Что составляло конструктивную основу готики
Каркасная система готической архитектуры
Каркасная система готической архитектуры — совокупность конструктивных строительных приемов, появившаяся в готике, которая позволила изменить распределение нагрузки в здании и заметно облегчить его стены и перекрытия. Благодаря данному изобретению архитекторы средневековья смогли значительно увеличить площадь и высоту возводимых сооружений.
Основными элементами конструкции являются контрфорсы, аркбутаны и нервюры.
Содержание
Характеристика
Главной и в первую очередь бросающейся в глаза чертой готических соборов является их ажурная структура, представляющая собой резкий контраст массивным конструкциям предшествующей романской архитектуры.
Распределение нагрузки
Техническим прорывом архитекторов готики явилось их открытие нового способа распределения нагрузки. (Любое свободностоящее здание испытывает два вида нагрузок: от собственного веса (включая перекрытия) и погодные (ветер, дождь, снег). Затем оно передает их вниз по стенам — к фундаменту, нейтрализуя затем в земле. Именно поэтому каменные здания строятся более основательно, чем деревянные, так как камень, будучи тяжелее древесины, подвергается большей угрозе обрушения в случае ошибки в расчетах). В романской архитектуре, отчасти являющейся наследницей древнеримской, несущими частями здания были все стены целиком. Если архитектор желал увеличить размер свода, то таким образом увеличивался и его вес, и стену приходилось утолщать, чтобы она могла выдержать вес такого свода.
Романика | Готика |
---|---|
Нагрузку передают стены по всей длине собора | Нагрузку передают элементы каркасной конструкции, равномерно распределенные по периметру здания |
Колонны не имеют особенного значения | Колонны вместе с контрфорсами и аркбутанами — главные несущие элементы здания |
Толстые массивные стены, толщиной в несколько метров, несут нагрузку | Тонкие стены, возведенные между колоннами, являются ненесущими перегородками |
Небольшие объемы здания | Собор может иметь колоссальный размер |
Потолки не очень высокие | Своды очень высокие |
Окна небольшие, так как прорезают несущую стену и не должны уменьшать ее несущую способность | Окна могут занимать весь простенок между колоннами, вместо перегородки |
Все помещения разграничены между собой массивными стенами, простенками и колоннами | Помещения визуально объединены в одно целое благодаря тонкости опорных колонн |
Новаторство технического решения состояло в следующем: свод перестали опирать на сплошные стены здания, массивный цилиндрический свод заменили ажурным нервюрным крестовым (см. ниже), давление этого свода передается нервюрами и арками на столбы (колонны). Возникающий таким образом боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами.
Таким образом, конструкция сильно облегчается за счет перераспределения нагрузок. Прежде несущая, толстая стена превратилась в простую легкую «оболочку», чья толщина больше не влияла на несущую способность здания. Из толстостенного здания собор превратился в тонкостенный, но зато «подпертый» по всему периметру надежными и элегантными «подпорками».
Кроме того, готика отказалась от полуциркульной, обычной арки, заменяя её везде, где только можно стрельчатой. Использование стрельчатой арки в сводах позволяло уменьшить их боковой распор, направляя значительную часть давления прямо на опору — причем, чем выше и заостреннее арка, тем меньше она создает боковой распор на стены и опоры. Массивный свод заменился ребристым сводом, эти ребра—нервюры диагонально перекрещивались и воспринимали нагрузку. Пространство между ними заполнялось простой запалубкой — легкой кладкой кирпича или камня.
Особенности готического стиля в архитектуре
Романская архитектура феодализма послужила развитию более высоких жизненных запросов общества. Именно она, с осознанием европейцами рыцарского достоинства и потребностью в более роскошной обстановке, стала основой готического стиля в искусстве, окончательно утвердившегося в XIII веке.
Этот загадочный и несколько мрачный стиль стал логическим завершением искусства средневековья, широко распространившись в Западной Европе, и лишь отчасти затронув ее восточную окраину. Храмы и соборы стали главным архитектурным воплощением готики. К таким зданиям относится Миланский кафедральный собор, строительство которого было начато в 1386 году.
Невиданная доселе высота готических храмов достигалась применением каркасной системы в строительстве. А обширные интерьеры украшались огромными окнами, потрясавшими многоцветьем искусно выполненных витражей.
К основным элементам готической архитектуры относятся:
Готика соединила в себе стекло, камень, и яркие краски настенных росписей и витражей. Экспрессивный стиль покорял сиянием золота, а шпили, взлетающие ввысь, демонстрировали стремление человека к небу, и служили напоминанием о духовной стороне жизни. Эта архитектура символизирует бесконечность, осязаемо выражая все то, мистическое и загадочное, что есть в душе каждого человека.
Огромные размеры и необозримость готических зданий, бесконечность арок, острых шпилей-стрел и скульптурных сооружений, производили сильные впечатления на публику. Впрочем, здания, построенные в готическом стиле, впечатляли не только своих современников. Сохранившиеся в веках образцы готической архитектуры вызывали сильные эмоции у всех поколений.
Новая готика
В начале XIX века, поклонниками готического стиля была предпринята попытка возродить готические формы викторианского периода. Доминирующая в то время в Европе неоклассика стала активно вытесняться средневековыми готическими формами: арками, колоннами, фронтонами вытянутыми вверх, арками и башнями, адаптированными к современной архитектуре.
Это течение, подарившее миру Тауэрский мост, замок Нойшванштайн, Вестминстерский дворец и другие шедевры архитектуры, получило название неоготики.
Не обошла эта мода и Россию, проявившись у нас, однако, несколько слабее, чем в Европе. К счастью, отдельные неоготические здания до сих пор сохранились в нашей стране и странах СНГ. Живший в Киеве, в начале 20 века, Владислав Городецкий, спроектировал и построил в 1901-1903 гг. знаменитый доходный дом с химерами, фасад которого украсил многочисленными скульптурами чудовищ, по аналогии с готическими горгульями. И хотя стиль этого необычного киевского здания эклектичен, скульптуры и отдельные выносные элементы фасада служат явным напоминанием о средневековой готической архитектуре.
Образцом эклектики служит Дом Севастьянова или Дом профсоюзов в Екатеринбурге. Внушительный по размерам и очень изящный особняк, с элементами неоготики, был построен в 30-х годах 19 века, и диктовал моду городским постройкам последующих десятилетий.
Архитектура. XXI век.
Сегодня готический стиль стал историей, большая часть современных зданий несет в себе черты более лаконичных стилей. Моду диктуют хай-тек, неоклассика, конструктивизм, модерн, что особенно заметно в архитектуре крупных городских построек.
Эти стили оказали заметное влияние и на малоэтажное домостроение, однако частное загородное строительство намного больше открыто экспериментам, а заказчики – выражению собственной индивидуальности.
Особенности современной загородной архитектуры
При общей тенденции создания условий проживания, аналогичных городским, постоянно меняются требования, предъявляемые к загородной архитектуре, также, как и вкусы самих дачников. Все чаще при строительстве дома, заказчики требуют натуральных материалов и использования большего числа остекленных поверхностей стен.
Псевдоусадебный стиль, фасады с колоннами, крыши с башнями, дома в стиле модерн и классика, коттеджи площадью в несколько соток больше не вызывают интереса.
Покупателями загородных домов приветствуются современные коттеджи, с простыми, чистыми линиями в фасадах и интерьерах: эстетика жилья все больше занимает внимание его владельцев.
Поэтому, при создании проектов загородных коттеджей, архитекторы нередко обращаются к стилям прошлого, среди которых определенный интерес вызывает готика. К ней прибегают как к историческому стилю, несущему в себе яркие, оригинальные идеи.
Фахтверк
Современные проектировщики черпают творческое вдохновение у авторов замечательных построек средневековья. Так, конструктивные особенности готических зданий были положены в основу технологий фахверкового строительства. В такой конструкции, за нагрузку на фундамент отвечает несущая основа.
Главная особенность фахтверка – использование стен лишь в качестве ограждающих элементов. В этой конструкции стены не имеют несущей нагрузки, что позволяет бесконечно экспериментировать с материалами.
Этот сложный, экспрессивный архитектурный стиль тесно связан с современной молодежной субкультурой. Возможно, отчасти и по этой причине, он сегодня имеет своих поклонников. И хотя сейчас трудно увидеть тот или иной исторический стиль в чистом виде, ряд проектов и отдельные загородные постройки имеют очевидное сходство с готическим стилем.
В них можно увидеть и черты других архитектурных направлений, но готика ощутимо просматривается, как например, в этом коттедже, сохранившем даже уникальную планировку, характерную для средневековых готических сооружений.
Еще один пример почтительного отношения к эпохе Возрождения наглядно виден в общих очертаниях и отдельных элементах этого двухэтажного загородного дома. Типичное для готики стрельчатое окно расположено по центру фасада, крышу поддерживают характерные выносные элементы треугольной формы. Еще большее сходство придают чугунные решетки на окнах и тяжелые кованые двери.
Владельцы загородных домов все чаще обращают внимание на их эстетические свойства, на выбор стиля, что во многом определяется художественным вкусом хозяев. Но для того, чтобы функциональность и эстетические функции здания находились в полной гармонии между собой и с окружающим ландшафтом, необходимо участие архитектора.
Только специалист сможет в полной мере отразить в загородном доме тот или иной архитектурный стиль и предпочтения его хозяина, создав произведение искусства с безукоризненными пропорциями, способное донести до будущих поколений художественное сознание наших современников.
Смотрите проекты современных домов в готическом стиле от архитектурного бюро ТопДом →
Читать другие статьи раздела
Купить или построить дом с нуля – неизбежный вопрос, когда возникает желание приобрести частную недвижимость за городом. Чтобы ответить, нужно четко понимать: для чего.
Подробнее о готовых и построенных загородных домах.
Ситуацию, когда у вас есть и добротный коттедж с коммуникациями, и городская квартира, можно назвать идеальной. Но на практике обычно приходится выбирать, куда вложить средства – в постройку собственного дома или.
Подробнее о выборе между домом и квартирой.
Владельцу предстоит решить вопрос: купить готовый типовой вариант или заказать индивидуальный. В том и в другом случае есть факторы, влияющие на.
Далее об авторских проектах домов.
Современная малоэтажная застройка в России представлена как типовыми архитектурными решениями, популярными за счет доступности материалов и быстроты возведения, так и эксклюзивными проектами, где ценится.
Далее о красивых домах.
Из всех минималистичных (или интернациональных) стилей, конструктивизм особенно крепко прижился на территории Советского Союза.
Подробнее о конструктивизме.
Устремлённый и одухотворённый – готический стиль в архитектуре
Таинственность, величественность, восторженная чувствительность – вот далеко не полный список эпитетов, характеризующих готический стиль в архитектуре. Он органично объединил мощность каменных стен с лёгкостью и яркими красками стеклянных витражей. Тема этого материала от редакции HouseChief – готика как история и современность в архитектуре.
Исторические этапы развития готического стиля в архитектуре
В архитектурных сооружениях Европы середины XII столетия господствовал романский стиль с античной классикой тяжёлых, массивных стен, круглых арок и узких окон-бойниц. В то же время происходило зарождение готического искусства, с иными понятиями эстетических идеалов и создания форм. Как ни странно, название воздушному стилю дали древнегерманские племена готов, покорившие Рим. Людям той эпохи казалось варварством отступление от древних канонов.
Развитие готики, как искусства, происходило в странах с господством христианской церкви. Определяющими элементами стиля стали храмы и соборы – воплощение новых веяний не только в архитектуре, но и в живописи и скульптуре. Выделяют четыре основных периода развития готики:
С зарождением в XV столетии нового течения Ренессанс, готическое искусство отошло на второй план.
Ранняя готика
Родоначальником стиля считается Франция, её провинция Иль де Франс. В середине XII столетия в аббатстве Сен Дени была построена церковь с элементами готической стилистики. При её сооружении убрали лишние стены, расширили фасад, удлинили арочные своды и получился первый образец готики – более светлый, масштабный и торжественный.
Особенностями ранней готики отличаются архитектурные элементы храмов Нуайона, Лана и других французских провинций.
Раннеготический собор в Лане
В них пока ещё преобладает некоторая тяжеловесность романского стиля, не хватает свободного парения и раскованности.
Период зрелой готики
Эпоха высокой готики характеризуется более богатыми композициями, с большим количеством скульптурных, живописных и мозаичных элементов. В зрелом стиле в совершенстве используются каркасные конструкции, поднимающие своды храмов на недосягаемую высоту.
Собор в Реймсе – замечательный пример органичного синтеза зодчества и скульптуры
Ещё одной особенностью зрелого готического стиля стали каменные перемычки окон в форме розы с расходящимися от центра лучами.
Интерьер Амьенского собора с окном розой
Особенности поздней готики
Этот архитектурный стиль охватывает пространства Англии и южной Европы, где готика получает своеобразный местный колорит. В поздней готике наблюдается переизбыток декоративности:
Католический храм Нотр-Дам в центре Руана – яркий пример пламенеющей стилистики
Стены сооружений в невероятном количестве покрывают стрельчатые арки, резные в кружево вимперги, кокетливые статуи в вызывающих позах.
Значение каркасной системы в готической архитектуре
Практически все изыски готических сооружений построены на главном изобретении тех времен – новой каркасной системе. Конструкция каркаса позволяла распределить весовую нагрузку здания, значительно уменьшая массу стен и перекрытий.
Технологическое новшество решило вопрос единого внутреннего пространства храма
Исчезли массивные стены и опорные колонны, разделяющие помещения, увеличилась общая площадь и высота потолочных сводов. Помимо этого, каркас способствовал экономии строительных ресурсов.
Основные конструктивные элементы готического стиля
Архитектурное течение готики принесло в строительство зданий самобытные элементы, ставшие позднее визиткой средневекового стиля.
Арочные своды
Любое высотное готическое здание имеет колоннаду сводчатых арок, выполняющую роль несущего каркаса, цементирующего и объединяющего архитектурный ансамбль.
Арочная система образовалась на основе романских крестовых сводов с декоративными каменными рёбрами, выступающими наружу
Зодчие готики использовали ребристые выступы, украшавшие здание. Это нервюры – арочные своды, основной элемент каркаса.
Нервюры собора Сан-Шапель в Париже
Значение аркбутанов и контрфорсов
Несущая способность зданий потеряла зависимость от толщины стен и массивные, толстостенные сооружения сменили лёгкие строения с тонкими стенами. Давление сводчатых перекрытий переходило к арочным колоннам, при этом боковая нагрузка принималась готическими элементами – аркбутанами и контрфорсами.
Столбы располагались на некотором расстоянии от стен и соединялись с ними при помощи аркбутанов
Мозаика оконных витражей
Стекольное искусство мозаичных витражей является ещё одним важнейшим и определяющим элементом готической стилистики. Каждая мозаика уникальна и представляет итог многолетней работы специалистов.
Яркие, насыщенные краски витражей создают удивительный контраст с тёмными стенами
Неповторимое сияние произведениям искусства придает солнечный свет, проникающий через стекло, создавая атмосферу высокой торжественности.
Порталы
Фасады готических соборов обязательно оформлялись множеством ажурной отделки и порталами – углублёнными нишами, содержащими скульптурные изображения животных либо персонажей мифологии.
На фронтонах некоторых церквей западные порталы настолько близко расположены между собой, что заполняют всю площадь низа здания
Технологические особенности строительства готических зданий
Архитектурный стиль готики свидетельствует об исключительном мастерстве ремесленников каменотёсов. Исполинские сооружения требовали огромного количества природного камня, который доставляли из местных и дальних карьеров. В некоторых районах юга Франции, Нидерландов, севера Германии применялся кирпич.
Строительство таких масштабов нереально без применения металла в деталях крепежа и блочных конструкций для подъёмов материала. Высокое мастерство зодчих средневековья свидетельствует о технологичности методов строительства.
Готические сооружения в европейских странах
Готическая архитектура в странах Европы формировалась по-разному, с учётом национальных особенностей архитектурных школ. Но, несмотря на определённые отличия, целостность стиля осталась не нарушенной.
Особенности Английской и Французской готики
Готическую архитектуру Франции, как родины этого стиля, можно причислить к классике произведений искусства средних веков.
Неоспорима роль первого храма Сен Дени, объединившего все значимые атрибуты готики и заложившего основы развития художественного направления
Элементы готики широко использовались и в светской городской застройке. Главные площади городов обязательно украшала ратуша с богатым декором и башенной надстройкой.
Здание ратуши в Сен-Кантене, заложенное в 1351 году
Основное строительство в Англии велось на территориях крупных аббатств. Города и сёла обходились зданиями церковных приходов, где доминантой была одна осевая башня западного фасада.
Кентерберийский собор, заложенный в 1274 году, уже имел некоторые отличия от классики французской готики
Храмы возводились на открытой местности и сохраняли большие площади.
Готика Англии характеризуется растянутыми фасадами и сравнительно небольшими башнями западной стороны
Готика в Германии и Чехии
Новаторский стиль пришел в Германию к концу XIII столетия и так же встретил сильную приверженность к романовской и византийской стилистике. Первыми готическими сооружениями немецких земель считают кирху Либфрауэн в Трире и церковь Святой Елизаветы в Марбурге.
Либфрауэнкирхе, церковь Пресвятой Девы Марии, заложенная в 1230 году
Северо-восточные земли Германии были бедны природным камнем, и строительство зданий осуществлялось с помощью кирпича. Мастерство специалистов кирпичной кладки создало новую ветвь в европейской готике.
Украшение северной Германии — ратуша в Тангермюнде, построена в 1430 году
Примерно в то же время изыски готического зодчества настигли Чехию. Масштабные строительные площадки развернулись в центре Праги. И по сей день, средневековые здания являются главной визиткой столицы.
Создание Карлова моста на Влтаве (1357—1378 г.г.) с его въездной башней стало доминирующим мотивом Пражской архитектуры
Эпохальным достижением Чешской готики является построение Вацлавского зала в Старом дворцовом комплексе Пражских королей.
В помещении огромных размеров проводились не только королевские приёмы, но и конные рыцарские турниры
Испанские и итальянские готические здания
Для Итальянского государства готический стиль оказался инородным телом. Зодчие Италии наполняли фасады готическими элементами – остроконечными шипами, окнами-розами, башнями, но всё это скорее дробило общую целостность зданий.
Миланский собор (1386 год) с множеством вертикальных линий, башенных надстроек, украшений из мрамора
Пожалуй, только в Венеции восприняли ажурную конструктивность сооружений, что позволило раздвинуть фасады, в соединении с радужным разноцветьем.
Венецианский Дворец Дожей на площади святого Марка. Построен в 1309—1340 годах
В Испанию готика пришла со всеми конструктивными решениями, но захватила только культовые постройки. В светском строительстве остались сильны мавританские мотивы.
Кафедральный собор в Бургосе, заложен в 1221 году
Готика в других европейских странах
Искусство готики утверждалось и в других европейских странах. Характерный пример восточной готики – замковый комплекс в Мальборке, заложенный в конце XII века.
Дворцовый «Зал Капитула»
Для Польши вообще характерно широкое разнообразие сводчатых конструкций. Местные мастера достигли в этом вопросе полного совершенства.
Венгерская готика сохранилась плохо. Здания были порушены и разграблены во времена турецких завоеваний, либо подверглись капитальной перестройке.
Будапештский костел святого Матьяша – хорошо сохранившееся готическое сооружение
Прибалтийское зодчество подверглось значительному влиянию немецких рыцарских орденов.
Будапештский костел святого Матьяша – хорошо сохранившееся готическое сооружение
Неоготика, как ренессанс готической архитектуры
Возвышенная готика в зодчестве совершенно исчезла к середине XV столетия, уступив место материальному Возрождению, воссоздававшему культуру античности. Неоготическая архитектура неожиданно полыхнула на острове Великобритания в середине XVIII века и перекинулась на Европейский и Американский континенты.
Знаменитым образцом неоготики является Лондонское здание Британского парламента
Средневековая Россия, находившаяся под сильным влиянием Византийской культуры, практически не знала готических приемов в архитектуре.
И всё же, некоторые веяния европейского стиля проскальзывают в стеновых и башенных строениях Московского Кремля
Особо яркие проявления неоготической стилистики заметны в здании Царской резиденции под Москвой – самого крупного псевдоготического комплекса Европы.
Редчайший памятник Российской неоготики содержит классические приемы русского зодчества наряду с типовыми атрибутами готического направления
На Американском континенте неоготика причудливо переплелась с технологическим прогрессом.
Знаменитый Бруклинский мост Нью-Йорка построен на арочных устоях в виде стрельчатых окон готических соборов
Элементы готики в современном коттеджном строительстве
В наши дни тенденция комфортного загородного жилья требует постоянного усложнения архитектурных решений.
Готическая направленность в строительстве стала весьма востребованной из-за множества интересных идей
Современная готика в коттеджном строительстве – это эксклюзивный проект для каждого владельца. Причём, совершенно необязательна постройка средневекового замка с натуральными габаритами, главное – соблюдать основные каноны внешней стилистики.
Для создания готического дизайна придерживаются таких принципов:
В наружной отделке стен используется сайдинг, керамическая плитка с имитацией диких каменных блоков. Возможен вариант декоративной штукатурки пастельно-серых тонов. Для внутренних помещений подойдёт обшивка из древесного бруса.
Проекты небольших загородных домов с элементами готического стиля