Что составляет ядро концепции самообразования

1. Разработка структуры любой педагогической концепции должна осуществляться, исходя из следующих требований:
1. содержательная полнота концепции предполагает, что в ее строении должны отражаться все аспекты раскрываемого явления (методологические, теоретические и практические) с соответствующей логикой перехода от одного уровня знаний к другим;
2.концепция не должна соответствовать общим требованиям к теории (сложность, целостность, целенаправленность, динамичность, достоверность) и структурно ей соответствовать, что предполагает отражение в содержании концепции таких форм научной реальности, как совокупность базовых методологических положений, система законов, закономерностей и принципов, моделей функционирования исследуемого явления, процедур интерпретации содержания теории;
3.структура концепции должна включать самостоятельные по назначению и взаимообусловленные по содержанию разделы, последовательно раскрывающие суть, природу изучаемого явления и способы повышения эффективности его функционирования.
2. Основанием отбора целей самообразовательной работы является:
1. социальный заказ
2. система законов
3. система закономерностей
3. В качестве источников самообразования студентов выступают побудительные причины самообразования:
1. процесс познания
2. взаимосвязь познания с производственной практикой
3. процесс развития (саморазвития) личности студентов в самообразовательной деятельности.
4. процесс моделирования
4. Ядро концепции самообразования составляют:
1. система закономерностей
2. закономерности и принципы, отнесенные ко всем компонентам самообразовательной деятельности.
3. система законов
5. В.П.Давыдов выделяет следующие составляющие самообразования:
1. мотивационную
2. ориентационную
3.контролирующую
4. оценочную
5. психомоторную
6. Приемы моделирования не являются самоцелью, а служат для …..
1. осмысления сущности наблюдаемых явлений и применения последних на практике.
2. объекта познания
3. выделения новых абстракций

7. Прогнозирование самообразования является важнейшим этапом, без которого невозможно осуществлять …….
1. весь комплекс организационных и методических мероприятий по его совершенствованию.
2. систематическое обновление знаний и умений обучаемых
3. теоретический анализ проблемы

Источник

КОНЦЕПЦИЯ САМООБРАЗОВАНИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И СТРУКТУРА

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается развивающий подход к обучению студентов с позиций концепции самообразования. Цель исследования заключалась в разработке теоретических основ самообразования в высшей школе. Исходные исследовательские позиции были определены посредством теоретико-методологического подхода; понятийно-терминологический анализ применялся для характеристики и упорядочения понятийного поля предмета исследования; системный подход послужил основой целостного рассмотрения проблемы самостоятельного обучения.

Автором уточнены категории и атрибуты концепции самообразования, ее методологические основания, ядро инаправления практического применения, включающие дидактические закономерности, принципы и методические требования. Содержание концепции обусловливает организационно-методическое обеспечение процесса обучения, которое включает комплекс мероприятий по разработке нормативных документов, планирование и организацию самообразовательной деятельности студентов, применение современных образовательных технологий. Результаты исследования могут быть использованы учеными и практиками, аспирантами и преподавателями при внедрении инновационных методик обучения в отраслевых вузах страны.

Ключевые слова

Об авторе

кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой Челябинского института путей сообщения

Список литературы

3. Загвязинский В. И. О современной трактовке дидактических принципов // Сов. педагогика. 1978. No 10. С. 66–72.

4. Коротяев Б. И. Общая структура объекта и предмета педагогики и принципы дидактики // Сов. педагогика. 1981. No 5. С. 73–79.

6. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. Т. 2. М.: БРЭ, 1993.

7. Сериков Г. Н. Обучение как условие самоподготовки к профессиональной деятельности. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985. 137 с.

10. Тулькибаева Н. Н., Большакова З. М. Педагогика: взаимосвязь науки и практики. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2008. 162 с.

11. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. М.: Владос, 2006. 239 с.

Для цитирования:

Медведев И.Ф. КОНЦЕПЦИЯ САМООБРАЗОВАНИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И СТРУКТУРА. Образование и наука. 2012;(2):32-42. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-2-32-42

For citation:

Medvedev I.F. The Self-Education Concept: General Notions and Structure. The Education and science journal. 2012;(2):32-42. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-2-32-42

Источник

Особенности самообразования

Сущность понятия самообразования, его принципы, функции (экстенсивная, сотворческая, коммуникативная и др.), уровни (адаптивные, креативный и др.), формы и источники (книги, курсы, работа и др.). Преимущества самообразование над формальным обучением.

РубрикаПедагогика
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления05.06.2015
Размер файла145,6 K

Что составляет ядро концепции самообразования. Смотреть фото Что составляет ядро концепции самообразования. Смотреть картинку Что составляет ядро концепции самообразования. Картинка про Что составляет ядро концепции самообразования. Фото Что составляет ядро концепции самообразования

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Тюменский государственный университет» в г. Тобольске

Кафедра педагогики и социального образования

По дисциплине: «Технология самообразования»

На тему: «Особенности самообразования»

Выполнила: студентка 1 курса, гр. 105

Горшкова Татьяна Александровна

Научный руководитель: к.п.н., доцент

кафедры педагогики и социального образования

Лицман Галина Николаевна

Глава 1. Сущность понятия самообразования

1.1 Принципы самообразования

1.2 Функции самообразования

1.3 Уровни самообразования

1.4 Формы самообразования

1.5 Источники самообразования

Выводы по первой главе

Глава 2. Самообразование против формального обучения

Выводы по второй главе

Миллионы лет существует мир. Многое изменилось в нем, стало совершенно другим. Но все же есть что-то вечное, что было и будет всегда. Ведь всегда будут рождаться, жить и умирать люди; и всегда будут они идти по тернистому пути к своему совершенству, каждый раз вновь разрешая вечные жизненные проблемы, преодолевая преграды и терпя бедствия.

Жизнь всегда заставляла людей искать пути к совершенствованию своей души. Проблемам саморазвития во все века придавалось большое значение.

На сегодняшний день особую актуальность приобретает проблема постоянного образования, самосовершенствования и самообразования людей на протяжении всей их жизни. Достижение процветания, социально-экономической стабильности, перспектив развития и благополучия личности, т.е. ее жизненного успеха напрямую зависит от умения личности ориентироваться и самостоятельно осваивать новую информацию, быть готовой к переподготовке в быстроменяющихся ориентирах профессиональной деятельности на рынке труда.

Для успешной производственной деятельности человек должен не только хорошо владеть профессиональными знаниями и навыками, полученными в период подготовки в системе среднего и высшего профессионального образования, но и быть достаточно развитым в культурном, нравственном, психологическом отношениях, он должен в полной мере ощущать себя полноценной личностью, полноправным членом общества, общины, семьи. Достичь всего этого можно путем постоянного повышения своей профессиональной и общекультурной компетенции, развития собственного интеллекта и творческой самостоятельности в процессе самостоятельной индивидуальной работы.

Глава 1. Сущность понятия самообразования

1.1 Принципы самообразования

1. Развитие собственных сил, физических и умственных, на основе самодеятельности, самостоятельных занятий.

2. Развитие, происходящее силой внутренних причин, независимо от внешних факторов, самодвижение.

В педагогической науке понятие Саморазвитие определяется как способность системы к преодолению противоречий своего развития усилиями самих участников образовательных процессов, способность к самоуправлению: постановке целей, проектированию нового состояния системы образования и этапов его достижения, корректировке образовательно-воспитательных процессов, объективному анализу их хода и результатов, выдвижению новых перспектив и т.д.

1.2 Функции самообразования

1.Ориентировочная (определение себя в образовательном пространстве, своего места в обществе)

2.Экстенсивная (накопление, приобретение новых знаний)

3.Саморазвитие (развитие самосознания, памяти, мышления, речи, рефлексивных способностей)

4.Сотворческая (достраивание деятельности до уровня творчества)

5.Компенсаторная (преодоление недостатков образования, ликвидация «белых пятен» в общей культуре)

6.Методологическая (формирование образа мира, своего места в мире, определение пути профессионального «бытия»)

7.Психотерапевтическая (сохранение жизненной энергии, силы личности, переживание полноты жизни)

8.Коммуникативная (установление связей между науками, специальностями, возрастами)

9.Омолаживания (преодоление энерции собственного мышления, предупреждение застоя в своем профессиональном росте)

1.3 Уровни самообразования

Адаптивный уровень культуры самообразования характеризуется невыраженным отношением человека к формулированию и удовлетворению личных познавательных потребностей, когда цели и задачи самообразовательной деятельности определены нечетко и не являются ориентиром и критерием деятельности. Отношение к научному стилю мышления не выработано, способность к синтезу методологических и предметных знаний отсутствует. Технологическая готовность определяется в основном решением организационных задач, отсутствуют умения и навыки использования методов и приемов активизации познавательной деятельности. Самостоятельная познавательная деятельность осуществляется по предложенной схеме, отсутствует самостоятельность и инициативность, направленность на достижение общественно значимых образовательных целей [1,с. 25]

Репродуктивный уровень проявления культуры самообразования предполагает наличие устойчивого ценностного отношения к выявлению и реализации личных познавательных потребностей. Студент, находящийся на этом уровне, более высоко оценивает важность научного стиля мышления, проявляет стремление к большей самостоятельности при планировании образовательных задач. В отличие от адаптивного уровня в данном случае наблюдается успешное решение не только организационных задач, но и конструкторско-прогностических, предполагающих целеполагание и планирование образовательных действий. Творческая активность по-прежнему остается в рамках воспроизводящей деятельности, но с элементами применения приемов активизации познавательной деятельности. Формируется образовательная направленность потребностей, интересов, склонностей, а также положительная установка на освоение принципов и методов организации самостоятельной познавательной деятельности. Студентом осознается необходимость создания индивидуальной образовательной программы [2, с.12].

Эвристический уровень проявления культуры самообразования характеризуется более высокой целенаправленностью, осознанием ценности самообразования, использованием методов и приемов активизации познавательной деятельности. Появляется способность к аналитическим действиям, к самоорганизации, придавая образовательному процессу целостный и восходящий характер. На высоком уровне сформированности находятся умения работы с научной, методической и учебной литературой, самостоятельно вести поиск новых способов решения задач оценочно-информационного и коррекционно-регулирующего типа. Происходит осознание необходимости научного подхода к собственной образовательной деятельности, появляется увлеченность поисковой деятельностью. У студента, находящегося на этом уровне, сформированы рефлексивное сознание, установка на проектирование собственной образовательной траектории, важность удовлетворения образовательных потребностей для профессионального роста.

Креативный уровень культуры самообразования отличается высокой степенью результативности самообразовательной деятельности, осознания и использования норм научного стиля мышления в учебно-познавательной деятельности. На высоком уровне сформированы такие личностные качества, как организованность, социальная и профессиональная мобильность, коммуникативность, сила воли. В самообразовательной деятельности студентов важное место занимают такие проявления творческой активности, как умение формулировать организующие и управляющие вопросы, быстро и адекватно реагировать на возникшую учебную ситуацию, контролировать и оценивать свои знания. В структуре личности гармонично сочетаются научные и образовательные интересы и потребности, психологическая готовность к изменению вида и характера своей деятельности, познавательная и творческая активность. Студент, находящийся на этом уровне, активно пользуется новейшими информационно-коммуникационными и образовательными технологиями, владеет методами и приемами активизации познавательной активности, обладает способностью осмысливать и трансформировать учебную ситуацию в целях самообразования.

1.4 Формы самообразования

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая.

Таблица 1. Формы самообразования

В этой индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс.

Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогом.

1.5 Источники самообразования

Исследовательская деятельность дает не только повышение уровня самообразования, но и помогает найти единомышленников, познакомиться со специалистами по той или иной проблеме. Представляется отличный шанс познакомить научно-педагогическую общественность с результатами своей работы через собственные публикации в прессе и выступления на тематических конференциях. К сожалению, в нашей стране студенты, как правило, не отличаются профессиональной активностью, ошибочно предполагая, что построение карьеры начнется после получения документа о высшем образовании. Во многих странах это не так. Именно выпускники, проявившие свои способности еще будучи студентами, легче устраиваются на работу, получают более выгодные предложения от работодателей и быстрее продвигаются по социальной и профессиональной лестнице.

3)Обучение на различных курсах.

Совершенно очевидно, что грамотный специалист должен обладать не только знаниями о непосредственном предмете профессиональной деятельности, но и разнообразными умениями, необходимыми для ее осуществления. Неплохо поэтому параллельно с учением в вузе освоить еще какие-то полезные навыки, особенно на первом курсе, когда нагрузка не так велика. Например, можно пойти на курсы стенографии (это позволит быстрее конспектировать на лекциях и работать в библиотеке) или на курсы обучения работе в сети Интернет, или на курсы по формированию имиджа, изучению иностранного языка и т. д.

На старших курсах можно пройти тренинги личностного роста, тренинги развития коммуникативных навыков и уверенности в себе.

Было бы отлично, если бы в комплекте с дипломом бакалавра или магистра у вас к концу обучения в вузе были еще какие-то документы, подтверждающие разнообразие ваших умений. Это хорошая стартовая позиция. самообразование адаптивный курс обучение

Пока вы учитесь в вузе, у вас есть прекрасная возможность попробовать себя в различных видах деятельности, примерить на себя разные профессиональные роли, вовремя понять, какие именно знания вам понадобятся в реальной практике. Тогда процесс обучения становится не только интересным, но и существенно экономит ваше время.

5) Окружающая действительность: события, которые происходят вокруг; люди, с которыми вы общаетесь, их знания и опыт.

Говоря об окружающей действительности, в первую очередь необходимо отметить важность восприятия любой информации, которая попадает в поле вашего зрения. Постарайтесь научиться преобразовывать ее в максимально полезную для себя, пропускать через своеобразную профессиональную призму: а чем она может пригодиться в моей будущей деятельности? А что сделал бы я, столкнувшись с подобной ситуацией в своем классе, со своими воспитанниками? Такой подход позволяет развивать рефлексивные навыки, мысленно проигрывать ситуацию, вырабатывать собственную модель поведения в аналогичных случаях.

Отдельного разговора требуют и отношения, которые вы вольно или невольно выстраиваете со своими однокурсниками и преподавателями.

Старайтесь оказывать максимальную поддержку однокурсникам. Если вам не всегда хочется это делать, вспоминайте о том, что очень часто мы не можем разглядеть вокруг себя известных в будущем людей. А вдруг рядом с вами учится такой человек?

Иногда случается, что негативное отношение к какому-то преподавателю переносится на преподаваемый им предмет. Вряд ли это правильно. Надо прежде всего думать о той пользе, которую принесет вам сотрудничество с высококвалифицированным специалистом, пусть и не очень симпатичным человеком. Многое в жизни происходит вопреки нашим ожиданиям, и тогда мы можем говорить о понятии «шанс». Как вспоминал Д.С. Лихачев, его увлечение древнерусской литературой началось после вынужденного посещения спецкурса, на который он попал совершенно случайно и откуда не мог уйти из-за чувства неловкости (кроме него там присутствовал только один студент).

6) Увлечения (хобби). Их часто называют «специальными умениями». Как говорил В. А. Сухомлинский, «учитель должен в чем-то блистать».

Иногда студенты, поступая в вуз, отбрасывают все, по их мнению, «лишнее», «мешающее учебе», «развлекательное». А напрасно. Дополнительная сфера деятельности, не связанная напрямую с профессиональным самообразованием, именно для педагога является крайне необходимой.

Выводы по первой главе

Глава 2. Самообразование против формального обучения

Самообразование часто становится достойной альтернативой официальному, формальному обучению, будь то курсы повышения квалификации или даже второе высшее образование. В чем же его преимущества?

1)Возможность получить более актуальные знания.

Новая идея проходит слишком длинный путь от зарождения до «конечного потребителя». Сначала ее обсуждают и оттачивают в блогах, разговорах, интернет-публикациях, потом ее распространяют в печатных книгах, если необходимо, переводят на другой язык, включают в образовательные программы и лишь потом преподают ученикам и студентам. Как правило, к этому моменту идеи становятся далеко не «новыми». Самообразование и интернет дают шанс познакомиться с интересными идеями на их начальном этапе.

2)Выбор оптимальной, интересной программы обучения.

В институтах и университетах много общеобразовательного, не всегда особо необходимого в жизни материала, на который приходится тратить время и силы. При самообразовании вы сами можете выбирать для себя программу обучения, изучать только то, что вам действительно нужно и интересно.

3)Возможность управлять расписанием.

Формальное обучение навязывает студентам жесткое, не всегда удобное расписание. При самообучении вы можете сами изменять, варьировать для себя наиболее удобный режим занятий. При этом не забывайте, что для качественного самостоятельного обучения, для достижения стабильных результатов составлять расписание и придерживаться его крайне необходимо.

Самообразование ничего не стоит, кроме потраченного на него времени. При традиционном обучении вам приходится тратить и время, и средства, причем не всегда эффективно.

Выводы по второй главе

Самообразовываясь, человек самостоятельно выбирает область, в которой хочет расти и накапливать новые знания, затем составляет какой-то план и следует ему по собственному желанию.

Главная прелесть полученных таким образом знаний заключается в том, что человек очень быстро пропускает их через себя и включает в жизненный процесс.

График, по которому человек будет работать, разумеется, тоже составляет он сам, исходя из своих желаний и возможностей.

Это тип свободного экспериментирования, духовного поведения.

2.Колбаско И. И. Учащимся О самообразовании. Мн., «Нар. света»,1976.

3.Селевко Г. Что такое технология самообразования школьников? : нар. Образование,2000. №9

5.Электронные ресурсы http://gigabaza.ru/doc/20789.html 19.01.2015г.,

7.Интернет ресурс http://festival.1september.ru/articles/609103/ 19.01.2015г.,

«Надо учиться в школе, но еще гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по свовему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого»

«Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования»

«Человека делает образованным лишь его собственная внутренняя работа, иначе говоря, собственное, самостоятельное обдумывание, переживание, перечувствование того, что узнает от других людей или из книг»

«В деле воспитания процессу саморазвития должно быть отведено самое широкое место. Человечество всего успешнее развивалось только путем самообразования»

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Сущность понятия и главные условия самообразования. Развитие самообразования в России. Педагогические воззрения И. Копиевича. Влияние Ломоносова на развитие просвещения и идеи самообразования. Возникновение «Отдела самообразования», его функции и цели.

реферат [19,8 K], добавлен 29.11.2011

Основные принципы самообразования, его особенности в сравнении с традиционным образованием. Построение процесса самообразования на практике, его этапы: определение учебной мотивации, поиск информации и выбор источников, построение плана обучения.

реферат [30,0 K], добавлен 05.11.2016

Содержательная характеристика самообразования личности. Оценка истории и практики исследования проблем самообразования и жизненного успеха. Совокупность психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность умений и навыков самообразования.

дипломная работа [70,4 K], добавлен 28.10.2011

Рассмотрение понятия и исторического аспекта развития самообразования в зарубежной педагогической литературе. Ознакомление с основными принципами системы непрерывного образования. Возможности применения иностранного опыта в отечественной практике.

курсовая работа [39,7 K], добавлен 27.09.2010

Проблемы, возникающие в современном педагогическом процессе. Основная идея профессионального саморазвития и трудности адаптации. Определение самообразования как одного из механизмов превращения репродуктивной деятельности человека в продуктивную.

реферат [34,1 K], добавлен 23.02.2011

Источник

Век живи — век учись. Часть 5. Самообразование: возьми себя в руки

А вам слабо в свои 25-30-35-40-45 сесть за обучение? Не корпоративное, не оплаченное по тарифу «контора платит», не вынужденное и когда-то недополученное высшее, а самостоятельное? Сесть за свой стол с выбранными вами книгами и учебниками, перед лицом строгого самого себя и освоить то, что вам нужно или так хотелось освоить, что вот уже просто сил нет жить без этих знаний? Это, пожалуй, один из самых сложных интеллектуальных процессов взрослой жизни: мозги скрипят, времени мало, всё отвлекает, да и мотивация не всегда однозначная. Самообразование — важный элемент жизни абсолютно любого профессионала, но оно сопряжено с определёнными трудностями. Давайте разбираться, как лучше организовать этот процесс, чтобы не загнать себя и получить результат.

Что составляет ядро концепции самообразования. Смотреть фото Что составляет ядро концепции самообразования. Смотреть картинку Что составляет ядро концепции самообразования. Картинка про Что составляет ядро концепции самообразования. Фото Что составляет ядро концепции самообразования

Это последняя часть цикла «Век живи — век учись»:

Делитесь своим опытом в комментариях — может быть, благодаря стараниям команды RUVDS и читателей Хабра обучение окажется немного осознаннее, правильнее и плодотворнее.

Что такое самообразование?

Самообразование — это самостоятельное мотивированное обучение, в ходе которого вы сосредоточены на получении тех знаний, которые по вашему мнению больше всего нужны вам в данный момент. Мотивация может быть совершенно разной: карьерный рост, новая перспективная работа, желание освоить что-то интересное именно вам, стремление перейти в новую сферу и т.д.

Самообразование возможно на любом этапе жизни: школьник фанатично изучает географию и скупает все книги и карты, студент погружается в изучение программирования микроконтроллеров и наполняет квартиру невероятными DIY-штуками, взрослый человек пытается «войти в IT», ну или наконец выйти из него и стать крутым дизайнером, мультипликатором, фотографом и проч. К счастью, наш мир довольно открыт и самообразование без бумажки может принести не только удовольствие, но и доход.

Для целей нашей статьи мы рассмотрим самообразование взрослого работающего человека — ведь это очень круто: занятые работой, семьёй, друзьями и прочими атрибутами взрослой жизни люди находят время и начинают изучать JavaScript, Python, нейролингвистику, фотографию или теорию вероятностей. Зачем, как, что это даст? А не пора ли и вам засесть за книги (интернет и т.д.)?

Чёрная дыра

Самообразование, начавшись как увлечение, легко перерастает в чёрную дыру и поглощает время, силы, средства, занимает мысли, отвлекает от работы — потому что это мотивированное увлечение. Чтобы избежать этой ситуации, важно договориться с собой и своим образовательным импульсом ещё до начала занятий с самим собой.

Плюсы самообразования

Можно попробовать новые нестандартные методики обучения: совмещать их, тестировать, выбирать наиболее комфортную для себя (чтение, видеолекции, конспекты, обучение часами или интервалами и т.д.). К тому же, вы сможете легко сменить программу обучения, если изменилась технология (например, безжалостно бросить С# и пересесть на Swift). Вы всегда будете актуальны внутри процесса обучения.

Глубина обучения — поскольку нет ограничений временем аудиторной работы и знаниями преподавателя, вы можете изучать материал со всех сторон, останавливаясь на тех моментах, которые вам необходимы. Но будьте осторожны — вы може закопаться в информации и тем самым затормозить весь процесс (а то и бросить).

Что составляет ядро концепции самообразования. Смотреть фото Что составляет ядро концепции самообразования. Смотреть картинку Что составляет ядро концепции самообразования. Картинка про Что составляет ядро концепции самообразования. Фото Что составляет ядро концепции самообразования

Самообразование — это недорого или вообще бесплатно. Вы платите за книги (самая дорогая часть), за курсы и лекции, за доступ к определённым ресурсам и т.д. В принципе, обучение можно сделать полностью бесплатным — в Интернете можно найти качественные бесплатные материалы, но без книг процесс потеряет в качестве.

Можно работать с информацией в своём темпе — записывать, рисовать схемы и графики, возвращаться к уже освоенному материалу, чтобы углубить его, уточнить неясные моменты и закрыть пробелы.

Развиваются навыки самодисциплины — вы учитесь организовывать своё рабочее и свободное время, договариваться с коллегами и семьёй. Как ни странно через месяц жёсткого тайм менеджмента наступает момент, когда вы понимаете, что времени-то стало больше.

Минусы самообразования

В российских реалиях самый главный минус — это отношение работодателей, которые требуют подтверждение вашей квалификации: реальные проекты или документы об образовании. Это не значит, что руководство компании плохое и нелояльное — это значит, что оно уже столкнулось с с такими «образованцами», сбежавшими с тренингов про то, как заработать миллион за сутки. Поэтому стоит обзавестись реальными отзывами по проектам (если вы дизайнер, рекламщик, копирайтер и т.д.) либо хорошим пет-проектом на GitHub, который наглядно продемонстрирует ваши навыки разработки. Но лучше всего по итогам самообразовательного процесса пойти на курсы или в вуз и получить сертификат/диплом — увы, пока ему больше веры, чем нашим знаниям.

Ограниченность сфер для самообразования. Их много, очень много, но есть группы специальностей, которые не могут быть освоены самостоятельно для работы, а не «для себя» и своего интереса. К ним относятся все отрасли медицины, автотранспортная и вообще транспортная сфера, как ни странно — продажи, многие рабочие специальности, инженерное дело и т.д. То есть вы можете освоить все учебники, стандарты, методички и т.д., но в момент, когда вы должны будете оказаться готовым к практическим действиям, вы окажетесь беспомощным дилетантом.

Например, вы можете знать всю анатомию, фармакологию, освоить все протоколы лечения, разобраться в методах диагностики, научиться распознавать заболевания, читать анализы и даже подбирать план лечения распространенных патологий, но как только вы, не дай бог, столкнётесь с инсультом у человека, с асцитом, с ТЭЛА — всё, единственное, на что вы будете способны, это мокрыми ручками набрать 03 и отогнать зевак. Вы даже поймёте, что случилось, но не сможете помочь. Если, конечно, вы здравомыслящий человек.

Мало мотивации. Да, самообразование поначалу — самый мотивированный вид обучения, но в дальнейшем ваша мотивация будет продолжать зависеть только от вас и вашего желания, а не от будильника. Это значит, что фактором вашей мотивации станут домашние дела, развлечения, переработки, настроение и т.д. Довольно быстро начинаются перерывы, пропущенные дни и недели, возможно, придётся пару раз начать учиться заново. Чтобы не отступать от намеченного плана, нужны железная воля и самодисциплина.

Трудно сосредоточиться. Вообще степень сосредоточенности сильно зависит от того места, где вы собрались заниматься. Если вы живёте с семьей и они не привыкли уважать ваше пространство и время, считайте, вам не повезло — порывы к обучению быстро съест совесть, которая заставит помогать родителям и играть с детьми. Для кого-то больше подойдёт мой вариант — учиться в офисе после работы, но для этого необходимо отсутствие болтливых сотрудников и разрешение руководства (впрочем, мне из 4-х раз ни разу не пришлось столкнуться с непониманием).

Обязательно организуйте своё рабочее место и время — обстановка должна быть учебной, деловой, ведь по сути это те же самые занятия, но с высоким уровнем доверия к самому себе. Вам же бы не пришло в голову на втором высшем внезапно открыть YouTube или посмотреть очередную часть хорошего сериала?

Самообразование не заканчивается — вас будет преследовать чувство незавершённости, недостаточности информации. С одной стороны, это будет вас стимулировать изучать вопрос ещё глубже и становиться прокачанным специалистом, с другой — может затормозить развитие за счёт сомнений в собственной компетенции.

Совет простой: как только поймёте основы, ищите способы применять знания на практике (стажировки, свои проекты, помощь компании и т.д. — вариантов достаточно). Таким образом, вы сможете оценить практическую ценность всего, что изучаете, поймёте, что востребовано рынком или реальным проектом, а что лишь красивая теория.

Что составляет ядро концепции самообразования. Смотреть фото Что составляет ядро концепции самообразования. Смотреть картинку Что составляет ядро концепции самообразования. Картинка про Что составляет ядро концепции самообразования. Фото Что составляет ядро концепции самообразования

Есть у самообразования важный социальный нюанс: вы обучаетесь вне социальной среды и взаимодействие с другими сводится к минимуму, достижения не оцениваются, нет критики и нет поощрений, нет конкуренции. И если в математике и разработке это к лучшему, то в изучении языков «молчание» и изоляция — плохие союзники. К тому же, обучение наедине с самим собой откладывает сроки и снижает шансы заняться работой в той области, которую вы изучаете.

Источники для самообразования

Вообще самообразование может принимать любую форму — можно зубрить материал по вечерам, можно взаимодействовать с ним при первой возможности в каждую свободную минуту, можно ходить на курсы или получать второе высшее образование и непрерывно самостоятельно углублять полученные там знания. Но есть набор, без которого самообразование просто невозможно — что бы ни говорили онлайн-школы, скайп-преподы и коучи.

Книги. Не важно, изучаете вы психологию, анатомию, программирование или агротехнику томатов, книги вам не заменит ничего. Вам понадобятся три типа книг для изучения любой сферы:

Тетрадь, ручка. Пишите конспекты, даже если вы их ненавидите и компьютер ваш друг. Во-первых, вы лучше запомните материал, во-вторых, обратиться к по-своему оформленному материалу гораздо проще и быстрее, чем искать что-то в книге или видео. Старайтесь не просто катать текст как есть, а структурируйте информацию: рисуйте схемы, выработайте значки для списков, систему пометок разделов и проч.

Карандаш, стикеры. Делайте пометки на полях книг и приклеивайте стикеры на нужные страницы, приписывая описание того, почему к этой странице нужно обратиться. Здорово облегчает повторное обращение и улучшает запоминание.

Что составляет ядро концепции самообразования. Смотреть фото Что составляет ядро концепции самообразования. Смотреть картинку Что составляет ядро концепции самообразования. Картинка про Что составляет ядро концепции самообразования. Фото Что составляет ядро концепции самообразования

Английский язык. Вы можете не говорить на нём, но читать очень желательно, особенно если вы занимаетесь самообучением в ИТ-сфере. Мне сейчас очень хочется быть патриотом, но очень многие книги написаны гораздо круче, чем российские — в ИТ-сфере, в биржевом и брокерском деле, в экономике и менеджменте, и даже в медицине, биологии и психологии. Если с языком совсем беда, ищите хороший перевод — как правило, это книги крупных издательств. Оригиналы можно покупать в электронном и печатном виде на Amazon.

Лекции в интернете — их много на сайтах университетов, на YouTube, в профильных группах в социальных сетях и т.д. Выбирайте, слушайте, конспектируйте, советуйте другим — выбрать адекватный курс очень сложно!

Если речь идёт о программировании, то ваши верные помощники это Хабр, Medium, Тостер, Stack Overflow, GitHub, а также различные проекты для обучения именно написанию кода типа Codecademy, freeCodeCamp, Udemy и проч.

Периодика — старайтесь находить в сети и читать профильные журналы, чтобы знать, чем живёт ваша отрасль, какие люди являются её лидерами (как правило, именно они пишут статьи).

Для самых упоротых упёртых есть ещё одна суперсила — свободное посещение вузовских занятий. Вы договариваетесь с нужным вам факультетом и спокойно сидите слушаете лекции, которые вам необходимы или интересны. Если честно, первый раз подойти страшновато, отрепетируйте свою мотивацию дома, но отказывают крайне редко. Но это требует большого количества свободного времени.

Общая схема самообразования

В нашем цикле уже не раз говорилось, что статьи довольно субъективные и автор не претендует быть истиной в последней инстанции. Поэтому поделюсь своей рабочей проверенной схемой работы над новой информацией для целей самообразования.

Составить учебный план — с помощью базового учебника(-ов) составить план и примерное расписание необходимых вам предметов. Дело в том, что иногда не удаётся обойтись одной дисциплиной, приходится сочетать 2 или 3, в параллели больше понимаешь их связность и логику взаимодействия.

Подобрать учебные материалы и записать их в план: книги, сайты, видео, периодику.

Перестать заниматься подготовкой примерно на неделю — очень важный период, за который у вас в голове укладывается полученная во время составления плана информация, в ходе пассивного мышления возникают новые идеи и потребности для целей обучения, таким образом, появляется когнитивная и мотивационная основа.

Начать самообучение по удобному графику — заниматься в установленное время и стараться не пропускать «самозанятия». Привычка, как правильно пишут в литературе, формируется за 21 день. Однако если у вас реальный перегруз на работе, простуда, проблемы, отложите учёбу на несколько дней — в стрессовой ситуации материал усваивается хуже, а фон нервозности и раздражения может закрепиться как ассоциация к процессу обучения.

Комбинировать материалы — не работайте с книгами, видео и другими средствами последовательно, работайте параллельно, закрепляйте одно другим, находите пересечения и общую логику. Это облегчит запоминание, сократит время на освоение и быстро покажет, где именно у вас пробелы и наиболее продвинутые успехи.

Конспектировать — обязательно составлять конспекты и пролистывать их по окончании работы над каждой частью материала.

Повторять пройденное — прокручивать в голове, сопоставлять и увязывать с новым материалом, пробовать на практике, если она есть (писать код, писать текст и т.д.).

Кстати, о практике. Это очень щепетильный вопрос для тех, кто взялся самообучаться не забавы ради, а работы для. Вы должны понимать, что, получая самообразование в новой сфере, которая не связана с вашей работой, но связана с мечтой или желанием сменить работу, вы становитесь не тем, кем читаете эту статью, а обычным джуниором, практически стажёром. И если вы реально хотите менять работу, то помните, что вы потеряете в деньгах и фактически начнёте с начала — для этого у вас должен быть ресурс. Но раз твёрдо решили — ищите работу по новому профилю как можно раньше, чтобы учиться и практиковаться. И знаете, что? Вас с удовольствием возьмут и даже не на самую низкую заработную плату, потому что у вас за плечами уже есть коммерческий опыт и те самые soft skills. Однако не забывайте — это риск.

А вообще самообразование должно быть постоянным — большими блоками или микрокурсами, потому что только так вы сможете стать глубоким профессионалом, а не просто офисным планктоном. Информация идёт вперёд, не отставайте.

Какой у вас опыт самообразования, какие советы вы можете дать хабровчанам?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *