Что значит чресла ослабели

Что такое чресла? Это интересно знать

С кем не бывало такой ситуации, когда полностью погружаешься в чтение интересной книги, и тут вдруг перед глазами предстает непонятное слово. Вроде бы оно встречалось ранее, и смысл его почти понятен, но оставаться в догадках, правильно ли оно истолковано, не хочется, а спасительной сноски с пояснением нет. И начинаются поиски толкования. Хорошо, если есть однозначное определение. Но бывают настолько интересные устаревшие слова, которые несут в себе очень насыщенное смысловое значение, что история использования и толкования просто поражает и вызывает неподдельный восторг.

Что значит чресла ослабели. Смотреть фото Что значит чресла ослабели. Смотреть картинку Что значит чресла ослабели. Картинка про Что значит чресла ослабели. Фото Что значит чресла ослабели

Толкование

Использование

Кроме того, в статье толкового словаря говорится, что данное слово использовалось в формулировке «произойти из чресл». Такое применение можно применять как в отношении матери, так и в отношении отца. То есть быть зачатым в лоне матери и являться наследником, прямым потомком, плодом чресл.

Что значит чресла ослабели. Смотреть фото Что значит чресла ослабели. Смотреть картинку Что значит чресла ослабели. Картинка про Что значит чресла ослабели. Фото Что значит чресла ослабели

Прочие значения

Довольно часто слово «чресла» встречается на страницах русскоязычной Библии. Зачастую оно символизирует крепость мужчин.

А вот лоно может иметь несколько другую смысловую нагрузку, применятся в качестве определения чего-то близкого и родного. К примеру, фраза «лоно природы», которую можно услышать и в наше время.

Источник

ЧРЕСЛА

Смотреть что такое «ЧРЕСЛА» в других словарях:

ЧРЕСЛА — ЧРЕСЛА, чресл, ед. нет (церк. книжн. устар.). Поясница, бедра. «Грубая серая ткань обвивала чресла.» А.Тургенев. Препоясать чресла (готовясь в путь). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

чресла — поясница, лоно, бедра Словарь русских синонимов. чресла см. бёдра Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

ЧРЕСЛА — ЧРЕСЛА, чресл (стар.). Поясница, бёдра. Препоясать ч. мечом (также перен.: приготовиться к битве). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

чресла — чресла, род. чресл, дат. чреслам … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

ЧРЕСЛА — Опоясать (перепоясать) [свои] чресла. Книжн. Устар. Приготовиться к бою. БТС, 1483. /em> Из Библии. БМС 1998, 627; ФСРЯ, 528. Шевелить чреслами. Жарг. мол. Шутл. Танцевать. Максимов, 478 … Большой словарь русских поговорок

чресла — чресл; мн.; книжн. Поясница, бёдра. препоясать свои чресла … Словарь многих выражений

Чресла — (стегно, бедро) евр. ярёх. Чресла (стегно, бедро). Держать руку на чреслах (Иер. 30:6) или бить себя по чреслам (бедрам) (Иер. 31:19; Иез. 21:12), было знаком глубокого страдания и отчаяния. Положить свою руку под стегно кого либо, означало… … Словарь библейских имен

чресла — чересло (чресла) паясніца, сцёгны … Старабеларускі лексікон

чресла — мн. Заимств. из цслав., при исконнорусск. чересло (см.) … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

чресла — чр’есла бедра, поясничная часть тела. Слово символизирует крепость мужчины и в некоторых местах русской Библии употребляется в переносном смысле (Быт.35:11 ; 1Пет.1:13 ). В оригинале в этих местах стоит: «из твоего тела», «приготовьте ум ваш»;… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Источник

Значение слова «чресла»

Что значит чресла ослабели. Смотреть фото Что значит чресла ослабели. Смотреть картинку Что значит чресла ослабели. Картинка про Что значит чресла ослабели. Фото Что значит чресла ослабели

ЧРЕ́СЛА, чресл, мн. Книжн. устар. Поясница, бедра. И целомудренно и смело, До чресл сияя наготой, Цветет божественное тело Неувядающей красой. Фет, Венера Милосская. Только избранным пояс развяжется, Окружающий чресла богинь. Блок, Моя сказка никем не разгадана.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ЧРЕ’СЛА, сл, ед. нет (церк.-книжн. устар.). Поясница, бедра. Грубая серая ткань обвивала чресла. Тургенев. Препоясать чресла (готовясь в путь).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

чре́сла

1. мн. ч. устар. церк. книжн. высок. поясница, бёдра ◆ Никто бы не мог сказать, что лучше у неё выходит — драйв справа или драйв слева: один был зеркальным отображением другого, — у меня в самых чреслах до сих пор покалывает от пистолетной пальбы этих ударов, которым вторили чёткое эхо и выкрики Электры. Владимир Набоков, «Лолита», 1967 г.

Делаем Карту слов лучше вместе

Что значит чресла ослабели. Смотреть фото Что значит чресла ослабели. Смотреть картинку Что значит чресла ослабели. Картинка про Что значит чресла ослабели. Фото Что значит чресла ослабелиПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова червиветь (глагол), червивеет:

Источник

что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях

Писания, откровения, толкования, мысли…

Что значит чресла ослабели. Смотреть фото Что значит чресла ослабели. Смотреть картинку Что значит чресла ослабели. Картинка про Что значит чресла ослабели. Фото Что значит чресла ослабели

Послание Павла Ефесянам (часть 25)

Что значит чресла ослабели. Смотреть фото Что значит чресла ослабели. Смотреть картинку Что значит чресла ослабели. Картинка про Что значит чресла ослабели. Фото Что значит чресла ослабели14 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,
15 и обув ноги в готовность благовествовать мир;
16 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;
17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.
(Еф.6:14-17)

Итак станьте,…

Слово «станьте» однокоренное со словом в 11м стихе, и в словаре Стронга стоит под тем же номером – 2476. Это не случайно. В одиннадцатом стихе Павел говорит, что нам нужно устоять против козней дьявольских, и в 14м он уже говорит, «итак станьте». В 11-м пишет то, что нужно для того, чтобы устоять, в 14-м уже указание встать. Вот, что нужно, теперь примените.

До этого Павел напоминал суть Евангелия – Христос в нас. Потом, на основании этого Евангелия, Павел показал, что нужно свергнуть плоть и повернувшись к новорожденному Христу воцарить его на своем престоле. Это нужно всегда делать в ситуациях, когда плоть пытается занять место царя. Если плоть сильно сопротивляется, не нужно своими силами побеждать, нужно найти важные, убедительные слова, нужно благодарение Богу и почтение другого большим себя. И это главное в нашем росте.

Плоть никогда не дерется честно, она воин интриг. Она будет сбрасывать тебя исподтишка, улыбаясь в лицо. По этому, кроме главного, нужно еще и «обмундирование», или защитная амуниция.

Теперь, после всех инструкций Павел приказывает: «Встать и одеться». То есть, его слова – это не то, что когда-нибудь случится. Это то, что уже здесь. Плоть уже сейчас с нами. Она уже сейчас пытается захватить трон Царя. Поэтому не нужно ждать особенного злого дня, прямо сейчас встань против нее.

Теперь вот, что нужно сделать.

14 …, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,
15 и обув ноги в готовность благовествовать мир;
16 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;
(Еф.6:14-16)

Вы спросите, почему я не привел здесь 17 стих. Это поясню позже. Скажу только, что 17 стих лежит вне приказа об обмундировании, но, как уже сказал, об этом позже.

Еще пару замечаний. Первое, слова: «препоясав», «облекшись» и «обув» — это аорист. Т.е. действие, произошедшее и законченное в прошлом. При этом с оттенком мгновенного действия. Это говорит о том, что надо вставать, уже одев все, что перечислено в приведенных стихах.

Второе, все это нужно «одеть», т.е. это не часть нашей природы. Все это, буквально, нужно одеть. Если бы это было нашим, то не нужно было бы этого надевать. Но, встать нам нужно, надев это.

Итак, первое, что должно быть на нас одето до того, как мы встанем против козней дьявольских – это пояс. Обратите внимание, этим поясом препоясывается не талия, а «чресла».

Чресла (3751): бедро, чресла. Вы спросите, как можно препоясать бедра? Наша ошибка в том, что под поясом мы понимаем узкую полоску ткани или кожи, которой мы стягиваем рубашку, платье, брюки и т.д. Многие проповедники не избежали этой же ошибки, трактуя это слово, не вникая в греческий текст, считая, что речь идет о такого же рода поясе, который стягивает броню. Но это все не верно. На самом деле никакой такой брони, которую нужно было стягивать поясом, не было. Каждая часть обмундирования была самостоятельной. Хорош же был воин, которому достаточно разрубить пояс, и вся броня разваливалась. Нет, конечно. Все было умнее и проще. Итак, о чем же речь? Речь идет не о тонкой полоске ткани, а, по сути, целой юбке, сформированной из пояса в нашем понимании и полос плотной ткани, а иногда полос метала, свисающих с этого пояса, для защиты бедер. Вот эту конструкцию Павел и называл поясом. Такой пояс надевался не для стягивания рубахи, но для защиты тела ниже талии до колен.

Итак, исходя из этого, все учения о том, что пояс нужен, чтобы собрать мысли, упорядочить что-то там, связать – бред. Речь идет ТОЛЬКО (!) о защите. Интересно другое. Почему защита ниже пояса стоит на первом месте? Логичнее было бы начать с брони, а не с пояса. Кстати, если бы пояс предназначался для скрепления, стягивания брони, то, сначала надо было сказать о ней. Павел же, начинает «одевать» воина с пояса, т.е. когда броня еще не надета. И еще один вопрос, почему истиной нужно окружить именно бедра, а не грудь? Может быть это странные вопросы, но, что-то я сомневаюсь, что Павел выражается как сказочник, не имея четкого намерения в таком распределении. Павел не говорит для «красного словца». Если он чему-то учит, то для ясного и четкого понимания. Именно эта ясность и важна для Павла. А для древнего христианина объяснения Павла были очень даже понятны. Давайте и мы попробуем уяснить мысль Павла. Посмотрим, с чем в Библии связаны бедра или чресла.

3 И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой.
4 И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником.
(Быт.15:3,4)

Здесь чресла – это источник потомства, наследия.

9 И явился Бог Иакову по возвращении его из Месопотамии, и благословил его,
10 и сказал ему Бог: имя твое Иаков; отныне ты не будешь называться Иаковом, но будет имя тебе: Израиль. И нарек ему имя: Израиль.
11 И сказал ему Бог: Я Бог Всемогущий; плодись и умножайся; народ и множество народов будет от тебя, и цари произойдут из чресл твоих;
12 землю, которую Я дал Аврааму и Исааку, Я дам тебе, и потомству твоему по тебе дам землю сию.
(Быт.35:9-12)

Здесь тоже самое, чресла – источник потомства, причем потомство царственное.

Здесь, чресла – знак силы. Если чресла слабые, то человек не может стоять.

23 Да будет трапеза их сетью им, и мирное пиршество их — западнею;
24 да помрачатся глаза их, чтоб им не видеть, и чресла их расслабь навсегда;
(Пс.68:23,24)

Здесь в Псалме Давид просит Бога о возмездии для врагов. И «расслабь чресла» стоит на одном уровне со слепотой.

17 Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои.
(Прит.31:17)

Здесь мать наставляет сына царя о женщинах и жене. Она говорит, что истинная жена заботится о том, чтобы ее бедра были сильными, заботится о крепости своих мышц. Если учесть стилистику псалмов, ее поэзию, то становится ясно, что в 17м стихе идет повтор усиливающий акцент. Фактически, разными словами говорится об одном и том же. Препоясать силой бедра – это тоже самое, что укрепить мышцы. При таком повторе, усиливается акцент.

1 И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его;
2 и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия;
3 и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела.
4 Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого.
5 И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его — истина.
(Ис.11:1-5)

Это место, практически, брат близнец тому месту, что мы читаем в Ефесянам. Похоже Павел, если не копировал, то имел в виду именно этот текст. В пророчестве об Иисусе Исайя говорит, что сила Иисуса (препоясание чресл) – это правда, или, что то же самое, истина.

1 Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму поясы с чресл царей, чтоб отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись;
(Ис.45:1)

Снять пояс с чресл царей – значит лишить их силы и опозорить, унизить.

5 В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала.
6 Тогда царь изменился в лице своем; мысли его смутили его, связи чресл его ослабели, и колени его стали биться одно о другое.
(Дан.5:5,6)

Здесь Даниил, говоря о пире Валтасара, говорит о том, что царь мгновенно ослабел. Потерял возможность стоять.

Итак, судя по приведенным местам писания, любой человек, знакомый с Писанием, должен был понимать под чреслами – честь, силу, способность стоять твердо, источник потомства. Фактически, судя по Писанию, именно чресла ставились во главу угла, когда говорилось о чести и силе. По этому Павел и поставил эти самые чресла на первое место.

Что мы получаем? А получаем мы то, что Павел говорит нам о защите чести и силе стоять. Павле сразу говорит «Итак, станьте», а сила стоять именно в «бедрах», то и способность стоять – первое, что нужно защитить. И по примеру пророчества Исайи об Иисусе, Павел говорит, что наша сила в истине, правде. Если мы будем одеты в правду, мы сможем стоять твердо. Здесь не о нашей правде идет речь. А о правде Иисуса. Другими словами, если мы правильно понимаем учение Иисуса, если стоим на Его слове, то чресла наши не ослабеют, и мы не упадем.

Следующий элемент защитной одежды – броня праведности.

Броня или панцирь, это защита груди и спины. Мы привыкли считать эту часть одежды самой важной. Например, современные воины носят лишь бронежилет. Никто из современных солдат не носит бронеюбку. Во времена Павла и Иисуса было иначе. На первом месте была именно бронеюбка, т.е. пояс. Тебя могут ранить, но ты должен продолжать стоять. Стоять – вот главная задача воина. Поэтому броня Павлом ставится на второе место. Но, броня, все же не та вещь, которой можно пренебречь.

17 Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней — как головы у львов, и изо рта их выходил огонь, дым и сера.
(Откр.9:17)

Если пояс важен для того, чтобы стоять, то бронь важна для атаки, для действия. Когда в Писании говорится о конниках, то про опоясания не вспоминают, но говорят о брони. Всадникам не так важны опоясания. Им не нужно стоять. Но, так как они стремительны, быстры, активны, для них важно, чтобы их не поразила шальная стрела или случайное копье. Потерять броню, значит потерять жизнь, но не честь. Если потерять пояс – потерять честь, то с броней нет. Воин может остаться без брони, но честь от этого не пострадает. Он может умереть, но не упадет в глазах врага. Но, умирать, это не наш метод! Мы уже умерли со Христом, родившись заново и сбросив старую жизнь с пьедестала, больше не нужно. Теперь, нужно побеждать.

Итак, чтобы побеждать, нужна броня. Чтобы победить и остаться живым, невредимым. Так вот, по Павлу, в соответствии с пророчеством Исайи, наша броня – это праведность.

Праведность (1343): праведность, справедливость, законность, правда; оправдание;

Очень важно то, что Бог, говоря с нами, не смотрит на эту одежду совсем. Его не интересует, каким поясом мы опоясаны, и в какой мы броне, потому что он говорит со своими детьми. Наша одежда интересует лишь дьявола. И он очень хочет, чтобы этой одежды на нас не было. Не нужно приходить к Отцу в этой одежде. К Отцу нужно приходить в домашнем. А на бой, одеваться по полной.

Третий элемент одежды – обувь. Очень странно слышать проповедников, которые мгновенно переворачивают текст и читают так, будто они сами являются авторами этого послания. Часто слышно такое, что мы должны одевать обувь благовестия или благовестника. Стоп, дорогие братья. В тексте ничего про такую обувь не сказано. Такие братья утверждают, что это такая обувь, когда человек благовествует. И на этом основании заставляют других проповедовать Евангелие.

Я всеми руками за проповедь, но это место совсем не об этом. Здесь нет обуви благовестника, здесь обувь ГОТОВНОСТИ благовествовать мир. Вы скажете, это же одно и то же. Нет, совсем нет! Ничего общего. Одно дело делать дело, другое дело, быть готовым делать дело. Тот, кто готов, не обязательно делает. Пожарный – это человек, который готов тушить пожар. Но, большую часть своего времени он делает что-то иное. Он заботится о своей готовности, тренируется, проверяет оборудование, чтобы в нужный момент не подвело, или просто спит! Но, как только прозвучит сигнал тревоги, он уже на посту. Его не нужно уговаривать, не нужно убеждать, инструктировать, он уже готов и поэтому тут же выступает в бой с огнем. Когда? Когда есть сигнал! Он не носится по городу, чтобы найти хоть какой-нибудь огонек, с флягой воды. Он на посту, ждет знака, сигнала, и т.д.

Любой воин хорош не тем, что постоянно дерется, но тем, что готов начать драку по первому приказанию и победить. Готовность, это главная мысль в словах Павла. Чтобы еще лучше понять о чем идет речь, приведу текст.

15 Господа Бога святите в сердцах ваших; [будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.
(1Пет.3:15)

Здесь сигнал – кто-то требует отчета в вашем уповании. Другими словами, кто-то спросил вас, во что вы верите. И вот готовность – правда. Помните, такое требование выдвигалось тогда, когда за веру в Иисуса казнили, это время Нерона. Для показных казней солдаты Нерона очень легко находили жертв. Они каждого встречного спрашивали, верят ли они в Иисуса. Настоящий Христианин подтверждал и шел гореть или драться со львами. Тем христианам было не до евангелизаций. Они не устраивали флешмобы, они умирали, сохраняя верность Господину. Вот о какой готовности идет здесь речь.

Итак, это одежда. Но одежда, это еще не все вооружение.

Источник

Что значит чресла ослабели

Валтасар — последний вавилонский царь, имя которого упоминается в библейском рассказе о падении Вавилона (Дан. 5, 1—30). Несмотря на осаду столицы, предпринятую Киром (см. Вавилония), царь и все жители, имея у себя богатый запас продуктов, могли беспечно предаваться удовольствиям жизни. По случаю одного праздника, читаем мы в Библии, В. устроил великолепный пир, на который приглашено было до тысячи вельмож и придворных. Настольными чашами служили драгоценные сосуды, отобранные вавилонскими завоевателями у разных покоренных народов, между прочим, и дорогие сосуды из Иерусалимского храма. При этом, по обычаю древних язычников, прославлялись вавилонские боги, которые оказывались победоносными раньше и поэтому окажутся победоносными и теперь, несмотря на все усилия Кира и его тайных союзников иудеев, с их Иеговою. Но вот, в самый разгар пира на стене показалась рука человеческая и медленно стала писать какие-то слова. Увидев ее, «царь изменился в лице своем, мысли его спутались, связи чресл его ослабели, и колена его от ужаса стали биться одно об другое». Призванные мудрецы не сумели прочитать и разъяснить надпись. Тогда, по совету царицы, позвали престарелого пророка Даниила, который не раз, еще при Навуходоносоре, проявлял необыкновенную мудрость, и он действительно прочитал надпись, которая на арамейском языке кратко гласила: «Мене, мене, текел, упарсин». Это означало: «Мене — исчислил Бог царство твое и положил конец ему; текел — ты взвешен и найден очень легким; упарсин — разделено царство твое и отдано мидянам и персам». «В ту же самую ночь — продолжает библейский рассказ, — Валтасар, царь халдейский, был убит» (Дан. 5, 30). Самое имя Валтасара, как упоминаемое в одной только Библии, и его положение в ряду вавилонских царей было предметом многочисленных ученых споров. Некоторые исследователи и критики, как напр. Де-Ветте, находили возможным считать имя В. фиктивным. В Библии Валтасар называется сыном Навуходоносора; между тем известно, что у Навуходоносора был только один сын Евил-Меродах, после которого Вавилонией управляли еще три царя. В виду этого некоторые отождествляли В. с Набонидом (см. Вавилония). Но против такого отождествления говорить тот несомненный факт, что Набонид был взять Киром в плен еще до осады Вавилона и не был убит, а содержался в почетном плену. Первая нить к распутанию этого трудного исторического вопроса дана была известным ассириологом Генри Ролинсоном. При раскопке вѳликаго храма в Уре, им найдено было, в 1854 году, несколько цилиндров с надписями, заложенных Набонидом в основание храма. На одном из этих цилиндров имеется большая надпись, в которой Набонид обращается к богу луны с следующею мольбою: «Продли мою жизнь на многиѳ годы и (также жизнь) Бел-сар-усура, моего первородного сына, происшедшего от меня». Из этой надписи ясно, что у Набонида был старший сын, по имени Бел-сар-усур или, по греческой транскрипции, Валтасар. Как старший сын, он, очевидно, был наследник престола и, по обычаю вавилонских царей, мог быть призван к управлению, в качестве соправителя, еще при жизни своего отца. Что Валтасар ко времени падения Вавилона был уже человек взрослый, способный принимать участие в государственных делах, на это есть указания в другой клинообразной надписи, хранящейся теперь в Британском музее и содержащей летопись событий, которые предшествовали падению Вавилона и непосредственно следовали за ним. В ней, под 11-м годом царствования Набонида, следовательно, за пять или за шесть лет до падения Вавилона, упоминается сын царя, в качестве главнокомандующего войсками. Когда Набонид был взят в плен, Валтасар мог стать фактически царем Вавилона, хотя бы номинально им и считался Набонид. Что касается, наконец, того, что Валтасар называется сыном Навуходоносора, то это просто объясняется известною особенностью еврейского или вообще восточного склада мысли, по которому отцом называется не только действительный отец, но и дед, прадед и даже отдаленный предок (подобно тому, как Христос называется сыном Давида, всякий еврей считается сыном Авраама и т. д.). Набонид был женат на дочери Навуходоносора; следов., В. был внук этого царя и в торжественной речи мог называть себя просто сыном его. С историей В. связывается еще один вопрос. Библейский рассказ предполагает (хотя точно и не заявляет об этом), что Вавилон был осаждаем и взят силою (или хитростью), так что защищавший его В. погиб в ночной стычке с неприятелем. Геродот, в свою очередь, подробно описывает самую осаду Вавилона и ту военную хитрость, которая употреблена была Киром для взятия неприступной иначе столицы. Между тем, в упомянутой выше клинической летописи дело, по-видимому, представляется иначе. По словам ее, победоносный Кир, разбив вавилонское войско в открытом поле, «без битвы спустился в Вавилон» в шестой день месяца таммуза (т. е. июля). Но это выражение можно понимать и в том смысле, что Кир без битвы подступил к Вавилону. В той же летописи далее рассказывается, хотя и довольно неясно, что со стороны Вавилона была самозащита, выразившаяся в отпоре каких-то «мятежников гути», которые пред победителем заперли ворота Бит-Саггату, т. е., огромного укрепления, в котором находился царский дворец. Несмотря на то, что у них был крайний недостаток в оружии, они продержались там в течениѳ четырѳх месяцев, так что «Кир вошел в Вавилон в третий день месяца арахсамну», т. е., в октябре или ноябре. Только после этого клинописный документ начинает передавать подробности первых шагов управления Кира в Вавилоне. Итак, клинописный документ по меньшей мере не противоречит рассказу Геродота.— Валтасар находит себе отголосок и в русских народных сказаниях. Известна повесть о нем в двух редакциях: одна находится в Погодинском сборнике Имп. Публичной библиотеки, где, по словам Пыпина, «к рассказу о златом древе странно присоединена переделанная история Валтасара»; она носит заглавие: «Сказание о златом древе и о царе Левтасаре». Другая редакция, «О царе Валтасаре Вавилонском», находится в Толстовском сборнике; обе рукописи относятся к XYII—XVIII вв.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *