Что случилось в зоопарке спектакль
ОДИНОЧЕСТВО И АБСУРДНОСТЬ: О СПЕКТАКЛЕ “ЧТО СЛУЧИЛОСЬ В ЗООПАРКЕ” В НОВГОРОДСКОМ МАЛОМ ТЕАТРЕ
Как мало нужно человеку, чтобы его привычная, размеренная жизнь дала сбой? И как много нужно, чтобы осознать, что ты прожил эту жизнь впустую? Герои спектакля “Что случилось в зоопарке” по одноименной пьесе Эдварда Олби, поставленного в Новгородском театре “Малый” в минувший четверг, ответили на эти вопросы. И не только.
Камерная сцена, несколько софитов, из декораций – пара скамеек. На сцене – двое мужчин. Один – немолодой, холёный, с серьгой в ухе и ярких штанах, читает книгу. Второй – в потёртом пальто и ботинках, неопределённого возраста, выглядит растерянно и устало. На сцене даже музыка не звучит, всё внимание – на диалог длиною в полтора часа. Но зрители сидят, затаив дыхание. Это театр абсурда, дамы и господа, отбросьте логику и отдайтесь происходящему безумию!
“Я СЕЙЧАС БЫЛ В ЗООПАРКЕ” – буднично, как будто так и надо, заявляет мужчина в пальто. Его зовут Джерри, и в ближайшие 90 минут он покачнет здравый смысл главного героя и зрителей в Малом театре Новгорода. Его невольный собеседник, Питер – собирательный образ интеллигента средней руки; про всю его жизнь можно сказать “аккуратно, но со вкусом”, и это считывается с первых минут спектакля. Именно с ним ассоциируешь себя при просмотре, ведь Питер – это то, к чему стремится каждый из нас: у него интересная работа, любящая семья, стабильный доход и несколько хобби. По выходным он в одиночестве наслаждается книгой в парке, это его многолетняя привычка и своеобразный бытовой ритуал. Второго мужчину, Джерри, так просто описать не получится: его поведение и речь эксцентричны, парадоксальны и непредсказуемы, а потому с первых минут диалога именно он правит балом. И разговор этот куда больше напоминает бал Воланда, чем Наташи Ростовой.
Именно Джерри знакомит нас с характером Питера и своим: сначала он навязчиво расспрашивает собеседника о личной жизни, а затем, не спрашивая, выдаёт подробности собственной. Питер – не то от неожиданности, не то от воспитанности – покорно отвечает на вопросы, изредка возмущенно мычит на совсем уж крайнюю бестактность и делает безуспешные попытки вернуться к чтению. Впрочем, истории Джерри оказываются получше любого бульварного чтива: здесь вам и зарисовка о похотливой домовладелице, и кринжовая история про отравление чужой собаки, но главное, как это всегда бывает, остаётся недосказанным – он постоянно намекает на нечто из ряда вон, что сегодня произошло в зоопарке… И каждый раз сбивается на новые байки. Разгадка, разумеется, припасена на конец спектакля, когда ни у Питера, ни у зрителей, уже не остаётся сил терпеть абсурд болтовни Джерри. И поверьте, эта история стоит того, чтобы ждать.
Для тех, кому стало интересно, существует старая добрая классика – а именно пьеса Эдварда Олби, которая практически дословно воспроизведена в спектакле. Олби – классик американской драматургии абсурда, отмеченный многими наградами, в том числе Пулитцеровской премией и наградой Центра Кеннеди за “плодотворно прожитую жизнь”. Именно “Что случилось в зоопарке” в 1958 году принесла Олби известность и признание. Но есть у драматурга и более популярные тексты: “Кто боится Вирджинии Вулф?”, “Три высокие женщины”, “Американская мечта”. Все тексты Олби наполнены абсурдом, остроумными ремарками в сторону современного ему американского общества и неподдельным страхом одиночества. При прочтении невольно вспоминаются такие гиганты экзистенциального абсурда, как Франц Кафка и Сэмюэль Беккет, но тут, как говорится, лучше один раз прочитать, чем сто раз услышать.
Как самостоятельный вид драматургии театр абсурда стал набирать обороты в 50-е годы двадцатого века, в основном, в Западной Европе. Время и место неслучайно, важен исторический контекст: как ни печально, но именно трагические события двух мировых войн вызвали интерес ко всему алогичному и иррациональному. Мунк, Хармс, Кирхнер – перечислять можно до бесконечности, но объединяет эти таланты одно: острая боль от утраты веры в человеческую гуманность, которая отразилась на доброй части творчества двадцатого века. Там, где лозунги о единстве и социальных идеалах начали терять свои позиции, расцвели ростки абсурда и экспрессии, сдобренные отвращением к милитаризму и человеческой отчужденностью. Театр абсурда предложил зрителям избавиться от шаблонов восприятия действительности и использовал для этого весьма действенные инструменты – нарушение классической логики повествования и дискомфорт при просмотре. Однако произведения данного жанра вовсе не лишены смысла, как может показаться: за каждым абсурдным диалогом и действием – авторское видение актуальных проблем общества. Именно уход от привычного хода мысли позволяет драматургам и писателям привлечь внимание к тому, как порой нелепо и пусто всё то, что мы возводим в абсолют.
Это, в конечном итоге, и происходит с Питером в спектакле “Что случилось в зоопарке”: одна случайная встреча переворачивает весь его тщательно выстроенный мир, обнажает хрупкость привычного бытия героя. Да что уж там героя – и всех зрителей.
Отдельно хочется отметить режиссёрскую задумку в конце спектакля, которой не было в оригинальной пьесе: благодаря нехитрому приёму главного героя Питера, а вместе с ним и всех сочувствующих, ставят на место Джерри – и тут уж количество интерпретаций зависит только от вашей фантазии. Кому-то это покажется оммажем к культовому “Бойцовскому клубу”, а кто-то увидит в этом невероятную грусть и одиночество человека постклассической эпохи.
К творчеству абсурда можно относиться по-разному, но нужно признать, что должный эффект оно производит на каждого, кому свойственно размышлять о судьбе общества и личности. А театр “Малый” в Великом Новгороде – это обязательная остановка для тех, кто тяготеет к современному искусству и ценит хорошую актёрскую игру.
Страсти по зоопарку. Размышления о премьере в театре «Малый»
Трудно поверить, что пьеса Олби более полувека будоражит театральные умы – история «Что случилось в зоопарке» вполне может быть перенесена из Центрального парка Нью-Йорка на московские Патриаршие пруды, и тогда столкновение с незнакомцем получит дополнительную мистическую рифму «булгаковщины».
Как советовал один классик остерегаться разговаривать с незнакомцами, так другой классик выводит в формулу – увидеть себя в отражении другого. В Новгородском театре «Малый» премьерный показ спектакля «Что случилось в зоопарке» – это разговор на двоих и блестящее актерское противостояние Андрея Данилова и Олега Зверева. За этим можно наблюдать как за словесной дуэлью и напряженной битвой умов, хотя визуально для зрителя все умещается внутри небольшого уголка парка.
Камерную историю Эдварда Олби режиссер Надежда Алексеева раскручивает по законам психологического детектива. Напряженная звуковая атмосфера струнных и шумов большого города наполняет зал. Случайная встреча двух горожан скорее инцидент, чем битва умов, но история оказывается ближе к сегодняшним зрителям, чем полвека назад, когда её сочинил драматург.
Острый и гротескный, с долей необходимой безуминки, Джерри в исполнении Андрея Данилова – это Джокер нашего времени, который изысканно и остроумно, долго и изобретательно издевается над обществом в лицо благообразного буржуа. Он готов рассказать свою жизнь с одним условием – всегда отсылая к неведомому анекдоту про зоопарк и обещая рассказать, чем дело кончится именно в зоопарке. Но за время почти часовой исповеди зрители вместе с Питером скорее узнают больше о том, какие хищники и травоядные обитают в социуме.
Джерри живет среди падших женщин и настоящих отбросов, он борется с ненавидящей его собакой и не оброс никакими привязанностями к человечеству. Последняя ниточка и шанс – случайный прохожий в парке. И вот если и с ним не получится диалога, значит, мы и все человечество обречены на вражду и одиночество. Питер в исполнении Олега Зверева – обаятельный и вежливый прохожий, представитель среднего класса и среднего представления о том, что делать в момент встречи с маньяком. Ну, или собеседником, который готов разрушить представление о дивном спокойном мире, где есть если не «львы, орлы и куропатки», то точно домашние питомцы и попугайчики.
И то, что так любит Питер – семья, книги, престижная работа – оборачивается зеркальным неудовлетворением расколотого мира Джерри, где есть только мрак, ужас и поиски слушателя, который единственный способен хотя бы не оценить, но выслушать исповедь. Вроде бы и Питеру есть за что бороться – хотя бы за скамейку, на которой он имеет привычку читать книги, за семью (прохожий подозрительно долго выпытывает адрес и сумму ежемесячного заработка), но видимо у Питера, слабосильного и шокированного, просто нет той разрушительной энергии, которую генерирует его противник. Питер не добро, и не противостоит злу, он то милое равнодушие, которое закрывает глаза на любое происшествие в окружающем мире больших городских джунглей.
Этот потрясающий камерный актерский дуэт в какой-то момент меняется и озвучивает разные партии – и вот уже Джерри в исполнении Андрея Данилова получает возможность примерить шкуру интеллигентного буржуа, а в Олеге Звереве и его Джерри пробуждается настоящая история «доктора Джекила и мистера Хайда». И там, где зал смеется, еще надеясь на комический исход этой истории, вдруг гораздо более хищнически и опаснее звучит обаятельный и развязный Джерри. Надо ли признаваться, что история про зоопарк просто заманивала нас в клетку? Чтобы там, прижав к прутьям, спросить, зачем мы придумали слово «любовь», если не способны испытывать ее к ближнему. Любому ближнему. Опасному. Странному. Вопрошающему.
Что случилось в зоопарке спектакль
лет сорока с небольшим, не толстый и не худой, не красавец и не урод. На нем костюм из твида и очки в роговой оправе. Курит трубку. И хотя он, так сказать, уже входит в средний возраст, стиль его одежды и манера себя держать почти юношеские.
лет под сорок, одет не столько бедно, сколько неряшливо. Когда-то подтянутая, мускулистая фигура начинает обрастать жирком. Сейчас его нельзя назвать красивым, но следы былой привлекательности видны еще довольно ясно. Тяжелая походка, вялость движений объясняются не распущенностью; если присмотреться внимательнее, видно, что этот человек безмерно устал.
Сентрал-парк в Нью-Йорке; летний воскресный день. Две садовые скамьи по обе стороны сцены, за ними — кусты, деревья, небо. На правой скамье сидит Питер. Он читает книгу. Кладет книгу на колени, протирает очки и снова углубляется в чтение. Входит Джерри.
Джерри. Я сейчас был в зоопарке.
Питер не обращает на него внимания.
Я говорю, я только что был в зоопарке. МИСТЕР, Я БЫЛ В ЗООПАРКЕ!
Питер. А. Что. Простите, это вы мне.
Джерри. Я был в зоопарке, потом шел пешком, пока вот не очутился здесь. Скажите, я шел на север?
Питер (озадаченно). На север. Да… Вероятно. Дайте-ка сообразить.
Джерри (тычет пальцем в зал). Это Пятая авеню?
Питер. Это? Да… Да, конечно.
Джерри. А это что за улица, что ее пересекает? Вон та, направо?
Питер. Вон та? О, это Семьдесят четвертая.
Джерри. А зоопарк возле Шестьдесят пятой, значит, я шел на север.
Питер (ему не терпится вернуться к чтению). Да, по-видимому, так.
Джерри. Добрый старый север.
Питер (почти машинально). Ха-ха.
Джерри (после паузы). Но не прямо на север.
Питер. Я… Ну да, не прямо на север. Так сказать, в северном направлении.
Джерри (смотрит, как Питер, стремясь отделаться от него, набивает трубку). Вы что, хотите нажить себе рак легких?
Питер (не без раздражения вскидывает на него гл-аза, но затем улыбается). Нет, сэр. От этого не наживешь.
Джерри. Правильно, сэр. Вернее всего, вы получите рак во рту и вам придется вставить такую штуку, какая была у Фрейда после того, как ему удалили полчелюсти. Как они называются, эти штуки?
Джерри. Именно! Протез. Вы образованный человек, не правда ли? Вы случайно не врач?
Питер. Нет, просто я об этом где-то читал. Кажется, в журнале «Тайм». (Берется за книгу.)
Джерри. По-моему, журнал «Тайм» не для болванов.
Питер. По-моему, тоже.
Джерри (после паузы). Очень хорошо, что там Пятая авеню.
Джерри. Терпеть не могу западную часть парка.
Питер. Да? (Осторожно, но с проблеском интереса.) Почему?
Джерри (небрежно). Сам не знаю.
Питер. А! (Снова уткнулся в книгу.)
Джерри (молча глядит на Питера, пока тот, смущенный, не поднимает на него глаза). Может, поговорим? Или вам не хочется?
Питер (с явной неохотой). Нет… отчего же.
Джерри. Я вижу, вам не хочется.
Питер (кладет книгу, вынимает трубку изо рта. Улыбнувшись). Нет, право же, я с удовольствием.
Джерри. Не стоит, раз вам не хочется.
Питер (наконец решительно). Нисколько, я очень рад.
Джерри. Это, как его… Сегодня славный денек.
Питер (без всякой надобности воззрившись на небо). Да. Очень славный. Чудесный.
Джерри. А я был в зоопарке.
Питер. Да, кажется, вы уже говорили… не правда ли?
Джерри. Завтра вы об этом прочтете в газетах, если вечером не увидите по телевизору. У вас, наверное, есть телевизор?
Питер. Даже два — один для детей.
Питер (с достоинством). Разумеется!
Джерри. Нигде, слава богу, не сказано, что это обязательно.
Питер. Да… это конечно…
Джерри. Значит, у вас есть жена.
Питер (не зная, как продолжать этот разговор). Ну да!
Джерри. И у вас есть дети!
Питер. Нет, девочки… обе — девочки.
Джерри. Но вам хотелось мальчиков.
Питер. Ну… естественно, каждому человеку хочется иметь сына, но…
Джерри (чуть насмешливо). Но так рушатся мечты, да?
Питер (с раздражением). Я совсем не то хотел сказать!
Джерри. И больше вы не собираетесь иметь детей?
Питер (рассеянно). Нет. Больше нет. (Каи бы очнувшись, с досадой.) Как вы узнали?
Джерри. Может, по тому, как вы кладете ногу на ногу, да еще что-то в вашем голосе. А может быть, случайно догадался. Жена не хочет, да?
Питер (яростно). Не ваше дело!
Джерри кивает. Питер успокаивается.
Что ж, это верно. У нас не будет больше детей.
Джерри (мягко). Так рушатся мечты.
Питер (прощая ему это). Да… пожалуй, вы правы.
Джерри. Ну… Что же еще?
Питер. А что это вы говорили насчет зоопарка… что я об этом прочту или увижу.
Джерри. Я вам после скажу. Вы не сердитесь, что я вас расспрашиваю?
Джерри. Знаете, почему я к вам пристаю? Мне редко приходится разговаривать с людьми, разве только скажешь: дайте кружку пива, или: где тут уборная, или: когда начинается сеанс, или: не давай волю рукам, приятель, — ну и так далее. В общем, сами знаете.
Питер. Честно говоря, не знаю.
Джерри. Но иногда хочется поговорить с человеком — поговорить по-настоящему; хочется узнать о нем все…
Питер (смеется, все еще ощущая неловкость). И сегодня ваш подопытный кролик — это я?
Джерри. В такой насквозь солнечный воскресный день лучше нет, чем поговорить с порядочным женатым человеком, у которого есть две дочки и… э-э… собака?
Что случилось в зоопарке
«Что случилось в зоопарке» – знаменитая пьеса Эдварда Олби, выдержавшая не одну сотню постановок по всему миру. Её ставили как «драму абсурда», но со временем пьеса превратилась в классику двадцатого века и стала «драмой жизни».
«Я сейчас был в зоопарке. Мистер, я был в зоопарке!» – настойчиво повторяет незнакомец человеку, мирно сидящему с книгой на скамейке в парке. Так начинается история о случайной короткой встрече двух диаметрально противоположных людей – добропорядочного семьянина Питера и экстравагантного оборванца Джерри. Один пришел сюда, чтобы отдохнуть от общества, второй — чтобы найти человека. Один благополучен и осторожен, другой — неприкаян и открыт, как пустой дом с выбитыми окнами. Скамейка в парке — единственный мост между ними, ненадёжный, колеблющийся, но, пока он есть, они вынуждены присутствовать в жизни друг друга, вынуждены сравнивать, сомневаться, удивляться, исповедоваться, сражаться.
Питер – человек, у которого всё в жизни устроено. Это яркий представитель типичного чисто американского «среднего класса». Он в ладу с собой и с Системой. Джерри – полная его противоположность. Это опустившийся, небрежно и неряшливо одетый человек, который порвал со всеми родственными, личными и социальными связями. Джерри всеми силами пытается убедить своего слушателя, что люди не могут и не должны жить в таком чудовищном отчуждении, отгороженными друг от друга клетками и решётками, как в зоопарке.
Всё, что говорит Джерри – правда. Беда в том, что этой правде нет места в мире Питера. Куда приведёт их обоих этот психологический поединок, к чему придёт каждый из них? И что на самом деле случилось в зоопарке, каждому решать для себя, ведь по сути весь мир — зоопарк, а люди в нём…?
Нетривиальная история и прекрасный тандем двух талантливых актёрских антиподов Андрея Чернышова и Андрея Леонова!
В ролях: Андрей Чернышов и Андрей Леонов
Продолжительность: 1 час 40 минут без антракта
Спектакль «Что случилось в зоопарке»
Трагическая клоунада «Что случилось в зоопарке».
Арт-подвал театра «НАШ ТЕАТР»
«Что случилось в зоопарке» – спектакль Льва Стукалова по одноименной пьесе Эдварда Олби об одиночестве и поисках взаимопонимания. Пьеса подарила молодому американскому автору всемирную славу, стала одной из самых популярных пьес для двух актеров.
«Наш театр» в своем репертуаре: компактный спектакль большого «удельного веса», с могучей эмоциональной амплитудой чувств от смеха до ужаса, от страха к жалости, от безысходности к смирению – вот к чему стоит быть готовым. Два человека встретятся в парке на скамейке.
Одноактная пьеса, два актера, одна история. Единство времени и пространства, чистое мастерство русской актерской школы. Поговорят, а вы уйдете с щемящим чувством, что вы уже не такой, как были час назад.
Автор – Эдвард Олби
Режиссер – з.а. России Лев Стукалов
Художник – Марина Еремейчева
Перевод – Наталья Тренева
В ролях:
Питер – Василий Шелих
Джерри – Сергей Романюк
Каждому, независимо от возраста, надо приобретать билет.
1) Единственная постановка этого произведения в городе.
2) Очень смешно, но с глубоким филосовским смыслом.
3) Подача динамичная, ёмкая, не затянутая.
Этот театр каждый раз поражает: доходчиво подаёт то, что, казалось бы, в театральный формат не вписывается.
В маленьком пространстве театра, «большая» игра актёров.
Хорошая постановка. Чувствуется мастерство актёров.