рядом находилось кладбище колдунов.
Когда Иоанн увидел найденного строителями большого каменного идола, он велел расколоть его на мелкие кусочки и утопить в Москве-реке. Возможно, кости и идолы, находящиеся в земле, и служили проводниками нечистой силы, кто знает. Но после того как они были извлечены она утратила свое могущество.
Освящение храма
Начинать постройку Успенского собора Аристотель Фиораванти не спешил. Зодчий понимал, что необходимо считаться с обычаями и вкусами русского народа, и не стал переносить сюда привычные ему формы западной архитектуры. Потому, после окончания закладки фундамента, он какое-то время путешествовал по стране, знакомясь с древнерусским зодчеством.
Возведенный Фиораванти собор был не только красивым, но и крепким. 1479 год, 12 августа — собор был торжественно освящен митрополитом Геронтием.
Вклад в развитие Руси
Фиораванти разрабатывал план нового каменного Кремля с сетью подземных ходов, а вместе с этим отливал пушки и колокола, в значительной степени продвинув развитие на Руси артиллерии и монетного дела. Но при этом архитектор не переставал заниматься и алхимией, для чего оборудовал для себя приличную лабораторию.
Опала
Несколько раз мастер пытался уехать на родину или в Литву, однако Иоанну очень не хотелось отпускать его, он опасался что тот может раскрыть врагам секреты укреплений и тайников Московского Кремля. А поэтому все увеличивал и увеличивал жалование архитектору. Но когда итальянец завершил свою миссию и выстроил каменный Кремль, великому князю, как видно, захотелось компенсировать свои расходы. Зная из донесений своих шпионов о том что зодчий занимался алхимией, Иоанн начал требовать, чтобы тот рассказал ему секрет философского камня, при помощи которого можно превращать свинец в золото.
Проклятие Аристотеля Фиораванти
– Пусть теперь попробует выбираться при помощи своей магии, – усмехнувшись заявил Иоанн.
Но проклятие итальянского архитектора оказалось не пустым звуком. И оно стало «работать» в самых различных формах. В первую же ночь после того, как бедолага был замурован, разразилась ужасная гроза и молния ударила в маковку построенного им собора. После в Кремле начали происходить разные несчастья и бедствия. А самого великого князя замучили ночные кошмары. Когда в палатах сгущалась тьма, ему мерещился осуждающе смотрящий на него призрак изможденного, когда-то приглашенного им самим, итальянского зодчего.
Великий князь так и поступил. Но когда темницу вскрыли, то с удивлением увидели, что останков там нет. Каким-то невероятным образом архитектор исчез из каменного мешка. Конечно, священники заявили, что без нечистой силы тут не могло обойтись, и Фиораванти уволок к себе в ад сам дьявол.
Однако, как видно, забрал он лишь телесную оболочку, потому как душа итальянского мастера продолжает неприкаянно скитаться по лабиринтам Кремля. Будто напоминая о проклятии, привидение итальянца является русским правителям перед их смертью. Ходили слухи, что одной из причин, побудивших Петра 1 перенести столицу из Москвы в Петербург, было желание не встречаться с призраком итальянского зодчего и избежать его «семейного» наказания.