Что составляет сущность учения федорова
Философия общего дела Н. Ф. Федорова и православие
РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЗГЛЯДЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО И РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОГО НАПРАВЛЕНИЙ РУССКОГО КОСМИЗМА И ИХ ПРАВОСЛАВНАЯ ОЦЕНКА
Сразу же наметим план исследования русского космизма. Сначала мы рассмотрим жизнь и учение самых известных русских космистов религиозно-философского и естественнонаучного направлений, выделяя в их учение религиозные моменты. Затем дадим православный анализ, исходя из следующей схемы. 1. Есть православное вероучение, имеющее известные Символы веры, главнейший из которых Никео-Цареградский. Его детальный разбор не входит в наши задачи, и упоминать мы будем лишь тогда, когда обнаружатся расхождения между ним и учением РК. 2. Похожие на православие элементы мы изложим в начале описания учения каждого из известнейших русских космистов, и не будем подвергать их критическому исследованию. 3. Отличающиеся от православия религиозные элементы РК мы покажем в текстах первоисточников. 4. В конце сделаем общий вывод об основных заблуждениях русского космизма.
2.1. «Философия общего дела» Н.Ф. Федорова
1. Фёдоров Н. Ф. Собрание сочинений: в 4-х тт. М.: Традиция, 1997.
2. Первый том вышел в 1906г. в г. Верном, второй – в 1913г. в Москве, третий том остался в рукописи.
3. Н.Ф.ФЕДОРОВ: PRO ET CONTRA. К 175-летию со дня рождения и 100-летию со дня смерти Н. Ф. Федорова. СПб.: Изд. Русского Христианского гуманитарного института. 2004. С. 11
4. Семенова С. Николай Федорович Федоров. Жизнь и учение» // Прометей. Историко-биографический альманах серии «Жизнь замечательных людей». Том 11. М. Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». 1977, С. 54
5. Федоров Н.Ф. Вопрос о братстве, или родстве, о причинах небратского, неродственного, т.е. немирного, состояния мира и о средствах к восстановлению родства записка от неученых к ученым, духовным и светским, к верующим и неверующим. // Федоров Н.Ф. Собрание сочинений в 4-ех томах. Т.1. М.: Изд. Группа «Прогресс», 1995, С. 59
6. Там же, С. 277
7. Фёдоров Н.Ф. Иго Канта // Фёдоров Н.Ф. Собрание сочинений: В 4-х тт. Том II. М.: Издательская группа «Прогресс», 1995. Т.2. С. 83
8. Там же С. 98
9. Там же С. 115
Чем знаменит русский философ Федоров Николай Федорович?
Великий русский философ Федоров Николай Федорович был известен, как «московский Сократ». Он – создатель нового взгляда на эволюцию человечества, как на активный процесс, производимый самими людьми. Из-за привязки учения Николая Федоровича к христианской модели мироздания, большая часть его работ не получала широкой огласки в советский период. Но, благодаря ученикам философа, сохранившим его труды, у современных ученых есть возможность ознакомиться с полным собранием сочинений, и развивать отрасль науки, появившийся на базе его идей: космонавтике.
Особенности русского космизма
Космизм – направление в философии, основанное на представлении о Космосе как жилом пространстве, и человеке как «гражданине Мира». Русский космизм противопоставляется западному космизму, основанному на индивидуализме. Федоров предложил новый метод мышления: некоторую часть знаний человек получает непроизвольно, в процессе выживания с другими людьми. Преодоление проблем сообща – важная жизненная задача, решение которой способствует появлению всеобщего братства.
Становление русского космизма началось с идей Николая Федоровича о воскресении предков и заселении Космоса. Продолжателем дела Федорова стал Циолковский – основоположник современной космонавтики. Ему принадлежат все расчеты и уравнения движения ракет, изобретение двухступенчатой ракеты. Он предлагал освоение Космоса с целью его заселения. Предполагалось, что люди будут жить на орбитальных станциях и иметь возможность свободно перемещаться во Вселенной.
Направления русского космизма:
Не смотря на разницу подходов, русский космизм – целостное социокультурное явление. Он направлен на восприятие человека как органической части Космоса, активного участника процесса развития Вселенной, наделенного способностью изменить мироздание.
Основные факты биографии
Федоров Николай Федорович не был сторонником публичности: он не любил массовые собрания и запрещал рисовать его портреты. Большая часть работ Федорова и ключевые моменты биографии сохранились благодаря записям его учеников, к которым философ относился, как к родным детям.
Сведения о семье ученого скудны. Установлено, что он родился 26 мая 1829 г. в селе Ключи Тамбовской губернии. Будучи незаконнорожденным сыном князя Андрея Гагарина, Федоров не имел права носить фамилию отца, претендовать на наследство. Но князь любил своего сына и поручил брату, Константину Гагарину, позаботится о нем.
Константин оплатил племяннику учебу в лицее Ришелье – престижном учебном заведении, программа которого не уступала программе университета. Завершить образование Николаю Федоровичу не удалось – его дядя умер, а рассчитывать на государственную субсидию он не мог. Но даже трех лет в лицее было достаточно, чтобы получить необходимый багаж знаний для дальнейшего развития будущего ученого.
В 1854 г. Федоров, получив аттестат педагога, вернулся домой и стал преподавать географию. Он работал в уездных училищах и давал частные уроки детям московской знати. В 1869 г. он переехал в Москву и стал работать помощником библиотекаря, где познакомился с Константином Циолковским. Со временем, среди учеников Федорова появились студенты московских университетов, а сам он занялся написанием своих первых научных трудов.
Основные произведения Федорова:
Всего им было написано более 100 работ, часть из которых утрачена. Возродившийся в конце ХХ века интерес к идеям мыслителя позволил сохранить его творчество, и популяризовать его среди представителей научного сообщества и интеллигенции.
Что такое космизм
Николай Федорович – основатель модели развития общества, в котором будут возможны путешествия в Космос, и его колонизация. Если человечеству удастся воплотить истинный смысл христианства – воскрешение предков, миллионам людей не хватит места одной на планете, поэтому изучение космического пространства – естественная необходимость.
Господь создал Вселенную в виде безграничного пространства, только планета Земля, его мизерная часть, населена людьми. Все остальные небесные тела должны будут заполнить воскрешенные люди – все умершие, начиная от первобытных общин, до настоящего времени. После воскрешения, люди из других эпох будут изучать науки, усваивать новую культуру и присоединятся к освоению Космоса. Таким образом, воплотится замысел Бога о вечной жизни.
По мнению Федорова – философствование без действия приводит науку в упадок, и, постепенно, вместо пользы начинает приносить человечеству вред. Теоретические знания обязательно должны подкрепляться практикой, и первое, о чем должны позаботиться люди на пути к вечной жизни – создание и принятие новой этики.
Этика для нового мира
Человеку необходима идея (этика), которая станет определять его стремления и жизненные принципы. Философствование Федорова о новой этике основывалось на христианском учении о Триединстве. Бог един в трех лицах, и его разные ипостаси могут существовать как одна, несмотря на их различия. Люди, следуя Божьему завету, должны преодолеть вражду, основанную на индивидуальных различиях, и научится жить в мире. Федоров был очень набожным человеком, регулярно посещал церковь. Он полагал, что развитие науки невозможно без духовности и моральных норм, предлагаемых христианством.
Для преодоления вражды человечеству нужен повод, объединяющий разные социальные группы. Основная идея, вокруг которой могло бы сплотиться человечество – забота об экологии. Федоров предполагал, что изучение законов природы поможет людям отказаться от искусственных разграничений: разделения единой планеты на государства, враждующие друг с другом. Забота о природе одинаково важна для людей любых национальностей, политических взглядов и уровня образования.
Теория о воскрешении мертвых
Николай Федорович был убежденным сторонником симбиоза науки и религии. Его модель развития общества строится на объединении людей разных рас и национальностей для преодоления всеобщих человеческих проблем: болезней, голода, природных катаклизмов.
Воскрешение – процесс, основанный на законах физики. Каждый предмет во Вселенной состоит из атомов, которые связаны между собой энергиями притяжения и отталкивания. Ученые должны найти способ, как с помощью этих энергий воссоздать тела умерших из биологического материала, оставшегося после смерти, и оживить их. Людей можно воссоздать, собрав воедино энергию молекул и атомов, из которых они состояли. Ученый полагал, что есть и другие способы воскрешения. Обнаружение такого способа приведет человечество к истинному бессмертию.
По мнению философа, рай должен быть создан на Земле. Пока он воспринимается, как некое эфемерное пространство, где обитают души праведников, человечество допускает существование пороков (грехов). Если отказаться от этой концепции, и попытаться искоренить в человеке стремление к зависти, ненависти, гордыне и другим грехам, это даст возможность создать землю обетованную – описанное в Библии благословенное место, где люди и животные живут в мире и согласии.
Межполовые отношения: отношение Федорова к семье и браку
У Федорова был свой взгляд на особенности взаимоотношений мужчин и женщин. Он полагал, что в современном мире царит культ женщины и стремление к плотским отношениям, лишенным эмоциональной привязанности между партнерами.
Философский подход мыслителя к супружеским отношениям предполагал, что основой брака должно стать Божественное Триединство. Так же, как Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух являют собой единое существо, в котором сплотились три индивидуальные ипостаси, так и союз мужчины и женщины должен стать единением двух полноправных личностей, уважающих и поддерживающих друг друга. В браке не должно быть абсолютного альтруизма или абсолютного эгоизма.
Семья должна основываться на принципах:
Деторождение – цель создания семьи. В браке не должно быть похоти, но должно быть стремление к отцетворению – созданию людей, которые будут населять новые миры. Человек не должен стремиться к продолжению рода, как способу избежать свой собственной смерти, и передавать страх смерти последующему поколению. Победить смертность ему поможет любовь к предкам и переход в эру воссоздания – воскрешения умерших.
Первый путь развития человечества
Монументальный труд Николая Федоровича позволил ему составить свою концепцию развития человечества. Первый возможный путь развития – путь эволюции. Ученые всего мира объединят свои усилия, и будут работать над воскрешением, постепенно воссоздавая человеческий генофонд.
Промышленность сократит отрасли, производящие товары, у которых нет целевого назначения. Основные активы производства перейдут в сельскую местность, большинство людей откажутся от урбанизации. Городская среда способствует развитию у человека потребительского отношения к жизни и паразитизму. Она делает людей ущербными и несчастными, лишает естественной потребности в развитии.
Вооруженные силы больше не будут задействованы в военных конфликтах. Их новой задачей станет защита человечества от стихийных бедствий, и устранение их последствий. Возникновение войны в этом варианте будущего невозможно – она станет пережитком. Человечество сфокусируется на развитии, образование будет обязательным для всех людей – без этого невозможно претворить в жизнь план воскрешения.
Во главе государств будут не президенты, а монархи. Но их форма управления будет демократичной, направленной на повышение качества уровня жизни населения. Монарх будет исполнителем воли Бога на Земле.
Второй путь развития человечества
Мыслитель предполагал и другой вариант развития человечества. Вместо воскрешения умерших и всеобщего развития человечество придет к Страшному Суду.
Федорову удалось нарисовать правдоподобную картину будущего, несмотря на то, что он жил и творил в XIX веке, и не мог ничего знать о научно-техническом прогрессе. К Страшному суду человечество придет в результате отхода от Бога, утраты веры в него, как в Высшую Сущность. Люди постепенно потеряют способность к любви и заботе друг о друге. Гипертрофированное чувство самосохранения и ложное чувство опасности приведет человечество к развитию отраслей науки, губительных для его здоровья.
Животные и растения, признанные опасными, будут истреблены. Из-за избыточного производства большая часть природных ресурсов будет безвозвратно уничтожена, продукты питания будут синтезироваться искусственно. Это приведет к возникновению новых форм заболеваний, которые невозможно будет вылечить.
Человечество откажется от развития технологий, перестанет выпускать летательные аппараты. Основной отраслью, на развитие которой будет тратиться большая часть средств, станет военная. Люди начнут истреблять друг друга, и наступит День гнева.
Брак потеряет свою изначальную значимость. Люди откажутся от концепции семьи и необходимости продолжать род. Постепенно, все больше людей будут сознательно отказываться от деторождения, и вступать в противоестественные отношения. Страшный Суд – результат победы человеческих инстинктов над здравым смыслом.
Философская концепция Николая Федоровича Федорова
Рубрика | Философия |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 28.01.2015 |
Размер файла | 25,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru
Глава 1. Русский космизм
Глава 3. «Философия общего дела»
3.1 О небратском отношении людей
3.3 О заселении других планет
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в последнее время внимание исследователей русской культуры вновь обратилось к философской концепции Николай Фёдоровича Фёдорова. В Москве в конце 80-х годов было создано Общество им. Н.Ф. Фёдорова. В Музее-читальне им. Н.Ф. Фёдорова регулярно работает научно-философский семинар, где идеи Фёдорова обсуждают физики и биологи, философы и литературоведы, политики и бизнесмены. В 1988 году в г. Боровске, где в одной и той же школе с интервалом в 30 лет работали Н.Ф. Фёдоров и К.Э. Циолковский, были проведены Первые Всесоюзные Фёдоровские чтения. Традиция Фёдоровских чтений стала регулярной, а в 2003 году был проведён Международный Конгресс в Белграде «Космизм и русская литература. К 100-летию со дня смерти Н.Ф. Фёдорова».
Отнюдь не случайно произошло оживление интереса к личности и идейному наследию этого человека. Условия современной цивилизации, которая находится в ситуации экономического, энергетического и других кризисов, обострения глобальных проблем человечества, заставляют ученых вновь и вновь обращаться к истории науки и культуры, отыскивать в ней решения возникших задач. Эти обстоятельства обусловили возрастающий с каждым днём интерес к Федорову и идеям русского космизма в целом.
Глава 1. Русский космизм
Николай Фёдоров родился 26 мая (9 июня) 1829 года в селе Ключи Тамбовской губернии. Он был внебрачным сыном князя Павла Ивановича Гагарина и поэтому получил фамилию крёстного отца. В 1849 году он окончил гимназию в Тамбове и поступил на юридический факультет Ришельевского лицея в Одессе, где проучился всего 3 года. Умер его дядя Константин Иванович Гагарин, который платил за обучение. После этого Николай Фёдоров преподавал историю и географию в уездных городах среднерусской полосы. федоров космизм философия бессмертие
В середине 60-х годов Николай Фёдоров знакомится с Николаем Павловичем Петерсоном, который был одним из преподавателей в яснополянской школе Л.Н. Толстого. Из-за этого знакомства он был арестован по делу Дмитрия Каракозова, но освобождён через 3 недели.
Летом 1867 года Фёдоров оставил Боровское уездное училище, где он преподавал, и пешком отправился в Москву. В 1869 году он устроился помощником библиотекаря в Чертковской библиотеке, а с 1874 года в течение 25 лет работал библиотекарем Румянцевского музей. Страстный любитель книг, он знал на память содержание практически всех имеющих ценность и хранящихся в библиотеке музея. В последние годы жизни работал в читальном зале Московского архива Министерства иностранных дел. В Румянцевском музее Фёдоров первым составил систематический каталог всех книг. В этом же музее после трёх часов дня (время закрытия музея) и по воскресеньям был дискуссионный клуб, который посещали многие выдающиеся современники.
Николай Фёдорович Фёдоров вёл аскетическую жизнь, старался не владеть никаким имуществом, значительную часть жалования он раздавал своим «стипендиатам», от прибавок к жалованию отказывался, всегда ходил пешком. Живя напряжённой духовной жизнью, он был абсолютно равнодушен к мирским благам: занимал крошечную комнату, по сути каморку, спал не более 4-5 часов сутки на сундуке, подкладывая под голову вместо подушки что-нибудь твёрдое. Фёдоров обладал хорошим здоровьем, но в 1903 году в жестокий декабрьский мороз друзья уговорили его надеть шубу и поехать в экипаже. После этого он заболел воспалением лёгких и умер. Хорошо известно, что он отказывался фотографироваться и не позволял никому рисовать свой портрет. Единственное изображение Фёдорова было нарисовано тайком Л.О. Пастернаком. Он также не любил почестей, избегал славы. То, что вышло из-под его пера и было напечатано, публиковалось под псевдонимами. Многое не печаталось вовсе. Наиболее его известная «Философия общего дела» издана друзьями после смерти автора.
Николай Фёдорович относится к плеяде незаслуженно забытых, а точнее, долгое время замалчиваемых учёных. Его творчество, широко известное до революции 1917 года, практически лишь в последние десятилетия стали вновь доступны отечественному читателю. Его оригинальный стиль мышления, огромная эрудиция, высокая нравственность, простота общение и стремление оказать помощь нуждающимся притягивали к нему окружающих. Он пользовался огромной известностью, его высоко ценили современники. Л.Н, Толстой писал о нём: «Я горжусь, что живу в одно время с подобным человеком». Вл. Соловьёв называл Н.Ф.Фёдорова «своим учителем и отцом духовным[1] ».
Глава 3 «Философия общего дела»
Таким образом красной нитью понятий, лежащих в основании учения, проходят три основных: «общее дело», «регуляция природы», «долг сынов», а основной идеей является идея патрофикации (воскрешение отцов). В «Философии общего дела» Федоров призывает к познанию в самом широком его понимании, к познанию, переходящему в преобразование мира и человека
— это настройка всего человека на высокую гармонию его призвания, изменение и преображение всех способностей ума, души, тела.
Таким образом, в моём реферате я хотела бы остановиться подробнее на трёх главных проблемах учения Н.Ф. Фёдорова: небратском отношении людей, жизни, смерти и бессмертии и заселении других планет.
3.1 О небратском отношении людей
3.3 О заселении других планет
Н.Ф. Фёдоров думал не только о том, чтобы воскресить людей, но и заселении людьми других планет. Он мыслил глобально. Наука, по его мнению, должна не только помочь воскресить всех умерших и дать бессмертие будущему человечеству, но и обеспечить его местом для нормального существования. Эту проблемы мыслитель решает с помощью освоения космоса. Для этого, по Фёдорову, нужно «всего лишь» переселить людей на другие планеты для освоения новых «мест обитания». Космизация земной жизни является необходимым условием всеобщего воскрешения предков.
В своё время идеи Фёдорова производили огромное впечатление, однако сейчас они мало известны. Н.Ф. Фёдоров, несомненно, оригинальный философ, внешне достаточно реалистичный, но подчинивший себя, свою мысль доказательству, по сути, одной привлекательной, но трудно осуществимой идеи. Несмотря на очевидную утопичность многих проектов Н.Фёдорова, его идеи носят жизнеутверждающий, гуманистический характер. Сегодня тема «братства» всех живущих на Земле людей звучит более чем актуально перед лицом бесконечной череды насилия и войн.
Кроме того, решать грандиозные задачи бессмертия и освоения космоса можно лишь объединив усилия учёных всех стран, всего человечества. Именно это мы и видим сегодня. Например, это создание совместных космических стаций, совместная борьба против болезней, угрожающих всему человечеству, генные опыты.
1. Вальяно М.В. Основы Философии: Учебник.- М.: Издательство «Дело и Сервис», 1999.-544 с.
2. Мир философии: Книга для чтения. Ч.2 Человек. Общество. Культура.-М.: Политиздат, 1991.-624 стр
4. Семенова С.Г. «Николай Федоров: Творчество жизни». М.,1990;
6. Философия в вопросах и ответах: учеб. пособие / Е.В. Зорина, Н.Ф. Рахманкулова [и др.]; под ред. А.П. Алексеева, Л.Е. Яковлевой.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.- 336 с.
9. Философский словарь.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
презентация [2,6 M], добавлен 26.09.2013
Изумительный философ. Биография Федорова Н.Ф. Личная жизнь Федорова Н.Ф. Философско-этические взгляды Федорова Н.Ф. Переписка с Ф. Достоевским и Л. Толстым. Философское наследие Федорова Н.Ф. «Философия общего дела».
биография [25,0 K], добавлен 27.10.2003
Антропосоциогенез и его факторы: труд, язык, сознание, мышление. Человек как субъект и продукт общественных отношений. Ее влияние на нравственность и психику человека. Философия «Русского космизма» Н.Ф. Федорова, В.В. Вернадского, К.Э. Циолковского.
контрольная работа [35,6 K], добавлен 10.03.2009
Биография жизни Н.Ф. Федорова, наполненная непрестанными размышлениями, обоснованием своего философского учения, постоянным самообразованием. Уважение к его личности и признание Львом Толстым. Религиозность и теологический аспект федоровской философии.
реферат [13,9 K], добавлен 07.04.2009
Федоров Николай Федорович как один из основателей русского космизма. Его основные принципы по отношению к комфорту. Главные идеи Федорова о воскрешении, об «общем деле» человечества. Идея преодоления смерти, победа над ней и воскрешение умерших.
эссе [18,0 K], добавлен 13.12.2013
Русский космизм от Гагарина до Гагарина: почему первым был не Юрий, а Николай
Подчинить себе природу и заселить космос — люди мечтали об этом задолго до первых полетов во внеземное пространство. Таким мечтателем был и философ-визионер XIX столетия Николай Федоров, отец которого по иронии судьбы носил фамилию Гагарин. О том, как Федоров-Гагарин хотел превратить мир в общину и заставить науку воскресить мертвых и отправить их космос, рассказывает философ Кирилл Забелин.
Ровно 60 лет назад — 12 апреля 1961 года — человечество сделало шаг в звездную неизвестность. Старший лейтенант Гагарин скомандовал «Поехали!», и ракета-носитель вывела корабль «Восток-1» на околоземную орбиту.
Читайте также
В 1826 году служащий Коллегии иностранных дел князь Павел Иванович Гагарин (1798–186(?)) выходит в отставку и поселяется в одном из своих имений в Тамбовской губернии. Сюжет складывается почти как в известной повести Карамзина: молодой барин, удалившись от светской суеты, сходится с простой девушкой. Ее даже звали Лизой, Елисаветой. На этом сентиментальная проза заканчивается и начинается проза жизни. У князя Гагарина и Елисаветы родится четверо детей. Самому младшему — Николаю — будет суждено стать ярчайшим философом религиозно-метафизического направления, автором «Философии общего дела» и родоначальником русского космизма, в рамках которого перед человечеством будет поставлена задача прорыва в космос.
Через сто лет ее с честью выполнит старший лейтенант Юрий Гагарин. Га-га-рин. История русского космоса могла бы так эффектно закольцеваться на этой знаковой фамилии. В 1962 году, по случаю первого выхода человека в открытый космос, в зарубежной прессе даже была напечатана статья под заголовком «Два Гагарина». Но увы. В силу социальных условностей незаконнорожденный Николай не имел права носить дворянский титул и фамилию своих прямых предков.
Он получит другую фамилию — Федоров, по имени крестного отца, и будет записан в купеческое сословие. Всё это, впрочем, не помешает ему войти в историю русской и мировой мысли в качестве незауряднейшего философа, пророка космической эры, духовного учителя поколения.
Гагарин старший — отец Федорова — вскоре уезжает в Москву, где весной 1830 года венчается с молодой и родовитой барышней Людмилой Ивановной Вырубовой. У них родится еще пятеро детей — уже законных, в силу происхождения матери. В имение князь с новой семьей вернется лишь спустя 19 лет. На тот момент Николай уже будет заканчивать гимназию.
Утрата родного, доброго человека переполняет сердце Николая горечью. С детства он был впечатлительным и болезненно переживал свое двусмысленное положение в доме, равно как и двусмысленное положение человека в мире. Мысли о «небратском» состоянии мира зародились еще тогда. В посмертных записях философа был найден листок с такими строками:
«От детских лет сохранились у меня три воспоминания. Видел я черный, пречерный хлеб, которым, говорили при мне, питались крестьяне в какой-то, вероятно, голодный год. Слышал же я в детстве войны объяснение на мой вопрос об ней, который меня привел в страшное недоумение: на войне люди стреляют друг в друга… Наконец, узнал я не о том, что есть и неродные, и чужие, а что сами родные — не родные, а чужие».
Строки были перечеркнуты — Федорову явно не хотелось оживлять в памяти эти воспоминания. Дальше писать он не стал.
Может быть интересно
Детские откровения и переживания юности вылились в грезы о преодолении коренных пороков социальности. Всё это претворится в мощную философскую программу, которая вызывала чувство солидарности у величайших умов того времени. Вл. Соловьев признавал Федорова своим «отцом духовным». Ф. М. Достоевский писал, что прочел его мысли «как бы за свои». С нескрываемым почтением относился к философу Л. Н. Толстой, хотя позже они и разошлись во взглядах. В период дружбы граф не упускал возможности подшутить над известным книгочеем: как-то раз, приглашенный Федоровым в святая святых Румянцевского музея — в книгохранилище, — Толстой, оглядывая длинные ряды книжных шкафов, задумчиво заметил:
«Эх, динамитцу бы сюда!» На что Федоров, всегда спокойный, вдруг вскипел: «Много я видел на свете глупцов, а такого еще не видал!»
Но это был казус. Характерно скорее другое. Например, запись Толстого в дневнике от 5 октября 1881 года:
«Николай Федорович — святой! Каморка. Исполнять! — Это само собой разумеется. — Не хочет жалованья. Нет белья, нет постели».
В письмах того времени он пишет:
«Ему 60 лет, он нищий, всё отдает, всегда весел и кроток».
«Мне очень тяжело в Москве. Есть здесь и люди. И мне дал бог сойтись с двумя.
Один — это В. Ф. Орлов. Другой — Н. Ф. Федоров».
Николай Федоров действительно жил как аскет. Питался скудно, спал на сундуке. Проработав какое-то время учителем истории и географии в уездных училищах, он пешком отправляется в Москву, где поступает на служение в Чертковскую библиотеку, а затем в библиотеку Румянцевского музея. Благодаря Федорову библиотека становится местом постоянных встреч интеллектуалов. На эту пору и приходится его знакомство со многими выдающимися людьми, которых поражали федоровской стиль жизни и мысли.
«Это был худенький, среднего роста старичок, всегда бедно одетый, необычайно тихий и скромный. Ходил зимой и летом в одном и том же стареньком коротеньком пальто. При большой подвижности умных и проницательных глаз, он весь светился внутренней добротой, доходящей до детской наивности. Если бывают святые, то они должны быть именно такими. Николай Федорович не только органически был неспособен причинить кому-нибудь зло, но я думаю, что и сам он был неуязвим для всякого зла… Отец, обычно пылкий и несдержанный в разговорах, всегда его выслушивал с особенным вниманием и никогда с ним не горячился», — вспоминает сын Льва Николаевича Илья Толстой.
Интересно, что Федоров никому не разрешал себя фотографировать. Лишь раз художник Леонид Пастернак (отец писателя Бориса Пастернака) тайком набросал его портрет.
Чем же так пленяла федоровская «Философия общего дела»? В первую очередь тем, что не была отвлеченной рациональной системой. Русское просвещенное общество к тому времени уже порядком подустало и от навязчивого рационализма гегельянского толка, и от материалистических упрощений позитивизма. Прекраснодушные идеалисты 40-х, равно как и радикальные позитивисты и нигилисты 60-х, изжили себя как тип. Федоровский замысел был проектом не только радикального переустройства мира, но и духовного преображения человека в нем.
Читайте также
С одной стороны, Федоров обращался к «учености» мира, признавая науку величайшим достижением. Ее возможности он считал поистине безграничными. Но наука служит не тому хозяину. Она стала рабой производства орудий убийства и эксплуатации. Военное и торгово-промышленное дело присвоило науку, государственный эгоизм извратил ее до неузнаваемости. Науку поселили в грязном цеху как чернорабочую, внушив ей, что это и есть ее подлинная цель и призвание.
Ученое сословие, говорит Федоров, должно сознать себя проводником совсем иных идеалов — идеалов «всеобщеобязательного дела».
«Ученые, разбившие науку на множество отдельных наук, воображают, что гнетущие и обрушивающиеся на нас бедствия находятся в ведомстве специальных знаний, а не составляют общего вопроса для всех, вопроса о неродственном отношении слепой силы к нам, разумным существам, которая ничего от нас, по-видимому, и не требует, кроме того, чего в ней нет, чего ей недостает, т. е. разума правящего, регуляции. Конечно, регуляция невозможна при нашей розни, но рознь потому и существует, что нет общего дела; в регуляции же, в управлении силами слепой природы и заключается то великое дело, которое может и должно стать общим».
Философия Федорова и была философией этого «всеобщеобязательного дела».
Итак, в чем же оно заключается и при чем тут космос?
Эта базовая интуиция была положена в основание федоровской программы и разошлась целым веером позднейших концепций космизма: от естественно-научных до литературно-художественных.
«Мир как неволя и как проект освобождения от неволи»
Мир — очень важное слово для Федорова. «Вопрос о братстве, или родстве, о причинах небратского, неродственного, т. е. немирного, состояния мира и о средствах к восстановлению родства» — так озаглавлена одна из его работ.
До революции слово «мир» писалось двояко: с «и» восьмеричной и с «i» десятеричной. Был мир, а был мiр.
Мир — согласие, спокойствие, не-война.
А мiр — это род человеческий, общество, народ, вселенная, земной шар. Вся совокупность действующих по наитию природных сил.
«Mip — это то, что существует в настоящее время, когда природа господствует над чувствующим и разумным существом, когда и это чувствующее и разумное существо, рождая, т. е. бессознательно производя новое существо, само стареет и умирает вместо того, чтобы, воссозидая умерших, самому делаться бессмертным, нестареющим, т. е. самовосстановляющимся».
«Мiр есть факт, а мир — проект»
Федоров хорошо понимал, что род — еще не родство. Общество — еще не со-общество. Бытие еще не со-бытие. Вселенная — еще не Космос.
Вселенная — лишь обитаемый мiр, ойкумена, материальная действительность. Она находится во власти неразумных, бесчувственных сил хаоса, не дающих мiру собраться воедино.
«Ненавистная раздельность мира и все проистекающие из нее бедствия»
Именно в противоречивом характере «мира» Федоров видит ключ к пониманию «общего дела» человечества. С одной стороны, мiр есть целое, он един и единственен. С другой стороны, в мiре постоянно идет война, он состоит из многого, которое враждует между собой. Целое мира пребывает в вечной расколотости. Нет согласия. Нет мира в мiре. Как вправить этот чудовищных вывих?
Этот проклятый вопрос и послужил исходной точкой «Философии общего дела»:
«Почему мip не мир? почему для одних мир — только вне мipa, a для других нет мира ни в мipe, ни вне мipa?
Почему природа нам не мать, а мачеха или кормилица, отказывающаяся кормить?».
Мiр-род, который не есть мир-согласие, — это хаос.
Мiр в состоянии мира — это космос. Так его понимала еще Античность.
Где-то посередине застрял человек. Космос — осуществленная гармония целого в противоположность хаосу. Гармония, которая снимает противоречие двоемирия.
Мiр должен стать миром
Таков исходный смысл русского космизма, религиозно-метафизической матрицей которого выступает «Философия общего дела». Настоящий мир — это космос, пространство цельности. В это пространство необходимо прорваться. Космос необходимо освоить. Сделать своим.
Всем мiром, всем родом человечество должно совершить рывок и перейти в состояние космичности. Объединить мiр-вселенную и мир-согласие. Мiр-род и мир-не-войну. Но для этого род должен сначала объединиться в себе. Прийти в состояние заветного «братства».
Смерть проделывает дыру в полноте мира, обрекает мир бесконечно рождаться заново
Философский смысл этой интуиции точно раскрывает философ, исследователь русского космизма Федор Гиренок:
«Если всякое настоящее оказывается всего лишь ступенькой к будущему, то вереница этих ступенек никогда не закончится, история не свершится и останется бесконечно не совершенной. История имеет смысл, если она конечна, т. е. выполняется. Только конечное обладает полнотой».
Может быть интересно
Фактическая история мира — история несовершенная, бессмысленная, ложная. Она есть не что иное, как «взаимное истребление, истребление друг друга и самих себя, ограбление или расхищение через эксплуатацию и утилизацию всей внешней природы (т. е. земли)», «собственное вырождение и умирание (т. е. культура)».
Природа — это палач. Она слепа, неразумна и саморазрушительна. Это смертоносная сила, которую необходимо направить усилием разума.
«Как ни глубоки причины смертности, смертность не изначальна; она не представляет безусловной необходимости. Слепая сила, в зависимости от которой находится разумное существо, сама может быть управляема разумом».
«Смерть есть свойство, состояние, обусловленное причинами, но не качество, без коего человек перестает быть тем, что он есть и чем должен быть».
Философ убежден, что «смерть есть просто результат или выражение несовершеннолетия, несамостоятельной, несамобытной жизни, неспособности к взаимному восстановлению или поддержанию жизни. Люди еще недоросли, полусущества, но полнота личного бытия, личное совершенство возможно только при совершенстве общем. Совершеннолетие есть и безболезненность, бессмертие».
Он утверждает, что природа должна быть выведена из заблуждения смертности. Духовно — посредством единения людей. Технически — посредством научных свершений.
«Задача человеческого рода, — пишет Федоров, — состоит в обращении всего бессознательного, само собою делающегося, рождающегося в сознательное, светлое, действительное, всеобщее, личное воскрешение».
«Без воскрешения умерших невозможно бессмертие живущих»
«В чувстве скорби первого сына человеческого, сожаления о потере отца зародилась та мировая скорбь о тленности всего, о всеобщей смертности, в которой природа впервые дошла до сознания своего несовершенства и с зарождением которой положено начало обновлению мира, начало эпохи человеческой, в которую мир должен быть воссоздан силами самого человека».
«Воскрешение есть замена похоти рождения сознательным воссозданием»
По мысли Федорова, «сыны» и «дочери человеческие», сознавшие метафизическую греховность рождения и долг перед «отцами», сумеют перевести слепые природные силы из темного русла в светлое.
«Вопрос о силе, заставляющей два пола соединяться в одну плоть для перехода в третье существо посредством рождения, есть вопрос о смерти; это исключительное прилепление к жене, заставляя забывать отцов, вносит политическую и гражданскую вражду в мир и вместе с тем заставляет забывать о Земле как на небе находящемся теле и о небесных телах как о Землях».
Федоров считает забвение «отцов» величайшим пороком памяти человечества. Его термин «патрофикация» буквально означает «отцетворение». По крупицам, по атомам воссоздавая умерших предков, «сыны» отвоюют их у небытия.
«Совершеннолетие сынов человеческих тогда только начнется, когда человечество перейдет от воспитания детей отцами к воскрешению отцов детьми», — писал Бердяев, комментируя учение Федорова.
«Масса человечества из толпы, взаимной толкотни, борьбы превратится в стройную силу, когда она, сельская масса, народ, будет объединением сынов для воскрешения отцов, будет родством, психократиею. Превращение „толпы“ в союз сынов, находящих свое единство в деле отцов, и есть именно объединение, но не слияние. В этом-то деле всех отцов, как одного отца, и становится каждый великим человеком, участником величия этого дела, несравненно более великим, чем все, которые назывались этим именем. Только сын человеческий есть великий человек, есть человек, пришедший в меру возраста Христова; все же так называемые великие люди не достигали этого возраста. Мысль, по которой человек называется сыном человеческим, обнимает весь род, а дело, по которому он так называется, есть обращение слепой смертоносной силы в силу, возвращающую жизнь всем отцам».
В этой высшей точке «Философия общего дела» становится космичной в буквальном смысле этого слова. Собранное воедино человечество должно будет отправиться в космическое пространство, потому что бесчисленные поколения «отцов» невозможно разместить в тесных пределах Земли. Задача выхода в космос физический сливается с задачей выхода в космос метафизический: всем мiром в мир.
Читайте также
Через воскрешение всех поколений «отцов» «сознание будет распространяться на все миры Вселенной. Воскрешение есть превращение Вселенной из хаоса, к которому она идет, в космос, т. е. в благолепие нетления и неразрушимости». Тогда человечество само станет Космосом в его единящей полноте. Тогда оно наконец свершится.
«Общее дело» после Федорова
В числе последователей философа было много ученых естественно-научного толка. Один из самых известных — К. Э. Циолковский, «отец русской космонавтики». Интересно, что уже тогда, в первой трети XX века — Федоров умер в 1903 году, — Циолковский отмечал, как плоско понимают космонавтику современники:
«Многие думают, что я хлопочу о ракете и беспокоюсь о ее судьбе из-за самой ракеты. Это было бы глубочайшей ошибкой. Ракеты для меня только способ, только метод проникновения в глубину космоса, но не самоцель. Недоросшие до такого понимания вещей люди говорят о том, чего не существует, что делает меня каким-то однобоким техником, а не мыслителем…»
Сегодня дело обстоит еще хуже. Мало кто помнит, зачем на самом деле лучшие умы человечества бились над задачей выхода в космос. Почему это вообще было так важно? Из пространства поиска истины и смысла космос сделался просто пространством. Черным вакуумом — безжизненным и бесконечным. Одно слово — space.
Государства «пичкают» этот «спейс» спутниками в безумных гонках вооружений. Коммерсанты придумали «спейс-тревеллинг» и торгуют космосом направо и налево. Общественность же больше волнует, были ли американцы на Луне или какую новую «штуку» запустит в небо Илон Маск. И когда там уже на Марс? Ну, скоро уже?