Что составляет сущность экологического воспитания детей
Сущность и содержание экологического воспитания дошкольников.
Автор: Шубина Марина Андреевна
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-bidi-font-family:»Times New Roman»;
Сущность и содержание экологического воспитания дошкольников.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З. Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С. А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и др.).
Поэтому, в основе экологического воспитания заложены важнейшие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда.
• создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания;
• создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического воспитания;
• систематическое повышение квалификации педагогического коллектива: овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;
• осуществление систематической работы с детьми в рамках той или другой технологии, постоянное ее совершенствование;
Отношение, выстроенное вне понимания закономерных связей в природе, социо природных связей человека с окружающей средой, не может быть стержнем экологической воспитанности, не может стать началом развивающегося экологического сознания, поскольку оно игнорирует объективно существующие процессы и опирается на субъективный фактор.
Изучение законов природы может быть начато в дошкольном детстве в рамках экологического воспитания. Возможность и успешность этого процесса доказаны многочисленными психолого-педагогическими отечественными исследованиями.
В этом случае содержание экологических знаний охватывает следующий круг:
• связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессы роста и развития;
• разнообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов;
• человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность;
• использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств.
Ознакомление с конкретными примерами растений и животных, их обязательной связью с определенной средой обитания и полной зависимостью от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера. Дети усваивают: механизмом связи является приспособленность строения и функционирования различных органов, контактирующих с внешней средой. Выращивая отдельные экземпляры растений и животных, дети познают различный характер их потребностей во внешних компонентах среды на разных стадиях роста и развития. Важным разделом при этом является рассмотрение труда людей как средообразующего фактора.
Все обозначенные позиции содержания экологических знаний для детей дошкольного возраста согласуются с содержанием общеобразовательной области «Экология», представленной в Концепции общего среднего экологического образования. Этап дошкольного детства можно рассматривать в плане ее пропедевтики.
Экологические знания, предназначенные для детей, отвечают моменту «истины» в общечеловеческих ценностях. «Добро» и «красоту» дети обретают в процессе трансформации знаний в отношение.
Экологическое образование дошкольников
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 13:12, контрольная работа
Краткое описание
Под элементарной поисковой деятельностью понимается совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира.
Циклы наблюдений – это организационно-методическая форма педагогического процесса, включающая ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада, которая охватывает разные стороны жизни и поведения объектов наблюдения.
Вложенные файлы: 1 файл
экология.docx
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Под элементарной поисковой деятельностью понимается совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира.
Циклы наблюдений – это организационно-методическая форма педагогического процесса, включающая ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада, которая охватывает разные стороны жизни и поведения объектов наблюдения.
1). Программы, которые включают одно или несколько направлений развития ребенка называются парциальными.
2). Занятия, которые строятся на разнообразных конкретных знаниях, полученных детьми во время наблюдения за объектами природы, на которых педагог дополняет знания детей относятся к углубленно-познавательному типу.
4). В процессе ознакомления детей с природой наибольший интерес дети проявляют к животным.
5). Последовательное описание всех частей занятия, диалогов с игрушками, вопросов к детям и заданий для них и т.д. – это ход занятия.
С.Н. Николаева в концепции экологического воспитания детей дошкольного возраста выделила 4 раздела.
В первом разделе «Сущность и содержание экологического воспитания дошкольников» автор определил цель и задачи экологического воспитания дошкольников, содержание экологических знаний детей.
Содержание экологических знаний включает:
— связь организмов со средой обитания, приспособленность к ней;
— многообразие живых организмов, сообщества живых организмов;
— человек как живое существо, среда его обитания;
— использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды;
— охрана и восстановление природных богатств.
Под формированием начал экологической культуры С.Н. Николаева понимает процесс становления осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности.
Задачи экологического воспитания:
— создать в педагогическом коллективе атмосферу значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания;
— создать в ДОУ условия, обеспечивающие педагогический процесс экологического воспитания;
— создать условия для повышения квалификации педагогов;
— совершенствовать методы и формы экологической пропаганды среди родителей;
— осуществлять систематическую работу с детьми в рамках той или другой технологии по экологическому воспитанию;
— осуществлять мониторинг уровня экологической культуры детей дошкольного возраста.
Экологическая воспитанность включает:
— отношение к миру природы,
Экологическая воспитанность реализуется через следующие аспекты:
— познавательный (ярко выраженный интерес к явлениям и событиям в природе);
— эстетический (внешние, сенсорные качества явлений, оценочные суждения;
— гуманистический (сочувствие, обеспокоенность, действенная готовность к оказанию помощи).
1) понимание экологических проблем и причин, их порождающих, ощущение гражданской ответственности за сложившуюся ситуацию, желание и действенная готовность изменить ее;
2) профессионализм и педагогическое мастерство: владение методикой экологического воспитания дошкольников, понимание целей и задач экологического воспитания, систематическая реализация конкретной технологии в практике работы с детьми, творческий поиск в ее совершенствовании;
3) общая ориентация и практика новой гуманистической модели воспитания: создание благоприятной атмосферы проживания детей в детском саду, забота о физическом и психическом здоровье, использование личностно-ориентированных методов воспитания, индивидуализация в работе с детьми и семьей.
В экологическом воспитании С.Н. Николаева выделила следующие методы: совместная деятельность воспитателя и детей по созданию и поддержанию необходимых условий жизни для живых существ, наблюдение, моделирование, восприятие произведений искусства, словесные методы. Данные методы отличаются тем, что они направлены на формирование экологических знаний и их трансформацию в отношение. Автор описывает особенности каждого метода. Особое внимание уделяется наблюдению и моделированию (работа с календарем).
Для экологического воспитания детей важное значение имеет реализация функций каждого структурного уровня системы управления.
На федеральном уровне разрабатываются программы, методические материалы, практические материалы.
На республиканско-областном уровне осуществляется повышение уровня экологической культуры различных специалистов дошкольного воспитания, методическая поддержка инициативы по внедрению существующих и созданию новых программ экологического воспитания, открытие экспериментальных площадок.
На районно-городском уровне осуществляется координация усилий отдельных учреждений и создание комплектов непрерывного экологического образования (общеобразовательные школы, станции юных натуралистов, дома творчества). Другой важной задачей районно-городского отдела образования является подготовка дошкольных учреждений к аттестации.
На уровне дошкольного учреждения осуществляется:
1) организация зеленой зоны, экологически правильное содержание растений и животных в помещении и на территории; создание эколого- оздоровительной развивающей среды для детей;
2) накапливание и систематизация учебно-наглядного, методического материала и оборудования;
3) проведение непрерывно действующего семинара-практикума для педагогического персонала учреждения;
4) пропаганда экологических знаний среди родителей, индивидуальная работа с семьей;
5) установление связей с учреждениями (школой, обществом охраны природы) для взаимодействия по экологическому образованию.
В ДОУ процесс управления экологическим образованием осуществляет заведующая ДОУ, которая ставит задачи, координирует связь с внешними учреждениями, создает атмосферу всеобщей заинтересованности в работе.
Непосредственно процесс экологического воспитания осуществляют воспитатели групп и (или) эколог. Корректируя работу учреждения с экологических позиций, эколог не подменяет воспитателя, который остается главной фигурой в экологическом воспитании детей, носителем и проводником экологической культуры.
В работе экологического воспитания участвуют и другие специалисты. Медсестра следит за поддержанием гигиенических нормативов среды проживания дошкольников. Вместе с воспитателем и физкультурным работником формируют у ребят первоначальные навыки здорового образа жизни.
Задачей психолога является создание благоприятной атмосферы, проведение в жизнь личностно-ориентированного стиля взаимодействия взрослых с детьми и их родителями. Вместе с методистом психолог руководит регулярно проводимой диагностикой уровня экологической воспитанности детей, анализ которой позволяет скорректировать работу всего учреждения.
Музыкальный руководитель вместе с руководителем изодеятельности и воспитателями разрабатывает мероприятия, обеспечивающие реализацию экологического направления.
Сравнительный анализ программ экологического образования
«Мы» Кондратьева Н.Н. и др.
«От рождения до школы» раздел «Экологическое воспитание» под ред. Вераксы Н.Е. и др.
Цель программы: формировать экологическую воспитанность дошкольников.
Цель: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе.
— максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция;
— творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
— единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
— соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности
От рождения до 7 лет
В каждом разделе программы представлены знания как основа экологического сознания, умения экологически ориентированных деятельностей, опыт гуманного отношения к природе.
Программа начинается с раздела:
Организация жизни и воспитания детей ( общие принципы построения режима дня, создание предметно-развивающей образовательной среды).
Ядром содержания программы являются «знания о человеке в его связи с природой, другими людьми, представления о человеке и природе как высших ценностях». Главное внимание уделяется рассмотрению связей живых организмов с окружающей средой на разных уровнях. Основу экологической культуры личности, по мнению автора, составляет идея единства и взаимосвязи живого и неживого. В программе также раскрыта идея единства человека и природы.
Содержание программы не разделено по возрастам. Это позволяет педагогу использовать ее в любой группе детского сада, ориентируясь на возрастные показатели и стартовые возможности детей: особенности их познавательного развития, интересов, эмоционального восприятия окружающего.
Программа содержит разделы:
Содержательная часть Программы изложена по возрастным группам:
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет).
В программе представлены следующие виды познавательной деятельности: наблюдение, экологическое моделирование, поисковая деятельность, труд в природе. Играя с растениями и животными, дошкольник учится распознавать настроение живого существа, его своеобразие. Программа предусматривает также художественно-творческую деятельность, слушание, чтение и рассматривание с детьми книг с рисунками о природе.
Организованная образовательная деятельность: игры дидактические, просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач; чтение и обсуждение произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;
беседы социально-нравственного содержания, наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;
проектная деятельность, познавательно- исследовательская деятельность, экспериментирование
Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
Доклад на тему: «Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста»
Выполнила: воспитатель 1 категории
Варламова Лидия Борисовна
1. Сущность, задачи и содержание экологического образования дошкольников.
2. Программы экологического образования и воспитания старших дошкольников.
3. Экологическое образование дошкольников как процесс формирования знаний, отношения, поведения.
4. Методы и формы экологического воспитания детей.
5. Экологическое воспитание на занятиях и в повседневной жизни.
Современная неблагополучная экологическая ситуация обусловлена сложившимся веками потребительским отношением человека к природе. Многие ученые считают, что это закономерный результат представлений человека о себе, как о (царе природы, (неисчерпаемости природных ресурсов, результат признания лишь материальной ценности природы и использования ее богатств без учета важнейших экологических закономерностей. Деятельность человека приводит к нарушению баланса природных сил, способности природы к естественному воспроизводству, что не только отражается на здоровье человека, но и ставит угрозу существование человечества в целом.
Объектом внимания многих ученых, психологов и педагогов, является проблема отношения человека к природе в свете экологического воспитания и образования. Они указывают на необходимость экологизации общественного сознания, которая способствовала бы формированию экологически обоснованного поведения разумных потребностей, экологической ответственности, т. е. формирование экологической культуры.
Формирование экологического сознания, экологической культуры – это длительный процесс, который может осуществляться на протяжении всей жизни человека под влиянием идеологии, политики, искусства, научных знаний, производственной практики, образования.
Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольного детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Познание природы, деятельность в ней, способность к экологического воспитания ребенка, являются источником его культурного поведения в природе и бережного отношения к ней.
Таким образом, рассуждение об экологической проблеме, о значении экологического сознания и культуры на данном этапе развития общества и его взаимодействия с природой имеют непосредственное отношение к практике дошкольного воспитания.
Экологические знания, освоенные детьми в дошкольном образовательном учреждении, является основной для последующего экологического образования в школе.
1. Сущность, задачи и содержание экологического образования дошкольников.
Из концепции общего среднего экологического образования РФ «Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитании и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью».
Целью экологического образования дошкольников является формирование начал экологической культуры, что позволит в дальнейшем, в соответствии с концепцией общего среднего экологического образования успешно усваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Это становление осознано-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим на основе богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
Задачи экологического образования- это задачи создания и реализации воспитательно- образовательной модели, при которой достигаются очевидные проявления начал экологической культуры у детей:
• Создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического образования;
• Создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического образования;
• Систематическое повышение квалификации, овладение методами экологического образования, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;
• Осуществление систематической работы с детьми в рамках той или иной технологии, постоянное ее совершенствование;
• Выявление уровня экологической культуры реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценках себя.
Содержание экологического образованиявключает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.
В экологическом образованииимеются четыре содержательных линии:
Научно-познавательная линия развивает интерес дошкольников к проблемам окружающей среды и формирует представления о картине мира, может быть представлена материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними. Формируется отношение детей к своему дому, природно-социальному окружению.
Ценностная линия призвана раскрыть детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. Необходимо на доступном материале раскрыть детям значимость и ценность природы, показать что природа не только источник жизненных ресурсов, она в значительной мере обуславливает саморазвитие человека, богатство его индивидуальности. Сверхзадачей данного подхода является образование, воспитание свободного, самодеятельного человека, имеющего развитое естественное восприятие природы.
Нормативная линия содержания-это правило (предписание и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Дети дошкольного возраста должны усвоить морально-этические правила и нормы по отношению к людям, а значит и к обществу, также гуманное отношение к объектам природы. Следовательно, они приучаются к общечеловеческим нормам морали- усвоение которого может стать показателем общей культуры поведения ребенка.
Практически-деятельностная линия имеет немаловажную роль, в содержании экологического образования дошкольников. Так как в процессе практической деятельности ребёнок учится что, и как делать, развивается сознание, опыт, чувства, формируются и закладываются сами отношения ребёнка к окружающей среде.
В Системе дошкольного и школьного образования в Республике Саха (Якутия)две взаимосвязанные структуры:
— экологическое воспитание нравственных устоев личности;
— дошкольное экологическое и школьное научно-экологическое образование.
В структуре экологического воспитания нравственных устоев личности в качестве основного стержня, в которую в последствии присоединяются другие формы и методы воспитания, служит этнопедагогика. Каждый народ, населяющий Якутию имеет конституционные права и обязанности сохранить и приумножить свои национальные достоинства и традиции. На основе народных обычаев, традиций, устного творчества формируется народный кодекс о нравственной чистоте личности в национальном плане. Этот кодекс представляет собой целенаправленную экологическую деятельность людей в ряду многих поколений, их природоцелесообразного поведения, бережливости, заботливости, гуманизма и уважения к народной мудрости, культуре своего народа.
В структуре дошкольного экологического и школьного научно-экологического образования основными являются совмещения принципов экологического образования с духовной культурой народа.
В экологическом воспитании детей 1 ступени имеет значение не только их ознакомления с явлениями природы, со средой своего дома, узнавание домашних животных и некоторых представителей дикой флоры и фауны. Очень важны установки о последствиях, связанных с нехорошими отношениями к объектам окружающего мира, проводится развитие чувства гуманности в отношениях к животным, растениям, радости от общения с ними, заботы о своём окружении.
Экологическое воспитание детей на 2 ступени начинается формированием понятий самым простых связей между наблюдаемыми явлениями года, смены времен года, представлений о связи природы с человеческой деятельностью. Начало экологического образования организуется таким образом, чтобы дети сами открывали природу, на основе практического опыта. Большая часть времени отводится наблюдениям за явлениями природы (в различные времена года) на воздухе и в помещении, проведению однодневных полевых занятий на природе. Дети к концу 2 ступени воспитания должны иметь представления о фотосинтетической роли растений от условий местообитания, о круговоротах веществ в природе.
2. Программы экологического образования и воспитания дошкольников.
Содержание экологического образования детей отражено в некоторых современных программах воспитательно- образовательной работы с детьми: «Паутинка» Ж. Л. Васякиной (1994, «Мы-земляне» Н. Н. Вересова (1996, «Наш дом-природа» Н. А. Рыжовой (1996, «Юный эколог» С. Н. Николаевой (1996, программа «Детство» (РГПУ им. А. И. Герцена(1996) и др.
• Программа экологического образования и воспитания старших дошкольников «Наш дом-природа»-авт., Рыжова Н. А., д. п. н., МГПУ.
Цель программы: воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир и природу, бережно относиться к ним.
Программа направлена на формирование целостного взгляда на природу место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе- начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью. Большое внимание уделяется развитию у детей элементарных представлений о существующих в природе взаимосвязях. Дошкольники учатся понимать, насколько тесно природные компоненты связаны между собой и как живые организмы зависят от среды обитания.
Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Такой подход позволяет подвести детей к элементарному пониманию проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой и последствий деятельности людей.
Важное значение придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоционально положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту. Дети приобретают также первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.
• Комплексная региональная программа «Ребенок и весь мир» г. Пенза
Содержание программы систематизировано по темам, среди которых выделена тема «Природа» (неживая природа; мир растений; мир животных; природа и я). В задачи работы по данной теме входит знакомство детей с явлениями, объектами неживой и живой природы, стремления заботиться о растениях, нетерпимости к их бессмысленной порче; формирование экологической культуры, осознанного отношения к природе и другие.
3. Экологическое образование дошкольников как процесс формирования знаний, отношения, поведения.
Передача экологических знаний-это начальный этап в процедуре выработки правильного отношения к окружающему миру. Присутствие в содержании деятельности детей элементов экологической информации служит показателем его отношения к миру природы, веще й, людям к себе. Опыт показывает, отношение разных детей неоднородно: в нем может преобладать познавательный, эстетический и гуманистический компонент.
Преобладание познавательного аспекта в отношении-это ярко выраженный интерес к явлениям и событиям в природе.
Об эстетической направленности отношения можно говорить, если внимание ребенка сосредоточено на внешних (сенсорных) качествах явления, что влечет за собой оценочные суждения.
При ярко выраженной гуманистической направленности отношения имеют место сочувствие, обеспокоенность, готовность к оказанию помощи.
Самостоятельная деятельность ребенка осуществляется без принуждения, сопровождается положительными эмоциями и является интерпретацией усвоенной информации.
В процессе экологического воспитанияимеют место следующие виды деятельности:
-сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе и природосозидающую деятельность взрослых;
-практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе, также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг и др.);
-создание изопродукции на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;
-общение с природой, добровольный контакт с объектами растительного и животного мира-комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные односторонние суждения, ласкание, действие по уходу, приучение и дрессировку;
-экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями;
-речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалог);
-обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова;
— наблюдение-самостоятельная познавательная деятельность, обеспечивает получение информации о природе и деятельности людей в природе;
-просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания-деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.
Наблюдение за самодеятельностью детей, анализ ее содержания позволяют обнаружить их индивидуальные особенности, уровень экологической воспитанности.
4. Методы и формы экологического воспитания детей.
В экологическом воспитании используются различные формы и методы организации и обучения. Занятия или экскурсии провожу со всеми детьми (фронтальная форма) или с подгруппами детей. Труд и наблюдения за природой лучше организовать с небольшой подгруппой или индивидуально.
Методы обучения-это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которой осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру. В работе использую наглядные, практические и словесные методы.
К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диапозитивов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.
Практические методы- это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов позволяет уточнить представления детей, углублять их путем установления связей и отношений и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.
Словесные методы-это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Использую для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.
В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Например, формирование знаний об образе жизни птиц невозможно без наблюдений, о способах ухода за комнатными растениями дети узнают в процессе труда, о свойствах снега и льда-при проведении опытов или игр. Знания о диких животных формируются во время чтения или рассказа.
5. Экологическое воспитание на занятиях и в повседневной жизни.
В подготовительной к школе группе в центре внимания стоит работа по обобщению и систематизации детям шире ориентироваться в окружающем. Усвоение знаний такого характера обусловлено дальнейшим развитием у старших дошкольников целой системы познавательных умений, таких как умения анализировать объект или явление, сравнивать, обобщать по выделенным признакам, умение устанавливать связи между фактами.
Решение этих сложных задач требует системы специально организованных занятий и создания необходимых условий. В группе создала уголок природы с комнатными растениями (фиалка, хлорофитум, бальзамин, дикая роза, аспидистра, где дети учатся ухаживать и наблюдать за ростом и развитием растений. Уход заключается в их своевременном поливе, опрыскивании, мытье, а также рыхлении почвы, пересадке, обрезке, размножении и борьбе с вредителями. Также в уголке имеются календарь природы, альбом наблюдений, природные материалы для занятий, гербарий из местных растений, дидактические и настольные игры, выставки поделок детей из природного материала.
Наряду с занятиями, на которых осуществляется формирование конкретных представлений о животных, растениях, явлениях природы широко используются занятия, обобщающие знания детей. Они проводятся методом беседы, сравнительных и обобщающих наблюдений, экскурсий. Занятия, на которых по развитию словаря и связной речи способствуют выделению признаков, свойств природных объектов, связей и отношений между ними, повышают степень осознанности усваиваемого материала.
При решении более сложной познавательной задачи, требующей развертывания некоторой системы доказательств какого-либо положения, занятия, соединяясь с другими формами работы, составляют элементарную поисковую деятельность. Например, для того, чтобы определить, является ли растение живым организмом, провожу занятие по формированию понятия живое и выявлению основных признаков, отличающих живое от неживого. При рассмотрении растения вместе с детьми определяем наличие основных органов, их целостность, состояние растения, условия, в которых оно находится. В заключении проводится беседа, в которой устанавливается принадлежность этого растения к живому. Организация элементарной поисковой деятельности стимулирует интерес детей к природе, активизирует их.
К 6-7 годам у дошкольников складывается некоторый опыт познавательной деятельности, создаются условия для формирования познавательных интересов. Это достигается постепенным усложнением познавательных задач, использованием разнообразных активных методов и приемов на занятиях. Задача может быть поставлена в игровой форме. Например, Незнайка решил всех домашних животных поселить в лесу; на занятии дети доказывают, почему этого нельзя делать.
Другим важным требованием к занятиям является организация активной деятельности с познаваемым раздаточным материалом. Элементы самостоятельности, творческого мышления на занятиях активно развиваются, если использовать противоречивые или проблемные ситуации. Например, чтобы сформировать понятие «растения»,можно поставить вопрос: семя-это растение или нет? При уточнении понятия «домашние животные» спросить, относятся ли к ним муха, мышь.
В подготовительной группе вопросы являются стержнем, определяющим и логику занятия, и характер познавательной деятельности дошкольников. Основное место должны занимать те, которые требуют от детей размышления, установления причинно-следственных связей, умения использовать на занятиях представления, полученные в повседневной жизни. Однако вопросы и задания такого типа должны следовать после тех, которые направлены на выявление конкретных признаков предметов и явлений. Это повысить степень осознанности усваиваемого материала, создает необходимую базу для самостоятельных умозаключений.
Важно, чтобы дети не только усваивали знания о природе, но и учились задавать вопросы, самостоятельно искать ответ, используя для этого умения обследовать предмет или сравнивать его с другим, сопоставляя с условиями, в которых объект живет, и т. д. в связи с этим уместны вопросы детям,например: Как ты узнал? Как это доказать? Как можно проверить?
Значительное место в работе с детьми занимают такие методы, как моделирование, опыты, опирающиеся на активность и растущую самостоятельность познания дошкольника.
В подготовительной к школе группе содержание работы с детьми в повседневной жизни становится более разнообразным и сложным. Это обусловлено с возросшими познавательными возможностями дошкольников. В естественных природных условиях (на участке, в лесу, в поле, на огороде и т. д.) детям показывают многообразие растений и животных, яркие проявления их жизнедеятельности, дают знания о конкретных взаимосвязях живого и неживого.
Необходимо проводить целевые прогулки и экскурсии, организовывать систематические наблюдения и опыты, элементарную поисковую деятельность, активно включать в познание природных явлений практическую деятельность дошкольников, и прежде всего труд по выращиванию растений и уходу за ними, например, весной выращиваем семена овса, овощных культур (помидоров, огурцов, также летом сажаем в цветнике детского сада однолетники-бархатцы, астры, календулу, петунию и другие цветы.
Главным результат освоения детьми экологических знаний становиться развитие экологического (гуманного, природоохранного) отношения к природе, проявляющегося в ответственности за жизнь живого существа, тревоги, сочувствии, сострадании, и стремлении оказать помощь. Необходимость постановки ребенка в активную познавательную позицию при освоении программы экологического воспитания приводит к развитию познавательного интереса, к самостоятельному освоению и использованию различных способов познания.
Возможность и успешность изучения законов природы в дошкольном детстве в рамках экологического образования и воспитания доказаны многочисленными психолого-педагогическими отечественными исследованиями. Планомерная работа по экологическому воспитанию должна проводиться как в дошкольных образовательных учреждениях, так и в семье. Следует понимать, что результат воспитания проявляются не сразу, эффект педагогических усилий – вызвать в ребенке положительные эмоции, оставить в его душе яркие впечатления, которые пройдут с ним по жизни, как воспоминания о радостном и прекрасном общении с природой.
1. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А., «Дети, взрослые и мир вокруг»,-М,: Просвещение, 1993.-128 с.
2. Богданец Т. «Экологические знания-первое представление о мире».// Дошкольное воспитание. №12, 2003.
3. Назарова Л. Д. «Экология души: формирование нравственной позиции человека по отношению к миру». // Управление дошкольным образовательным учреждением. №3, 2007.
4. Николаева С. Н. «Как приобщить ребенка к природе»: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении,-М,: Новая школа, 1993.-64 с.
5. Николаева С. Н. «Любовь к природе воспитываем с детства». Рекомендации педагогам, родителям, гувернерам».-М, : «Мозаика-Синтез», 2004.-112 с.
6. Потапова Т. В. «Эколого-воспитательная работа в детском саду». // Управление дошкольным образовательным учреждением. №2,2005.
7. Рыжова Н. А. «О программах экологического образования дошкольников». // Дошкольное образование. №11(131, 2004.
Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать,.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Вопрос об экологическом воспитание детей, является одним особо значимым и важным в настоящее время. Экологическое состояние нашей планеты.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Статья на тему: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» К. Гельвеций сказал: «Воспитатель – это волшебник, который открывает.
Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста на материале ознакомления с комнатными растениями В педагогической науке существуют два разных термина: «экологическое воспитание» и «экологическое образование». Первое невозможно без второго,.
Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста на материале ознакомления с комнатными растениями Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста на материале ознакомления с комнатными растениями. Домингуш Женге Наталья.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Экологическое воспитание и образование детей –проблема настоящего времени. Грамотно организованное, систематически осуществляемое в образовательных.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста УДК ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Хайбунасова Н. Р. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Игры экологического воспитания дошкольников Экологическое воспитание и образование дошкольников – это воспитание в детях способности понимать.
Экологическое воспитание и образование детей чрезвычайно важно в настоящее время. 2017 год в России объявлен годом экологии. Формы и методы экологического воспитания дошкольников Воспитатель ФБГДОУ «Центр развития ребенка д/с «Сосны»: Петухова В. Н. Родная.