Что составляет сущность гражданского общества

Что такое «гражданское общество»: понятие, признаки, принципы

Что составляет сущность гражданского общества. Смотреть фото Что составляет сущность гражданского общества. Смотреть картинку Что составляет сущность гражданского общества. Картинка про Что составляет сущность гражданского общества. Фото Что составляет сущность гражданского общества

В этой статье мы разберемся с тем, что такое гражданское общество, какие признаки его характеризуют. Узнаем принципы и институты гражданского общества. Рассмотрим функции гражданского общества и предпосылки его формирования. Начнём.

Что такое гражданское общество?

Гражданское общество — это совокупность независимых от государства общественных институтов (семейной, экономической, социальной, национальной, религиозной и иной направленности) призванных обеспечить реализацию отдельными индивидуумами и целыми коллективами их политических, экономических, культурных и духовных нужд и потребностей. При этом гражданское общество находится под постоянным общественным контролем, а его функционирование основывается исключительно на правовых нормах.

Выступая в качестве своеобразного связующего звена, прослойки между гражданином и государством, гражданское общество не позволяет государственным институтам узурпировать власть, став абсолютным хозяином социума. В итоге государство лишь создает общие для всех правила и законы, по которым, на основе самоуправления, и будет жить общество. Государство при этом выступает в качестве законодателя, однако, введенные им законы должны исполняться всеми, в том числе — и самим государством.

Обычно термин «гражданское общество» используется в двух контекстах: широком и узком. В широком смысле под данным понятием понимаются все социальные институты и общественные отношения, прямо не регулируемые госорганами. В более узком контексте указанным термином называют социум на определенном историческом этапе его развития, при котором на практике удалось воплотить в жизнь основные принципы функционирования гражданского общества.

Современное гражданское общество включает в себя независимые от государства общественно-политические институты, отражающие самые разнообразные социальные потребности и интересы людей в политической, экономической, культурной, религиозной и семейной сферах.

Признаки гражданского общества

К главным отличительным признакам гражданского общества относят:

Принципы гражданского общества

Выделяют ряд основных принципов гражданского общества, характеризующих тип взаимоотношений, складывающихся между государством и гражданами при его полноценном функционировании:

Главным признаком гражданского общества является наличие у индивидуумов права на свободную организацию ими различных групп по интересам (профессиональных, культурных и др.), в деятельность которых не могут вмешаться органы власти.

Институты гражданского общества

К важнейшим элементам гражданского общества относят независимых от властей интеллектуалов, ведущих борьбу за соблюдение прав граждан. Именно они создают институты гражданского общества, а именно:

Функции гражданского общества

Важнейшими функциями гражданского общества являются:

Перечисленные здесь черты гражданского общества являются характерными признаками развитого и зрелого социума. Многие люди считают саму возможность существования подобного общественного устройства утопией, однако, при выполнении всеми гражданами своих обязанностей и уважении государством их прав данная концепция вполне жизнеспособна.

Предпосылки к формированию гражданского общества

Основной предпосылкой к формированию гражданского общества является обязательное признание высшей для государства ценностью прав человека. К другим предпосылкам его формирования относят:

Следовательно, гражданское общество не может появиться в одночасье, по чьему либо желанию или приказу, его образование и развитие представляет собой длительный и комплексный процесс, имеющий под собой ряд политических, экономических, социальных, юридических и культурных предпосылок.

Правовое государство

Наличие правового государства является обязательным условием существования гражданского общества. Правовым государством принято называть форму государственного устройства, при которой высшей ценностью государства признаются гражданин и его права. Институты гражданского общества прямо не подчинены государству, но должны активно взаимодействовать с ним, дабы не допустить злоупотреблений со стороны властей (подобной деятельностью занимаются, к примеру, представители свободных СМИ, раскрывающие и фиксирующие такого рода злоупотребления, а затем рассказывающие о них гражданам).

В целом правовое государство выступает гарантом соблюдения всеми членами общества (и управляемыми, и управляющими) определенных правил игры, т.е. соблюдению ими законов, которые обязательны к исполнению и самим государством. Одновременно с этим гражданское общество через свои институты занимается разрешением вопросов, связанных с обеспечением интересов различных групп населения, входящих в состав социума, а также отдельных индивидуумов. В итоге, правовое государство и гражданское общество не конкурируют между собой, а функционируют в тесной связке, дополняя друг друга.

Становление и развитие гражданского общества

Гражданское общество появилось в результате длительного исторического развития и последовательной трансформации в первую очередь западной цивилизации. Автором идеи о формировании самостоятельного и политически активного общества, функционирующего на основе самоуправления, был Аристотель.

В Средние века данная концепция не получила должного развития, зато в эпоху Просвещения она окончательно оформилась и обрела собственное определение. Просветители рассматривали гражданское общество как плод совместной деятельности всех членов социума, привязывая его становление и развитие к становлению и развитию каждой отдельной личности.

Основным отличием гражданского общества от всех остальных типов социума является социально направленная активность граждан, предусматривающая равноправное взаимодействие между властью, обществом и человеком.

Заключение

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

Источник

Гражданское общество

Что составляет сущность гражданского общества. Смотреть фото Что составляет сущность гражданского общества. Смотреть картинку Что составляет сущность гражданского общества. Картинка про Что составляет сущность гражданского общества. Фото Что составляет сущность гражданского общества

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Понятие гражданского общества

Определение гражданского общества можно сформулировать двумя способами:

Еще этот термин используют для определения степени эволюции цивилизованного общества. В этом смысле гражданское общество — то, которое гарантирует бесспорное выполнение прав и свобод гражданина, а взамен требует исполнения обязанностей.

Примеры проявлений гражданского общества:

Теперь мы знаем термин «гражданское общество» и можем перейти к определению правового государства.

Понятие правового государства

Правовое государство — это государство, в котором главенствуют нормы права и закон. Главная задача правового государства заключается в защите прав и свобод человека и гражданина.

Институты гражданского общества не подчиняются государству напрямую, но активно взаимодействуют с ним. Гражданское общество — ключевой посредник между отдельным человеком и властью.

Гражданское общество влияет на государство через демократические институты. Это происходит за счет принятия законов о защите прав человека, об открытости и ответственности должностных лиц и т. п.

Например, свободные СМИ следят за решениями, которые принимают представители власти. Политические партии дают гражданам возможность сменить власть на свободных выборах. А общественные движения помогают донести свои пожелания и добиться от государства решения проблем.

Вместе с тем гражданское общество обеспечивает интересы индивидов и групп. В гражданском обществе преобладают горизонтальные связи — связи солидарности и конкуренции, а не подчинения. Именно поэтому в правовом государстве власть и гражданское общество дополняют друг друга, а не противостоят.

Что составляет сущность гражданского общества. Смотреть фото Что составляет сущность гражданского общества. Смотреть картинку Что составляет сущность гражданского общества. Картинка про Что составляет сущность гражданского общества. Фото Что составляет сущность гражданского общества

Таблица «Соотношение гражданского общества и государства»

Линии сравнения

Гражданское общество

Государство

Реализуемые интересы

Повседневные интересы индивидов.

Общественные интересы социальных групп, классов, этносов.

Средства реализации

Убеждение, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи, искусство и т. д.

Конституция, власть, принуждение, право и т. д.

Связи и отношения между людьми

Преобладание горизонтальных связей, основанных на отношениях солидарности и конкуренции.

Преобладание вертикальных связей, основанных на отношениях господства и подчинения.

Основа

Свободный индивид с неотъемлемыми правами и неполитические организации, с помощью которых он их реализует.

Политические институты, органы власти, лидеры, элита и т. д.

Признаки гражданского общества

Основные признаки гражданского общества:

Гражданское общество реализует ежедневные интересы людей. Оно создает условия для самореализации отдельного человека и групп, для удовлетворения их потребностей. Одновременно гражданское общество сдерживает стремление государства к концентрации политического господства.

Поможем закрепить новый материал на уроках обществознания в онлайн-школе Skysmart.

Функции гражданского общества

Какие функции выполняет гражданское общество:

Структура гражданского общества

Гражданское общество состоит из элементов, которые взаимодействуют между собой и объединяются в горизонтальную систему связей.

Вот что включает в себя гражданское общество:

Предпосылки и развитие гражданского общества

Главная предпосылка гражданского общества — признание прав и свобод человека. Есть еще другие предпосылки:

Экономические

Частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция.

Социальные

Большой удельный вес в обществе среднего класса.

Политико-правовые

Юридическое равенство граждан, обеспечение прав и их защита, децентрализация власти, политический плюрализм.

Культурные

Свобода слова, свобода информации, высокий уровень образования у населения.

Гражданское общество невозможно создать приказом сверху, оно не может появиться спонтанно в один момент времени. Создание гражданского общества — это постепенный процесс, которому способствуют экономические, политические, культурные предпосылки

Источник

Гражданское общество: понятие, сущность, признаки, структура

Что составляет сущность гражданского общества. Смотреть фото Что составляет сущность гражданского общества. Смотреть картинку Что составляет сущность гражданского общества. Картинка про Что составляет сущность гражданского общества. Фото Что составляет сущность гражданского общества Что составляет сущность гражданского общества. Смотреть фото Что составляет сущность гражданского общества. Смотреть картинку Что составляет сущность гражданского общества. Картинка про Что составляет сущность гражданского общества. Фото Что составляет сущность гражданского общества Что составляет сущность гражданского общества. Смотреть фото Что составляет сущность гражданского общества. Смотреть картинку Что составляет сущность гражданского общества. Картинка про Что составляет сущность гражданского общества. Фото Что составляет сущность гражданского общества Что составляет сущность гражданского общества. Смотреть фото Что составляет сущность гражданского общества. Смотреть картинку Что составляет сущность гражданского общества. Картинка про Что составляет сущность гражданского общества. Фото Что составляет сущность гражданского общества

Что составляет сущность гражданского общества. Смотреть фото Что составляет сущность гражданского общества. Смотреть картинку Что составляет сущность гражданского общества. Картинка про Что составляет сущность гражданского общества. Фото Что составляет сущность гражданского общества

Что составляет сущность гражданского общества. Смотреть фото Что составляет сущность гражданского общества. Смотреть картинку Что составляет сущность гражданского общества. Картинка про Что составляет сущность гражданского общества. Фото Что составляет сущность гражданского общества

Гражданское общество: понятие, структура, признаки

Гражданское общество – такое состояние общества, когда человек является высшей ценностью, признаются, соблюдаются, защищаются его права и свободы, а государство способствует динамичному развитию экономики и политической свободы. Находясь под контролем общества, государственная и общественная жизнь основываются на праве, идеалах демократии и справедливости.

Структура:

1. Экономическая система – закрепляет отношения собственности, распределения, обмена и потребления отношения производства материальных и нематериальных благ.

2. Политическая – включает в себя государство, право, политические партии, общественные движения, политические отношения и политическое сознание (взгляд на текущую политику).

3. Духовно-культурная – образование, наука, культура, искусство, религия и соответствующие культурно –научные отношения.

4. Социальная – личность, семья, школа, церковь, межличностные отношения, отношения между крупными социальными группами, классами, сословиями.

Признаки:

— свобода – независимость индивида от государства, независимость в выборе сферы профессиональной реализации; независимость в формировании политических взглядов и убеждений; наличие в государстве механизма защиты прав и свобод человека и гражданина: наделение индивида собственностью (средствами, необходимыми для достойного существования);

— правовой характер общества – имеет место правовое государство, основанное на праве и соблюдении Конституции;

— открытость – информационная свобода, т.е. отсутствие государственной монополии на информацию; свобода мысли, слова, образования, свобода её размещения вне страны, свобода въезда и выезда из страны;

— плюрализм – наличие партий различных идеологических направлений, отсутствие обязательной государственной идеологии, наличие в обществе различных точек зрения, свобода их выражения, свобода конкуренции партий в борьбе за власть самоуправление и саморазвитие.

Сущность и основные принципы гражданского общества.

Сущность гражданского общества состоит в том, что оно объединя­ет и выражает прежде всего интересы граждан, их чаяния, свободу, запросы, потребности, а не волю правящих элит, власти, государства. Последнее (государство) призвано выступать лишь слугой общества, его доверенным представителем. Государство для общества, а не общество для государства. Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны.

К ним относятся:

1. Экономическая свобода, многообразие форм собственности, ры­ночные отношения;

2. Безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;

3. Легитимность и демократический характер власти;

4. Равенство всех перед законом и правосудием, надежная юриди­ческая защищенность личности;

5. Правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;

6. Политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;

7. Свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации;

8. Невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;

9. Классовый мир, партнерство и национальное согласие;

10. Эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Гражданское общество – не государственно–политическая, а глав­ным образом экономическая и личная, частная сфера жизнедеятель­ности людей, реально складывающиеся отношения между ними. Гражданское общество – открытое, демократическое, саморазвивающееся общество в котором центральное место занимает человек гражданин и личность.

Гражданское общество – это такое состояние общества, когда человек является высшей ценностью, признаются, соблюдаются, и защищаются его права и свободы, государство способствует динамическому развитию экономики и политической свободе, находится под контролем общества, государственная и общественная жизнь основывается на праве, идеалах, демократии и справедливости.

Основные признаки:

Что составляет сущность гражданского общества. Смотреть фото Что составляет сущность гражданского общества. Смотреть картинку Что составляет сущность гражданского общества. Картинка про Что составляет сущность гражданского общества. Фото Что составляет сущность гражданского общества

3. Свобода обеспечивается, когда :

— индивид независим от государства – не находится под его тотальным контролем;

— индивид является собственником, т.е. обладает средствами, необходимыми для достойного существования;

— человеческая личность не находится под полным контролем со стороны класса, сословия, семьи;

— человек самостоятельно выбирает сферу профессиональной самореализации;

— человек имеет возможность свободно формировать свои политические убеждения и выражать их;

— права и свободы человека признаются, соблюдаются, и защищаются государством;

— существуют гарантии прав и свобод человека, механизмы их защиты.

2. Открытость, т.е. наличие информационной свободы, свободы мысли и слова, образования и воспитания, перемещения внутри страны, въезда и выезда из страны.

3. Плюрализм, который характеризуется наличием в обществе различных классов, слоев, социальных групп; политических сил, выражающих их интересы, свободной конкуренции политических сил в борьбе за отстаивание интересов и за обладание государственной властью; развитой структурированной политической системы и ее стабильностью; достаточным совершенством государственного аппарата и наличия разделения властей, наличием в обществе разных точек зрения, свободой их выражения и отсутствия обязательной государственной идеологии.

4. Правовой характер. Им общество обладает там, где имеет место правовое государство, т.е. государство, основанное на праве, соблюдения законов, подзаконных актов.

5. Самоуправляемость и саморазвитие выражаются в том, что индивиды, классы, социальные группы самостоятельно устанавливают, и регулируют взаимоотношения между собой. Как правило, не прибегая к услугам государства как арбитра, гражданское общество имеет в самом себе экономический, политический, культурно-нравственный потенциал для собственного воспроизводства и дальнейшего развития.

Структура – это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития.

Системообразующим началом является человек с его естественными потребностями и интересами, внешне выраженных в юридических правах и обязанностях. Составляющими элементами структуры выступают различные общности и объединения людей и устойчивые взаимосвязи между ними.

Структуру современного гражданского общества можно представить в виде 5 основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности.

1. Социальная – охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. Это институты семьи и отношения, обусловленные ее существованием; межличностные отношения; большие социальные общности людей связанные общими интересами – нации, национальности, социальные группы, отношения между крупными социальными группами.

2. Экономическая система – совокупность экономических институтов и отношений, в которых люди вступают в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта:

— отношения собственности (частная, государственная, муниципальная)

— производство социальных материальных и нематериальных благ – в основе лежит созидательный труд членов общества, следовательно, частью экономических отношений являются трудовые отношения, производственные отношения.

Структурными элементами экономической системы выступают:

— частные, муниципальные, акционерные, кооперативные предприятия;

— индивидуальные частные предприятия граждан.

3. Политическая система – совокупность институтов и отношений, в рамках которых происходит политическая жизнь, и осуществляется государственная власть:

— политические партии, общественные движения, организации;

— политические отношения между этими элементами;

— политические нормы, традиции;

4. Духовно-культурная – совокупность нематериальных благ, отношений по поводу их институтов, через которые реализуются данные отношения:

— отношения, связанные с образованием;

— соответствующие (научные, культурные) отношения и институты.

5. Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации.

Структурные элементы: общественные, муниципальные, частные организации, учреждения, предприятия, граждане и их объединения, осуществляющие производство выпускаемых средств массовой информации. Такая информация носит условный характер. Все структурные части тесно взаимосвязаны, и взаимодействую. Объединяющий фактор – человек.

Источник

Что составляет сущность гражданского общества

В общественных науках выделяют следующие основные подходы к определению сущности гражданского общества:

как противопоставление анархии;

как противопоставление церкви;

как противопоставление государству;

как конкретный феномен западной цивилизации.

Цитаты

Лозунг истинного гражданского общества — не «Пусть это сделает правительство», а «Дайте нам сделать это самим.” (Дуайт Эйзенхауэр)

Гражданское общество — это союз индивидуальностей, коллектив, в котором все его члены обретают высшие человеческие качества… (Гоббс)

Гражданское общество — благо, а государство — неизбежное зло. Чем совершеннее гражданское общество, тем менее оно нуждается в регулировании со стороны государства. (Томас Пейн)

Гражданское общ-во находится вне государства, но в тесном с ним контакте. (Гегель)

Гражданское общество – система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей. (Маркс и Энгельс)

Гражданское общество — сфера реализации особенно частных целей и интересов отдельной личности. Подлинной свободы в гражданском обществе нет, так как в нём постоянно присутствует противоречие между частными интересами и властью, носящее всеобщий характер.(Георг Гегель)

Гражданское общество — сфера материальной, экономической жизни и деятельности людей. Именно оно является первичным по отношению к государству, гражданская жизнь как сумма разнообразных интересов скрепляет государство. (Маркс и Энгельс)

. Мы заинтересованы в том что бы развивалось гражданское общество в самой России, что бы оно ругало власть, помогало власти определять свои собственные ошибки, корректировать свою политику в интересах людей (В.В. Путин)

Источник

Гражданское общество и правовое государство

Гражданское общество: понятие и признаки

Со времен античности человечество неоднократно предпринимало попытки отыскать наиболее оптимальную форму сосуществования, общежития. На протяжении этого времени философы разрабатывали и предлагали различные модели государственного и общественного устройства. Одной из древних и весьма дискуссионных сегодня можно по праву считать проблему гражданского общества. В современной учебной и научной литературе не выработано единого подхода к его пониманию, не унифицированы сущность, содержание и социальное назначение этого явления, что с очевидностью обусловливает и проблемность определения гражданского общества. Соответственно, возникает настоятельная необходимость, по возможности, выработки универсального подхода к осмыслению этого феномена.

Развитие идей о гражданском обществе происходит не одно тысячелетие. Эту проблему поднимали в своих работах Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Н. Макиавелли, Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локк, Т. Гоббс, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс, А. Грамши и многие другие.

Теме гражданского общества уделялось и уделяется пристальное внимание в литературе: разработаны научные подходы к его осмыслению (философский, социологический, политологический, юридический, экономический, культурологический, системно-управленческий, проектный); построены модели: романо-германская (социал-демократическая)23, англо-саксонская (либерально-демократическая). Высказываются различные мнения, касающиеся понятия, структуры, признаков и принципов гражданского общества, его формирования в России.

Другая группа ученых при определении гражданского общества концентрирует внимание на наличии многочисленных объединений граждан, понимая под ним систему экономических, нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в гражданские ассоциации, союзы для удовлетворения своих материальных, духовных интересов и потребностей.

В юридическом смысле слова гражданское общество представляет собой правовую форму организации и функционирования его институтов, критерием, целью и основными направлениями деятельности которых выступает человеческое измерение, достигаемое при наличии правового государства и эффективной демократической политической власти.

В качестве признаков гражданского общества, основываясь на инструментальном подходе, можно выделить:

Нормативная основа функционирования гражданского общества: правовая и договорная. Правовая основа предполагает совокупность норм права, закрепляющих основы организации и функционирования гражданского общества, его правовых институтов. На международном уровне это: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и многие другие.

На национальном уровне важнейшим нормативным правовым актом, в котором закреплены основы организации и функционирования гражданского общества, является Конституция Российской Федерации. В ней провозглашены права и свободы человека, признаваемого высшей ценностью, механизмы защиты прав и свобод, механизмы воздействия на государственную власть и др. Помимо Конституции РФ различные стороны функционирования гражданского общества находят отражение в иных нормативных правовых актах, например в следующих федеральных законах: «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об общественных объединениях», «О политических партиях», «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и многих других.

Помимо договорной и правовой нормативную основу функционирования гражданского общества составляют политические, корпоративные, религиозные нормы, нормы морали и др. Однако первостепенное значение для гражданского общества имеют нормы права, поскольку среди всех социальных норм они являются наиболее эффективным инструментом регулирования общественных отношений, так как обеспечиваются государством.

Человеческое измерение. Проблема человеческого измерения была подмечена в эпоху Античности. Еще Протагор говорил, что «человек есть мера всех вещей». В различные исторические периоды то или иное социально-правовое явление характеризовалось через личностное, человеческое измерение. Это просматривается при исследовании таких проблем, как отношение личности к государству и государства к личности, отношение личности к праву, отношение личности к обществу и общества к личности.

В современном мире проблема человеческого измерения возведена на международный уровень. Развитие международных отношений, глобализация и порождаемые ею процессы еще больше сконцентрировали внимание международных организаций, государств и всего мирового сообщества к проблемам обеспечения прав человека. Подлинный прорыв в области сотрудничества по правам человека в рамках ОБСЕ был достигнут в 1989 г. на

Венской встрече представителей государств-участников. В Итоговом документе Венской встречи государства выразили решимость гарантировать эффективное осуществление прав человека, согласились совершенствовать свои законы в этой сфере.

Главным же итогом Венской встречи было создание международного контрольного механизма по правам человека, который получил название «Человеческое измерение ОБСЕ».

Человеческое измерение, изначально задуманное как общие политические рамки отношений между государством и личностью, сегодня включает в себя определенные обязательства и механизмы контроля за их выполнением. За время своего существования, с 1975 г., ОБСЕ приняла несколько десятков документов, определивших принципы и стандарты человеческого измерения.

В их числе фундаментальные документы Московского, Копенгагенского и Хельсинкского совещаний ОБСЕ и др. Они провозглашают положение: «государства-участники выражают свою твердую решимость обеспечить полное уважение прав человека и основных свобод, действовать на основе законности, проводить в жизнь принципы демократии и в этой связи создавать, укреплять и защищать демократические институты, а также развивать принципы терпимого отношения в масштабах всего общества».

Из текстов международных правовых актов следует, что под человеческим измерением понимаются вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона.

Действительно, в сложных условиях развития современного мира, в процессе глобализации вопросы обеспечения прав и свобод человека и гражданина приобретают особое значение. И неслучайно они все чаще обсуждаются на самом высоком международном уровне. Мировое сообщество осознает, что без решения проблем в сфере обеспечения и защиты прав человека невозможно построить гражданское общество.

Эффективная демократическая политическая власть. Эффективная демократическая политическая власть предполагает такое ее состояние, при котором она способна создавать условия для человеческого измерения, придавать правовую форму институтам гражданского общества, обеспечивать их полноценное функционирование и высокий уровень социально-правовой защищенности граждан.

В юридической литературе подчеркивается, что «если управление гражданским обществом осуществляется, прежде всего, на основе власти, то государственная власть занимает ведущее место среди других проявлений власти. Это обусловлено спецификой государственной власти, ее механизмов, возникающих на ее основе отношений». Однако наряду с государственной в гражданском обществе действуют и иные проявления политической власти, например муниципальная.

О роли государственной власти в гражданском обществе писали Платон, Аристотель, Н. Макиавелли, Г. Гроций, Т. Гоббс, Д. Локк, Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин, А. Грамши и многие другие. Например, В.Ц. Киров справедливо утверждает, что гражданское общество рождается в муках и в процессе этого рождения особая роль принадлежит государственной власти.

Разумеется, речь должна идти об эффективной, демократической, сильной государственной власти. Лишь при соответствии данным критериям она способна оптимизировать процесс развития гражданского общества.

Итак, при наличии сильной, эффективной демократической политической власти в обществе возможно обеспечение прав и свобод человека и гражданина, ощущение ими чувства социально-правовой защищенности. Безусловно, необходимо, чтобы органы государственной и муниципальной власти реально прислушивались и оказывали поддержку в реализации прав, свобод и законных интересов членов гражданского общества.

Основные принципы и структура гражданского общества

В научной литературе, помимо понятия и признаков гражданского общества, разрабатываются и вопросы основ, функций, принципов, структуры гражданского общества, включая их правовые аспекты. Теоретический анализ показывает, что при исследовании принципов гражданского общества наблюдается та же методологическая ошибка, что и при изучении понятия гражданского общества в целом. Иногда происходит смешение принципов гражданского общества и правового государства. Ученые не разделяют социальные, экономические, политические, духовные принципы и «чисто» юридические. Задача исследователей состоит в том, чтобы подходы к классификации принципов носили комплексный характер. Для этого необходимо определить основные классификации принципов, вычленить их по сути, форме и содержанию, дать их общую характеристику.

Л.А. Морозова называет четыре принципа гражданского общества: верховенство права, отсутствие монополии на власть, правовое регулирование процедур разрешения конфликтов, общую интеллектуальную культуру анализа возникающих проблем. Предлагаемые автором принципы небесспорны. Это выражается в следующем: говоря о верховенстве права, ученый называет принцип правового государства; при выделении общей интеллектуальной культуры анализа возникающих проблем речь идет не столько о правовом принципе, сколько о духовном.

Более развернутую точку зрения по вопросу принципов гражданского общества представил более двадцати лет назад Н.И. Матузов. Он выделяет около двадцати принципов, относя к ним экономическую свободу, многообразие форм собственности, рыночные отношения; безусловное признание и защиту естественных прав человека и гражданина; легитимность и демократический характер власти; равенство всех перед законом и судом, надежную юридическую защищенность личности; правовое государство, основанное на принципе разделения властей и их взаимодействие; политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции; свободу слова и печати, независимость средств массовой информации; невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность; классовый мир, партнерство и национальное согласие; эффективную социальную политику, обеспечивающую достойный уровень жизни людей. Н.И. Матузов не проводит границы между экономическими, политическими, идеологическими и юридическими принципами, хотя предложен широкий перечень принципов гражданского общества. Ученый стремится охватить не только сугубо правовые стороны жизнедеятельности гражданского общества, но и экономические, социальные, политические, идеологические (содержание гражданского общества). Разумеется, каждый из названных им принципов находит отражение в законодательстве и приобретает правовую форму.

Попытку выделить собственно правовые принципы гражданского общества предпринял С.С. Худяков. Он выделяет шесть принципов:

1) равенство прав и свобод всех людей в политической сфере;

2) гарантированная юридическая защита прав и свобод граждан на основе законов;

3) экономическая независимость индивидов, основанная на праве каждого иметь собственность или получать справедливое вознаграждение за честный труд;

4) гарантированная законом возможность объединяться гражданам в независимые от государства и партий общественные объединения по интересам и профессиональным признакам;

5) свобода граждан в образовании партий и гражданских движений;

6) существование механизма, стабилизирующего отношения между государством и гражданским обществом.

Однако и его мнение небесспорно. В формулировках принципов гражданского общества имеются некоторые неточности. Так, говоря о равенстве прав и свобод всех людей, С.С. Худяков затрагивает лишь политическую сферу. Гражданское общество предполагает равенство прав и свобод человека не только в политической, но и в экономической и иных сферах жизни. Кроме того, автор ведет речь о механизме стабилизации отношений между государством и гражданским обществом, однако не уточняет характер механизма. Ведь можно говорить об экономическом, политическом, идеологическом, юридическом механизмах. В контексте стиля исследования С.С. Худякова можно предположить, что речь идет именно о юридическом механизме.

Таким образом, ни по количественному, ни по качественному определению принципов нет единства мнений, не проведена их классификация. Иными словами, подходы к пониманию принципов гражданского общества носят несистемный характер.

Вопрос о структуре гражданского общества в современной юридической литературе решается неоднозначно. Одна группа ученых, в числе которых А.С. Мордовец, О.И. Цыбулевская, в качестве элементов гражданского общества выделяют: частную собственность, выступающую главной предпосылкой свободы человека и всего общества; рынок, действующий как саморегулирующая система; свободный труд; церковь, отделенную от государства; семью.

Другая группа исследователей, в частности В.И. Гавриленко, А.П. Плешаков, дополняя структуру гражданского общества, включают в нее совокупность независимых от государства производителей (частные фирмы), политические партии, движения, сферу воспитания и негосударственного образования, систему негосударственных средств массовой информации.

Третья группа авторов, например В.А. Затонский, С.Н. Шевердяев, важную роль отводят добровольным негосударственным некоммерческим объединениям граждан. К их числу они относят не только политические партии, но и различного рода ассоциации, профессиональные союзы, торгово-промышленные палаты, союзы потребителей и др. В иных источниках в качестве элементов гражданского общества упоминаются классы, нации, местное самоуправление.

В литературе по вопросам структуры гражданского общества до сих пор ведутся дискуссии. Среди ученых нет единого мнения ни по количественному, ни по качественному определению институтов гражданского общества. Бесспорным является лишь то, что каждый из институтов находит отражение в законодательстве и приобретает правовую форму. Тем не менее синтез взглядов ученых относительно структуры гражданского общества позволяет выделить следующие основные правовые институты гражданского общества: институт частной собственности, институт труда, институт корпораций, институт местного самоуправления, институт объединений граждан, институт семьи.

Понятие и сущность правового государства

Генезис идеи правового государства берет начало в Античности в работах Платона и Аристотеля. Более четко идея правового государства сформулирована И. Кантом. Он определяет его как правовое государственное устройство. Терминологически правовое государство впервые находит отражение в трудах немецких юристов Карла Велькера и Роберта Моля. Последний дал определение правового государства как конституционного государства, которое должно основываться на закреплении в конституции прав и свобод граждан, на обеспечении судебной защиты личности.

Современная отечественная юридическая литература насыщена работами, посвященными правовому государству. В правовой науке проведена попытка обобщения взглядов на данную категорию. В частности, выделяются следующие подходы: правовое государство как государство, обеспечивающее примат права (А.Ч. Асильдаров); отождествление правового государства с идеей примата международного права (Е.Ю. Копылова); отождествление правового государства с государством справедливости (Е.Г. Мартынчик); понимание его как юридического (конституционного) идеала (С.Б. Глушаченко, В.П. Тонконогов); отождествление с государством правопорядка (О.И. Короткова) и др.

Что же представляет собой правовое государство? В наиболее общем виде под ним понимается государство, в котором наличествует верховенство (господство) правового (справедливого) закона. В числе признаков называются:

а) уважение основных прав человека;
б) взаимная ответственность государства и гражданина;
в) равноправие и равенство всех перед законом и судом;
г) верховенство закона в системе нормативно-правовых актов;
д) разделение властей.

Несомненно, эти категории взаимосвязаны и взаимозависимы. Справедливо утверждение исследователя, что «гражданское общество, как основа и социальное содержание правового государства, будучи первичным к нему, и правовое государство как политико-правовая форма организации общественной жизни, будучи вторичным, выступают в отношениях друг с другом не как пассивные объекты, а как активные и сдерживающие друг друга субъекты».

Более того, между правовым государством и гражданским обществом существует «обоюдная зависимость в форме взаимной обусловленности и взаимодействия: практически ни одно из них не может существовать без другого. Результаты их функционирования переплетены теснейшим образом и непосредственно сказываются на каждом из них». Так, например, в демократическом обществе функционируют различные правовые механизмы воздействия гражданского общества на государство (конституционная ответственность государства, выдвижение требований законодательного закрепления прав и свобод человека и др.).

Вместе с тем государство через право придает правовую форму институтам гражданского общества, способствует разрешению правовых противоречий, тем самым, оптимизируя их деятельность и гарантируя эффективное развитие.

Очевидно, что реализация принципов правового государства (господство права, взаимная ответственность личности и государства, разделение властей, равенство всех перед законом и судом) обеспечивает свободное развитие человека, гарантирует его правовую защищенность, способствует гармонизации правовой жизни гражданского общества.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *