Что составляет основу исторического знания

Основы исторического знания

Что изучает история? (от греч. Historia – рассказ о прошлом)

История изучает прошлое человечества во всём его многообразии и конкретности с целью понимания настоящего и перспектив будущего развития. Ещё древние называли историю «наставницей жизни». И действительно, люди всегда интересовались своим прошлым, обращались к опыту истории. Сначала это были устные предания, легенды, сказания, мифы. С появлением письменности открылась более совершенная форма передачи знаний об обществе.

Какая главная задача истории?

Прошлое не исчезает бесследно, а продолжает жить в накопленном опыте человеческого общества. Без прошлого нет настоящего. Обобщение и обработка накопленного опыта человечества и есть первейшая задача истории. Люди всегда, особенно в переломные периоды жизни человечества, пытаются найти ответ на жгучие вопросы современности.

История – одна из важнейших форм самосознания людей. Опытом истории пытаются воспользоваться противоборствующие политические силы. Ссылками на историю они обосновывают свои действия. В связи с этим наблюдается непрекращающаяся борьба различных идей и мнений в истолковании тех или иных исторических событий. Существуют разные ответы на глобальные вопросы развития человечества. Но при этом всё равно существует объективная истина. Поиск этой истины во все времена является главной задачей историка. Не обвинять, а изучать прошлое, объяснять его – важная задача историка.

Из чего состоит история?

История состоит из всемирной истории (всеобщей) и истории отдельных стран и народов (отечественная история). История подразделяется на историю первобытного общества, древнюю историю, средневековую историю, новую историю, новейшую историю. История имеет отрасли: экономическая история, военная история, историческая география и т.д.

Всегда ли одинаково объясняли ход исторического процесса?

Историки прошлого объясняли ход исторического процесса или как следствие «божественного провидения» или как результат действий отдельных полководцев и правителей (это провиденциализм – ход истории определяется богом). Но позже ему на смену приходит рационализм (от лат. ratio – разум, ум). Здесь исторический процесс имеет другие причины – это воля человеческого разума. В 18 веке исторические знания стали превращаться в науку. Ход истории стали объяснять в зависимости от природно-климатических факторов, уровня просвещения общества, системы законов, нравов, обычаев и т.п. Внимание историков стали привлекать промышленность, финансы, торговля.

Какие существуют источники изучения истории?

В связи с этим существуют науки и вспомогательные дисциплины, которые помогают историку раскрывать полную картину исторического процесса.

Какие это науки и дисциплины?

ü Археология – это наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей. Она исследует отдельные древние предметы (орудия труда, сосуды, украшения) и целые комплексы (поселения, могильники), которые открываются археологическими раскопками. На основании этого археология восстанавливает историю эпох, которые мало или совсем не освещены письменными источниками.

1. Как вы объясните важность археологии?

2. Бесспорны ли выводы, которые делают археологи?

ü Лингвистика – наука, изучающая сходства и различия языков. С развитием человечества возникает язык, как главное средство межчеловеческих контактов. Немногочисленность человеческих обществ и их слабая связь приводят ко все большему обособлению языков. Эту сферу человеческой истории изучает лингвистика.

ü Письменные источники: с развитием человечества усложняется жизнь людей, для облегчения жизни человек изобретает письменные знаки – деловые записи, законы, переписка и т.д.

ü Нумизматика – историческая дисциплина, изучающая монетное производство и денежное обращение.

ü Палеография – наука, изучающая внешние признаки рукописных и печатных источников (материал, чернила и т.д.)

ü Топонимика – наука, изучающая происхождение географических названий.

ü Геральдика – вспомогательная дисциплина, изучающая гербы.

ü Сфрагистика – изучает печати.

ü Метрология – изучает развитие системы мер, денежного счёта и единиц налогового обложения.

Раздел II. Древнейшая и древняя история

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Основы исторического знания

В приведенных и во многих других подобных высказываниях подчеркивается мысль о том, что знание прошлого помогает лучше понять настоящее и даже предвидеть будущее. Действительно, несмотря на колоссальные различия между прошлым и настоящим, нетрудно увидеть, что очень многое в жизни человечества остается неизменным с момента его появления на Земле.

Люди всегда стремились улучшить свою жизнь и жизнь своих детей, а для этого должны были трудиться, используя природные ресурсы. Взаимодействуя друг с другом, они объединялись в различные общности. Между этими общностями (племенами, народностями, государствами, социальными группами) нередко происходили конфликты, столкновения, но одновременно существовали и взаимовыгодные связи, сотрудничество. С древнейших времен человек пытался осознать свое место в мире, поэтому важное место в его жизни занимали проблемы, связанные с духовной жизнью (религия, культура).

пользуются бессознательно. Так ведут себя и отдельные люди, и целые народы».

Правда, существует один давно известный афоризм: «История учит тому, что она ничему не учит». И действительно, изучая историю, несложно заметить, что новые поколения людей часто совершают ошибки своих предшественников. Наверное, так происходит из-за самоуверенности каждого нового поколения, подкрепленной чувством превосходства над некогда жившими людьми: ведь люди в прошлом не знали многое из того, что знает любой современный человек. Однако нельзя забывать, что человечество во все времена решало, иногда удачно, иногда нет, задачи не менее сложные, чем те, что стоят перед нами сегодня.

С другой стороны, несомненно, и то, что неиспользование «уроков истории» может происходить и из-за недостаточного знания истории. Именно поэтому изучать историю важно для каждого человека независимо от его специальности. Известны слова русского мыслителя Николая Чернышевского: «Можно не знать, не чувствовать влечения к изучению математики, греческого или латинского языков, химии, можно не знать тысячи наук и все-таки быть образованным человеком, но не любить истории может только человек, совершенно не развитый умственно».

Проблема достоверности исторических знаний. В мире происходило и происходит множество больших и малых событий. Знать все, конечно же, невозможно. Поэтому события, прежде всего нуждаются в расположении по степени значимости. Здесь и начинается труд историка, умеющего рассматривать конкретные события как звенья определенной цепи, тянущейся из прошлого к настоящему.

Но в истории, в отличие от многих других наук, имеется и своя «ахиллесова пята». Объект исторической науки — прошлое — можно назвать нереальной реальностью. Правильность наших знаний о прошлом проверить очень сложно. Опыты, эксперименты для подтверждения теорий и гипотез (как это происходит в других науках) здесь во многом неосуществимы. Так можно ли быть уверенным в истинности наших представлений о прошлом, а если пойти еще дальше — в возможности познания истории вообще?

Историческая наука накопила богатейший арсенал приемов и методов, которые позволяют сделать наши знания о прошлом в целом доказуемыми, проверяемыми и непротиворечивыми.

Разумеется, современный историк не может открыть «всей правды», ведь машина времени еще не изобретена. Но «вся, правда» недоступна и любой другой, даже самой точной, науке, поскольку мир бесконечен, так же как бесконечен и процесс его познания.

Между историками идут споры по множеству проблем. Нередко совершаются открытия, иногда принципиально изменяющие устоявшиеся концепции. Однако сейчас уже мало кто станет отрицать ряд твердо установленных фактов и оценок прошлого. Именно такие факты и оценки становятся основой учебной литературы по истории.

Исторические источники и основные методы работы историка. Важнейшей проблемой исторической науки является проблема источников. В самом общем плане историческими источниками можно назвать все сохранившиеся свидетельства прошлой жизни. К таким свидетельствам относится все, сознательно созданное людьми, и все, появившееся независимо от их сознания (например, останки самих людей). Историческими источниками является также и «прошлое в настоящем» — например, языки, на которых говорят ныне народы мира (большинство из них сложилось в глубокой древности), существующие

и поныне обычаи и традиции, географические названия и т.д.

При разработке какой-либо темы историк стремится привлечь как можно более широкий круг источников. При классификации источников принято учитывать их происхождение, форму и содержание. Чаще всего источники делят по их форме на семь типов:

4) устные (фольклорные);

6) кино- и фотодокументы;

Понятно, что многие источники трудно отнести к какой- либо одной форме. Например, монеты являются одновременно и вещественными, и письменными источниками, а ценные фольклорные источники дошли до нас в письменном виде.

Тем не менее, форма источников во многом предопределяет методы работы с ним. Существует ряд так называемых вспомогательных исторических дисциплин, которые позволяют историкам изучать следы прошлого. Так, при работе с письменными источниками не обойтись без палеографии — науки, изучающей внешние признаки рукописных и печатных памятников в их историческом развитии (начертательные элементы письменности, особенности графики, почерковедческий анализ, материал для письма и т.д.). Многие памятники письменности дошли до нас не в одном, а в нескольких списках, имеющих некоторые отличия. В этом случае историки используют текстологию — вспомогательную историческую дисциплину, изучающую взаимоотношение различных списков, выявляющую их первоначальный вид.

Письменные источники дают самые обширные сведения о прошлом. Однако для того чтобы прочитать их, требуется знание языков. Многие древние письменные источники написаны либо мертвыми (не существующими ныне) языками, либо устаревшими формами современных языков. Ряд мертвых языков никогда не забывались (древнегреческий, латинский), другие были расшифрованы только в XIX—XX вв. (древнеегипетский, шумерский, аккадский, хеттский, язык майя и др.), есть и такие, что не разгаданы до сих пор (например, эламский, этрусский). Значительная часть вещественных источников получена при помощи археологии.

Археологические раскопки, организованные учеными, в настоящее время проводятся при соблюдении очень жестких правил: ведь часто важнейшую информацию дают не только найденные вещи, но и, например, их взаиморасположение.

С археологией тесно связана антропология, которая по останкам людей, как правило, извлеченных археологами, воссоздает внешний облик человека того или иного времени.

При отборе фактов, почерпнутых из источников, оценке их значимости и, главное, их интерпретации историк опирается на свои теоретические представления. Среди них важное значение имеют методология, или логическая организация работы, твердо установленные научные выводы, касающиеся рассматриваемой проблемы, сведения других наук, помогающие более подробно разобраться в изучаемой исторической проблеме, общекультурные представления и, наконец, обыденные жизненные наблюдения, которые часто позволяют сразу оценить, например, достоверны или нет содержащиеся в источнике сведения.

Процесс исторического исследования сочетает работу с источниками и использование теоретического знания.

Формационная концепция истории. При изучении истории в первую очередь возникает вопрос: откуда и куда движется человечество?

В нашей стране в течение значительной части XX в. историки руководствовались формационным подходом, возникшим еще в XIX в. Общественно-экономическая формация представлялась как определенная ступень в развитии человечества. Каждая формация определялась господствующим в ней способом производства (отношение производительных сил и производственных отношений). Историки насчитывали пять формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (последняя понималась как высший этап развития; предполагалось, что ее складывание начинается на этапе социализма).

Уже в самих названиях формаций заключалась их характеристика. Соответствующий уклад господствовал в экономике, отношениях между людьми и во всех других сферах жизни стран и народов, находящихся в рамках той или иной формации. Переход от формации к формации объяснялся ростом производительных сил, ведущих к изменению производственных отношений. Понятие формации характеризовало, таким образом, прежде всего социально-экономический строй общества. Разные страны и народы вступали в соответствующую формацию в разное время, могли «пропустить» некоторые из них, но в целом в данную схему принято было укладывать всю всемирную историю.

Однако формационная схема, созданная на основе изучения западноевропейской истории, плохо подходит применительно к истории других частей света. Так, для древних обществ Азии, Африки, доколумбовой Америки рабовладельческий уклад сложно назвать господствующим. Феодализм в Азии принимал весьма специфические, отличные от Европы, формы.

Формационный подход во многом не учитывает также и природно-географические факторы, которые существенно и по-разному влияют на развитие различных регионов мира. Ныне становятся все более популярными другие схемы.

Цивилизационная концепция истории. В наши дни при характеристике направления развития общества часто используется термин «цивилизация». Этот термин имеет несколько толкований.

Известный французский ученый XVIII в. Ш. Монтескьё делил историю на периоды дикости, варварства и цивилизации. Переход от варварства к цивилизации произошел, когда появилась письменность, города и государство. Нетрудно заметить, что в данном случае под цивилизацией понимается определенная ступень развития, т.е. данное деление истории относится скорее к формационным концепциям.

Критерии разграничения доиндустриальной и индустриальной цивилизаций в основном лежат в сфере экономики. Поэтому и данное деление также можно считать формационным.

Вместе с тем термин «цивилизация» принято использовать для обозначения не столько экономических, сколько историко-культурных особенностей. При изучении истории различных стран и народов нетрудно увидеть, что они отличаются друг от друга по многим параметрам духовной жизни. Это выражается в особенностях культуры, ценностей, норм, обычаев, традиций, религий, системы образования и воспитания, жизненных принципов и образа жизни и т.д. Причем эти различия сохраняются иногда на протяжении длительного времени. На основе таких различий и выделяют так называемые локальные цивилизации.

Критерии определения локальных цивилизаций лежат, прежде всего в сфере культуры. На характер локальных цивилизаций влияют также природно-географические условия, но есть и другие подходы. Поэтому даже в учебниках списки цивилизации нередко отличаются друг от друга. Так, английский историк Арнольд Тойнби насчитывал более двадцати таких цивилизаций, другие ученые доказывали, что их было меньше. Наиболее распространено деление на древневосточ­ную, античную, византийскую, западноевропейскую, арабо- мусульманскую, китайскую, индийскую, российскую и ряд других локальных цивилизаций. Часть из перечисленных цивилизаций исчезли, другие продолжают развиваться и в наше время.

Сочетание подходов может помочь выявлению так называемых региональных типов формаций, сменявших друг друга в рамках отдельных цивилизаций. Например, в рамках европейской цивилизации можно говорить (с существенными коррективами) о рабовладельческой, феодальной, капитали­стической формациях. Для других регионов и цивилизаций картина будет несколько иная.

С вопросами общего направления развития человечества тесно связана и проблема периодизации истории.

Пяти общественно-экономическим формациям соответствует привычное для нас деление на историю Древне­го мира, историю Средних веков, историю Нового времени и историю Новейшего времени.

В последнее время от истории Древнего мира стали отде­лять эпоху первобытности (в западной литературе этот пери­од обозначают не совсем, как представляется, корректным термином «предыстория», популярным сейчас и среди неко­торых российских историков).

1. Для чего изучают историю? В чем состоят особенности истории как науки?

2. Что такое исторические источники? Перечислите и кратко охарактеризуйте их виды.

3. Какие науки помогают историкам извлекать информацию из исторических источников? Составьте схему, показывающую процесс работы историка.

4. В чем состоят особенности формационного и цивилизационного подходов? Составьте и заполните таблицу, демонстрирующую, какие стороны исторического процесса помогают изучить эти два подхода.

Источник

Что составляет основу исторического знания

Значение изучения истории.
Можно привести немало высказываний великих людей о пользе изучения истории. Знаменитый римский оратор Цицерон называл историю учительницей жизни. Сходные идеи высказывали многие другие выдающиеся деятели. Так, испанский писатель Мигель Сервантес отмечал, что история — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого и поучение для настоящего, предостережение для будущего, а русский писатель Леонид Андреев утверждал: «Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вышли и куда нужно вам идти».
В приведенных и во многих других подобных высказываниях подчеркивается мысль о том, что знание прошлого помогает лучше понять настоящее и даже предвидеть будущее. Действительно, несмотря на все различия между настоящим и даже совсем недавним прошлым, нетрудно увидеть, что многое в жизни человечества остается неизменным с момента его появления на Земле.
Люди всегда стремились улучшить свою жизнь и жизнь своих детей, а для этого всегда должны были трудиться, используя природные ресурсы. Они взаимодействовали друг с другом, объединяясь в различные общности. Между этими общностями (племенами, народностями, государствами, социальными группами) нередко происходили столкновения и одновременно существовали взаимовыгодные связи и сотрудничество. С древнейших времен человек пытался осознать свое место в мире, поэтому важное значение в его жизни имели проблемы, связанные с духовной жизнью (религия, культура).
Все сферы жизни человеческого общества имеют свои закономерности, которые изучает историческая наука. Рассмотрев действие этих закономерностей в прошлом, можно использовать их и в современном мире. Русский философ Арсений Гулыга считал,
что история — это школа поведения и в прошлом люди ищут и находят верные образцы. По его мнению, опыт истории — верный ориентир, которым зачастую пользуются бессознательно. Так ведут себя и отдельные люди, и целые народы.
Правда, существует еще один известный афоризм: «История учит, что она ничему не учит». Новые поколения людей часто совершают те же ошибки, что и их предшественники. Наверное, так происходит из-за чувства превосходства каждого нового поколения: ведь людям в прошлом было неизвестно многое из того, что знает любой современный человек. Но надо помнить, что люди во все времена решали задачи (иногда удачно, иногда нет) не менее сложные, чем стоящие перед современным человечеством.
С другой стороны, не использование «уроков истории» происходит и из-за недостаточного знания этой науки. Именно поэтому изучать историю важно для каждого человека независимо от его профессии.

Проблема достоверности исторических знаний.
В мире происходило и происходит множество больших и малых событий. Они, прежде всего, нуждаются в расположении их по степени значимости. Здесь и начинается труд историка, умеющего рассматривать события как звенья определенной цепи, тянущейся из прошлого к настоящему.
В истории, в отличие от многих других наук, имеется «ахиллесова пята»: объект исторической науки — прошлое — можно назвать нереальной реальностью. Правильность наших знаний о том, что было раньше, проверить очень сложно. Опыты, эксперименты для подтверждения теорий и гипотез (как это происходит в других науках) в истории во многом неосуществимы. Можно ли быть уверенным в истинности наших представлений о прошлом, а если пойти еще дальше — в возможности познания истории вообще?
Историческая наука накопила богатейший арсенал приемов и методов, которые позволяют сделать наши знания о прошлом в целом доказуемыми, проверяемыми и непротиворечивыми.
Разумеется, историк не считает возможным открыть «всей правды» об изучаемом им событии. Но это же относится и к любой другой, даже самой точной науке. Ведь мир бесконечен, и бесконечен процесс его познания. Между историками идут острые споры по множеству проблем. Иногда совершаются открытия, принципиально изменяющие устоявшиеся концепции. Однако сейчас уже мало кто станет отрицать ряд твердо установленных фактов и оценок прошлого. Именно такие факты и оценки являются основой учебной литературы по истории.

§ 2. Концепции исторического развития

Формационная концепция истории.
При изучении истории в первую очередь возникает вопрос: откуда и куда движется человечество?
В древности был популярен взгляд, что история развивается по замкнутому кругу: рождение, расцвет, упадок, гибель. Такой точки зрения придерживаются и некоторые современные ученые. Однако подобная идея противоречит практическому опыту. Развитие человечества видится как восходящий процесс, переход от старого к новому, хотя возможны и временные отступления.
В нашей стране в течение значительной части XX в. историки руководствовались формационным подходом. Общественно-экономическая формация представлялась как определенная ступень в развитии человечества. Каждая формация определяется господствующим в ней способом производства отношение производительных сил и производственных отношений. Историки насчитывали пять формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и комм теистическая (последняя формация называлась высшим этапом развития, предполагалось, что ее складывание лишь начинается).
Уже в самих названиях формаций заключалась их характеристика. Соответствующий уклад господствует в экономике, отношениях между людьми и во всех других сферах жизни народов в стране, находящихся в рамках одной из формации. Переход от формации к формации объяснялся ростом производительных сил ведущих «изменению производственных отношений. Разные народы и страны в разнос время вступают в соответствующую формацию, могут «пропустить» некоторые из них, но в целом всю всемирную историю укладывали в данную схему. Понятие формации характеризует, таким образом, прежде всего, социально-экономический
Е строй общества.
Нетрудно заметить, что формационный подход фиксирует ряд
несомненно, существующих исторических закономерностей. Например, у всех народов на раннем этапе их развития был сходный уклад жизни — период первобытности. Черты феодализма, классический вариант которого существовал в Западной Европе в ^Средние века, можно обнаружить и, но многих других регионах мира. Несомненно, и существование господствующего ныне в мире уклада, который называют капитализмом.
Однако формационная схема, созданная на основе изучения ^западноевропейской истории, не всегда приемлема для истории |других частей света. Так для древних обществ Азии, Африки, доколумбовой Америки рабовладельческий уклад сложно назвать господствующим. Тот же феодализм принимал в Азии весьма спс-1фические. отличные от Европы, формы.
Описанный выше формационный подход не учитывает природно-географические факторы, которые существенно и по-разному влияют на развитие различных регионов мира. Ныне становятся все более популярными другие формационные схемы, которые, тем не менее, во главу угла ставят социально-экономические различия.
Разновидностью формационного подхода можно назвать технократическую концепцию развития человечества. Согласно данному подходу решающим фактором развития общества является развитие техники, производственной технологии. Изменяется техника — меняется характер общества. Одним из вариантов данного подхода является археологическая периодизация: каменный век, бронзовый век и железный век. Деление проведено по основному материалу для изготовления орудий труда.
Важной гранью в истории человечества, без сомнения, является его переход от присваивающего к производящему хозяйству, которое господствует и в наше время. Два этих типа хозяйства определяют весь уклад жизни людей. Поэтому и история человечества дел шея на два соответствующих этапа.

Цивилизационная концепция истории.
В последнее время все более широко при характеристике направления развития общества используется термин «цивилизация». Этот термин имеет несколько толкований.
Так известный французский ученый XVIII в Ш. Монтескье делил историю на периоды дикости, варварства и цивилизации (продолжающуюся до сего дня). Переход от варварства к цивилизации произошел, когда появились письменность, города и государство. В данном понятии цивилизация в ходе своего развития прошла несколько этапов. В самом общем плане такими этапами являются
доиндустриальная цивилизация и индустриальная цивилизация. В до-индустриальную эпоху основой жизни людей являлось сельское хозяйство, в индустриальную — промышленность. Выделяют также постиндустриальную, или информационную, цивилизацию, в которую ряд стран вступили во второй половине XX в.
Критерии разграничения доиндустрпальной и индустриальной цивилизаций лежат в сфере экономики. Поэтому ряд историков считают, что данное деление также относится к формационной концепции. Преимущество цивилизационной концепции истории состоит в ее действительной универсальности. Все народы мира прошли в своем развитии доиндустриальную и индустриальную эпохи.
Однако термин «цивилизация» чаще используется для обозначения не столько экономических, сколько историко-культурных особенностей. При изучении истории разных стран и народов нетрудно увидеть, что они отличаются друг от друга по многим параметрам духовной жизни. Это выражается в особенностях культуры, ценностей, норм, обычаев, традиций, религий, системы образования и воспитания, жизненных принципов и образа жизни и т.д. Причем эти различия сохраняются иногда на протяжении длительного времени, например при переходе общества, от до индустриальной к индустриальной эпохе. На основе таких различий и выделяют так называемые локальные цивилизации.
Критерии разделения на локальные цивилизации лежат, прежде всего, в сфере культуры. Кроме того, на характер цивилизации влияют природно-географические условия, в которых она развивается.
Ныне не сформировались устоявшиеся подходы для определения типов локальных цивилизаций. Так, почти во всех учебниках, где перечисляются цивилизации, их списки сильно отличаются друг от друга.
Наиболее распространено деление на древневосточную, античную, византийскую, западноевропейскую, арабо-мусульманскую, китайскую, индийскую, российскую и ряд других локальных цивилизаций. Часть из перечисленных цивилизаций исчезли, другие продолжают развиваться и в наше время.
Цивилизации можно разделить на первичные и вторичные. Первичными считаются цивилизации, возникшие непосредственно из первобытности. Вторичные цивилизации появлялись на базе первичных и осваивали их достижения.
Наконец, существует концепция мировой (глобальной) цивилизации. Считается, что развитие всесторонних связей между странами и народами, унификация их социально-экономической, политической, культурной жизни ведет к складыванию единой мировой цивилизации. Данный процесс, разумеется, еще далек от завершения.

Сочетание формационного и цивилизационного подходов.
Формационный и цивилизаиионный подходы отнюдь не противостоят друг другу. Они с разных сторон помогают раскрывать закономерности исторического развития. Можно сказать, что понятие «формация» характеризует временной срез истории (разное время — разные формации), а понятие «цивилизация» — пространственный (разные регионы — разные цивилизации).
Формационный подход нацелен на выявление общих черт в истории разных стран и народов. Цивилизационный подход позволяет выявлять особенности и своеобразие развития стран и народов, влияние на этот процесс природно-географических факторов.
Сочетание этих подходов может помочь выявлению так называемых региональных типов формаций, сменявших друг друга в рамках отдельных цивилизаций. Например, в рамках европейской цивилизации можно говорить (с существенными коррективами) о рабовладельческой, феодальной, капиталистической формациях. Для других регионов и цивилизаций картина будет несколько
иная.
Соотношение общего и особенного традиционно является острейшим вопросом при изучении истории России. В период становления российской исторической науки в XVIII —первой половине XIX в. господствовало представление о единстве путей развития человечества. В середине XIX в. распространились идеи о «самобытной жизни» каждого народа. Отмечалось, что Россия имеет явные отличия от других стран (православная вера, крестьянская община и т.д.). В связи с этим разрабатывалась концепция русской цивилизации. В начале XX в. в нашей стране вновь восторжествовала всемирно-историческая теория, сложилась схема пяти формаций. Идеи локальных цивилизаций продолжали разрабатываться русскими историками, оказавшимися в эмиграции. С конца XX в. эти теории вновь стали популярными в России. Однако формационные подходы в модернизированном виде также продолжают использоваться учеными.

Проблема периодизации истории.
С вопросами общего направления развития человечества тесно связана проблема периодизации истории. Пяти общественно-экономическим формациям соответствует привычное для нас деление истории на периоды: история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени и история Новейшего времени. (В последнее время от истории Древнего мира стали отделять эпоху первобытностипредысторию.)
Данная периодизация отражает ряд объсктнвнь1х закономерностей, однако она построена в основном на материале западноевропейской истории. К другим регионам эта периодизация прикладывается во многом механически. В истории Азии, Африки,
Америки существовали сходные в чем-то периоды, но они не совпадали по времени с европейскими. Для этих регионов можно выстроить свои периодизации, так же как можно разработать периодизацию истории каждой отдельной страны.
Периодизация важна при исторических исследованиях. Но еще больше она важна при обращении к истории как учебному предмету. При изучении всемирной истории необходимо придерживаться единой периодизации, несмотря на ее недостатки для внеевропейской истории. По традиции историю всех стран делят на древнюю, средневековую, новую и новейшую. Этого деления будут придерживаться и авторы учебника. Определенные коррективы в эту схему вносит материал по истории России. Здесь применяется своя периодизация, но она синхронизирована с общей периодизацией всемирной истории.

Вопросы и задания
1. В чем значение изучения истории? Каковы особенности истории как наук»?
2. Что такое исторические источники? Перечислите их.
3. Какие науки изучают исторические источники?
4. Что такое формационный и цивилизационный подходы к изучению истории? Какие стороны исторического процесса они помогают изучить?
5. Раскройте суть проблем периодизации исторического процесса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *