Что составляет предмет экономической науки

Предмет экономической науки, функции и история экономической науки

Экономика, пожалуй, является единственной точной наукой, где понятия, показатели и результаты имеют относительные значения. Верные решения имеют конкретные сроки действия, по окончании которых они становятся бесполезными или неэффективными.

В этой статье мы подробно расскажем о том, что такое экономика и экономическая наука, предмет экономической науки, её функции.

История появления

Предмет и история экономической науки неразрывно связаны между собой. Учёные считают, что всё началось с осознания того, что можно систематизировать отношения между людьми, рационально использовать ресурсы и время, правильно планировать доходы и расходы на будущее.

Первым письменным упоминанием считаются “Законы Ману”, датируемые 4-3-м веками до нашей эры. Их авторами являются древнеиндийские мыслители. Активное развитие происходило в Древней Греции благодаря таким философам, как Платон, Аристотель, Ксенофонт и др.

Что составляет предмет экономической науки. Смотреть фото Что составляет предмет экономической науки. Смотреть картинку Что составляет предмет экономической науки. Картинка про Что составляет предмет экономической науки. Фото Что составляет предмет экономической науки

Более научным образом к экономической науке стали подходить начиная с 16-17-го веков. Это характеризовалось появлением определённых течений, которые выводили и доказывали свои закономерности и правила. С этого момента начинают формироваться известные экономические школы: меркантилизм, физиократия и другие. После этого в 18-м веке возникло учение, возглавил его Адам Смит.

Его исследования назвали классической экономической теорией, которой придерживались учёные на протяжении многих лет. В 19-м веке из этих учений появился марксизм, который развивал Карл Маркс. Затем возникли неоклассическая экономическая теория, кенсианство, монетаризм, инстуционализм и т. д.

Экономические мысли, которые формируются у нынешних учёных, принято считать течением под названием мейнстрим. Однако серьёзных вызовов или опровержений мыслей предыдущих мыслителей ещё совершенно не было.

Предмет экономической науки

Любая наука имеет свой предмет изучения, из которого вытекают функции, а также методы исследования. Так обстоят дела и в этом случае.

Предметом экономической науки является проблема поиска наилучшего применения ограниченного количества ресурсов при неограниченном числе потребностей общества.

Все мы понимает, что бесконечных ресурсов нет и быть не может. Что касается потребностей человека, чем больше у нас есть, тем большего мы начинаем хотеть. Это и становится причиной того, что общество вынуждено правильно и рационально распоряжаться своим наследием.

Какие есть функции?

Безусловно, предмет и функции экономической науки взаимосвязаны, и одно вытекает из другого. Без этого, скорее всего, не могло бы это учение выделиться в отдельную науку от философии.

Основными функциями являются:

Каждая из них создаёт свой вклад в развитие и понимание ценности, которую несёт наука. Рассмотрим более подробнее каждую из них.

Что составляет предмет экономической науки. Смотреть фото Что составляет предмет экономической науки. Смотреть картинку Что составляет предмет экономической науки. Картинка про Что составляет предмет экономической науки. Фото Что составляет предмет экономической науки

Теоретическая функция

Экономика пытается объяснить процессы, а также явления, которые происходят в жизни каждого человека и общества в целом. Выведение закономерностей и взаимосвязей помогает анализировать события.

А это, в свою очередь, содействует поиску альтернативных путей решения поставленных задач для рационального использования ресурсов, уменьшения расходов, а также увеличения доходов. Поиск ответов на эти вопросы и представляет собой предмет экономической науки.

Мировоззренческая функция

Любая наука должна формировать системный подход к изучению каких-либо вопросов. Вторая функция заключается именно в том, чтобы создать систему единых понятий, на которые можно будет опираться в процессе формирования научного мировоззрения.

Благодаря этому общество вооружается знаниями механизмов и рычагов влияния либо изменения действующих экономических систем.

Что составляет предмет экономической науки. Смотреть фото Что составляет предмет экономической науки. Смотреть картинку Что составляет предмет экономической науки. Картинка про Что составляет предмет экономической науки. Фото Что составляет предмет экономической науки

Критическая функция

Эта функция основывается на предыдущих двух. Благодаря полученным знаниям и опыту, а также механизмам воздействия на ситуацию, учение способно устанавливать те грани, которых нужно придерживаться в процессе построения идеальной модели экономического поведения.

Также критическая функция заключается в создании структуры и элементов, способных активно влиять на субъектов экономических отношений и указывать на целесообразность осуществлённых действий.

Методологическая функция

Благодаря сбору информации из различных областей жизни общества, экономика способна выступать методологической основой для выявления закономерностей и правил для других учений.

Это является основной причиной, по которой из экономики выросло огромное количество других наук, к примеру, микро- и макроэкономика, финансы и т. д.

Что составляет предмет экономической науки. Смотреть фото Что составляет предмет экономической науки. Смотреть картинку Что составляет предмет экономической науки. Картинка про Что составляет предмет экономической науки. Фото Что составляет предмет экономической науки

Прогностическая функция

Предмет экономической науки заставляет не только искать принципы идеального применения ресурсов для удовлетворения максимального количества потребностей, но и вынуждает осуществлять прогнозы на будущие периоды.

Это функция характеризует основные задачи, которые ставятся перед экономистами любого уровня. Ведь теоретически предположить, что же повлияло на кризисную ситуацию, намного легче, чем создать правильную модель поведения и осуществить прогноз экономических, а также финансовых показателей на несколько периодов вперёд.

В завершение

Из статьи вы узнали о том, что такое предмет экономической науки, мы рассмотрели историю и функции учения. Но стоит отметить, что экономика не стоит на месте и постоянно развивается, чего не скажешь о многих других точных науках.

Что составляет предмет экономической науки. Смотреть фото Что составляет предмет экономической науки. Смотреть картинку Что составляет предмет экономической науки. Картинка про Что составляет предмет экономической науки. Фото Что составляет предмет экономической науки

К примеру, в математике все законы выведены давно, и они работаю сейчас так же, как и тысячелетия назад. В экономической науке же всё совсем наоборот, нет единого правильного решения. С каждым столетием учёные пересматривают и опровергают те или иные теории, выдвинутые их предшественниками. Наверное, это и привлекает всё новые и новые поколения заниматься экономикой, ведь всегда можно совершить своё открытие.

Источник

Предмет, методы и функции экономической науки

Что составляет предмет экономической науки. Смотреть фото Что составляет предмет экономической науки. Смотреть картинку Что составляет предмет экономической науки. Картинка про Что составляет предмет экономической науки. Фото Что составляет предмет экономической науки Что составляет предмет экономической науки. Смотреть фото Что составляет предмет экономической науки. Смотреть картинку Что составляет предмет экономической науки. Картинка про Что составляет предмет экономической науки. Фото Что составляет предмет экономической науки Что составляет предмет экономической науки. Смотреть фото Что составляет предмет экономической науки. Смотреть картинку Что составляет предмет экономической науки. Картинка про Что составляет предмет экономической науки. Фото Что составляет предмет экономической науки Что составляет предмет экономической науки. Смотреть фото Что составляет предмет экономической науки. Смотреть картинку Что составляет предмет экономической науки. Картинка про Что составляет предмет экономической науки. Фото Что составляет предмет экономической науки

Что составляет предмет экономической науки. Смотреть фото Что составляет предмет экономической науки. Смотреть картинку Что составляет предмет экономической науки. Картинка про Что составляет предмет экономической науки. Фото Что составляет предмет экономической науки

Что составляет предмет экономической науки. Смотреть фото Что составляет предмет экономической науки. Смотреть картинку Что составляет предмет экономической науки. Картинка про Что составляет предмет экономической науки. Фото Что составляет предмет экономической науки

ПРЕДМЕТ И ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ.

В сфере познаний человеческого общества одним из важнейших звеньев является экономическая наука. В настоящее время существует целый комплекс наук, которые объединяются таким обобщенным понятием как экономические науки. Они изучают все экономические процессы и явления в хозяйственной жизни.

Экономические науки включают в себя:

1. Общетеоретические или фундаментальные науки (политическая экономия, общая экономическая теория, теория управления производством);

2. Отраслевые и прикладные науки (экономика промышленности, экономика строительства, экономика сельского хозяйства);

Экономическая теория, как и любая наука, характеризуется:

— своим объектом изучения;

— рассмотрением специфического содержания этого объекта, что составляет ее предмет;

— методом исследования объекта и предмета.

Объектом исследования экономической теории является национальное хозяйство.

Национальное хозяйство изучается на четырех уровнях:

1. Микро-уровень (уровень предприятия, фирмы).

2. Мезо-уровень (уровень отраслей и регионов).

3. Макро-уровень (уровень всей экономики).

4. Мега-уровень (мировая экономика, международные экономические отношения).

В экономической литературе имеется много точек зрения по поводу предмета экономической теории. Обобщая имеющиеся определения можно сказать, что предметом экономической теории является изучение производственных отношений, а так же экономических законов ведения хозяйства и рационального поведения хозяйствующих субъектов на различных уровнях поведения.

Суть рационального экономического поведения состоит в минимизации затрат и максимизации результатов.

Центральной проблемой экономической теории является повышение эффективности общественного производства. Эффективное производство это отношение результата к затратам.

Метод – буквально означает путь к чему-либо. Другими словами, метод – это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения целей, познается объективная реальность.

В экономической теории используется широкий спектр методов научного познания:

1. Диалектический метод нацеливает на выявление глубинных причинно-следственных связей, внутренних противоречий как источника движущей силы развития всех явлений природы, общества и мышления.

3. Эмпирический метод предполагает построение экономических умозаключений на основе сбора и систематизации совокупности наблюдений за конкретными фактами.

Пример: Так, когда мы видим в какой-то стране, что почти все граждане имеют работу, что их растущие доходы опережают повышение цен, а магазины наполнены отечественными товарами, то это наводит на мысль об экономическом росте (индукция).

Если та или иная страна слывет экономически отсталой и бедной, то из этого общего представления можно сделать выводы : в ней царят произвол и продажность чиновников, беззаконие и преступность, безработица и хозяйственный застой (дедукция).

5. Метод научной абстракции – исключение из экономического анализа не относящихся к делу экономических и внеэкономических фактов.

7. Факторный анализ – исследование экономического явления путем рассмотрения поочередного воздействия на него все большего количества влияющих обстоятельств (т.е. факторов).

8. Метод экономико-математического моделирования – формализованное описание различных явлений с помощью математического аппарата.

9. Компаративный анализ (компаративистика) – метод, построенный на использовании сравнения, нахождения аналогий между различными экономическими данными, понятиями, явлениями.

Что составляет предмет экономической науки. Смотреть фото Что составляет предмет экономической науки. Смотреть картинку Что составляет предмет экономической науки. Картинка про Что составляет предмет экономической науки. Фото Что составляет предмет экономической науки

Вопрос о функциях экономической теории – это вопрос о ее непосредственном применении, значении и роли.

Функции экономической теории:

1. Познавательная или теоретическая – глубокое и всестороннее изучение общественного производства, экономических отношений, исследование законов и тенденций экономического развития.

2. Прогностическая – разработка и обоснование научных прогнозов, выявление перспектив экономического и социального развития.

3. Критическая – это выяснение не только достижений, но и недостатков экономического развития, исследование экономических противоречий и способов их разрешения.

5. Практическая – разработка принципов и методов рационального хозяйствования, научное обоснование экономической политики государства.

Экономическая политика государства – это система мер государства в области управления экономикой для эффективного достижения следующих целей: экономического роста, НТП, более справедливого распределения доходов, полной занятости, стабильности цен (борьба с инфляцией) и т.д.

Источник

Предмет и функции экономической науки

Вы будете перенаправлены на Автор24

Общее понятие об экономике как о науке

Сегодня мы все довольно часто слышим и сами употребляем термин «экономика». Но мы не всегда точно представляем себе значение данного термина. Оказывается, за всю историю развития человечества сформировалось несколько вариантов значения термина «экономика». Даже в разных странах может применяться различные словосочетания для выражения значения данного термина.

В настоящее время этот термин имеет двойственное значение. С одной стороны его применяют в качестве синонима термину «хозяйство». С другой стороны экономикой называют отрасль науки.

Экономика – это совокупность всех предприятий и организаций на определенной территории (весь мир, страна, регион) в их взаимодействии.

Экономика – это форма организации хозяйственного механизма (экономическая система – традиционная экономика, рыночная экономика, плановая экономика и смешанная экономика).

Многие ученые экономику в качестве науки называют экономической теорией. Среди ученых экономистов разных стран нет единого мнения в точности формулирования даже самого термина. В некоторых работах встречаются термины «экономикэ» и «экономикс».

Поэтому наиболее часто в современном мире можно встретить следующие (более строго оформленные) определения:

«Экономикой называют совокупность всех видов взаимодействия и взаимоотношений, которые возникают между людьми в процессах производства, распределения обмена и потребления продукции (материальных благ и услуг), которая используется для удовлетворения различного рода потребностей».

Готовые работы на аналогичную тему

Экономической теорией называют науку, которая изучает механизмы хозяйствования, законы и закономерности формирующие и регулирующие отношения в ходе создания, распределения и потребления произведенной продукции на разных уровнях экономической системы общества (микроэкономическом, макроэкономическом и уровне мирового хозяйства).

Основной аксиомой современной экономической теории является положение о безграничности человеческих потребностей и ограниченности ресурсов. Поэтому главной задачей экономической науки является добиться максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы для удовлетворения потребностей.

Предмет изучения экономики

Одно из первых определений предмета экономики как науки содержится в названии работы выдающегося ученого-экономиста Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». Исходя из самого названия, автор делал вывод, что предметом изучения этой отрасли науки является все, что имеет отношение к материальному и нематериальному богатству и может быть выражено в денежной (стоимостной) форме. А другой выдающийся экономист А. Маршалл считал, что экономика анализирует богатства и должна быть частью наук, изучающих человека.

Согласно приведенным мнениям двух уважаемых ученых, в настоящее время мнения специалистов разделились. Одни считают, что экономика призвана изучать человека наряду с такими науками, как биология, социология, психология и политология. Другие же экономисты призывают изучать лишь ту сферу деятельности человека, где его поступки имеют отношение к денежным интересам.

Большинство ученых считают, что предметом изучения экономики является поведение человека с позиции соотношения между целями хозяйственной деятельности и ограниченными средствами для их достижения. Поэтому основными предметами исследований всегда были и остаются основные экономические проблемы:

Функции экономической науки

Как и любая отрасль человеческих познаний, экономическая наука (экономическая теория) выполняет определенные функции. Специфическими (свойственными только ей) функциями экономической науки являются следующие:

Под познавательной функцией подразумевается, что изучение экономики как науки дает человеку определенную сумму знаний, связанных с хозяйственной деятельностью. Полученные знания человек может применить на практике для достижения какой-либо цели. В этом и будет состоять практическая (или прагматическая) функция экономической теории.

Исследуя закономерности развития хозяйства можно прогнозировать результаты и направления развития предприятий и отраслей, общественно-экономических связей. В этом состоит сущность прогностической функции экономической науки. В вопросах построения экономических взаимоотношений между субъектами хозяйствования нельзя обойти вопросы общечеловеческой морали и необходимости соблюдения законности. Именно это и является этической функцией экономики.

Эстетическая функция вызывает много дискуссий. Но логика построения многих экономических систем может вызвать истинное восхищение своим изяществом. Идеологическую функцию экономики многие ученые считают основной. Именно производство формирует основные общественные взгляды и нормы морали, систему ценностей и приоритетов. Ведь производство и распределение являются базисом для развития любого общества, и именно они определяет господствующую в обществе идеологию.

Источник

Экономическая наука

Экономика подразделяется на научную и прикладную экономику. Научную экономику также называют экономической теорией — наукой о том, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, имеющих многоцелевое значение. Прикладная экономика изучает возможности приложения законов, теорий, предложений, разработанных экономической теорией непосредственно для функционирования отдельных элементов экономических систем.

Экономика как наука представляет собой отрасль социальных наук. Объектом экономических наук является экономическая действительность.

Ввиду широты экономической действительности экономическая наука представляет собой целый ряд дисциплин, отличных друг от друга предметом исследования. К экономическим относится большое число научных дисциплин, среди которых можно выделить как общие: экономическая теория, статистика, история экономических учений, история экономики и специальные (или конкретные): контроллинг, менеджмент, маркетинг, отраслевая экономика, инженерная экономика, экономика предприятия и экономика труда, бухгалтерский учёт, управленческий учёт, финансовый учёт и др.

Также необходимо учитывать, что для познания экономической действительности применяются не только экономические дисциплины, но и междисциплинарные исследования, например, прикладная статистика и теория принятия решений.

Как самостоятельная наука экономика выделяется в XVIII веке с выходом в свет книги Адама Смита «Исследование о природе и причине богатства народов» (распространённое название «Богатство народов») в 1776 году. Однако по замечанию Й. Шумпетера, внутреннюю логику экономических явлений понимали и до Адама Смита, но на интуитивном, преднаучном уровне.

Содержание

Функции экономической науки

Объекты экономической теории

По масштабу области исследования экономическая наука делится на микроэкономику, изучающую деятельность фирм и домохозяйств и макроэкономику, изучающую национальное хозяйство в целом. В последние годы в научной литературе также используются понятия «наноэкономика» (изучает деятельность индивидуальных экономических субъектов), мезоэкономика (отрасли, регионы) и мегаэкономика (мировое хозяйство).

Методология экономической теории

В экономической теории используются стандартные методы диалектики и логики, в частности:

Экономика с точки зрения философии

В философии экономика рассматривается как система общественных отношений, рассмотренных с позиции понятия стоимости.

В марксистской философии она понимается как отрасль деятельности человека, связанная с производством материальных благ и воспроизводством материальных благ, удовлетворением основных материальных потребностей человека: в питании, в жилье и др. Аристотель противопоставляет экономику хрематистике — отрасли деятельности человека, связанной с извлечением выгоды.

Экономика прямо или косвенно подчиняет себе всю человеческую деятельность (см. напр, «Человеческая деятельность» Людвига фон Мизеса или «Время философии хозяйства» Ю. М. Осипова).

Экономика как наука

В экономической науке, как и в любой другой научной теории, выделяются модели — идеализированные объекты исследований и парадигма — признанные в данной социально-экономической системе научные достижения и/или совокупности взглядов, которые в течение определённого времени дают научному и/или конкретному сообществу в целом модель постановки проблем и их решений. Экономика как субъект и объект исследований является исключительно социальным явлением и поэтому на её формирование и объективность определяющее влияние оказывает условия среды существования экономики.

Совокупность моделей экономики, сформировавшихся в западноевропейской экономической теории, называют экономикс (от англ. economics ). В экономической науке бывшего СССР рассматривается модель экономики, получившая название политэкономия социализма, с этих же позиций рассматривается западная экономика, как политэкономия капитализма. Политэкономией является марксизм, трансформированный в марксизм-ленинизм. Одно из принципиальных различий между парадигмами экономикс и марксистско-ленинской заключается в том, что в первой объектом исследования является экономическая деятельность, а во второй — экономические отношения.

Политическая экономия

Такое название экономической теории было введено французом Антуаном Монкретьеном, до использования термина в советской экономической науке он широко применялся в XVIII—XIX веках. [1]

Марксизм

C точки зрения политэкономии экономика является:

Экономика как совокупность общественных отношений, является базисом для развития общества. Любой способ производства выражается через систему производственных отношений. В политэкономии внимание уделяется способу соединения непосредственного производителя со средствами производства, собственности на средства производства. Производственные отношения закрепляются в законах, неизбежно тесное взаимодействие экономики и политики.

Марксизм-ленинизм

Марксизм-ленинизм — персонифицированно стилизованный конгломерат идей (учение «Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина» и т. п.), явившийся самообозначением правящих идеологий в странах социализма в XX веке. Помимо ортодоксального марксизма включали в себя учения региональных идеологических апостолов, постоянно изменявшихся в зависимости от желаний элит. [2]

Экономикс

Economics (экономика, экономическая теория): Общественная наука, изучающая поведение в сферах производства, потребления (consumption), распределения (distribution) и обмена (exchange). Экономисты анализируют происходящие в этих сферах процессы и исследуют их последствия для физических лиц, организаций, например фирм, и общества в целом.

Ограниченность ресурсов и деятельность людей в условиях безграничности потребностей являются центральными темами экономики как науки, которая может быть определена как общественная наука, изучающая принимаемые людьми в условиях ограниченности ресурсов решения для удовлетворения своих желаний и потребностей. Как следует из определения, предметом экономической теории являются не деньги или богатство, а люди.

Вторая причина, по которой экономику можно считать наукой о людях, состоит в том, что изучаемые ею решения людей зачастую имеют значимый социальный контекст. Поэтому экономика считается скорее общественной наукой, чем разделом операционного анализа, инженерного дела или математики.

Человек совершает экономический выбор, когда покупает одежду или пищу, когда работает, и даже когда заполняет час досуга в своём учебном расписании экономикой, а не токсикологией окружающей среды. Экономические выборы совершаются везде: на фабрике, выпустившей компьютер, в правительственных учреждениях, принимающих политические решения, в бесприбыльных организациях, таких, например, как церкви, а также во множестве других мест и ситуаций.

Все только что данные примеры относятся к ветви экономики, называемой микроэкономикой (microeconomics). Приставка микро отражает тот факт, что этот раздел экономики изучает выборы, совершаемые малыми экономическими единицами, такими как домохозяйства, англ. household — термин, в англоязычной экономической литературе обозначающий группу людей, которые объединяют свои доходы, имеют общую собственность и принимают экономические решения сообща; домохозяйство может состоять из одного человека или из семьи; домохозяйства осуществляют предложение факторов производства (труд, земля, капитал), а потребляют производственные товары и услуги, фирмы и правительственные агентства. Хотя эти единицы и «малы», но микроэкономика все же охватывает в своем исследовании множество различных проблем подлинно мирового масштаба. Например, домохозяйства, фирмы и правительственные агентства осуществляют мировую торговлю такими товарами, как автомашины, химические продукты, непереработанная нефть. Эта торговля и регулирующая её политика находятся в сфере внимания микроэкономики.

В экономике существует другой раздел, который называется макроэкономика(macroeconomics). Приставка макро показывает, что эта ветвь теории изучает крупномасштабные экономические явления. Типичные макроэкономические проблемы — как создать условия, в которых безработные люди смогут найти работу, как защитить экономику от вредных влияний инфляции, как обеспечить постоянное улучшение условий жизни. Правительственная политика, касающаяся налогов, расходов, бюджетных дефицитов, финансовой системы — вот основные темы макроэкономики. Однако так же, как макроэкономическое явление инфляции представляет собой сумму миллионов индивидуальных выборов, касающихся цен конкретных товаров и услуг, так и вся макроэкономика покоится на микроэкономическом основании.

Рассматривает ли микро- или макро- экономику, внутренние или внешние экономические отношения — в любом случае экономический анализ требует особого способа мышления о том, как люди принимают решения об использовании ограниченных ресурсов. Каждая экономическая система сталкивается с необходимостью совершать определенные основные виды выбора. Среди них наиболее важны следующие; какие товары производить, как их следует производить, кто и какую работу должен выполнять, и для кого предназначены результаты этой работы. Необходимость каждого из этих выборов продиктована ограниченностью ресурсов, а каждый конкретный выбор может быть рассмотрен с целью объяснения ключевых элементов экономического мышления.

Какие товары производить

Первый важнейший выбор — какие товары производить. В современной экономической системе количество создаваемых товаров и услуг огромно, Однако сущностные черты выбора того, что следует выпускать, могут быть проиллюстрированы на примере экономической системы, в которой существуют только два альтернативных товара, например, автомобили и образование. Для многих студентов жизнь без машины — это жертва, совершаемая ради получения высшего образования. Такая же ситуация существует в экономической системе в целом не может быть обеспечено достаточно автомобилей и образования, чтобы удовлетворить всех и каждого. Необходимо выбирать — принимать решения, в каких количествах какой продукт производить.

Невозможность произвести столько товаров, сколько людям хотелось бы есть следствие редкости производительных ресурсов, используемых для выпуска этих товаров. Даже для того, чтобы произвести простейшие изделия, нам придется скомбинировать множество редких ресурсов. Природные ресурсы — это все, что можно использовать в производстве в натуральном состоянии, без обработки, например, плодородные земли, площадки для строительства, леса, материалы. Например, для изготовления стола требуется древесина, гвозди, клей, молоток, пила, труд плотника, маляра и так далее. Для удобства производительные ресурсы обычно делят на три основные категории, которые называются факторами производства. Труд включает в себя все производительные затраты, совершаемые людьми в процессе их мускульной и интеллектуальной деятельности. Капитал включает в себя все те производительные ресурсы, которые созданы людьми: инструменты, машины, инфраструктуру, а также нематериальные вещи, например, компьютерные программы. В новой информационной экономике, основанной на знаниях, интеллектуальный капитал становится главным источником формирования конкурентных преимуществ на микро-, мезо- и макроуровнях. Производительность и конкурентоспособность материального производства в информационной экономике зависят, в первую очередь, от способности генерировать новую стоимость, обрабатывать и эффективно использовать информацию, основанную на знаниях.

Производительные ресурсы, используемые в одном месте, не могут в то же самое время использоваться и в другом месте. Сталь, бетон и строительные площадки, используемые для строительства автомобильного завода, уже не могут быть использованы в строительстве школы. Люди, работающие учителями, не могут работать на сборочных линиях автомобильных заводов. Даже то время, которое студенты проводят в аудитории, готовясь к экзаменам, могло бы представлять собой производительный ресурс, если бы студенты вместо подготовки к экзаменам занимались работой на заводе. Поскольку производство использует ресурсы, которые могли бы быть использованы где-то в другом месте, то производство любого товара влечет за собой потерю возможности производить другой товар. В экономических терминах все имеет альтернативную стоимость. Альтернативная стоимость товара или услуги — это стоимость, измеренная с точки зрения потерянной возможности заниматься наилучшей из доступных альтернативных деятельностей, требующей того же самого времени или тех же ресурсов. В системе с многими товарами альтернативная стоимость может быть выражена через общую единицу измерения — деньги.

Как производить

Второй основной экономический выбор — как производить. Почти для любого товара или услуги существует несколько способов производства. Автомобили, например, можно делать на высоко автоматизированных фабриках с огромным количеством капитального оборудования и относительно малым количеством труда, но их можно делать и на малых предприятиях, использующих большое количество труда и только некоторые станки общего назначения. Автомобиль «Форд-Мустанг» изготавливается первым способом, а «Лотус» — вторым. То же самое можно сказать и об образовании. Экономике можно учить в маленьком классе, где один преподаватель у доски работает с двадцатью студентами, но этот же предмет можно изучать и в большом лекционном зале, где преподаватель использует мониторы, проекторы, компьютеры, чтобы обучались одновременно целые сотни студентов.

Эффективность — это ключевое соображение при принятии решения о том, как производить. В обыденной речи слово эффективность означает, что производство идет с минимальными затратами, усилиями и потерями. Экономисты пользуются более точным определением. Термин экономическая эффективность обозначает такое положение дел, при котором невозможно произвести ни одного изменения, более полно удовлетворяющего желаниям одного человека, не нанося при этом ущерба удовлетворению желаний другого человека. Эффективность, определяемая таким способом, иногда называется эффективностью Парето, по имени итальянского экономиста Вильфредо Парето.

Несмотря на то, что язык, которым изложено это определение, может быть вам незнаком, само определение фактически очень близко к общепринятому понятию эффективности. Если существует способ улучшить ваше положение, не нанося никому ущерба, то проходить мимо такой возможности бессмысленно (неэффективно). Если у меня есть авторучка, которой я в данный момент не пользуюсь, и вам эта ручка нужна, то было бы расточительством с вашей стороны покупать себе собственную ручку. Гораздо эффективнее будет дать вам мою ручку взаймы; это улучшает ваше положение и не ухудшает моего. Когда существует способ улучшить положение обеих сторон, то не пользоваться такой возможностью — это расточительство. Вы одолжите мне велосипед, а я одолжу вам волейбольный мяч. Если я не очень часто катаюсь на велосипеде, а вы не очень часто играете в волейбол, то нам обоим невыгодно покупать эти вещи.

Понятие экономической эффективности имеет множество приложений, одним из которых является вопрос о том, как производить. Эффективность в производстве — это такая ситуация, в которой при данных производительных ресурсах и существующем уровне знаний невозможно произвести большее количество одного товара, не жертвуя при этом возможностью произвести некоторое количество другого товара.

Понятие эффективности в производстве, как и более широкое понятие экономической эффективности, включает в себя общепринятый смысл — избежание потерь. Например, человек, выращивающий яблоки, всегда стремится применять удобрения в строго определенных количествах, не больше, чем требуется каждому из деревьев. Превышение дозы неэффективно в общепринятом смысле этого слова; после определенной точки увеличение количества удобрений уже не приводит к увеличению количества яблок (закон ограниченной доходности — Law of Diminishing Returns). Гораздо лучше было бы использовать избыточные удобрения в производстве, например, персиков. В этом случае будет произведено больше персиков без уменьшения урожая яблок.

Кто и какую работу должен выполнять: Общественное разделение труда

Вопрос о том, что и как нужно производить, встает даже перед человеком, живущим в изоляции. Робинзону Крузо приходилось решать, ловить рыбу или охотиться на птиц, а если он занимался рыболовством, то он должен был решить, чем ему пользоваться — сетью или удочкой. В отличие от проблем Робинзона, экономические вопросы о том, кто и что должен производить, существуют только в человеческом обществе, и это — одна из причин того, что экономика считается общественной наукой.

Вопрос о том, кто и какую работу должен выполнять, связан с организацией общественного разделения труда. Может ли каждый человек быть независимым — фермером утром, портным — днем и поэтом — вечером? Или люди должны кооперироваться — работать вместе, обмениваться товарами и услугами и специализироваться в разных работах? Экономисты отвечают на этот вопрос, исходя из того, что кооперация более эффективна. Она позволяет любому данному числу людей произвести больше, чем если бы каждый из них работал в одиночку. Три вещи делают кооперацию ценной: совместная работа, обучение в процессе деятельности и сравнительное преимущество.

Сначала рассмотрим совместную работу. В классическом труде на эту тему используют пример рабочих, разгружающих объёмистые тюки с грузовика. Тюки такие большие, что один рабочий может с трудом волочить его по земле, или вообще не может сдвинуть тюк с места, не распаковывая его. Двум людям, работающим независимо, пришлось бы потратить на разгрузку несколько часов. Однако если они будут работать вместе, они без труда поднимут все тюки и уложат их в штабеля на складе. Этот пример показывает, что даже когда все делают одинаковую работу, не требующую специальных умений, совместная работа дает хороший результат.

Вторая причина полезности кооперации проявляется тогда, когда нужно выполнять разные работы, используя разные умения. На мебельном заводе, например, некоторые рабочие управляют производственным оборудованием, другие работают в офисе, а остальные занимаются покупкой материалов. Даже если все рабочие начинают с равными способностями, каждый из них постепенно улучшает свое умение выполнять какую-то работу, которую он часто повторяет. Обучение в процессе деятельности, таким образом, превращает рабочих средней производительности в специалистов, в результате чего создается высокопроизводительная бригада.

Третья причина необходимости кооперации вступает в силу, когда процесс обучения выработает различные умения. Она применима к ситуации, когда рабочие начинают производство, имея разные уровни талантов и способностей. Существует разделение труда в соответствии со сравнительными преимуществами. Сравнительное преимущество — это способность выполнять работу или выпускать товар по относительно меньшей альтернативной стоимости.

Для кого производить товары

Преимущества совместного труда и обучения в процессе производства, а также принцип сравнительного преимущества означают, что люди могут производить более эффективно, осуществляя кооперацию, чем если бы каждый из них работал в изоляции. Но кооперация означает появление другого вопроса: а для кого все это производится? Вопрос распределения продукта между членами общества может быть рассмотрен как в терминах эффективности, так и с точки зрения справедливости.

Эффективность в распределении. Вопрос «для кого?» имеет непосредственное отношение к эффективности. Распределение любого данного количества благо может быть улучшено посредством обмена, в результате которого предпочтения нескольких людей будут удовлетворены более полно. До тех пор, пока возможен обмен существующих благ, такой, что некоторые люди могут удовлетворить свои желания, не нанося ущерба другим людям, эффективность в распределении может быть улучшена, даже если суммарное количество благ остается неизменным.

Стимулы и эффективность. Эффективность в распределении и эффективность в производстве — это два аспекта общего понятия экономической эффективности. Если брать в расчет оба аспекта, то окажется, что зависимость между распределением и эффективностью не ограничивается только теми случаями, в которых суммарное количество благ неизменно. Дело обстоит так, потому что правила распределения влияют на образ действий субъектов производства. Например, от правил распределения зависит предложение производственных ресурсов, потому что большинство людей зарабатывает на жизнь продажей своей рабочей силы и других факторов производства коммерческим фирмам, и количество этих факторов, которые они поставляют, зависит от величины обещанного им вознаграждения. Другая причина состоит в том, что правила распределения влияют на предпринимательские стимулы. Некоторые люди могут напряженно работать в поиске новых методов производства, даже если они и не ожидают за это материального вознаграждения, но не все люди таковы.

Справедливость в распределении. Эффективность — это не единственная проблема, возникающая при решении вопроса о том, для кого производить товары. Мы можем также поинтересоваться, является ли данное распределение справедливым и честным. На практике вопрос справедливости часто доминирует в дискуссиях о распределении. Согласно одной очень распространенной точке зрения, равенство есть основа справедливости. Эта концепция справедливости основана на той идее, что все люди, по самому факту принадлежности к человечеству, заслуживают того, чтобы получить порцию товаров и услуг, производимых экономикой. Существует много вариантов этой теории. Некоторые полагают, что весь доход и богатство должны распределяться поровну. Другие считают, что люди имеют право на «минимально необходимый» уровень дохода, но что всякий излишек свыше этого уровня должен распределяться на основе уже других стандартов. Существует также мнение, что определенные блага, — услуги, пища и образование — должны распределяться поровну, в то время как другие товары могут распределяться не поровну.

Альтернативная точка зрения, имеющая много приверженцев, состоит в том, что справедливость зависит от образа действия данного механизма распределения. Исходя из этой точки зрения, должны быть соблюдены определенные принципы, такие, как право частной собственности и отсутствие расовой и половой дискриминации. Если эти принципы соблюдены, то любое возникшее на их основе распределение считается приемлемым. Равенство возможностей, с этой позиции, важнее, чем равенство доходов.

Позитивная и нормативная экономическая теория

Многие экономисты проводят четкую грань между вопросами эффективности и справедливости. Дискуссии об эффективности рассматриваются как часть позитивной экономической теории, которая имеет дело с фактами и реальными зависимостями. Дискуссии же о справедливости — это часть нормативной экономической теории, то есть той отрасли науки, которая выносит суждения о том, хороши или плохи конкретные экономические условия и политика.

Нормативная экономическая теория имеет отношение не только к проблеме справедливости в распределении продукта. Оценочные суждения также возможны по поводу оставшихся трёх основных видов выбора, совершаемого каждой экономической системой: при принятии решения о том, что производить, будет ли справедливым разрешить производство табака и алкогольных напитков, и в то же время запретить производство марихуаны и кокаина? При совершении выбора «как производить» возможно ли позволить людям работать в опасных или вредных условиях, или труд в этих условиях должен быть запрещен? Решая, кто и какую работу будет выполнять, справедливо ли ограничивать доступ к различным видам работы на основе возраста, пола или расы? Нормативные проблемы охватывают все стороны экономики.

Позитивная теория не предлагая никаких оценочных суждений, фокусирует свое внимание на процессах, в результате действия которых люди получают ответы на четыре основных экономических вопроса. Эта теория анализирует действие экономики, влияние определенных институтов и политических действий на экономическую систему. Позитивная наука прослеживает связи между фактами, ищет измеримые закономерности в происходящих процессах.

Координирование экономических выборов

Для того, чтобы экономика функционировала, она должна обладать неким способом для координирования выборов миллионов людей о том, что им производить, как производить, кто и какую работу должен выполнять, и для кого производится продукт. Существует два основных способа осуществления координации: стихийный порядок, в котором индивидуумы приспосабливают свои действия к условиям, основываясь на информации и стимулах их непосредственного окружения; второй способ — иерархия, в которой индивидуальные действия подчинены инструкциям центральной власти.

В экономической теории главным примером действия стихийного порядка является координирование решений в процессе рыночной активности. Рынок — это любое взаимодействие, в которое вступают люди для торговли друг с другом. Несмотря на широкое многообразие форм, у всех рынков есть одна общая черта: они представляют информацию и стимулы, которые нужны людям для принятия решений.

Как покупателям необходима информация о длине очередей, чтобы координировать свои действия, так и участники рыночного процесса нуждаются в информации о редкости и альтернативной стоимости различных товаров и факторов производства. Рынки передают информацию в основном в форме цен. Если товар или фактор производства становится более редким, то его цена растет. Рост цен дает потребителям сигнал, что нужно экономить этот товар, а производители начинают стремиться производить больше этого товара. Предположим, например, что открытие нового способа применения платины привело новых покупателей на рынок. Платина становится более редкой, чем раньше по отношению к резко возросшему спросу. Конкурентная борьба за этот ресурс приводит к росту его цены. Этот факт несет «послание»: нужно экономить платину, там где это возможно, а кроме того необходимо увеличить добычу платины. Или, наоборот, предположим, что новая технология понизила затраты на производство платины. Информация об этом мгновенно распространяется на рынке в форме более низкой цены. В этом случае люди увеличивают использование платины, а производители этого металла перебросят часть своих ресурсов в производство других, более необходимых благ.

В дополнение к знаниям о том, как использовать ресурс наилучшим образом, людям также нужны стимулы, чтобы они действовали на основе этой информации. Рынки, опять же, с помощью цен, осуществляют мощное стимулирование продажи благ и производительных ресурсов именно там, где эта продажа будет происходить по наиболее высокой цене; ценовые стимулы также заставляют людей стремиться покупать товары по низким ценам. Соображения прибыли заставляют менеджеров улучшать методы производства и разрабатывать товары, удовлетворяющие запросам потребителей. Рабочие, которые работают там, где их производительность наиболее высока, и не проходят мимо новых возможностей, получают самую высокую зарплату. Потребители, которые хорошо информированы и тратят свои деньги расчетливо, живут более комфортабельно при данном бюджете.

Адам Смит, которого часто называют отцом экономической науки, видел в достижении на рынке стихийного порядка основание процветания и прогресса. В знаменитом разделе своей книги «Богатство народов» он назвал рынки «невидимой рукой», раздающей людям именно те экономические роли, которые они могут играть лучше всех. По сей день понимание огромного значения рынков как средства координирования выборов остается основной чертой экономического мышления.

Иерархия и власть. Рынки — важное, но не единственное средство осуществления экономической координации. Наиболее важные тому примеры — решения, принимаемые внутри частных фирм и правительственных учреждений. Следует заметить, что «невидимая рука» осуществляет управление рыночной экономикой (это так называемое бесструктурное управление), а это значит, что действие «невидимой руки» носит субъектный характер, то есть решения по изменению цен принимаются конкретными людьми, а не «невидимой рукой».

В иерархической системе порядок устанавливается не через спонтанные (точнее, независимые) действия обособленных индивидуумов, а посредством директив, которые менеджеры направляют своим подчинённым (так называемое структурное управление). Цены обычно не играют большой роли в передаче информации. Вместо цен действуют различные статистические данные, доклады, инструкции и правила. Материальные стимулы, такие, как премии и повышения, воздействуют на подчинённых, но эти премии имеют мало общего с рыночными ценами. Для служащих основным стимулом к подчинению менеджерам является тот факт, что они согласились на эту субординацию, как на условие их вступления в организацию.

Хотя коммерческие фирмы и правительственные учреждения внутренне организованы как иерархии, они общаются друг с другом на рынках. Таким образом, рынки и иерархии играют взаимодополняющие роли в осуществлении экономической координации. Некоторые экономические системы базируются в основном на рынке, другие — на иерархии. Например, в системах с централизованным планированием, таких, как в бывшем СССР, особое значение имеет центральная власть. Рыночные системы, такие, как Соединённые Штаты, в значительной степени действуют на основе стихийного порядка (хотя это не совсем точное определение, ибо стихия — процесс неуправляемый). Но ни одна экономика не пользуется исключительно одним способом координации. Оба подхода широко изучаются как макроэкономикой, так и микроэкономикой. И рынок, и иерархия власти не являются совершенными механизмами, в связи с чем объектом экономики являются такие категории, как провал рынка и провал государства.

В последнее время не принято разделять эти способы координации. Плановая экономика и рыночная экономика — две части одной экономической системы. Так, в рыночной экономике сплошь и рядом используется директивное (структурное) управление и планирование. И наоборот, при плановой экономике существует такое понятие как цена, и через неё регулируется межотраслевой баланс.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *