Что составляет сущность двуединого конфликта грибоедовской комедии укажите основные этапы развития
Сущность конфликта в грибоедовской комедии «Горе от ума»
Комедийное произведение А. С. Грибоедова «Горе от ума» считается новаторской и первой реалистической пьесой в России. В своем творении автор отступил от признаков единства и создал несколько разногласий. Главными темами конфликтов комедии «Горе от ума» являются переживания в личной жизни и проблемы общества.
Роль любовной интриги
Любовная линия проглядывается в комедии на протяжении всей пьесы. Но так как жанр произведения — общественная комедия, то социальный аспект разногласий все же главенствует над интригой в любви.
Однако перед читателем первыми возникают личные переживания в любовном треугольнике. Софья питает глубокие чувства к Молчалину, что показывается в первом же действии во время ночного свидания. Тем временем ее служанка Лиза вспоминает о юношеской любви хозяйки к Чацкому. Образуется любовный треугольник.
Любовный конфликт комедии «Горе от ума» пересекается с социальным, сюжетные линии переплетаются, в этом и заключается своеобразие пьесы. Чтобы усилить комичность ситуации, Грибоедов вводит еще 2 любовных треугольника в «Горе от ума», связанных со следующими персонажами:
Софья испытывает чувства к Молчалину, а он, в свою очередь, приглядывается к Лизе. Девушка же влюблена в Петрушу, но не может решиться признаться ему в любви.
Социальные разногласия
В произведении Грибоедова разгорается настоящее противоборство между традиционным и новым дворянством. К последнему причисляет себя Чацкий. Также к прогрессивному дворянству относятся другие внесценические действующие лица пьесы. Чацкий придерживается мнения, что важнее прислуживать «делу», а не отдельным людям, находящимся в служении.
Он отрекается от нравственной морали, которая так важна Фамусову. Чацкий считает, что приспособиться к условиям жизни, подстроить под ситуацию свою манеру поведения главнее всего. По его мнению, именно это позволит:
Тем не менее в пьесе есть цитата Чацкого, показывающая, что главная его цель заключается в служении. Ему неприятно прислуживать, но он готов потерпеть:
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Дискуссируя с Фамусовым, Чацкий выступает в пользу науки и выставляет себя свободным от всяческих предрассудков. Быть представителем прошлого века выпала честь Фамусову. Герой олицетворяет все недостатки аристократии. Его больше всего волнует то, что о нем думают окружающие, в частности, светские круги. Была бы его воля, Фамусов взял бы в зятья Скалозубова, так как последний живет мечтой о генеральском чине и является материально обеспеченным.
Фамусова восхищает умение дяди Максима Петровича «подслужиться» и ловко выкручиваться из различных ситуаций. Может показаться, что в пьесе возникает конфликт отцов и детей. Но это не так. Сущность произведения заключается в разногласиях, возникающих между людьми прошлого и современниками.
Молчалин, который представляет в пьесе поколение «детей», солидарен с мнением Фамусова. Он понимает, что хорошие отношения с нужными людьми необходимы для успешной жизни. Ему также нравятся награды и чины. У него отличные отношения с Софьей, которые он поддерживает, чтобы угодить ее влиятельному отцу.
Девушку нельзя отнести ни к одному из двух поколений. Она противопоставляет себя отцу, но только из-за влюбленности в Молчалина. Конфликт никак не связан с ее мнением по поводу устройства общества.
Фамусов — заботливый отец, заигрывающий со служанкой. Он не служит примером для Софьи. Девушка обладает хорошим умом и прогрессивна в своих взглядах. Ее не волнует общественное мнение, что и образует конфликт между нею и отцом. Но она не встала на сторону Чацкого, наоборот, из-за нее его выгнали из общества. Девушка распространяла слухи о безумии мужчины.
Именно клевета и сыграла главную роль в любовном конфликте. Отношения между Софьей и Чацким испортились не из-за взглядов на политические идеи. Она беспокоится о том, чтобы бывший возлюбленный не разрушил ее счастье.
Особенности пьесы
Социальный конфликт Чацкого определяется разочарованием в любви. Он служит завязкой и обострением драматической ситуации, связанной с безумием.
В пьесе есть два типа конфликта, которые тесно переплетаются. Личные переживания начинаются в начале произведения и являются фундаментом для появления столкновений между минувшим веком и Чацким.
Любовный конфликт оказывает помощь Фамусову в том, чтобы представить Чацкого сумасшедшим.
Основное разногласие — социальное, поскольку Грибоедов называет «Горе от ума» социальной комедией. Целью произведения, как показывает развязка, выступает выявление морали дворянских кругов XIX века. Это можно указать в сочинении о сущности двуединого конфликта в грибоедовской комедии.
Еще материалы по теме:
Основной конфликт комедии «Горе от ума»
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» — это новаторское произведение XIX века. Автор использует новый метод художественного изложения, что было несвойственно тому времени. Пьеса относится к первому реалистичному произведению, которое написано русским писателем. Главное отличие заключается в том, что любовный конфликт комедии «Горе от ума», тесно связан с общественными проблемами.
Роль любовной линии
В основе произведения лежит традиционная проблема между влюбленными людьми. Она не является главной, а больше второстепенной и дополняющей другой конфликт — социальный. Можно отнести комедию к общественному произведению, которое показывает столкновение двух эпох.
Однако сюжетная линия построена на чувствах людей, на их внутренних переживаниях. В самом начале читатели догадываются, что их ожидает любовный треугольник между главными персонажами. В первом действии писатель описывает свидание Софьи и Молчалина, и сразу можно догадаться об их взаимоотношениях. Еще служанка Елизавета напоминает ей о юношеской любви: во время учебы Софью связывали теплые чувства с Чацким. Именно из-за девушки он приезжает в Москву. Основной любовный конфликт происходит между следующими героями:
Софья не может выбрать Чацкого в мужья, так как мужчина не готов идти на компромисс, он отстаивает свою точку зрения. А Молчалин совершенно другой тип личности, он отличный кандидат на роль супруга. Он молчалив и знает, как подслуживаться, умеет заводить полезные знакомства, с легкостью использует людей для достижения своих личных целей.
Но к девушке он не испытывает никаких чувств, а ухаживает за Софьей только из-за ее отца. По сути, она ему безразлична, но желание быть ближе к дворянскому роду берет верх над его чувствами к служанке Лизе. В пьесе нет конфликта отцов и детей, четко прослеживается проблема старого и нового поколений. Чацкий является драматическим персонажем, так как он выступает за справедливость и нравственные ценности в обществе. Люди не готовы принять его характерные особенности личности, они просто боятся каких-либо перемен.
Софья совершенно другая, ее нельзя причислить ни к одной эпохе. Невозможно сказать, что она глупая или необразованная. Она обладает отличным складом ума, ее не интересует мнение общественности. Софья руководствуется внутренними чувствами, она боится за свой предстоящий брак, поэтому решает опорочить имя Чацкого, чтобы бывший возлюбленный не смог разрушить ее отношения. Выставляет его сумасшедшим и общество принимает ее мнение, так как он для них представляет угрозу. По этой причине Чацкий должен покинуть Москву, в этот момент происходит развязка основного сюжета.
Переплетение социальной проблемы и любовной линии — это то, что составляет сущность двуединого конфликта грибоедовской комедии. Автор начинает пьесу с любовной интриги, но она не является главным конфликтом. Она только завязка драмы и позволяет писателю продемонстрировать на примере фамусовского общества проблемы социального характера, которые были присуще началу XIX века.
Когда пьеса была опубликована, то она стала одним из самых популярных литературных произведений 19 века. Многие цитаты из книги используются в сегодняшней речи, например, счастливые часов не наблюдают.
По данному произведению школьники часто пишут сочинение, так как в сюжетной линии заложено два конфликта, любовные интриги героев приводят к обострению социальных проблем.
«Горе от ума» Грибоедова: основные идеи и особенности драматургического конфликта
Вы будете перенаправлены на Автор24
Пьеса – это драматическое произведение для театрального представления.
Идейный смысл комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Главный идейный смысл пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума» заключается в изображении столкновения двух противоборствующих общественно-политических лагерей. В конфликте раскрываются типические черты, сила и слабость, социально-историческая сущность дворянского освободительного движения. Драма главного героя является отражением еще более широкого общеевропейского явления. Чацкий терпит горе от своего ума, глубокого в критическом отношении к миру скалозубов и фамусовых, однако пока еще недостаточно сильного в определении верных путей борьбы за преобразование реальной действительности.
Готовые работы на аналогичную тему
Особенности конфликта пьесы «Горе от ума»
Произведение А. С. Грибоедова во многом новаторское, своеобразное, необычное для своего времени.
Основная особенность этого произведения заключается во взаимодействии двух сюжетообразующих конфликтных линий:
Если рассматривать произведение с точки зрения проблематики, то на первом месте оказывается конфликт между главным героем и фамусовским обществом, однако не менее важным в развитии сюжета является и традиционный любовный конфликт. Именно ради встречи с Софьей так спешил в Москву Чацкий. Оба конфликта усиливают и дополняют друг друга. Они в равной степени нужны для того, чтобы лучше понять характеры, мировоззрение, психологию, взаимоотношения персонажей.
В сюжетных линиях комедии обнаруживаются элементы классического сюжета, где:
Конфликт главного героя с фамусовским обществом состоит из ряда частных конфликтов – словесные перепалки главного героя с Фамусовым, Молчалиным, Скалозубом и остальными представителями московского общества.
Благодаря частным конфликтам на сцене появляется множество второстепенных персонажей, что позволяет раскрыть автору картину нравов, показать психологию и принципы людей, среди которых приходится находиться Чацкому не только в доме Фамусовых, но и в жизни.
Два конфликта в произведении Грибоедова идут всегда рядом, соприкасаясь, расходясь и вновь соприкасаясь. Однако в кульминационный момент конфликты снова соединяются и обусловливают жизненный крах Чацкого. Основу кульминации общественно-идеологического сюжета составляет слух о сумасшествии Чацкого, а повод к возникновению этого слуха подала София репликой «Он не в своем уме». Девушка бросила эти слова случайно, подразумевая, что герой сошел с ума от любви и стал для нее невыносимым.
Автор здесь использует прием, основу которого составляет игра смыслов и слов. Брошенные Софьей слова услышал сплетник и понял их буквально. Софья же решила этим недоразумением воспользоваться, чтобы отомстить Чацкому, при этом, став источником сплетни, она разрушила все мосты между собой и Чацким.
Кульминация любовного сюжета, таким образом, предопределяет и кульминацию сюжета общественно-идеологического. Благодаря такому решению обе самостоятельные сюжетные линии произведения пересекаются в общей точке кульминации – сцене, в результате которой Чацкого признают сумасшедшим.
Сумасшествием в доме Фамусова фактически объявляют любое инакомыслие, нежелание жить так, как предписано общественным мнением.
Сюжетные линии комедии после кульминации расходятся снова. Развязка любовного конфликта предшествует развязке общественно-идеологического конфликта. А ночная сцена, в которой участвуют Лиза и Молчалин, Софья и Чацкий, поясняет положение героев, делает тайное явным. Чацкий узнает, кто был его соперником, а Софья видит лицемерие Молчалина.
В финале комедии Чацкий в обоих конфликтах терпит поражение. Но не все так просто, как покажет будущее, Чацкий – человек нового времени, и в перспективе он одержит победу.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 30 01 2021
Что составляет сущность двуединого конфликта грибоедовской комедии укажите основные этапы развития
Вопрос по литературе:
Что составляет сущность двуединого конфликта грибоедовской комедии? Нарушает ли наличие двух уровней развития драматического сюжета классицистический принцип единства действия? Укажите основные этапы развития конфликта в пьесе. Какая сцена является кульминационной и какие приемы «сгущения», обострения действия использует автор?
Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?
Ответы и объяснения 1
если Горе от ума, то
первый конфликт-любовный(частный), где чацкий влюблен в софью, софья в Молчалина, молчалин в Лизу, а лиза в Петрушку; людовный треугольник-Сфья-чацкий-молчалин
этапы:
экспозиция-приезжает Чацкий
завязка- Чацкий плохо отзывается о молчалине
кульминация-сцена на балу, чацкого объявляют сумасшедшим
развязка- чацкий понимает, что он лишний в доме
второй- общественный(общественно-политический) между Чацким и Фамусовым
этапы:
экспозиция-приезд чацкого
завязка-рассуждение чацкого и фамусова о «веке нынешнем » и «веке минувшем»
кульминыция-объявление чацкого сумасшедшим
развязка-предательство Софьи, подслушенный в холе разговор
Знаете ответ? Поделитесь им!
Как написать хороший ответ?
Чтобы добавить хороший ответ необходимо:
Этого делать не стоит:
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Литература.
Литература — в широком смысле слова совокупность любых письменных текстов.
Основной конфликт комедии «Горе от ума»
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» — это новаторское произведение XIX века. Автор использует новый метод художественного изложения, что было несвойственно тому времени. Пьеса относится к первому реалистичному произведению, которое написано русским писателем. Главное отличие заключается в том, что любовный конфликт комедии «Горе от ума», тесно связан с общественными проблемами.
Роль любовной линии
В основе произведения лежит традиционная проблема между влюбленными людьми. Она не является главной, а больше второстепенной и дополняющей другой конфликт — социальный. Можно отнести комедию к общественному произведению, которое показывает столкновение двух эпох.
Однако сюжетная линия построена на чувствах людей, на их внутренних переживаниях. В самом начале читатели догадываются, что их ожидает любовный треугольник между главными персонажами. В первом действии писатель описывает свидание Софьи и Молчалина, и сразу можно догадаться об их взаимоотношениях. Еще служанка Елизавета напоминает ей о юношеской любви: во время учебы Софью связывали теплые чувства с Чацким. Именно из-за девушки он приезжает в Москву. Основной любовный конфликт происходит между следующими героями:
А. С. Грибоедов добавляет еще любовные треугольники в Горе от ума, чтобы подчеркнуть комичность произведения.
Софья влюблена в Молчалина, при этом молодой человек неравнодушен к служанке Лизе. Он постоянно во время их разговоров намекает ей о своих чувствах. Но Елизавета не обращает на его намеки никакого внимания, так как она давно влюблена в буфетчика Петрушу. Но девушка не признается ему в своей любви, так как боится, что над ней будут смеяться.
Социальный конфликт
Писатель открыто рассказывает читателям о проблеме, которая возникла в обществе. Социальный конфликт выражается в столкновении двух эпох. На примере Чацкого и Молчалина можно увидеть определенные черты, которые присущи веку минувшему и нынешнему. Суть проблемы заключается в том, что Молчалин не привык служить делу. Он больше заботится о своем положении в обществе, ему крайне важно, что другие люди о нем думают.
Чацкий совершенно противоположная личность, он готов всеми силами отстаивать справедливость и служить делу. Он не готов прислуживать и говорить речи в угоду чиновникам. Чацкий в своих беседах с Фамусовым и другими героями пьесы отстаивает интересы, затрагивает темы, связанные с наукой и искусством.
Главный представитель консерватизма в пьесе — Фамусов. Данный персонаж полностью относится к веку минувшему, определить это можно по его поступкам, разговорам. Его заботят только личные проблемы, к работе он относится с халатностью, главное, чтобы начальство было довольно. Он переживает, что подумают о нем люди, в особенности княгиня Марья Алексеевна. Он восхищается Скалозубовым, так как тот:
По мнению Фамусова, Скалозубов является отличным кандидатом в мужья для его дочери. Это определяет его, как человека консервативного, который боится новшеств и каких-либо изменений.
Софья не может выбрать Чацкого в мужья, так как мужчина не готов идти на компромисс, он отстаивает свою точку зрения. А Молчалин совершенно другой тип личности, он отличный кандидат на роль супруга. Он молчалив и знает, как подслуживаться, умеет заводить полезные знакомства, с легкостью использует людей для достижения своих личных целей.
Но к девушке он не испытывает никаких чувств, а ухаживает за Софьей только из-за ее отца. По сути, она ему безразлична, но желание быть ближе к дворянскому роду берет верх над его чувствами к служанке Лизе. В пьесе нет конфликта отцов и детей, четко прослеживается проблема старого и нового поколений. Чацкий является драматическим персонажем, так как он выступает за справедливость и нравственные ценности в обществе. Люди не готовы принять его характерные особенности личности, они просто боятся каких-либо перемен.
Софья совершенно другая, ее нельзя причислить ни к одной эпохе. Невозможно сказать, что она глупая или необразованная. Она обладает отличным складом ума, ее не интересует мнение общественности. Софья руководствуется внутренними чувствами, она боится за свой предстоящий брак, поэтому решает опорочить имя Чацкого, чтобы бывший возлюбленный не смог разрушить ее отношения. Выставляет его сумасшедшим и общество принимает ее мнение, так как он для них представляет угрозу. По этой причине Чацкий должен покинуть Москву, в этот момент происходит развязка основного сюжета.
Переплетение социальной проблемы и любовной линии — это то, что составляет сущность двуединого конфликта грибоедовской комедии. Автор начинает пьесу с любовной интриги, но она не является главным конфликтом. Она только завязка драмы и позволяет писателю продемонстрировать на примере фамусовского общества проблемы социального характера, которые были присуще началу XIX века.
Когда пьеса была опубликована, то она стала одним из самых популярных литературных произведений 19 века. Многие цитаты из книги используются в сегодняшней речи, например, счастливые часов не наблюдают.
По данному произведению школьники часто пишут сочинение, так как в сюжетной линии заложено два конфликта, любовные интриги героев приводят к обострению социальных проблем.
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» — это новаторское произведение XIX века. Автор использует новый метод художественного изложения, что было несвойственно тому времени. Пьеса относится к первому реалистичному произведению, которое написано русским писателем. Главное отличие заключается в том, что любовный конфликт комедии «Горе от ума», тесно связан с общественными проблемами.
Роль любовной линии
В основе произведения лежит традиционная проблема между влюбленными людьми. Она не является главной, а больше второстепенной и дополняющей другой конфликт — социальный. Можно отнести комедию к общественному произведению, которое показывает столкновение двух эпох.
Однако сюжетная линия построена на чувствах людей, на их внутренних переживаниях. В самом начале читатели догадываются, что их ожидает любовный треугольник между главными персонажами. В первом действии писатель описывает свидание Софьи и Молчалина, и сразу можно догадаться об их взаимоотношениях. Еще служанка Елизавета напоминает ей о юношеской любви: во время учебы Софью связывали теплые чувства с Чацким. Именно из-за девушки он приезжает в Москву. Основной любовный конфликт происходит между следующими героями:
А. С. Грибоедов добавляет еще любовные треугольники в Горе от ума, чтобы подчеркнуть комичность произведения.
Софья влюблена в Молчалина, при этом молодой человек неравнодушен к служанке Лизе. Он постоянно во время их разговоров намекает ей о своих чувствах. Но Елизавета не обращает на его намеки никакого внимания, так как она давно влюблена в буфетчика Петрушу. Но девушка не признается ему в своей любви, так как боится, что над ней будут смеяться.
Социальный конфликт
Писатель открыто рассказывает читателям о проблеме, которая возникла в обществе. Социальный конфликт выражается в столкновении двух эпох. На примере Чацкого и Молчалина можно увидеть определенные черты, которые присущи веку минувшему и нынешнему. Суть проблемы заключается в том, что Молчалин не привык служить делу. Он больше заботится о своем положении в обществе, ему крайне важно, что другие люди о нем думают.
Чацкий совершенно противоположная личность, он готов всеми силами отстаивать справедливость и служить делу. Он не готов прислуживать и говорить речи в угоду чиновникам. Чацкий в своих беседах с Фамусовым и другими героями пьесы отстаивает интересы, затрагивает темы, связанные с наукой и искусством.
Главный представитель консерватизма в пьесе — Фамусов. Данный персонаж полностью относится к веку минувшему, определить это можно по его поступкам, разговорам. Его заботят только личные проблемы, к работе он относится с халатностью, главное, чтобы начальство было довольно. Он переживает, что подумают о нем люди, в особенности княгиня Марья Алексеевна. Он восхищается Скалозубовым, так как тот:
По мнению Фамусова, Скалозубов является отличным кандидатом в мужья для его дочери. Это определяет его, как человека консервативного, который боится новшеств и каких-либо изменений.
Софья не может выбрать Чацкого в мужья, так как мужчина не готов идти на компромисс, он отстаивает свою точку зрения. А Молчалин совершенно другой тип личности, он отличный кандидат на роль супруга. Он молчалив и знает, как подслуживаться, умеет заводить полезные знакомства, с легкостью использует людей для достижения своих личных целей.
Но к девушке он не испытывает никаких чувств, а ухаживает за Софьей только из-за ее отца. По сути, она ему безразлична, но желание быть ближе к дворянскому роду берет верх над его чувствами к служанке Лизе. В пьесе нет конфликта отцов и детей, четко прослеживается проблема старого и нового поколений. Чацкий является драматическим персонажем, так как он выступает за справедливость и нравственные ценности в обществе. Люди не готовы принять его характерные особенности личности, они просто боятся каких-либо перемен.
Софья совершенно другая, ее нельзя причислить ни к одной эпохе. Невозможно сказать, что она глупая или необразованная. Она обладает отличным складом ума, ее не интересует мнение общественности. Софья руководствуется внутренними чувствами, она боится за свой предстоящий брак, поэтому решает опорочить имя Чацкого, чтобы бывший возлюбленный не смог разрушить ее отношения. Выставляет его сумасшедшим и общество принимает ее мнение, так как он для них представляет угрозу. По этой причине Чацкий должен покинуть Москву, в этот момент происходит развязка основного сюжета.
Переплетение социальной проблемы и любовной линии — это то, что составляет сущность двуединого конфликта грибоедовской комедии. Автор начинает пьесу с любовной интриги, но она не является главным конфликтом. Она только завязка драмы и позволяет писателю продемонстрировать на примере фамусовского общества проблемы социального характера, которые были присуще началу XIX века.
Когда пьеса была опубликована, то она стала одним из самых популярных литературных произведений 19 века. Многие цитаты из книги используются в сегодняшней речи, например, счастливые часов не наблюдают.
По данному произведению школьники часто пишут сочинение, так как в сюжетной линии заложено два конфликта, любовные интриги героев приводят к обострению социальных проблем.