Что составляет предмет этики как философской науки как

Почему этику еще называют практической философией?

Несмотря на то, что этика и философия могут показаться двумя совершенно разными областями знаний, обе науки изучают поведение людей с точки зрения нравственных и моральных принципов. Этику называют практической философией, потому что она рассказывает изучающим, как следует жить, каким принципам следовать, какой морали придерживаться. Этика в философии занимает важное место, отвечая на множество прикладных вопросов.

Рабочие термины и ключевые понятия

Что составляет предмет этики как философской науки как. Смотреть фото Что составляет предмет этики как философской науки как. Смотреть картинку Что составляет предмет этики как философской науки как. Картинка про Что составляет предмет этики как философской науки как. Фото Что составляет предмет этики как философской науки как

Этика – это философия, объединяющая воедино мораль, этос и нравственность. Ее цель – открыть для человека тайну морального бытия через воспитание в нем культуры общения. Люди ограничены знаниями о табуированной морали, которая не всегда вызывает желание ей следовать. Нигилистическое отношение к морали приводит к поведенческой нереализованности личности. В результате псевдоценности вытесняют мораль.

Этика обязана тем, что стала самостоятельной дисциплиной, Аристотелю. Он в 4 веке до нашей эры вывел этот термин, заключив его в область знаний между наукой о душе и наукой, изучающей искусство управлять обществом и государством – психологией и политикой.

Чтобы вести разговор об этой дисциплине, необходимо понимать значение следующих понятий:

Из названных определений становится понятным, что нельзя объединять эти термины или принимать их за синонимы. Они не были таковыми с момента, когда зародились философия и этика, связь между которыми существует и по сей день.

Понимание категорий добродетели и долга менялось по мере развития человечества. В эпоху Средних веков добродетели были связаны с соблюдением божьих законов и познанием Божественного. Если во времена античности человек должен был быть наделен мудростью, благоразумием, щедростью и справедливостью, то в Средние века список качеств сокращается до способности к надежде, вере и любви.

Во время Возрождения, распространение получает принцип гуманизма. Позже Иммануил Кант в своих этических произведениях делает основополагающей категорию долга, заявляя, что человек должен поступать так, чтобы воля смогла лечь в основу законодательства для всех остальных людей.

В XX веке появилась прикладная этика, ставшая новым этапом этического знания. Она призывает людей к освоению ценностно-культурных мировых богатств, гуманистических принципов, возможностей совершенствовать духовную и практическую стороны бытия.

Этика как отрасль философского знания

Будучи отраслью философского знания, этика подразделяется на два раздела:

Первая является кодексом правил и норм, которыми человек должен руководствоваться, чтобы правильно жить в обществе. Вторая изучает философско-религиозные вопросы, объединяет научную информацию. Благодаря рассуждениям и выводам, которые основываются на принципе логичности, этика стала научной дисциплиной. Но, несмотря на это, этику также можно отнести к философии на основании проблем, которые она рассматривает.

Помимо этики, к философским дисциплинам относятся:

Перечисленные отрасли охватывают различные темы в зависимости от историко-культурных и иных особенностей изучаемого вопроса. Вопросы, подпадающие под компетенцию этики, относятся к онтологии теории познания. С помощью онтологических и гносеологических догм, этика показывает, что нравственные ценности существуют в реальности и что каждый человек может изучить их и вписать в свою картину мира.

Относясь к философии, этика большей частью является теоретической дисциплиной, которая объединяет мораль с нравственными отношениями и высшими устремлениями каждого из людей. Она представляет собой нормативную и практическую части философского знания. Производя не только информацию и знания, которые можно изучить, но и духовные ценности, проявляемые в реальной жизни, она становится основой деятельности человека и задает ей вектор, указывает на добродетели, к которым следует стремиться в течение жизни.

Особенность этики в том, что объект ее изучения – не то происходящее, что в реальности окружает нас, а то должное, что происходит в соответствии с нравственными и духовными ценностями. Поэтому, ее можно отнести к философским дисциплинам, изучающим не только ценности человеческой жизни, но и то, как поступки и действия людей соответствуют моральным нормам.

Этика как предмет профессиологического анализа

Межличностные отношения и взаимоотношения человека с окружающим миром – главный предмет анализа этики. Через это она придает морали осмысленность, занимается исследованием ее сущности, природы, механизмов возникновения и развития, структуры и функций. Этика рассказывает о том, как мораль проявляется во время различной деятельности. Мораль выступает в качестве формы индивидуального и общественного сознания.

Наука ставит в центр человека, который является обособленной единицей бытия, уникальной личностью, которая может совершенствовать себя и регулировать, реализовывать свои желания и цели. Во внешнем поле находится социальная реальность, содержащая нормы, правила, юридические законы и другие требования по отношению к каждой личности. Эти правила и предписания оказывают влияние на то, как человек себя ведет, какой деятельностью занимается, чем наполняет свою духовную жизнь.

Этика изучает, как человек реализует свободу своей воли через различные виды деятельности, в том числе через профессию. Науку интересует то, на какие безусловные моральные ценности опирается человек, а не его практические или утилитарные мотивы. Помимо изучения морали и ее интерпретаций, этика стимулирует ее продвижение, изменение.

Особенную актуальность приобретает этика в наши дни, когда мир находится в непростой политической ситуации, а Россия переживает исторически сложный период. Ученые-философы сигнализируют, что видят наибольшую проблему не в политическом или экономическом крахе, которые могут произойти, а в том, что реальность может разрушительно влиять на личность.

Все больше предпосылок появляется, чтобы современники делали выбор в пользу материального, а не духовного. Представления о том, что такое милосердие, доброта, великодушие, справедливость и даже патриотизм стираются или претерпевают значительные изменения. Рост агрессии в обществе ведет к росту преступности среди детей и подростков. Молодежь часто обнаруживает духовную, волевую и эмоциональную незрелость.

Этика говорит о необходимости возврата к исторической преемственности поколений, которая позволяла воспитывать детей, приводя им в пример великих людей, которые уже умерли. Это позволило бы людям с молодого возраста знать, на какие столпы опираться при решении проблем и сложных жизненных ситуаций. Тогда в дальнейшем, приобретая власть и способность влиять на важные экономические, политические и духовные процессы, люди будут использовать мораль при решении конфликтов любого характера.

Объект и предмет этики как практической философии

Этика – учение, изучающая с практический точки зрения нравственность и мораль, включая их возникновение, особенности и закономерности, в соответствии с которыми они развиваются. Объектом изучения выступают нравственность и мораль, а предметом – их сущностные характеристики и специфика.

Такая дисциплина выполняет роль методологии для прочих наук, которые заняты изучением конкретных нравственных и моральных проблем.

Будучи практической философией, этика нашла свое применение в первую очередь в профессиональной среде. Она объясняет, почему специалист должен действовать тем или иным образом, руководствуясь внутренними принципами. Во многих университетах при обучении на различные специальности студенты изучают такой предмет, как «профессиональная этика». Ее объектами становятся:

Нормы профессиональной этики начали свое становление еще в раннем рабовладельческом обществе – в период, когда появились профессии, которым обучали массово: лекари, наставники, политические деятели, писари, работники религиозных учреждений. Часть профессий имеет более раннее происхождение и своды правил, характерные именно для них: например, «Клятва Гиппократа», которую дают медики.

Что составляет предмет этики как философской науки как. Смотреть фото Что составляет предмет этики как философской науки как. Смотреть картинку Что составляет предмет этики как философской науки как. Картинка про Что составляет предмет этики как философской науки как. Фото Что составляет предмет этики как философской науки как

Современная этика учитывает дифференциацию, возникающую при развитии норм профессиональной морали, а также объединение этих норм в специальностях, схожих функционально. Наука учитывает наличие общей модели хозяйствования, единой для всех стран, методы современных коммуникаций, необходимость в кооперации для производства высокотехнологичных товаров и качественных услуг, а также техногенную опасность, нависшую над людьми и миром.

Нравственные требования в современных реалиях существуют для каждой профессии.

Структура и актуальные этические проблемы

Как философская дисциплина, этика имеет собственную структуру. В нее включены:

Самостоятельный статус этики в философии и его обоснование – это большая теоретическая проблема, которая стоит перед философами и учеными и поныне. Нередко ее относят к философским теориям или гуманитарным наукам. То, что этика является философской дисциплиной, очевидно из того, что первая представляет собой цель, необходимую для философского мышления. Она учит, как сформулировать и достигать цели в жизни, в чем ценность жизни.

Поскольку этика является практической философией, изучение ее крайне важно. Каждый человек к зрелому возрасту располагает системой ценностей и взглядов на мир, но, когда речь заходит о вынесении оценки в области профессиональной или политической жизни, необходимо умение точно разбираться в ситуации и не быть субъективным. Специалисты в области прикладной этики крайне нужны в таких областях, как:

Главная цель, которую имеет под собой изучение данной дисциплины – вызвать в человеке желание освоить ценностное, теоретическое и культурное многообразие этой науки. Она должна стать сердцевиной как общественной, так и личностной жизнеорганизации.

Актуальные этические проблемы

Несмотря на то, что мы привыкли считать современное общество достаточно развитым, оно не только имеет многие этические проблемы, которые отмечали философы, стоящие у истоков этой дисциплины, но и породило новые. Последние имеют взаимосвязь с информационным, техническим и экономическим развитием общества и происходящими в нем политическими процессами.

Что составляет предмет этики как философской науки как. Смотреть фото Что составляет предмет этики как философской науки как. Смотреть картинку Что составляет предмет этики как философской науки как. Картинка про Что составляет предмет этики как философской науки как. Фото Что составляет предмет этики как философской науки как

Современные этические проблемы таковы:

Эти проблемы подводят человека к одному: готовности сделать правильный моральный выбор для гармоничного сосуществования с обществом и собой.

Этика – наука, изучение которой важно в наше время. Зародившаяся много столетий назад, она способна пролить свет на проблемы мира и человеческой души, научить следовать моральному закону и соблюдать нравственные принципы.

Источник

Электронная библиотека

Этика – это философская наука, основным предметом изучения которой является мораль. Со времен античности этика изучает человеческие взаимоотношения, определяет нормы, принципы поведения человека в обществе. В течение многих веков существования человеческого общества этика решает практические, нравственные проблемы, обосновывая нравственные идеалы, эталонные модели человеческих отношений во всех сферах общения и деятельности.

Профессиональная этика определяет систему нравственных норм и принципов, регулирующих взаимоотношения людей в трудовой деятельности. Предметом изучения профессиональной этики является ряд аспектов, определяющих отношение человека к своей профессии, к коллективу, а также особенности профессионального становления специалиста. Врачебная, педагогическая этика существует со времен Аристотеля, Платона, Гиппократа, и все представители данных профессий до настоящего времени свято соблюдают моральные заповеди, установленные их предшественниками.

Термин «этика» (от греческого «ēthika» – обычай, нрав, характер) имеет два значения:

1) учение о морали, ее формах, сущности, развитии;

2) система нравственных норм поведения человека, социальной или профессиональной группы людей.

Предметом изучения этики является мораль как совокупность норм, представлений, правил поведения людей, которые реализуются в их поступках и действиях.

В русском языке понятия «мораль» и «нравственность» тождественны. Основной целью всех существующих этических учений является обоснование морали, выявление ее сущности, выраженной в системе законов, норм, ценностей, принципов.

Ни одно человеческое общество не способно существовать без соблюдения определенных норм и правил. Необходимость соотносить и согласовывать интересы и потребности людей – основное условие выживания любого человеческого сообщества. По мере развития общества взаимные обязанности людей становились достоянием нравственного сознания, превращались в нормы нравственного поведения, привычки, традиции, обычаи.

Этика как наука о морали формирует идеальные представления о нравственно должном, обобщая поведение людей, мораль говорит о том, что должно быть и как должно быть. Мораль неразрывно связана с человеком, она выступает показателем его социальности.

Основная задача этики – сформировать у человека сознательное отношение к жизни, передать исторически накопленные моральные ценности новым поколениям.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Источник

Что составляет предмет этики как философской науки как

Каково место этики в структуре философского знания?

Этика — это философская наука, изучающая особую сторо­ну человеческого бытия — нравственность. Этика, начиная со времени Сократа, становится составной частью философских размышлений. Термин «этика» происходит от древнегреческо­го «этос», понимаемого вначале как «место проживания», за­тем как «порядок», «обычай», еще позже как «нрав». Все эти значения не противоречат друг другу, указывая на взаимосвязь между средой обитания, кругом общения и особенностями по­ведения человека. Впервые термин «этика» ввел Аристотель, который понимал под этикой некую сумму знаний и поучений, касающихся духовных качеств человека. В научном обиходе понятие «этика» закрепилось в III в до н.э. у стоиков, которые стали считать ее одной из трех частей философского знания — наряду с физикой и логикой.

Какие выделяются категории этики?

Этические категории — это основные понятия, отражаю­щие наиболее существенные стороны и элементы нравствен­ности. Многие из категорий — это слова обыденного языка, например, «свобода», «добро», «счастье» и т.д. Происходит это потому, что предмет этики непосредственно связан с жизнеде­ятельностью людей.

В чем идеал и нравственная норма?

Важными понятиями этики являются категории добра и зла. Добро и зло — это нравственные оценки того или иного явления. К понятию добра очень близко понятие нравственного идеала. Этический идеал отражает представления о должном, о гармонии. Важную роль играет понятие справедливости, ко­торое характеризует меру соответствия между деятельностью человека и оценкой этой деятельности другими людьми.

С понятием идеала тесно связано понятие нравственной нормы. Чтобы соответствовать выбранному образцу, человек должен соблюдать определенные условия. Норма и есть такое условие, своеобразное требование к человеку. Норма значима не сама по себе, а своим идеальным обоснованием. Без связи с идеалом норма формальна и лишена нравственного содержа­ния.

Нормы могут быть восприняты человеком как оптимально соответствующие его ценностным установкам. В этом случае соблюдение норм становится долгом, то есть личной задачей человека. Долг — это нравственная форма осознания необхо­димости действия. Осознание долга играет важную роль в лич­ной и общественной жизни.

Что является предметом этики?

В этике предметом изучения является нравственность. Нравственность можно определить как особый духовно-практический, а именно моральный способ освоения мира. Нравственность выступает специфическим регулятором пове­дения человека, с помощью представления о ценном (идеалах, принципах, нормах и т.д.) и должном (обязанностях, ответ­ственности и т.п.).

Как возникла нравственность?

Вопрос о происхождении нравственности был поставлен еще в древности. Мыслители выводили нравственные нормы из естественной природы человека, приписывали их авторство Богу.

Современные исследования связывают происхождение нрав­ственности с развитием культуры. Когда биологические регу­ляторы сменились социальными, адаптация человека к окру­жающей среде стала более эффективной.

Среди первобытных нравственных представлений можно выделить запреты (табу), например, запрет на убийство, за­прет на воровство внутри племени. Традиционные представле­ния о нравственности включали уважение к старшим, коллек­тивизм, трудолюбие.

Творчество немецких мыслителей отразило существенный момент в самоопределении нравственности. Так, Кант считал мораль автономной областью, которая не зависит от религии, права, экономики и т.п.

Что представляет собой нравственное сознание?

Исследователи выделяют в мире нравственных явлений нравственное сознание, нравственную практику и нравствен­ные отношения.

Нравственное сознание отражает нравственное бытие людей. Особенность этого сознания в том, что всякое явление воспри­нимается с точки зрения его ценности. Главным является не объяснить явление, а дать ему оценку. Ценностное отношение к действительности — важная характеристика нравственного сознания.

Нравственное сознание реализуется в двух формах: обще­ственной и индивидуальной. В общественном сознании собран и систематизирован нравственный опыт многочисленных по­колений, оказывающих влияние на представления и поведе­ние отдельного человека, на его воспитание.

В общественном нравственном сознании можно выделить два уровня — обыденный и теоретический. Первый являет со­бой так называемую «жизненную мудрость», «здравый мысль». Второй уровень, теоретический, характеризуется большей чет­костью, системностью, рациональностью. На этом уровне ре­шаются так называемые вопросы о смысле жизни.

Индивидуальное нравственное сознание рефлексивно, отно­сится к внутреннему миру человека и состоит из нескольких компонентов.

Рациональный компонент — это система определенных по­нятий, в которых выражается мировоззрение личности, те или иные нравственные представления. Базовым элементом этой системы является требование (норма). Кроме него в индивиду­альное нравственное сознание входят личные идеалы, оценки, принципы, установки, представления о моральных качествах, о добре и зле и т.д.

Эмоциональный компонент — это совокупность нравствен­ных переживаний человека. Любое чувство является сложной эмоциональной реакцией. Особое место в этой системе занима­ют контролирующие переживания — совесть и стыд.

Благодаря волевому компоненту субъективный нравствен­ный мотив реализуется в действии.

Что такое нравственные отношения?

Совокупность связей, которые возникают в системе нрав­ственных поступков, называется нравственными отношения­ми. Они складываются между людьми вне зависимости от сфе­ры деятельности.

Нравственные отношения влияют на поведение человека. Нравственное сознание, нравственное действие, нравственное отношение образуют единое целое.

Какие свойства нравственности выделяются?

К главным свойствам нравственности относят следующие:

Императивность: нормы нравственности всегда формулиру­ются в повелительном наклонении, например, «не лги», «не кради» и т.д.

Универсальность: нравственные требования неизменны в любой сфере человеческого бытия.

Общезначимость: нравственные предписания распространя­ются на всех людей без исключения.

Антиномичность: противоречивость нравственных утверж­дений. Например, требование «не убий» существует парал­лельно с понятием о воинском долге.

Внеинституциональность: нравственность, в отличие от дру­гих форм общественного сознания, социально не структуриро­вана; другими словами, нравственность находится вне соци­альных, политических и государственных организаций.

В чем функции нравственности?

Нравственность гармонизирует и оптимизирует отноше­ния между людьми на основе общих идеалов, принципов по­ведения. Вступая в нравственные отношения, человек знако­мится со всем многообразием культурного опыта, накоплен­ного человечеством, получает особое нравственное знание. Воспитательная функция в том, что нравственность формиру­ет личность, приобщает ее к высшим ценностям. Исходя из нравственных представлений, человек постоянно сравнивает реальное с идеальным, сущее с должным. Это позволяет ему корректировать свое поведение.

Какие существуют этические направления?

В этике сложилась традиционная классификация этических учений, основанная на представлении тех или иных мыслите­лей о смысле жизни. Эти этические направления: гедонизм, аскетизм, эвдемонизм, ригоризм, утилитаризм.

Этические направления можно классифицировать по спосо­бу, которым обосновывается мораль, и здесь говорят об идеа­лизме, натурализме и социальном историзме.

Есть классификация по отношению морали к разуму (раци­онализм, иррационализм).

Что такое гедонизм?

Гедонизм возник в IV веке до н.э. в Древней Греции, его представителями были Аристипп и Гегесий. Гедонисты счита­ли, что основа человеческой жизнедеятельности — наслажде­ния, удовольствия. Страдание воспринималось как очевидное зло, которое необходимо избегать. Высшее наслаждение чело­век может получить в ходе научного познания окружающего мира.

В эпоху средних веков западноевропейская мысль, имевшая по преимуществу религиозный характер, относилась к гедо­низму отрицательно из-за его ярко выраженного натурализма, то есть гедонисты видели истоки нравственности в природе, а не в божественной воле. В эпоху Возрождения и Нового време­ни принципы гедонизма вновь становятся популярными, но он начинается трактоваться, в первую очередь, как удовлетворе­ние чувственных влечений.

Что такое аскетизм?

В оппозиции гедонизму находится аскетизм, цель которо­го — подавление чувственных влечений. Те или иные формы аскетизма характерны для религиозных учений, воспринима­ющих чувственную жизнь как греховную.

Что такое эвдемонизм?

Эвдемонизм — этическое направление, согласно которому смысл человеческой жизни состоит в естественном стремлении к счастью. Однако счастье не есть чувственное удовольствие. Счастье было объявлено целью всех стремлений. Но счастье отдельного человека не должно зависеть от изменчивого внеш­него мира.

Эвдемонический принцип присутствует в этике Юма, осо­бенно большое значение он приобретает у Вольтера, Дидро, Руссо и Гельвеция.

Что представляет собой ригоризм?

Ригоризм означает подчинение воли нравственному закону. В ригористических учениях нравственность призвана обузды­вать естественное стремление к счастью: «человек живет не для радости, а для совести». Мыслители-ригористы утвержда­ли, что истинная нравственность никоим образом не связана с благополучием человека, с его эгоистическими интересами. Наоборот, она противостоит им, поэтому, как правило, праведный человек испытывает в жизни определенные пробле­мы — прежде всего, материальные. Этика ригоризма — это, в первую очередь, этика долга. В античной философии к этому направлению можно отнести киническую и стоическую шко­лы. В Новое время учение Канта выделяется своим ярко вы­раженным ригоризмом.

Что такое утилитаризм?

В основе утилитаризма лежит частный интерес, и главной нравственной ценностью считается польза. Утилитаризм про­пагандировали древнегреческие софисты, видя в пользе осно­вание и конечную цель нравственных поступков. В Новое вре­мя возникло стремление связывать нравственность с реальны­ми интересами людей. Однако существует противоречие между частным интересом и интересом общим. Чтобы решить данное противоречие, была разработана теория разумного эгоизма, суть ее состояла в следующем: если человек в своих поступках руководствуется только собственными интересами, то следует учить его не отказу от эгоизма, а тому, чтобы он понимал свои интересы разумно, соотносил с общественной пользой. В этом случае интересы отдельных личностей не будут приходить в столкновение с интересами окружающих, а наоборот, будут со­четаться с ними.

Что такое идеализм в системе этики?

Идеализм обосновывает нравственность божественными, сверхъестественными причинами.

Сверхъестественное обоснование нравственности имеет бо­гатую традицию в истории этики. На первых этапах своего развития этика была настолько тесно связана с религией, что можно говорить об их неразрывности. Представители иде­ализма воспринимали Бога и мир как нечто, существующее независимо от человеческого сознания. Они утверждали, что нравственные законы, данные Богом, существуют вечно, неза­висимо от развития человеческого общества.

Как объясняется нравственность в натурализме?

Согласно этому направлению, нравственность заложена в естественной природе мира или человека. В этом смысле ге­донизм, эвдемонизм, утилитаризм воспринимаются как нату­ралистические. Такое истолкование нравственности возникло в глубокой древности. Натурфилософы провозглашали: нужно жить в согласии с природой. Натурализм в этике противостоит идеалистическим представлениям о сверхъестественном источ­нике нравственности.

К серьезным недостаткам натуралистических учений мож­но отнести то, что у них нет грани между биологическим и социальным бытием человека, они игнорируют специфические черты культуры и морали.

Какова природа нравственности с точки зрения социального историзма?

Представители социального историзма считали, что нрав­ственные нормы определяются деятельностью людей и зависят от уровня социально-экономического развития общества.

Такой подход был характерен для софистов Древней Греции, которые выводили критерии хорошего и плохого, исходя из интересов общества. В Новое время Гоббс обосновывал мораль фактами общественной жизни. Теория о том, что мораль имеет социальную природу, достигла наивысшего развития в XIX- XX веках. Самым ярким примером является марксизм, оказав­ший значительное влияние на современную российскую этику. По мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, нравственность — это специфический способ отражения производственной деятель­ности людей, поэтому представления о должном находятся в зависимости от объективных потребностей общества.

Как объяснялось взаимодействие морали и разума?

По отношению морали к разуму в этике возникло два на­правления: рационализм и иррационализм.

Рационализм стремился сблизить нравственность и разум, найти для них общее основание или даже отождествить их. Ир­рационализм утверждает, что какая-либо связь между разумом и нравственностью отсутствует, в результате чего ставилась под сомнение сама возможность рационально осмыслить мораль.

Какие проблемы можно выделить в современной этике?

В нравственной сфере современного общества существует ряд проблем, требующих осмысления. Главные из них:

1. Соотношение нравственности с другими формами обще­ственного сознания.

2. Соотношение сущего и должного в нравственности.

3. Соотношение общего и особенного в нравственности, на­пример, в профессиональной морали.

4. Проблема нравственного конфликта.

Каковы взаимосвязи нравственности с другими формами общественного сознания?

Существует тесная взаимосвязь между различными форма­ми общественного сознания — моралью, искусством, религи­ей, политикой и др.

В искусстве в художественной форме выражаются идеалы и ценности, и искусство нравственно воздействует на человека через эмоциональные переживания. Искусство — это образная интерпретация нравственных норм и моральных идей.

Нравственность воздействует на политику через моральные оценки, общественное мнение, исходя из высших идеалов и целей общества. Политика в свою очередь влияет на нравствен­ность, раскрывая обществу его конкретные социально-полити­ческие интересы.

Нравственная и религиозная деятельность в истории куль­туры долгое время отождествлялись. Такой подход не был случайным. Во-первых, нравственность и религия регулируют поведение человека в обществе, то есть выполняют сходные социальные функции. Во-вторых, похожи и способы регули­рования: для нравственных и религиозных требований харак­терны категоричность и универсальность. В-третьих, главный стимул нравственного и религиозного поведения — духовные ценности, отсюда значимость таких понятий, как долг, идеал и т.д. Также можно отметить, что в нравственности и религии большую роль играет эмоциональная сфера. Вера, глубокие нравственные переживания типичны как для нравственности, так и для религиозной жизни.

Принципиальное отличие заключается в том, что для нрав­ственности конечной целью является человек, а для рели­гии — Бог. Последовательный теолог может допускать любую жертву во имя Бога.

Еще одним характерным отличием религии является си­стема ритуальных действий, существование организационных структур. Нравственность не имеет институтов и ориентирует­ся главным образом на мнение морального авторитета, избран­ного каждым человеком для себя.

Как решить проблему сущего и должного?

Понятие «сущее» означает существующую нравственную ре­альность, то, что есть в действительности. Понятие «должное» подразумевает то, что должно быть, — идеальную конструк­цию нравственности. Несовпадение первого и второго очевид­но. Несовпадение сущего и должного, по сути, есть несовпа­дение поступка и замысла, результатов и целей нравственной деятельности как на общественном, так и на индивидуальных уровнях. Несовпадение коренится в двойственности нравствен­ности.

В чем суть такой двойственности? Поведение человека осмыслено, оно предполагает определенный идеал и ориенти­ровано на выполнение связанных с ним норм. Необходимость следовать им и формирует поведение. Так, появляется влияние должного на реальность. С другой стороны, идеалы и нормы отражают реальные отношения между людьми, поэтому их много и они изменчивы. Иными словами, должное — это вну­треннее переживание, принуждение поступать в соответствии с моральными требованиями. Представления о должном не аб­солютны. Они входят в конфликт с постоянно меняющейся действительностью и изменяются сами.

Проблема сущего и должного обостряется еще и тем, что единого представления о должном не существует. История эти­ки предлагает несколько мировоззренческих моделей со свои­ми идеалами, нормами, поведенческими стандартами, а следо­вательно, и со своими представлениями о том, каким должен быть человек.

Что такое традиционные нравственные проблемы?

Это проблемы, которые сопутствуют человечеству на про­тяжении исторически длительного времени. К ним относятся различные социально-экономические, национальные и религи­озные конфликты, разногласия, возникающие между различ­ными социальными и возрастными группами внутри общества и т.д.

Неизменность этих проблем позволила многим мыслителям прийти к выводу о том, что человек изначально предрасполо­жен к агрессии, у него злая и греховная природа.

Ряд философов видит в деструктивных, то есть разрушитель­ных, порывах здоровое начало. Например, Гегель считал, что война приводит в исполнение исторический приговор целым народам, которые не связаны с Абсолютным духом, то есть вой­на — своеобразный двигатель исторического прогресса.

Существует также точка зрения, что причина традицион­ных проблем зависит от объективных факторов, которые могут быть со временем изменены. Изменения может принести раз­умное устройство общества, как считал Кант, или смена форм собственности, как считают марксисты. Изменить положение можно волевым усилием, как полагают экзистенциалисты.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *