Что составляет предмет экономической теории
Предмет и метод экономической теории
Предмет экономической теории.
Экономическая теория – это общественная наука, которая изучает экономическую сторону жизни общества. Это историческая наука; она развивается вместе с человеческим обществом.
В ходе развития научные школы по-разному определяли ее предмет:
— Меркантилизм (Т. Ман, А. Монкретьен) – деятельность, связанная с внешней торговлей;
— Физиократы (Ф. Кенэ, А. Тюмо) – сельскохозяйственное производство;
— Английская классическая политэкономия (У. Петти, А. Смит) – труд в сфере материального производства. Наука о богатстве нации.
— Марксизм (К. Маркс) – экономические законы, управляющие производством, распределением, обменом, потреблением жизненных благ;
— Маржинализм (У. Джевонс, Е. Бем-Баверк) – поведение отдельных субъектов, вовлеченных в хозяйственные отношения;
— Неоклассическое направление (А. Маршалл). – Во второй половине 19 века понятие “политическая экономия” вытесняется понятием “экономикс” – аналитическая наука об использовании людьми редких (ограниченных) ресурсов для удовлетворения своих потребностей;
— Кейнсианство (Дж. М. Кейнс) – необходимость, формы, методы государственного регулирования экономики, создав тем самым основы макроэкономики, смешанной экономики;
— Институционализм ввел в предмет экономической теории социально-психологические аспекты.
Предмет экономической теории – это экономические отношения в обществе, по поводу использования редких или ограниченных ресурсов, с целью производства благ, удовлетворяющих безграничные потребности людей. Можно сказать, что экономическая теория — наука о рациональном экономическом выборе.
Различают:
— Позитивную экономическую теорию, которая исследует экономические явления как они есть.
— Нормативную экономическую теорию, которая выносит оценки, утверждает как должно быть в экономической жизни общества.
Основные функции экономической теории:
— познавательная — состоит в том, чтобы изучать и объяснять экономическое развитие общества;
— методологическая — проявляется в том, что экономическая теория служит методологической базой для всей системы экономических наук;
Исследование экономических явлений может осуществляться на двух уровнях, которым соответствуют два больших раздела экономической теории – микроэкономика и макроэкономика.
Микроэкономика — часть экономической теории, изучающая поведение домашних хозяйств и фирм. Макроэкономика рассматривает экономику как единое взаимосвязанное целое, анализирует такие крупномасштабные явления, как проблемы занятости, экономического роста, инфляции. Макроэкономика помогает формировать цели экономической политики государства и определять пути и способы, необходимые для их достижения.
Микроэкономика и макроэкономика тесно взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга.
Система экономических наук представляет экономическую теорию, как теоретическую базу всех экономических наук и конкретные экономические науки, изучающие те или иные области хозяйственной жизни общества. В свою очередь, конкретные экономические науки подразделяются на отраслевые экономические науки (экономика промышленности, экономика строительства и т.д.); функциональные экономические науки (финансы, бухгалтерский учет, статистика и т.д.) и экономические науки на стыке с другими науками (экономическая география, экономическая психология, демография и т.д.).
Методы экономической теории.
Если предмет науки содержит то, что изучает данная наука, то методы показывают как познается тот или иной предмет. Предмет всегда предполагает определенные методы исследования, а метод формирует предмет. Следует различать две группы методов: общие и локальные. Общие (общенаучные) методы отражают общий уровень научных исследований и направления экономической методологии. Локальные методы представляют собой конкретные инструменты, при помощи которых исследуются отдельные стороны экономических систем. В свою очередь в локальных методах выделяют специфические методы, свойственные той или иной методологии и универсальные, используемые при реализации любой методологии.
К универсальным методам относятся:
— анализ (расчленение объекта исследования на отдельные элементы) и синтез (соединение отдельных элементов в единое целое);
— индукция (выведение общего из частных фактов) и дедукция (движение от общего к частному);
— абстракция (выделение существенных свойств предмета), допущение: “при прочих равных условиях” и обобщение (усреднение).
В экономической теории также используются такие методы, как наблюдение, эксперимент, моделирование, метод графических изображений разного рода экономических процессов (схемы, графики, таблицы, диаграммы и т.п.). Так, метод моделирования предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образцу (модели). Модели различаются по уровню обобщения, сфере охвата, характеру действия.
Выводы
1. Экономика (от греч. – эйкос – хозяйство, номос – закон) – наука о законах хозяйствования, сфера жизни людей, связанная с процессом удовлетворения их потребностей.
2. Предмет экономической теории – экономических отношений в обществе по поводу рационального, эффективного использования ограниченных ресурсов в целях удовлетворения потребностей. Это наука о выборе.
3. Различают: позитивную и нормативную экономическую теорию; макро- и микроэкономику. Существует система экономических дисциплин.
4. Экономическая теория выполняет ряд функций: методологическую, познавательную, образовательную, практическую. Является методологической основой разработки политики государства.
5. Для исследования взаимосвязей экономических явлений используют две группы методов: общенаучные и специфические.
7. Экономическая система – способ организации общества. Характер экономической системы определяется формой собственности на факторы производства и механизмом принятия решений. Выделяют: традиционную, рыночную, командную и смешанные типы экономических систем.
Вопросы для повторения
1. Дайте определение потребностей, ранжируйте их по Маслоу.
2. Изменяется ли с течением времени соотношение между свободными и экономическими благами?
3. Опишите примеры использования кривой производительных возможностей в реальных условиях различными экономическими субъектами.
4. В каких единицах измеряется альтернативная стоимость? Одинакова ли она для разных людей в одних и техже обстоятельствах?
5. Существует ли связь между микро- и макроэкономикой, экономической теорией и экономической политикой?
6. Одинаковы ли функции домашних хозяйств и фирм?
7. Согласны ли вы с утверждением: “Экономическая политика, успешно проводимая в одних условиях, может оказаться неэффективной в других”?
8. Определите предмет экономической теории и ее функции.
Предмет экономической теории
С развитием экономической теории как науки менялась трактовка ее предмета. Экономистов интересовал широкий круг проблем, и на разных этапах экономического развития во главе угла оказывались некоторые из них. Одни экономисты полагали, что предметом изучения экономической дисциплины являются проблемы материального благополучия общества; другие — проблемы социальной сферы и, прежде всего, многообразные задачи организации обмена и потребления; третьи — проблемы создания и распределения богатства; четвертые — проблемы повседневной хозяйственной деятельности людей. Постепенно выкристаллизовался предмет экономического анализа. Современное его определение исходит из того, что любое общество сталкивается с главной экономической проблемой: ресурсы общества ограничены или редки, а его материальные потребности безграничны. В конечном итоге все экономические проблемы сводятся к одной: как добиться наибольшей выгоды при наименьших затратах. Предметом экономической теории являются отношения, возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов. Целью дисциплины является достижение эффективного использования ограниченных экономических ресурсов для максимального удовлетворения материальных потребностей людей.
С точки зрения объекта изучения в общей экономической теории можно выделить три раздела: введение в экономическую теорию, микроэкономику и макроэкономику. Первый раздел имеет методологическое, фундаментальное значение, так как служит основным средством исследования двух следующих разделов — микроэкономики и макроэкономики. Экономическая теория формулирует свои принципы и законы на различных уровнях анализа. В зависимости от масштаба выделяют микро- и макроэкономику. Микроэкономика изучает малые экономические единицы, дает объяснение тому выбору, который делают частные лица, фирмы, правительственные агенты, рассматривает закономерности и последствия их функционирования в рыночной экономике. Макроэкономика изучает крупномасштабные экономические явления. Она связана с функционированием национальной экономики в целом и изучает процессы, происходящие на уровне всего общества, рассматривает совокупные показатели дохода, занятости, инфляцию, экономический рост, определяет закономерности государственной экономической политики. Четкой границы между микроэкономикой и макроэкономикой не существует, так как совокупность решений, принимаемых на микроуровне, определяет макроэкономические показатели функционирования экономики, и наоборот.
2.2 Предмет экономической теории
Предмет экономической теории
Итак, экономическая теория как учебная дисциплина является интегральным курсом, включающим в себя политическую экономию и экономикс. Объектом ее исследования являются особенности постиндустриальной, т. е. новой, экономики.
Соединение разных подходов заставляет учитывать, что хозяйственная деятельность и экономические отношения между людьми, складывающиеся в ее процессе, имеют две стороны – объективную, которая определяется прежде всего отношениями собственности, и субъективную, проявляющуюся в экономическом поведении разных субъектов хозяйствования (индивида, фирмы, государства). Значит, экономическая теория охватывает всю совокупность этих отношений. Их объективная сторона связана с действием объективных экономических законов; субъективная – с рациональным хозяйствованием, опирающимся на познание этих законов.
С учетом вышесказанного назначение экономической теории можно было бы определить следующим образом:
Экономическая теория изучает законы ведения хозяйства и рациональное поведение хозяйствующих субъектов на различных уровнях. Ее объектом является смешанная социально ориентированная экономика.
Итак, экономическая теория, во-первых, изучает экономические законы. В экономике, как и в природе, сквозь кажущийся хаос случайностей прокладывают себе путь постоянно повторяющиеся связи между отдельными явлениями. Существенные, объективные, типичные, устойчивые причинно-следственные связи и зависимости, определяющие магистральное направление развития той или иной сферы экономической жизни, принято называть экономическими законами. О них речь пойдет ниже.
Назначение экономической теории состоит, во-вторых, в том, что она изучает рациональное поведение хозяйствующих субъектов.
Рациональное поведение – это поведение, направленное на достижение максимума результатов при имеющихся ограничениях.
Это значит, что индивидуумы максимизируют удовлетворение своих потребностей, предприятия – прибыль, тогда как государство должно максимизировать общественное благосостояние. Принцип экономической рациональности основывается на сопоставлении выгод и издержек и позволяет достигнуть равновесного состояния рыночной экономики.
Из определения предмета экономической теории следует, в-третьих, что она изучает экономические законы на разных хозяйственных уровнях.
В микроэкономике за основу анализа берется наименьшая хозяйственная единица – отдельная фирма, объединение и т. п. Ее выводы адресованы коммерсанту и бизнесмену.
Мезоэкономика изучает законы и поведение определенных подсистем национальной экономики (агропромышленный комплекс, военно-промышленный комплекс, региональная экономика и др.).
В макроэкономике исследуется экономика страны в целом. Объектами макроэкономики являются доход и богатство общества, темпы и факторы экономического роста и т. п. Макроанализ нацелен на решение народнохозяйственных проблем: борьбу с инфляцией, безработицей, стимулирование деловой активности и т. д.
Мегаэкономика изучает законы и поведение мировой экономики в целом.
Из определения предмета экономической теории следует, в-четвертых, что она изучает рациональное хозяйствование и поведение хозяйствующих субъектов в смешанной экономике.
Смешанная экономика – это такой тип рыночных отношений, в основе которых лежит частная собственность, все больше превращающаяся в различные ассоциированные формы, и ее разновидности: собственность различного рода институтов, а также страховых, пенсионных, инвестиционных и иных фондов.
Многочисленные смешанные формы собственности и предпринимательства – государственная, частная и государственно-коллективная – придают смешанной открытой экономике большую гибкость и динамизм.
Общемировой процесс формирования смешанных экономических систем далек от завершения. Устраняя старые, он порождает новые проблемы и противоречия. Но из всех ныне существующих моделей социально ориентированная смешанная экономика – наиболее динамичный и оптимальный вариант. Поэтому именно она является объектом изучения экономической теории.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
3 Критика кейнсианской экономической теории
3 Критика кейнсианской экономической теории После того, как мы исследовали монетаризм, стоит приступить к критическому анализу кейнсианской теории. Мы избрали такой порядок по двум причинам. Во-первых, «кейнсианская революция» разразилась после того, как
1. Цель, задание, предмет экономической статистики
1. Цель, задание, предмет экономической статистики Экономическая статистика – это один из основных разделов статистики как дисциплины и вида практической деятельности органов государственной статистики, который занимается изучением количественной стороны массовых
Глава II. Предмет экономической науки
Глава II. Предмет экономической науки § 1. Экономическая наука занимается изучением того, как люди существуют, развиваются и о чем они думают в своей повседневной жизни. Но предметом ее исследований являются главным образом те побудительные мотивы, которые наиболее сильно
Приложение С. Предмет и метод экономической науки.
Приложение С. Предмет и метод экономической науки. § 1. Кое-кто утверждает вслед за Контом, что границы любого полезного исследования человеческой деятельности в обществе должны совпадать с границами общественной науки в целом. Они доказывают, что все аспекты
I. ДВА ТИПА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
I. ДВА ТИПА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Парадигма способна, если уж на то пошло, даже изолировать общество от социально значимых проблем, которые нельзя сформулировать в виде задачи, потому что они не могут быть изложены при помощи понятийных инструментов, которыми располагает
1. Предмет, структура, функции и методология экономической теории
1. Предмет, структура, функции и методология экономической теории Слово «экономика» (от греч. oikonomike) означает искусство ведения домашнего хозяйства, домоводство. Точно сказать, что такое «экономика» в современных условиях, сложно. Экономика – это и совокупность
Лекция 2 Тема: ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, ЕЕ ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Лекция 2 Тема: ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, ЕЕ ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ В данной лекции рассматривается широкий круг проблем, связанных с выяснением предмета экономической теории. К ним относятся:– предмет и метод экономической теории;– функции
2.2 Предмет экономической теории
2.2 Предмет экономической теории Итак, экономическая теория как учебная дисциплина является интегральным курсом, включающим в себя политическую экономию и экономикс. Объектом ее исследования являются особенности постиндустриальной, т. е. новой, экономики.Соединение
2.4 Функции экономической теории
2.4 Функции экономической теории Экономическая теория и раньше и теперь выполняет четыре важные функции: методологическую, идеологическую, познавательную и практическую.Методологическая функция – это разработка методов и средств научного инструментария, необходимых
2.6. Модель человека в экономической теории
2.6. Модель человека в экономической теории В современной экономической науке большое внимание уделяется человеку. Задачей экономической теории является анализ соотношения целей хозяйствующих индивидов и целей экономической системы, в рамках которой развертывается
1.1.3. Функции экономической теории
1.1.3. Функции экономической теории Экономическая теория выполняет четыре важные функции: методологическую, идеологическую, познавательную и практическую.Методологическая функция – это разработка методов и средств научного инструментария, необходимых всем
1.2. Назначение экономической теории
1.2. Назначение экономической теории Предметом интереса экономистов всегда остается исследование путей рационального хозяйствования, которые должны привести к росту богатства общества.На разных ступенях жизни общества рационализация хозяйства осуществляется разными
19.1. Предмет истории экономической мысли
19.1. Предмет истории экономической мысли В литературе принято следующее определение предмета этой науки: история экономической мысли изучает исторический процесс возникновения и развития основных систем экономических взглядов ученых различных исторических
2.1. Глобальный экономический кризис как предмет исследования экономической науки
Вопрос 1. Понятие экономической статистики, ее предмет и методы
Вопрос 1. Понятие экономической статистики, ее предмет и методы Экономическая статистика является одной из наиболее важных отраслей статистики как научной деятельности и вида практической деятельности органов государственной статистики.Экономическая статистика
Предмет экономической теории. Методы исследования
Общая характеристика роли и значения экономической теории в жизни общества
Экономическая теория как наука входит в основу теоретико-методологического блока гуманитарной направленности. Она всегда привлекала внимание ученых и образованных людей.
Сегодня интерес образованных людей к экономической теории (политической экономии) все более возрастает. Объясняется это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире и в России. Лауреат Нобелевской премии М. Фридмен писал, что экономика – очаровывающая наука, она удивительна тем, что ее фундаментальные принципы очень просты, их можно записать на одном листе бумаги, однако их понимают немногие.
Значение экономической теории не в том, что она является набором уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной практике, а в том, что она, по словам Дж. М. Кейнса, является методом, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогает тому, кто владеет ею, приходить к правильным выводам и заключениям. При этом чрезмерное теоретизирование также нежелательно, ибо бесполезно. Английский экономист И. М. Д. Литте образно назвал таких ученых «неэкономистами» и справедливо утверждал, что «неэкономисты» обычно бывают слишком академичными, они чересчур усердно абстрагируются от реального мира.
В России глубокий системный кризис всех сторон жизни общества не мог не отразиться на современном состоянии экономической науки. Именно такие кризисы служили в прошлом мощными импульсами для развития экономической теории.
Несостоятельность сложившихся в экономической теории взглядов и представлений о мире, кризис современной экономической мысли – это не локальное явление, а общемировая тенденция XX в., которая отмечается многими выдающимися умами не только России, но и Запада. Так, Дж. Гелбрейт писал: «Экономикс, оставаясь в узких рамках рыночного микро- и макроанализа, перестает быть наукой и превращается в консервативно используемую систему верований, претендующих называться наукой». Русские ученые Н. Д. Кондратьев, В. И. Вернандский, А. А. Богданов, Е. Е. Слуцкий, Л. Н. Гумилёв и другие в своих работах также доказывали необходимость пересмотра наших представлений о мире.
Современный кризис экономической теории в России принял конкретную форму кризиса марксизма. Выход из этого кризиса сегодня большинство ученых и практиков видит в переходе к рыночной экономике, ориентированной на рост благосостояния населения, в отказе от закрытой экономики и замене ее открытой моделью, которая получила развитие в ряде стран Запада, США, Японии и др.
Поэтому естественны и наши поиски в богатом мировом опыте преподавания экономической теории. При этом, конечно, не следует слепо копировать достижения западных ученых. Если оценивать западную экономическую науку в целом, признавая ее несомненные достижения, нельзя не видеть, что она в значительной степени математизирована и асоциальна, перегружена графиками, элементарными формулами, абстрактными рассуждениями. Это может привести к опасности чрезмерной формализации и вырождению экономической теории как объективной науки, на что неоднократно обращалось внимание мировой научной общественности.
Термин «экономика» и структура экономической науки
Экономика (экономическая теория) – наука, исследующая способы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов с целью удовлетворения безграничных потребностей общества. В основе экономических отношений лежат производительные силы и производственные отношения, обусловленные производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ и услуг.
Экономика как сфера общественных отношений представляет собой связанное с затратами ресурсов производство потребительских товаров и услуг, способствующих увеличению благосостояния и удовлетворяющих различные запросы общества. Основной целью экономической деятельности является удовлетворение общественных потребностей.
Основным направлением исследования в рыночной экономике является проблема эффективности, т. е. рационального соотношения между результатом деятельности и затратами, обусловившими его получение – максимальная выгода при минимальных затратах в условиях ограниченных ресурсов.
Экономика состоит из следующих экономических объектов:
Экономическая наука в целом представляет сложную систему знаний об общественном производстве, состоящую из двух уровней:
1. Фундаментальная экономическая наука – это экономическая теория.
2. Прикладные экономические науки, которые определяют по отраслевому (экономика промышленности, экономика строительства, экономика сельского хозяйства и др.) и функциональному (бухгалтерский учет, аудит, маркетинг) признакам.
Экономическую теорию подразделяют на следующие составные части:
1. С точки зрения масштаба объекта исследования – микро- и макроэкономика:
2. C точки зрения функционального предназначения используют позитивный и нормативный подходы в экономической науке.
При позитивном подходе экономисты стремятся познать существующий мир, дать ему характеристику, выявить устойчивые связи и определить закономерности, т. е. это непосредственное восприятие экономических явлений, констатация факта.
При нормативном подходе экономисты разрабатывают пути совершенствования экономической системы, исследуют ее переход на новую ступень общественного прогресса, т. е. представляют экономические процессы такими, какими они должны быть.
Предмет, методы и функции экономической теории
Предметом изучения экономической теории является поиск путей эффективного использования ограниченных ресурсов в процессе производства материальных благ для максимального удовлетворения запросов потребителей.
Система методов экономической теории:
1) анализа и синтеза – предполагает разделение рассматриваемого объекта или явления на отдельные части и определение свойств отдельного элемента. Благодаря синтезу получают максимально полную картину явления в целом;
2) индукции и дедукции – индукцией предусмотрено исследование определенного набора фактов, принципов и формирование общих научных воззрений на основе полученных результатов (от частного к общему); а дедукцией – исследование от общих принципов, законов к частным случаям их применения (от общего к частному);
3) системного подхода – рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из множества взаимосвязанных элементов, которые в процессе взаимодействия оказывают влияние на эффективность всей системы в целом;
4) математического моделирования – предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощенном виде характеризуют экономический процесс;
5) научной абстракции – позволяет исключать из рассмотрения несущественные характеристики экономического процесса и концентрировать внимание на существующих в нем наиболее устойчивых и повторяющихся причинно-следственных связях.
Функции экономической теории:
Экономические категории и законы
Экономические законы отражают наиболее устойчивую, причинно-обусловленную связь и взаимозависимость экономических явлений и процессов, их качественную и количественную стороны.
Они обусловлены эволюцией производственных отношений (по поводу производства, распределения, обмена и потребления) в их взаимосвязи с развитием производительных сил, имеют объективный характер, т. е. действуют независимо от воли и сознания хозяйствующих субъектов. Проявляются они только в процессе экономической активности (на основных этапах производственных отношений) – производстве, распределении, обмене и потреблении.
Группы экономических законов:
Экономические законы группируют по стадиям воспроизводственного процесса:
Экономические категории – это теоретическое отражение связи реально существующих производственных отношений, экономических явлений и процессов с определенным уровнем производительных сил. Познавая объективные экономические законы, ученые в своих теоретических разработках и доктринах отражают эти динамичные и изменчивые категории. Каждым законом объединено определенное количество «обслуживающих» его экономических категорий, являющихся теоретическим выражением отдельных сторон производственных отношений в их взаимодействии с развитием производительных сил, а также некоторых экономических явлений и процессов. Изменение последних (например, развитие отношений собственности) приводит к эволюционному развитию содержания экономических категорий. Так, эволюционируют концепции в рамках определенных экономических школ, в связи с изменяющейся общественно-экономической формацией.
Основные этапы развития экономической теории
Считается, что термин «экономика» был введен древнегреческим поэтом Гесподом (VI в. до н. э.), соединившим два слова: «ойкос» (дом, хозяйство) и «номос» (знаю, закон), что дословно обозначает искусство, знание, свод правил ведения домашнего хозяйства.
В научный оборот этот термин был введен представителями древнегреческой экономической мысли Ксенофонтом и Аристотелем (430–354 гг. до н. э.). Аристотель разграничивал экономику (естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством продуктов) и хрематистику (искусство наживать богатство, зарабатывать деньги).
Экономическая теория как наука, т. е. систематизированное знание о сущности, целях и задачах экономической системы, возникла в XVI–XVII вв. Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, увеличения внутренних и внешних рынков, интенсификации денежного обращения. В экономической науке эти процессы сказались на появлении школы меркантилизма.
Основные этапы развития экономической теории нашли отражение в последовательном возникновении экономических школ:
Учение экономической школы меркантилизма сводится к определению источника происхождения богатства. Меркантилисты отождествляли богатство с деньгами, считая, что от количества денег в стране зависит развитие экономики. Основу раннего меркантилизма составляла идея роста благосостояния на основе сохранения денежной базы, запрещения вывоза золота, ограничения импорта, поощрения хозяйственной деятельности.
Для позднего меркантилизма характерно поощрение экспорта и ограничение импорта. Близкой к меркантилизму является экономическая политика протекционизма, направленная на ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем внедрения таможенных барьеров.
Наиболее известными представителями меркантилизма были Т. Манн, А. де Монкретьен. Де Монкретьен ввел в научную терминологию понятие «политическая экономия», что было обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капитала и внешней торговле.
Экономическая школа физиократов отражала интересы крупных землевладельцев. Представители этого направления изучали влияние природных факторов на экономическое развитие общества. Они считали, что источником богатства является труд, связанный с земледелием. Основными представителями этой школы были Ф. Кенэ, А. Тюрго.
Классическая экономическая школа получила свое развитие в трудах А. Смита (1723–1790) и Д. Рикардо (1772–1823). Смит стал основоположником классической политической экономии. Его идея, опирающаяся на либерализм, минимальное вмешательство государства в экономику, рыночное саморегулировании на основе свободных цен, стала фундаментом теоретических воззрений классиков политической экономии. Смитом были заложены основы трудовой теории стоимости и показана значимость разделения труда как условия повышения его производительности. Д. Рикардо развивал теорию
Смита в области исследования категорий стоимости и цены. Им определена зависимость стоимости товара от количества труда, затраченного на его производство, а прибавочная стоимость – как результат неоплаченного труда наемного работника. Его идеи стали основой утопического социализма.
Марксистская экономическая школа базировалась на достижениях классической школы политической экономии. К. Марксом (1818–1883) и Ф. Энгельсом (1820–1895) была разработана теоретическая концепция, связанная с формированием экономической системы общественной собственности на средства производства, предусматривающая отсутствие эксплуатации труда наемных работников, всеобщую и полную занятость. Идея марксизма заключалась в построении экономической системы с ключевой ролью государства в экономике и без учета частной собственности. Главным достижением К. Маркса считается открытие двойственного характера труда и стоимости как меры общественно необходимого труда.
Марксизм обосновывает концепцию прибавочной стоимости, согласно которой ее формы выражаются прибылью, процентом на капитал и рентой. При этом прибавочная стоимость есть неоплаченная часть труда наемного работника. Развитие идей марксистской школы нашло свое отражение в экономической школе научного коммунизма, согласно которой подвергалось критике существующее противоречие капиталистического способа производства (противоречие между общественным характером производства и частным капиталистическим присвоением результатов труда).
Маржиналистская экономическая школа сформировалась как реакция на критическое осмысление марксизма. Идеи маржинализма стали основой современного неоклассического направления в экономической теории, связанного с использованием предельных величин, исследованием зависимости состояния одних экономических явлений от изменения состояния других. Представителями маржиналистской школы являются К. Менгер, Ф. Визер, Л. Вальрас. Согласно теории предельной полезности, разработанной маржиналистской экономической школой, стоимость товара зависит от его предельной полезности для потребителя.
Неоклассическая экономическая школа сформировалась на основе синтеза идей Д. Рикардо и маржиналистской экономической школы. Основные ее представители – А. Маршалл, А. Пигу. Экономической системой предусмотрена совокупность отдельных производителей, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках.
В постулатах кейнсианской экономической школы, возникновение которой связывают с именем Дж. Кейнса (1883–1946), обосновывают необходимость государственного регулирования рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы. Благодаря вмешательству государства можно было влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, преодолевать экономические кризисы. Было изучено влияние потребительского спроса на поток инвестиций и создание национального дохода. Теоретиками кейнсианской школы обосновывались такие положения, как:
Экономическая школа институционализма характеризуется изучением хозяйственных процессов в экономике с точки зрения политических, методологических и правовых вопросов. Теоретическая база строилась на главенствующей роли человеческого капитала, как основного экономического ресурса постиндустриального общества.
Представители институциональной школы – Дж. Гелбрейт, Т. Веблен, Дж. Коммонс.
Из институционализма вырос и развивается в самостоятельном направлении экономической мысли неоинcтитуционализм, активно применяющий математические методы. Большинство неоинституционалистов, в отличие от институционалистов, которые отдают предпочтению дирижизму (управленческой экономике), придерживается либерально-экономических позиций. Институционализм очень быстро соединился с иcторическим методом, поскольку в истории все события и тенденции неизбежно рассматриваются многомерно – ведь в историческом процессе практически невозможно разделить экономику, политику, социальные движения, религию, этническое развитие, военное дело и др.
Таким образом, современная экономическая мысль представлена четырьмя основными направлениями, различающимися с точки зрения мировоззренческой и политической ориентации – либерализмом, дирижизмом, социализмом (крайняя форма дирижизма в своей основе), национализмом (также очень тесно связанный с дирижизмом, но придающий государству национально-этнический оттенок или даже цвет).
В монетаристской экономической школе основная идея заключалась в способности экономической системы к саморегулированию и ведущей роли государства, осуществляющего регулирование денежных потоков. Первостепенное значение отдавалось контролю за образованием, распределением и использованием денежной массы в стране. Основным представителем школы является М. Фридмен.
С точки зрения методологии, т. е. системы способов исследования, современная экономическая наука разделяется на неоклассическое направление, неокейнсианское и неомарксистское.
Либералы, как правило, используют неоклассическую методологию, дирижисты – неокейнсианскую, социалисты – неомарксистскую.
Вопросы для самоконтроля