Что служит правовым основанием функций налога

Налоги: их виды и функции

Налоги — это обязательные платежи в государственный бюджет на безвозмездной основе. В статье определим, что такое налоги, каковы сущность, функции и виды, принципы налогообложения.

Определимся с понятиями

Совокупность всех фискальных обязательств (налогов, сборов, взносов, пошлин и иных налоговых платежей) представляет собой налоговую систему государства. Исчерпывающий перечень фискальных сборов устанавливается на федеральном уровне. Местные и региональные власти не вправе вводить дополнительные виды налогообложения.

Такое имеют «налоги» понятие; виды и функции фискальных обязательств определяются их ключевым назначением: пополнением доходной части бюджета. То есть основной доход государства — это сборы и взносы граждан и предприятий.

Налоги: сущность, функции, виды

Ключевая сущность фискальных платежей заключается в том, что государство взимает часть доходов налогоплательщиков для обеспечения деятельности органов власти.

Все фискальные обязательства имеют сложную классификацию по различным принципам. Далее рассмотрим основные налоги, их виды, сущность и понятие для каждого платежа.

Классификация налоговых платежей

Ключевая группировка подразумевает разделение всех фискальных обязательств на три группы:

Вторая по значимости группировка — классификация по способу изъятия. Выделяют прямые и косвенные обязательства. К прямым относят те сборы, которые налогоплательщики уплачивают напрямую с полученного дохода, прибыли, имущества. К примеру, НДФЛ, имущественный, земельный, транспортный сбор.

Косвенные — это надбавка определенного рода, которая включается в стоимость товара, работы или услуги. Например, НДС или акциз.

Итоги и выводы

Итак, определим, что такое налоги, их виды и функции, кратко.

Налоговые обязательства — это обязательные платежи в пользу государства, которые имеют индивидуальный, безвозмездный характер. Выполняют четыре основные функции: фискальную (пополнение бюджета), распределительную (перераспределение средств), регулирующую (утверждение норм и правил налогообложения), контрольную (надзор за полнотой и своевременностью расчетов).

Источник

Налоговая система РФ: понятие, элементы и структура

Что служит правовым основанием функций налога. Смотреть фото Что служит правовым основанием функций налога. Смотреть картинку Что служит правовым основанием функций налога. Картинка про Что служит правовым основанием функций налога. Фото Что служит правовым основанием функций налога

Кратко об истории системы налогообложения в России

Налоговая система РФ начала формироваться после распада СССР, а именно в декабре 1991 года. Тогда был принят закон «Об основах налоговой системы РФ». Он вводил в действие новые налоги и сборы, к примеру, НДС, подоходный налог, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие. В 1998 году была утверждена 1-я часть Налогового кодекса РФ, в 2000-м — 2-я часть. Этот кодекс стал главным законодательным актом в российской налоговой системе. НК РФ определил взаимоотношения государства и налогоплательщиков, структуру и элементы российской налоговой системы.

Отдельно стоит выделить образование государственных органов по надзору за налогообложением в Российской Федерации. В 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, которая затем была преобразована в Государственную налоговую службу. В 1998 году появилось Министерство по налогам и сборам. В 2004 году оно было реорганизовано, и его функции перешли к Минфину РФ. С этого же года начала функционировать хорошо знакомая нам Федеральная налоговая служба, которая осуществляет свою деятельность до сих пор.

Налоговую систему РФ можно определить как совокупность всех налогов и сборов, принятых в России, а также администраторов налогов и сборов (государственных органов) и их плательщиков.

Структура российской системы налогов подразумевает комплексное взаимодействие всех ее составляющих элементов: налогов (а с 2017 года также страхвзносов) и сборов, их плательщиков, правовой основы и государственных органов.

Структура налоговой системы РФ имеет 3 уровня:

Уровень налога определяет соответствующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит.

Поскольку налоговая система РФ имеет 3-уровневую структуру, законодательная база о налогах и сборах также делится на 3 уровня:

Научные сотрудники Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского провели исследование, оценив риски и эффективность различных налоговых систем на разных уровнях бюджетной системы. Ознакомиться с выводами доктора экономических наук М. Ю. Малкиной и ее помощниками можно в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Подробнее о федеральных, региональных и местных налогах читайте в этой статье.

Элементы налоговой системы Российской Федерации

Как уже отмечалось ранее, налоговая система РФ, предполагает взаимодействие всех ее элементов и комплексный подход к решению налоговых задач. Все составляющие элементы образуют налоговую структуру РФ.

В структуру налоговой системы России включены:

Теперь рассмотрим каждый элемент российской налоговой системы более подробно.

Налоги и сборы, установленные в России, обязательны к уплате для тех категорий налогоплательщиков, на которых возложена обязанность по их уплате в соответствии с положениями НК РФ. Понятие налога и сбора определено в НК РФ.

Субъектами налогообложения являются налогоплательщики (юридические и физические лица) и налоговые агенты, то есть те, кто, согласно НК РФ, уплачивает налоги и сборы. В качестве примера налоговых агентов можно привести предприятия и организации, которые рассчитывают и перечисляют НДФЛ с начисленных доходов своего персонала, а также подают соответствующую налоговую отчетность (6-НДФЛ) после окончания налогового периода (года).

К системе налоговых органов РФ относятся:

Минфин РФ определяет главные направления налоговой политики нашего государства, прогнозирует налоговые поступления и вносит предложения по улучшению налоговой системы РФ в целом. В его ведомстве находится ФНС РФ как исполнительный орган государственной власти.

Главными функциями ФНС РФ являются:

О налоговых проверках читайте в нашей одноименной рубрике «Налоговые проверки».

ФНС РФ — это объединенная система всех налоговых органов. Единая централизованная система налоговых органов состоит из:

Какие бывают налоги в РФ

Всего в нашей стране насчитывается 14 налогов: 8 федеральных, в том числе государственная пошлина, 3 региональных и 3 местных. Немного обособленно стоят 5 специальных систем налогообложения. Также обособленно выделим страхвзносы и новый экспериментальный режим налогообложения самозанятых лиц, введенный с 2019 года.

Подробнее об эксперименте по налогообложению самозанятых читайте здесь.

Федеральные налоги на всей территории нашего государства имеют одинаковые налоговые ставки, правила расчета и перечисления в соответствии с НК РФ. К ним относятся:

В эту категорию попадают и специальные налоговые системы: УСН, раздел продукции, ЕСХН и ПСН (патент).

Региональные налоги также утверждаются НК РФ на федеральном уровне. Власти регионов имеют возможность изменять условия налогообложения по своему усмотрению и в пределах, принятых Налоговым кодексом. Например, регионы могут устанавливать налоговую ставку, но не более размера, прописанного в НК РФ. Все изменения закрепляются законами субъектов РФ. Сюда относится транспортный налог, налог на игорный бизнес, на имущество организаций. Органы регионального управления также могут вводить в действие специальные налоговые режимы и вносить в них собственные изменения, но согласно положениям НК РФ.

Местные налоги, впрочем, как и остальные налоги и сборы в России, также утверждаются НК РФ. Местные органы самоуправления могут вносить в них изменения и дополнения в рамках Кодекса. К местному налогообложению относятся:

В зависимости от порядка взимания налоги можно разделить на 2 основные категории: прямые и косвенные. Прямые налоги начисляются непосредственного на доход либо стоимость имущества налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в стоимость товаров, услуг и работ. Фактически их уплачивает покупатель продукции, а продавец выступает в роли посредника между косвенным налогом и государством. В Российской Федерации косвенных налога всего 2: НДС и акцизы. Все остальные являются прямыми.

Виды систем налогообложения в РФ: основная, УСНО и т. д.

Выбор системы налогообложения в России для хозсубъектов – важное мероприятие, позволяющее определить налоговое бремя для бизнеса. Рассмотрим основные виды налогообложения в России.

Налоговая система РФ включает в себя 5 режимов налогообложения плюс еще один экспериментальный (с 2019 года):

Данный режим присваивается хозсубъекту автоматически сразу после регистрации в ИФНС. Его могут использовать как ООО, так и ИП. Налогоплательщик вправе перейти на спецрежим при соблюдении установленных налоговым законодательством условий.

УСНО вправе применять налогоплательщики, у которых:

Данный режим вправе использовать только сельхозпроизводители.

О подробностях применения ЕСХН читайте в рубрике «ЕСХН».

ПСН вправе применять исключительно индивидуальные предприниматели. Смысл данного режима заключается в том, что коммерсант покупает патент на определенный срок, не превышающий 12 месяцев.

Подробности см. здесь.

Как лучше выбрать систему налогообложения

Данный режим имеет самую высокую налоговую нагрузку:

Источник

РАЗДЕЛ 1. МЕТОДОЛОГИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Целью данной темы являются: изучение теоретических и практических вопросов в области построения налоговой системы государства; ознакомление с правовым обеспечением и существенными условиями налогообложения в РФ; изучение действующей системы налогов и сборов РФ, а также порядка их установления, взимания, отмены и контроля.

После изучения материалов данной темы студенты смогут:

Оглавление

1.2.1. Правовая основа регулирования
налоговых отношений в Российской Федерации

Систему налогового законодательства образует значительное число правовых актов. В соответствии со ст. 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и (или) сборах.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Наиболее общие принципы налогообложения, компетенция РФ и субъектов РФ закреплены в Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 г. Ст. 57 Конституции РФ определяет: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы», что не допускает взимания налога или сбора на основе указа, постановления, распоряжения или другого акта органа исполнительной власти. Данная статья содержит два важных принципа. Первый основан на всеобщности и равенстве налогообложения. Второй направлен на учет фактической способности налогоплательщика к уплате налога, исходя из принципа справедливости.

Первая часть Налогового кодекса РФ (Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ) вступила в силу 01.01.1999 г. Этот документ является базовым законодательным актом в области налогообложения. Компетенция НК направлена: на регулирование основополагающих принципов налогообложения; определение видов налогов и сборов, взимаемых в РФ; установление оснований возникновения (изменения, прекращения) и порядка исполнения обязанностей по уплате налогов и (или) сборов; определение прав и обязанностей участников налоговых правоотношений; организацию сбора налогов и контроля за их взиманием; установление ответственности за нарушение налогового законодательства, а также целый ряд иных основополагающих положений налоговой системы.

Вторая (специальная) часть Налогового кодекса (Федеральный закон от 05.08.2000 г. № 118-ФЗ) вступила в силу 01.01.2001 г. и установила порядок исчисления и уплаты конкретных налогов и сборов в РФ. Так, гл. 21 НК РФ регламентирует порядок взимания НДС, гл. 22 – акцизов, гл. 23 – налога на доходы физических лиц, гл. 24 – единого социального налоги и др. В настоящее время специальной частью НК не охвачена вся система налогов и сборов РФ. В этой связи процесс по принятию соответствующих глав второй части НК РФ продолжается. Так, например, с 1.01.2004 г. вступили в действие гл. 29 – «Налог на игорный бизнес» и гл. 30 – «Налог на имущество организаций» (см. табл. 1.4). С 1 января 2005 г. вступили в силу еще три главы: гл. 25.2 – «Водный налог», гл. 25.3 – «Государственная пошлина» и гл. 31 – «Земельный налог».

Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов о налогах и (или) сборах, принятых в соответствии с Налоговым кодексом законодательными органами власти субъектов РФ. Налоги и сборы субъектов РФ устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ.

Законодательство о местных налогах и сборах состоит из нормативных правовых актов, принятых представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ. Местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются данными нормативными правовыми актами.

Важным вопросом при изучении актов налогового законодательства является их действие во времени. В соответствии со ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Законодательные акты о налогах и сборах, вводящие новые налоги и сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.

Налоговые правоотношения регулируются не только законами, но и подзаконными нормативными правовыми актами, которые издают в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции:

К таким нормативно-правовым актам относятся, например, постановления Правительства РФ, приказы, письма, распоряжения Министерства финансов РФ, финансовых органов субъектов РФ по отдельным вопросам применения тех или иных положений законодательных актов о налогах и сборах.

Подзаконные акты могут издаваться только в предусмотренных налоговым законодательством случаях, не могут устанавливать или изменять налоговые обязательства налогоплательщиков. Значение этих документов было особенно велико на первом этапе становления российского налогового законодательства (1991–1998 гг.), которое весьма часто подвергалось изменениям. Необходимость такого регулирования отчасти объяснялась низким качеством налоговых законов.

Следует отметить, что НК РФ не включает подзаконные нормативные акты в состав налогового законодательства и отводит им исключительно подчиненную роль. В се существенные элементы налоговых обязательств устанавливаются и определяются только законами, и никакой нормативный акт федеральных органов не вправе расширительно толковать законы.

Совершенствование налогового законодательства должно идти по пути развития законов о налогах, установления механизмов преодоления пробелов в законодательстве, позволяющих на основании самого закона определять правильный вариант действий. Второй этап реформы налогового законодательства начался с принятием первой части НК РФ, достоинством которого является то, что в нем закреплены и получили развитие конституционные права и гарантии, такие как:

Перечень актов законодательства о налогах и сборах, не имеющих обратной силы, установлен п. 2 ст. 5 НК РФ. К ним относятся акты, устанавливающие новые налоги (сборы), повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговые правонарушения, устанавливающие новые обязанности для налогоплательщиков и т. п.

Перечень актов законодательства о налогах и сборах, имеющих обратную силу, установлен п. 4 ст. 5 НК РФ. Например, к ним относятся: акты, отменяющие налоги и сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков и т. п.

Помимо внутреннего законодательства огромное практическое значение имеют международные договоры по налоговым вопросам. Ст. 15 Конституции РФ декларируется приоритет международного права над национальным правом. В ст. 7 НК РФ данное конституционное положение получило развитие применительно к налоговой сфере. Правила и нормы международного договора РФ, содержащего положения, касающиеся налогообложения, имеют приоритет по сравнению с правилами и нормами, предусмотренными налоговым законодательством РФ.

1.2.2. Структура и принципы построения современной налоговой системы РФ

Налоговая система – это совокупность установленных в государстве условий налогообложения. К существенным условиям налогообложения относятся:

Налоговая система РФ – это совокупность налогов и сборов, взимаемых на территории РФ, а также принципов, порядка, форм и методов их установления, изменения, взимания, отмены и контроля.

За период с 2000 по 2003 г. были осуществлены следующие основные меры по реформированию налоговой системы РФ:

В 2004–2005 гг. были предприняты дополнительные меры по реформированию налоговой системы РФ, а именно:

Ныне действующая налоговая система РФ сформирована в соответствии с первой частью НК РФ и с организационной точки зрения приближена к современным зарубежным системам. Налоговая система РФ состоит из трех уровней: федерального, регионального и местного, что характерно для федеративных государств, таких как США, Германия и др. В унитарных (единых) государствах налоговая система, как правило, состоит их двух основных звеньев – республиканского и местного. Двухуровневые налоговые системы функционируют в таких странах, как Франция, Италия, Япония, где взимаются центральные (государственные) и местные налоги.

В мировой практике различают четыре базисные модели налоговых систем (табл. 1.5). В налоговой системе РФ присутствуют элементы различных моделей. Так, в консолидированном бюджете РФ на 2003 г. доля прямых налогов составила 42,5 % (в т. ч. с физических лиц 12,5 %), косвенных налогов – 38,4 % (в т. ч. НДС – 29,5%, акцизы – 8,9 %). Очевидно, что в РФ используется смешанная модель системы налогов. Кроме того, характерной особенностью налоговой системы РФ является преобладание прямого налогообложения организаций над прямым налогообложением физических лиц.

Модели налоговых систем

США (подоходный налог с населения формирует 44 % бюджета), Австралия, Великобритания, Канада и др.

Германия (доля поступлений на социальное страхование – 45 % доходов бюджета, от косвенных налогов – 22 %, от прямых – 17 %), Нидерланды, Франция, Австрия, Бельгия и др.

Чили (доля косвенных налогов в доходах бюджетов 46 %), Боливия (42 %), Перу (49 %) и др.

Используется во многих странах, в т. ч. в России

Одним из главных условий налогообложения являются его принципы. Основные принципы налогообложения в России изложены в ст. 3 НК РФ и развивают основные положения Конституции РФ:

Основой данного принципа являются ст. 8, ч. 2; 19 и 57 Конституции РФ. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ст. 8). Ст. 19 закрепляет, что все равны перед законом и судом, а государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина.

На налогообложение распространяются требования ст. 55 Конституции РФ о том, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Любой закон о налогах необходимо сопоставлять с указанными основными ограничениями прав и свобод.

1.2.3. Система налогов и сборов РФ.
Полномочия органов власти различных уровней
в вопросах налогообложения

Система налогов и сборов является одним из элементов налоговой системы и представляет собой совокупность отдельных налогов и сборов. В соответствии со ст. 12 НК РФ в Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные; региональные (налоги субъектов РФ); местные (см. табл. 1.6). С 1 января 2005 г. исчерпывающий перечень налогов и сборов РФ содержится в ст. 13–15 НК РФ.

Система налогов РФ

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ

МЕСТНЫЕ НАЛОГИ

Классификация налогов и сборов на федеральные, региональные и местные соответствует разделению полномочий законодательных (представительных) органов власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления по введению или отмене налогов (сборов) на соответствующей подведомственной территории. Эти полномочия распределены между уровнями власти и местным самоуправлением, исходя из положения, что все федеральные, региональные и местные налоги и сборы являются элементами единой системы налогов РФ. Органы власти различных уровней имеют неодинаковый объем налоговых прав.

Федеральные налоги и сборы – это налоги и сборы, которые установлены НК и обязательны к уплате на всей территории РФ. Они устанавливаются решением высшего представительного органа власти. Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом РФ. Только в федеральном законе устанавливаются существенные элементы федеральных налогов.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. Они вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с Налоговым кодексом и законами субъектов РФ о налогах.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Эти налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Исключение: в ст. 12–15 НК РФ содержится положение о том, что местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются НК и законами указанных субъектов РФ о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов РФ!

При установлении региональных и местных налогов соответственно законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК, следующие элементы налогообложения:

Например, предельная ставка налога на имущество в соответствии с гл. 30 НК РФ установлена в размере 2,2 %. Законодательные органы власти субъектов РФ имеют право установить любую ставку в пределах 2,2 %.

Таким образом, органам законодательной власти субъектов РФ и представительным органам муниципальных образований предоставляется право самостоятельно устанавливать и прекращать действие региональных и местных налогов, изменять их ставки, предоставлять налоговые льготы.

1.2.4. Субъекты налоговых отношений: их права и обязанности

Основными участниками налоговых отношений с одной стороны выступают субъекты хозяйственной деятельности, а с другой – государственные органы, обладающие полномочиями контроля и управления в налоговой сфере.

Субъекты хозяйственной деятельности выступают в налоговых отношениях в качестве:

Основные права и обязанности едины для всех налогоплательщиков независимо от их групп, категорий и т. п. и содержатся в части первой НК РФ (табл. 1.7). Однако данные права и обязанности могут быть уточнены законодательством о конкретных налогах.

Права и обязанности налогоплательщиков

Налогоплательщики имеют право
(ст. 21 НК РФ):

Налогоплательщики обязаны
(ст. 23 НК РФ):

1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

2) получать от Министерства финансов РФ письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований – по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;

12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

5) представлять по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете», за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета;

6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов;

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах;

10) письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

Рассмотрим права и обязанности налоговых агентов. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики. Их обязанности установлены в ст. 24 НК РФ:

К государственным органам, реализующим основные функции в налоговой сфере, отнесены:

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;

Права и обязанности налоговых органов приведены в табл. 1.8.

Права и обязанности налоговых органов

Налоговые органы имеют право
(ст. 31 НК РФ):

Налоговые органы обязаны
(ст. 32 НК РФ):

1) требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;

2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом;

3) производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

6) осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

7) определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему РФ, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

8) требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

9) взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном настоящим Кодексом;

10) требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему РФ;

11) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

12) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

13) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

14) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:

1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;

2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;

4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;

5) руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов РФ по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах;

6) сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему РФ;

7) принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

8) соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;

9) направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;

10) представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Запрашиваемая справка представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

11) осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов;

12) по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.

2. Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

3. Если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора) налогоплательщик (плательщик сбора) полностью не погасил указанную в данном требовании недоимку, размеры которой позволяют предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Обязанности должностных лиц налоговых органов:

1) действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами;

2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;

3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не унижать их честь и достоинство

К государственным органам, наделенным отдельными полномочиями в отношении налогообложения, отнесены:

Министерство финансов РФ дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения.

Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов, дают письменные разъяснения по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах;

По запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в выездных налоговых проверках. При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных НК РФ к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в десятидневный срок со дня их выявления направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия решения.

В соответствии со ст. 35 и 37 НК РФ налоговые, таможенные органы, органы внутренних дел несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а также неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников при исполнении ими служебных обязанностей. Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета.

1.2.5. Объекты налогообложения.
Понятие «реализация» для целей налогообложения

В соответствии со ст. 38 НК РФ объектами налогообложения могут быть:

Помимо перечисленных к объектам налога могут быть также отнесены иные обстоятельства, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которых законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет самостоятельный объект обложения. Так, объектом налогообложения при взимании косвенных налогов – НДС и акцизов –выступает реализация товаров (работ, услуг).

Реализацией товаров (работ, услуг) организацией или индивидуальным предпринимателей признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами, услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в некоторых случаях – на безвозмездной основе. Такие случаи могут быть предусмотрены специальной частью НК РФ. Так, например, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией в соответствии со ст. 146 НК РФ, в которой перечислены объекты налога на добавленную стоимость.

Не признается реализацией товаров, работ или услуг:

1) осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);

2) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;

3) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

4) передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов);

5) передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;

6) передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;

7) передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;

8) изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ;

9) иные операции в случаях, предусмотренных НК РФ.

Объектом имущественных налогов, таких как налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, выступает имущество.

Для целей налогообложения под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. Например, доход является объектом налога на доходы физических лиц.

Доходы могут быть получены налогоплательщиком в виде дивидендов и процентов. При обложении налогом на доходы от дивидендов объектом выступает доход.

Дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.

Не признаются дивидендами:

Процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления).

Объектом налога на прибыль выступает прибыль организации, определяемая как разница между полученными доходами и произведенными расходами. Доходы и расходы организации определяются по правилам гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций».

Объекты всех налогов – федеральных, региональных, местных – определяются исключительно федеральным законодательством. Данное обстоятельство позволяет предотвратить налогообложение одного и того же объекта несколькими налогами одновременно, т. е. выступает гарантом недопущения многократного налогообложения.

1.2.6. Принципы определения цены товаров
(работ, услуг) для целей налогообложения

Принципы определения цены товаров (работ, услуг) закреплены ст. 40 НК РФ, согласно которой для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная в договоре сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

Налоговые органы при осуществлении налогового контроля вправе проверять правильность применения цен по сделкам в следующих случаях:

Согласно ст. 20 НК РФ взаимозависимыми лицами признаются физические лица и организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

Если цены товаров (работ, услуг), примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 % от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени. При перерасчете результаты сделки оцениваются исходя из рыночных цен на соответствующие товары (работы или услуги).

При определении и признании рыночной цены товара (работы, услуги) используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках. Однако при этом учитываются обычные при заключении сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные:

В случае реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством РФ, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

При отсутствии на соответствующем рынке товаров (работ, услуг) сделок по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) или из-за отсутствия предложения на этом рынке, а также при невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для определения рыночной цены используется метод цены последующей реализации. В этом случае рыночная цена реализуемых продавцом товаров (работ, услуг) определяется как разница между ценой, по которой такие товары (работы, услуги) реализованы покупателем при перепродаже (последующей реализации), и обычными затратами, связанными с перепродажей и продвижением на рынок приобретенных товаров (работ, услуг), а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя. При этом в составе затрат покупателя не учитываются цена приобретения товара (работы, услуги).

При невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, в последующем реализованных покупателем) используется затратный метод. При использовании этого метода рыночная цена товаров (работ, услуг), реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров (работ, услуг), затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.

1.2.7. Исполнение налоговой обязанности

Обязанность по уплате налога (сбора) возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога (сбора) возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога (сбора).

Налогоплательщик обязан самостоятельно и в срок исполнить обязанность по уплате налога (сбора). В противном случае налоговые органы направляют налогоплательщику требование об уплате налога не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Налогоплательщик должен исполнить требование в течение 10 календарных дней с даты его получения. В противном случае производится приостановление операций по счетам налогоплательщика, а также бесспорное взыскание недоимки и пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах в банке или за счет иного имущества. Решение о таком взыскании должно быть принято налоговым органом в течение 1 года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. При вынесении решения о принудительном взыскании в более поздний срок такое решение считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании причитающейся к уплате суммы налога.

Взыскание налога за счет имущества организации производится по решению руководителя налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу последовательно в отношении:

Обязанность по уплате налога прекращается:

1) с уплатой налога и (или) сбора;

При этом налог считается уплаченным:

2) со смертью физического лица. При этом задолженность по поимущественным налогам умершего лица погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством РФ для оплаты наследниками долгов наследодателя;

3) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой РФ;

4) с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Обязанность по уплате налога исполняется в валюте РФ.

Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов приведены на рис. 1.1.

Пеня – денежная сумма, подлежащая взысканию в случае уплаты налогов (сборов) в более поздний срок по сравнению с установленным законодательством. Сумма пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

Что служит правовым основанием функций налога. Смотреть фото Что служит правовым основанием функций налога. Смотреть картинку Что служит правовым основанием функций налога. Картинка про Что служит правовым основанием функций налога. Фото Что служит правовым основанием функций налога

Рис. 1.1. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов

Пеня начисляется в процентах за каждый календарный день просрочки уплаты налога, начиная со следующего за установленным налоговым законодательством дня уплаты налога. Процентная ставка пени равна одной трехсотой действующей в этот период ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика.

Принудительное взыскание недоимок и пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в бесспорном порядке, а с физических лиц (не являющихся индивидуальными предпринимателями) – в судебном порядке.

В случае переплаты налога или сбора излишне уплаченная сумма подлежит возмещению налоговым органом по месту учета налогоплательщика. В обязанности налоговых органов входит сообщение налогоплательщикам о каждом выявленном факте излишней уплаты налога или сбора в течение 10 дней со дня обнаружения данного обстоятельства. Возмещение излишне уплаченного налога (сбора) производится в форме зачета или возврата.

Зачет сумм излишне уплаченных налогов в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа, которое выносится в течение 10 дней после получения заявления или со дня подписания акта совместной сверки уплаченных налогов.

Возврат суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по другим налогам или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в соответствии с НК РФ, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Возврат излишне уплаченного налога осуществляется по письменному заявлению налогоплательщика в течение 1 месяца со дня его получения налоговым органом.

Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение 1 месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. Проценты начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата по ставке рефинансирования Центрального банка РФ.

Возврат суммы излишне уплаченного или взысканного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте РФ.

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного или взысканного налога может быть подано в течение 3 лет со дня уплаты указанной суммы.

1.2.8. Изменение срока уплаты налога

Изменение срока уплаты налога (сбора) – перенос установленного срока уплаты налога (сбора) на более поздний срок.

Формами изменения сроков уплаты налога (сбора) являются отсрочка, рассрочка и инвестиционный налоговый кредит.

Право на изменение срока уплаты налога и сбора предоставляют:

Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных НК РФ, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий три года, может быть предоставлена по решению Правительства РФ.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

Законами субъектов РФ могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты региональных и местных налогов. Основания для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, устанавливаются Таможенным кодексом РФ.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены по одному или нескольким налогам.

На сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период отсрочки или рассрочки. Проценты не начисляются в случаях, когда отсрочка или рассрочка предоставлена по основаниям, указанным в пп. 1 и 2.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в НК РФ, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;

2) осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

3) выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором, который должен предусматривать:

Не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке менее одной второй и превышающей три четвертых ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором.

Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите.

В каждом отчетном периоде суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50 % размеров соответствующих платежей по налогу, определенных по общим правилам без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите. При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50 % суммы налога, подлежащего уплате организацией за налоговый период. Если накопленная сумма кредита превышает предельные размеры, на которые допускается уменьшение налога, то разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период.

Если организация имела убытки по результатам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода либо убытки по итогам всего налогового периода, излишне накопленная по итогам налогового периода сумма кредита переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода.

Законом субъекта РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления по региональным и местным налогам соответственно могут быть установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита.

Срок уплаты налога не может быть изменен, если в отношении лица, претендующего на такое изменение:

1.2.9. Формы и методы налогового контроля

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах.

К государственным органам, осуществляющим налоговый контроль в РФ, относятся: налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов, органы внутренних дел.

Объектом налогового контроля является вся совокупность налоговых отношений. Предметом налогового контроля могут выступать в каждом конкретном случае различные аспекты налоговых отношений: законность, достоверность, полнота, своевременность, обоснованность, целесообразность, эффективность и т. д.

Формами проведения налогового контроля являются налоговые проверки, получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), и др.

Одним из наиболее эффективных методов налогового контроля со стороны налоговых органов является налоговая проверка.

Налоговые органы имеют право проводить камеральные и выездные налоговые проверки.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Такая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение 3 месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Если при камеральной проверке выявлены ошибки в декларации или противоречия между сведениями, которые содержатся в документах, представленных налогоплательщиком, и сведениями, имеющимися у налогового органа, налогоплательщику направляется требование в течение пяти дней представить необходимые пояснения и внести соответствующие исправления. Налогоплательщик, который дает пояснения относительно найденных ошибок и противоречий, вправе представлять в налоговый орган документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в декларацию. Если после рассмотрения пояснений и документов все равно будет установлен факт налогового правонарушения, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки.

Налоговые органы при камеральной проверке не имеют права требовать у налогоплательщика дополнительные документы и сведения, за исключением следующих случаев:

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам и охватывать период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. При этом налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем ФНС России о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более 2 месяцев. Указанный срок может быть продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях – до 6 месяцев на основании и в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов. При этом срок проверки не может превышать 1 месяц.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки с целью:

1) истребования документов (информации) у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию);

2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;

3) проведения экспертиз;

4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать 6 месяцев. По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Не позднее 2 месяцев после составления справки о проведенной проверке по результатам выездной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих налогоплательщик вправе в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *