Что составляет сущность двуединого конфликта грибоедовской комедии нарушает ли наличие двух уровней
Сущность конфликта в грибоедовской комедии «Горе от ума»
Комедийное произведение А. С. Грибоедова «Горе от ума» считается новаторской и первой реалистической пьесой в России. В своем творении автор отступил от признаков единства и создал несколько разногласий. Главными темами конфликтов комедии «Горе от ума» являются переживания в личной жизни и проблемы общества.
Роль любовной интриги
Любовная линия проглядывается в комедии на протяжении всей пьесы. Но так как жанр произведения — общественная комедия, то социальный аспект разногласий все же главенствует над интригой в любви.
Однако перед читателем первыми возникают личные переживания в любовном треугольнике. Софья питает глубокие чувства к Молчалину, что показывается в первом же действии во время ночного свидания. Тем временем ее служанка Лиза вспоминает о юношеской любви хозяйки к Чацкому. Образуется любовный треугольник.
Любовный конфликт комедии «Горе от ума» пересекается с социальным, сюжетные линии переплетаются, в этом и заключается своеобразие пьесы. Чтобы усилить комичность ситуации, Грибоедов вводит еще 2 любовных треугольника в «Горе от ума», связанных со следующими персонажами:
Софья испытывает чувства к Молчалину, а он, в свою очередь, приглядывается к Лизе. Девушка же влюблена в Петрушу, но не может решиться признаться ему в любви.
Социальные разногласия
В произведении Грибоедова разгорается настоящее противоборство между традиционным и новым дворянством. К последнему причисляет себя Чацкий. Также к прогрессивному дворянству относятся другие внесценические действующие лица пьесы. Чацкий придерживается мнения, что важнее прислуживать «делу», а не отдельным людям, находящимся в служении.
Он отрекается от нравственной морали, которая так важна Фамусову. Чацкий считает, что приспособиться к условиям жизни, подстроить под ситуацию свою манеру поведения главнее всего. По его мнению, именно это позволит:
Тем не менее в пьесе есть цитата Чацкого, показывающая, что главная его цель заключается в служении. Ему неприятно прислуживать, но он готов потерпеть:
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Дискуссируя с Фамусовым, Чацкий выступает в пользу науки и выставляет себя свободным от всяческих предрассудков. Быть представителем прошлого века выпала честь Фамусову. Герой олицетворяет все недостатки аристократии. Его больше всего волнует то, что о нем думают окружающие, в частности, светские круги. Была бы его воля, Фамусов взял бы в зятья Скалозубова, так как последний живет мечтой о генеральском чине и является материально обеспеченным.
Фамусова восхищает умение дяди Максима Петровича «подслужиться» и ловко выкручиваться из различных ситуаций. Может показаться, что в пьесе возникает конфликт отцов и детей. Но это не так. Сущность произведения заключается в разногласиях, возникающих между людьми прошлого и современниками.
Молчалин, который представляет в пьесе поколение «детей», солидарен с мнением Фамусова. Он понимает, что хорошие отношения с нужными людьми необходимы для успешной жизни. Ему также нравятся награды и чины. У него отличные отношения с Софьей, которые он поддерживает, чтобы угодить ее влиятельному отцу.
Девушку нельзя отнести ни к одному из двух поколений. Она противопоставляет себя отцу, но только из-за влюбленности в Молчалина. Конфликт никак не связан с ее мнением по поводу устройства общества.
Фамусов — заботливый отец, заигрывающий со служанкой. Он не служит примером для Софьи. Девушка обладает хорошим умом и прогрессивна в своих взглядах. Ее не волнует общественное мнение, что и образует конфликт между нею и отцом. Но она не встала на сторону Чацкого, наоборот, из-за нее его выгнали из общества. Девушка распространяла слухи о безумии мужчины.
Именно клевета и сыграла главную роль в любовном конфликте. Отношения между Софьей и Чацким испортились не из-за взглядов на политические идеи. Она беспокоится о том, чтобы бывший возлюбленный не разрушил ее счастье.
Особенности пьесы
Социальный конфликт Чацкого определяется разочарованием в любви. Он служит завязкой и обострением драматической ситуации, связанной с безумием.
В пьесе есть два типа конфликта, которые тесно переплетаются. Личные переживания начинаются в начале произведения и являются фундаментом для появления столкновений между минувшим веком и Чацким.
Любовный конфликт оказывает помощь Фамусову в том, чтобы представить Чацкого сумасшедшим.
Основное разногласие — социальное, поскольку Грибоедов называет «Горе от ума» социальной комедией. Целью произведения, как показывает развязка, выступает выявление морали дворянских кругов XIX века. Это можно указать в сочинении о сущности двуединого конфликта в грибоедовской комедии.
Еще материалы по теме:
Основной конфликт комедии «Горе от ума»
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» — это новаторское произведение XIX века. Автор использует новый метод художественного изложения, что было несвойственно тому времени. Пьеса относится к первому реалистичному произведению, которое написано русским писателем. Главное отличие заключается в том, что любовный конфликт комедии «Горе от ума», тесно связан с общественными проблемами.
Роль любовной линии
В основе произведения лежит традиционная проблема между влюбленными людьми. Она не является главной, а больше второстепенной и дополняющей другой конфликт — социальный. Можно отнести комедию к общественному произведению, которое показывает столкновение двух эпох.
Однако сюжетная линия построена на чувствах людей, на их внутренних переживаниях. В самом начале читатели догадываются, что их ожидает любовный треугольник между главными персонажами. В первом действии писатель описывает свидание Софьи и Молчалина, и сразу можно догадаться об их взаимоотношениях. Еще служанка Елизавета напоминает ей о юношеской любви: во время учебы Софью связывали теплые чувства с Чацким. Именно из-за девушки он приезжает в Москву. Основной любовный конфликт происходит между следующими героями:
Софья не может выбрать Чацкого в мужья, так как мужчина не готов идти на компромисс, он отстаивает свою точку зрения. А Молчалин совершенно другой тип личности, он отличный кандидат на роль супруга. Он молчалив и знает, как подслуживаться, умеет заводить полезные знакомства, с легкостью использует людей для достижения своих личных целей.
Но к девушке он не испытывает никаких чувств, а ухаживает за Софьей только из-за ее отца. По сути, она ему безразлична, но желание быть ближе к дворянскому роду берет верх над его чувствами к служанке Лизе. В пьесе нет конфликта отцов и детей, четко прослеживается проблема старого и нового поколений. Чацкий является драматическим персонажем, так как он выступает за справедливость и нравственные ценности в обществе. Люди не готовы принять его характерные особенности личности, они просто боятся каких-либо перемен.
Софья совершенно другая, ее нельзя причислить ни к одной эпохе. Невозможно сказать, что она глупая или необразованная. Она обладает отличным складом ума, ее не интересует мнение общественности. Софья руководствуется внутренними чувствами, она боится за свой предстоящий брак, поэтому решает опорочить имя Чацкого, чтобы бывший возлюбленный не смог разрушить ее отношения. Выставляет его сумасшедшим и общество принимает ее мнение, так как он для них представляет угрозу. По этой причине Чацкий должен покинуть Москву, в этот момент происходит развязка основного сюжета.
Переплетение социальной проблемы и любовной линии — это то, что составляет сущность двуединого конфликта грибоедовской комедии. Автор начинает пьесу с любовной интриги, но она не является главным конфликтом. Она только завязка драмы и позволяет писателю продемонстрировать на примере фамусовского общества проблемы социального характера, которые были присуще началу XIX века.
Когда пьеса была опубликована, то она стала одним из самых популярных литературных произведений 19 века. Многие цитаты из книги используются в сегодняшней речи, например, счастливые часов не наблюдают.
По данному произведению школьники часто пишут сочинение, так как в сюжетной линии заложено два конфликта, любовные интриги героев приводят к обострению социальных проблем.
Что составляет сущность двуединого конфликта грибоедовской комедии нарушает ли наличие двух уровней
Вопрос по литературе:
Что составляет сущность двуединого конфликта грибоедовской комедии? Нарушает ли наличие двух уровней развития драматического сюжета классицистический принцип единства действия? Укажите основные этапы развития конфликта в пьесе. Какая сцена является кульминационной и какие приемы «сгущения», обострения действия использует автор?
Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?
Ответы и объяснения 1
если Горе от ума, то
первый конфликт-любовный(частный), где чацкий влюблен в софью, софья в Молчалина, молчалин в Лизу, а лиза в Петрушку; людовный треугольник-Сфья-чацкий-молчалин
этапы:
экспозиция-приезжает Чацкий
завязка- Чацкий плохо отзывается о молчалине
кульминация-сцена на балу, чацкого объявляют сумасшедшим
развязка- чацкий понимает, что он лишний в доме
второй- общественный(общественно-политический) между Чацким и Фамусовым
этапы:
экспозиция-приезд чацкого
завязка-рассуждение чацкого и фамусова о «веке нынешнем » и «веке минувшем»
кульминыция-объявление чацкого сумасшедшим
развязка-предательство Софьи, подслушенный в холе разговор
Знаете ответ? Поделитесь им!
Как написать хороший ответ?
Чтобы добавить хороший ответ необходимо:
Этого делать не стоит:
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Литература.
Литература — в широком смысле слова совокупность любых письменных текстов.
Что составляет сущность двуединого конфликта грибоедовской комедии?нарушает ли наличие.
В 17:38 поступил вопрос в раздел Разное, который вызвал затруднения у обучающегося.
Вопрос вызвавший трудности
Ответ подготовленный экспертами Учись.Ru
Для того чтобы дать полноценный ответ, был привлечен специалист, который хорошо разбирается требуемой тематике «Разное». Ваш вопрос звучал следующим образом:
После проведенного совещания с другими специалистами нашего сервиса, мы склонны полагать, что правильный ответ на заданный вами вопрос будет звучать следующим образом:
если Горе от ума, то
первый конфликт-любовный(частный), где чацкий влюблен в софью, софья в Молчалина, молчалин в Лизу, а лиза в Петрушку; людовный треугольник-Сфья-чацкий-молчалин
этапы:
экспозиция-приезжает Чацкий
завязка- Чацкий плохо отзывается о молчалине
кульминация-сцена на балу, чацкого объявляют сумасшедшим
развязка- чацкий понимает, что он лишний в доме
второй- общественный(общественно-политический) между Чацким и Фамусовым
этапы:
экспозиция-приезд чацкого
завязка-рассуждение чацкого и фамусова о «веке нынешнем » и «веке минувшем»
кульминыция-объявление чацкого сумасшедшим
развязка-предательство Софьи, подслушенный в холе разговор
НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АВТОРЕ ЭТОГО ОТВЕТА:
Работы, которые я готовлю для студентов, преподаватели всегда оценивают на отлично. Я занимаюсь написанием студенческих работ уже более 4-х лет. За это время, мне еще ни разу не возвращали выполненную работу на доработку! Если вы желаете заказать у меня помощь оставьте заявку на этом сайте. Ознакомиться с отзывами моих клиентов можно на этой странице.
ПОМОГАЕМ УЧИТЬСЯ НА ОТЛИЧНО!
Выполняем ученические работы любой сложности на заказ. Гарантируем низкие цены и высокое качество.
Деятельность компании в цифрах:
Зачтено оказывает услуги помощи студентам с 1999 года. За все время деятельности мы выполнили более 400 тысяч работ. Написанные нами работы все были успешно защищены и сданы. К настоящему моменту наши офисы работают в 40 городах.
Площадка Учись.Ru разработана специально для студентов и школьников. Здесь можно найти ответы на вопросы по гуманитарным, техническим, естественным, общественным, прикладным и прочим наукам. Если же ответ не удается найти, то можно задать свой вопрос экспертам. С нами сотрудничают преподаватели школ, колледжей, университетов, которые с радостью помогут вам. Помощь студентам и школьникам оказывается круглосуточно. С Учись.Ru обучение станет в несколько раз проще, так как здесь можно не только получить ответ на свой вопрос, но расширить свои знания изучая ответы экспертов по различным направлениям науки.
Вопросы и задания к комедии «Горе от ума» (Грибоедов А. С.)
1. Как новаторство Грибоедова-драматурга проявилось в системе образов комедии, населении её народом действующих лиц?
В восемнадцатом веке писатели строго соблюдали все порядки классицизма, которые заключаются в трёх основных единствах.
Грибоедов в комедии «Горе от ума» придерживается только двух из них: единств места и времени (события пьесы разворачиваются в доме Фамусова в течение суток), а единство действия отсутствует.
Имеется две сюжетные линии: любовь Чацкого и его противостояние московскому обществу.
Масштабный замысел комедии требовал нового подхода и к системе её образов. Кроме действующих лиц в пьесе присутствуют внесценические персонажи. Например, описанный Фамусовым с большим благоговением вельможа Максим Петрович, который делал карьеру, не брезгуя угодничеством и самоунижением перед императрицей. К тому же роду людей относится покойный камергер Кузьма Петрович, упоминаемый Фамусовым в начале второго действия. Но в комедии также встречаются и внесценические единомышленники Чацкого: князь Фёдор, племянник княги, который «чинов не хочет знать», двоюродный брат Скалозуба, крепко набравшийся «каких-то новых правил». В Фамусовском обществе велика роль женских персонажей: княгини Марьи Алексеевны боится даже Фамусов. Он зависит от её мнения: «Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!»
Все эти, казалось бы, бездействующие фигуры оттеняют основных персонажей, создают образ определённой общественной среды, усиливают столкновение идей и поколений на сцене. Население пьесы народом действующих лиц расширило её границы, подчеркнуло характер грибоедовской сатиры и главного конфликта.
2.В чём заключается сущность двуединого конфликта?
Комедия Грибоедова «Горе от ума» строится на двух конфликтах: любовь Чацкого и его противостояние московскому обществу. Но обе эти линии сходятся в общей точке – проблеме двух мировоззрений: «века минувшего» и людей, живущих по старым устоям, и «века нынешнего», активно выступающего за перемены.
В Фамусе наиболеке полно представлены пороки ого общества, которое высмеивается в комедии. Он чиновник, но ни к смыслу, ни к результату своей деятельности не проявляет интереса. К своей службе Фамусов относится только как к источнику богатства:
А у меня что дело, что не дело
Подписано – так с плеч долой.
Чацкий, воплотивший собой прогрессивную дворянскую молодёжь того времени, является носителем новых взглядов и просвещения. Он хочет служить делу, а не лицам и явно не согласен с общественным чинопоклонением: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Ему важны в людях ум, настоящая человечность и искренность. В отсутствии этого он уличает московское общество:
Мундир! Один мундир!
Он в прежнем их быту
Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабоумие, рассудка нищету;
Ещё одним камнем преткновения с минувшим веком становится недружественный приём Софьи, в которую Александр Андреевич был влюблён. Софья не глупа, но за время разлуки с Чацким впитала философию своего отца и его общества.
Софья, уязвлённая речами Чацкого о своём возлюбленном Молчалине, объявляет главного героя сумасшедшим. Именно в этот момент конфликты сливаются воедино и уже следуют по сюжету вместе, получая общую развязку в финале.
3. Как соотносятся черты драматического героя и главного участника комедийной интриги в образе Чацкого?
Своё отношение к герою автор передаёт через его монологи, афоризмы, характеристику другими персонажами, но самое важное – через собственную речь Чацкого. Недаром именно в его уста вложено большинство фраз, давно ставших крылатыми, изобличающих пороки фамусовского общества. В этом и здравомыслие Александра Андреевича: он единственный из действующих лиц осознаёт бедственность положения:
Все гонят! Все клянут! Мучителей толпа,
В любви предателей, в вражде неугомонных,
Нескладных умников, лукавых простяков,
Старых зловещих, стариков,
Безумным вы меня прославили всем хором.
4. В чём заключается отличие ума Чацкого от Фамусова, Скалозуба и других?
Главный герой пьесы деятелен, полон надежд, искренне верен своим справедливым идеалам, он верит в людей и их способность менять свои жизни к лучшему. В передовом Петербурге уже сложилось и укрепилось новое общественное мнение, выступающее за просвещение, искусства и науки, честную службу: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Чацкий боролся за свободу мысли и слова, осуждая московскую верность предрассудкам: «Сужденья черпают из забытых газет».
Для Фамусова, Скалозуба и прочих долг, честь и образованность – слова пустые. На государственную службу они смотрят только как на способ достижения богатства и чинов. На просвещение и прогрессивные взгляды – как на «чуму» и «причину безумных людей, дел, мнений». Самое печальное, что к фамусовскому обществу относятся не только представители старой Москвы, но и молодые люди вроде Софьи, Молчалина и Репетилова.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.