Что смолкнул веселия глас раздайтесь вакхальны припевы
Александр Пушкин — Вакхическая песня: Стих
Что смолкнул веселия глас?
Раздайтесь, вакхальны припевы!
Да здравствуют нежные девы
И юные жены, любившие нас!
Полнее стакан наливайте!
На звонкое дно
В густое вино
Заветные кольца бросайте!
Подымем стаканы, содвинем их разом!
Да здравствуют музы, да здравствует разум!
Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!
Анализ стихотворения «Вакхическая песня» Пушкина
С 1824 г. А. С. Пушкин находился в «деревенской» ссылке в родовом отцовском имении. Он тяжело переживал время вынужденного затворничества, которое скрашивалось только рассказами Арины Родионовны и редкими посещениями близких друзей. Но тоска не могла полностью захватить душу поэта. Пушкин надеялся на свое скорое освобождение и долгожданную встречу со всеми товарищами. Оптимизм поэта ярко проявляется в произведении «Вакхическая песня» (1825 г.).
Широко известна любовь Пушкина к шумным застольям. Многие обвиняют великого поэта в неумеренном употреблении алкогольных напитков. Но такой взгляд опирается на современные представления о пьяной компании. В эпоху Пушкина пили преимущественно легкие вина или шампанское. За столом не прекращались высокоинтеллектуальные разговоры о высших человеческих идеалах и литературе. Допьяна напивались редко. По свидетельствам современников, Пушкин вообще очень строго придерживался меры.
Поэтому своеобразный гимн поэта богу виноделия никак нельзя поставить ему в упрек. В дружеском застолье Пушкин ценил не выпивку, а возможность тесного и открытого общения. Великого поэта скорее можно обвинить в чрезмерном увлечении женским полом («да здравствуют нежные девы»), чем в пьянстве. К тому же автор страдал от долгого одиночества. Вполне естественно, что самыми яркими для него воспоминаниями были шумные дружеские компании.
Призыв Пушкина бросить в стаканы «заветные кольца» (с нанесенными условными знаками, которые указывали на принадлежность к какому-либо обществу) символизирует единство дружеского круга. В то время малознакомые или с неприязнью относящиеся друг к другу люди никогда бы не сели за один стол.
Тост Пушкина («Да здравствуют музы, да здравствует разум!») лишний раз подчеркивает, что собравшиеся совсем не собираются спать в салате или лежать под столом, как принято сейчас. Все товарищи Пушкина были высокообразованными людьми, для которых лучшим домашним развлечением была дружеская беседа на различные темы. Они с презрением относились к тем, кто позволял себе во время застолья потерять разум. Пушкин, развивая свою мысль, не случайно говорит о «ложной мудрости» и «бессмертном уме», завершая свой тост словами «Да здравствует солнце, да скроется тьма!».
В целом стихотворение «Вакхическая песня» — шутливая выходка скучающего в деревенской глуши Пушкина.
Вакхическая песня (Пушкин)
Что смолкнул веселия глас?
Раздайтесь, вакхальны припевы!
Да здравствуют нежные девы
И юные жены, любившие нас!
Полнее стакан наливайте!
На звонкое дно
В густое вино
Заветные кольца бросайте!
Подымем стаканы, содвинем их разом!
Да здравствуют музы, да здравствует разум!
Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!
Примечания [ править ]
Тема пира. Пир часто появляется в поэзии Пушкина. Тема пира — это тема дружбы. Друзья, объединенные в веселый круг за праздничным столом, для Пушкина символ братства, соединяющего людей. Образ пира постоянно присутствует в политической лирике Пушкина: идея борьбы, единомыслия, политического союза связывается для поэта с дружеством, товариществом, братством. Надо иметь в виду, что пир — совместное вкушение хлеба и вина — древний символ неразрывной связи. То, что «Вакхическая песня» исполняется на пиру, связывает ее и с интимной, и с общественной лирикой Пушкина. «Вакхическая песня» создает перед нашими глазами образ перехода от ночи к свету. Это песня, которая исполняется в момент, когда над горизонтом появляется край солнца. Тема победы света над тьмой проходит через все стихотворение. Оно разделено на три части; смысловым центром частей служат здравицы. Необходимо обратить внимание на форму «Да здравствует!» В современном русском языке она звучит торжественно, но не воспринимается как архаическая, церковнославянская. В пушкинскую эпоху она употреблялась только в высокоторжественной речи и сохраняла церковнославянскую окраску. Побудительная частица «да» — это архаический синоним русскому «пусть» (ср. в «Борисе Годунове»: «Да ведают потомки православных»). Троекратное повторение в стихотворении Пушкина «Да здравствует» усиливает торжественное звучание текста.
Что смолкнул веселия глас раздайтесь вакхальны припевы
Анализ стихотворения «Вакхическая песня»
«Вакхическая песня» посвящена солнцу и свету. Само название означает песню, исполняемую на пиру, заздравную песню. «Вакхическая песня» Пушкина — здравица солнцу и свету.
Пир часто появляется в поэзии Пушкина. Тема пира — это тема дружбы. Друзья, объединенные в веселый круг за праздничным столом, для Пушкина символ братства, соединяющего людей. Образ пира постоянно присутствует в политической лирике Пушкина: идея борьбы, единомыслия, политического союза связывается для поэта с дружеством, товариществом, братством. Надо иметь в виду, что пир — совместное вкушение хлеба и вина — древний символ неразрывной связи. То, что «Вакхическая песня» исполняется на пиру, связывает ее и с интимной, и с общественной лирикой Пушкина. Ср. «Веселый пир»:
Я люблю вечерний пир,
Где Веселье председатель,
А Свобода, мой кумир,
За столом законодатель.
Обратите внимание на то, что свобода и веселье пишутся Пушкиным с большой буквы, а пир — это соединение Свободы и Веселья.
«Вакхическая песня» создает перед нашими глазами образ перехода от ночи к свету. Это песня, которая исполняется в момент, когда над горизонтом появляется край солнца. Тема победы света над тьмой проходит через все стихотворение. Оно разделено на три части; смысловым центром частей служат здравицы.
Анализ стихотворения удобнее всего связать с работой над композицией, рассмотрев все три части и показав развитие пушкинской мысли.
Первая часть
Что смолкнул веселия глас?
Раздайтесь, вакхальны припевы!
Да здравствуют нежные девы
И юные жены, любившие нас!
Полнее стакан наливайте!
На звонкое дно
В густое вино
Заветные кольца бросайте!
Центр части — здравица в честь любви:
Да здравствуют нежные девы
И юные жены, любившие нас!
Стихи, посвященные любви, звучат торжественно. Этому способствует употребление славянизмов — «веселие» вместо «веселье», «глас» вместо «голос».
Необходимо обратить внимание на форму «Да здравствует!» В современном русском языке она звучит торжественно, но не воспринимается как архаическая, церковнославянская. В пушкинскую эпоху она употреблялась только в высокоторжественной речи и сохраняла церковнославянскую окраску. Побудительная частица «да» — это архаический синоним русскому «пусть» (ср. в «Борисе Годунове»: «Да ведают потомки православных»). Троекратное повторение в стихотворении Пушкина «Да здравствует» усиливает торжественное звучание текста.
Следует обратить внимание на звуковой строй этого отрывка: обилие гласных (а среди согласных большое число плавных «м», «н», «л») и полугласного j создает мажорное звучание. Заметим, что первая строчка — единственная, заканчивающаяся вопросом. Эта строчка говорит о наступившей минуте молчания и содержит слово с семантикой тишины и, может быть, печали: «смолкнул». Все остальное стихотворение противопоставлено первой строчке и наполнено ликующей, радостной лексикой. Все предложения, кроме первого, заканчиваются восклицаниями — призывами к веселью. Вместе с восклицательными интонациями следует отметить и обилие повелительных форм глаголов. В индикативе дан глагол только в первом стихе — «смолкнул». Все остальные глаголы — «наливайте», «бросайте», «подымем», «раздайтесь» — императивны. Как мы уже отмечали, форма «да здравствует» также императивна. Все это вместе придает первому отрывку стихотворения радостное и волевое звучание.
Что смолкнул веселия глас?
Раздайтесь, вакхальны припевы!
Да здравствуют нежные девы
И юные жены, любившие нас!
Полнее стакан наливайте!
На звонкое дно
В густое вино
Заветные кольца бросайте!
Подымем стаканы, содвинем их разом!
Да здравствуют музы, да здравствует разум!
Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!
1825
Краткий анализ стихотворения «Вакхическая песня» по плану
1. История создания
В 1825 году, когда родилась «Вакхическая песня», Пушкин пребывал в очередной ссылке. На этот раз в родовом поместье Михайловском, которое представлялось ему глушью, и он скучал, томился, всей душой рвался обратно, к друзьям и привычной жизни.
Поэт хотел снова оказаться в шумной компании приятелей, где льется вино и идут интересные беседы об искусстве и обществе, поднимаются различные животрепещущие вопросы, в танцах кружатся прекрасные женщины.
Но он был в ссылке, под негласным, однако тщательным присмотром родного отца, и потому мечтам не суждено было сбыться. Пушкин отчаянно скучал.
Исследователи справедливо считают, что «Вакхическая песня», созданная именно в таких жизненных обстоятельствах, стала своего рода шуткой, проказой изнывающего в глуши поэта.
Опубликовали ее годом позже, в 1826 году.
2. Литературное направление
Формально стихотворение относится к классицизму, так как восходит к античному жанру заздравной песни. Однако в нем просматриваются и реалистические, и даже романтические черты.
3. Род
По роду это произведение относится к лирике.
4. Жанр
По жанру это заздравная песня – произведение, в античные времена исполняемое во время пира.
5. Проблематика
Явно автор не затрагивает никаких значимых проблем.
6. Тематика
Основополагающая тема – тема дружбы, единства людей, схожих во взглядах, мнениях, чувствах.
Известно, что Пушкин очень дорожил своими товарищами, относясь к ним как к братьям. Вынужденное одиночество, отчуждение от друзей тяжело переносилось поэтом.
Кроме того, в стихотворении мелькает и тема свободы, веселья, пира.
7. Идея
Идея стихотворения заключается в некоем единении людей. Автор стремится снова оказаться рядом с близкими по духу товарищами. Пир для него – образ некого братства.
Надо заметить, что в античные времена совместное принятие пищи за одним столом приравнивалось к образованию священного союза, всех членов которого связывали крепкие узы.
Пушкин относился к пирам примерно так же, что становится понятно из содержания анализируемого произведения.
8. Пафос
Стихотворение передает читателю радость, разнообразные возвышенные чувства. Оно полно оптимизма.
Пушкин, находясь в ссылке, прекрасно понимал, что тяжелый период не будет вечным, и, создавая «Вакхическую песню», подбадривал сам себя, настраивал на позитивный лад.
9. Система образов
Автор в ярких красках рисует картину шумного, веселого пира.
Образ «заветных колец», которые поэт призывает бросить в бокалы, – прямая отсылка к тайным союзам. Только участники таких организаций или кружков могли позволить себе снять с рук кольца и опустить их в бокал. Именно таким был древний обычай, которого придерживались члены тайных обществ.
Пушкин любил веселые застолья. Однако он никогда не напивался на них, и, как отмечают современники, всегда точно знал свою норму. Превыше опьянения он ценил открытое общение, возможность обсудить различные новости и вопросы, приятные разговоры.
Именно так и проходили пиры тех времен – без драк и скандалов. Публика была высокообразованной, поэтому никто не напивался допьяна, а поговорить любили все. Это нравилось и Пушкину, по этому он скучал в Михайловском, рисуя такие яркие образы в своих стихах.
А вот женщин он любил. Недаром в произведении появляется их образ — образ «нежных дев и юных жен, любивших нас».
Известно, что у Пушкина было много дам сердца, они пробуждали в поэте незабываемые чувства, которые он непременно изливал на бумаге. Неудивительно, что в подобном стихотворении появляются эти образы.
Вообще, произведение дышит оптимистическим настроем. В нем собрано все то, что любил и ценил Пушкин, по чему он скучал и тосковал в имении.
10. Центральные персонажи
Как таковых, персонажей тут нет. Но читатель легко может представить рисуемую автором картину и увидеть пушкинских друзей, вместе с которыми пирует великий поэт. Ведь это именно к ним он обращается в стихах.
11. Лирический герой
Лирическим героем произведения является проекция личности автора. Это именно Пушкин призывает всех сдвинуть бокалы, именно он произносит своеобразные тосты и радуется в шумной компании.
12. Сюжет
Заздравная песня по своей сути похожа на тост, только оформленный более художественно и принадлежащий (в данном случае) конкретному автору.
В тексте Пушкин призывает друзей к веселью, к приятному времяпрепровождению, в котором нет места тьме, потому что им правит солнце и разум.
Как такового, сюжета тут нет.
13. Композиция
Очень интересна и необычна композиция рассматриваемого произведения. Она не имеет выраженных точек, однако все равно четко прослеживается. Читатель может увидеть явную градацию призывов.
Сначала автор прославляет нежных дев и прекрасных женщин, любивших мужчин, присутствующих на пиру.
Потом – поэзия и разум, настоящий ум, перед которым бледнее и гаснет ложная мудрость.
Наконец, поэт прославляет само солнце, свет, прогоняющий тьму. Явно прослеживается нарастание важности призывов, произносимых в этой песне.
14. Художественные особенности произведения
Так как стихотворение построено по принципам классицизма, в нем довольно часто встречается высокая лексика.
Преимущественно это старославянизмы («глас», «жены», «содвинем», «веселие»), а также церковные слова («святое», «лампада»).
Предложения емкие, короткие, синтаксис максимально упрощен. Много восклицательных предложений и глаголов в повелительном наклонении, что только подчеркивает призывный характер стихотворения.
15. Строфика, размер, рифма
Стихотворение написано одной строфой со стихами разной длины.
Размер нетипичный для Пушкина: амфибрахий. Однако его выбор легко объяснить, если вспомнить, что анализируемая песня восходит к античным традициям.
Рифмовка смешанная:
16. Средства художественной выразительности
Из средств художественной выразительности можно особенно отметить многочисленные эпитеты: «вакхальны припевы», «нежные девы», «юные жены», «звонкое дно», «густое вино» и т.д.
Также есть метафоры: «смолкнул веселия глас», «ложная мудрость мерцает и тлеет».
Кроме того, автор явно использует звукопись. В произведении очень много сонорных согласных «л», «м», «н», что создает особенную напевность, мелодичность. Оно как будто создано для произнесения вслух, чтобы люди слышали и воспринимали.
Также встречается инверсия («Что смолкнул веселия глас?», «полнее стакан наливайте»). Она тоже придает тексту оригинальность, красоту и необычное звучание.
17. Значение
Стихотворение помогает лучше понять состояние Пушкина, находящегося в очередной ссылке. Оно является важнейшим для дальнейшего развития творчества поэта.
18. Актуальность
Произведение актуально до сих пор, так как помогает человеку переживать трудные жизненные периоды и настраивает на лучшее.
19. Мое отношение
Мне оно нравится своим легким настроение, яркостью и образностью.
20. Чему учит
Стихотворение учит дружбе, правильному отношению к людям, которые близки. Кроме того, оно показывает, как нужно переживать тяжелые периоды судьбы.
«И божество, и вдохновенье» (урок анализа стихотворения А.С. Пушкина «Вакхическая песня»)
Стихотворение «Вакхическая песня».
Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «Вакхическая песня» было написано А.С. Пушкиным в 1825 году, напечатано же — в сборнике 1826 года.
Основная тема произведения — тема познания мира, торжества человеческого разума. Мы можем отнести его к философской лирике, жанр обозначен в самом названии, однако у Пушкина присутствуют здесь черты античного дифирамба.
Стихотворение построено в виде градации, нарастания эмоциональной и смысловой значимости явлений жизни, перечисляемых поэтом. В начале это — «веселия глас», «вакхальны припевы», радость любви и «густое вино», затем творчество, поэзия
и разум, наконец, свети солнце. Эта тема победы света над тьмой проходит через все стихотворение. Стоит отметить, что мотив противостояния «света» и «тьмы» был необычайно важен для пушкинского творчества. И зачастую эти понятия символизировали добро и зло. Поэтому победа света над тьмой здесь — это не только торжество знания над невежеством. Это торжество творчества, вдохновения, добра, справедливости и человеческого разума.
Композиционно в стихотворении мы можем выделить три части. В начале поэт создает образ пира. Этот образ характерен для многих стихотворений Пушкина («К студентам», «Друзьям»), Тема пира неизменно связана у поэта с темой дружбы и мыслями о свободе. Здесь же поэт пишет о любви. Центром первой части является здравица в честь любви:
Да здравствуют нежные девы И юные жены, любившие нас!
Пушкин употребляет здесь слова высокого стиля: «глас», «жены». Все это придает интонациям поэта торжественность, значительность.
Вторая часть стихотворения посвящена поэзии, знанию. Путь к свету, по мысли поэта, проходит через мысль, разум. При этом он упоминает о «ложной мудрости», словно предостерегая читателя:
Как эта лампада бледнеет Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет Пред солнцем бессмертным ума.
Поэт говорит о том, что слово может служить как истине, так и лжи. Центром этой части является здравица поэзии, человеческому разуму: «Да здравствуют музы, да здравствует разум!».
Третья часть стихотворения — это своеобразный финал, здравица солнцу и свету: «Да здравствует солнце, да скроется тьма!».
Стихотворение написано разностопным амфибрахием. Поэт использует разнообразные средства художественной выразительности: эпитеты («нежные девы», «звонкое дно», «заветные кольца»), анафору («Да здравствуют музы…», «Да здравствует солнце…»), развернутое сравнение и метафору:
Как эта лампада бледнеет Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет Пред солнцем бессмертным ума.
Восклицательные предложения, повелительная форма глаголов, энергичный ритм стихотворения — все это передает жизнелюбие, оптимизм поэта.
Таким образом, «Вакхическая песня» — это великолепный гимн человеческому разуму, добру, творчеству.
Подобные записи
Анализ Стихотворения «Вакхическая песня»
Стихотворение «Вакхическая песня».
Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «Вакхическая песня» было написано А.С. Пушкиным в 1825 году, напечатано же — в сборнике 1826 года.
Основная тема произведения — тема познания мира, торжества человеческого разума. Мы можем отнести его к философской лирике, жанр обозначен в самом названии, однако у Пушкина присутствуют здесь черты античного дифирамба.
Стихотворение построено в виде градации, нарастания эмоциональной и смысловой значимости явлений жизни, перечисляемых поэтом. В начале это — «веселия глас», «вакхальны припевы», радость любви и «густое вино», затем творчество, поэзия
и разум, наконец, свети солнце. Эта тема победы света над тьмой проходит через все стихотворение. Стоит отметить, что мотив противостояния «света» и «тьмы» был необычайно важен для пушкинского творчества. И зачастую эти понятия символизировали добро и зло. Поэтому победа света над тьмой здесь — это не только торжество знания над невежеством. Это торжество творчества, вдохновения, добра, справедливости и человеческого разума.
Композиционно в стихотворении мы можем выделить три части. В начале поэт создает образ пира. Этот образ характерен для многих стихотворений Пушкина («К студентам», «Друзьям»), Тема пира неизменно связана у поэта с темой дружбы и мыслями о свободе. Здесь же поэт пишет о любви. Центром первой части является здравица в честь любви:
Да здравствуют нежные девы И юные жены, любившие нас!
Пушкин употребляет здесь слова высокого стиля: «глас», «жены». Все это придает интонациям поэта торжественность, значительность.
Вторая часть стихотворения посвящена поэзии, знанию. Путь к свету, по мысли поэта, проходит через мысль, разум. При этом он упоминает о «ложной мудрости», словно предостерегая читателя:
Как эта лампада бледнеет Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет Пред солнцем бессмертным ума.
Поэт говорит о том, что слово может служить как истине, так и лжи. Центром этой части является здравица поэзии, человеческому разуму: «Да здравствуют музы, да здравствует разум!».
Третья часть стихотворения — это своеобразный финал, здравица солнцу и свету: «Да здравствует солнце, да скроется тьма!».
Стихотворение написано разностопным амфибрахием. Поэт использует разнообразные средства художественной выразительности: эпитеты («нежные девы», «звонкое дно», «заветные кольца»), анафору («Да здравствуют музы…», «Да здравствует солнце…»), развернутое сравнение и метафору:
Как эта лампада бледнеет Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет Пред солнцем бессмертным ума.
Восклицательные предложения, повелительная форма глаголов, энергичный ритм стихотворения — все это передает жизнелюбие, оптимизм поэта.
Таким образом, «Вакхическая песня» — это великолепный гимн человеческому разуму, добру, творчеству.
Здесь искали:
Композиция
Очень интересна и необычна композиция рассматриваемого произведения. Она не имеет выраженных точек, однако все равно четко прослеживается. Читатель может увидеть явную градацию призывов.
Сначала автор прославляет нежных дев и прекрасных женщин, любивших мужчин, присутствующих на пиру.
Потом – поэзия и разум, настоящий ум, перед которым бледнее и гаснет ложная мудрость.
Наконец, поэт прославляет само солнце, свет, прогоняющий тьму. Явно прослеживается нарастание важности призывов, произносимых в этой песне.
Анализ стихотворения Пушкина «Вакхическая песня»
Не секрет, что Александр Пушкин любил шумные компании и нередко устраивал самые настоящие пиры, на которые приглашались друзья-лицеисты. Именно фракийскому богу Вакху, который покровительствует виноделию, поэт посвятил огромное количество своих произведений. Однако посиделки за бокалом хорошего вина для Пушкина являются не только приятным времяпровождением. Это – особый ритуал, который призван сплотить дружбу, дать пищу для разума и помочь обрести вдохновение.
В 1825 году, находясь в родовом поместье Михайловское, Пушкин пишет стихотворение «Вакхическая песня». которое наполнено оптимизмом и надеждой на светлое будущее. Стоит отметить, что поэт переживает не самые простые времена. Он фактически сослан в глухомань, и находится под негласным присмотром собственного отца. Поэтому о гостях и пирах попросту не может быть и речь. Но именно теплой дружеской компании в этот момент и не хватает 26-летнему поэту, который с ностальгией восклицает: «Раздайтесь, вакхальны припевы!».
Автор понимает, что его пребывание в Михайловском не будет вечным, и настанет тот день, когда он сможет увидеться с друзьями-лицеистами. Некоторые из них все же тайком навещают Пушкина, и в такие дни поэт чувствует себя самым счастливым человеком. Тем не менее, он мечтает о настоящем празднике и, обращаясь к своим друзьям, призывает их полнее наливать стаканы. «Подымем стаканы, содвинем их разом!». — мечтает Пушкин, вспоминая о своей беззаботной и безмятежной юности. Поэт верит в то, что лучшие годы жизни не остались в прошлом, и впереди его ждет множество удивительных открытий.
Однако не только о пирах мечтает поэт. Последняя строчка в стихотворении недвусмысленно указывает на то, что Пушкин хочет изменить этот мир. «Да здравствует солнце, да скроется тьма!». — озвучивает поэт свое желание, вкладывая в эту фразу довольно глубокий смысл. Автор мечтает о том, чтобы Россия избавилась от самодержавия, хотя не рискует открыто говорить об этом. Поэт еще не знает, что многие его друзья участвуют в заговоре и скоро прославятся на весь мир, как декабристы. Но он чувствует, что страна находится на пороге серьезных перемен, и приветствует их, считая, что разрушение прежних устоев общества неизбежно.
Не секрет, что Александр Пушкин любил шумные компании и нередко устраивал самые настоящие пиры, на которые приглашались друзья-лицеисты. Именно фракийскому богу Вакху, который покровительствует виноделию, поэт посвятил огромное количество своих произведений. Однако посиделки за бокалом хорошего вина для Пушкина являются не только приятным времяпровождением. Это – особый ритуал, который призван сплотить дружбу, дать пищу для разума и помочь обрести вдохновение.
В 1825 году, находясь в родовом поместье Михайловское, Пушкин пишет стихотворение «Вакхическая песня», которое наполнено оптимизмом и надеждой на светлое будущее. Стоит отметить, что поэт переживает не самые простые времена. Он фактически сослан в глухомань, и находится под негласным присмотром собственного отца. Поэтому о гостях и пирах попросту не может быть и речь. Но именно теплой дружеской компании в этот момент и не хватает 26-летнему поэту, который с ностальгией восклицает: «Раздайтесь, вакхальны припевы!».
Автор понимает, что его пребывание в Михайловском не будет вечным, и настанет тот день, когда он сможет увидеться с друзьями-лицеистами. Некоторые из них все же тайком навещают Пушкина, и в такие дни поэт чувствует себя самым счастливым человеком. Тем не менее, он мечтает о настоящем празднике и, обращаясь к своим друзьям, призывает их полнее наливать стаканы. «Подымем стаканы, содвинем их разом!», — мечтает Пушкин, вспоминая о своей беззаботной и безмятежной юности. Поэт верит в то, что лучшие годы жизни не остались в прошлом, и впереди его ждет множество удивительных открытий.
Несмотря на довольно легкое и праздничное отношение к жизни, в душе Пушкин все же является философом. Поэтому сам по себе процесс пития его не увлекает. Расхожая фраза о том, что истину стоит искать в вине, не является для поэта пустым звуком. Ведь самые дерзкие идеи и самые лучшие стихи рождаются у Пушкина именно во время застолий, и его жизненный девиз сформулирован в строчке: «Да здравствуют музы, да здравствует разум!».
Для кого-то пир с друзьями является развлечением. Поэт же видит в подобном времяпровождении высший смысл. Ведь именно во время таких встреч «ложная мудрость мерцает и тлеет пред солнцем бессмертным ума». И подобных праздников души и сердца Пушкину, который вынужден вести уединенный образ жизни человека, отвергнутого обществом, в этот момент особенно недостает. Конечно же, в таких встречах важны все составляющие – и «густое вино», в которое, согласно традиции, друзья бросали кольца, полученные от прекрасных дам, и разговоры на темы любви и дружбы, и поэтические импровизации. Поэтому Пушкин выражает надежду, что очень скоро все вернется на круги своя, и подобные пиры вновь станут неотъемлемой частью его жизни. Пока же он вынужден довольствоваться воспоминаниями и наиболее счастливых годах, когда он мог часто встречаться с друзьями, читать им стихи и поднимать тосты за «юных жен, любивших нас».
Однако не только о пирах мечтает поэт. Последняя строчка в стихотворении недвусмысленно указывает на то, что Пушкин хочет изменить этот мир. «Да здравствует солнце, да скроется тьма!», — озвучивает поэт свое желание, вкладывая в эту фразу довольно глубокий смысл. Автор мечтает о том, чтобы Россия избавилась от самодержавия, хотя не рискует открыто говорить об этом. Поэт еще не знает, что многие его друзья участвуют в заговоре и скоро прославятся на весь мир, как декабристы. Но он чувствует, что страна находится на пороге серьезных перемен, и приветствует их, считая, что разрушение прежних устоев общества неизбежно.
История создания
В 1825 году, когда родилась «Вакхическая песня», Пушкин пребывал в очередной ссылке. На этот раз в родовом поместье Михайловском, которое представлялось ему глушью, и он скучал, томился, всей душой рвался обратно, к друзьям и привычной жизни.
Поэт хотел снова оказаться в шумной компании приятелей, где льется вино и идут интересные беседы об искусстве и обществе, поднимаются различные животрепещущие вопросы, в танцах кружатся прекрасные женщины.
Но он был в ссылке, под негласным, однако тщательным присмотром родного отца, и потому мечтам не суждено было сбыться. Пушкин отчаянно скучал.
Исследователи справедливо считают, что «Вакхическая песня», созданная именно в таких жизненных обстоятельствах, стала своего рода шуткой, проказой изнывающего в глуши поэта.
Опубликовали ее годом позже, в 1826 году.
«Вакхическая песня» А.Пушкин
«Вакхическая песня» Александр Пушкин
Что смолкнул веселия глас? Раздайтесь, вакхальны припевы! Да здравствуют нежные девы И юные жены, любившие нас! Полнее стакан наливайте! На звонкое дно В густое вино
Заветные кольца бросайте! Подымем стаканы, содвинем их разом! Да здравствуют музы, да здравствует разум! Ты, солнце святое, гори! Как эта лампада бледнеет Пред ясным восходом зари, Так ложная мудрость мерцает и тлеет Пред солнцем бессмертным ума. Да здравствует солнце, да скроется тьма!
Анализ стихотворения Пушкина «Вакхическая песня»
Не секрет, что Александр Пушкин любил шумные компании и нередко устраивал самые настоящие пиры, на которые приглашались друзья-лицеисты. Именно фракийскому богу Вакху, который покровительствует виноделию, поэт посвятил огромное количество своих произведений. Однако посиделки за бокалом хорошего вина для Пушкина являются не только приятным времяпровождением. Это – особый ритуал, который призван сплотить дружбу, дать пищу для разума и помочь обрести вдохновение.
В 1825 году, находясь в родовом поместье Михайловское, Пушкин пишет стихотворение «Вакхическая песня», которое наполнено оптимизмом и надеждой на светлое будущее. Стоит отметить, что поэт переживает не самые простые времена. Он фактически сослан в глухомань, и находится под негласным присмотром собственного отца. Поэтому о гостях и пирах попросту не может быть и речь. Но именно теплой дружеской компании в этот момент и не хватает 26-летнему поэту, который с ностальгией восклицает: «Раздайтесь, вакхальны припевы!».
Автор понимает, что его пребывание в Михайловском не будет вечным, и настанет тот день, когда он сможет увидеться с друзьями-лицеистами. Некоторые из них все же тайком навещают Пушкина, и в такие дни поэт чувствует себя самым счастливым человеком. Тем не менее, он мечтает о настоящем празднике и, обращаясь к своим друзьям, призывает их полнее наливать стаканы. «Подымем стаканы, содвинем их разом!», — мечтает Пушкин, вспоминая о своей беззаботной и безмятежной юности. Поэт верит в то, что лучшие годы жизни не остались в прошлом, и впереди его ждет множество удивительных открытий.
Несмотря на довольно легкое и праздничное отношение к жизни, в душе Пушкин все же является философом. Поэтому сам по себе процесс пития его не увлекает. Расхожая фраза о том, что истину стоит искать в вине, не является для поэта пустым звуком. Ведь самые дерзкие идеи и самые лучшие стихи рождаются у Пушкина именно во время застолий, и его жизненный девиз сформулирован в строчке: «Да здравствуют музы, да здравствует разум!».
Для кого-то пир с друзьями является развлечением. Поэт же видит в подобном времяпровождении высший смысл. Ведь именно во время таких встреч «ложная мудрость мерцает и тлеет пред солнцем бессмертным ума». И подобных праздников души и сердца Пушкину, который вынужден вести уединенный образ жизни человека, отвергнутого обществом, в этот момент особенно недостает. Конечно же, в таких встречах важны все составляющие – и «густое вино», в которое, согласно традиции, друзья бросали кольца, полученные от прекрасных дам, и разговоры на темы любви и дружбы, и поэтические импровизации. Поэтому Пушкин выражает надежду, что очень скоро все вернется на круги своя, и подобные пиры вновь станут неотъемлемой частью его жизни. Пока же он вынужден довольствоваться воспоминаниями и наиболее счастливых годах, когда он мог часто встречаться с друзьями, читать им стихи и поднимать тосты за «юных жен, любивших нас».
Однако не только о пирах мечтает поэт. Последняя строчка в стихотворении недвусмысленно указывает на то, что Пушкин хочет изменить этот мир. «Да здравствует солнце, да скроется тьма!», — озвучивает поэт свое желание, вкладывая в эту фразу довольно глубокий смысл. Автор мечтает о том, чтобы Россия избавилась от самодержавия, хотя не рискует открыто говорить об этом. Поэт еще не знает, что многие его друзья участвуют в заговоре и скоро прославятся на весь мир, как декабристы. Но он чувствует, что страна находится на пороге серьезных перемен, и приветствует их, считая, что разрушение прежних устоев общества неизбежно.
Система образов
Автор в ярких красках рисует картину шумного, веселого пира.
Образ «заветных колец», которые поэт призывает бросить в бокалы, – прямая отсылка к тайным союзам. Только участники таких организаций или кружков могли позволить себе снять с рук кольца и опустить их в бокал. Именно таким был древний обычай, которого придерживались члены тайных обществ.
Пушкин любил веселые застолья. Однако он никогда не напивался на них, и, как отмечают современники, всегда точно знал свою норму. Превыше опьянения он ценил открытое общение, возможность обсудить различные новости и вопросы, приятные разговоры.
Именно так и проходили пиры тех времен – без драк и скандалов. Публика была высокообразованной, поэтому никто не напивался допьяна, а поговорить любили все. Это нравилось и Пушкину, по этому он скучал в Михайловском, рисуя такие яркие образы в своих стихах.
А вот женщин он любил. Недаром в произведении появляется их образ — образ «нежных дев и юных жен, любивших нас».
Известно, что у Пушкина было много дам сердца, они пробуждали в поэте незабываемые чувства, которые он непременно изливал на бумаге. Неудивительно, что в подобном стихотворении появляются эти образы.
Вообще, произведение дышит оптимистическим настроем. В нем собрано все то, что любил и ценил Пушкин, по чему он скучал и тосковал в имении.
Строфика, размер, рифма
Стихотворение написано одной строфой со стихами разной длины.
Размер нетипичный для Пушкина: амфибрахий. Однако его выбор легко объяснить, если вспомнить, что анализируемая песня восходит к античным традициям.
Рифмовка смешанная: