Что составляет основу мифологии и религии в древнем египте
Назовите источники изучения истории медицины древнего Египта
+1. Описания историков и писателей древности
+2. Пирамиды, мумии, гробницы, саркофаги
Что составляет основу мифологии и религии в Древнем Египте?
+2. Культ животных: Уаджит, Исида, Тот, Сохмет, Анубис
+3. Заупокойный культ, вера в загробную жизнь
Что означает древнеегипетский символ священный «глаз Гора»?
+3. Символ долговечности, силы и великодушия профессии врача и аптекаря
Кто из богов, согласно мифологии, научил египтян бальзамированию?
Почему древние греки называли Имхотепа «египетский Асклепий»?
+1. Имхотеп был реальным человеком, простолюдином, ставшим благодаря своему таланту верховным жрецом и известным врачом, а затем был обожествлен
+3. Имхотеп был искусным врачом, архитектором пирамид, астрономом, талантливым литератором и поэтом
+6. Слава Имхотепа как врачевателя была столь же значимой, как слава Асклепия
Какую древнюю цивилизацию считают родиной косметики?
В чем древние египтяне видели главную причину болезней, и каким образом они пытались их предупредить?
+1. Были убеждены, что все болезни происходят от пищи
+3. Очищали желудок клизмами, слабительными и рвотными средствами
Клинопись. Законы Хаммурапи. Боги и демоны: Эа, Иштар, Эрешкигаль, Нергал, Гула, Нингишзида, Ниназу, Пазузу, Ламашту и др. Врачи-эмпирики (асу) и врачи-заклинатели (ашипу). Какая это цивилизация?
Назовите один из наиболее древних правовых документов, который регламентировал деятельность врачевателей в древнем Вавилоне
+2. Законы Хаммурапи
11. Традиционная медицина. Инь-ян, 5 стихий. Чжэнь-цзю терапия (акупунктура). Пульсовая диагностика. Женьшень, камфора. Гимнастика, массаж. Какая это цивилизация?
Назовите медико-философские представления, которые составляют основу традиционной китайской медицины
+1. Существует 2 противоположных начала: инь и ян, их взаимодействие порождает 5 стихий. Нарушение их равновесия приводит к заболеванию
+3. Причина болезни – долгое пребывание в одном эмоциональном состоянии (гнев, радость, печаль, размышление, огорчение, страх)
+5. Выделяют 2 группы синдромов: избытка – ян-синдром; недостатка – инь-синдром
Какие лекарственные средства заимствованы научной медициной из традиционной китайской медицины?
Объясните механизм действия акупунктуры
+1. Энергия протекает через специальные каналы
+2. Главные каналы (меридианы) проецируются в определенных точках на поверхности тела (более 300); воздействие на них открывает эти каналы
+4. Через каналы выходит избыток энергии или восполняется ее недостаток; восстанавливается нарушенный баланс инь-ян
На чем основывалось искусство диагностики в древнем Китае?
+1. Осмотр кожи, глаз, слизистых и языка больного
+3. Прослушивание звуков в теле человека
+4. Подробный опрос больного
+5. Определение пульса, давления и активных точек
+6. Определение запахов тела
Веды: «Аюрведа»; «Чарака-самхита», «Сушрута-самхита» и др. Боги: Ашвины и др. Буддизм. Дхармашала. Касты. Лечили брахманы, кшатрии, вайшьи. Хорошо развита хирургии, ринопластика. Йога. Какая это цивилизация?
Назовите источники изучения истории медицины древней Индии
Какие религии оказали влияние на развитие медицины в древней Индии?
Назовите наиболее известных врачей древней Индии
В какой древней цивилизации хирургия имела наиболее высокий уровень развития?
Назовите основные характеристики лечения болезней с позиций Аюрведы
+2. Большое внимание уделяется диетам и правильному питанию
+3. Использование пульсовой диагностики
+4. Используются исключительно природные средства лечения: травы, специи, минералы, масла и др.
+5. Система дош для определения характера и причин заболевания
23. Назовите древнюю цивилизацию, где появились первые богадельни и лечебницы для больных (дхармашала)
Назовите медицинские труды Тибета
+4. «Атлас тибетской медицины»
Определите вклад доктора П.Бадмаева в развитие тибетской медицины в Российской империи
+3. Перевел на русский язык тибетский трактат «Чжуд-ши»
+4. Популяризировал тибетскую медицину в Российской империи
+5. Вел медицинскую практику, основанную на диагностических и лечебных приемах традиционной тибетской медицины
+6. Основал в Петербурге аптеку тибетских лекарств
26. «Илиада» и «Одиссея» Гомера и др. Культ Асклепия: Гигиея, Панакея; асклепиады; асклейпионы. Врач↔Философ. Демокрит. Аристотель. Гиппократ, Герофил, Эразистрат и др. Какая это цивилизация?
Для какой цивилизации наиболее характерно, что все великие врачи были философами, а многие философы хорошо знали медицину?
Под каким именем был известен древнегреческий бог врачевания Асклепий у древних римлян?
Назовите бога-целителя, с культом которого связано храмовое врачевание в древней Греции
Что такое асклейпионы?
+1. Храмы в честь Асклепия
Назовите наиболее известных детей древнегреческого бога медицины Асклепия
32. Назовите термины, которые произошли от имен Панакея и Гигиея
+2. Панацея – универсальное средство от всех болезней
+3. Гигиена – наука о профилактике заболеваний
Что такое «вотивные приношения»?
+4. Изображения исцеленных органов из мрамора, золота, серебра (серебряные сердца, золотые глаза и т.п.), которые благодарные пациенты дарили храмам в Древней Греции
Кем считал себя древнегреческий врач Гиппократ по отношению к богу Асклепию?
+2. Асклепиад, прямой потомок Асклепия
Кого в древней Греции называли «перерезывателями пуповины»?
+1. Женщин, которые оказывали помощь при родах
Назовите труды древнегреческого врача Гиппократа
+3. «О воздухах, водах, местностях»
+6. «О древней медицине»
Назовите труд древнегреческого врача Гиппократа, который включает 5 сочинений по врачебной этике «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении», «Наставления»
+1. «Гиппократов сборник»
На чем основано учение древнегреческого врача Гиппократа о 4 темпераментах?
+2. Преобладание в организме одного из 4 телесных соков: крови, слизи, желтой желчи, черной желчи
39. Определите 4 темперамента (согласно учению Гиппократа)
Какой принцип лечения ввел в медицину древнегреческий врач Гиппократ и его последователи?
Кто является автором изречения «Врач-философ равен богу»?
К какой медицинской школе Древней Греции принадлежал Гиппократ?
Назовите основные достижения древнегреческого врача Гиппократа и его школы
+1. Принцип «не навреди»
+2. «Клятва Гиппократа»
+3. Принцип аллопатии
+5. Учение о 4-х соках и 4-х темпераментах
Назовите выдающихся врачей Александрийской врачебной школы античного периода
Цельс «О медицине», Гален «О назначении частей человеческого тела» и др.; акведуки, термы и т.п. Первые врачеватели – рабы, затем – врачи-отпущенники, свободные врачи. Валетудинарии, военные врачи. Архиатры. Какая это цивилизация?
Что было характерно для медицины Древнего Рима?
+1. Развитие военной медицины
+2. Врач состоял на государственной службе
+4. Архиатры – оплачиваемы должности врачей
+5. Врачи-рабы, преимущественно греческого происхождения
Назовите гигиенические достижения Древнего Рима
+1. Система канализации Cloaca Maxima
Что такое валетудинарии?
+1. Военные лечебницы для раненых и больных солдат в Древнем Риме
В какой древней цивилизации первыми профессиональными врачами были врачи-рабы (преимущественно греки)?
Назовите наиболее известных врачей древнего Рима
Мифология и религия Древнего Египта
Этапы развития цивилизации египтян. Основные памятники, отражающие мифологические воззрения древности. Представления о загробной жизни начального периода формирования мифологии и обожествление животных в позднем Египте. Традиции религиозных культов.
Рубрика | Религия и мифология |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 14.11.2014 |
Размер файла | 27,1 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
МИФОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Выбирая тему исследования «Мифологию и религию Древнего Египта» так как считаю одной из самых развитых и богатых, известных за всю историю существования древних цивилизаций.
Историю Древнего Египта делят на следующие эпохи:
— Первый (начало 4 тыс. до н. э.) и Второй (середина 4 тыс. до н. э.) до династический периоды;
— Раннее царство (32-29 вв. до н. э.);
— Древнее царство (28-23 вв. до н. э.);
— Первый переходный период (23-21 вв. до н. э.);
— Среднее царство (21-18 вв. до н. э.);
— Новое царство (16-11 вв. до н. э.);
— Третий переходный период (11-10 вв. до н. э.);
— Позднее царство (9-7 вв. до н. э.);
— Эпоха Персидского господства (конец 6-4 вв. до н. э.).
Долина Нила была освоена человеком еще в эпоху палеолита. Стоянки первобытных охотников и собирателей обнаружены в Верхнем Египте и в Фаюмском оазисе. В эпоху верхнего палеолита (20-10 тыс. до н. э.) они расселились по всей долине. В то время климат был более влажным и прохладным, чем ныне, обширные территории вокруг Нила, имевшего ряд притоков, покрывали трава и кустарники.
На них обитало большое количество диких животных, охота на которых оставалась главным занятием местных племен, ведших кочевой образ жизни. Однако прекращение ледникового периода и значительное потепление привели к опустыниванию этого района, завершившегося к началу неолита (ново-каменного века).
Окрестные племена, преимущественно хамитского происхождения, были вынуждены постепенно отступать к сужавшейся полосе пригодной для жизни земли вдоль берегов Нила. Рост населения в сочетании с сокращением животных и растительных ресурсов заставил охотников и собирателей искать новые способы добывания пищи.
Наличие плодородной почвы, дикорастущих злаков и поддающихся приручению животных способствовал возникновению, начиная с конца 6 тыс. до н. э., земледелия и скотоводства.
Неолитические племена 5 тыс. до н. э. еще не знают меди и продолжают пользоваться каменными орудиями.
Они разводят мелкий (иногда даже крупный) рогатый скот и занимаются примитивным земледелием, предпринимая первые попытки орошения почвы, тем не менее главным источником их существования продолжают оставаться охота и рыболовство.
Предметы из меди (бусы, проколки) обнаруживается уже у бадарийцев, обитавших в Верхнем Египте в конце 5 тыс. до н. э. Бадарийцы достигают больших успехов в скотоводстве, перейдя к разведению крупного рогатого скота. Возрастает роль земледелия, появляются небольшие оросительные каналы. Однако охота и рыболовство сохраняют свою важность.
2. Мифология Древнего Египта
Значительный материал дают записи драматических мистерий, которые исполнялись во время религиозных праздников и коронационных торжеств фараонов жрецами, а в некоторых случаях и самим фараоном, произносившими от лица богов записанные речи.
Большой интерес представляют магические тексты, заговоры и заклятия, в основе которых часто лежат эпизоды из сказаний о богах, надписи на статуях, стелах и т. д., иконографический материал.
Источником сведений о египетской мифологии являются также труды античных авторов: Геродота, посетившего Египет в 5 в. до н. э., Плутарха (1-2 вв. н. э.), оставившего подробный труд «Об Исиде и Осирисе», и другое.
Египетская мифология начала формироваться в 6-4 тыс. до н. э., задолго до возникновения классового общества. В каждой области (номе) складывается свой пантеон и культ богов, воплощенных в небесных светилах, камнях, деревьях, зверях, птицах, змеях и т. д.
Позднее возникают представления о том, что умершие (т. е., их ба, душа) днем выходит на солнечный свет, взлетают на небо к богам, странствуют по подземному царству (дуат). Сущность человека мыслилась в неразрывном единстве его тела, душ (их, считалось, было несколько: ка, ба, русское слово «душа», однако, не является точным соответствием египетского понятия), имени, тени. Странствующую по подземному царству душу подстерегают всевозможные чудовища, спастись от которых можно при помощи специальных заклинаний и молитв. Над покойным Осирис вместе с другими богами вершит загробный суд (ему специально посвящена 125 глава «Книги мертвых»). Перед лицом Осириса происходит психостасия: взвешивание сердца умершего на весах, уравновешенных истиной (изображением богини Маат или ее символом).
С развитием древнеегипетского государства мифологические представления видоизменялись. Культы многочисленных местных божеств сохраняли свое значение, но почитание некоторых из них распространилось за пределы отдельных номов и даже приобрело обще-египетское значение.
Мифологические воззрения Древнего Египта нашли широкое отражение в архитектуре и искусстве, литературе. В египетских храмах и около них стояли скульптурные изображения божеств, мыслившиеся как «тела», в которых эти божества воплощаются. Представления о том, что умершие должны иметь жилище, обусловили строительство специальных гробниц: мастаба, пирамид, скальных склепов. Гробницы и храмы украшались рельефами т росписями на мифологические темы.
На случай повреждения или уничтожения мумифицированного тела умершего в гробницу помещали его портретную статую (наряду с мумией призванную быть вместилищем его ба и ка).
Росписи и рельефы в гробницах должны были создавать для умершего привычную обстановку: они изображали его дом, членов семьи, празднества, слуг и рабов на полях и в мастерских и т. д.
В гробницы помещались также статуэтки слуг, занятых различными видами сельскохозяйственных, ремесленных работ, обслуживанием умершего. В погребениях эпохи Нового Царства в большом количестве сохранились так называемые ушебти, особые фигурки, обычно в виде запеленатой мумии. Считалось, что покойный силой магических заклинаний оживит их и они будут работать за него в загробном мире.
Высокими литературными достоинствами обладала религиозная и магическая литература, в которой запечатлены многие мифологические представления египтян. Широкое отражение получили мифологические сюжеты в сказках. Например, в сказке «Змеиный остров» («Потерпевший кораблекрушение») действует огромный змей, который может испепелить человека своим дыханием, но может и спасти его, предсказать будущее.
В сказке о мудром юноше Са-Осирисе (его имя в переводе означает «Сын Осириса») описывается загробное царство, куда ведет он своего отца, и суд над мертвыми.
3. Религия Древнего Египта
Огромное значение в верованиях древних египтян играло поклонение природе, а зооморфизм и тотемизм, характерные для их религии, объясняются важной ролью скотоводства и охоты в экономике страны.
К глубокой древности восходил в Египте культ священного камня.
Были свойственны для религии древнейших египтян и представления о «священной земле», «матери природы», а также о боге земли Гебе. Первый водный хаос, основу всей природы, они называли богом Нун.
Египтяне обоготворяли Нил, именуя его Хапи, сопоставляя его с богом животворящих сил Осирисом и называя его «старшим среди богов, Нилом (Хапи), который создал все, который разливается, чтобы дать жизнь людям». Дождь, вода, в представлениях древних египтян, исходила из «глаза солнечного бога Гора», или из тела и глаз плачущей богини Изиды, а священный источник около Гелиополиса воспринимался египтянами Древнего Царства как проявление водного божества.
Все воды они населяли духами, «которые пребывают в воде» и среди которых царит бог водяной пучины Собк, изображавшийся в виде крокодила или человека с головой крокодила.
Стихия огня, исходящая из недр земли и опаляющая людей с высоты неба, в представлениях египтян, была тесно связана с космической водой (влагой).
Весь растительный и животный мир был населен духами, богами и богинями, обитавшими в отдельных растениях, деревьях и животных.
Культ животных (зоолатрия) был широко распространен в Египте, начиная с архаической (додинастической) эпохи. Египтяне поклонялись священным львам и львицам. Таковы были культ Миизисс в Бубастисе, культ богинь-львиц в городах Тинис, Мемфис и в Эскэ, среди которых особым почтением пользовался культ львиноголовой богини Сомхет. А в городе Буто почитали ядовитую змею, именуя ее богиней Уаджит.
Чтили египтяне и домашних животных: например, священных быков Аписа и Мневиса в Мемфисе и Гелиополисе Бог Хнум, почитаясь богом творческой силы, изображался в виде барана.
С эпохи родового строя в Египте существовал культ предков и связанный с ним заупокойный культ. Полагая, что загробная жизнь есть лишь продолжение земного существования, египтяне оберегали посредством мумификаций тело покойного (Хат) для того, чтобы душа человека Ба могла вечно пребывать в нем.
С телом (Хат) был связан Ка, или «двойник» человека, его энергетический фантом, наделенный всеми атрибутами человека и способный существовать независимо от него, перемещаться по земле, возноситься на небо и беседовать с богами.
Душа же называлась египтянами Ба, и в отношении ее возрения их были очень протеворичивы. Сам иероглиф Ба означал «величественный», «благородный», «могущественный». Считалось, что Ба живет в Ка и, по-видимому, обладает таинственной способностью становиться телесной и бестелесной по своему желанию.
Ба изображалась в виде сокола с головой человека, и по природе своей состоит из чистого эфира, имея способность оставлять гробницу и подниматься в небеса, наслаждаясь там вечным существованием.
Египтяне были уверены, что увековечение имени отца является сыновьим долгом.
В эпоху Древнего Царства древний бог воды и растительности Осирис постепенно превратился в центральную фигуру заупокойного культа, судью мертвых, царя загробного мира.
В эпоху Древнего Царства верховным богом Солнца является бог Ра. С культом Ра постепенно сливается культ бога Гора, изображавшегося в виде солнечного диска с крыльями птицы.
В эпоху Среднего царства, когда политический центр Египта из Мемфиса перешел в Фивы, местный фиванский бог Амон становится верховным государственным богом Египта.
И, как прежде, культ бога Ра слился с рядом других богов древних культов, так и теперь культ Амона впитал в себя множество местных культов других областей во главе с культом гелиопольского бога Ра, породив тем самым культ единого бога Амон-Ра, создателя мира, изначального верховного бога, прародителя богов.
Уже в эпоху Древнего Царства обоготворение царя достигло апогея.
В эпоху Нового Царства получает совершенное воплощение и развитие догмат о царе как сыне верховного бога Солнца.
Осирис с течением времени превратился в царя загробного мира, первого царя Египта, покровителя власти фараона и поэтому изображается в виде фараона со всеми знаками царской власти.
Древний бог солнца Гор, сохранивший свой тотемный облик сокола, с течением столетий превратился в охранителя царя.
Но наряду с этими могущественными культами вплоть до христианской эпохи существовал и популярный в простом народе культ фетишей. С древнейших времен в Египте почитали особый фетиш в виде двух перекрещенных стрел или лука, соединенного в футляр, ставший священным символом богини Нейт, украшенный перьями и лентами папирусный посох бога Ух.
Пантеон древних египтян в общих чертах можно изобразить следующим образом. Из теорий всех египетских жреческих школ в наиболее полном виде сохранилось учение жрецов города Гелиополя.
Кроме богов «Великой Эннеады», была группа из девяти богов, получившая название «Малой Эннеады», и третья, стоявшая ниже ее в божественной иерархии.
Особо почитались те боги, которые имели отношение к человеческой судьбе. Они и входили в девятку богов Гелиополиса и принадлежали к циклу Осириса.
Возглавлял этот список:
1) Тему, или Атму, т. е., «тот, кто завершает» день, подобно тому как Птах был богом, «который его открывал». В гимнах Тему именовали «создателем богов» и «творцом людей». Культ его восходил к глубокой древности, среди богов Египта он занял место Ра;
3) За ним следовала сестра-бизнец Шу, олицетворявшая влагу и солнечное тепло, богиня умерших (по-видимому, была связана с утолением ими жажды);
5) Богиня Нут была супругой Себа. Первоначально богиня неба, женского начала, участвовавшего в сотворении мира;
Известны и другие Эннеады.
Список использованных источников
1. Египетская мифология. Энциклопедия мифологии древнего мира.
3. Религия и мифология Египта (электронный ресурс).
4. Древний Египет (электронный ресурс).
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Рассмотрение особенностей религии и мифологии Древнего Египта, этапы ее развития. Характеристика общих признаков местных культов. Анубис как хозяин царства мертвых, покровитель бальзамировщиков. Знакомство с богами Древнего Египта: Ра, Осирис, Сет.
презентация [2,0 M], добавлен 19.02.2013
Общее описание и направления формирования, а также обоснование генотеистического характера древнеегипетской религиозной традиции. Ранние верования и божества и культ животных. Легенды и сотворении мира и их отражение в мифологии Древнего Египта.
презентация [2,3 M], добавлен 18.11.2016
Мифология древнего Египта. Развитие религиозных представлений древних египтян. Египетские боги и богини. Божества общеегипетского характера. Семейные группы божеств. Основные боги Египта. Локальные и нелокальные божества. Представление египтян о божестве.
реферат [46,6 K], добавлен 16.09.2011
Политеистический характер религии древних египтян, обожествление фараона. Мифологические воззрения Месопотамии, ведическая религия Древней Индии. Особенности зороастризма, манихейства, тенгрианства, брахманизма. Религии Древней Греции и Древнего Рима.
реферат [27,5 K], добавлен 13.10.2013
Культ животных, культ фараонов, региональные культы. Представления о загробной жизни. Храмы и особенности культового ритуала в Египте. Легенда об Осирисе и Исиде. Солярный культ бога Ра. Религиозные обязанности фараона. Значение египетской мифологии.
контрольная работа [42,6 K], добавлен 20.08.2015
Что составляет основу мифологии и религии в древнем египте
В странах Востока земное государство в лице самодержавного властителя и его вельмож мыслилось как прямое продолжение государства небесного или Царства Богов. Поскольку эти оба государства должны были «работать» слаженно, религия всегда играла ни с чем не сравнимую роль в жизни всех древневосточных обществ. Мистические верования и магические обряды сопутствовали любому египтянину (или шумеру, вавилонянину) в земном и загробном существовании. Рациональное в их жизни постоянно смешивалось с иррациональным, естественное со сверхъестественным. В результате жизнь людей Древнего Востока, как и жизнь большинства первобытных и древних народов, превращалось в некое подобие сказочной фантасмагории или «сна наяву».
Человек первобытной эпохи искал разум и сознательную волю у любого растения, животного, в любом предмете, явлении или состоянии природы. Одухотворение неорганической природы было свойственно и египтянам, но преодолеть его до конца им так и не удалось. На всем протяжении истории Древнего Египта устойчиво сохранялись пережитки первобытных верований – тотемизма и зооморфизма (культа определенных животных).
Первоначально каждое божество почиталось в виде какого-либо животного. Они, как правило, считались покровителями охоты. В процессе приручения диких животных некоторые стали божествами скотоводства. Во многих номах почитались боги в образах быков и коров.
Исида почиталась как супруга и сестра Осириса, мать Хора. Символ Исиды – царский трон, знак которого часто помещался на голове богини. Иногда убором Исиды являлся солнечный диск, обрамленный рогами коровы. Часто изображалась: в облике женщины с птичьими крыльями, которыми она защищает умершего/западную часть саркофагов, на коленях в белой повязке афнет, оплакивающая умершего; кормящей грудью сына, принявшего облик фараона. Повелительница заклинаний, золота – образца нетленности, запада. Покровительница погребальных пелен и ткачества, священного саркофага, умершего.
Особенности египетской мифологии.
1. Египетские боги, в отличие от греческих, они не имели четко определенных функций. У большинства богов нет строгих правил иконографии: одного и того же бога изображали либо в виде человека, либо животного, либо человека с головой животного. Ра изображался в виде человека с головой сокола, увенчанной солнечным диском священным змеем – уреем; во время своего плавания на ночной черной ладье по потустороннему миру изображался с головой барана. Некоторые боги не имеют даже постоянных имен: они могут меняться, например, в зависимости от времени суток, от действия, которое совершалось в конкретный момент. Так, формы и образы лунного бога Хонсу, изображавшегося в виде мумифицированной фигуры младенца, иногда с головой сокола, покровителя писцов, зависели от фазы лунного цикла: то он податель пропитания, помощник правосудия, судья, вестник богов, то он очень грозное и кровожадное божество, палач богов, отрубающий головы и сжигающий сердца.
Причину этого ученые видят в том, что в религии Египта не было, как у христиан или мусульман, единой священной книги или символа веры, как долгое время не было и догматов, отрицавшихся жрецами как «ересь». В каждом номе создавались свои собственные версии одних и тех же сказаний и легенд. Сюжеты сказаний и образы заимствовались, концепции смешивались. Поэтому боги могли менять роли, иконографию. Могли отождествляться между собой из-за сходства в облике, функциях или созвучия имен. Или могли распадаться на множество разновидностей (или ипостасей). Например, бог Хор обычно изображался в облике сокола или человека с головой сокола (илл. 8). На протяжении древнеегипетской истории культы всех других богов, принимавших облик сокола (как бог Ра на илл. 9), ассимилировались культом Хора, в результате чего в Египте насчитывалось более двадцати ипостасей Хора.
С другой стороны, для первобытного мышления одна и та же стихия является то злым, то добрым существом. В мифах мы найдем и злых, и добрых змей.
Сущность человека в древнеегипетском понимании.
Сущность человека мыслилась египтянами в неразрывном единстве его тела, душ, имени и тени. (Оговоримся, что христианские понятие «душа», «воскресение» и другие заключают в себе иной смысл, нежели соответствующие древнеегипетские слова, их употребление в отношении религии Древнего Египта является в литературе условным).
У самих египтян представления о нем были довольно расплывчаты, а порой и противоречивы. И современные ученые переводят «ка» по-разному и предположительно: «дух-хранитель» человека, невидимый его духовный двойник, его жизненная сила, второе «я».
Ка – духовный двойник человека Человек и его ка похожи, «как две руки», поэтому иероглиф «ка» писалось иероглифом, изображавшим две руки, поднятые кверху (илл. 14). Ка рождается дважды: в первый раз – вместе с человеком, во второй раз – после погребального обряда «отверзания уст и очей» у погребальной статуи ка, который будет обитать в своем вечном жилище – гробнице. Но ка не встречается человеку ни в земной, ни в загробной жизни. Для ка строили гробницу-жилище. Существование ка обеспечивали подлинные или нарисованные приношения. Если еды и питья не было, ка мог бродить по поверхности и поедать отбросы, запивая их грязной водой, что было недопустимым грехом для семьи умершего; или погибнуть от голода и жажды, или быть съеденным загробными чудовищами, если ка не защитят магические формулы.
«Ба» обычно изображалась в виде птицы с человеческой головой (илл. 15, 15-а), но могла обозначаться знаком горящего масляного светильника. Перевод слова ба не имеет аналогов в современных языках.
У солнечного бога Ра насчитывалось семь ба. Воплощениями ба бога Ра на земле являлись бык Мневис и белоснежная цапля Бену (или феникс). Кошка – это ба богини Бастед. Небесные светила также проявления ба богов.
В земной жизни человека ба проявляется в основном через физическое тело (сын есть воплощение ба отца). Человек умирает, когда ба покидает тело, вылетая через рот.
Наступал день, когда к мумии прилетала ба. По ее зову в гробницу являлись боги загробного мира и возвращали умершего к жизни.
Неотъемлемыми частицами (субстанциями) человека также являлись: имя («рен»), причем не только человека, но и бога и любого объекта, и «ах», которое традиционное переводится как «просветленный дух», но имеются и иные трактовки: «заключительный этап трансформации сущности умершего», высшее божественное состояние в загробном мире, воплощение духовных сил человека.Изображался ах в виде запеленутой, подобно мумии, фигуре, а в иероглифике выписывался с детерминативом в виде хохлатого ибиса.
Ка, ба, Осирис и бальзамирование.
Второе. Предполагают, что еще в первобытную эпоху у древних родилось представление, что продолжение загробной жизни человека зависит от возможности для «души» в какой-то мере общаться с телом. Считалось, что ка начинало свою настоящую жизнь после смерти тела, а непременным условием этой нормальной жизни было сохранение телесной оболочки человека. С другой стороны, Ба, эта концентрация всей сущности конкретного покойного, не может полноценно существовать, если тело человека разлагается.
Таковы «идеологические» причины огромной роли бальзамирования покойных у египтян.
Ось всех концепций и относительно Вселенной, и этических основ мировоззрения египтян.
Таковой осью являлись представления египтян о маат
Маат – персонификация истины, справедливости, гармонии Вселенной, установления богов и этических норм. Маат символизировала дарованный богом-творцом во время сотворения мира вселенский порядок и закон. По этому закону движутся звезды, сменяются времена года, существуют боги и люди.
Но принцип маат это не только закономерность эволюции Вселенной, но и ответственность фараона или простолюдина за свои поступки. Львиноголовая богиня Сехмет являлась божественной силой, утверждающей маат, символом неотвратимого наказания за ложь, предательство, ритуальные грехи. Приняв облик львицы, она постоянно преследовала всех, кто восстал против вселенской гармонии, установленной богом Ра.
Маат – действующее лицо загробного суда Осириса.
Священное насекомое Маат – пчела.
Важнейшие культы и их истоки.
Культ Осириса, одного из древнейших богов, связан с паводком Нила,
В основе большинства празднеств, связных с Осирисом, лежала церемония изготовления его «образов». В большинстве своем эти «подобия» делались из земли и ила, им придавалась форма тела Осириса, внутрь помещались злаковые зерна, которые, прорастая, символизировали для египтян возрождение бога. Проросший «образ» считался величайшей святыней, помещался в саркофаге в особую гробницу либо фараона, либо в специальном некрополе при храме.
Предполагают, что истоки культа фараона восходят к древнейшему культу быка, который связывался с почитанием вождя племени. Способствовало так же то, что основой египетской концепции царственности являлось признание божественной сущности фараона, представление о нем как о воплощенном божестве. В отличие от народов Двуречья для египтян правители были созданы богом-Творцом одновременно с небом, землей, людьми. В понимании царской власти египтянами всегда преобладала божественность. Покровителем власти и родоначальником фараонов всегда считался бог Хор. И царственность понималась как наивысшая святость, неизменность и непрерывность – нарушение ее ведет к торжеству Хаоса. А этого египтяне боялись всегда.
Правителю надлежало поддерживать маат и посредством ритуалов, принесения жертв, личного благочестия и побед в войнах уничтожать Хаос, тем самым устанавливать порядок и утверждать маат, а это – главное в посреднической (между людьми и богами) функции и миссии фараонов.
При фараоне-реформаторе Эхнатоне была изменена идеологема царской власти: царь и царица уже не земные воплощения Хора и Хатхор, а непосредственные дети бога солнца – Шу и Тефнут. Культ статуй Эхнатона был доведен до крайности.
Культ фараона связан с представлениями египтян, что сам фараон (теоретически) обеспечивает всем умершим приношение заупокойных даров, которые перечислялись после заупокойного текста «совершение [ обряда именуемого ] приношение, дарованное царем», помещавшегося в каждой гробнице.
Выражением культа являлась колоссальность размеров многих статуй, воплощавшими самый священный аспект сущности правителя – его «жизненную силу», ка.
Истоки обожествления фараона, сложная и пышная обрядность царского обихода можно проследить в перенесении на фараона всего цикла представлений первобытно-родовой эпохи о племенном вожде. При жизни он считался средоточием благосостояния племени, а после смерти, при соблюдении надлежащих обрядов, его охранителем.
С другой стороны, фараон как простой смертный сам просил у богов даровать ему власть и жизнь на долгие годы; моление за здравие фараона совершалось в храмах ежедневно.
«Великая супруга царская» или старшая жена фараона считалась земным воплощением богини любви Хатхор, но могла считаться воплощением и других богинь, связанных общей концепцией Ока Ра. Как и Око, царица помогает супругу поддерживать миропорядок (сопровождая его, например, на ритуальных сценах «побивания» врагов Египта).
Чаще всего функции «божественной матери» выполняла царица, родившая царствующего фараона (а потому почитавшаяся воплощением великих небесных матерей – Исиды и Нут). С эпохи Нового царства все египетские царицы носили титулы «супруга бога» и «почитательница бога». Младшие царицы в большинстве своем были «музыкантшами Амона» и «певицами Хатхор».
Известны случаи, когда «великие супруги» фараонов обожествлялись. Так, жена Аменхотепа III Тейе была обожествлена еще при жизни и как одно из воплощений солнечного Ока, дочери бога Ра, и как живая богиня, оберегающая вместе со своим мужем Египет от «происков» враждебной Африки. Одна из самых известных египетских цариц начала Нового царства Яхмес Нефертари, первая при жизни принявшая титул «супруга бога», обожествленная посмертно, почиталась как великая покровительница города Фив и на протяжении веков считалась образцом благочестия и великой заступницей за души умерших.
Культ определенных животных.
Уже указывалось, что первоначально каждое божество почиталось в виде какого-либо животного. Каждая область Египта чтила свое животное-покровителя. Были боги, полностью «состоящие» из животных. Так, защитница домашнего очага, покровительница беременных женщин и целительница богиня Таурт изображалась в виде беременной самки бегемота с лапами льва и хвостом крокодила.
Сами животные никогда с богами не отождествлялись и не почитались как божества, за исключением тех случаев, когда строго определенное животное считалось «воплощением души» какого-нибудь бога.
Наиболее распространенными были следующие культы: быка, кошки, коршуна, павиана, крокодила и жука-скарабея.
В подземельях храма Аменхотепа III (Новое царство) были обнаружены многочисленные погребения священных птиц бога Тота – ибисов, помещенных в особые керамические, бронзовые и деревянные сосуды, на многих из которых сохранились имена людей, пожертвовавших эти мумии в храм.
Появление культа того или иного животного также обуславливался их практическим значением и свойствами, не данными от природы человеку. Например, именно прирученные кошки в буквальном смысле спасали зернохранилища от грызунов. Почти в каждом доме была кошка. Кошек дрессировали для сбора убитой дичи. Способность кошек видеть в полной темноте превращали их в сознании египтян в существо, которому ведомы тайные силы. Плодовитость (как и чистоплотность) кошек, их природная игривость способствовали тому, что кошка стала священным животным богини Бастет, богини плодородия, материнства, радости и веселья, почитавшейся в образе кошки или женщины с кошачьей головой; светящиеся в темноте глаза кошки и изменяющийся зрачок глаза – свет Луны (глаз Солнца ночью) и ее фазы. С другой стороны, плодовитая кошка высоко ценилась, служила символом зажиточности египтянина. Практиковалась селекция кошек. Кошек называли «добрыми духами жилища» и верили, что ка хозяйки дома после смерти переселяется в кошку.
О смерти кошки в доме египтянина скорбели больше, чем о смерти ближайшего родственника; в знак траура все обитатели дома сбривали себе брови. Набальзамированную мумию кошки заворачивали в пестрое погребальное одеяние, укладывали в деревянный, металлический или известняковый гробик и хоронили на специальном кладбище, положив туда же еду, кошачьи «игрушки» и мумии мышек. Даже неумышленное убийство кошки каралось смертью. Вывоз кошек, как священных животных, за пределы Египта был запрещен.
Культ мертвых – это и забота о потусторонней жизни умерших, и практическая необходимость.
Один из источников появления культа мертвых – особое представление египтян об устройстве мироздания; оно – вселенское равновесие противоположностей, и любое изменение должно иметь регулярный характер. В мироздании для смерти нет места, она – не окончание жизни, а переход к ее новой форме. Умерший не теряет полностью связь с живущими. Ему можно писать письма, делиться заботами и взывать о помощи. Но и сам умерший (судя по древнеегипетским текстам) обращался к живым – родственникам или просто посетителям некрополя: он будет заступником перед божественными силами в случае благожелательного к нему отношения, в ином случае – будет «судиться» и даже может «свернуть шею».